Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О государственной политике в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области»

«О государственной политике в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области»

Дата события: 23 окт. 2019

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Н.В.Багрянова, заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые присутствующие!

Департамент потребительского рынка Ростовской области как орган исполнительной власти, осуществляющий в рамках действующего законодательства регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области, реализует полномочия, предусмотренные профильным Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ в части:

выдачи и аннулирования лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий;

приема деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.

На территории области осуществляют деятельность 10 крупных предприятий-производителей алкогольной продукции, которые ежегодно обеспечивают поступление в бюджет более 6,4 млрд рублей, или 4,6 % от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В сфере оборота алкогольной продукции осуществляют деятельность более 250 организаций оптовой торговли, свыше 1,5 тысяч организаций-лицензиатов почти на 5 тысячах лицензированных объектах розничной торговли и общественного питания и более 3,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков.

Емкость алкогольного рынка Ростовской области без учета пива и пивных напитков по итогам 9 месяцев 2019 года незначительно сократилась на 0,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 3 млн дал.

Объем поставок алкогольной продукции (без учета пива и пивных напитков) в расчете на душу населения остался на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 7 литров на совершеннолетнего жителя.

Оборот алкогольной продукции неразрывно связан с ее производственным циклом. На сегодняшний день на территории Ростовской области производится винодельческая и пивоваренная продукция.

Объем производства алкогольной продукции по данным ЕГАИС составил 20,7 млн дал, или 93 % к аналогичному периоду 2018 года, в первую очередь, за счет снижения объема выпуска пивоваренной продукции. Произведено 20,4 млн дал или 92,6 % от показателя объема производства за аналогичный период прошлого года.

Сегодняшний пивной рынок, в сравнении с прошлым годом, характеризуется стремительным ростом сегмента крафтового пива – продукции экспериментальных авторских сортов, которая прочно вытесняет продукцию традиционного пивоварения, а также безалкогольного пива. На сегодняшний день на территории области функционирует порядка 50 малых пивоварен.

Наряду с этим за 9 месяцев 2019 года на 9,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились показатели производства винодельческой продукции, произведено порядка 320 тыс. дал.

Нельзя не отметить потенциал нашей области, как винодельческого региона, имеющего собственную сырьевую базу для производства уникальной автохтонной винодельческой продукции.

Отвечая современным тенденциям развития экономики по кластерному типу, создан и развивается территориальный кластер «Долина Дона», основная цель которого - стабилизация и развитие виноградарско-винодельческой отрасли. Участниками кластера являются 25 организаций -  это не только предприятия виноградарско-винодельческого сектора, но и крупнейшие научные и туристические организации, производитель сельхозтехники, коммерческие организации индустрии «HoReCa» и ритейла.

Механизм координации деятельности участников Кластера реализуется специализированной организацией – опорным университетом «ДГТУ» при организационной и информационной поддержке департамента потребительского рынка.

Во исполнение целей и задач создания Кластера обозначены четыре основных проекта: развитие образования, туризма, фирменной торговой сети и межотраслевых производственных связей.

В рамках образовательного проекта в ДГТУ создана кафедра «Техника и технология пищевых производств». В 2018 году состоялся первый выпуск студентов по профилю «Технология бродильных производств и виноделие», на сегодняшний день кафедра выпустила 25 студентов, которые в рамках учебного процесса проходят практику на ведущих винодельческих предприятиях области и имеют возможность непосредственно участвовать во всех фазах производственного процесса.

В рамках реализации проекта «Туризм» ведется работа, направленная на интеграцию винного туризма в туристическую отрасль региона, формируя спрос на эногастрономический туризм.

Одним из этапов развития проекта стало присоединение к Кластеру ведущего поставщика сельскохозяйственной техники на юге России – компании «Бизон-Юг».

Кроме того, для подготовки высококвалифицированных специалистов в области механизации сельского хозяйства компания «Бизон» открыла в ДГТУ учебный класс «Современное сельское хозяйство» для проведения студентами совместной инновационной деятельности, научно-исследовательских и конструкторских работ.

