Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Документы О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы
Правительство Ростовской области
Постановление от 17 фев. 2020 № 95

О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 17.02.2020 № 95

 

г. Ростов-на-Дону

 

О Комплексе мер по повышению

правовой культуры избирателей (участников

референдума) и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы

 

В целях обеспечения конституционных прав и свобод избирателей Ростовской области при подготовке и проведении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней, совершенствования системы правового просвещения участников избирательного процесса, повышения профессионального уровня организаторов выборов и референдумов, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Областным законом от 15.03.2004 № 95-ЗС «Об Избирательной комиссии Ростовской области» Правительство Ростовской области  постановляет:

 

1. Утвердить Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы согласно приложению.

2. Установить, что в ходе реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы (далее – Комплекс мер) мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

3. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) финансирование расходов на реализацию Комплекса мер производить в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год.

4. Поручить областным органам исполнительной власти, рекомендовать органам местного самоуправления оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации мероприятий Комплекса мер.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Рудого В.В.

 

 

Губернатор

Ростовской области                                                                         В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

Избирательная комиссия

Ростовской области

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 17.02.2020 № 95

 

 

КОМПЛЕКС МЕР

по повышению правовой культуры избирателей

(участников референдума) и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы

 

Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы (далее – Комплекс мер) основан на результатах реализации аналогичных нормативных правовых актов в предыдущие периоды, актуальных задачах, стоящих перед региональной избирательной системой, и является логическим продолжением системной работы Избирательной комиссии Ростовской области (далее также – ИКРО) в данной сфере.

Трансформация избирательных процессов, изменение предпочтений и методов восприятия информации электоральными группами, динамичное изменение способов коммуникации и передачи информации, а также интенсивно меняющаяся повестка участников политического процесса комплексно влияют на поведение и отношение граждан к избирательной системе в целом и к отдельным ее элементам, в частности.

В условиях возможных изменений, зачастую стремительных в краткосрочных периодах (например, изменения способов формирования органов местного самоуправления), избирателям сложно сориентироваться в данных процессах, тем более сформировать свою позицию и отношение на стадии обсуждения и принятия решения. Отсутствие известной и простой площадки для широкого обсуждения и обмена мнениями зачастую приводит к недопониманию и в результате к отрицательному отношению к участию в выборах.

Совокупность субъектов, участвующих в формировании повестки и определении векторов развития системы формирования органов власти и управления, определяется сложной иерархической системой, не позволяющей системе избирательных комиссий влиять на данные процессы в достаточной мере. Это приводит к необходимости расширения работы и переходу от формального информирования избирателей о способах своего волеизъявления и реализации избирательных прав к более системным методам, позволяющим в том числе осуществить детальный анализ мотивационных факторов и предпочтений избирателей, сегментирование и детализацию электоральных групп и применить дифференцированный подход к каждой из них.

Сложность работы по повышению правовой культуры избирателей и конечной ее цели – участию граждан в выборах как в качестве кандидатов, так и в качестве избирателей, складывается, в том числе и исходя из существующей общественно-политической повестки и принятия органами власти и управления решений, касающихся изменений наиболее чувствительного для граждан социального сектора.

Взаимодействие с избирателями в прямом контакте через систему территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе и в межвыборный период, позволяет в некоторой степени осуществлять мониторинг настроения и отношение к избирательному процессу в целом и к отдельным его участникам, в частности, а также степень готовности участия избирателей в выборах.

Для осуществления комплексной и всесторонней работы с избирателями необходимо опираться на предпочтения каждой электоральной группы в зависимости от возраста, образования, опыта работы, социального статуса, уровня доходов, семейного положения, политических предпочтений и других критериев. Но основополагающим фактором в данной работе должна выступать истинная мотивация избирателей, побуждающая к конкретным действиям и результатам. То есть реализация мер повышения правовой культуры избирателей должна способствовать получению гражданами простых и доступных ответов на вопросы о способах, необходимости и смысле участия в выборах как для них самих, так и для территории, на которой они проживают. При этом в равной степени важны представители всех возрастных групп – от впервые голосующих до избирателей пенсионного возраста.

В этих целях необходима систематизация данной работы с точки зрения использования наиболее эффективных методов, а также разработка и внедрение новых, в том числе интерактивных форм и технологий коммуникативного воздействия, направленных на повышение правовой культуры всех участников избирательного процесса.

В период реализации Комплекса мер предполагается проведение на территории Ростовской области ряда федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний. Обеспечение законности и легитимности итогов выборов в части восприятия населением их результатов, формирование доверия электората к избирательным процедурам требуют совершенствования методов работы по наращиванию у жителей гражданской солидарности и ответственности за формирование органов власти, повестки их работы и получения своевременной и объективной информации о результатах деятельности.

