Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей в Ростовской области»

«О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей в Ростовской области»

Дата события: 24 окт. 2019

"Правительственный час" заседания Законодательного Собрания Ростовской области

Л.В.Балина, министр общего и профессионального образования Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич! Уважаемые участники заседания!

В 2018 году дополнительное образование отмечало своё 100-летие. За этот время пройден путь от досуговых клубов до сложной системы, которая играет важную роль в развитии детей.

Мы благодарны Законодательному Собрание за внимание к этому вопросу.

В прошлом году  по инициативе Законодательного Собрания Контрольно-счетной палатой Ростовской области совместно с 10-ю муниципальными КСП проведено комплексное мероприятие по оценке законности и эффективности деятельности  организаций дополнительного образования, которое дало нам возможность более объективно оценить состояние муниципальных систем допобразования.

КСП очень детально рассмотрены вопросы нормативной базы, инфраструктуры и достижения охвата детей доп.образованием.

Это позволило нам совместно с КСП, главами муниципалитетов, руководителями учреждений решить ряд важных задач  в отношении инфраструктуры, доступности, учета детей,  качества доп.образования и возможностей его развития.

Региональная система дополнительного образования достаточно сложная. Она включает организации разного уровня, ведомственной принадлежности и типа. Управлять и координировать деятельность всех участников  можно только с учетом специфики каждой сферы и направленности  дополнительного образования.

На региональном уровне дети занимаются в 3 областных организациях доп.образования, школах-интернатах,  учреждениях среднего профессионального образования и спортивных организациях.

На муниципальном уровне дополнительное образование работает в сферах  образования, культуры и спорта.  Свыше 9,5 тысяч кружков и секций в детских садах и школах.

Сегодня в регионе для детей работает 301 организация дополнительного образования по всем 6 направленностям.

53% детей из числа проживающих в сельской местности занимаются в 131 учреждении.

Доступность  дополнительного образования для детей, проживающих  в отдаленных сельских территориях, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья учреждения обеспечивают, используя заочные, очно-заочные формы обучения и   дистанционные образовательные технологии,  а также лицензируемые кружки на базе детских садов и школ.

         Справочно

 

Город

Село

Всего детей от 5 до 18

343 544

178 907

Занимаются по ОДО обр.

168 161

70 408

Занимаются по ОДО в культ.

28 136

24 646

Всего в организациях ДО (чел/%)

196 297

57,1%

95 054

53%

Для того, чтобы родители и дети в любое время  в доступной форме могли получать информацию о дополнительных программах мы создали в этом году  Навигатор дополнительного образования.

На интернет-ресурсе  размещен каталог дополнительных программ. Необходимую программу можно найти по названию, территории, направленности и возрасту ребенка.

Навигатор позволяет ознакомиться с целями и содержанием программы, педагогом и сколько детей  обучается в группе.  Есть  возможность предварительной записи в понравившийся кружок или секцию.

На сегодняшний день Навигатор предлагает для детей свыше 8 тысяч дополнительных программ. За полгода работы ресурса через Навигатор зачислено  более 6 тысяч обучающихся.

Основным показателем эффективности системы дополнительного образования является количество обучающихся, вовлеченных в данную сферу.        Законодательное Собрание не раз ставили вопрос, как обеспечить учет детей? Мы понимаем, что объективную информацию охвата детей доп.образованием можно получить исключительно при ведении персонифицированного учета. Поэтому с апреля 2019 года в образовательных организациях области внедрен модуль Региональной информационной системы «Образование» (РИСО) «Электронное дополнительное образование» (ЭДО).

Система позволяет проводить учет в разрезе: регион, муниципалитет, образовательная организация, программа, обучающийся.

ЭДО внедрено в детских садах, школах, организациях дополнительного образования, СПО,  которые имеют лицензию на программы дополнительного образования. Для полного и всестороннего учета детей ЭДО охватывает организации минкультуры, минспорта и департамента по делам казачества.

Сегодня в ЭДО внесены 1958 организаций. В системе ведется как персонифицированный учет, так и общий учет по образовательным программам. Учитывая, что ребенок имеет право посещать несколько объединений, свыше 28  тысяч детей посещают два и более кружков.

