Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Программы Документы стратегического развития Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2030 года

Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2030 года

Утверждена постановлением Правительства
Ростовской области от 14.12.2020 № 344

 

I. Введение

 

Отрасль телекоммуникационных и информационных технологий относится к одному из важнейших секторов экономики, обеспечивающих функционирование других отраслей хозяйства и государства в целом. Дальнейшее качественное развитие телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области особенно важно, если учесть, что потребность населения, органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области в услугах связи растет из года в год. Несмотря на стремительное развитие услуг связи за последние пять лет, рынок телекоммуникационных услуг все еще далек от степени полного насыщения.

Высокий спрос на все более сложные и разнообразные услуги, усиливающаяся конкуренция на рынке услуг связи, высокие требования пользователей к многообразию, функциональности и качеству услуг способствуют поиску принципиально новых подходов к развитию телекоммуникационной отрасли.

Одним из оснований для формирования новых принципов и механизмов взаимодействия органов государственной власти Ростовской области с организациями и гражданами в области развития информационного общества является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203.

Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864, определено, что информационно-коммуникационная инфраструктура является комплексной технологической платформой, обеспечивающей доступ населения и организаций к услугам связи и широкому спектру услуг, предоставляемых в электронном виде в различных сферах деятельности. В целом интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры во многом способствует повышению конкурентоспособности Ростовской области на национальном и международном уровнях.

Приоритетными направлениями государственной политики в области развития информационных технологий являются:

формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

обеспечение высокого уровня доступности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, науки, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации.

Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2030 года (далее – Концепция) направлена на реализацию Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года в части развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области.

 

II. Анализ состояния информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области

 

Процесс развития сетей и систем связи на территории Ростовской области в последние годы характеризуется высокими темпами роста абсолютных показателей деятельности операторов связи, обновлением технической базы, расширением спектра предоставляемых услуг, повышением их качества.

Информационно-телекоммуникационная сфера отличается достаточно высокой активностью, сохраняющейся по настоящее время. Наиболее актуальными задачами ее развития в Ростовской области являются: повышение качества оказываемых услуг; расширение спектра информационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу; обеспечение услугами связи отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов в Ростовской области.

В настоящее время услуги связи на территории Ростовской области предоставляют 217 операторов. При этом услуги связи на всей территории Ростовской области оказывают следующие операторы связи: Ростовский филиал ПАО «Ростелеком», Управление федеральной почтовой связи Ростовской области, филиал ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в Ростовской области, Региональное управление Южного региона ПАО «Вымпел-Коммуникации», Ростовское регионального отделение Кавказского филиала ПАО «МегаФон», Ростовский филиал ООО «Т2 Мобайл», филиал АО «Компания ТрансТелеКом» «Макрорегион Кавказ», филиал федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ростовский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – Ростовский ОРТПЦ).

Численность работающих в отрасли связи составляет более 19 тысяч человек, что сопоставимо с такими отраслями экономической деятельности, как производство пищевых продуктов (21 тыс. человек), производство машин и оборудования (21 тыс. человек), строительство (27 тыс. человек), финансовая деятельность (22,9 тыс. человек).

Оборот организаций связи за 2019 год составил 55 миллиардов 885 миллионов рублей, что на 3,4 процента выше показателя 2018 года.

Объем инвестиций за 2019 год составил 7 миллиардов 800 миллионов рублей, что выше показателя 2018 года на 19,6 процента.

 

1. Электропроводная телефонная связь

 

Областная электропроводная телефонная сеть имеет в своем составе более 80 процентов оборудования, основанного на использовании цифровых технологий.

Топология внутризоновой сети телефонной связи имеет кольцевую структуру, базируется на волоконно-оптических линиях связи (далее – ВОЛС) и охватывает все административные центры муниципальных районов и городских округов в Ростовской области. Протяженность ВОЛС составляет более 15 000 км.

В рамках реализации федерального проекта по устранению цифрового неравенства в конце 2019 года высокоскоростными современными услугами связи с использованием ВОЛС обеспечено 394 населенных пункта Ростовской области с численностью жителей от 250 до 500 человек. В данных населенных пунктах Ростовской области установлены и функционируют точки коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) по технологии Wi-Fi, услуги доступа от которых предоставляются на безвозмездной основе.

