Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «Об итогах деятельности министерства труда и социального развития в 2015-2019 годах, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года»

«Об итогах деятельности министерства труда и социального развития в 2015-2019 годах, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года»

Дата события: 11 фев. 2020

Отчет министерства труда и социального развития Ростовской области об итогах работы за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года

Е.В.Елисеева, министр труда и социального развития Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

За прошедшие 5 лет наша сфера развивалась стабильно, своевременное финансирование мер социальной поддержки и социального обслуживания позволили в полном объеме реализовать обязательства государства перед всеми жителями региона, нуждающимися в поддержке. Расходы бюджета за 5 лет составили 149,6 млрд рублей. Реализованы все мероприятия государственных программ, в рамках которых осуществляет деятельность министерство.

Направляя максимальные усилия на повышение уровня жизни и благосостояния жителей области, развитие человеческого капитала, мы осуществляли комплексную работу.

В сфере трудовых отношений за 2015-2019 годы удалось добиться положительных результатов. За эти годы более 300 тыс. работников были выведены из тени и заключили трудовые договоры.  

Легализация труда позволила пополнить бюджет Ростовской области на 3,8 млрд рублей и обеспечила увеличение страховых взносов на 2,7 млрд рублей.

Хочу поблагодарить за эту непростую работу все муниципалитеты области. Большое спасибо!

Данная работа будет продолжена, кроме того, ведется постоянное информирование населения о необходимости оформления трудовых отношений и о негативных последствиях неформальной занятости.

За последние 5 лет заработная плата в целом по области выросла на 40,1%, а в 2019 году темпы роста превысили среднероссийские. Это стало возможным, в том числе благодаря 100% исполнению майских указов Президента Российской Федерации 2012 года. Мы продолжаем поддерживать достигнутое соотношение заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами, со среднеобластной заработной платой.

В регионе осуществляется постоянная работа по укреплению социального партнерства.

Реализуются трехсторонние соглашения между Правительством, работодателями и профсоюзами.

В 2019 году закончило свое действие 12 областное трехстороннее Соглашение, за 3 года удалось добиться присоединения 73% действующих организаций (10860 организаций), в том числе 1,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Совместно мы выполнили все показатели, закрепленные Соглашением.

Сегодня мы полагаем, что новое Соглашение позволит повысить качество жизни населения области и затронет интересы почти 2 млн человек, занятых в различных секторах экономики.

Наша задача – продолжить совершенствовать взаимодействие социальных партнеров, выводя его на качественно новый уровень, в том числе через развитие института Национальной системы квалификаций и максимального вовлечения в этот процесс работодателей и работников региона.

 Сегодня оценка квалификации позволяет ориентировать специалистов на современные требования и запросы предприятий, а также оценивать готовность самих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности.

 В регионе эта работа начата совсем недавно. Но определенные результаты уже есть: создан методический центр  - Южное региональное агентство развития квалификаций, работают 12 аккредитованных центров оценки квалификаций, проводится профессиональная общественная аккредитация образовательных программ.

Разработаны и утверждены более 1300 профессиональных стандартов, которые затрагивают основные сферы экономики: образование, здравоохранение, машиностроение, сельское хозяйство, атомная промышленность и другие. Данные стандарты внедряются постепенно в организациях и на предприятиях  региона.

Национальная система квалификаций в регионе прошла важный этап становления, и теперь для ее развития необходимо сделать следующий шаг: создание регионального многопрофильного центра оценки квалификации работников, который объединит все существующие центры и преумножит их. Это позволит обеспечить всю цепочку управления квалификациями – от заказа работодателя на подготовку работника, обладающего необходимыми знаниями и компетенциями образовательной организации, до совершенствования профессиональных навыков работника на его рабочем месте.

Учитывая, что эта работа затрагивает сферу профессиональной деятельности не только минтруда области, но и наших коллег, с которыми мы сегодня взаимодействуем, прошу Вас, уважаемый Василий Юрьевич, рассмотреть вопрос о создании Координационного совета по развитию трудового потенциала и системы профессиональных квалификаций при губернаторе области, в рамках работы  которого мы сможем вырабатывать единые рекомендации по формированию кадровой региональной политики в соответствии с потребностями экономики и организовать четкое межведомственное взаимодействие.

