Отсрочки, рассрочки по уплате налогов, списание безнадежной задолженности по налогам, реструктуризация задолженности
Вопросы изменения сроков уплаты налоговых платежей регулируются главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка, рассрочка уплаты региональных налогов предоставляется по решению территориального налогового органа только при наличии одного из следующих оснований:
1) причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
3) угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
При этом пунктом 12 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных налогов.
Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» устанавливается в качестве основания для предоставления отсрочки и рассрочки осуществление налогоплательщиком экономической деятельности, имеющей приоритетное значение для социально-экономического развития Ростовской области.
К числу таких видов экономической деятельности относятся:
1) сельское хозяйство;
2) добыча полезных ископаемых;
3) обрабатывающие производства;
4) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
5) строительство;
6) транспорт и связь.
При этом доля дохода налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг), связанного с осуществлением вышеперечисленных видов экономической деятельности, должна составлять не менее семидесяти процентов в общем доходе налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2012 года Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» установлено дополнительное основание признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию умерших физических лиц по транспортному налогу, если в течение трех лет со дня открытия наследства оно не принято наследником (данная правовая норма вступила в силу с 1 января 2012 года).
Реструктуризация кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Ростовской области
Под реструктуризацией задолженности понимается предоставление права на ее поэтапное погашение с одновременным приостановлением мер принудительного взыскания.
-
организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
-
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
-
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
-
крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей:
-
по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии;
-
по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги).
Также реструктуризации подлежат суммы, начисленные в результате проверок налоговых органов за период, предшествующий дате заключения соглашения о реструктуризации долгов.
Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей:
-
по налогу на доходы физических лиц,
-
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии,
-
а также просроченная задолженность по оплате труда.
Порядок проведения реструктуризации, форма заявления и перечень документов, которые подают сельхозтоваропроизводители для включения их в состав участников программы, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 02.07.2012 № 565 "О проведении реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в состав участников программы финансового оздоровления".
Организации направляют в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей заявление о включении их в состав участников программы с приложением следующих документов:
-
плана улучшения финансового состояния должника;
-
копии учредительных документов;
-
справки налогового органа по месту постановки на учет должника о наличии и сумме задолженности должника по налогам и сборам, а также пеням и штрафам по состоянию на первое число месяца, в котором подано заявление;
-
бухгалтерского баланса с приложениями за последний отчетный год и последний отчетный период с отметкой территориального налогового органа о его принятии и расшифровкой статей баланса;
-
соглашения должника с кредиторами о реструктуризации, погашении задолженности и намерениях о сотрудничестве, подписанные до подачи заявления о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей.
При включении организации в состав участников финансового оздоровления подписывается соглашение, согласно которому предоставляется отсрочка основного долга и начисленных процентов до семи лет и рассрочка до шести лет.
При заключении соглашения между предприятием и кредиторами задолженность по начисленным пеням и штрафам списывается пропорционально погашению основного долга.
Программа финансового оздоровления дает возможность хозяйствам, имеющим задолженность только по пеням и штрафам, списать ее, для чего необходимо стать участником программы. Таким товаропроизводителям при подписании соглашения списывается вся сумма задолженности по пеням и штрафам.
Меры в связи с распространением COVID-19
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставлена отсрочка по уплате:
арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
пени по задолженности, возникшей по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Собственники гостиниц, торговых и торгово-развлекательных центров (комплексов) освобождены от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.