Для оказания жителям населенных пунктов Ростовской области услуг фиксированной телефонной связи в каждом населенном пункте с постоянно проживающим населением установлен таксофон для оказания универсальных услуг связи. Вызовы на телефонные номера экстренных оперативных служб и иные номера, как фиксированной телефонной связи, так и подвижной радиотелефонной связи, осуществляются на безвозмездной основе. Всего на территории Ростовской области эксплуатируются 2 466 таксофонов.

За последнее время продолжила снижаться плотность фиксированной телефонной связи, которая характеризуется количеством абонентских устройств на 100 человек населения. Показатель составляет менее 19 процентов. Тенденция к снижению плотности фиксированной телефонной связи – это мировая практика, связана она с необходимостью быть на связи в любое время, в любом месте, исходя из чего предпочтение отдается мобильным средствам связи.

Замедление темпов роста в сфере фиксированной телефонной связи заставляет операторов расширять свое присутствие в других сегментах, делать ставку на модернизацию сетевой инфраструктуры. Набор услуг операторов электропроводной связи уже давно не ограничивается предоставлением услуг привычной телефонии, а существенно расширяется за счет продвижения услуг передачи данных с использованием широкополосного доступа к сети Интернет (далее также – ШПД). Значительный упор делается на предоставление доступа с применением технологии FTTВ (оптика до дома), PON (пассивная оптическая сеть), развертывание мультисервисных сетей NGN (сети нового поколения), позволяющих оптимизировать корпоративные коммуникации. Также в небольших населенных пунктах предполагается развивать сети WiMAX.

Определяющим фактором роста в сфере проводной связи является оказание услуг ШПД. В крупных городах в Ростовской области рынок ШПД уже достиг насыщения, и операторы связи стремятся не просто расширить абонентскую базу, но и удержать ее в условиях высокой конкуренции. В средних и малых городах конкуренция ниже, и запас по росту абонентской базы присутствует. В сельских населенных пунктах конкуренция практически отсутствует. Во многих из них нет возможности пользоваться услугой доступа к сети Интернет, сравнимой по качеству с городом. Жители ряда сельских населенных пунктов могут воспользоваться только спутниковым и мобильным доступом к сети Интернет.

Число домашних хозяйств, имеющих доступ к ШПД, – важный показатель, демонстрирующий степень доступности высокоскоростной сети Интернет для населения Ростовской области. По итогам 2018 года данный показатель в Ростовской области составил 78,1 процента от общего числа домашних хозяйств, что соответствует 19-му месту в Российской Федерации.

 

2. Подвижная радиотелефонная связь

 

На территории Ростовской области успешно функционируют сети сотовой связи Регионального управления Южного региона ПАО «Вымпел-Коммуникации», Ростовского регионального отделения Кавказского филиала ПАО «МегаФон», филиала ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в Ростовской области, Ростовского филиала ООО «Т2 Мобайл», развернутые с использованием более 12 250 базовых станций.

Количество активных пользователей услуг сотовой связи превышает 5 миллионов абонентов. Действующие на территории Ростовской области сети сотовой связи стандарта 3G и 4G (LTE), введенные в коммерческую эксплуатацию во многих населенных пунктах, дают возможность абонентам оценить преимущества современных коммуникаций, реализовать целый комплекс дополнительных возможностей, предоставляемых операторами мобильной связи. Покрытие сотовой связью территории Ростовской области составляет более 90 процентов.

В 2019 году на территории Ростовской области операторами сотовой связи построено и модернизировано 523 объекта связи, из них в сельской местности – 90.

 

3. Услуги почтовой связи

 

Услуги почтовой связи на территории Ростовской области предоставляют 10 операторов с использованием 1 105 объектов, из которых 1 096 объектов находится в составе Управления федеральной почтовой связи Ростовской области, 1 объект – в составе ФГУП «Главный центр специальной связи» и 8 объектов – у операторов почтовой связи негосударственной формы собственности, ограничивающих свое присутствие, как правило, крупными городами и наиболее рентабельными видами услуг.

В состав Управления федеральной почтовой связи Ростовской области входят 279 городских, 812 сельских, 5 передвижных отделений почтовой связи. Передвижные отделения почтовой связи обслуживают населенные пункты в Белокалитвинском, Дубовском, Зимовниковском, Мартыновском и Ремонтненском районах Ростовской области.

Управление федеральной почтовой связи Ростовской области является филиалом федерального почтового оператора АО «Почта России», предоставляющего универсальные услуги почтовой связи и целый спектр современных финансовых и коммерческих услуг всем категориям юридических и физических лиц. Основная роль предприятия состоит в сохранении коммуникационной связанности жителей Ростовской области.

В 2015 году в г. Ростове-на-Дону создан макрорегиональный центр «Юг» АО «Почта России», который объединил 9 филиалов, находящихся в Ростовской, Волгоградской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Белгородской и Воронежской областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Приоритетом в деятельности почтовой связи является сохранение существующей сети отделений почтовой связи, повышение качества обслуживания населения, модернизация отделений почтовой связи, создание комфортных условий труда почтовых работников.

 

4. Услуги эфирного и проводного радиовещания

 

Услуги по эфирной трансляции звуковых программ предоставляют 43 оператора связи (5 из них – в сельской местности) с использованием 117 передатчиков, обеспечивающих охват не менее 80 процентов населения Ростовской области 3 радиоканалами.

Ростовский ОРТПЦ осуществляет трансляцию на территории Ростовской области общероссийских радиоканалов – «Вести FM», «Маяк» и «Радио России» в формате цифрового эфирного вещания.

Коммерческие телерадиокомпании транслируют радиоканалы: «Эхо Москвы», «Русское Радио», «Европа Плюс», «Радио Дача», «Хит FM», «Авторадио» и другие.

Услуги проводного радиовещания на территории Ростовской области оказывает 1 оператор связи – Ростовский филиал ПАО «Ростелеком». В настоящее время услуга проводного радиовещания является не востребованной. В ведении филиала находится 8 радиотрансляционных узлов в 5 населенных пунктах, общее количество абонентов составляет – 1 179 и продолжает сокращаться.

В 2007 – 2008 годах из средств областного бюджета было выделено 1,2 миллиона рублей и приобретено для малообеспеченных жителей Ростовской области 3 997 радиоприемников FM-диапазона. Ростовским филиалом ПАО «Ростелеком» взамен упраздненных радиоточек жителям передано на безвозмездной основе 17 014 всеволновых радиоприемников.

 

5. Эфирное телевизионное вещание

 

В декабре 2018 года в Ростовской области завершено создание сети цифрового эфирного наземного вещания. Старт проекту был дан в 2012 году. За 6 лет на территории Ростовской области введено в эксплуатацию 84 объекта федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985, реконструировано 39 объектов, построен 41 новый объект. Сверх программы установлено еще 4 дополнительных объекта (репитеры: пос. Горняцкий Белокалитвинского района, хут. Савдя Заветинского района и ст-ца Маркинская Цимлянского района, передатчик сл. Титовка Миллеровского района).

В соответствии с решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания 3 июня 2019 г. в Ростовской области прекращено вещание федеральных телевизионных каналов в аналоговом формате и осуществлен переход на цифровой стандарт телерадиовещания.

Жители Ростовской области обеспечены доступом к 20 федеральным телеканалам: «Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», «Россия-24», «Россия-К», «Карусель», «Петербург – 5 канал», «НТВ», «Общественное телевидение России», «ТВ-Центр», «СТС», «ТНТ», «Рен-ТВ», «СПАС», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница», «Звезда», «Мир» и «Муз-ТВ».

Показатель охвата сигналом эфирных общероссийских телерадиоканалов превышает общероссийское значение и составляет 99,74 процента граждан, что на 1,34 процента выше, чем в целом по стране.

С 29 ноября 2019 г. на канале «Общественное телевидение России» запущен в эфир в цифровом формате региональный канал «Дон-24», благодаря этому жителям Ростовской области доступны не только новостные программы, но и полноценные передачи о жизни Ростовской области.

Отдельное внимание уделено жителям 41 населенного пункта с неустойчивым цифровым сигналом (15 населенных пунктов, полностью не охваченных сигналом, 26 населенных пунктов – с частичным покрытием), где проживает около 11 тысяч человек, что составляет 0,26 процента населения Ростовской области. В данных населенных пунктах, в соответствии с рекомендациями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, цифровое телерадиовещание обеспечено с использованием спутникового оборудования. Доступ к 20 федеральным телеканалам и 3 радиоканалам обеспечивается без абонентской платы.

6. Кабельное телевидение

 

Трансляцию телепрограмм с использованием сетей кабельного вещания осуществляют 11 операторов. Интернет-провайдеры и сети 3G/LTE сотовых операторов связи также предоставляют возможность доступа к телеканалам посредством сети Интернет.