Для содействия предприятиям-производителям винодельческой продукции в налаживании сбыта, департаментом на регулярной основе проводятся закупочные сессии с участием представителей крупноформатных торговых сетей. Как результат – увеличение доли представленности донской винодельческой продукции в федеральных и региональных сетях, в предприятиях сегмента HoReCa.

По итогам трех кварталов текущего года от производства курируемых предприятий-производителей алкогольной продукции и пива в областной бюджет поступило 5,5 млрд рублей акцизов, что составило 93 % от запланированного объема поступлений. При этом к уровню прошлого года сумма поступления акцизов увеличилась на 12 % или порядка 600 млн рублей.

В том числе:

- от производства пива поступило 3,9 млрд рублей,

- от производства винодельческой продукции – 86,6 млн рублей, 

- возврат от реализации крепкой алкогольной продукции – порядка 1,5 млрд рублей.

С июля 2017 года департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания.

В рамках исполнения полномочий департамент проводит систематическую работу, направленную на сохранение розничной лицензированной сети, пресечение нелегального оборота алкогольной продукции, а также на дальнейшее увеличение количества хозяйствующих субъектов, соблюдающих требования законодательства.

В течение нескольких лет на алкогольном рынке, в том числе Ростовской области, наблюдается тенденция к укрупнению организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, вследствие чего количество организаций-лицензиатов сокращается. Данная тенденция обусловлена значительным размером госпошлины – 65 тыс. рублей за год, что является особенно затратным для сельской местности. В связи с этим несколько хозяйствующих субъектов зачастую объединяют свою деятельность в рамках одного юридического лица и включают в действующую лицензию дополнительные объекты торговли и общественного питания, путем ее переоформления, что обходится заявителю в 3,5 тыс. рублей.

При этом состояние розничной сети характеризуется и положительными тенденциями, в частности – ростом количества лицензированных объектов. По состоянию на 01.10.2019 лицензированная сеть насчитывает 4981 объект, в том числе 4055 объектов розничной торговли и 926 объектов общественного питания, что на 39 объектов больше, чем на 01.10.2018 (4942 объектов).

В результате в течение этого года удалось не только восстановить лицензированную сеть, но и увеличить ее по отношению к предыдущему году, что произошло впервые с 2010 года.

В рамках пресечения нелегального оборота алкогольной продукции в текущем году департаментом организовано и проведено более 110 выездных мероприятий.

По их результатам возбуждено 73 дела об административных правонарушениях, 66 хозяйствующих субъектов привлечены к административной ответственности, из нелегального оборота изъято и арестовано более 2 тыс. литров алкогольной продукции.

Мероприятия, направленные на пресечение нелегального оборота, проводятся, как на основании обращений граждан и организаций, так и в форме мониторинга объектов торговли и общественного питания не только в крупных городах, но по всей территории Ростовской области, включая удаленные сельские территории. При этом, штат сотрудников, осуществляющих контрольные мероприятия, составляет всего 10 человек.

В рамках обеспечения государственного регулирования, направленного на выявление случаев нелегального оборота, привлекается население нашего региона.

На протяжения ряда лет в департаменте работает «телефон доверия», по которому принимается информация о фактах, с указанием адресов незаконной продажи и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (269-77-48).

С начала года на «телефон доверия» поступило 43 обращения с указанием на 60 адресов. По всем поступившим обращением приняты меры.

Наделение департамента полномочиями по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции позволяет сотрудникам департамента в подавляющем большинстве случаев отрабатывать обращения граждан самостоятельно, без участия сотрудников правоохранительных органов.

В настоящее время в рамках межведомственного взаимодействия в ГУ МВД России по Ростовской области для принятия мер направляется только информация по фактам продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, из частного домовладения и в ночное время.

Аналогичные «телефоны доверия» действуют в каждом муниципальном образовании, однако в текущем году количество обращений на «телефоны доверия» муниципальных образований сократилось почти на 20%. Это свидетельствует о недостаточно эффективной работе и взаимодействию органов местного самоуправления с уполномоченными органами и населением.

В рамках контрольно-надзорной деятельности за 9 месяцев 2019 года департаментом проведено 87 внеплановых проверок. По их результатам в 45 случаях (практически каждый второй случай) выявлены нарушения установленных требований законодательства.

