Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «Состояние и перспективы развития первичной медико-санитарной помощи в Ростовской области»

«Состояние и перспективы развития первичной медико-санитарной помощи в Ростовской области»

Дата события: 18 мар. 2020

Расширенное заседание правительства Ростовской области

Т.Ю.Быковская, министр здравоохранения Ростовской области

Одной из основных целей стратегического развития страны, определенной в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является повышение до 78 лет ожидаемой продолжительности жизни россиян, которая может быть обеспечена снижением показателей смертности населения от основных классов причин.

Достижение данной цели невозможно без совершенствования работы первичного звена здравоохранения, которое включает фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские пункты  фельдшерские здравпункты, врачебные амбулатории, участковые больницы, поликлинические подразделения центральных районных больниц  и центральных городских больниц, районные больницы, районные и городские поликлиники.

Первичная медико-санитарная помощь  остается основой оказания медицинской помощи взрослым и детям. В задачи ПМСП входит профилактика, ранняя диагностика, лечение острых заболеваний и состояний, реабилитация, формирование здорового образа жизни. Основными принципами оказания ПМСП является доступность для населения и качество оказания медицинских услуг. Оказывается ПМСП в плановой и неотложной форме, амбулаторно на приеме в поликлинике, в условиях дневного стационара и на дому при посещении больных медицинскими работниками.

Первичная медико-санитарная помощь организована по территориально-участковому принципу. Для ее оказания в области  по состоянию на 01.01.2020 функционируют 502 ФАП и 510 ФЗП, 184 ВА, 27 участковых больниц, 74 поликлиники (в составе ЦРБ, ЦГБ, имеющих амбулаторно-поликлинические подразделения), а также 31 самостоятельная поликлиника (22 – для взрослых и 9 – для детей). Дополнительно открыто 124 домовых хозяйств в сельских населенных пунктах с численностью населения до 100 человек, которые участвуют в оказании первой помощи населению до прибытия медицинских работников при основных жизнеугрожающих состояниях.

В 2019 году по инициативе министерства здравоохранения Ростовской области  с целью приведения в соответствие с регламентирующими нормативными документами ряд ФАП муниципальных медицинских организаций были преобразованы в ФП. В настоящее время данные структурные подразделения соответствуют требованиям приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России) от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

Произошли изменения и по количеству данных подразделений. Но это связано с объективными причинами. И если в других субъектах существует проблема нехватки ФАПов и ФП, то, к сожалению, в нашей области имеются 17 населенных пунктов (Верхнедонской-11, Боковский-2, Зерноградский-1, Кагальницкий-1,Октябрьский-1, Орловский-1), где численность проживающего населения равна нулю. И как вы понимаете при отсутствии пациентов помощь оказывать некому. Поэтому в таких населенных пунктах эти структурные подразделения центральных районных больниц с 1 января текущего года перестали существовать.

Медицинскую помощь в первичном звене оказывают 11 610 работников среднего медицинского персонала, из них лиц пенсионного возраста 22,4 %, средний возраст работников – 46,2 года, средний общий стаж – 24,2 года; а также врачей всех специальностей – 5 462 человека, средний возраст которых – 46,4 года, лиц пенсионного возраста среди врачей – 28,0 %, средний общий стаж врачей – 22,5 года.

В Ростовской области в 94 медицинских организациях открыто            7 отделений и 126 кабинетов неотложной помощи, что позволило распределить потоки пациентов по приоритетности и уменьшить нагрузку на врачей первичного звена, сократить очереди в поликлиниках.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» в соответствии с региональным проектом «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Ростовская область)» (Паспорт регионального проекта утвержден на заседании Совета по проектному управлению при Губернаторе Ростовской области, протокол от 01.04.2019 № 1, повторно утвержден протоколом от 30.08.2019 № 2, протоколом от 10.01.2020 № 4) в Ростовской области проводится внедрение «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». По итогам 2019 года в 37 поликлиниках и поликлинических отделениях муниципальных медицинских организаций работа организована на принципах «бережливого производства» – эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, минимизации трудозатрат.

