Градостроительство и территориальное планирование

Общая конфигурация планировочной организации территории Ростовской области  достаточно сложная. Её отличают неравномерность распределения природных ресурсов, транспортного обеспечения территории и исторически сложившаяся неравномерность расположения крупных промышленных центров.

В этих условиях на первое место в градостроительной политике территории Ростовской области выходит согласованность и взаимоувязка проектных решений с интересами населения, бизнеса и всех уровней власти, что находит подтверждение в схеме территориального планирования Ростовской области.

Разрабатывается новая модель схемы территориального планирования Ростовской области (далее - СТП РО), которая предполагает комплексный территориально-экономический подход с учетом социального приоритета.

В основе СТП РО - формирование и развитие опорного каркаса расселения (ОКР), его территориально-пространственной решетки, включающей магистральные направления транспортных связей международного, федерального и регионального значения, а также магистральные направления инженерной инфраструктуры.

При этом предлагается создание  структуроформирующих узлов на пересечении основных осей и их городов-центров для приоритетного инвестиционно-инновационного развития, с целью повышения качества жизни населения и обеспечения занятости трудовых ресурсов населения в зоне оптимальной транспортно-временной доступности на прилегающих территориях.

На основе данных проектных решений возможна оптимизация структуры административно-территориального управления субъектов региона, предполагающая объединение муниципальных образований и районов в окружные системы расселения (округа) и развитие их городов-центров, как основных «точек роста».

В условиях Ростовской области внедрение новой модели и современного понимания пространственного развития предполагает интегрированный подход к анализу территориального размещения и качественных характеристик всех видов ресурсов, включая квалификационный и интеллектуальный уровень трудовых ресурсов. Основными движущими силами по отношению к такой модели развития являются меняющаяся технология, связанная с технологическими изменениями структуры, изменениями в региональном разделении труда, в распространении образования и совершенствовании социальной и транспортной инфраструктур.

Новая модель пространственного развития градостроительных систем предполагает также свободу и диверсификацию в развитии систем расселения, что в свою очередь вызывает интенсивное развитие процессов субурбанизации, в свою очередь связанных с активизацией градостроительного освоения территорий прилегающих к крупнейшим и большим городам области.

На первом месте в градостроительной стратегии развития Ростовской области стоит тема укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, связывающего основные 9 центров групповых систем расселения области – г.Ростов-на-Дону, г.Шахты, г.Каменск-Шахтинский, г.Миллерово, ст.Вешенская, г.Морозовск, г.Волгодонск, с.Ремонтное и г.Сальск.

В соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, с целью реализации основных направлений устойчивого территориально-градостроительного развития области, во всех муниципальных образованиях Ростовской области разработаны
и утверждены схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки городских округов и поселений Ростовской области.

Проведенные мероприятия позволили улучшить состояние инвестиционного климата в Ростовской области.

На основе произведенной комплексной оценки выявлены потенциальные ресурсы дальнейшего развития городских округов и поселений за счет имеющихся внутренних территориальных резервов и в значительной степени путем освоения и развития территорий включенных в границы населенных пунктов.

В целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду Федеральный закон № 353 ввел понятие лесопарковые зеленые пояса (ЛЗП), которые могут создаваться как зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности.

Особенно эта тема актуальна для урбанизированных территорий крупных городов. В связи с этим,  в текущем году ГАУ РО «РНИиПИ градостроительства», согласно государственному заданию Минстроя Ростовской области выполняет прикладную научно-исследовательскую работу: «Территориально-пространственные аспекты формирования эколого-рекреационного каркаса Юго-Западного района Ростовской области, предпосылки образования лесопаркового зеленого пояса на территории Юго-Западного района Ростовской области». Работа отражает один из аспектов пространственного развития области, роль которого состоит в обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности человека.

Ростовская область обладает специфичными ландшафтами и природно-климатическими условиями, что требует особого подхода к созданию экологического каркаса на межмуниципальных территориях.

Рекреационная освоенность территории области довольно незначительная, но потенциал для развития рекреации высок. Поэтому предусматривается ее развитие с учетом использования имеющихся природных факторов, а именно — создание специализированных рекреационных зон различного направления.

В качестве первоочередных мероприятий на этапе реализации эколого-рекреационного каркаса Юго-Западного района РО предложены территории для включения в ЛЗП. Примерный диметр рассмотрения составляет 55 километров (границы которого определены ООПТ парк «Донской», долина реки Тузлов, долина реки Кагальник, широкая пойма реки Дон до станицы Старочеркасская), диаметр урбанизированного ядра (г.Ростов-на-Дону, г.Батайск, г.Аксай) 30 километров.

В 2017-2018 годах министерством строительства, архитектуры
и территориального развития Ростовской области с целью определения пространственно-правовых основ развития прибрежных территорий р. Темерник как непрерывного экологического парка разработан проект планировки и проект межевания по 1 этапу работ.

В 2018 году завершается работа над «Проектом планировки и межевания прибрежных территорий р. Темерник (2 этап).

В целях размещения исторически значимого объекта в память о Великой Отечественной войне, в рамках государственного задания разработан проект планировки территории военно-исторического паркового комплекса «Самбекские высоты» в Неклиновском районе Ростовской области.

До 2020 года запланированы работы по описанию границ Ростовской области, муниципальных образований, городских округов и населенных пунктов.

Ростовская область граничит с пятью субъектами Российской Федерации: Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями и Республикой Калмыкия.

Соглашение о координатном описании границ между Воронежской областью и Ростовской областью подписано в сентябре 2018 года. Выполнено координатное описание границ между Ростовской областью и Краснодарским краем, Ставропольским краем и Волгоградской областью.  В 2019 году запланировано проведение  проектно-аналитических работ в целях координатного описания границы между Ростовской областью и Республикой Калмыкия.

В целях внесения сведений о границах муниципальных образований в Единый государственный реестр недвижимости, в 2018-2020 годах запланировано проведение соответствующих землеустроительных работ по 463 муниципальным образованиям Ростовской области.

  В соответствии с государственной программой Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», проводятся мероприятий по определению границ зон затопления, подтопления пойменных территорий рек в Ростовской области.

По результатам определения границ таких зон будет обеспечено внесение информации о границах в Схему территориального планирования Ростовской области.

Осуществляется разработка градостроительных регламентов использования территорий, попавших в зону затопления.

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:11:43|
Изменено:
16.11.2018 15:05:46|
Количество просмотров:
1994

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации