Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Документы О мерах по созданию детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области
Правительство Ростовской области
Распоряжение от 24 авг. 2017 № 482
Недействующая редакция с изменениями от 5 дек. 2019

О мерах по созданию детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 24.08.2017 № 482

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

О мерах по созданию

детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области

 

В целях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, во исполнение паспорта приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11):

 

1. Утвердить:

1.1. Концепцию по созданию и функционированию детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области на 2018 – 2020 годы согласно приложению № 1.

1.2. Комплекс мер по созданию и функционированию детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области на 2018 – 2020 годы согласно приложению № 2.

2. Определить:

2.1. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка «Кванториум».

2.2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области «Областной центр технического творчества учащихся» региональным оператором, ответственным за функционирование детского технопарка «Кванториум».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

 

 

Губернатор

Ростовской области                                                                           В.Ю. Голубев

 

 

Распоряжение вносит

министерство общего

и профессионального

образования Ростовской области

 

 

 

Приложение № 1

к распоряжению

Правительства

Ростовской области

от 24.08.2017 № 482

 

КОНЦЕПЦИЯ

по созданию и функционированию детского технопарка

«Кванториум» в Ростовской области на 2018 – 2020 годы

 

Исходя из объективных условий развития Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, сформулированы приоритетные цели экономического развития, которые нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067. Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Российской Федерации является построение инновационной экономики.

Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической направленности. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.

Основными факторами, замедляющими темпы развития технического творчества обучающихся в Ростовской области, являются следующие:

уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования технического профиля, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к организации работы с детьми и молодежью низкий;

число квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;

система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;

учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований.

Интенсивное развитие новых информационных технологий привело к необходимости создания условий для вовлечения детей в техническую сферу деятельности. В связи с этим стала очевидной необходимость создания детского технопарка «Кванториума» на территории Ростовской области.

Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность.

Основными целями и задачами деятельности детского технопарка «Кванториум» являются:

развитие современного научно-технического творчества в Ростовской области для подготовки инженерно-технических кадров;

создание единого образовательного пространства научно-технического творчества детей при сетевом взаимодействии образовательных организаций  Ростовской области;

практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе через формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления;

выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;

повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования технической направленности;

обновление содержания программ дополнительного образования в сфере технического творчества.

 

1. Организационно-правовая модель детского технопарка «Кванториум»

 

Детский технопарк «Кванториум» (далее – Технопарк) в Ростовской области предполагается организовать в форме структурного подразделения государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Областной центр технического творчества учащихся» (далее – ОЦТТУ).

Основным видом деятельности Технопарка является обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам с применением проектных методик. Выбор образовательных траекторий Технопарка определен с учетом вектора и перспектив развития региональной экономики Ростовской области.

Количество обучающихся в Технопарке в 2018 – 2020 годах – не менее 800 человек ежегодно.

Образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации могут использовать ресурсы Технопарка в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов.

Региональной координирующей структурой реализации проекта создания и развития Технопарка является министерство общего и профессионального образования Ростовской области, основной функцией которого является принятие управленческих решений по оптимизации структуры Технопарка, координация процессов планирования и организации всех видов инновационной деятельности в рамках Технопарка.

В целях обеспечения эффективной работы Технопарка в его организационную структуру включены отделы, обеспечивающие следующие функции:

реализация услуг дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленностей;

организация научно-методической работы с педагогами дополнительного образования;

повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования через курсовую подготовку и систему семинаров;

организация круглогодичного цикла детских и молодежных технических соревнований;

выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;

проведение массовых мероприятий для всех возрастных категорий обучающихся;

разработка и реализация инновационных проектов в области дополнительного образования детей;

организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с промышленными предприятиями;

популяризация инженерных и ИТ-профессий;

организация профильных лагерных смен.

Приоритетными направлениями обучения в Технопарке являются подготовка к участию в региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, а также работа над проектами (технологическими кейсами) в рамках реализации модели функционирования Технопарка с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.

