Переслать Распечатать

Правительство Ростовской области

Постановление от 15 ноября 2012 № 1018 

«Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом»

Скачать документ
Официальная публикация

газета «Наше время» № 674-677 от 22.11.2012

«Собрание правовых актов Ростовской области»
№ 11 ноябрь 2012 года

239 Кб

56 Кб

270 Кб

 

В целях реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года Правительство Ростовской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Концепцию духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Казарезова И.В.

Губернатор Ростовской области               В.Ю. Голубев

Постановление вносит департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области

Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1018

КОНЦЕПЦИЯ
духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом

Введение

Рыночные механизмы, проникающие во все сферы жизни российского общества, вытесняют из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Неопределенность ценностных ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, все более становящегося обезличенным.

Цель и смысл человеческой жизни замещаются критериями полезности человека в конкретной экономической и политической ситуации, что отражается в целях образования, среди которых определяющими являются готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях, функциональная мобильность, обладание набором компетенций и другое. В такой системе образования практически нет места общей культуре, образованности, духовности, нравственности, патриотизму.

Вместе с тем в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством – Россией.

Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем проводить опережающую разработку особого класса технологий – гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России, как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны, личности.

Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.

Интеграция подрастающих поколений в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Ростовской области.

Ростовская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Ростовской области – это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа.

Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения область имеет огромную базу, составляющую достояние Ростовской области:

Новочеркасский музей истории донского казачества – старейший в Ростовской области. Этот единственный в мире музей хранит богатейшее собрание боевых реликвий донских казаков: великолепные по своей художественной обработке и красоте образцы холодного оружия, войсковые клейноды, знамена, коллекцию орденов. Уникальным предметом коллекции оружия является сабля М.И. Платова, преподнесенная городским советом г. Лондона – великолепный по своей художественной обработке и красоте образец холодного оружия. В составе обширной живописной коллекции – единственная в мире коллекция парадного казачьего портрета, собрание портретов августейших особ, работы Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова занимает среди музеев особое место. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Это единственный музей великого русского писателя ХХ века, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата большинства премий в области литературы, в том числе и Нобелевской.

Среди объектов культурного наследия Ростовской области есть уникальные памятники, являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Это, прежде всего, замечательный памятник археологии – городище Танаис. Сегодня музей-заповедник располагает уникальной экспозицией под открытым небом, которая демонстрирует результаты многолетних исследований археологов. Танаис можно назвать «российскими Помпеями». Танаис является важнейшим звеном общеевропейской культуры.

Одним из крупнейших музеев Юга России является Ростовский областной музей краеведения, отметивший свое 100-летие.

В составе археологической коллекции музея – уникальные изделия из золота, серебра, представляющие культуру народов, в древности населявших Донской край: скифов, сарматов, савроматов. Видное место в собрании музея занимает этнографическая коллекция, отражающая быт и культуру народов, населявших Донской край в 18 – 20 веках. Коллекции музея неоднократно демонстрировались в Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, вызывая огромный интерес у посетителей к истории, традициям и культуре Донского края.

Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник представляет собой интереснейший музейный комплекс. Достойное место в его составе занимают мемориальные и литературные музеи, посвященные жизни и творчеству А.П. Чехова. Большой комплекс работ в Таганрогском музее-заповеднике был проведен к 150-летнему юбилею А.П. Чехова (2010 год), созданы новая экспозиция и Южно-Российский научно-культурный центр им. А.П. Чехова. Музей ведет начало от первого мемориального музея Александра I, открытого в конце XIX века.

Памятники материальной и духовной культуры донского казачества ярко представляют такие музеи, как Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник и Раздорский этнографический музей-заповедник. Во время маршрутов по этим своеобразным музеям-заповедникам есть возможность увидеть памятники казачьей архитектуры XIX – XX веков и уникальный природный ландшафт.

Своеобразием своих коллекций отличаются Аксайский военно-исторический музей, Волгодонский эколого-исторический музей (ставший своеобразной визитной карточкой города Волгодонска и восточного региона Ростовской области).

Государственные музеи области ведут серьезную научно-просветительную работу, систематически популяризируя свои собрания, подчеркивая их историческую значимость и бесценность.

В Ростовской области находится 67 объектов культурного наследия – памятников истории Великой Отечественной войны, подлежащих государственной охране. Из них: Воинский мемориальный комплекс «Змиевская балка», мемориальный комплекс «Воинам освободителям г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков», 11 братских могил и захоронений советских воинов, в том числе «Монастырcкое урочище» – братские могилы воинов, павших в 1641 году, в годы Гражданской и в годы Великой Отечественной войн, а также 45 памятных знаков и монументов, посвященных Великой Отечественной войне, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Ростовская область позиционируется в общественном сознании как один из центров патриотического воспитания России. Действительно, в регионе накоплен огромный опыт формирования патриотизма и, прежде всего, на основе духовного наследия защитников Родины и освободителей Ростова-на-Дону и области от немецко-фашистских захватчиков.

