Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «Об итогах работы министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года»

«Об итогах работы министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года»

Дата события: 17 фев. 2020

Отчет министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области об итогах работы за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года

К.Н.Рачаловский, министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники совещания!

Аграрная политика в области направлена на увеличение производства, финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, развития современных технологий, улучшение условий жизни на сельских территориях.

Итоги аграрной политики с 2015 года, как вы могли увидеть в фильме, выражены положительной динамикой многих показателей.

Так производство продукции сельского хозяйства выросло на 21%, пищевой промышленности – на 8%.

За 5 лет среднемесячная заработная плата в АПК выросла на 40% и достигла 28 000 рублей.

В растениеводстве выросло производство ведущих сельскохозяйственных культур.

Это результат постоянной работы по соблюдению научно-обоснованной системы земледелия, применения современных сортов, модернизации технического парка.

Так, с 2015 года объемы внесения минеральных удобрений выросли на 33% (2015 – 256 тыс. тонн в д.в., 2019 – 340,7 тыс. тонн в д.в.),

площади, засеваемые элитными семенами, на 61% (2015 – 332 тыс. га, 2019 - 536 тыс. га).

Важной культурой для нас является озимая пшеница. Она обладает высоким качеством, рентабельностью и экспортным потенциалом.

За отчетный период посевные площадь под ней выросли более чем на 500 тыс. га.

Под урожай 2020 года посеяно почти 2,8 млн га. Это предельная по севообороту площадь. Больше сеять нельзя. Дальше возможно только интенсивное развитие.

Одно из направлений – выращивание зерна на поливе.

И здесь у Ростовской области есть преимущество в наличии госсистемы орошения, с использованием водных запасов Дона и Цимлянского водохранилища.

За пять лет на реконструкцию оросительных систем направлен 1 миллиард рублей, в целом на мелиорацию более 1,5 миллиардов рублей. Введено в эксплуатацию 25 тыс. гектаров поливных земель. По плану до 2024 года эта цифра увеличится еще на 20 тыс. га.

Другое направление интенсивного развития отрасли – техническая модернизация машинно-тракторного парка. За пять лет трактора обновили на 14%, комбайны - на 25%.

Темпы все еще недостаточные. Поэтому, имея почти 400 млн рублей в год на субсидии 20% стоимости техники из областного бюджета плюс федеральные программы, в том числе с участием Росагролизинга, ставим задачу увеличить к 2024 году энергообеспеченность с сегодняшних 145 л.с. на 100 га пашни до 209 л.с. Это увеличение на 44%.

При этом на 30% вырастет число машин, оснащенных спутниковыми системами (с 5,3 тысяч до 6,9 тысяч).

Цифровизация – неотъемлемая часть аграрного производства. Компьютерное управление на фермах, в пищевой индустрии, тепличных комплексах сегодня норма.

В крупных предприятиях полностью автоматизирован учет поступающей продукции с поля. Любая информация о работающей технике – на мониторе у руководителя.

Внедряем геоинформационную систему использования земель сельхозназначения, которая позволит проводить цифровой мониторинг состояния посевов и проведения уходных работ.

Для развития виноградарства особую поддержку получат плантации местных автохтонных сортов. Учитывая их биологические особенности и большую ценность для донского виноделия, из областного бюджета будут субсидироваться уходные работы в плодоносящем возрасте.

Кроме этого каждый гектар новых виноградников получает субсидию из федерального бюджета, включая затраты на саженцы, шпалеру и уходные работы до плодоношения, а также за продукцию, сданную на переработку в виноматериал.

В животноводстве с 2015 года – стабильная ситуация, за исключением птицеводства.

Главной задачей в молочном животноводстве было  развитие его в сельхозпредприятиях и КФХ. В результате показатели продуктивность коров и товарного молока выросли на треть.

В ведущих предприятиях молочной отрасли надои превышают 10 тыс. кг (ООО «Вера» (12 143 кг), ЗАО «Кировский конный завод» (10 521 кг), СПК колхоз «Колос» (10 380 кг).

Выросла загрузка мощностей молокоперерабатывающих предприятий области.

Положительная динамика в мясном скотоводстве. По сравнению с 2015 годом товарное поголовье увеличилось в 2 раза (мясное поголовье - 140 тыс. голов, в том числе маточное - 66 тыс. голов).

В рамках повышения генетического потенциала за пять лет племенной статус получили 15 организаций области.

В 2019 году впервые реализовано в Республику Казахстан 1200 голов племенного молодняка крупного рогатого скота калмыцкой породы.

Свиноводческие предприятия увеличили производство на 48% (на 15 тыс. тонн). В данном сегменте работа была направлена на повышение их биологической защиты. В настоящее время все производители свинины (18) имеют высокий уровень зоосанитарного статуса (компартмента).

В области развиваются аквакультура, рыболовство и рыбопереработка.

Резервом для роста производства товарной рыбы является пастбищное рыбоводство, позволяющее сократить затраты за счет кормовой базы в естественном водоеме. Наиболее крупное предприятие, развивающее данное направление, - ЗАО «Миусский лиман», ежегодное производство товарной рыбы составляет более 2,5 тыс. тонн.

