Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.04.2013 № 223
г. Ростов-на-Дону
Об организации подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
В соответствии с Областным законом от 26.12.2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» и с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за счет субвенции из областного бюджета Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1.
2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 2.
3. Утвердить стоимость обучения одного гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в размере 6 585 рубля.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.
Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство общего
и профессионального
образования Ростовской
области
Приложение № 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.04.2013 № 223
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки на территории Ростовской области граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением отчима (мачехи), близких родственников детей, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями, опекунами или попечителями детей, и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (далее – кандидаты в приемные родители).
1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, в том числе организация обучающих семинаров, тренинговых занятий (далее – подготовка) осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее – орган опеки и попечительства) за счет средств областного бюджета.
В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей полномочие органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация).
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется на основе положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1.3. Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
Взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.
1.4. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует кандидатов в приемные родители об организациях, осуществляющих подготовку, о месте их расположения, контактных данных и режиме работы. Граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях независимо от места жительства на территории Ростовской области.
2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители
2.1. Кандидаты в приемные родители представляют в орган опеки и попечительства либо в организацию документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
2.2. Если полномочия органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители переданы организации, то орган опеки и попечительства в день обращения кандидатов в приемные родители выдает им направление в организацию и вносит сведения в журнал учета направлений, выданных кандидатам в приемные родители для прохождения подготовки, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.
2.3. Организация в день обращения регистрирует кандидатов в приемные родители в журнале учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители, по форме согласно приложению № 2¹ к настоящему Положению и информирует орган опеки и попечительства о самостоятельно обратившихся в организацию гражданах.
2.4. Организация осуществляет подготовку кандидатов в приемные родители по программе, утвержденной настоящим постановлением, формирует группу слушателей из их числа, утверждает график проведения занятий и уведомляет кандидатов в приемные родители о дате и времени начала занятий.
Организация в течение 2 рабочих дней после начала занятий уведомляет орган опеки и попечительства о дате начала занятий, сроках проведения и количестве граждан, приступивших к занятиям, по форме согласно приложению № 3. Подготовку граждан, самостоятельно обратившихся в организацию, оплачивает орган опеки и попечительства, на территории которого находится организация.
2.5. Организация ведет учет проведения подготовки кандидатов в приемные родители в журнале учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.
Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организацией в индивидуальном порядке или в группе, численность которой не должна превышать 15 человек. В случае индивидуальной подготовки гражданина организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
Период ожидания кандидатами в приемные родители начала подготовки должен быть не более тридцати календарных дней.
Длительность курса подготовки – не более 3 месяцев.
Форма курса подготовки – очная. Организация обеспечивает возможность прохождения подготовки в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
2.6. По окончании подготовки организация проводит итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители и не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения выдает свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – свидетельство), по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
Свидетельство или справка об отказе в выдаче свидетельства выдается кандидату в приемные родители лично или по письменному заявлению направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Учет свидетельств, выданных кандидатам в приемные родители, осуществляется организацией в Реестре учета выданных свидетельств о прохождении подготовки кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению (в печатном и (или) электронном виде).
2.7. Организация в течение 3 рабочих дней после окончания курса подготовки направляет в орган опеки и попечительства:
акт выполненных работ;
счет и (или) счет-фактуру;
копию свидетельства или справки об отказе в выдаче свидетельства, заверенную организацией, проводившей подготовку гражданина.
2.8. Орган опеки и попечительства в течение 1 рабочего дня с даты получения документов вносит соответствующие дополнения о дате и наименовании организации, выдавшей свидетельство, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства по вопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.9. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
отказ кандидата в приемные родители от прохождения подготовки на основании личного заявления;
пропуски более 30 процентов занятий;
непрохождение итогового тестирования и собеседования.
В случае пропуска более 30 процентов от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе кандидатов в приемные родители, которые будут проходить подготовку в данной организации.
2.10. В случае утери свидетельства либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения орган опеки и попечительства на основании сведений, внесенных в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства по вопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдает кандидату в приемные родители дубликат свидетельства с внесением соответствующей отметки в графу журнала «Примечание».
3. Прохождение подготовки
гражданами Российской Федерации, постоянно
проживающими за пределами территории Российской
Федерации, иностранными гражданам и лицами без гражданства
3.1. При отсутствии у гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства, желающего усыновить ребенка в Ростовской области, документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором он постоянно проживает (с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623), он обращается в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, указанного в направлении на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, выданном региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3.2. Организация проводит подготовку граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с программой, утвержденной настоящим постановлением, и выдает им свидетельство по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
3.3. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории Ростовской области осуществляется на русском языке. Иностранные граждане, не владеющие русским языком, могут обращаться в организацию с переводчиком. Услуги переводчика оплачиваются иностранными гражданами самостоятельно.
4. Требования к квалификации
и составу специалистов, проводящих
подготовку кандидатов в приемные родители
4.1. В число требований к квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, входят требования к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей:
для педагогов-психологов – наличие высшего профессионального образования, опыт работы в практической психологии не менее одного года, а также обладание знаниями и навыками групповой работы или опыт личного участия в тренингах, консультирования семей с детьми, проведения психологического обследования с написанием заключения, психодиагностической работы, в том числе с использованием проективных методик;
для социальных педагогов – обязательно наличие высшего профессионального образования, опыт работы по специальности не менее одного года, а также обладание знаниями и навыками работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами (приемными семьями).