Это наследие представляется как совокупность внутренних и внешних связей, определяющих целостность общественных отношений и раскрывается в формах исторический памяти, национального самосознания и менталитета.

Основной идеей структурирования системы и процесса духовно-нравственного воспитания в региональном пространстве является идея о том, что ведущей ценностью регионального образовательного пространства является воинский подвиг защитников Родины, проявленный в сражениях на территории области.

В современных условиях реализация духовного потенциала боев за освобождение Донского края в практике воспитания означает новое осмысление исторического опыта борьбы и победы советского народа в войне и его применение для воспитания духовности, нравственности и патриотизма и соответствующих качеств в интересах решения стоящих перед регионом, обществом и государством задач в экономической, социальной, политической, военной и духовной сферах.

Именно эти ориентиры заложены в основу настоящей Концепции.

Цель Концепции – воспитание человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной, духовной личности защитника и созидателя России, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.

Настоящая Концепция определяет научный статус системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области, основные меры по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, как человека культуры, гражданина и патриота на основе казачьей ментальности, защиты его психического и нравственного здоровья, что будет способствовать развитию у обучаемых стремления к служению Отечеству, защите суверенитета и территориальной целостности российской государственности, социально-культурной идентичности казачества на основе отечественных идеалов, смыслов, традиций и ценностей, сложившихся в культурно-историческом процессе Ростовской области.

Основное назначение Концепции – определить:

ключевые приоритеты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области по формированию мотивов и смыслов служения Отечеству в контексте образа жизни, традиций и ценностей казачества;

методологические основы развития личности в процессе духовно-нравственного становления человека культуры, гражданина, патриота в социокультурном и образовательно-воспитательном пространстве в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;

педагогические требования к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области в свете реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», требований федеральных государственных образовательных стандартов;

основания для разработки технологий воспитания новых поколений победителей, способных развивать себя, свое окружение и свою страну;

основные критерии и показатели воспитания человека культуры, гражданина, патриота России начала третьего тысячелетия в системе средств духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях кадетского (казачьего) образования.

Концепция базируется на методологии разработки национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, составляющих современную основу образования и закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Базовыми национальными ценностями, на освоение которых направлен процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания в общем, начальном, среднем и высшем профессиональном, а так же дополнительном образовании, являются: патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, идея и идеалы служения Отечеству, деятельность во благо России; социальная солидарность, имеющая основанием свободу личную и национальную, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность, заключающаяся в верности конституционному долгу, ориентация к построению правового государства и гражданского общества, нравственная ответственность перед Отечеством, старшим поколением и семьей, соблюдение закона и правопорядка, сохранение межэтнического мира, свобода совести и вероисповедания; семья c ее нравственными атрибутами – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество, направленные на созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость; наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; ценности традиционных российских религий; искусство и литература, выражающиеся в красоте, гармонии духовного мира человека, нравственном выборе, поиске смысла жизни, эстетическом развитии; природа c основополагающими ценностями – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Концепция учитывает также требования федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Важнейшим направлением духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в донском регионе является актуализация социокультурного потенциала казачества в общем образовании через обогащение, развитие и интеграцию социального опыта, ценностей культуры, менталитета, образа жизни на основе идеи и ценности служения Отечеству.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно создать возможности молодым людям выбирать свое будущее, связывая его с перспективами развития страны, образом России в ее настоящем, прошлом и будущем.

Это задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий – гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России, как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности. Полномерное использование воспитательного потенциала культуры казачества и социализации, определяемой образом жизни молодых казаков, возможно в условиях кадетского образования.

Кадетское образование является одной из перспективных институциональных образовательных структур, обеспечивающих развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания населения Ростовской области и, прежде всего, молодежи и ее позиционирование в федеральном пространстве инновационных, социокультурных, образовательных и воспитательных технологий и знаний.

Кадетское образование призвано дать инновационный импульс модернизации государственной образовательной системы Ростовской области.

Кадетское образование – это образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на подготовку к дальнейшей профессиональной ориентации в сфере военной и гражданской государственной службы и обеспеченное вариативным (казачьим либо иным профессионально направленным) компонентом содержания образования. Вариативный компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование духовности, нравственности и патриотизма субъектов кадетского (казачьего) образования в атмосфере образа жизни, культуры и ценностей казачества.