Продолжая тему труда, хочу доложить о проведении значимой работы в сфере обеспечения безопасных рабочих мест на производствах.

Ростовская область входит в тройку лучших регионов страны с одной из самых эффективных систем управления охраной труда, ежегодно занимая призовые места во Всероссийском конкурсе «Успех и безопасность».

Главным элементом в создании безопасных условий труда является специальная оценка условий труда. Общее количество оцененных рабочих мест на сегодня составляет более 87,0%.

Совместно с работодателями региона мы реализовали 4 инициативных проекта, направленных на снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Как результат, за последние 5 лет наблюдается устойчивая позитивная динамика:

общий производственный травматизм уменьшился на 43,0%;

численность работников, занятых во вредных и опасных условиях, снизилась на 5,9%;

численность пострадавших со смертельным исходом уменьшилась на 55%.

Впереди нам предстоит серьезная работа по внедрению на каждом предприятии региона проекта «Нулевой травматизм» (сегодня 60%), уделяя особое внимание предприятиям малого и среднего бизнеса.

В полной мере тема развития человеческого капитала отражена в национальном проекте «Демография», реализация которого началась в прошедшем году. В его структуру входят 5 региональных проекта, два из которых – зона ответственности минтруда области.    

Первый региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» включает в себя меры социальной поддержки, направленные на обеспечение экономической самостоятельности семей; развитие системы государственной поддержки семей при рождении, а в дальнейшем и воспитании детей; обеспечение доступности применения вспомогательных репродуктивных технологий при различных формах бесплодия с целью повышения рождаемости; создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, лечении, обучении детей.

Проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» самый финансово объемный в национальном проекте «Демография». Всего до 2024 года на мероприятия проекта планируется направить 33,0 млрд рублей, за первый год реализации расходы составили  4,9 млрд, получателями стали 200 тысяч семей.

В рамках проекта нам предстоит достичь национальной цели по снижению уровня бедности в два раза. В этой связи такое направление нашей работы как заключение социальных контрактов с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, приобретает особую значимость и рассматривается как эффективный метод борьбы с социальным неравенством.

Об этом Президент России В.В. Путин сказал и в своем послании Федеральному Собранию в январе текущего года: «Показателем результативности работы будет не количество заключённых социальных контрактов, а реальное снижение бедности». Это означает, что мы должны очень ответственно прорабатывать совместно с претендентами на заключение социального контракта направления его реализации и конечные результаты.

В ближайшее время полномочия органов социальной защиты населения пополнятся еще одним, обозначенным Президентом России в своем послании – выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. По предварительной оценке такие выплаты только в этом году могут быть назначены на 72 тысячи детей. В марте ожидается принятие федеральных нормативных правовых актов. Наша задача – обеспечить четкую, слаженную работу департаментов и управлений в благоприятной обстановке для населения.

Существенной поддержкой семей с детьми является и организация отдыха и оздоровления детей.

Детское оздоровление объявлено приоритетным рынком для развития конкуренции, и мы информируем граждан о возможностях наших оздоровительных организаций, в том числе загородных лагерей и санаториев, большая часть которых являются частными.

Всем организациям, включенным в реестр, обеспечены равные условия доступа к бюджетным средствам, поскольку путевки закупаются конкурентными способами.

Здоровая конкуренция дает толчок для работы над качеством предоставления услуг, насыщенностью программ детского отдыха, увеличением профильных смен в лагерях. И результат мы видим по лицам детей, возвращающихся с отдыха, и по интересу, который проявляют к нашим здравницам другие субъекты Российской Федерации.

Семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, всевозможную поддержку и помощь предоставляют 47 учреждений социального обслуживания. Ежегодно учреждениями обслуживается более 30 тыс. семей с детьми.

С 2015 года система социального обслуживания полностью трансформировалась, опираясь на новое законодательство. И ее основным элементом стала профилактика нуждаемости в социальном обслуживании. Это, прежде всего, выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Ключевым нововведением стал персональный подход к каждому нуждающемуся в социальной помощи и разработка  индивидуальной  программы.

В 2019 году продолжена реализация модельной программы социального сопровождения, ориентированной на предоставление семьям с несовершеннолетними детьми медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. В течение прошлого года 1573 семьи были сняты с социального сопровождения с положительным результатом. Но еще 3 тыс. семей нуждаются в нашей помощи. И работа с ними будет продолжена в полном объеме.