В целях достижения всеми хозяйствующими субъектами 100 % декларирования объемов продаж алкогольной продукции департаментом организована на постоянной основе работа по информационному просвещению декларантов.

По итогам декларационных кампаний за 1 и 2 кварталы 2019 года в Ростовской области достигнуто 100% представление деклараций лицензиатами.

Административная практика по исполнению возложенных полномочий отвечает и поставленной на федеральном и региональном уровнях задаче по сокращению контрольно-надзорной нагрузки на малый и средний бизнес.

Так в текущем году в 56% случаев субъектам малого бизнеса штрафы заменены на предупреждения.

В настоящее время работа органов исполнительной власти субъектов по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции оценивается Министерством финансов Российской Федерации. Данная оценка производится на основе межведомственных показателей работы органов исполнительной власти субъектов с федеральными органами власти, обладающими соответствующими полномочиями.

Результаты деятельности региональных и федеральных органов власти напрямую влияют возврат в областной бюджет доходов от распределения акцизов. К оцениваемым показателям при этом относятся: 

- количество организаций розничной торговли, в которых федеральными органами исполнительной власти выявлены нарушения;

- количество выявленных точек розничных продаж алкогольной продукции без лицензии; 

- количество аннулированных лицензий;

- количество конфискованной или изъятой из незаконного оборота продукции.

- количество отравлений, в том числе с летальным исходом, а также правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

В целях повышения эффективности совместной работы по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции в Ростовской области действует Порядок взаимодействия департамента, ГУ МВД России по Ростовской области, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и органов местного самоуправления.

В рамках данного Порядка департаментом организован информационный обмен по следующим вопросам:

- с ГУ МВД по Ростовской области - по фактам продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, из частного домовладения и в ночное время суток;

- с МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО – по признакам нарушений в части оборота алкогольной продукции в оптовом звене, фактах реализации алкогольной продукции дистанционным способом в сети «Интернет» и результатах контрольной деятельности;

 - с администрациями городских округов и муниципальных районов о хозяйствующих субъектах, в отношении которых действие лицензий на продажу алкогольной продукции прекращено, приостановлено либо лицензии аннулированы с целью выявления нелегального оборота.

Вместе с тем, в результате проведенного анализа правовых актов установлено, что в муниципальных районах и городских округах Ростовской области при принятии муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих перечень прилегающих территорий и методы расчета расстояний прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции выявлены несоответствия Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425, что затрудняет проведение мероприятий по осуществлению государственного регионального контроля на прилегающих к объектам территориях, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции.

В заключение, подводя итог состояния розничного сегмента областного рынка алкогольной продукции, полагаю необходимым обратить внимание на проблему нелегального оборота пива и пивных напитков. Результаты проведенных в 2019 году контрольных мероприятий, указывают на актуальность данной проблемы, так как пиво и пивные напитки составляют 40% от всего объема изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции. В абсолютном большинстве случаев у индивидуальных предпринимателей выявляется оборот такой продукции без сопроводительных документов.

В настоящее время реквизиты поставок алкогольной продукции в ЕГАИС содержат только данные индивидуального предпринимателя о регистрации по месту жительства, без указания адресов мест деятельности.  На федеральном и региональном уровнях в принципе отсутствуют какие-либо базы данных, содержащие полный перечень мест фактического осуществления розничной продажи пива и пивных напитков индивидуальными предпринимателями. Данные факторы затрудняют проведение контрольных мероприятий и делают оборот пива, пивных напитков непрозрачным.

В целях создания равных конкурентных условий в сфере оборота алкогольной продукции, полагаем целесообразным упорядочить данную деятельность путем создания единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. В ближайшее время департаментом будет подготовлена соответствующая законодательная инициатива.

Таким образом, государственная политика в сфере оборота алкогольной продукции на территории Ростовской области реализуется в полной мере и в соответствии с действующим законодательством.

Доклад окончен.

Дополнительные файлы

загружен: 23 окт. 2019 11:09
Скачать в формате .doc
60.5 КБ
Размещено: 23 окт. 2019 10:51
Изменено: 25 окт. 2019 17:53
Количество просмотров: 117

Разделы сайта

Потребительский рынок

Электронная приёмная граждан