Содержание кадетского образования строится на ценностях педагогического наследия кадетских корпусов дореволюционной России и передового педагогического опыта суворовских военных училищ советского периода, реалии и проблемы сегодняшнего дня и тенденции развития кадетского образования в аспекте обеспечения личной, общественной и национальной безопасности.

Концептуализация деятельности субъектов кадетского (казачьего) образования региона осуществлялась на основе существующих нормативно-правовых документов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации:

Конституции Российской Федерации,

Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»,

Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»,

Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,

Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,

Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»,

Указа Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»,

Указа Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»,

Указа Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы»,

постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»,

постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»,

Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации,

Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года,

постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года», Социальной концепции Русской Православной Церкви, долгосрочной целевой программы и др.

Концепция учитывает интересы комплексного обеспечения преемственности традиций казачества и социокультурных инноваций современности в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в образовательном пространстве субъектов кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области.

1. Миссия, идеология, сущность и особенности

духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах

кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области

Миссия кадетского (казачьего) образования состоит в воспитании человека культуры, высокообразованного гражданина, государственно-мыслящего патриота, духовной, нравственной и ответственной личности XXI века, готовой к достойному служению Отечеству, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.

Идеологией кадетского (казачьего) образования являются понятия: «духовность, нравственность, патриотизм», отражающие культурно-исторические особенности социального и культурного бытия территории Ростовской области, ведущие ценности ее населения и целевые ориентиры духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

При рассмотрении понятия «духовность» важно отметить, что данное понятие синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, нравственность, мораль, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческая деятельность.

Духовность, как смысложизненная установка, предполагает деятельность во благо окружающих, поиск критериев в виде нравственных норм и выступает интегратором эмоциональных и интеллектуальных возможностей личности, направленных на творчество, созидание, развитие в системе обретенных ценностных ориентаций и моральных установок.

Результаты воспитания духовности в развитии социально-направленных, гуманистически ориентированных чувств, сознания, проявлении воли к действию, развитии способности к рефлексии с точки зрения нравственности.

Понятием «нравственность» обозначают весь комплекс социальных и педагогических фактов и явлений, которые характеризуют сущность процесса нравственного воспитания, обусловливают его структуру и функционирование. От трактовки и интерпретации данного понятия зависит анализ сложившейся в образовательном учреждении системы нравственного воспитания, понимание его сущности, определение основных направлений развития методики, технологий, содержания и совершенствования воспитательной практики.

Нравственное становление личности есть процесс, цель, устремление и доминанта развития, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

Формирование опыта нравственного поведения субъектов кадетского (казачьего) образования обусловлено следующими обстоятельствами:
в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных казачьим кодексам чести, особенностям юношеской дружбы; осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции; оперативно корректируется межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях.

Огромный духовно-нравственный потенциал российского общества и казачества сосредоточен в феномене патриотизма.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Педагогический аспект понятия патриотизма имеет свои особенности, служащие отправными точками для структурирования воспитательного процесса:

патриотизм выступает психолого-педагогическим феноменом, имеющим сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как духовная установка, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческая модель, как ценность;

патриотизм как психолого-педагогическое явление наполняется различным содержанием в ходе решения образовательных и воспитательных задач, отражая социокультурную ситуацию региона, общества. Вместе с тем сохраняет единство, позволяющее обеспечить преемственность его ценностных основ от поколения к поколению;

содержательная и сущностная характеристика патриотизма существует в идеях казачьей традиционной культуры и находит свое выражение в народных праздниках, обрядах, традициях;

формирование патриотизма возможно при интеграции воспитательного потенциала семьи, школы (кадетского класса), церкви, социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования и т.д., основой которой выступает социальное партнерство общеобразовательного учреждения с субъектами воспитания по специально разработанным программам;

эффективность социально-педагогической деятельности субъектов патриотического воспитания обеспечивается специально разработанной технологией, учитывающей специфику дополнительного образования и его направленность.

В этой связи патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у молодежи патриотических чувств (любви к Родине, верности Отечеству), идеалов патриотического сознания (образ и идея России, смысл Родины, идея и смыслы служения Отечеству, образ защитника Родины, образ мужественного отца, образ женственной матери), морально-волевых качеств (долга, чести, мужества, социальной ответственности, дисциплинированности), патриотического поведения (позиции, поступки, действия отражающие реализацию долга).

