Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2019 год»

«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2019 год»

Дата события: 18 мар. 2020

Расширенное заседание правительства Ростовской области

Л.В.Федотова, заместитель губернатора Ростовской области – министр финансов

В Ростовской области реализуется комплекс мер, направленных на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами. Постоянный мониторинг планирования и исполнения местных бюджетов, состояния бюджетных расчетов, заключение Соглашений с муниципальными образованиями, проведение конкурсов по бюджетно-финансовым вопросам. 

Это также и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, итоги которой за 2019 год мы сегодня подводим.

Её цель – стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности финансового менеджмента.

Методологическая составляющая оценки позволяет комплексно оценить уровень проделанной работы и выработать меры на будущее для качественной работы в сферах планирования и исполнения местных бюджетов, состояния муниципального долга, управления собственностью и оказания муниципальных услуг, повышения прозрачности бюджетного процесса, финансовых взаимоотношений с поселениями.

Итоги оценки по всем индикаторам и направлениям размещаются на сайте минфина области.

В 2019 году 48 муниципальных образований из 55, или 87%, обеспечили высокую и надлежащую степень качества осуществления бюджетного процесса при 77 % за 2018 год.

Выросло среднее значение комплексной оценки качества – 78 баллов при 76  годом ранее.

Наиболее высокие рейтинговые баллы по результатам оценки за 2019 год получены 21 муниципальным образованием.

Доходы муниципальных образований в целом за 2019 год  составили 141 млрд рублей с  ростом к 2018 году на 6­­% или на 7,7 ­­ млрд рублей. В расчете на душу населения это 34 тысячи рублей, что выше среднероссийского показателя – 31 тысяча рублей и среднего по ЮФО – 27 тысяч рублей.

Собственные доходы местных бюджетов составили 38,8 млрд рублей с ростом к уровню 2018 года более чем на 700 млн рублей.

Недоимка снижена по 31-му муниципальному образованию на 255 млн рублей или на 6 %. Вместе с тем ее объемы по-прежнему значительны и составляют 7,2 млрд рублей, из них по транспортному налогу – 1,9 млрд рублей – это резерв для пополнения муниципальных дорожных фондов. Работа в этом направлении должна быть продолжена.

Следует отметить проведенную за год работу отдельных муниципальных образований по обеспечению расходов бюджетов собственными средствами без привлечения заемных средств, сокращению прироста расходов, не обеспеченных приростом доходов.

Финансовая помощь из областного бюджета без учета субвенций на переданные госполномочия составила более 37 млрд рублей по 111 направлениям с ростом на 2,4 млрд рублей.

На софинансирование муниципальных полномочий выделено 26,5 млрд рублей по 106 направлениям, в их числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, объектов образования, здравоохранения, водопроводно-канализационного хозяйства.

Вместе с тем отмечаю, что уровень использования этих средств составил 84% при 93% годом ранее.

Объем неосвоенных средств ­ – 5,0 млрд рублей, из них в дорожной сфере  – 1,5 млрд рублей, по объектам социальной сферы и спорта – 1,4 млрд рублей, водопроводно-канализационного хозяйства и газификации – 0,7 млрд рублей, переселению граждан из аварийного жилья и благоустройству – 0,3 млрд рублей.   

Считаю это недоработкой местных администраций и главных распорядителей средств областного бюджета.

При этом хочу напомнить, что в качестве дополнительных мер финансовой поддержки местных бюджетов с 2013 года не повышаются уровни софинансирования. Базовый уровень для областного бюджета – 80%, для местных – 20 % с учетом индивидуальной бюджетной обеспеченности. По дорожной деятельности доля местных бюджетов – 1 %. По строительству школ – 5%.

Областные дотации предоставлены в объеме 10,8 млрд рублей  с ростом на 2,2 млрд рублей, или 25%.

С 2017 года дотации предоставляются под условия выполнения обязательств Соглашений. В 2019 году было заключено 425 Соглашений.

Основные обязательства:

рост налоговых и неналоговых доходов,

первоочередное финансовое обеспечение социально значимых расходов,

соблюдение параметров муниципального долга и нормативов на содержание органов местного самоуправления,

недопущение просроченной кредиторской задолженности и другие.

Итоги выполнения обязательств Соглашений за отчетный год показали.