Введены в экспуатацию за 2018-2019 годы 8 передвижных лечебно-диагностических комплекса в районах: Азовском, Зимовниковском, Кашарском, Целинском, Тацинском, Белокалитвинском, Неклиновском, Чертковском. Именно в этих муниципальных образованиях имеются населенные пункты с малой численностью, до 100 человек, те населенные пункты где по действующим нормам ФАП или ФП не положен, а помощь необходимо оказывать и люди были вынуждены до начала работы выездных подразделений ездить либо в центральную районную больницу, либо в ближайшую врачебную амбулаторию. Помощь получили-16588 человек, осуществлено-709 выезда.

Закуплены и начали работу 10 флюорографов в районах (Сальском, Зимовниковском, Цимлянском, Кагальницком, Усть-Донецком, Шолоховском, Миллеровском, Мясниковском, Тацинском, Семикаракорском). За период их работы осмотрено- 2404 человека.

10 маммографов в районах (Песчанокопском, Ремонтненском, Морозовском, Зерноградском, Октябрьском, Кашарском, Тарасовском, Родионово-Несветайском, Белокалитвинском, Волгодонском). За период их работы осмотрено-2182 женщины.

Медицинские организации оказывающие первичная медико-санитарная помощь, является «передовой» системы здравоохранения.

Главная задача первичного звена знать о жителях все, что касается основных показателей здоровья, влияющих на развитие грозных социально-значимых заболеваний, дойти до  каждого проживающего в том или ином муниципальном образовании.

Количество медицинских организаций оказывающих первичную медико-санитарную помощь, развитость сети, число работающих в системе специалистов иллюстрирует, что нам это под силу.

Медицинский персонал первичного звена, несмотря на скромную укомплектованность в ряде территорий области, осознает всю значимость проводимых в отрасли мероприятий по профилактике.

Теперь о перспективах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 № 1304 (ред. от 03.02.2020) "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" в Ростовской области осуществляется разработка региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. В настоящее время идет согласование проекта программы на уровне федерального ведомства.

На предоставленном слайде видно, что программа рассчитана к реализации на 5 лет  2020 - 2024 годы.

Основным разработчиком является министерство здравоохранения области.

Так же представлены основные участники программы.

При разработке программы проведен анализ существующей сети медицинских организаций области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, половозрастной состав и плотность проживающего населения. Учтены все особенности административно- территориального деления и транспортной доступности.

В настоящее время все медицинские организации области заполнили паспорта организаций на едином электронном ресурсе. В сформированных паспортах имеется полная характеристика по всем направлениям деятельности учреждений, касающихся расположения на карте в геопортале, количестве и численности всех населенных пунктов, в привязке к населенным пунктам нанесены структурные подразделения центральных районных и городских больниц и поликлиник, имеется отметка о транспортной доступности. Отдельно заполнены данные по кадровому составу, объемах  муниципальных заданий по всем видам помощи. Заполнены данные по имеющемуся и необходимому к замене и (или) закупке медицинскому оборудованию. Сведения о состоянии зданий и сооружений, санитарного  автотранспорта.

Именно на основании этих данных и сформирован проект программы и состоит из 5 разделов:

1.Строительство, реконструкция и капитальные ремонты объектов недвижимости (медицинских организаций).

2.Оснащение и дооснащение медицинским оборудованием

медицинских организаций.

3. Кадры медицинских организаций.

4. Оснащение автомобильным транспортом

5. Цифровизация медицинских организаций.

Строительство, реконструкция и капитальные ремонты объектов недвижимости (медицинских организаций).

При формировании данного блока в программе были учтены все поданные медицинскими организациями данные о необходимости проведения данного вида работ.

 Запланировано  строительство 99 структурных подразделений медорганизаций, капитальный ремонт 78 подразделений.  Реконструкция запланирована двух объектов здравоохранения первичного звена. В Аксайском районе.

А так же с учетом индивидуальных особенностей и имеющейся положительной практики работы в данный раздел внесены мероприятия по закупке и установке модульных конструкций ФАПов и ФПов, ВА. До 2022 года запланировано приобретение 71 ФАПа/ФПа, и соответственно 28 ВА. Но мы же с Вами понимаем, что  потребность в замене и приобретении рассчитана по состоянию на 1 января 2020 года. Думаю, вернее уверена, что они увеличатся до 2024 года, в зависимости от потребности районов.

При составлении раздела во внимание принималось так же наличие специалистов, которые в будущем смогут осуществлять деятельность в данных подразделениях, прогнозные данные по предполагаемой численности проживающего населения.

