Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Экономика Строительство Градостроительство Схемы территориального планирования Основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в "Схеме территориального планирования рекреационного комплекса прибрежных территорий Азовского моря и Нижнего Дона"

Основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в "Схеме территориального планирования рекреационного комплекса прибрежных территорий Азовского моря и Нижнего Дона"

Основные положения Ростовская область обладает уникальным культурно-историческим наследием, богатыми природными ресурсами и является частью рекреационной зоны «Европейский Юг России», специализирующейся на лечебно-оздоровительной рекреации и познавательном туризме, чему способствуют близость Азовского моря, Цимлянского водохранилища, наличие крупных водных артерий, развитая транспортная инфраструктура, теплый климат и богатый культурно-исторический потенциал.

На территории Ростовской области расположены 5 рекреационных районов: Вешенский, Северско-Донецкий, Приазовско-Нижнедонской, Цимлянский и Маныческий. Прибрежные территории Азовского моря и Нижнего Дона, в границах которых формируется Приазовско-Нижнедонской рекреационный район, представляют собой наиболее урбанизированную часть области. Они простираются в широтном направлении с востока – от российско-украинской границы на северном побережье Таганрогского залива и границы Ростовской области и Краснодарского края на южном побережье Таганрогского залива – на запад – до ст. Раздорской и г. Семикаракорска. Общая площадь территорий Приазовско-Нижнедонского рекреационного района составляет 14,3 тыс. кв.км.

Проблемы развития рекреации Приазовья и Нижнего Дона сводятся, главным образом, к следующим группам:

1) проблемы расселенческого каркаса, порождаемые его недостаточной структурированностью, что не позволяет использовать пригодные для рекреации территории по их назначению и несет в себе угрозу поглощения мегаполисом прилегающих населенных пунктов вместе с потенциально рекреационными территориями, следствием чего является нарушение экологических связей;

2) проблемы транспортного каркаса, не обеспечивающего транспортную доступность рекреаций, удаленных от городов; нехватка обходов городов федеральными и межрегиональными дорогами; недостаток пропускной способности некоторых участков железной дороги; прохождение транзитных поездов по центральной части г. Ростова-на-Дону; отсутствие регионального транспортного логистического центра; нехватка мощностей морских портов; нехватка транспортных мостов через р. Дон; неудовлетворительное состояние некоторых существующих мостов; отсутствие железнодорожного сообщения с Украиной через Таганрог, предполагаемого в рамках развития сухопутной части международного Дунайского коридора;

3) проблемы инженерной инфраструктуры, недостаточно развитой на территориях Северного и Южного Приазовья; отсутствие централизованных источников энергоснабжения и теплоснабжения; слабая обеспеченность поверхностными и подземными водами; осуществление в некоторых населенных пунктах отбора подземных вод групповыми водозаборами на месторождениях муниципальных предприятий и управлений жилищно-коммунальных хозяйств с неутвержденными запасами; полное отсутствие в некоторых населенных пунктах очистки сточных вод;

4) проблемы инженерной подготовки и благоустройства в зонах, пригодных для рекреации; развитие оползневых процессов в прибрежной зоне, процессов оврагообразования, высокий горизонт грунтовых вод, заболачивание отдельных участков;

5) экологические проблемы: подверженность территорий негативному воздействию со стороны промпредприятий; значительная нагрузка на атмосферный воздух и почвы вблизи крупных магистралей и узлов; подверженность высокой антропогенной нагрузке сельскохозяйственных территорий; загрязнение поверхностных и подземных вод; нехватка лесных угодий; необходимость проведения инвентаризации ООПТ.

 

Проектные предложения

Схемы территориального планирования рекреационного комплекса прибрежных территорий Азовского моря и Нижнего Дона основываются большей частью на всестороннем анализе природных, историко-культурных, экономических и территориальных ресурсов района и представляют собой:

1) концепцию организации системы связанных между собой туристско-рекреационных зон на основе принципов устойчивого развития территории. В процессе разработки Схемы авторы руководствовались современным состоянием хозяйственного комплекса Ростовской агломерации, стратегией экономического развития области, особенностями сложившейся системы расселения, особенностями историко-культурного каркаса проектируемой территории и общемировыми тенденциями в области рекреационно-туристического бизнеса. В границах рассматриваемой территории был оценен потенциал рекреационно-туристической привлекательности сложившихся рекреационных групп территорий, уровень обеспеченности их туристской инфраструктурой и сделаны предложения по их структуризации, реконструкции и развитию, а также по формированию новых курортных территорий.

