Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Деятельность Итоги и отчёты О государственной политике в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области

О государственной политике в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области

Информация к заседанию Правительства Ростовской области 23.10.2019

 

Департамент потребительского рынка Ростовской области (далее – Департамент) как орган исполнительной власти Ростовской области, осуществляющий в рамках действующего законодательства регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области, реализует полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ) в части:

выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

приема деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.

На территории Ростовской области функционируют 10 крупных предприятий-производителей алкогольной продукции, которые ежегодно обеспечивают поступление в бюджет более 6,4 млрд рублей или 4,6% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области осуществляют деятельность более 250 организаций оптовой торговли алкогольной продукцией, свыше 1,5 тысяч организаций розничной торговли алкогольной продукцией почти на 5 тысячах лицензированных объектах розничной торговли и общественного питания и более 3,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков.

Емкость рынка алкогольной продукции Ростовской области без учета пива и пивных напитков превышает 4,3 млн дал (1 дал = 10 литров).

Развитие алкогольного рынка как в Российской Федерации, так и в Ростовской области ведется в соответствии с Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р (далее – Концепция).

Основными задачами реализации Концепции являются:

снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения, изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков;

противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Ситуация, сложившаяся на алкогольном рынке Ростовской области, соответствует задачам, определенным Концепцией.

Так, емкость рынка алкогольной продукции Ростовской области без учета пива и пивных напитков по итогам 8 месяцев 2019 года сократилась на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 2,6 млн дал.

В результате на 0,1 литра по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сократился объем поставок алкогольной продукции (без учета пива и пивных напитков) в расчете на душу населения, который составил 6,1 литра.

По итогам 8 месяцев 2019 года в общей структуре поставок доля водки сократилась на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 26,5% от общего объема поставок алкогольной продукции в розничную торговую сеть (без учета пива и пивных напитков).

Оборот алкогольной продукции неразрывно связан с ее производственным циклом. На сегодняшний день на территории Ростовской области производится винодельческая и пивоваренная продукция, при этом порядка 10 лет назад осуществлялось производство этилового спирта из пищевого сырья, а порядка 5 лет назад – крепкой алкогольной продукции.

Объем производства алкогольной продукции в Ростовской области по данным единой государственной автоматизированной информационной системы (далее – ЕГАИС) за 8 месяцев 2019 года составил 18,6 млн дал, или 92% к аналогичному периоду 2018 года, в первую очередь за счет снижения объема выпуска пивоваренной продукции – произведено 18,3 млн дал или 91% от показателя объема производства за аналогичный период прошлого года.

Преимущественно это обусловлено высокой сравнительной базой прошлого года в связи с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018, когда объемы производства соответствовали повышенной потребности в данном виде продукции. В настоящее время производство пива адаптировано в соответствии со спросом потребителей.

Кроме того, сегодняшний пивной рынок характеризуется стремительным ростом сегмента крафтового пива – продукции экспериментальных авторских сортов, которая прочно вытесняет продукцию традиционного пивоварения, а также безалкогольного пива. На сегодняшний день на территории области функционирует порядка 45 малых пивоварен.

Наряду с этим за 8 месяцев 2019 года на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились показатели производства винодельческой продукции, произведено 250,6 тыс. дал.

Отвечая современным тенденциям развития экономики по кластерному типу, создан и развивается территориальный кластер «Долина Дона» (далее – Кластер), основная цель которого – стабилизация и развитие виноградарско-винодельческой отрасли. Сегодня Кластер объединяет не только предприятия и организации виноградарско-винодельческого сектора, но и крупнейшие научные и туристические организации, производителя сельхозтехники, коммерческие организации индустрии «HoReCa» и ритейла.

Для содействия предприятиям-производителям винодельческой продукции в налаживании сбыта, Департаментом на регулярной основе проводятся закупочные сессии с участием представителей крупноформатных торговых сетей. Как результат – увеличение доли представленности донской винодельческой продукции в федеральных и региональных сетях, в предприятиях сегмента HoReCa.

По итогам трех кварталов 2019 года от производства курируемых предприятий-производителей алкогольной продукции и пива в областной бюджет поступило 4,8 млрд рублей акцизов, что составило 92% от запланированного объема поступлений. При этом к уровню прошлого года сумма поступления акцизов увеличилась на 12% или на 500 млн рублей, в том числе:

от производства пива поступило 3,4 млрд рублей;

от производства винодельческой продукции – 79,4 млн рублей;

возврат от реализации крепкой алкогольной продукции – порядка 1,3 млрд рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ Департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного регионального контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, состоящего из:

лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания;

государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С июля 2017 года Департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания, и обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции.