Военно-патриотическое воспитание в условиях кадетского (казачьего) образования является базовой составляющей патриотического воспитания обучающихся. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть еще одно обстоятельство: история России большей частью не является историей мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а историей войн и вооруженных конфликтов. При этом основой содержания военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважения к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Военно-патриотическое воспитание – это основной вектор патриотического воспитания обучающихся, представляющий собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций российского народа, казачества, направленный на формирование готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях кадетского (казачьего) образования – это процесс целенаправленного систематического воздействия на личность кадета и создания условий с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий чести, долга, ответственности, верности присяге, личных, семейных и общественных добродетелей и формирование данных качеств и стремлений сознательного повиновения власти и закону.

Социально-педагогический компонент содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ей идеалами, образами, ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отчества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Общепедагогический компонент отражает аспект воспитания на основе удовлетворения потребностей личности: физиологические потребности – создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов и учащихся (расписание, двигательный режим и так далее); потребность в защите, безопасности – поддерживание благоприятного нравственно-психологического микроклимата в коллективе, обеспечивающего защищенность каждого кадета; потребность в любви, в причастности – создание ситуаций успеха и признания для каждого кадета; потребность в признании, в результатах – создание условий для самоутверждения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования каждого кадета в формах общественно приемлемого поведения, для обретения каждым воспитанником самоуважения, а также уважения и социального статуса в среде товарищей; потребность в самовыражении, в самореализации – организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности кадет, позволяющей усвоить методы и приемы саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Специфический компонент содержания кадетского воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью профессионализации государственной службы, включает в себя следующие виды воспитания: нравственное воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание; эстетическое воспитание, воспитание навыков и привычек культурного поведения.

Основой содержания специфического компонента является любовь к Родине, верность присяге, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе кадетского братства, проявляющиеся в патриотических чувствах, патриотических отношениях, патриотическом поведении и патриотической деятельности.

Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в современной системе кадетского (казачьего) образования:

реализация патриотически-ориентированного образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной и гражданской государственной службе;

приоритетность духовно-нравственных идеалов и ценностей воспитания в кадетском образовании, создание среды, насыщенной общечеловеческими, национальными, патриотическими и военно-патриотическими ценностями, нормами морали, религиозной культуры, преданиями и традициями, символами и ритуалами;

ориентация процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания на особый уклад учебного заведения, определяемый в соответствии со специализацией уставами, правилами внутреннего распорядка, руководящими документами федеральных и региональных органов по делам казачества с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетском (казачьем) образовании направлен на формирование ценностного отношения к себе и окружающим, начальникам и подчиненным, старшим и младшим, становление качеств лидера как будущего командира, руководителя, организатора; идентичность – формирование товарищества, кадетского братства, ответственности за свои действия в контексте интересов коллектива, общества, государства, позволяющих адаптироваться в коллективах и обществе; государственничество – образование, самообразование, саморазвитие как фактор совершенствования профессионализма, карьерного роста, развития способности добросовестного служения Отечеству и рефлексии личного вклада в обеспечение его национальной безопасности;

сочетание элементов служебной дисциплины и института самоуправления кадет, моделирование в укладе жизни субъектов кадетского (казачьего) образования институтов гражданского общества, постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.

Основополагающее значение в организации и структурировании процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетском (казачьем) образовании имеют следующие принципы.

1. Патриотизм как социокультурная традиция ценностного отношения к Родине и служения Отечеству.

В содержании духовно-нравственного и патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысление, проблематизация
образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности. В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом.

2. Осознание ценности наследия, смысловой интерпретации исторической и социальной памяти.

Выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укорененности исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России.

3. Межпоколенная преемственность духовного опыта.

Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности.

4. Социокультурная и национальная идентификация.

Определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.

5. Гордость и великодушие в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующие относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса.

6. Сакральность символов и смыслов Отечества.

Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в деле созидания и защиты Родины.

7. Соборность и субъектность в воспитании духовных основ патриотизма.

Соборность – это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, проявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. Ее взаимосвязь с субъектностью, как основой проявления «самости» человека, – саморазвития, самоутверждения, самореализации, предполагает инновационные пути и средства воспитания лидерских качеств, ответственности за коллектив и ответственности коллектива за личность.

8. Опора на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции.

Традиции – это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство – время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п.

9. Диалектика традиций и инноваций в общественном прогрессе.

Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое – настоящее – будущее».

Эти принципы наиболее полно реализуются в патриотически насыщенной среде, в которой перед воспитанником ставится не образовательная задача, а реальная проблема, возможность проявить себя в служении Отечеству, в принятии новой смысложизненной модели, способа поведения, обеспечении переживания радости общего успеха.