Для решения данных задач на современном этапе развития региональной избирательной системы на качественно новом уровне необходимо:

системное развитие профессиональных компетенций организаторов выборов;

формирование и реализация новых подходов и трендов работы с избирателями и потенциальными избирателями;

стимулирование активной гражданской позиции и высокой электоральной активности избирателей, проживающих на территории Ростовской области;

повышение легитимности избирательного процесса в регионе;

формирование и укрепление положительной репутации и доверия избирательной системе в целом.

Также для повышения качества предметной работы с электоральными группами необходима выборочная детализация качественных и количественных характеристик избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области (электорального поля), позволяющая:

применять в работе информацию об уровне общественно-политической жизни избирателей и потенциальных избирателей;

совершенствовать и реализовывать существующие технологии информационного воздействия на избирателей и потенциальных избирателей для повышения их электоральной активности и правовой культуры, в том числе в межвыборный период;

использовать мотивацию различных возрастных групп избирателей и потенциальных избирателей в возрасте до 18 лет для участия в избирательных кампаниях;

осуществлять мониторинг и корректировать состояние электорально-правовой культуры избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области в межвыборный период.

Кроме того, в целях обеспечения возможности наиболее эффективного применения к участникам избирательного процесса методов по формированию и развитию электорально-правовой культуры необходимо опираться на классификацию структурных элементов «электорального поля», раскрывающую:

типовой образ избирателя соответствующей группы;

общие для элементов электоральной группы правовые ценности и потребности, социально-политические установки, источники получения социально-политической информации;

ключевые тренды направления правовой культуры электоральной группы.

Также в текущей работе системы избирательных комиссий необходимо использовать наиболее оптимальные механизмы взаимодействия с электоральными группами, осуществлять постоянный срез качества такой работы и периодически получать обратную связь от участников данного процесса. В результате целесообразно отслеживать в динамике и оперативно совершенствовать деятельность организаторов выборов как активного субъекта, формирующего основную повестку.

Кроме того, работа по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов должна осуществляться в векторе содействия совершенствованию и актуализации гражданских ценностных ориентиров, формирования ответственной гражданской позиции и общественной солидарности. При этом участниками данных процессов должны являться как избирательные комиссии, так и органы власти и местного самоуправления, социально-ориентированные некоммерческие организации, лидеры общественного мнения, публичные личности, осуществляющие широкую социальную активность.

1. Цели и задачи Комплекса мер

 

Основная цель реализации Комплекса мер – совершенствование и оптимизация взаимодействия участников избирательного процесса, результатом которого является максимальная востребованность, открытость, законность, легитимность избирательных процедур и повышение электоральной активности избирателей, доверия к институту выборов, формирование отношения к участию в выборах как неотъемлемой части жизни.

Достижение данной цели должно быть обеспечено за счет решения следующего комплекса задач:

квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов);

обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса;

внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями, в том числе в межвыборный период;

обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально-ориентированных некоммерческих организаций, представителей средств массовой информации (далее – СМИ), лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса;

обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса регионального, федерального и международного уровней;

совершенствование методов прозрачности и доступности информации о реализации всех избирательных процедур, применение в работе системы избирательных комиссий методик «инцидент-менеджмента» и иных способов работы с возражениями;

совершенствование системы работы с молодыми избирателями и потенциальными электоральными группами.

Перечень мероприятий Комплекса мер с указанием ответственных за их реализацию – Перечень мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы (далее – Перечень мероприятий) приведен в приложении № 1 к настоящему Комплексу мер.

 

2. Основные направления решения задач Комплекса мер

 

2.1. Обеспечение квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов):

разработка, утверждение и реализация планов мероприятий по реализации Комплекса мер;

подготовка предложений по совершенствованию и внедрению инновационных подходов в системе обучения организаторов выборов на 2022 – 2026 годы;

осуществление исследовательских работ, направленных на оптимизацию и совершенствование избирательного процесса и отношений, в том числе проведение социологических исследований по вопросам эффективности деятельности системы избирательных комиссий, совершенствования профессиональной подготовки организаторов выборов, реализации технологий правового просвещения различных электоральных групп и другим;

разработка типовых решений и методических рекомендаций по вопросам практической деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе принятия и реализации планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), организации информационно-просветительской деятельности при подготовке и проведении избирательных кампаний и другим.

2.2. Обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и процесса моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса:

обучение, в том числе по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, организаторов выборов с привлечением ведущих образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих современными технологиями, квалифицированным кадровым составом и организационными ресурсами;

разработка актуальных учебно-методических комплексов с технологиями электронного и дистанционного обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий и их резерва;

разработка и актуализация универсальной электронной интернет-платформы обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;

обеспечение дистанционной доступности к образовательным и учебно-методическим материалам всех без исключения членов территориальных и участковых избирательных комиссий в режиме онлайн;

формирование непрерывной системы отбора, подготовки и оценки потенциала кадрового состава и резерва системы избирательных комиссий;

формирование среды заинтересованности в непрерывном самообучении членов территориальных и участковых избирательных комиссий, обеспечение данного процесса необходимыми условиями и технологиями, реализация методик, позволяющих раскрыть мотивацию членов участковых избирательных комиссий и сформировать ответственное отношение к деятельности в единой профессиональной общности;

внедрение системы онлайн-тестирования проверки уровня квалификации организаторов выборов, формирование соответствующих методик с учетом лучших управленческих практик;

разработка и распространение компьютерных и иных обучающих игр по избирательному праву и избирательному процессу для различных категорий участников избирательного процесса;

формирование системы личных кабинетов членов избирательных комиссий всех уровней, позволяющей обеспечить простоту коммуникации, донесения информации, использования методических материалов и формирования личностных траекторий профессионального развития.

2.3. Внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями, в том числе в межвыборный период, обеспечение информационно-разъяснительной деятельности:

разработка и реализация «дорожных карт» избирательных комиссий всех уровней, направленных на совершенствование информирования и правового просвещения участников избирательного процесса в период подготовки и проведения избирательных кампаний 2022 – 2026 годов;

обеспечение функционирования на территории Ростовской области единой информационной инновационной среды, позволяющей обеспечить донесение необходимой информации до всех электоральных групп с учетом их предпочтений и мотивационных акторов;

формирование экспертных колонок по вопросам избирательного процесса в ведущих средствах массовой информации, осуществляющих деятельность на территории области;

системное распространение информации о различных аспектах избирательного процесса посредством социальных сетей, формирование значительной аудитории постоянных подписчиков, изготовление тематических видеороликов с элементами инфографики, размещение и продюсирование на тематическом канале видеохостинговой площадки;

выпуск теле- и радиопередач с участием представителей избирательных комиссий, политических партий и институтов гражданского общества, адресованных избирателям, разъясняющих избирательное законодательство, социальную и общественную значимость института выборов;

совершенствование работы системы «горячих линий» для установления обратной связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний;

использование современных телекоммуникационных способов для информирования избирателей о ходе избирательных кампаний и результатах голосования;

модернизация модерируемых Избирательной комиссией Ростовской области сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обеспечение издания и распространения периодических печатных материалов, в том числе печатных изданий, раскрывающих детали избирательного процесса и вызывающих интерес к изучению всеми электоральными группами;

создание и размещение в социальных сетях актуальной таргетинговой рекламы, направленной на привлечение внимания к выборам и повышение ответственной активности избирателей;

создание и размещение тематических выставок.

2.4. Обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, представителей СМИ, лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса:

подготовка и проведение совместных мероприятий в области повышения правовой культуры и электоральной активности;

организация и проведение семинаров, совещаний и рабочих встреч с представителями органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и организаций, религиозных конфессий, национально-культурных общественных организаций, с кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

взаимодействие избирательных комиссий с представителями политических партий, общественных объединений и институтов гражданского общества в подготовке наблюдателей избирательного процесса;

организация серии обучающих семинаров для представителей СМИ – журналистов, теле- и радиоведущих и блогеров, занимающихся освещением политической жизни и выборов в Ростовской области, для их оперативного информирования, представления необходимой информации о ходе кампании и специфических аспектах ее организации и проведения;

организация и проведение циклов лекций и других интерактивных форм правового просвещения (ток-встреч, «круглых столов», дискуссий, турниров, викторин и прочего) с целью разъяснения законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления различным целевым аудиториям — участникам избирательного процесса.

2.5. Обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса регионального, федерального и международного уровней:

участие в международных, всероссийских и региональных конференциях, конгрессах, семинарах и других мероприятиях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах, а также направленных на повышение правовой и электоральной культуры;

участие в подготовке специалистов по вопросам избирательного права, международного наблюдения за выборами;

участие в практике международного наблюдения за выборами в странах ближнего и дальнего зарубежья;

проведение научно-практических конференций (форумов) по актуальным вопросам избирательного процесса и участие в них;

сотрудничество с международными организациями.

