Система оценки регулирующего воздействия в Ростовской области
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и региональными нормативными правовыми актами с 2012 года в процесс нормотворческой деятельности Ростовской области введена процедура оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).
Цель ОРВ – выявить положения, вводящие избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Ростовской области.
Децентрализованная модель процедуры ОРВ, реализуемая в Ростовской области, позволяет решить основную задачу ОРВ - обеспечить качественную подготовку нормативных правовых актов.
Система ОРВ в Ростовской области.
Участниками ОРВ являются:
- разработчики проектов нормативных правовых актов (государственные органы Ростовской области);
- уполномоченный орган, ответственный за проведение ОРВ;
- участники публичных консультаций (представители общественных объединений и бизнес-сообщества).
Уполномоченным органом по организационному сопровождению мероприятий ОРВ определено министерство экономического развития Ростовской области. Министерство реализует функции по осуществлению контроля качества проведения ОРВ, соблюдения установленных процедур, полноты и корректности подготовки заключений по результатам проведения процедуры ОРВ. Кроме этого, уполномоченный орган обеспечивает нормативно-правовое и информационное обеспечение процедур ОРВ, включая оказание консультационного и методического содействия государственным органам - разработчикам проектов нормативных правовых актов, а также органам местного самоуправления по вопросам внедрения института ОРВ.
Нормативно-правовая база Ростовской области в сфере ОРВ:
-Областной закон Ростовской области от 01.08.2011 № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области» (статья 7);
-Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (статья 24.1);
- постановление Правительства Ростовской области от 07.09.2020 № 783 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ростовской области и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Объект и предмет ОРВ в Ростовской области.
Объектом процедуры ОРВ являются (подлежат процедуре ОРВ):
- проекты концепций государственного регулирования в сферах предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- проекты нормативных правовых актов Ростовской области в сферах государственного регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Основные сферы правового регулирования, на которые распространяется ОРВ:
- инвестиционная деятельность;
- реализация государственных программ;
- предоставление бизнесу государственной поддержки;
- осуществление государственного контроля;
- установление и применение обязательных требований.
Предмет ОРВ включает:
- описание проблемы, на решение которой направлен конкретный способ регулирования;
- определение способа регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
- описание основных групп субъектов общественных отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
- выявление позитивных и негативных эффектов в связи с новым способом регулирования;
- оценка соответствующих расходов областного бюджета, связанных с созданием необходимых правовых, организационных условий для реализации нового государственного регулирования;
- оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо с изменением содержания таких обязанностей;
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом регулирования.
- описание индикативных показателей и иных способов оценки достижения заявленных целей регулирования.
Процедуры ОРВ проводятся с учетом основных этапов и степеней регулирующего воздействии при проведении публичных консультаций - высокая, средняя и низкая в зависимости от сложности, значимости и содержания регулирования.
ОРВ на стадии разработки проекта концепции государственного регулирования проводится в случае выявления проблем в сферах государственного регулирования. Раздел 2 порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением от 07.09.2020 № 783 (далее - Порядок), регламентирует процедуру ОРВ на стадии разработки проекта нормативного правового акта в рамках предварительных публичных консультаций.
Раздел 3 Порядка определяет процедуру ОРВ проектов нормативных правовых актов уже посредством публичных консультаций, которые проводятся с учетом степени регулирующего воздействия. Установленный алгоритм действий включает:
- принятие решения о разработке проекта нормативного правового акта (после проведения предварительных публичных консультаций);
- подготовка сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (сводный отчет содержит сведения о степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта; описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, цели регулирования, оценку положительных и негативных эффектов и т.д.);
- размещение на официальном сайте разработчика и на сайте Правительства Ростовской области www.donland.ru проекта нормативного правового акта и сводного отчета в целях проведения публичных консультаций;
- извещение о начале публичных консультаций заинтересованных лиц, общественных объединений и министерства;
- срок проведения публичных консультаций устанавливается с учетом степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, но не может составлять менее:
- 45 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов высокой степени регулирующего воздействия;
- 30 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов средней степени регулирующего воздействия;
- 15 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия.
- рассмотрение всех предложений, поступивших в ходе публичных консультаций (не позднее 15 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций);
- доработка проекта нормативного правового акта с учетом поступивших предложений;
- подготовка заключения по итогам ОРВ, направление его в Уполномоченный орган.
Кроме процедуры ОРВ предусмотрена экспертиза действующих нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная процедура направлена на выявление положений в действующем законодательстве, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Оценка качества исполнения процедур ОРВ и подготовки заключений об ОРВ проводится министерством. Уведомления, сводные отчеты и заключения готовятся в соответствии с требованиями постановления.
Стандарты качества процедур при подготовке заключений об ОРВ.
В соответствии с утвержденным Порядком процедура подготовки заключений по результатам оценки регулирующего воздействия носит обязательный характер. Заключение должно отвечать следующим требованиям (стандартам):
1. Содержать выводы о соблюдении разработчиком установленного Порядка.
2. Отражать наличие/отсутствие положений, приводящих к возникновению избыточных обязанностей, запретов и расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также расходов областного бюджета или способствующих их введению.
3. Отражать наличие/отсутствие достаточного обоснования проблемы и необходимости ее решения предложенным способом регулирования.
4. Содержать перечень альтернативных решений (бездействие, саморегулирование, совместное регулирование и др.), оценку воздействия альтернативных решений (в том числе в отношении увеличения издержек бизнеса.
Кроме этого, установлены сроки подготовки заключений:
- 15 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов высокой или средней степени регулирующего воздействия;
- 10 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия.
Заключение размещается на официальном сайте разработчика и на портале Правительства Ростовской области www.donland.ru, направляется в министерство не позднее 3 дней с даты его подписания руководителем разработчика.
В случае если министерством установлено, что заключение подготовлено без соблюдения требований, разработчик снова проводит процедуры установленного Порядка (начиная с первой из невыполненных процедур), дорабатывает проект нормативного правового акта, после чего повторно направляет проект нормативного правого акта в министерство для проверки.
В целях оказания консультационной и методической помощи на региональном уровне организуются конференции с органами исполнительной власти области.