Исходя из данных принципов, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в учреждениях кадетского образования предполагает:

опору на исторически сложившиеся кадетские идеалы, образы, ценности, воплощенные в этике служения Отечеству;

событийный подход к воспитанию, направленный на совместную (событие как событие) деятельность и проявление субъектности (событие как собственное бытие) в воспитательных практиках по созданию, поддержанию и воспроизводству условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию личности;

обучение кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;

формирование так называемого «критического нравственного чутья», то есть основанного на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях, умении отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;

развитие воли, организаторских и лидерских качеств, овладение технологиями управления коллективами и так далее;

создание условий включенности в реальные практики, формирующие уважение к личности, ее правам и обязательному пониманию важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, и необходимости их выполнения.

Принципы духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях кадетского (казачьего) патриотически-ориентированного образования составляют основу, обеспечивающую подготовку и воспитание:

образованных и культурных патриотов Отчизны, смыслом жизни которых является служение Отечеству на гражданском и военном поприще;

граждан России с развитым правосознанием и основанным на исторических национальных ценностях мировоззрением, с укорененными в сознании принципами долга и социальной ответственности;

государственно ориентированных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;

духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;

свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом – не любой ценой;

активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, a также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение и способных отстаивать его перед государством;

людей, способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями.

2. Методологические подходы к концептуализации

духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся

Понятия «духовно-нравственное воспитание», «патриотическое воспитание» прочно вошли в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, нашли отражение в программных документах системы образования как на федеральном (Программа воспитания в системе образования России, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России), так и на региональном уровнях (Областной закон Ростовской области от 15.06.2010 № 441-ЗС «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области»).

Основными подходами, определяющими методологический уровень концептуализации духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области являются: аксиологический, социокультурный, личностно-деятельностный, гендерный, средовый подходы.

Аксиологический подход. Духовность, нравственность и патриотизм представляют собой некий объект оценки личностной и социальной ценности и значимости. Особенностью аксиологической оценки является то, что она производится как на индивидуальном, так и на общественном уровне сознания, что дает возможность мобилизовать обучающуюся молодежь на решение общенациональных проблем и вопросов, затрагивающих обеспечение безопасности страны. Этот аспект имеет непосредственное отношение и к ценностным ориентациям как будущих военнослужащих российской армии, так и будущих государственных служащих Российской Федерации, поскольку в системе развития их духовного потенциала задействована и оценочная сфера сознания. Формирование ценностного отношения обусловлено характером идеалов обучающихся в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, выступающих в качестве «моделей должного» – притягивающего настоящее к будущему; ценностного ориентира при определении личностью системы ценностных отношений к самому себе, казачьему сообществу, Отечеству, миру.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся требует насыщения образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения обучающихся в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней; развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру. Это актуализирует такие методы духовно-нравственного и патриотического воспитания, как, например, дискуссия, метод создания воспитательных ситуаций, а также метод вовлечения обучающихся в творческую и практическую деятельность (социальные проекты).

Социокультурный подход. Взгляд на общественно-исторический процесс как на сосуществование цивилизаций и культур в последнее время весьма актуален. Казачество представляет собой социокультурную систему, в основе которой лежат культурные традиции, ценности, обычаи, нормы, менталитет, психология народа.

Помимо известных этносословных характеристик казачество предстает как социальный феномен российского социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный потенциал, составными частями которого являются:

казачья идея свободы – ментальная форма выражения самобытной православной идеи;

казачий воспитательный идеал – совершенный личностный образ защитника и созидателя родной земли, государства, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни человека и казачьего социума;

социально значимые ценности казачьей культуры – смысл жизни казака и существования казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.

Самобытная казачья культура сформировалась на идеях державности, патриотизма, православия, беззаветного служения Отечеству и безукоризненного исполнения воинского долга.

Социокультурный подход позволяет системно представить содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся, которое составляют чувства, идеи, идеалы, мотивы, отношение к важнейшим явлениям действительности, которые обучающимся помогает установить педагог в образовательном процессе.

Личностно-деятельностный подход предусматривает включение ученика в проектирование собственного содержания образования, основанного на его личном опыте и с учетом его профессиональных предпочтений, обеспечивает формирование гражданско-патриотической компетентности на основе выбора образовательных технологий, оптимальных форм деятельности, методов и средств обучения, воспитания для организации социально значимой деятельности обучающихся в патриотически ориентированной образовательной среде субъекта кадетского (казачьего) образования.