Для эффективного рыболовства за счет средств федерального бюджета расчищаются акватории водных объектов от брошенных орудий лова. За пять лет расчистка проведена на площади 400 км² .

Проблемой для решения в рыбной отрасли считаю низкий уровень заработной платы. Сегодня он составляет немного более 18 тыс. рублей. В 2020 году мы этому уделим особое внимание.

В перерабатывающей отрасли стабильно производство масложировой продукции.

Ежегодно производится порядка 700 тыс. тонн растительного масла. По объемам производства мы занимаем второе место в России.

Государственные закупки продуктов питания - это гарантированный сбыт для малых и средних предприятий (учреждения соцсферы ежегодно закупают продукты на 3 млрд рублей). За 5 лет доля поставок донской продукции по госконтрактам выросла с 53 до 80%. Проводим работу по ее увеличению.

С текущего года из областного бюджета возмещаются затраты за крупно рогатый скот, сданный на мясокомбинаты области. В результате ожидаем, что  дополнительно на переработку  будет  поступать более  1 тыс. тонн местного сырья.

Сегодня переработчики пользуются льготными краткосрочными кредитами на закупку мяса и молока (ООО «Семикаракорский сыродельный комбинат», ООО «Хлебозавод Юг Руси»), а  инвестиционными - на строительство, реконструкцию, модернизацию мощностей, и приобретение оборудования (ООО «Семикаракорский сыродельный комбинат», ОАО «Сальское молоко», ИП Гуковская М.Ю. «Аютинский хлеб», ИП Гуковский С.А.).

Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс области – наша приоритетная задача.

Их объем стабильно высокий 29,5 млрд в 2015году и 35 млрд рублей в 2018 году. (За 9 месяцев 2019 года привлечено 18,2 млрд рублей, что на 4% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года (за 2019г. оценочно 30 млрд рублей).

Результат инвестиционной активности - реализация 13 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 37 млрд рублей. Создано 3 тыс. рабочих мест.

На стадии строительства, проектирования и привлечения финансирования находится 22 инвестиционных проекта на общую сумму  77 млрд рублей. Будет создано свыше 5 тысяч новых рабочих мест.

на стадии реализации – 7 проектов, объем инвестиций 10,5 млрд рублей;

на стадии проектирования – 8 проектов, объем инвестиций 37,8 млрд рублей;

на подготовительной стадии – 7 проектов, объем инвестиций 28,3 млрд рублей.

Заявленные сроки реализации проектов, находящихся на сопровождении – 2018-2024 гг.

В 2019 году усилия были направлены на реализацию экспортно-ориентированных инвестиционных проектов.

Это строительство 3 портовых терминалов общей мощностью перевалки 3,5 млн тонн сельскохозяйственной продукции в год (ООО «Азовский морской терминал», ООО «Морской зерновой терминал» (Таганрог), АО «Племенной завод «ГАШУНСКИЙ»).

В 2020 году к реализации аналогичного проекта приступит
компания «Акватория». Мощность отгрузки планируемого терминала составит 2 млн тонн зерновых. 

Крупный бизнес локализует на территории региона масштабные проекты: молочно-животноводческие комплексы АО «Агрохолдинг «СТЕПЬ» в Сальском районе на 3100 фуражных коров (свыше 2 млрд рублей), АО фирма «Агрокомплекс» в Песчанокопском районе на 2800 голов дойного стада (3,4 млрд рублей). Строительство планируется начать в 2020 году.

Продолжается реализация проектов по строительству крупных тепличных комплексов. Сегодня на разной стадии проработки находятся 2 проекта. При условии их успешной реализации будет привлечено 5,7 млрд рублей.

Наращивание объемов переработки сельскохозяйственного сырья, произведенного в области, и несырьевого экспорта, – приоритет в развитии перерабатывающей промышленности.

На стадии реализации следующие инвестиционные проекты:

ООО «АМИЛКО» – увеличение мощности по переработке до 400 тыс. тонн кукурузы в год в Миллеровском районе (2023 год, 4,4 млрд рублей);

ООО «АСВА» – создание комплекса по переработке семян льна мощностью 130 тысяч тонн в год в Азовском районе (1,6 млрд рублей, Срок реализации – 2018-2021 годы);

ООО «Марс» – 2-ой этап, увеличение мощности по производству до 60 тыс. тонн кормов для домашних животных в Аксайском районе (в 2020 году 1,1 млрд рублей);

ИП Абачараева строит булочно-кондитерский комбинат производительностью 80 тонн в сутки с расширением ассортимента производимой продукции в Аксайском районе (850 млн рублей, планируемый срок завершения проекта – 2021 год).

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

С 2015 года повысилась обеспеченность сельского населения благоустроенным жильем (до 40%). Наш показатель выше среднего уровня по стране (32,6%). Получившие социальные выплаты на приобретение жилья в большинстве своем (95%) продолжают жить и работать в сельской местности.

С 2020 года приступили к реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».

Наши совместные с муниципалитетами усилия должны быть направлены для решения задачи по улучшению качества жизни в сельских территориях.

С текущего года к вопросам развития социальной сферы могут присоединиться представители бизнеса.

Госпрограмма предлагает им принимать активное участие в благоустройстве сельских территорий. Уже сейчас ряд предприятий АПК разработали и готовы разрабатывать проектно-сметную документацию за свой счет. В основном на капитальный ремонт социальных объектов.

Яркий пример - компания «Светлый» (Кашарского района), Колхоз им. Шаумяна (Мясниковского района). Кроме того, в настоящее время подтвердили свою готовность участия в социально-инженерном обустройстве села еще ряд предприятий. Это - ООО «Кировский конный завод» (Целинский район), СПК «Федосеевский» (Заветинский район), ООО «Рассвет» (Куйбышевский район), ЗАО «Красный Октябрь» (Веселовский район).

Социально-ответственный бизнес поможет ускорить реализацию целей Госпрограммы.

Для сохранения сельского населения важное значение имеет развитие ФЕРМЕРСТВА.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, используют на праве собственности порядка 30% сельхозугодий (2,4 млн га) и обеспечивают производство 35 % зерновых и зернобобовых, 20% овощей, 13 % мяса и 9 % молока.

Со своей стороны порядка 40% государственной поддержки направляется на потребности малых форм хозяйствования, а это ежегодно составляет 1,4 млрд рублей.

Толчком развития фермерских хозяйств стали грантовые программы, которые за период их реализации обеспечили привлечение инвестиций в экономику сельских территорий свыше 2,0 млрд рублей. Новые фермы - это не только рост производства, но и поддержка многодетных семей, молодых специалистов и создание рабочих мест на селе.

Министерство участвует в реализации 2 региональных проектов:

экспорт продукции АПК,

создание системы поддержки фермеров и развития сельхозкооперации,

а также является соисполнителем в проектах по производительности труда и поддержки занятости.

По всем проектам средства освоены, результаты достигнуты.

В 2019 году экспортировано продукции АПК на 4,5 млрд долларов США. Для этого оказывается господдержка по мелиорации земель, предоставляются льготные кредиты перерабатывающим предприятиям.

Предприятия пищевой промышленности в прошлом году получили доступ к 22 млрд рублей льготных кредитов с обязательством в текущем году обеспечить экспорт на 1,4 млрд долларов США.

В целом в 2020 году необходимо экспортировать продукции на 5 млрд долларов США.

Развитие фермерства и кооперации

Задача Проекта − вовлечь и создать до конца 2024 года 1182 субъекта малого предпринимательства.

В районах утверждены дорожные карты до 2024 года. Активное участие в данном вопросе принимает Центр компетенций.

Задача на 2020 год - вовлечь 124 субъекта с приоритетом развития мясного и молочного животноводства, выращивания бобовых и кормовых культур, а также многолетних насаждений.

В проекте «Производительность труда и поддержка занятости»  участвовали 8 предприятий АПК.

Так, в ООО «Аксайская птицефабрика» начата работа по внедрению инструментов бережливого производства.

Кроме того, участники проектов обучили 202 работника с возмещением понесенных затрат.

В текущем году работа по привлечению предприятий АПК для участия в проектах будет продолжена.

Приоритеты в работе министерства на ближайшее время видим в следующем:

1. Эффективное и рациональное расходование бюджетных средств должно стать основным принципом деятельности. Каждый вложенный рубль должен участвовать в формировании показателей развития отрасли и ее экономике.

2.  В растениеводстве задача - эффективно использовать ресурсы, совершенствовать структуру посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, повысить производительность с гектара, наращивать объемы применения минеральных удобрений.

3.  В животноводстве необходимо создавать условия для:

модернизации производства, реконструкции и строительства молочно-товарных ферм, повышение генетического потенциала скота;

увеличения поставок откормочного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия области.

4.  Доведению уровня оплаты труда в сельском хозяйстве до областного значения будет способствовать повышение требований к уровню среднемесячной заработной платы получателей субсидий из областного бюджета.  

Продолжим использовать информационно-разъяснительную работу, методологическое сопровождение и индивидуальное взаимодействие с сельхозпредприятиями в рамках «дорожной карты» по повышению уровня оплаты труда в сельском хозяйстве.

5.  Задачи инвестиционного развития:

– привлечение инвестиций в строительство перерабатывающих предприятий с высокой добавленной стоимостью, имеющих высокий экспортный потенциал;

– создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

– эффективное использование существующих форм господдержки и внедрение новых, направленных на снижение затрат инвесторов при создании новых производств в приоритетных отраслях.

Таковы основные итоги деятельности министерства и задачи на перспективу. Для их выполнения коллектив министерства приложит максимальные усилия.

Благодарю за внимание.

Дополнительные файлы

загружен: 17 фев. 2020 14:25
Скачать в формате .doc
85.5 КБ
Размещено: 17 фев. 2020 14:17
Изменено: 17 фев. 2020 14:17
Количество просмотров: 475
Электронная приёмная граждан