Количество транслируемых операторами программ достигает 292.

 

7. Транкинговая подвижная радиосвязь

 

Транкинговая подвижная радиосвязь – система двусторонней подвижной радиосвязи, которая использует диапазон ультракоротких волн. Транкинговую связь используют в своей служебной деятельности такие организации, как: службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы скорой медицинской помощи, службы полиции, аварийные службы газовой сети и другие службы.

На территории Ростовской области за счет внебюджетных источников финансирования введена в эксплуатацию система цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA. На данный момент в зону покрытия системы цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA входят города: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Батайск, Аксай.

 

8. Спутниковая связь

 

Спутниковая связь – один из видов радиосвязи, основанный на использовании искусственных спутников Земли в качестве ретрансляторов. Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.

С помощью спутниковой связи оказываются такие услуги, как: спутниковое телевидение, спутниковый интернет, услуги местной, внутризоновой, междугородной (международной) телефонной связи и экстренного вызова оперативных служб посредством спутниковых таксофонов.

Услугами спутникового телевидения может воспользоваться каждый житель Ростовской области при условии приобретения необходимого оборудования.

С использованием спутниковой телефонной связи в настоящее время на территории Ростовской области работают таксофоны для оказания универсальных услуг связи в 656 удаленных сельских населенных пунктах, где отсутствуют проводные линии связи.

 

III. Тенденции развития информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области

 

На нынешнем этапе развития общества все более возрастает понимание необходимости использования телекоммуникаций для формирования экономики и социальной инфраструктуры Ростовской области. Уже невозможно себе представить деятельность различных организаций без применения современных средств связи. Увеличилась потребность в использовании современных информационно-коммуникационных технологий и у населения Ростовской области, причем не только в городах, но и в сельских населенных пунктах. Все более востребованы сервисы организации удаленных рабочих мест и интернет-магазинов.

Приоритетным направлением развития связи на территории Ростовской области на период до 2030 года является продолжение создания информационной инфраструктуры Ростовской области и, в первую очередь, обеспечение современными услугами связи сельских населенных пунктов.

В ходе реализации Концепции должны произойти дальнейшее развитие и модернизация существующих сетей связи, строительство магистральных ВОЛС, повсеместное строительство распределительных сетей, а также развитие IP-телефонии и IP-телевидения. Проблему «последней мили» на местных телефонных сетях предполагается решить при помощи систем радиодоступа и спутниковой связи, а также других технологий связи (Wi-Fi, UMTS, WiMax, LТЕ), позволяющих расширить возможности существующих кабельных линий.

Основным инструментом дальнейшего развития сотовой связи в части, касающейся внедрения новых услуг качественных сервисов, станет развитие сетей связи нового поколения, мобильного ШПД, услуг высокоскоростной передачи данных, «облачных» сервисов.

Появление сетей 5G, как ожидается, позволит упростить внедрение инфокоммуникационных технологий в традиционные отрасли промышленности и народного хозяйства. При этом использование современных сетей сотовой связи для различных отраслей экономики Российской Федерации, в первую очередь, будет направлено на внедрение интернета вещей. Тенденция с развитием сетей 5G также позволит создать дополнительную конкуренцию в области оказания различных услуг связи, предоставление которых в существующих сетях невозможно.

Так, медицинские учреждения, в том числе государственного и муниципального здравоохранения, получат возможность оказывать услуги дистанционной медицины. Музеи смогут обеспечивать проведение виртуальных экскурсий, а учреждения образования – услуги дистанционного образования с использованием технологии дополненной реальности. Развитие сетей связи нового поколения будет способствовать предотвращению разного рода чрезвычайных ситуаций (пожаров, паводков и др.) путем оценки состояния окружающей среды с помощью многочисленных датчиков, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Правоохранительные органы все шире будут использовать технологию биометрической идентификации в сочетании с подключаемыми по сети камерами высокого разрешения для поимки преступников и злоумышленников. Транспортные организации смогут оказывать услуги по беспилотной перевозке пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом (например, внедрение системы управления поездами без машиниста в кабине), а также предоставлять различные информационные и развлекательные услуги на «умных остановках», автозаправках и пр.

В отрасли почтовой связи предусматривается совершенствование качества предоставления услуг путем развития системы логистики, модернизации почтовых отделений, повышения эффективности работы сети почтовой связи, расширения спектра и повышения качества предоставляемых услуг почтовой связи, в том числе в онлайн-режиме.