Личностно-деятельностный подход позволяет определить критерии результативности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Они представляют собой необходимые и достаточные условия, отражающие уровень сформированности компонентов духовности, нравственности и патриотизма (когнитивного, эмоционально-чувственного, ценностно-смыслового, морально-волевого, поведенческого). Первый критерий представляет собой степень развития патриотического сознания личности (показателями выступают: осознанность и дифференцированность системы ценностных отношений; характер идеалов обучающихся и, соответственно, приоритетных жизненных ценностей; степень развития рефлексии и потребности в осмыслении жизни). Второй критерий связан с эмоциональным состоянием, сопровождающим реализацию отношения (показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после реализации отношения). Третий критерий указывает на характер конкретных побуждений человека, его мотивов, смыслов, убеждений. Четвертый показывает характер проявлений духовности, нравственности и патриотизма по отношению к Отечеству (в качестве показателей выступают: готовность к служению Отечеству, добровольность выполнения общественного долга, разумная инициатива, свобода выбора и мера бескорыстия в поступках, поведении и деятельности).

Реализация личностно-деятельностного подхода к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания направлена на становление у обучающихся ценностей, идеалов, смыслов, качеств, свойственных человеку национальной культуры, необходимо осуществлять в единстве с воспитанием у них потребности в активном труде на благо Родины, в совместной со взрослыми разносторонней деятельности, в которой обучающиеся в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области занимают позицию активного участника, субъекта этой деятельности. В достижении этого условия существенную роль играет характер тех целей, которые актуализируются педагогом с учетом ведущей просоциально-познавательной деятельности в подростковом возрасте и учебно-профессиональной – в раннем юношеском возрасте.

Гендерный подход обеспечивает создание условий для формирования мужественности и мужского характера, развития толерантности, предоставляет возможности для более полной реализации способностей обучающихся, проигрывания социальных ролей с учетом полоролевой идентификации.

Воспитательная работа с обучающимися в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области должна базироваться на средовом подходе – одном из ведущих в социальной педагогике. Он предполагает формирование в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области воспитывающей среды, создающей условия для развития духовности, нравственности и патриотизма, их социальной и творческой самореализации. Здесь особое значение приобретает формирование таких качеств, как чувство личной гражданской и социальной ответственности, способность к самоконтролю и самооценке, рефлексии, ориентация на выбор здорового образа жизни, культура общения, толерантность.

Средовый подход существенно расширяет возможности воспитательной системы и позволяет выйти в реализации поставленных целей за рамки учебно-воспитательного процесса в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области на уровень объединения различных сред в целостное воспитательное пространство.

Поиск культуросообразных казачьей культуре воспитательных форм приводит к необходимости структурирования воспитательного пространства на основе органичной казачьей культуре общинно-станичной формы жизнеустройства. В основу ее наполнения необходимо положить продукты взаимодействия с социальными институтами, такими как казачьи общества, церковь, школы, принявшие статус казачьих или с казачьими классами, семью, учреждения дополнительного образования, муниципальные администрации.

Интеграция субъектов в воспитательное пространство порождает качественно новую форму – духовное сообщество, отличительной чертой которого является то обстоятельство, что оно само выступает комплексным субъектом воспитательного процесса, объединяя педагогов, казачьих наставников (кураторов групп), самих обучающихся, священнослужителей, родителей, администраторов общей духовно-нравственной целью возрождения казачества и воспитания личности ребенка с ценностями свободы, народовластия, с идеалами служения Отечеству, хозяина своей земли.

Структура воспитательного пространства, объединяющего множество субъектов, включает в себя: научно-инновационную среду; коммуникативно-информационную среду, духовно-ценностное окружение; культурно-историческую среду; повседневные бытийные и событийные практики; предметно-эстетическое окружение; спортивную и здоровьесберегающую среду.

3. Служение Отечеству – основа целей образования,

воспитания и социализации обучающихся и вид патриотического опыта

Самоотверженное служение Отечеству и патриотизм возникают и развиваются как чувства, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения и становясь социально значимыми качествами личности молодежи. Эти качества, будучи по своей природе глубоко социальными явлениями, представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступают как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживания социума, как основа духовной составляющей оборонного потенциала страны. В качестве субъекта этих социально значимых качеств выступает личность обучающегося в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству.

Целевой характеристикой образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области является воспитание готовности обучающихся к самоотверженному служению Отечеству на основе патриотизма как проявления духовно-нравственного облика молодого человека.

Готовность к служению Отечеству представляется в трех аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально значимые качества личности; во-вторых, как отражение в сознании человека своего места в социальной действительности и социальных ожиданий по отношению к сообществу и Отечеству; в-третьих, как отношение к Отечеству через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно- нравственное отношение к действительности, в результате чего проявляется патриотизм как преобразующее системно-комплексное социальное качество личности.