Продолжаются попытки включения в местные бюджеты нереальных к поступлению доходов и расходов без источников финансирования.

Установленный в Соглашениях рост налоговых и неналоговых доходов не обеспечили 108 территорий. В их числе 10 поселений 6-ти муниципальных районов не исполнили первоначальные плановые показатели более чем на 10 % за последние 2 года.

Превысили норматив на содержание органов местного самоуправления 6 поселений 4-х муниципальных районов.

За невыполнение этих обязательств предусмотрено сокращение дотаций и административная ответственность.

Первоочередное планирование социально значимых расходов не обеспечено 73-мя муниципальными образованиями.

Не были включены в полном объеме в бюджеты расходы на заработную плату, питание, коммунальные услуги, налоги и сборы,  ГСМ и связь.

В результате под угрозу были поставлены прямые полномочия органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов за счет всех источников исполнены на 138 млрд рублей с  ростом к 2018 году на  8,4 млрд рублей, ­­или 6,5%.

Приоритетными были расходы социальной направленности, их общий объем составил почти 100 млрд рублей или 72 % общего объема: расходы на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение и спорт.

Дополнительно к средствам областной поддержки расходы инвестиционной направленности за счет собственных средств местных бюджетов в 2019 году составили 6,0 млрд рублей.

В пересчете на душу населения расходы местных бюджетов на увеличение основных средств составили 3,1 тыс. рублей, по субъектам ЮФО – 2,4 тыс. рублей, среднероссийский показатель – 2,7 тыс. рублей. 

В целом по итогам года расходы местных бюджетов превысили доходы на  1,7 млрд рублей, 242  муниципальных образования вышли с профицитом на 1 января 2020 года. Сократили размер дефицита по сравнению с 2018 годом 52 муниципальных образования.

Параметры дефицита соблюдены всеми муниципальными образованиями.

Объем муниципального долга на 1 января 2020 года составил 5,9 млрд рублей, или 13,2% от объема собственных доходов.  Средний уровень по субъектам ЮФО – 24,5%, по субъектам РФ – 21,7%.

Из областного бюджета предоставлены бюджетные кредиты для покрытия временных кассовых разрывов на общую сумму 168,0 млн рублей под 0,1% годовых. Все они своевременно возвращены в областной бюджет.

3 муниципальных образования по итогам года привлекли банковские кредиты больше, чем возможно.

Это свидетельствует о недостаточном анализе при осуществлении  заимствований.

Кроме этого, необходимо исходить из минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.

На постоянной основе должен проводиться мониторинг соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Не имеют заимствований 449 муниципальных образований при 442 годом ранее.

В соответствии с бюджетной отчётностью просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2020 года отсутствует.

Вместе с тем отдельными муниципальными образованиями была допущена просроченная кредиторская задолженность за выполненные работы перед подрядчиками в ходе исполнения местных бюджетов.

Такие факты недопустимы и требуют принятия своевременных мер реагирования на муниципальном уровне.

Требуется уделить внимание вопросам качества предоставляемой отчетности, равномерности расходования средств бюджетов в течение года, снижению количества вносимых изменений в первоначально утвержденное решение о бюджете.

В текущем году органами местного самоуправления совместно с органам государственной власти в условиях реализации национальных проектов, задач, поставленных в послании Президента России, необходимо:

1. Проводить постоянную работу по пополнению бюджетов собственными доходами.

2.  Повышать эффективность управления расходами в рамках реализации муниципальных программ, выполнять условия Соглашений о предоставлении финансовой помощи.

3. Продолжить реализацию принятых планов мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики.

4. Формировать реалистичный прогноз по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов.

5. Принимать все меры по эффективному, экономному и целевому использованию бюджетных средств.

6. Наполнять бюджетными данными Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы.

И в завершение, с учетом принятых местными администрациями мер по сбору собственных доходов, обеспечению сбалансированности бюджетов, для поощрения Дипломами Правительства Ростовской области определены наиболее успешные муниципальные образования, получившие наибольшие рейтинговые баллы (5 муниципальных образований).

Рубрикатор

Бюджет

Дополнительные файлы

загружен: 18 мар. 2020 15:59
Скачать в формате .doc
79 КБ
Размещено: 18 мар. 2020 15:51
Изменено: 18 мар. 2020 17:36
Количество просмотров: 103
Электронная приёмная граждан