Полнота базы ЭДО позволяет формировать первичные отчеты охвата детей на уровне муниципального образования и организаций, а также на уровне списочного состава обучающихся.

Информационная база ЭДО дает возможность увидеть не только количественные показатели охвата детей, но и проводить глубокий детализированный анализ состояния системы дополнительного образования.

Например, анализировать:

- доступность дополнительного образования в том или ином муниципалитете,

- актуальность и востребованность образовательных программ и направлений дополнительного образования,

- потребность в кадрах,

 -движение  контингента детей, и многое другое .

Результаты анализа позволяют определить возможности системы, ее перспективы, а также выработать модели  и механизмы развитая.

Работа по заполнению  ЭДО продолжается. (На сегодня  охват 62,6%, Песчанокопский – 91,6%, Кагальницкий – 84,1%, Целинский – 81,8%, Орловский – 81,45)

Сегодня в регионе дети осваивают более 20 тысяч  дополнительных общеобразовательных программ. Неизменно первое место занимают программы художественной направленности.  По ним обучаются более 30% детей, в основном в возрасте от 5 до 11 лет, преимущественно девочки.  Именно  в этом возрасте дети  больше всего рисуют, танцуют и поют.

На втором месте  спортивное направление. Здесь иной  гендерный расклад: 62 % - это мальчики  в возрасте от 7 до 16 лет.

Ежегодно увеличивается число детей, которые выбирают технические и естественнонаучные программы, при этом такой выбор характерен больше для старшеклассников. В новом учебном году 15% детей занимаются по этим программам. В 2024 году мы планируем увеличить охват до 25%.

Анализ контингента показывает, что в дополнительное образование в большей мере вовлечены обучающиеся в возрасте от 11 до 15 лет. Мы понимаем, что в числе  основных задач повысить процент охвата детей  от 5 до 7 лет и старшеклассников, которых  сегодня значительно меньше в этой сфере.

Возраст

0- 4 лет

5-6 лет

7-10 лет

11-15 лет

16-17 лет

Кол-во детей, занимающихся в организациях ДО, чел.

30 981

84 951

217 081

257 698

54 217

Дополнительное образование не является обязательным. Привлечь детей в эту сферу возможно   только качественными программами, содержание которых учитывает интересы детей, пожелание родителей и современное развитие культуры, науки и техники.

В 2019 году мы детально проанализировали программы. Результаты  анализа и рекомендации  даны заместителям глав по соц.вопросам, начальникам управлений образованием и руководителям  учреждений  на коллегии с участием Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

В августе провели областную образовательную сессию для руководителей и педагогов по вопросам качественного доп.образования.

Формируется банк модельных программ.

Идет работа по созданию Регионального модельного центра дополнительного образования. Центр будет проводить мониторинг и инвентаризацию каждого муниципалитета, каждой образовательной организации и каждой программы; а по результатам давать рекомендации.

Основные перспективы дополнительного образования Ростовской области определены нами с учетом предложений и замечаний Контрольно-счетной палаты Ростовской области  и зафиксированы в региональных проектах национального проекта «Образование».

Проект «Успех каждого ребенка» предусматривает не только обновление содержания доп.образования, но  и инфраструктуры. До 2024 года мы создадим  стационарные и мобильные технопарки «Кванториум», откроем ключевой центр дополнительного образования детей.

Сначала о ближайших планах по созданию Кванториумов. Здесь мы стартуем не с нулевой позиции. С 2018 года  800 детей занимаются в первом стационарном Кванториуме в Ростове-на-Дону на базе ДГТУ.  Более 200 школьников осваивают программы в каникулярный период. Свыше 4,5 тысяч  участвуют в мероприятиях «Кванториума».

Темпы экономического развития, высокий промышленный и научный потенциал определили выбор города Волгодонска для создания в 2021 году стационарного технопарка. Обеспечивать кадровое и интеллектуальное сопровождение Кванториума будет Волгодонский филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

В 2020 году начнет работу мобильный технопарк. Ежегодно не менее 3 тысяч детей в сельских территориях смогут знакомиться с геопространственными технологиями, изучать программирование, виртуальную реальность, промышленный дизайн, робототехнику.