В рамках исполнения полномочий Департамент проводит систематическую работу, направленную на сохранение розничной лицензированной сети, пресечение нелегального оборота алкогольной продукции, а также на дальнейшее увеличение количества хозяйствующих субъектов, соблюдающих требования законодательства.

В течение нескольких лет на алкогольном рынке, в том числе Ростовской области, наблюдается тенденция к укрупнению организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, вследствие чего количество лицензиатов сокращается. Данная тенденция обусловлена значительным размером госпошлины – 65 тыс. рублей за год, что является особенно затратным для сельской местности. В связи с этим несколько хозяйствующих субъектов зачастую объединяют свою деятельность в рамках одного юридического лица и включают в действующую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции дополнительные объекты торговли и общественного питания, путем переоформления лицензии, что обходится заявителю в 3,5 тыс. рублей.

Так, за период 2015 – 2018 годов количество лицензий сократилось на 41,5% (в среднем за год на 10 – 12%). При этом, сокращение объектов лицензированной сети, обусловленное ужесточением требований действующего законодательства, за аналогичный период составило 21,7% (в среднем за год – 5,4%).

С учетом тенденций, формирующихся на алкогольном рынке, а также среднегодового процента сокращения количества лицензий за счет укрупнения организаций, прогнозируется снижение показателя поступления государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в бюджет Ростовской области на 10 – 12% в год соответственно.

Однако, состояние розничной сети характеризуется и положительными тенденциями, в частности – ростом количества лицензированных объектов. По состоянию на 01.10.2019 лицензированная сеть насчитывает 4980 объектов, в том числе 4055 объектов розничной торговли и 926 объектов общественного питания, что на 38 объектов больше, чем на 01.10.2018 (4942 объектов).

Таким образом, работа Департамента по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции дает свои плоды и ранее осуществлявшие нелегальный оборот алкогольной продукции хозяйствующие субъекты начинают переходить в правовое русло деятельности.

В результате по итогам 9 месяцев 2019 года удалось не только восстановить лицензированную сеть, но и увеличить ее по отношению к аналогичному периоду прошлого года, что произошло впервые с 2010 года.

В рамках пресечения нелегального оборота алкогольной продукции за 9 месяцев 2019 года Департаментом организовано и проведено более 110 выездных мероприятий.

По их результатам возбуждено 86 дел об административных правонарушениях, 53 хозяйствующих субъекта привлечены к административной ответственности, из нелегального оборота изъято и арестовано более 2 тыс. литров алкогольной продукции.

Мероприятия, направленные на пресечение нелегального оборота алкогольной продукции, проводятся, как на основании обращений граждан и организаций, так и в форме мониторинга объектов торговли и общественного питания не только в крупных городах, но на всей территории Ростовской области, включая удаленные сельские территории.

Переданные полномочия по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции осуществляются Департаментом в пределах существующей штатной численности.

В рамках обеспечения государственного регулирования, направленного на выявление случаев нелегального оборота, Департаментом привлекается население Ростовской области.

На протяжения ряда лет в Департаменте работает «телефон доверия», по которому принимается информация о фактах, с указанием адресов незаконной продажи и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (863) 269-77-48.

За 9 месяцев 2019 года на «телефон доверия» поступило 43 обращения с указанием 60 мест незаконной продажи алкогольной продукции. По всем поступившим обращением приняты меры.

Наделение Департамента полномочиями по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции позволяет сотрудникам Департамента в подавляющем большинстве случаев отрабатывать обращения граждан самостоятельно, без привлечения сотрудников правоохранительных органов.

В настоящее время в рамках межведомственного взаимодействия в ГУ МВД России по Ростовской области для принятия мер направляется только информация по фактам продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, из частных домовладений и в ночное время. По каждому факту обеспечивается обратная связь, а также осуществляется системная совместная работа и взаимодействие.

Аналогичные «телефоны доверия» действуют в каждом муниципальном образовании Ростовской области, однако в текущем году количество обращений на «телефоны доверия» муниципальных образований сократилось почти на 20%. Это свидетельствует о недостаточно эффективной работе и взаимодействию местных администраций с уполномоченными органами и населением.