При учете природно-климатических, экологических особенностей, этнографической, историко-культурной составляющей и уровня обеспеченности инженерно-транспортной инфраструктурой различных групп территорий авторами было принято решение о выделении в границах рассматриваемой территории нижеперечисленных туристско-рекреационных зон.

Зона Северного побережья Таганрогского залива охватывает группу прибрежных территорий, протянувшихся с запада на восток от хутора Максимов и поселка Весело-Вознесенка до поселков Морской Чулек и Халыбо-Адабашев. Протяженность зоны в широтном направлении составляет около 70 км, параметры зоны по меридиану варьируются от 12 км до 22 км.

Центральное положение в зоне занимает Миусский полуостров, на котором расположен город с богатой культурной традицией Таганрог. Зона характеризуется сложившейся туристско-рекреационной инфраструктурой, представленной в границах г. Таганрога – гостиницами и турфирмами, а в прибрежной зоне – учреждениями детского отдыха, базами отдыха, благоустроенным пляжем и яхт-клубом. В г. Таганроге имеются 3 санатория-профилактория.

Зона специализируется на детском оздоровительном и спортивном отдыхе. Здесь расположены детские оздоровительные центры «Дмитриадовский» на 850 мест, «Зорька» на 500 мест, «Красный Десант» на 750 мест, «Орленок» на 500 мест и «Солнечный» на 320 мест, имеющие спортивные плошадки, пляж, лечебное оборудование и аппаратуру. В поселке Золотая Коса расположен дом отдыха «Чайка» на 650 мест. В ст. Морской Неклиновского района имеется пансионат «Морская» на 512 мест.

Транспортная инфраструктура зоны представлена морским портом, авто- и железнодорожным вокзалами города Таганрога. В устье Миусского лимана выделена площадка под строительство нового морского порта. Вдоль зоны проходит участок федеральной автомобильной дороги Ростов-на-Дону – Мариуполь. Таганрог имеет железнодорожное сообщение с Донецком и Ростовом-на-Дону.

В зоне располагаются два памятника природы и одна из ключевых орнитологических территорий международного ранга – Беглицкая коса. Размер участка особо охраняемой природной территории РО-013 1.414 (1.414) га. Приблизительно третья часть территории Миусского полуострова находится под орошаемыми землями сельскохозяйственного назначения. В зоне выделяются две подзоны: северная Миусская и южная Миусская. Северная Миусская подзона протяженностью около 6 км расположена на северном побережье Миусского лимана. Южная Миусская подзона имеет вытянутую конфигурацию, обусловленную слитностью жилых поселений прибрежной части Миусского полуострова. Ее протяженность составляет около 26 км.

В зоне Северного побережья Таганрогского залива предполагается дальнейшее развитие делового, экскурсионно-познавательного водно-спортивного туризма и некоторых видов отдыха: отдыха выходного дня, летнего пляжного семейного и детского, водно-спортивного, промыслового, сельского и экскурсионно-познавательного.

Зона южного побережья Таганрогского залива охватывает прибрежные территории от границы с Краснодарским краем (игорная зона РФ, Порт-Катон) до земель городского округа «город Азов». Протяженность зоны в широтном направлении составляет около 64 км, максимальная протяженность в меридиональном направлении – около 14 км. В настоящее время становятся очевидными и роль г. Азова как логистического центра, и дальнейшее развитие оси Азов-Батайск. На базе существующих поселений, которые в своем большинстве служат центрами обслуживания, формируются рекреационные подзоны: Порт-Катон (игорная), Новомаргаритово, Маргаритово – Чумбур-Коса, Семибалки – Павло-Очаково, Стефанидинодар – Круглое. Зона специализируется на развитии экскурсионно-познавательного, этнографического, делового туризма и семейного пляжного, летнего детского, водно-спортивного, конно-спортивного, сельского, промыслового и игорного отдыха.