 

IV. Основные проблемы, риски и конкурентные

преимущества развития и эксплуатации информационно-телекоммуникационной

инфраструктуры Ростовской области

 

Основными проблемами развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области являются:

неравномерность внутриобластного распространения, высокая дифференциация доступности для населения, в особенности проживающего в сельской местности, средств связи, точек доступа к сети Интернет и услуг с использованием телекоммуникационной инфраструктуры;

инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров о технологическом присоединении к электросетям;

недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в Ростовской области в связи с высокой стоимостью и длительностью окупаемости строительства в сельской местности;

отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в малочисленных и удаленных сельских населенных пунктах в Ростовской области;

несоответствие количества отделений почтовой связи в областном центре нормативам обслуживания населения;

низкий уровень обеспеченности телекоммуникационной инфраструктурой в малочисленных сельских населенных пунктах ввиду высоких предельных издержек строительства объектов связи, не позволяющих окупать капиталовложения в разумные сроки;

высокая стоимость аренды сторонней инфраструктуры для размещения линий связи;

низкая платежеспособность населения при подключении услуг доступа к сети Интернет на территории сельских населенных пунктов;

отсутствие регионального финансирования в области мероприятий по развитию связи.

Основными рисками развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области являются:

предоставление услуг связи филиалами, головные предприятия которых зарегистрированы за пределами Ростовской области;

зависимость деятельности компаний по развитию сетей и предоставлению услуг связи от макроэкономической ситуации;

низкий объем инвестиций в строительство и реконструкцию телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности;

наличие конкурентной среды в области почтовой связи только в секторе высокодоходных услуг;

сокращение рынка оказания услуг почтовой связи за счет роста популярности электронных каналов связи.

Основными конкурентными преимуществами развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области относительно других субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, являются:

выгодное географическое положение (преимущественное прохождение по территории Ростовской области линий связи, связывающих центр Российской Федерации с Югом);

наличие учебных заведений по подготовке высококвалифицированных специалистов в отрасли связи;

наличие производственных мощностей по разработке и выпуску оборудования для предприятий связи;

наличие спроса на услуги связи, платежеспособность организаций и городского населения.

 

V. Основные цели и задачи развития информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области

 

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. В части инфраструктуры сетей связи национальной целью является рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет, до 97 процентов в 2030 году.

Региональным проектом «Информационная инфраструктура (Ростовская область)» определена следующая цель в части инфраструктуры сетей связи: создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок. Для ее реализации необходимо до конца 2021 года обеспечить решение следующей задачи: подключение к сети Интернет социально значимых объектов (фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов; образовательных организаций государственной (муниципальной) собственности, реализующих программы общего образования и (или) среднего профессионального образования; органов государственной власти и органов местного самоуправления; территориальных избирательных комиссий и Избирательной комиссии Ростовской области; пожарных частей и пожарных постов; территориальных органов Росгвардии и подразделений (органов) войск национальной гвардии).

Основными задачами и приоритетными направлениями развития телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области на период до 2030 года являются:

повышение инвестиционной привлекательности строительства новых сетей связи в малочисленных населенных пунктах;

повышение доступности действующих инженерных коммуникаций (опор линий электропередачи, уличного освещения, городского электротранспорта) для воздушных оптико-волоконных линий связи;

стимулирование подключения услуг доступа к сети Интернет на территории сельских населенных пунктов;

создание операторам связи инвестиционной привлекательности для строительства объектов и линейных сооружений связи в малочисленных населенных пунктах, в том числе оказание содействия в выделении земельных участков;

модернизация узлов передачи данных в ряде населенных пунктов для обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет и замена аналоговых телефонных станций на цифровые;

покрытие всех федеральных и крупных региональных автомобильных дорог сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий;

постоянное совершенствование сетей передачи данных, необходимое для развития и внедрения интернета вещей;

развитие сетей связи нового поколения (технологических систем, предназначенных для подключения к сети Интернет пятого поколения в целях использования в устройствах интернета вещей и индустриального интернета).

наращивание инвестиций в развитие отрасли и наращивание ее доли в экономической составляющей;

повышение качества оказываемых услуг и расширение спектра новых информационных услуг;

эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчивого роста экономики, предоставления государственных и муниципальных услуг и повышения качества жизни населения Ростовской области.