 

2. Направления деятельности Технопарка

 

В целях модернизации, инновационного и технологического развития экономики Ростовской области, повышения ее конкурентоспособности и во исполнение Комплексного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 20.03.2012 № 1207п-П8, постановлением Правительства Ростовской области от 15.08.2014 № 563 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ростовской области» утверждены следующие направления развития науки, технологий и техники Ростовской области в качестве приоритетных:

1. Авиационные и космические технологии.

2. Радиоэлектроника и приборостроение.

3. Робототехника, системы управления, навигации и связи.

4. Военные и двойные технологии.

5. Инфокоммуникационные технологии.

6. Энергосберегающие технологии.

7. Новые (интеллектуальные) материалы.

8. Станкостроение.

9. Биотехнологии (биомедицина, энергосбережение и аквакультура) и экологическая безопасность.

В основе первого Технопарка заложена организационно-финансовая модель «Стандарт», предусматривающая ежегодное обучение не менее 800 детей и реализацию не менее 6 направлений естественнонаучной и технической направленности.

Квантумы и центры первого в Ростовской области Технопарка сформированы, опираясь на данное постановление Правительства Ростовской области. В Технопарке будут проводиться исследования по самым актуальным и приоритетным технологическим направлениям в регионе. Технопарк реализует 6 направлений: «IT-квантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», «Промышленный дизайн», «Энерджиквантум», «Биоквантум», а также Хайтек.

Охват детей программами дополнительного образования научно-технической направленности не менее 800 человек в год. Из общего контингента обучающихся предполагается формирование не менее 15 команд - участников различных инженерных соревнований и конкурсов.

Для организации квантумов Технопарка планируется установка новейшего, высокотехнологичного научного и исследовательского оборудования.

 

3. Площадка Технопарка

 

Для создания Технопарка выделяются помещения общей площадью 982,2 кв. метра на территории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» по адресу: город Ростов-на-Дону, площадь Гагарина, дом 1 (822,2 кв. метра) и ОЦТТУ по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. В. Закруткина, дом 67 (160 кв. метров).

 

Название квантума

Площадь (кв. метров)

«IT-квантум»

64,8

«Энерджиквантум»

80,2

«Робоквантум»

73,5

«Аэроквантум»

60

«Биоквантум»

123,6

«Промышленный дизайн»

59,6

Хайтек

100

3D-кинотеатр

135,6

Шахматная зона

100

Лекторий

184,9

Общая площадь

982,2

 

Технопарк предполагает наличие 10 помещений. Одно помещение выделено под «Аэроквантум». В нем располагаются лаборатория для проведения испытаний и учебная зона для проведения теоретических занятий и моделирования. В проектной траектории «Аэроквантум» команды работают над собственными проектами и решают инженерные задачи по проектированию, сборке и коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов.

«IT-квантум» размещается в одном из помещений. В нем проводятся как теоретические, так и практические и исследовательские работы. Интенсивность развития сферы IT – одно из приоритетных направлений развития России. В рамках «IT-квантума» дети объединяются в команды IT-аналитиков: они знакомятся с законодательством в сфере IT, получают представление об ответственности в сфере информационной безопасности. Команды изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимостей для незаконного проникновения и использования.               

Отдельное помещение выделено под «Биоквантум», оно оборудовано для проведения теоретических, практических, лабораторных, исследовательских занятий по изучению флоры и фауны. В рамках данного образовательного направления дети могут попробовать свои силы в качестве начинающего биолога. Лаборатория «Биоквантума» оснащена современными приборами: микроскопами, гроубоксами, инкубаторами.

Зона «Робоквантума», расположенная в отдельном помещении, направлена на формирование навыков конструирования машин и механизмов, в одной аудитории команды детей могут проводить как разработку и обсуждение нового проекта, так и осуществлять конструирование моделей, их апробацию и проводить соревнования построенных моделей. Учащиеся проектной траектории «Робоквантум» учатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, осваивают передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения, учатся понимать принципы работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; развивают лидерские качества и аналитическое мышление.

В состав помещений Технопарка включен Хайтек – производственное помещение общего пользования, основной целью которого является создание комфортных условий для моделирования и конструирования. Хайтек  спроектирован с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса и оснащены высокоточным оборудованием, от станков до микроскопов, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призваны создать среду для ускоренного технического развития детей.