Зона дельты Дона - участок с преимущественно охранным режимом, развитие рекреационных функций предлагается только в специально отведенных зонах; природный парк «Донской» площадью 40955,13 га находится в ведении Областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов. Комплекс состоит из двух участков: «Дельта Дона» и «Островной». Проектом предусматривается рекреационное использование территорий этой зоны в соответствии с установленным для них режимом. Здесь возможно развитие экскурсионно-познавательного и экологического туризма. Режим охраны природного парка «Донской» установлен Положением о природном парке «Донской», разработанным в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 08.09.2005 № 120 «О создании государственного природоохранного учреждения Ростовской области «Природный парк «Донской».

Центральная зона охватывает своими границами город Ростов-на-Дону с пригородами, города Аксай, Батайск и поселение городского типа Чалтырь. Максимальная широтная и максимальная меридиональная протяженность зоны приблизительно одинаковы и составляют около 55 км.

Ядром зоны служит город Ростов-на-Дону, являющийся центром Южного федерального округа, Северо-Кавказского экономического района, Ростовской области и представляющий большую ценность с точки зрения познавательного, религиозного, этнографического, героико-патриотического и других видов туризма. В городе имеются условия для санаторно-оздоровительного отдыха. Селитебные территории Ростова-на-Дону, развивающиеся северном направлении, образуют пять «лучей». Северным рубежом зоны служит пойма р. Тузлов. Здесь расположена Генеральская подзона, ориентированная на развитие кратковременного семейного и спортивного отдыха объединяющая в своих границах село Генеральское и парк семейного отдыха «Фэмили». Прибрежные территории р. Тузлов представляют собой обширную рекреацию, активно используемую жителями Мясниковского района для летнего пляжного и спортивного отдыха.

У южной оконечности Центральной зоны сформирована Левобережная подзона, где получит дальнейшее развитие летний пляжный отдых горожан, водно-спортивный и оздоровительный отдых. На перспективу в этой подзоне предполагается строительство конно-спортивного комплекса и аквапарка. Традиционным местом отдыха горожан служит о. Зеленый, на базе которого также формируется подзона.

У западных границ Центральной зоны на базе Недвиговского сельского поселения и историко-археологического музея-заповедника «Танаис» сформирована Недвиговская подзона, рассчитанная на кратковременное пребывание рекреантов. Кроме экскурсионно-познавательного здесь возможно развитие экологического туризма, т.к. в границах охранной зоны музея-заповедника помимо выдающихся исторических ансамблей имеются и памятники природы: «Каменная Балкa» и «Чулекская балка».

Черкасская рекреационная зона включает в себя земли станицы Старочеркасской, городского округа «город Новочеркасск» и межпойменные территории рек Дон и Аксай. Размеры зоны составляют 14 км по широте и 28 по меридиану.

На базе историко-архитектурного музея-заповедника станицы Старочеркасской сформирована одноименная подзона, специализирующаяся на экскурсионно-познавательном и этнографическом туризме. Здесь получит развитие и спортивный туризм (за счет осуществления инвестиционного проекта Гольф & Кантри клуба «Дон»). Администрацией Ростовской области по инициативе ООО «Донская Девелоперская Компания» готовится к реализации проект культурно-исторического, туристического комплекса «Казачий Дон».

Багаевская зона имеет сложную конфигурацию. Большей частью она развивается вдоль реки р. Дон от сельского поселения хутор Арпачин до Сусатско-Донского рыбопитомника. Размеры зоны: 30 км по широте, 40 км по меридиану. Часть территорий зоны развивается в юго-восточном направлении от устья Маныча до ПГТ Веселый. В зоне формируются две подзоны: Багаевская и Веселовская. Эти подзоны имеют все предпосылки для развития летнего пляжного отдыха, экологического туризма и любительского промысла.