Решить основные проблемы развития и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области планируется путем выработки скоординированных действий органов власти всех уровней и представителей бизнес-сообщества, формирования привлекательных условий для операторов связи и комплексного использования как традиционных, так и нетрадиционных телекоммуникационных решений, таких как: развитие систем радиодоступа, сетей сотовой связи, создание мультисервисных сетей.

Развитие инфраструктуры сетей сотовой связи в настоящее время все меньше определяется необходимостью предоставления абонентам традиционных голосовых услуг и услуг передачи данных. Федеральной программой «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности предусмотрено внедрение и развитие новой технологии 5G.

Сети связи стандарта 5G позволят усовершенствовать подвижную радиотелефонную связь, предоставляющую возможность доступа к мультимедийному контенту, услугам и данным (Ultra HD и видео, 3D-видео, в том числе в реальном времени, онлайн-игры, виртуальная реальность), обеспечить сверхнадежную передачу данных с малой задержкой. За счет этого получат широкое применение беспроводное управление промышленными и производственными процессами (роботизация), дистанционная медицина, в частности – хирургия, автоматизация распределения энергии в «умных электросетях», общественная безопасность, «умные дома и города», интеллектуальные транспортные средства и будет внедрена интеллектуальная дорожная инфраструктура.

Приоритетной задачей отрасли почтовой связи является повышение качества и доступности почтово-логистических, социальных и финансовых услуг всем категориям юридических и физических лиц. С учетом развития технологий предприятия почтовой связи объединяют «физический» и «цифровой» мир, предоставляя потребителям наиболее удобный и комфортный канал получения услуг – мобильное приложение, почтоматы, традиционные почтовые отделения и пр.

Основными направлениями дальнейшего развития отрасли почтовой связи на период до 2030 года станут:

цифровизация операционной модели (оцифровка текущего портфеля услуг, расширение цифровых каналов взаимодействия с клиентами (личные кабинеты для всех категорий клиентов), автоматизация внутренних процессов);

цифровизация юридически значимых коммуникаций (внедрение юридически значимого электронного документооборота, который позволит безопасно и надежно осуществлять обмен любыми документами между государством, бизнесом и населением с гарантией доставки, а также подтверждением факта вручения);

создание современной почтово-логистической инфраструктуры, сокращение сроков доставки почтовых отправлений, развитие логистики для быстрой онлайн-доставки товаров;

построение клиентоцентричного бизнеса (повышение качества сервисного обслуживания, развитие каналов взаимодействия, повышение удобства пользования услугами и изменение клиентского восприятия образа «Почты России»);

модернизация отделений почтовой связи, улучшение рабочих условий производственного персонала, оптимизация форматов обслуживания, повышение эффективности внутренних бизнес-процессов работы отделений (переход к безбумажной внутренней и внешней корпоративной коммуникации);

предоставление всем слоям населения базовых финансовых услуг в шаговой доступности;

сохранение коммуникационной связанности населенных пунктов на всей территории Ростовской области.

 

VI. Нормативно-правовая основа для развития

телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области

 

Концепция разработана в соответствии c федеральными законами от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным министерством экономического развития Российской Федерации, постановлениями Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года», от 08.08.2012 № 730 «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области», федеральным проектом «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и региональным проектом «Информационная инфраструктура (Ростовская область)».

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации как конкурентоспособной на мировом уровне отрасли экономики сопровождается формированием отраслевого федерального законодательства, а также появлением региональных решений – инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку развития телекоммуникационной инфраструктуры. Региональные инициативы возникают в связи с тем, что субъекты Российской Федерации заинтересованы в том, чтобы перспективное направление – информационные технологии стало одним из самостоятельных сегментов экономики в регионах.

Анализ действующего областного законодательства позволяет сделать вывод, что определение эффективных форм поддержки развития телекоммуникационной инфраструктуры в Ростовской области возможно, в частности, в рамках следующих правовых актов Ростовской области:

Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения»;

Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»;

Областной закон от 02.07.2008 № 35-ЗС «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области»;

постановление Правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 697 «О порядке предоставления субсидий организациям независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения».