Рядом с Хайтеком располагается квантум «Промышленный дизайн». В наше время предметы производства и быта создают не отдельные люди, а промышленность, заводы и целые индустрии, что позволяет сделать эти предметы более удобными и красивыми. Однако в условиях серьезной конкуренции мало сделать предмет удобным и красивым, он должен отвечать и на другие запросы потребителей. Образовательное направление «Промышленный дизайн» направлено на формирование у детей умения определять потребительскую нишу товара, прогнозировать запросы потребителей, попадать в стилистику бренда, создавать инновационный продукт, проектировать технологичное изделие в рамках заданной стоимости, проектировать предметы, которые будут радовать потребителя, предугадывать и опережать привычные потребности пользователей в своих областях.

Зона «Энерджиквантума» позволит детям провести исследование возможностей альтернативной энергетики, микрогенерации, био- и водородной энергетики, основ энергетических сетей и углубленное изучение радиоэлектроники и схемотехники. Обучающиеся смогут построить модель автомобиля на водородном двигателе, изготовить электромобиль-картинг, изучить основные детали радиоуправляемых автомоделей, а также получить навыки регулировки и точной настройки узлов и агрегатов.

Кроме помещений, в которых располагаются квантумы, первый в Ростовской области Технопарк включает обширное помещение, выделенное под лекторий, где планируется проводить практические занятия, лекции и мастер-классы. Одна из зон отведена под кинотеатр с возможностью демонстрации изображения в 3D. Также для посетителей предусмотрена шахматная зона для отдыха и проведения досуга.

Помещения Технопарка являются легкодоступными для работников и посетителей. Рядом со зданиями располагаются ключевые элементы инфраструктуры и остановки общественного транспорта.

 

4. Наличие интеллектуальных партнеров и
предприятий-партнеров из реального сектора экономики

 

Интеллектуальные партнеры, заинтересованные в создании и развитии Технопарка на территории Ростовской области:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (далее – ЮФУ);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова»;

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»;

государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области  «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;

государственное автономное учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования»;

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской промышленно-технический колледж (ПУ № 8) имени Б.Н. Слюсаря»;

публичное акционерное общество «Роствертол»;

закрытое акционерное общество «Комбинат крупнопанельного домостроения»;

Торгово-промышленная палата Ростовской области.

В 2016 году на территории Ростовской области создан многопрофильный научно-образовательный кластер – инновационная форма взаимодействия образовательных организаций, структур органов власти и бизнес-сообщества.

ДГТУ стал базовой площадкой проекта, которая обеспечивает его профессиональное, организационное и интеллектуальное сопровождение.

Целями создания кластера являются консолидация научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала организаций-участников, направленная на поддержку талантливой молодежи, совместная реализация просветительских и популяризирующих науку проектов для поддержки и развития одаренных детей.

 

5. Опыт выполнения в Ростовской области масштабных
(общероссийских, межрегиональных) программ и проектов, кадровый
потенциал Ростовской области по дополнительному образованию
детей в естественнонаучном и техническом направлении

 

Ростовская область имеет богатый опыт по организации и проведению масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов.

На базе ДГТУ создан Региональный комплекс для одаренных детей и молодежи.

В рамках деятельности комплекса реализуется ряд образовательных проектов, нацеленных на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения и воспитания:

«Детский университет» – проект, предназначенный для детей в возрасте от 5 до 14 лет, в рамках которого реализуются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на  формирование навыков проведения научно-исследовательской работы и самостоятельного принятия решений.

Основная цель Детского университета – формирование непрерывной системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; создание необходимых условий для поддержки и развития талантливых детей, развитие у детей творческих способностей, фантазии и креативного мышления, а также расширение форм взаимодействия общеобразовательной и высшей школ.

Участником Детского университета может стать любой обучающийся образовательных организаций всех уровней образования в возрасте от 5 до 14 лет. В Детский университет принимаются лица на 1, 2 и 3 курс согласно возрастным категориям.