Нижнедонская зона, охватывает прибрежные территории Дона, от ст. Мелиховской до г. Семикаракорска. Широтная протяженность зоны 30 км, меридиональная – 25 км. В этой зоне сформированы две подзоны: Раздорская и Семикаракорская. Учитывая высокий историко-культурный потенциал и природную составляющую, зону можно рекомендовать для развития экскурсионно-познавательного, этнографического, экологического туризма, летнего пляжного семейного и детского отдыха, санаторно-курортного отдыха.

2) предложения по развитию транспортного каркаса, поддерживаемого строительством железнодорожной ветки, ответвляющейся от железной дороги Ростов-на-Дону – Староминская, идущей в северо-восточном направлении до п. Новонатальина, а затем – в широтном направлении параллельно М-4 – на Москву, строительством железнодорожной ветки широтного направления Батайск – Первомайский, строительством подъездной ветки (30км) к новому грузовому порту в Миусском лимане, строительством объездной автомагистрали вокруг Ростова-на-Дону, Чалтыря и Батайска, восточного обхода Ростова-на-Дону магистралью федерального значения Москва – Баку, новой межрегиональной дороги широтного направления Ставрополь – Ейск и межмуниципальной дороги широтного направления Ростов – Раздорская, а также строительством регионального транспортного логистического центра в г. Батайске. Также в схеме учтена необходимость строительства новой железнодорожной ветки от Таганрога на Украину для связи с курортной зоной на Черном море, т.к. она является элементом сухопутной части международного Дунайского коридора.

3) предложения по развитию инженерной инфраструктуры, по организации централизованных источников энергоснабжения и теплоснабжения. Электроснабжение потребителей прибрежных территорий Азовского моря и Нижнего Дона осуществляется от Ростовской энергосистемы и системы РАОЭС. Главным источником электроснабжения в системе РАОЭС является Новочеркасская ГРЭС. В расчете на рост нагрузок потребителей группы прибрежных территорий Азовского моря и Нижнего Дона намечается развитие сетей РАОЭС и «Ростовэнерго», увеличение мощности НчГРЭС и установка нового энергоблока №9, а также увеличение мощности Ростовской ТЭЦ-2. В Ростовском энергоузле предусматривается сооружение подстанции «Ростов». Потребители нового поселения на базе игорной зоны «Порт – Катон» будут получать электропитание от новой п/ст «Игра». Теплоснабжение потребителей проектируемой территории тепловой энергией осуществляется от тепловых источников ОАО ТГК-8 «ОАО Ростовэнерго», котельных промпредприятий и от котельных ЖКХ и других собственников. Для покрытия возрастающих тепловых нагрузок г. Ростова-на-Дону и других городов рассматриваемой территории предусматривается ряд мероприятий, главным образом сводящихся к развитию концепции централизованного теплоснабжения при формировании систем теплоснабжения капитальной застройки. Схема содержит ряд предложений по реорганизации системы газоснабжения и водохозяйственного комплекса;

4) предложения по инженерной подготовке и благоустройству территории, предусматривающие сохранение естественных пляжей, для чего необходимо выполнение ряда мероприятий по организации постоянного рельефа дна, поверхности пляжа и береговой линии, а также мероприятий по углублению дна в местах купания.

Рекомендуется предварительное проведение инженерно-геологических, гидрогеологических и гидрологических изысканий. Строительству должно предшествовать выполнение противооползневых и берегозащитных мероприятий;

5) предложения по охране окружающей среды, касающиеся промышленного комплекса, транспорта, энергетики, рекреационных условий, охраны водных ресурсов, поверхностных и подземных вод, охраны почв, организации системы управления отходами производства и потребления, охраны леса и мероприятий по организации особо охраняемых природных территорий.

Реконструкция и модернизация рекреационного каркаса является важнейшей задачей, лежащей в основе устойчивого развития территорий. С этой целью необходимо произвести инвентаризацию особо охраняемых природных территорий, планомерно проводить мониторинг баланса распаханных и природных сельскохозяйственных угодий и осуществлять мероприятия, направленные на установление и поддержание этого баланса, рекомендуемого для степной зоны, а также разработать комплекс мероприятий по увеличению площадей лесов лесного фонда РФ.

Размещено: 31 янв. 2019 12:45
Изменено: 18 мая 2021 12:44
Количество просмотров: 873