Готовность к служению Отечеству определяется как важнейшее качество личности, основная духовная ценность, лежащая в основе формирования социальных, профессионально значимых, личностных качеств. Стержневым компонентом готовности, обеспечивающей развитие личности с ценностной направленностью на стабильность и безопасность общества и государства, является патриотический опыт личности.

Патриотический опыт личности – это знания, чувства, отношение и позиция, выведенные из пережитого. Чем больше переживаний присуще человеку, тем богаче его опыт.

Социокультурным аспектом источников патриотического опыта казачества являются предметы быта, хозяйственная утварь, предметы производственной деятельности, архитектуры и искусства, реликвии, раритеты и регалии. Для исторической памяти самих казаков характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни.

Все виды патриотического опыта в различном соотношении (в зависимости от выбора его носителя) содержат некоторые постоянные, неизбежные моменты патриотической деятельности, а именно: чувственный опыт, включающий в себя непосредственные чувственно-визуальные впечатления, переживания субъекта, полученные им при созерцании социально-событийной конкретики; практический опыт, то есть опыт конкретной прямой деятельности по преобразованию элементов социального целого, выражающийся, в конечном итоге, в формировании определенных навыков, реальных способностей к более или менее результативным акциям в указанных выше сферах социальной практики; опыт в виде накопленных знаний о закономерностях, устойчивых тенденциях общественного развития и социально-преобразующей деятельности.

Классификация функций патриотического опыта казачества должна выстраиваться с учетом следующих обстоятельств:

а) знание об истории и культуре казачества выполняет функцию социальной памяти;

б) роль патриотического опыта тесно связана с условиями и спецификой жизнедеятельности казачества;

в) патриотический опыт интегративен, он отличается разнообразием сфер включенности в жизнедеятельность и является фактором воспитания личной ответственности за порученное дело.

Механизм повседневной интерпретации патриотического опыта связывается, прежде всего, с механизмами идентификации, переживания и перевоплощения, в моменте отождествления человека с традицией как ведущей формой наследования патриотического опыта. Возможность наследования опыта укоренена в самой структуре традиционного отношения к Отечеству, в которой субъекты взаимодействуют по поводу смыслов и ценностей защиты Родины, так или иначе занимая по его поводу определенные позиции. Этими позициями субъектов патриотического опыта и определяется степень его творческой трансформации от адекватного копирования
до продолжения традиции на новой стадии исторического процесса.

4. Психолого-педагогические основы формирования

идентичности обучающихся с казачеством как социальной системой

Основным идентификационным ресурсом казачества является ценностно-нормативный пласт культуры, которая выступает системообразующей основой социокультурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и сообщества.

Формирование идентичности предполагает актуализацию традиционных ценностей культуры казачества, обеспечивающих культурную преемственность, сохраняющих культуру как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного «генофонда».

Основанием социокультурной идентичности казачества является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в духовной культуре, имеющей традиционную направленность и фиксирующих наиболее сущностные мировоззренческие доминанты южно-русской культуры. Актуализацию в сегодняшнем самосознании молодежи этой группы текстов следует рассматривать в качестве ресурса социокультурной идентичности.

Система приоритетов образовательного пространства в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, в рамках которой создаются условия для востребованности идентификационного потенциала традиций казачества:

а) создание в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области зон духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты;

б) расширение социальной базы культурной жизни путем стимулирования и поддержки социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создания условий для общественной востребованности самодеятельной активности обучающихся;

в) развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества;

г) всесторонняя поддержка социального партнерства социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;

д) выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности культуры казачества.

Педагогические условия духовно-нравственного и патриотического воспитания в целях социокультурной идентификации обучающихся заключаются в:

выборе патриотической идеи системообразующим элементом в модели содержания образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;

оптимальном соотношении федерального общеобразовательного стандарта с общеобразовательными и профессионально ориентирующими предметами, их духовно-нравственной и военно-патриотической направленности и отражении их в учебном плане образовательного учреждения;

непрерывности и преемственности реализации функций духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в общем и профессиональном образовании;

сочетании различных видов образовательной и досуговой деятельности, основанной на интеграции основного и дополнительного образования с учетом интересов и различных особенностей обучающихся;

создании образовательно-воспитательной среды в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, предусматривающей участие самого ученика в формировании личностно значимого содержания образования;

определении воспитательного потенциала образовательных предметов с целью формирования у обучающихся духовности, нравственности и патриотизма;