 

VII. Механизмы и основные инструменты реализации Концепции

 

1. Механизмы реализации Концепции

 

Механизмами реализации Концепции являются:

повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Ростовской области и бизнес-сообщества в реализации мероприятий, направленных на выработку инвестиционных приоритетов, гармонизацию инвестиционных проектов с планами социально-экономического и территориального развития муниципальных образований в Ростовской области;

формирование инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятных условий для развития и функционирования телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

предоставление операторам связи в установленном порядке земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, и оказание содействия в выделении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для развития телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области, особенно при реализации инвестиционных проектов в сельской местности;

оказание содействия организациям почтовой связи в размещении на территории муниципальных образований объектов почтовой связи, выделении нежилых помещений или зданий для размещения отделений почтовой связи;

применение комплексного подхода к построению сельских сетей доступа, сочетающего возможности мультисервисных оптических сетей и сетей беспроводного широкополосного доступа.

Для реализации механизмов Концепции могут привлекаться средства операторов, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, привлеченные инвестиции в соответствии с Областным законом от 01.10.2004 № 151-ЗС.

 

2. Основные инструменты реализации Концепции

 

Наиболее эффективным способом достижения заданных показателей развития связи является реализация технически и экономически обоснованного взаимоувязанного комплекса мероприятий развития отрасли, разработанного с учетом инвестиционных программ операторов связи по всем направлениям развития.

Основными инструментами реализации Концепции должны стать мероприятия по:

развитию телекоммуникационной инфраструктуры в Ростовской области;

социально-экономическому сотрудничеству на территории Ростовской области между Правительством Ростовской области и организациями связи;

реализации инвестиционных проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в муниципальных образованиях с участием министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области, администраций муниципальных районов и операторов связи, предоставляющих услуги связи на территории Ростовской области.

Также необходимо:

создание действенной единой системы стратегического планирования развития телекоммуникационной инфраструктуры, подвижной радиосвязи и почтовой связи на территориях муниципальных образований в Ростовской области с участием всех заинтересованных федеральных и областных органов власти, органов власти муниципальных образований и операторов связи;

совершенствование нормативно-правового обеспечения Ростовской области, подготовка законодательных инициатив в части упрощения процедур присоединения к существующей инфраструктуре операторов связи и ввода в эксплуатацию линейных объектов связи;

взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи по вопросам совместного размещения антенно-мачтового оборудования на башнях (мачтах, столбах), принадлежащих одному из операторов.

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:

создание привлекательных условий операторам связи для развития телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области, в том числе в сельской местности;

увеличение надежности сети связи за счет внедрения механизмов соблюдения комплекса охранных мероприятий линейных объектов связи;

обеспечение доступом к сети Интернет 100 процентов населенных пунктов в Ростовской области с населением не менее 100 человек;

обеспечение 100 процентов населенных пунктов в Ростовской области с постоянно проживающим населением возможностью доступа к услугам связи;

повышение уровня доступности для населения базовых услуг в сфере телекоммуникационных технологий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

обеспечение 100-процентной замены аналоговых телефонных станций цифровым коммутационным оборудованием;

предоставление возможности доступа к услугам подвижной радиотелефонной связи во всех населенных пунктах в Ростовской области с населением не менее 100 человек;

обеспечение уверенным приемом подвижной радиотелефонной связи автомобильных дорог федерального и областного значения;

расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг почтовой связи, в том числе в онлайн-режиме;

перевод в цифровой формат до 80 процентов почтовых коммуникаций к 2030 году.

Настоящая Концепция является основой для разработки вопросов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов отечественных компаний, принятия необходимых решений по поддержке телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области.

 

Примечание.

«Последняя миля» – канал, соединяющий конечное (клиентское) оборудование с узлом доступа оператора связи.

«Облачные сервисы» – возможность доступа к компьютерному оборудованию, аппаратным ресурсам, дисковой памяти и базам данных через сеть Интернет в удаленном формате.

Интернет вещей – совокупность сетей передачи данных между физическими объектами, оснащенными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, предполагающая исключение из части действий и операций необходимость участия человека.

Технология дополненной реальности – технология взаимодействия человека и компьютера, визуально совмещающая мир реальных объектов с виртуальным миром, воссозданным на компьютере.

Индустриальный интернет – инфокоммуникационная инфраструктура, которая подразумевает подключение к сети Интернет любых небытовых устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, автоматизированной системы управления технологическим процессов, а также интеграцию данных элементов между собой.

 

Размещено: 30 дек. 2020 09:16
Изменено: 30 дек. 2020 09:49
Количество просмотров: 98