2.3.2. Основные направления развития системы расселения на перспективу
Одной из стратегических задач градостроительного развития Юго-Западного района на перспективу является дальнейшее совершенствование системы расселения.
Основными предпосылками дальнейшего развития Ростовской агломерации являются:
1. Градостроительные – разработка схемы территориального планирования Юго-Западного района, в которой в основу пространственной организации агломерации заложен принцип полицентризма.
2. Транспортные – создание принципиальной новой транспортной схемы, в основу которой положены строительство новых скоростных дорог, которые свяжут в единое экономическое пространство все основные экономические центры области, с внешним выходом на Украину, усилят потенциал центров периферийных муниципальных районов агломерации.
3. Развитие авиационной инфраструктуры – новый международный аэропорт.
4. Создание особых экономических зон как составная часть Ростовской агломерации – Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, включающая Приазовский и Старочеркасский туркомплексы.
5. Организация федеральной игорной зоны – Азов-Сити.
6. Инвестиционные возможности Ростовской агломерации
На перспективу в основу пространственной организации агломерации заложен принцип полицентризма. Полицентрическая структура агломерации позволяет достичь наибольшего равновесия между средой обитания, расселением, экономикой и занятостью. В первую очередь необходимо бороться с тенденцией присущей всем крупным городам – с поглощением мегаполисом прилегающих поселений, с ухудшением качественных характеристик окружающей среды.
В проекте помимо центра - г. Ростова-на-Дону предлагается развивать другие сложившиеся опорные центры:
-
центры регионального значения, к которым относятся: г. Новочеркасск, г. Азов, г.Таганрог;
-
центры ближней зоны: г.Аксай, г.Батайск, с.Чалтырь;
-
новые центры: Аэропорт, Порт-Катон, Миусс;
-
опорные центры районных систем расселения: п.Матвеев Курган, сл. Родионово-Несветайская, ст.Багаевская, ст.Кагальницкая, с.Куйбышево, с.Чалтырь, с.Покровское.
Основные условия развития населенных пунктов будут определяться как внешними, так и внутренними факторами: их положением относительно основных экономических центров агломерации и района, местом в структуре экономики района.
Особенно типологическая реконструкция коснется структуры расселения, прилегающих к г.Ростову- на-Дону и урбанизированным территориям района, где будет идти интенсивное жилищное строительство. Произойдет трансформация части крупных сельских населенных пунктов в новые структурные узлы агломерации.
Учитывая, что характерной особенностью развития Юго-Западного района является непрерывный процесс урбанизации – произойдет типологическая реконструкция структуры расселения на базе сельских населенных пунктов в результате частичного изменения территориального вектора экономического развития в границах агломерации.
Помимо традиционных центров, ориентированных на обслуживание сельских населенных пунктов, удаленных от районных центров (с.Александровка, с.Елизаветовка, с.Кугей, с.Новобатайск, сл. Аграфеновка, с.Лысогорка) появится новый тип населенных пунктов – рекреационные поселки, совмещающие обслуживание сельского поселения с выполнением туристско-рекреационных функций (с. Маргаритово, х.Чумбур-Коса, с.Круглое, х.Павло-Очаково, с.Стефанидинодар, ст.Старочеркасская, х.Красный Десант, п.Золотая Коса, х.Недвиговка, с.Натальевка и др.).
Строительство новых скоростных магистралей, абсолютно новые решение инженерного обеспечения территории, в том числе развитие информационной и коммуникационной среды усилят градостроительную ценность территории, даст толчок к развитию сельских населенных пунктов агломерации и всего Юго-Западного района.