Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О реализации мер государственного регулирования торговой деятельности с использованием информационной системы «Портал потребительского рынка Ростовской области»

«О реализации мер государственного регулирования торговой деятельности с использованием информационной системы «Портал потребительского рынка Ростовской области»

Дата события: 23 сен. 2020

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

И.В.Теларова, директор департамента потребительского рынка Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

Потребительский рынок Ростовской области является одним из крупнейших в России и вносит весомый вклад в развитие экономического потенциала Ростовской области.

В курируемых департаментом потребительского рынка Ростовской области отраслях формируется порядка 20 % валового регионального продукта, зарегистрировано около 100 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивается рабочими местами более 500 тысяч человек.

По величине оборота розничной торговли Ростовская область стабильно занимает 6-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Оборот розничной торговли в Ростовской области в действующих ценах по итогам 2019 года составил – 975,6 млрд рублей, в январе-августе текущего года – 598,6 млрд рублей.

Ростовская область характеризуется развитой многоформатной инфраструктурой розничной торговли, которая представляет собой омниканальную систему товарооборота.

В товаропроводящую цепь региона входит более 42 тысяч торговых объектов. Площадь только стационарных предприятий торговли составляет более 3,3 млн квадратных метров.

Оптимальный рост торговой инфраструктуры достигается развитием таких форматов как стационарная торговля и сетевой ритейл, розничные рынки и ярмарочные площадки, нестационарная и мобильная торговля, дистанционная торговля.

Развитие цифровых технологий позволило торговле стать одной из самых передовых сфер деятельности. В связи с чем, государственное регулирование сферы в современных условиях требует как взвешенной регуляторной базы, так и использование информационных систем органами государственной власти.

Одним из форматов торговли, развитие которого осуществляется посредством современных технологических решений, возведением новых объектов, модернизацией старых торговых площадей, является стационарная торговля, при этом, ключевая роль принадлежит сетевым торговым предприятиям.

По данным Росстата в Российской Федерации доля розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по итогам 2019 года составила 34,2 %.

В Ростовской области данный показатель составил 29 %.

Увеличение доли сетевого ритейла – является мировым трендом развития потребительского рынка. При этом, сетевой ритейл обеспечивает рабочими местами жителей нашего региона со стабильной, достойной заработной платой выше среднеобластного показателя, а также создает торговую и логистическую инфраструктуру, обеспечивает ежегодные поступления во все уровни бюджетной системы в объеме
более 1,5 млрд рублей налогов и иных платежей.

Вместе с тем, Ростовская область является южным регионом, которому свойственны южный тип потребления и навыки ведения торговли с летними площадками, торговыми рядами под открытым небом и столиками в пешеходных зонах.

Наиболее доступным и прямым каналом сбыта продукции мелких и средних товаропроизводителей, остаются розничные рынки и ярмарки.

На территории Ростовской области функционирует 48 розничных рынков на 20,1 тыс. торговых мест.

При этом, для реализации сельскохозяйственной продукции на розничных рынках отведено 9,1 тыс. торговых мест, или 45 % от их общего количества.

Сумма налоговых платежей, перечисленных управляющими рынками компаниями во все уровни бюджета, по итогам 2019 года составила порядка 206,8 млн руб.

В прошлом году департаментом потребительского рынка Ростовской области разработан и принят областной закон, исключающий применение избыточных требований к розничным рынкам, расположенным за пределами донской столицы. Это обеспечит стабильность работы на протяжении следующих 10 лет, как минимум, 40 управляющих компаний.

В Перечень мест организации ярмарок на 2020 год в разрезе муниципальных образований Ростовской области вошли 492 ярмарочные площадки.

По данным муниципальных образований в 1 полугодии 2020 года функционировали 336 площадок, отведенных органами местного самоуправления для проведения ярмарочных мероприятий.

Тенденции развития торговли сегодня диктуют современное требования ко всем форматам торговли, в том числе необходимость кардинальных изменений и реформирования ярмарочной торговли.

Департаментом уже разработан проект постановления Правительства Ростовской области, регламентирующий деятельность ярмарочных площадок, которым, в том числе, предусмотрено:

- упрощенный порядок организации ярмарок для сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, что станет дополнительным каналом сбыта продукции;

- прозрачная процедура аренды торгового места;

- обязательное предоставление 20 % торговых мест на бесплатной основе;

- создание новой дизайн-концепции ярмарочной торговли Ростовской области;

- введение понятия «оператор ярмарки», что даст право органам власти на конкурсной основе выбирать хозяйствующего субъекта, который будет проводить мероприятия.

Дополнительное право потенциально даст новый толчок развития данного формата.

Вместе с тем, организация ярмарочной торговли «по новым правилам» потребует контроля со стороны органов власти. В связи с чем, будет инициировано внесение изменений в Областной закон об административных правонарушениях в части наделения сотрудников департамента полномочиями по привлечению к ответственности организаторов ярмарок за нарушение установленного порядка.

Основной целью реформирования ярмарочной торговли является создание единообразного подхода к проведению ярмарок на территории Ростовской области и повышение качества проведения ярмарок.

Данная работа будет завершена департаментом потребительского рынка Ростовской области в текущем году.

Необходимо отметить, что разумное сочетание государственного регулирования и саморегулирования участниками рынка создает драйверы роста торговли. Как пример - создание благоприятной нормативной базы для развития таких форматов, как нестационарная и мобильная торговля.

В 2015 году Ростовская область стала первым субъектом Российской Федерации, существенно упростившим порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Добросовестные предприниматели получили гарантированную возможность планировать свою деятельность на долгосрочных и понятных началах, а граждане возможность делать покупки непосредственно рядом с домом, экономя время и средства.

В Ростовской области в 2019 году формат мобильной торговли введен в правовое поле.

В результате на территории региона функционирует более 6 700 нестационарных торговых объектов, в том числе мобильных.

Правоприменительная практика реализации регионального законодательства в области регулирования нестационарной и мобильной торговли показала ряд неточностей и пробелов, которые требуют с нашей стороны отдельного внимания.

В связи с чем в текущем квартале департаментом начата работа над созданием единого нормативного правового акта, регламентирующего нестационарную и мобильную торговлю в Ростовской области.

Проект позволит:

- еще больше упростить процедуру предоставления права на размещение НТО для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, таких как сельхозтоваропроизводители и сельскохозяйственная потребкооперация;

- исключить случаи злоупотребления на местах при размещении НТО;

- регламентировать упрощенный порядок размещения летних площадок общественного питания, что стало актуальным в период пандемии;

- сформировать прозрачную процедуру предоставления права на размещение НТО.

Обязательным станет внесение адресных ориентиров в информационную систему «Портал потребительского рынка Ростовской области».

Мобильная торговля занимает особое и крайне важное место в потребительской сфере, может носить совершенно разные функции.

При осуществлении деятельности в городах мобильные торговые объекты являются дополнительными объектами городской инфраструктуры.

Применительно к сельским территориям – автолавки являются иногда единственной возможностью приобрести товары первой необходимости.

Необходимо отметить, что требования федерального законодательства и экономическая ситуация крайне остро отразились на жителях отдаленных и труднодоступных населенных пунктов.

На сегодня порядка 700 населенных пунктов Ростовской области не имеют постояннодействующих магазинов. Порядка 44 тысяч граждан, проживающих в таких территориях, не имеют возможности в любой день купить продукты питания.

В связи с чем, при Вашей, Василий Юрьевич, поддержке департамент предлагает рассмотреть возможность выделения муниципальным районам субвенций на приобретение автолавок. Общеобластную потребность департамент готов рассчитать и представить на Ваше решение до конца ноября текущего года.

В связи с актуальностью обозначенной проблемы планируется проработать особенности нормативного регулирования мобильной торговли в труднодоступных территориях.

Особое внимание уделяется развитию дистанционной торговли, и прежде всего Интернет-торговли.

Сегодня цифровизация проникает в традиционные торговые каналы и трансформирует их. Одним из главных трендов становится развитие омниканальности продаж, то есть совмещение интернет-технологий и обычных магазинов.

В России сегмент Интернет-торговли, по экспертным оценкам, занимает только 3-4 % от всего объема оборота розничной торговли, а это более 1 трлн. рублей, в Ростовской области – порядка 1 %.

Режим изоляции спровоцировал быстрый рост Интернет-торговли. После снятия большинства ограничений объем продаж в данном сегменте не сократился до «докризисного уровня». Эксперты прогнозируют рост доли электронной торговли по итогам 2020 года.

По Вашему, Василий Юрьевич, поручению департаментом потребительского рынка Ростовской области разработана региональная информационная система «Портал потребительского рынка Ростовской области», направленная на реализацию мер регулирования и стимулирования развития сферы потребительского рынка.

Информационная система содержит:

- удобный сервис для подачи гражданами быстрых сообщений о фактах несанкционированной торговли;

- информационный блок, в том числе с разделом «До/После»;

- информацию об объектах торговли с разбивкой по форматам и привязкой к геолокации;

- практичные ссылки на государственные услуги, которые необходимы или интересны хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

На сегодняшний день Портал реализует два стратегических направления.

Портал предоставляет возможность зарегистрированным активным гражданам принимать непосредственное участие в регулировании потребительской сферы Ростовской области, что достигается путем предоставления сервиса информирования о выявленных местах несанкционированной торговли, как основной причине, препятствующей развитию цивилизованных форматов торговли.

Доступ на Портал возможен через сайт donpotreb.ru, а также с мобильного устройства через приложение Донпотреб, доступное в App Store и Play Маркете.

Возможность входа в личный кабинет Портала предусмотрена с помощью использования ЕСИА (Единой Системы Идентификации и Аутентификации), что обеспечивает точную идентификацию заявителя, исключает возможность подачи анонимных заявлений и повышает ответственность заявителя.

Информационная система введена в эксплуатацию 13 января 2020 года.

В связи с введенными ограничениями рост активности пользования Порталом со стороны граждан мы увидели только с июня текущего года.

На сегодняшний день Портал потребительского рынка уже показал результаты своей работы.

Так, по состоянию на 23.09.2020 на Портал поступило 303 сообщения от граждан о местах несанкционированной торговли, из них;

- обработано – 180 сообщений;

- в работе – 68 сообщений;

- 55 сообщений отклонено по причине нарушения со стороны граждан Единых правил модерации.

При этом, со стороны администраций городских округов и муниципальных районов имеются факты нарушения установленных сроков рассмотрения сообщений граждан
(5 рабочих дней).

Обращаю внимание глав администраций муниципальных образований, в первую очередь крупных городских округов, на необходимость соблюдения сроков принятия мер реагирования на сообщения.

Указанные сроки отслеживаются не только информационной системой, но и самими гражданами.

Второе направление Портала: сбор, накопление, хранение и обработка сведений об объектах потребительского рынка с целью повышения эффективности государственного управления.

Портал позволяет получать информацию, в том числе, о таких объектах потребительского рынка как:

розничные рынки;

ярмарочные площадки и места их размещения;

схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В реестрах объектов потребительского рынка содержится информация о 55 243 объектах (торговля + общественное питание + бытовое обслуживание). На сегодняшний день реестры заполнены на 98,5%.

Завершили заполнение объектов
54 муниципальных образования. Степень наполненности реестров муниципального образования «город Азов» на сегодняшний день оценивается в 43%.

Необходимо отметить, что работа Ростовской области по созданию Портала была отмечена на платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека», как одна из лучших практик организации межведомственного взаимодействия при решении проблем для достижения комфорта, законности и безопасности торговли и услуг в регионе с непосредственным участием жителей.

В 2021 году при наличии дополнительного финансирования планируется нарастить работу по использованию Портала и его применения в иных направлениях. Например, нелегальный оборот алкогольной и табачной продукции.

Изменения коснутся удобства пользования Порталом гражданами, увеличения информации об объектах потребительского рынка, насыщение Портала информацией об иных хозяйствующих субъектах, принимающих участие в товародвижении: производители, поставщики, участники системы «Сделано на Дону».

Планируется создание и внедрение единой площадки для проведения электронных конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов, что сделает данный процесс прозрачным для предпринимателей.

В заключение хочу отметить. Государственная политика в сфере розничной торговли на территории Ростовской области реализуется в соответствии с действующим законодательством.

Тренды развития торговой деятельности формируются в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации и региональной Стратегией-2030.

Важнейшим фактором успеха преобразований в системе государственного управления, экономике и социальной сфере является открытый диалог и партнерство всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства, бизнеса и граждан.

Основываясь на передовых российских технологиях и лучших региональных практиках, мы содействуем решению задачи по ускоренному внедрению цифровых технологий в интересах социально-экономического развития региона и повышения качества жизни граждан.

Доклад окончен.

Дополнительные файлы

загружен: 23 сен. 2020 12:27
Скачать в формате .doc
59.5 КБ
Размещено: 23 сен. 2020 12:23
Изменено: 23 сен. 2020 12:23
Количество просмотров: 86

Разделы сайта

Потребительский рынок

Электронная приёмная граждан