Количество специалистов курса подготовки, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, должно быть не менее 3
(педагоги-психологи – 2, социальный педагог – 1).
4.2. Органы опеки и попечительства и организации не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации.
4.3. Организация, осуществляющая подготовку кандидатов в приемные родители, должна иметь помещения для проведения тренинга и индивидуальной подготовки, сертифицированный психодиагностический инструментарий для проведения психологического обследования, мультимедийное оборудование для использования на занятиях презентаций, видеоматериалов.
4.4. В случае, если органом опеки и попечительства, который наделил организацию полномочиями по подготовке кандидатов в приемные родители, было принято решение о прекращении действия решения о передаче организации полномочий по подготовке кандидатов в приемные родители, органом опеки и попечительства должно быть организовано завершение прохождения гражданами подготовки в иной организации с соблюдением установленных настоящим Положением предельных сроков подготовки, а также места проведения подготовки.
5. Заключительные положения
5.1. Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
5.2. Гражданам, прошедшим подготовку до 1 сентября 2012 г., прохождение повторной подготовки не требуется. Для получения свидетельства по установленной форме, граждане, прошедшие подготовку до 1 сентября 2012 г., могут обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением.
5.3. Граждане, имеющие действующее заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, выданное по месту жительства гражданина до 1 сентября 2012 г., на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, не обязаны представлять свидетельство в орган опеки и попечительства.
Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области В.В. Сечков
Приложение № 1
к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
_____________________________________
(наименование организации)
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество лица,
желающего принять в свою семью ребенка)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Я, __________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка)
гражданин__________________, паспорт: серия ______ № __________________,
выдан_______________________________________________________________,
(кем и когда)
проживающий по адресу: ______________________________________________
_____________________________________________________________________,
зарегистрированный по адресу: ________________________________________
_____________________________________________________________________,
прошу зачислить меня на курс подготовки по программе подготовки лиц,
желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей.
Я, _________________________________________________________________,
даю согласие на обработку и использование моих персональных данных,
содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.
Дата
Подпись
Приложение № 2
к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета направлений, выданных кандидатам
в приемные родители для прохождения подготовки
Начат: _______________
Окончен: _____________
№ п/п |
Ф.И.О. гражданина, дата рождения |
Место жительства, телефон |
Дата выдачи направле- |
Подпись в получении направления |
Дата начала занятий |
Дата и № свиде- о прохождении подготовки или справки об отказе в выдаче свиде-тельства |
Причина отказа в выдаче свиде-тельства |
Примеча- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
Приложение № 2¹
к Положению
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители
Начат: _________________
Окончен: _______________
№ п/п |
Дата подачи заявления гражданином |
Ф.И.О. гражданина, подавшего заявление, дата его рождения |
Место жительства, телефон |
Дата начала занятий
|
Дата и № свиде- о прохождении подготовки или справки об отказе в выдаче свидетельства |
Причина отказа в выдаче свиде- |
Примеча- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Бланк организации
от __________ № _____
Руководителю органа опеки и попечительства ________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя)
УВЕДОМЛЕНИЕ
Довожу до Вашего сведения, что ____________ в _____________________
(дата начала занятий) (наименование организации,
_____________________________________________________________________,
осуществляющей подготовку кандидатов в приемные родители)
начались занятия по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии с направлением от ________ № ______ в группу включены кандидаты в усыновители (опекуны, приемные родители) ___________________.
(Ф.И.О. кандидатов)
Срок проведения занятий с _________ по _______.
Руководитель Подпись
Приложение № 4
к Положению
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители
Начат: _______________
Окончен: ____________
№ п/п |
Ф.И.О. кандидата в приемные родители |
Дата подачи заявления |
Место жительства, телефон
|
Дата начала проведения подготовки |
Дата посещен- |
Подпись специали-ста, проводив-шего занятие |
Дата завершения и итоговый результат прохождения подготовки |
Подпись кандидата, проходив- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 5
к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
РЕЕСТР
учета выданных свидетельств о прохождении подготовки
кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче свидетельства,
в ________________________________________________________________________
(наименование организации)
Начат: _________________
Окончен: ________________
№ п/п |
Ф.И.О. гражданина, получившего свидетельство, и дата его рождения |
Место жительства, телефон |
Номер и дата выдачи свидетельства или справки об отказе в выдаче свидетельства |
Причина отказа в выдаче свидетельства |
Подпись в получении свидетельства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
Приложение № 2
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.04.2013 № 223
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Учебно-тематический план Программы
№ п/п |
Темы |
Всего (часов)
|
В том числе (часов) |
||||||
лекции |
тре- |
индиви- |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
|
4 |
1 |
||||
2. |
Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 |
1 |
4 |
– |
||||
3. |
Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
– |
||||
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
5 |
1 |
4 |
– |
||||
5. |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
5 |
1 |
4 |
– |
||||
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
5 |
1 |
4 |
– |
||||
7. |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
9 |
2 |
7 |
– |
||||
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 |
4 |
1 |
– |
||||
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
– |
4 |
– |
||||
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
1 |
5 |
– |
||||
11. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 |
5 |
– |
– |
||||
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
– |
2 |
– |
||||
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
– |
3 |
2 |
||||
14. |
Всего |
65 |
17 |
45 |
3 |
2. Содержание тем разделов Программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители:
индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), проводится перед изучением тем раздела 1;
содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью,
в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как индивидуальных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка, понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия дефицита близких эмоциональных контактов у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «двойственной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, противоречивое поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и областным законодательством; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области В.В. Сечков