2.6. Совершенствование методов прозрачности и доступности информации о реализации всех избирательных процедур, применение в работе системы избирательных комиссий методик «инцидент-менеджмента» и иных способов работы с возражениями:

обеспечение взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с избирателями, региональными и муниципальными СМИ по вопросам общественного контроля за соблюдением законности хода всех избирательных процедур;

качественная проработка критических замечаний в СМИ и социальных сетях по вопросам организации и проведения выборов, подготовка своевременной и детальной информации и ответов;

обеспечение взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с избирателями, политическими партиями, баллотирующимися кандидатами и представителями институтов гражданского общества – общественными деятелями и представителями правозащитных организаций – относительно использования всех разрешенных и предусмотренных законом форм общественного контроля в ходе проведения избирательных кампаний и в день голосования на избирательных участках;

координация деятельности инициативных групп общественности с избирательными комиссиями в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законности избирательного процесса;

обучение наблюдателей в ходе проведения избирательных кампаний.

2.7. Совершенствование системы работы с молодыми избирателями и потенциальными электоральными группами:

внедрение неформальных методов и алгоритмов взаимодействия с молодыми и будущими избирателями, формирование у них позитивного отношения к институту выборов;

организация и проведение конкурсных мероприятий, промоакций и тому подобных мероприятий, направленных на просвещение и повышение правовой культуры;

организация и проведение массовых молодежных мероприятий, посвященных избирательной проблематике, развитию общественно-политической активности молодежи;

проведение мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в рамках дня молодого избирателя;

взаимодействие ИКРО с образовательными и иными учреждениями по проведению конкурсных и иных мероприятий;

организация и проведение учебной практики студентов в избирательных комиссиях Ростовской области;

методическая и организационная поддержка выборов органов молодежного самоуправления;

взаимодействие избирательных комиссий с Молодежным парламентом при Законодательном Собрании Ростовской области, территориальными молодежными парламентами и другими органами молодежного самоуправления, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи;

проведение конкурсных мероприятий по вопросам избирательного процесса и электоральной тематики.

 

3. Механизмы и формы реализации Комплекса мер

 

Реализацию Комплекса мер осуществляют избирательные комиссии Ростовской области всех уровней, при этом общее руководство, координация и контроль за выполнением мероприятий возлагается на Избирательную комиссию Ростовской области.

Соисполнителями Комплекса мер по отдельным направлениям являются органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации и объединения, социально-ориентированные некоммерческие организации, сфера деятельности которых находит отражение в реализации указанных мероприятий.

Информационная поддержка реализации Комплекса мер осуществляется всеми заинтересованными средствами массовой информации, исходя из принципов донесения до граждан социально значимой информации, затрагивающей наиболее значимые сферы общественной жизни.

Реализация Комплекса мер осуществляется путем реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы, приведенного в приложении № 1 к настоящему Комплексу мер и планах мероприятий по реализации Комплекса мер, ежегодно утверждаемых постановлениями ИКРО. В планы мероприятий по реализации Комплекса мер могут быть внесены необходимые изменения и дополнения, утверждаемые соответствующими постановлениями.

В целях исполнения Комплекса мер Избирательная комиссия Ростовской области может привлекать по гражданско-правовым договорам специалистов необходимого уровня профильной квалификации в рамках финансирования, предусмотренного Комплексом мер.

 

4. Финансовое обеспечение Комплекса мер

 

Финансирование расходов, связанных с реализацией Комплекса мер, производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.

Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Комплекса мер, составляет 274 628,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2022 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2023 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2024 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2025 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2026 году – 54 925,7 тыс. рублей.

Финансирование территориальных планов по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей может осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Отдельные мероприятия в соответствии с решениями Избирательной комиссии Ростовской области могут финансироваться или софинансироваться из средств областного бюджета, выделяемых на реализацию настоящего Комплекса мер.

С учетом выделяемых на реализацию Комплекса мер финансовых средств ежегодно в установленном порядке на заседании Избирательной комиссии Ростовской области уточняется и утверждается План мероприятий по реализации Комплекса мер, затраты по мероприятиям, состав исполнителей.

 

5. Оценка выполнения Комплекса мер

 

Оценка эффективности выполнения Комплекса мер осуществляется в соответствии со сведениями о показателях (индикаторах) Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы, приведенными в приложении № 2 к настоящему Комплексу мер. На основании показателей и индикаторов, а также исходя из принципов последовательности оценки и учета внешних факторов, осуществляется расчет эффективности реализации Комплекса мер по методике расчета показателей (индикаторов) Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 – 2026 годы, приведенной в приложении № 3 к настоящему Комплексу мер.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                              Т.А. Родионченко

Размещено: 25 фев. 2020 12:13
Изменено: 20 авг. 2020 12:16
Количество просмотров: 54

Официальная публикация

Опубликовано на pravo.donland.ru 19 фев. 2020, номер опубликования 6114202002190018

Разделы сайта

Гражданское общество

Электронная приёмная граждан