«Академия абитуриента» – проект, реализующий непрерывную целенаправленную работу с талантливой молодежью и объединяющий обучающихся образовательных организаций региона с 14 лет. Академия абитуриентов осуществляет комплексную подготовку слушателей высококвалифицированными педагогами по дополнительным общеобразовательным программам, направленным на совершенствование знаний, развитие интеллекта, умений и навыков учебно-исследовательской работы и ориентированным на сознательный выбор будущей профессии.

С 2016 – 2017 учебного года университет начал реализацию программ профильного обучения. Организована систематическая работа профессионально ориентированных классов на базе образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону, обучение в которых осуществляется по специальным курсам с ориентацией на конкретную профессиональную сферу и на достижение школьниками образовательных результатов, необходимых для успешного продвижения на рынке труда.

Центр развития одаренных детей «МаксиУМ» – проект, предназначенный для обучающихся 8 – 11 классов образовательных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, достигших высоких результатов учебной и внеурочной деятельности (победители и призеры олимпиад, интеллектуальных конкурсов, отличники). Деятельность центра направлена на создание условий для углубленного изучения общеобразовательных предметов и обучения по программам дополнительного образования по профильным предметам, на повышение заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей, а также на мотивацию детей к личностному и профессиональному самоопределению и самореализации.

«Родительский университет» – проект, призванный помочь родителям получить качественные знания по вопросам воспитания и развития детей в разных возрастных группах. Образовательный проект реализуется по четырем модулям: педагогический, психологический, юридический, медицинский. К проведению занятий с родителями привлекаются квалифицированные педагоги, действующие юристы, педиатры, практикующие психологи.

В целях развития кадрового потенциала для сферы дополнительного образования детей технической направленности ОЦТТУ совместно с Академией педагогики и психологии ЮФУ реализуется совместный проект, в рамках которого студенты в период обучения по основной специальности в ЮФУ получают вторую специальность «Педагог дополнительного образования».

Образовательная программа учебного блока «Начальное конструирование и моделирование» в объеме 396 часов реализуется в рамках обучения студентов 1 и 2 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями по дополнительной специальности «Педагог дополнительного образования».

Программа реализуется в очной форме в течение 4 семестров (1 и 2 курс):

ОЦТТУ реализует практическую часть указанной программы в объеме 360 часов;

ЮФУ реализует теоретическую часть в объеме 36 часов в соответствии с утвержденным учебным планом.

После освоения студентом соответствующей образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации выдается свидетельство об обучении по дополнительной специальности «Педагог дополнительного образования».

В Ростовской области успешно функционирует Региональный организационно-методический центр дистанционного образования для одаренных детей, в котором ежегодно обучаются 1100 детей из отдаленных сельских территорий. Система дистанционного обучения в центре состоит из 18 учебных модулей, в том числе естественнонаучной направленности, по специально разработанным профессорско-преподавательским составом ведущих вузов области программам с учетом индивидуальных особенностей детей. Обучение ведут доктора и кандидаты наук  по 38 программам повышенной сложности.

ОЦТТУ является стажерской площадкой для педагогов дополнительного образования по авиамоделированию, судомоделированию, инженерной графике, конструированию и программированию роботов. В учреждении функционирует  информационно-методический образовательный портал «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование» и очно-заочная школа «Дети, техника, творчество». На портале размещаются открытые уроки по техническому творчеству, проводятся консультации с обучающимися, публикуются сборники аналитических материалов, методические рекомендации в помощь методистам и педагогам дополнительного образования.

В рамках деятельности Регионального комплекса для одаренных детей и молодежи Ростовской области ежегодно проводится более 300 региональных  масштабных мероприятий, нацеленных на интеллектуальное и творческое развитие детей и молодежи.

В 2016 и 2017 годах Ростовская область являлась базовой площадкой для проведения Всероссийского конкурса юных изобретателей и рационализаторов, Всероссийской научно-технической олимпиады по судомоделированию в классе радиоуправляемых яхт, Всероссийской научно-технической олимпиады по автомоделированию в классе радиоуправляемых моделей (открытая трасса).

На протяжении 10 лет Ростовская область занимала первое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству лауреатов премии Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество». 

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                                Т.А. Родионченко

 

Размещено: 1 сен. 2017 12:02
Изменено: 13 янв. 2021 17:30
Количество просмотров: 269
Электронная приёмная граждан