Не менее эффективно работают и учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Действует достаточно широкая сеть учреждений, предоставляющих разноплановые услуги.

Современная законодательная база позволила расширить рынок поставщиков социальных услуг. Уже с 2017 года в Ростовской области действуют некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги населению, наравне с государственными и муниципальными учреждениями. Сегодня в реестре поставщиков, состоящем из 184 организаций, 38 – негосударственные некоммерческие организации. Из них 28 являются получателями бюджетных средств.

И это направление также представлено в областном плане по развитию конкуренции. Предоставление социальных услуг сегодня негосударственными организациями в сфере социального обслуживания ведется по целому ряду направлений: обслуживание на дому; реабилитационные услуги гражданам, страдающим наркотической зависимостью; услуги по сурдопереводу; обеспечение горячим питанием. В текущем году еще в 12 муниципалитетах часть социальных услуг в форме социального обслуживания на дому будет передана некоммерческим организациям. Мы продолжим работу по расширению сегмента социального обслуживания за счет развития востребованных у населения услуг, не входящих в действующий перечень, а также за счет поддержки новых категорий нуждающихся.

Количество пожилых жителей Дона, получающих социальные услуги, по итогам 2019 года, составляет порядка 300 тыс. человек, и самой востребованной  формой социального обслуживания остается предоставление социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому. Кроме того, в области продолжают работать стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов, которые стабильно получают высокие оценки населения по качеству социального обслуживания. Что примечательно, средняя продолжительность жизни получателей социальных услуг в стационарных учреждениях по итогам 2019 года составляет 80,5 лет.

Вместе с тем, с 2019 года в рамках ключевого мероприятия проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» по созданию системы долговременного ухода кардинально меняются подходы к оказанию помощи по уходу. Основным является сохранение пребывания человека в привычной, благоприятной среде, в связи с чем, приоритетной формой обслуживания становится предоставление ухода на дому, в том числе с применением стационарозамещающих технологий и различных форм сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Долговременный уход является комплексным и должен стать мостом между медицинской и социальной сферой, также как и между формальным и семейным уходом, и тем самым представляет ресурс для пожилых людей в том, что касается «достойного старения».

Активное долголетие – это стратегическая цель, определенная национальным проектом. Концепция активного долголетия лейтмотивом проходит в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, а также отражается в региональном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

Формированием активного образа жизни пожилых граждан в Ростовской области социальные службы занимаются уже много лет. В каждом муниципалитете работают досуговые центры, университеты третьего возраста и классы компьютерной грамотности для лиц старших возрастов. На различных факультетах ведут занятия штатные работники учреждений и привлеченные по договорам социального партнерства специалисты по психологии, безопасности жизнедеятельности, медицине, здоровому образу жизни, компьютерным технологиям, правоведению,  православной культуре, декоративно -  прикладному  творчеству, музыке и др.

Год добровольца в России задал высокую планку для дальнейшего развития волонтерства. В прошедшем году на федеральном уровне стартовала  образовательная программа «Норма жизни» Мастерской управления «Сенеж» с участием Московской школы управления «СКОЛКОВО» по вовлечению волонтеров в добровольческую деятельность в социальных организациях.

Для участия отобраны 20 региональных команд, в том числе и команда Ростовской области.

Нашей командой подготовлен кардинально новый проект  - «Родные люди», который предполагает индивидуальное сопровождение наших маломобильных подопечных, проживающих в домах-интернатах для пожилых людей.

Медицинскую помощь, непосредственный уход оказывает учреждение в рамках утвержденных стандартов и соответствующего штатного расписания. Конечно, проживающие сопровождаются сотрудниками учреждений в больницы, банки, организуются групповые выезды в театры, на спортивные мероприятия. Но обеспечить индивидуальное сопровождение каждому, тем более маломобильному подопечному с сильно сниженными способностями к самообслуживанию в ежедневных прогулках, походах в магазин, кинотеатр, торговый центр, театр, музей или парк силами сотрудников невозможно.

В процессе такого сопровождения волонтером устанавливаются близкие, теплые отношения, появляются общие интересы. Жизнь наших, зачастую, одиноких подопечных, наполняется смыслом. Но волонтерство – это не одностороннее движение. И постепенно люди, занимающиеся добровольческой деятельностью, приходят к осознанию того, что помощь другим – это норма жизни.