В следующем году мы откроем на базе ДГТУ ключевой центр дополнительного образования - Дом научной коллаборации, или ДНК.

Что такое коллаборация? Это процесс совместной деятельности в какой-либо области для достижения общих целей. Поэтому новая модель партнерства вуза и школ получила именно такое название. Она позволит эффективно использовать научный и технологический потенциал системы высшего образования.

Основной вид деятельности ДНК - обучение детей по доп.программам  с применением научно-исследовательских и проектных технологий.

ДНК планируется присвоить имя выдающегося русского физика, изобретателя радио Александра Степановича Попова. Ученый занимался созданием первой российской линии радиосвязи, обеспечивавшей судоходство на Дону.

Особое внимание  мы уделяем выявлению и сопровождению одаренных детей.  На эту задачу работает несколько образовательных проектов. Один из масштабных – Центр «Ступени успеха», создан в текущем году с учетом опыта всероссийского центра «Сириус».

Юные гении, прошедшие конкурсное испытание, участвуют в профильных сменах. На протяжении 21 дня осваивают программы с лучшими педагогами, проходят командообразующие тренинги, занимаются спортом, участвуют в культурных проектах.

С 1 июня проведено  5 смен по русскому и английскому языкам, литературе, праву,  химии, биологии, математике, физике, истории, в которых приняли участие 230 школьников. До конца 2019 года проведем еще 2 смены.

1400 детей в Центре проходят олимпиадную подготовку. Дистанционные технологии делают доступным обучение детей из сельских  и отдаленных территорий.

Еще один проект для одаренных детей  «Мобильный тьютор»  не имеет аналогов в России. Основная цель - популяризация науки и олимпиадного движения, качественная помощь детям и  учителям в подготовке к олимпиадам высокого уровня. Выезд команд педагогов и психологов Центра позволит охватить до конца года 41 территорию области, около 700 учащихся и более 300 педагогов муниципальных школ.

В области будут созданы Центры цифрового образования детей «АйТи-кубы»- учреждения дополнительного образования нового формата.  

 «АйТи-куб» – это инновационная образовательная площадка, где ребята от 5 до 18 лет смогут освоить языки программирования, научатся писать приложения для мобильных устройств, работать с базами данных, создавать виртуальную реальность.

Проект нацелен на популяризацию технических профессий, увеличение охвата обучающихся АйТи-технологиями и раннюю профессиональную ориентацию.

На развитие дополнительного образования  работают не только учреждения доп.образования, но и школы.

Проектом «Современная школа» будут созданы «Точки роста».

Новым термином обозначены Центры для основных и дополнительных программ цифровой, естественнонаучной, технической и гуманитарной направленностей.

Задача «Точек роста» не только формирование у школьников современных технологических и гуманитарных знаний и навыков, но и создание в сельской местности и малых городах общественного пространства для творческой, социальной самореализации детей, педагогов и родителей.

Таким образом, все школы в сельских территориях и городах Донецк и Зверево, за исключением малокомплектных, откроют эти центры и сами станут точками роста – роста знаний и навыков учеников и их родителей, а также компетенций и квалификации учителей.  Актуальность проекта очевидна в условиях перехода школ в одну смену.  Вторая половина дня школьников будет посвящена качественному дополнительному образованию.

В наших планах - создать 503 «Точки роста». Ближайшая задача 2020 года открыть «Точки роста» в 42-х школах 25-ти муниципалитетов.

Как видим, в дополнительном образовании - масштабные изменения. Не только обновляется сеть организаций, материально-техническое оснащение, но, главное, меняются сами программы и подходы к обучению.

Задача  поставлена Президентом и отражена в национальном проекте «Образование» – обеспечить к концу 2024 года охват доп.образованием не менее 80% детей.

Но охват- это не самоцель. Главное, дать возможность детям быть счастливыми,  попробовать себя в творческой, спортивной, научной, технической сфере, выявить свои таланты и найти дело по душе! Учить и учиться  скоро будет интересно как никогда!

Спасибо за внимание!

Рубрикатор

Образование

Дополнительные файлы

загружен: 24 окт. 2019 16:09
Скачать в формате .doc
65.5 КБ
Размещено: 24 окт. 2019 16:00
Изменено: 24.10.2019 16:
Количество просмотров: 69