В рамках контрольно-надзорной деятельности за 9 месяцев 2019 года Департаментом проведено 87 внеплановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на основании признаков нарушения обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, выявленных в ходе анализа данных ЕГАИС, а также 8 проверок по сведениям, поступившим из межрегионального управления Росалкогольрегулирования по ЮФО, в результате которых в 45 случаях (практически каждый второй случай) выявлены нарушения установленных требований законодательства.

В рамках исполнения законодательно установленных полномочий Департамент нацелен на достижение всеми хозяйствующими субъектами розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции 100% декларирования объемов их продаж.

В этой связи Департаментом организована на постоянной основе работа по информационному просвещению декларантов о необходимости своевременного представления деклараций, а также правоприменительная практика, направленная на предупреждение и профилактику совершения административных правонарушений.

В 2019 году по итогам декларационных кампаний за I и II кварталы 2019 года в Ростовской области достигнуто 100% представление деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, имеющими соответствующие лицензии.

В ходе реализации административной практики Департаментом за 9 месяцев 2019 года:

1) возбуждено 310 дел об административных правонарушениях для проведения административных расследований;

2) составлено 580 протоколов об административных правонарушениях по 12 статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (из них 348 – по государственному контролю за представлением деклараций; 74 – по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания; 81 – по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции);

3) вынесено 531 постановление о привлечении к административной ответственности (из них 344 – по государственному контролю за представлением деклараций; 78 – по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания; 53 – по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции);

4) назначено административных штрафов на сумму 9,7 млн руб.

Взыскано административных штрафов в бюджеты разных уровней в отчетном периоде на сумму 3,8 млн руб., что на 11,8% больше показателя аналогичного периода предыдущего года (3,4 млн руб.).

Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации, составляемому Росалкогольрегулированием на основе анализа состояния розничных рынков продаж алкогольной продукции, Ростовская область уже второй год входит в число субъектов (5 – 6 позиции), наиболее полно применяющих инструментарий статей Кодекса об административных правонарушениях для возбуждения дел об административных правонарушениях.

В результате проведенного Департаментом анализа установлено, что в городских округах и муниципальных районах в Ростовской области при принятии муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих перечень прилегающих территорий и методы расчета расстояний прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, выявлены несоответствия Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425, что затрудняет проведение мероприятий по осуществлению государственного регионального контроля на прилегающих к объектам территориях, где запрещена розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, с целью оценки ситуации на территории муниципальных образований Ростовской области Департаментом ежеквартально проводится соответствующий анализ, который учитывает такие показатели как: количество лицензированных объектов в соотношении к совершеннолетнему населению, объем поставок алкогольной продукции на 1 совершеннолетнего жителя, количество отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией и другие.

Проводимая оценка регионального рынка алкогольной продукции, а также результаты упомянутых ранее контрольных мероприятий, указывают на актуальную для области проблему в части нелегального оборота пива и пивных напитков, которые в настоящее время составляет более 40% от всего объема изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции. В абсолютном большинстве случаев у индивидуальных предпринимателей выявляется ее оборот без сопроводительных документов.

В настоящее время реквизиты поставок алкогольной продукции, отраженные в ЕГАИС, не содержат конкретных адресов отгрузки, а только данные индивидуального предпринимателя о регистрации по месту жительства. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях отсутствуют какие-либо базы данных, содержащие полный перечень мест фактического осуществления розничной продажи пива и пивных напитков индивидуальными предпринимателями. Данные факторы затрудняют проведение контрольных мероприятий и делают оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, непрозрачным.

В целях создания равных конкурентных условий в сфере оборота алкогольной продукции необходимо упорядочить данную деятельность путем создания единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. В ближайшее время Департаментом будет подготовлена соответствующая законодательная инициатива.

Таким образом, государственная политика в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области реализуется в полной мере и в соответствии с действующим законодательством.

Выполнение мероприятий, указанных в перечне поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных средств областного бюджета.

Дополнительные файлы

загружен: 22 окт. 2019 17:35
Пояснительная информация .doc
71.5 КБ
загружен: 22 окт. 2019 17:35
Перечень поручений и рекомендаций .doc
43 КБ
Размещено: 22 окт. 2019 17:26
Изменено: 22 окт. 2019 17:39
Количество просмотров: 51