В настоящее время на базе Таганрогского дома-интерната для пожилых и инвалидов мы отрабатываем модель такого взаимодействия.

В дальнейшем этот опыт будет распространен во всех организациях социального обслуживания, а самые успешные проекты, разработанные в рамках федеральной программы, будут тиражированы во всех субъектах Российской Федерации. Надеемся попасть в число самых успешных проектов.

Мы меняем и облик наших учреждений, обустраиваем помещения с целью создания в них благоприятной, приближенной к домашней среды, создаем дополнительные зоны для отдыха и питания, проводим «зонирование» спальных мест в отделениях милосердия и многое другое.

И очень благодарны Вам, уважаемый Василий Юрьевич, за поддержку и выделение дополнительного финансирования на приобретение нового, современного оборудования для комфорта наших пожилых подопечных.

Уважаемые коллеги! В мае текущего года вся страна отметит самый главный  праздник, юбилей Великой Победы. С каждым годом живых свидетелей тех событий становится все меньше и меньше. Всем, что мы имеем сегодня - мы обязаны им. Наши службы самые близкие к ветеранам, именно вы первые узнаете обо всех нуждах и потребностях каждого из них. И поэтому ни один вопрос, касающийся благополучия ветерана, не должен ускользнуть из поля вашего внимания. Все проблемы и просьбы должны решаться в приоритетном порядке.

И еще один вопрос, на котором мне хотелось бы остановиться.

Цифровизация играет все большую роль в повышении качества и доступности получения социальных услуг.

Сегодня обратиться за получением любой социальной услуги (77) можно через портал госуслуг. Вместе с тем, личные дела получателей услуг, формируются из оригиналов и копий документов, которые легитимно можно заменить электронными документами.

Распространение государственных информационных систем и электронных сервисов межведомственного взаимодействия, в основе которых лежит безбумажный документооборот, задает вектор развития нашей ведомственной информационной системе.

Прорабатывается вопрос перехода к «Электронному личному делу».

Преимуществом этого является не только электронное получение услуг, но и выдача в электронном виде результата, исключающего посещение заявителем органов социальной защиты, но сохраняющего, при этом, прозрачность назначения мер социальной поддержки, выдачи технических средств реабилитации, оказания социальных услуг.

Внедрение «Электронного дела» позволит повысить производительность и скорость процессов обработки данных, уменьшит затраты на закупку и хранение бумаги, сократит сроки и повысит качество исполнения документов, усовершенствует контрольную работу, что в полной мере отвечает задачам проекта «Эффективный регион» и самое главное, специалисты будут более устремлены к проблемам и потребностям людей.

И еще одно направление, в котором министерство принимает непосредственное участие, переход на электронные трудовые книжки. Минтрудом России перед нами поставлена задача: в текущем году организовать широкое информирование работодателей и работников об изменениях законодательства, а также обеспечить мониторинг реализации работодателями данных мероприятий. Решение этого вопроса видим в создании информационно-методического контура на площадке минтруда, пользоваться которым смогут наравне со специалистами министерства работодатели региона. Данную работу будем осуществлять совместно с министерством информационных технологий и связи.  

Уважаемый Василий Юрьевич!

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы провели анализ инициативных предложений министерства за 5 прошедших лет, общее их количество за эти годы составило 24, и все они реализованы. Некоторые носили локальный характер и были исполнены силами подведомственных учреждений. Но среди наших инициатив есть такие как: программа «Нулевой травматизм», Государственный патронаж, Декада пожилых, областные конкурсы на лучший социальный контракт, лучшую приемную семью для пожилых, окружной конкурс лучший специалист по охране труда, видео-проект «легко и просто».

И мы продолжаем думать и генерировать идеи. Мы – это команда из 22 тысяч профессионалов, которая стремится к достижению всех поставленных перед нами целей.

Благодарю за внимание!

Дополнительные файлы

загружен: 11 фев. 2020 10:43
Скачать в формате .doc
107 КБ
Размещено: 11 фев. 2020 15:09
Изменено: 11.02.2020 15:09:00
Количество просмотров: 152
Электронная приёмная граждан