Произведенные предварительные финансовые расчеты носят характер предварительных,  в этом, предыдущем и последующих слайдах. По той причине, что пока не получено согласование федерального ведомства, не определены условия  и порядок софинансирования.

Следующий раздел оснащение и дооснащение медицинским оборудованием медицинских организаций.

Проведен детальный анализ всех имеющихся и необходимых изделий медицинского назначения и медицинского оборудования в соответствии с утвержденными стандартами оснащения. Свод в разбивке по годам представлен на слайде.

На 2020 год не планировалось мероприятий по   приобретению оборудования, по объективной причине. Программа планируется к утверждению и начнет свою реализацию с 01.07.2020, с учетом действующих норм в сфере закупок за оставшиеся месяцы невозможно будет произвести все процедуры. Решение непростое, но принималось оно так же с учетом того, что табель оснащения по большинству подразделений сейчас соответствует нормативному в среднем по области на 78 %.

Раздел кадры медицинских организаций

На слайде представлена динамика предполагаемых перемен в первичном звене здравоохранения. Произведены расчеты по изменениям в оплате труда медицинских работников.

Ставим перед собой очень серьезную задачу по увеличению численности врачей первичного звена  сельского здравоохранения с 1111 в  2020 году до 1390 к концу 2024 года, средних медицинских работников соответственно с 3524 до 4180.

Переоснащение и дооснащение автотранспортом.

Парк санитарного автотранспорта огромный в системе здравоохранения области. Недооценивать необходимость мобильности медиков, быстрого реагирования и соблюдения времени доезда к пациенту нельзя. Так же нельзя не понимать, что каждое средство передвижения имеющееся сейчас или планируемое к приобретению должно во первых отвечать условиям его эксплуатации, я имею ввиду проходимость, что важно для села, во вторых соответствовать возлагаемым задачам. Если речь идет о шатлах  для доставки пациентов в медорганизацию это одни требования, санитарный транспорт по классам автомобилей «В», «С», это другие требования и соответствующее оснащение, в том числе медицинской аппаратурой с возможностью оказания медицинской помощи непосредственно  в самом автомобиле во время транспортировки.

Таким образом, всего на переоснащение запланировано 453 транспортных средства, на дополнительное приобретение недостающих 210 автомобилей.

Цифровизация медицинских организаций.

В ходе реализации программы будут созданы условия для внедрения информационных технологий и обеспечения принципа профилактики в сфере здравоохранения. Достигнуть это возможно при обеспечении медицинских организаций первичного звена здравоохранения  цифровыми медицинскими изделиями с функцией дистанционной передачи данных. Таким образом, произойдет формирование системы дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов, проживающих в отдаленных от областного центра населенных пунктах. 

Учитывался тот факт, что болезни системы кровообращения являются наиболее распространенными и вносят самый большой вклад в структуру общей смертности, в ходе реализации указанных мероприятий предусматривается оснащение ФАПов, ФПов, ФЗПов цифровым медицинским оборудованием, в том числе цифровыми ЭКГ, с функцией дистанционной передачи данных о состоянии здоровья пациента.  Регистрация электрокардиограммы  непосредственно в ФАПе, ФПе, ФЗПе с последующей ее передачей в цифровом формате через защищенный канал связи в центральную и (или) районную больницу для осуществления расшифровки и направления результатов обратно в тот пункт, где производилось исследование.

Предусматривается оснащение отечественных планшетных компьютеров.

Подводя итог всему сказанному отмечу, что мероприятия программы, все ее разделы составлены с учетом специфики области, составлены на основании вносимых данных непосредственно каждой медицинской организацией.

 Реализация программы невозможна без кропотливой ежедневной работы каждого участника и без прямой  заинтересованности в результатах руководителя каждого муниципального образования.

Медорганизаций много, районы нашей области очень разные, уровень заболеваемости населения, количественный и качественный состав жителей многолик и индивидуален, но цель и задача едина для всех - сохранить здоровье жителей, услышать и помочь каждому жителю в его чаяниях и невзгодах связанным с плохим самочувствием.

Только вместе, только слаженно и не ради проформы. Вот наша с Вами задача.

Благодарю за внимание!

Рубрикатор

Здравоохранение

Дополнительные файлы

загружен: 18 мар. 2020 16:13
Скачать в формате .doc
93 КБ
Размещено: 18 мар. 2020 14:17
Изменено: 18 мар. 2020 14:17
Количество просмотров: 60
Электронная приёмная граждан