использовании возможностей окружающего социума при организации совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Педагогические условия реализации идентификационного потенциала культурных традиций казачества возможны через:

1) расширение и углубление исторического самосознания, актуализация в нем онтологических фактов и культурных символов казачества в истории России, включение в актуальное поле самосознания образов духовных лидеров казачества в отечественной истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы культуры казачества (идентификация с прошлым);

2) создание в пространстве субъекта кадетского (казачьего) образования в Ростовской области референтной для казачьего сообщества модели, адекватной ценностно-нормативному и ментальному ядру, которая в субъективном плане сыграет роль эталона саморазвития и самоосуществления (идентичность в пространстве настоящего);

3) оптимизация условий формирования идентичности путем востребованности социокультурных традиций казачества предполагает:

а) объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы – музеев, библиотек, культурно-досуговых и фольклорных коллективов, школ народного казачьего творчества и традиционных ремесел;

б) реализацию возможностей институтов дополнительного образования детей (содержание деятельности которых выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности) и учреждений досуговой деятельности;

в) выработку новых культурных практик, соответствующих современным особенностям функционирования социально-культурных институтов образования и культурно-досуговой сферы;

4) утверждение в историческом контексте национальной казачьей идеи как формы социально-культурного самопознания, общественной консолидации и мировоззренческого основания идентичности на макроуровне с казачьими сообществами в России и за рубежом (идентификация с будущим).

Казачий фольклор как феномен культуры и ресурс социокультурной идентичности, который включает в себя социально-идентификационные ресурсы фольклорной среды, определяется:

а) психологической комфортной атмосферой совместной жизнедеятельности человека в группе;

б) взаимодополнением различных видов деятельности – познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой, в совокупности обеспечивающих социокультурную идентичность и более успешную социальную интеграцию личности;

в) культуроцентричностью и психоцентричностью совместной деятельности, которая, с одной стороны, реализует потенциал культуры, с другой, становится решающим условием социально-культурной интеграции и пространством индивидуальной самореализации.

5. Оценка эффективности

духовно-нравственного и патриотического

воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования

Для адекватной оценки эффективности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо фиксировать результативность этого процесса на трех уровнях: на индивидуальном уровне, где критерием может служить осознанная социокультурная идентичность личности, отождествление со значимым образом и психологическое переживание ценностей культуры казачества как своих; на социально-психологическом уровне – в качестве показателей следует рассматривать общий уровень коммуникативной культуры, способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и моральные нормы; на социальном – такими критериями могут служить гражданственность личности, ее патриотизм, проявляющийся в отношении к малой родине, истории казачества, резонансность суждений коллективного субъекта по важнейшим экзистенциальным вопросам бытия (отношение к жизни и смерти, счастью и несчастью, радости и страданию, добру и злу, к настоящему, прошлому и будущему и т.д.).

Заключение

Главная цель инновационной, как научно-теоретической, так и практической, деятельности ученых, педагогов-практиков по концептуализации и проектно-технологическому обеспечению духовно-нравственного и патриотического воспитания – разработать пути и средства трансляции ценностей и смыслов, выработанных историей и культурой России в сферу развития личности третьего тысячелетия.

В решении целей и задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного духовно-нравственного развития и патриотического воспитания человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной личности поколения России начала XXI века.

B современных условиях важнейшей задачей обеспечения инновационных процессов духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области становится разработка основ системного обеспечения единства обучения и воспитания, творческой направленности мышления у детей и молодежи и стремления к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества. Это значит, что методология, заложенная в настоящей Концепции, должна стать ориентиром разработки проектов, программ, моделей для того чтобы обеспечить образовательно-воспитательному и социокультурномy процессу в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области возможность формирования не просто совокупности представлений, свойственных культурному человеку, а установку на саморазвитие, творческую самореализацию и саморазвитие личности как основу, инструментами реализации которой и выступают духовность, нравственность и патриотизм человека XXI века.

Тем самым духовно-нравственное и патриотическое воспитание станет в большей мере соответствовать особенностям современного существования и социализации молодежи, но не в качестве автономного процесса, а как проявление социально-культурной и ценностной установки инновационного общества на развитие. Только в этом случае духовно-нравственное и патриотическое воспитание будет выступать как особая технология моделирования будущего государства и общества через развитие личности человека культуры, гражданина, патриота России третьего тысячелетия.

Заместитель начальника общего отдела Правительства Ростовской области                   О.В. Исаенко

 

_________

Размещен:Размещено:
04.01.2015 17:50:46|
Изменено:
20.09.2015 17:00:34|
Количество просмотров:
1648

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации