Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области с информацией до 01.01.2019 доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О реализации в Ростовской области системы комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями»

«О реализации в Ростовской области системы комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями»

Дата события: 11 июн. 2019 15:18

Заседание Законодательного Собрания Ргостовской области.

«Правительственный час» по вопросу «О реализации в Ростовской области системы комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями»

Балина Л.В., министр общего и профессионального образования Ростовской области

 

Уважаемый Александр Валентинович, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области!

В системе комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с интеллектуальными и иными нарушениями, безусловно, значительную роль играет образование.

Обучение особых детей – это планомерная организация развития ребенка, общение, сотрудничество ребенка и взрослого, когда взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их применения.

Каким образом сегодня определено нормативное поле для организации обучения особых детей?

Современное законодательство закрепило понятия «инвалид» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».

Понятие «ребенок-инвалид» -  в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» - в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Система образования предусматривает особые условия, которые позволят обеспечить особые образовательные  потребности ребенка.

Отвечая на запрос общества и требования законодательства мы создаем систему доступности для получения образования разными детьми.

19 областных школ обучают только детей с интеллектуальными нарушениями, в 8 учреждениях для детей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, дети с интеллектуальными нарушениями обучаются наряду с детьми с сохранным интеллектом (из 5100 детей в коррекционных школах – 3500 детей с интеллектуальными нарушениями).

За 5 лет зафиксирован рост выявления числа детей с задержкой психического развития на 65% (на 1359 детей: по данным ПМПК с 2105 детей в 2013 до 3464 детей в 2018) и тяжелыми нарушениями речи на 35% (на 2002 ребенка: по данным ПМПК с 5757 детей в 2013 до 7759 детей в 2018). В связи с этим мы перепрофилировали 4 областных учреждения и открыли классы для обучения данных категорий детей. Обучение в коррекционной школе дает возможность компенсировать нарушения развития на этапе младшего школьного возраста и продолжить обучение в массовой школе.

В областных коррекционных школах открыто 5 ресурсных центров по вопросам обучения разных категорий детей (Центры: инклюзивного образования, для детей после кохлеарной имплантации, для детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, для слепоглухих детей).

С 2016 года минобразование Ростовской области обучает детей-инвалидов с интеллектуальными и иными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах, подведомственных минтруда Ростовской области.

Обеспечена возможность получения образования дистанционно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом.

Обсуждаемая тема очень сложна и имеет ряд особенностей. На федеральном уровне ведется работа над Стратегией развития образования детей с особыми образовательными потребностями на период до 2030 года. Наш опыт работы по созданию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья  позволяет нам активно участвовать в работе над проектом Стратегии вместе с Минпросвещения России.

Мы ориентированы на выстраивание и укрепление целостной региональной системы обучения и сопровождения от ранней помощи, через создание специальных условий в школьном образовании до  профессионального обучения.

Особое внимание отдельным категориям.

Для детей с расстройствами аутистического спектра создан региональный ресурсный центр.

Мы знаем где и в каких условиях и учреждениях такие дети получают образование. Сегодня в поле нашего внимания 805 детей с РАС. Все дети с аутизмом разные, не похожи друг на друга. Поэтому для каждого ребенка с аутизмом отрабатывается своя индивидуальная программа сопровождения. Мы проводим обучение специалистов муниципальных детских садов и школ. Создается сетевая система сопровождения с учетом ресурсов областных и муниципальных учреждений. В работу активно включаются родители..

Отдельные вопросы создания региональной системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра мы планируем обсудить на заседании Координационного совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья под председательством И.А.Гуськова в начале июля 2019 года.

Еще одна категория особых детей - дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

До принятия Федерального закона Об образовании в Российской Федерации они считались «необучаемыми».

Чтобы учить этих детей пришлось учиться самим. Сотрудничество с Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с ТМНР (г.Псков) позволило обучить 120 педагогов, пройти стажировку и обеспечить необходимые условия на образовательном пространстве Ростовской области.

Задача обучения детей с ТМНР крайне серьезная. Практически все они - дети-инвалиды, их обучение нестандартно и предполагает разработку индивидуальной программы развития. Многие из них не понимают обращенную речь, часто единственный способ вступить в контакт с ребенком – это встретиться с ним глазами. И мы говорим о построении взаимодействия через иные формы, так называемой альтернативной коммуникации, прежде, чем приступить непосредственно к обучению.

Это дети, которые никогда не смогут жить полностью самостоятельно.

Часто предел развития таких людей – это уровень 3-4 летнего ребенка.

Министерство образования анализирует каждую индивидуальную программу, сегодня их в работе 800. С учетом сложности работы – наша задача повышать качество реализации этих программ.

Часть детей с ТМНР обучается в наших коррекционных школах или на дому по месту жительства.

Отдельная категория дети-инвалиды с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, сироты, проживающие в детских домах инвалидов минтруда Ростовской области.

У нас в регионе таких учреждений 2 – Азовский ДДИ и Зверевский ДДИ, в настоящее время получают образование 289 воспитанников.

Обучение воспитанников Зверевского ДДИ организовано на базе самого дома интерната, так как состояние здоровья детей не позволяет их доставлять в образовательные учреждения.

В зависимости от своего состояния здоровья и возраста воспитанники Азовского ДДИ включены в систему образования или в самом доме доме-интернате (как дети дошкольники, так и школьники), или на базе детского сада и Азовской специальной школы № 7.

Следующий вопрос – профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, с различными формами умственной отсталости, в том числе и с ТМНР.

Следует отметить, что в нашем регионе есть опыт и традиции в этом направлении.

С нового учебного года в Азовской специальной школе воспитанники ДДИ также смогут получить профессиональные навыки по картонажно-переплетному, поварскому делу, декоративно-прикладному искусству.

Готовится принять на программы профессионального обучения  выпускников школы и Азовское профессиональное училище №45.

В Ростовской области дети с нарушениями интеллекта наряду с 9-ти летним обучением имеют возможность получить рабочую профессию в классах профессионального обучения.

Сегодня 12 коррекционных школ обучают детей по специальностям «швея», «столяр», «маляр», «штукатур», «овощевод» и др.

Мы открываем новые профили обучения по востребованным сегодня профессиям – гончарное, картонажно-переплетное, обувное дело.

Победители областного конкурса «Лучший по профессии» для детей с интеллектуальными нарушениями достойно представляют Ростовскую область на уровне России.

География победителей широкая: в 2019 году лучшими стали ребята из Матвеево-Курганского, Тацинского районов, городов Шахты и Гуково.

Но международный статус имеет чемпионат профессионального мастерства для лиц с инвалидностью  Абилимпикс.

Эти соревнования проводятся на базе учреждений среднего профессионального образования. Чемпионат ориентирован на эффективную профориентацию, мотивацию на получение профессии и содействие в дальнейшем трудоустройстве.

Сложный тернистый путь прошел в развитии за 4 года существования чемпионата: от 4 до 16 компетенций, от 22 до 116 участников в 2019 году.

Особенность конкурсных состязаний в том, что задания у конкурсантов общие, без учета состояния интеллекта.

Не смотря на это, наряду со школьниками с сохранным интеллектом ребята из коррекционных школ активно принимали участие в соревнованиях по компетенциям «Кулинарное дело», «Художественное вышивание», «Бисероплетение», «Торговля».

По итогам 6 призовых мест заняли обучающиеся коррекционных школ.

Лучшие из лучших в октябре отправятся на отборочные соревнования в национальный этап.

Система среднего профессионального образования уже имеет опыт обучения профессиям лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с сохранным интеллектом.

Сегодня стоит задача развития системы в направлении профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости.

В 2019 году 16 профессиональных образовательных организаций готовятся принять выпускников с различными формами умственной отсталости на обучение рабочим профессиям. (штукатур, каменщик, швея, цветовод, кухонный рабочий, плотник, сборщик обуви, маляр).

Построение перспектив обучения и трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями возможно при участии службы занятости населения Ростовской области, руководителей учреждений среднего профессионального образования, коррекционных школ региона и общественных организаций.

Новые импульсы развитию региона , системы образования в целом, а также  образованию детей с особыми образовательными потребностями придал национальный проект «Образование».

В рамках проекта «Современная школа» в 2019 году Ростовская область получает субсидию из федерального бюджета на мероприятие по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2019 году обновится материально-техническая база 10 коррекционных школ.

Это позволит на качественно новом уровне реализовать различные предметные области, прежде всего «Технологию», и, как обозначено ранее, ввести новые, перспективные профили трудового обучения, востребованные на рынке труда, либо позволяющие организовать самозанятость лиц с инвалидностью.

Кроме того, новое оборудование позволит повысить качество психолого-педагогической и коррекционной помощи.

В регионе делается немало, для того, чтобы для  каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья его право на образование было реализовано в полной мере.

Однако так устроена система: сначала планирование, затем выделение средств, обучение, обновление материально-технической базы.

Но дети растут каждый день.

И родители не могут ждать.  Их дети находятся с ними ежечасно. И специальные условия получения образования им нужны уже сегодня, сейчас.

Для того, чтобы родители лучше знали возможности нашей системы образования и могли ими пользоваться нам необходимо серьезно подходить к вопросу информирования. На встрече в представителями общественной организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) мы договорились о сотрудничестве с родителями, предложили помочь нам в информировании о ресурсах, пригласили к партнерским взаимоотношениям.

Вместе с тем, есть ряд острых вопросов, которые требуют межведомственного подхода.

Выпускники с ТМНР даже при овладении профессиональными навыками нуждаются в сопровождении. Мы изучали опыт других субъектов в этом направлении. Система социальной защиты должна быть готова к сопровождению такой категории выпускников (Сопровождаемое трудоустройство).

Особое внимание также следует обратить работодателям на предоставление рабочих мест лицам с интеллектуальными нарушениями. Сегодня руководители коррекционных школ в рамках производственной практики на предприятиях лишь частично решают эту задачу.

Вопрос обучения лиц с интеллектуальными нарушениями, которые по разным причинам не получили образование, до настоящего времени не отрегулирован на федеральном уровне. Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает порядок обучения граждан старше 18 лет, не получивших образование, что препятствует решению этого вопроса на территории Ростовской области.

Завершая выступление, благодарю за внимание и приглашаю всех к сотрудничеству в создании региональной системы комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с интеллектуальными и иными нарушениями в системе образования Ростовской области.

Рубрикатор

Образование

Дополнительные файлы

загружен: 11 июн. 2019 15:47
изменён: 11 июн. 2019 17:14
Скачать текст доклада в формате .doc
55 КБ
загружен: 11 июн. 2019 17:17
Презентация к докладу
13.29 МБ
Размещено: 11 июн. 2019 15:18
Изменено: 11.06.2019 17:21:32
Количество просмотров: 23