Переслать Распечатать

Правительство Ростовской области

Постановление от 31 июля 2013 № 472 

«О Комплексе первоочередных мер на 2013 – 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области»

Скачать документ
Официальная публикация

«Собрание правовых актов Ростовской области»
№ 7, июль 2013 года

350 Кб

47 Кб

402 Кб

 

В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, создания условий для стабилизации демографической ситуации на территории Ростовской области, закрепления и дальнейшего развития положительных тенденций в демографическом развитии Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Комплекс первоочередных мер на 2013 – 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области согласно приложению (далее – Комплекс мер).

2. Министерству труда и социального развития Ростовской области (Елисеева Е.В.) осуществлять координацию реализации Комплекса мер.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.

Губернатор Ростовской области                                        В.Ю. Голубев

Постановление вносит министерство труда и социального развития Ростовской области

Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 472

КОМПЛЕКС
первоочередных мер на 2013 – 2015 годы по решению задач
демографической политики и народосбережения в Ростовской области

Демографическая политика Ростовской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.

Комплекс первоочередных мер на 2013 – 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области (далее – Комплекс мер) разработан в соответствии с:

Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»,

федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, в том числе:

Концепцией демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.12.2009 № 672 «Об утверждении Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года»;

Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

1. Демографическая ситуация в Ростовской области

В демографической сфере Ростовской области происходят процессы, характерные для большинства регионов России. Основная проблема демографического развития таких территорий – естественная убыль населения. Она обусловлена высокой смертностью населения, ухудшением здоровья жителей и недостаточным уровнем рождаемости, который не восполняет людские потери от смертей.

Ретроспективный анализ основных демографических тенденций показывает, что в Ростовской области даже в послевоенные годы отмечался естественный прирост населения: рождаемость практически в 2 раза превышала смертность. Так, в 1950 году родилось 56 827 детей, умерло 21 380 человек. На протяжении последующих 30 лет число рождений постепенно увеличивалось и в 1983 году составило более 70 тыс. рождений, или 16,8 промилле.

Начиная с конца восьмидесятых годов, снижение уровня рождаемости в Ростовской области происходило высокими темпами: с 1988 года отмечалось ежегодное сокращение числа рождений почти на 5 тыс. человек. Это в дальнейшем привело к коренному изменению демографических процессов: прогрессивная возрастно-половая структура населения сменилась на регрессивную, когда число лиц старших возрастов стало преобладать над количеством детей и подростков. В результате сформировались отрицательные тенденции по снижению не только численности населения, но и количества семей в будущем.

Это связано с рядом факторов, характерных и для России в целом, в их числе:

отток сельского населения в города, который привел к распространению малодетности;

социально-экономический кризис, пережитый страной. На его фоне произошло снижение уровня жизни большей части населения и, как следствие, откладывание рождений детей приобрело массовый характер;

замедление темпов формирования семьи посредством откладывания браков или отказ от брака и пересмотр установок потребности в детях в сторону понижения.

Данная ситуация с учетом роста смертности населения привела к естественной убыли населения.

Негативную роль играет и то обстоятельство, что в течение ряда лет в Ростовской области нарастающими темпами уменьшается общая численность женщин репродуктивного возраста. Если за 2008 год их количество уменьшилось на 12,8 тыс. человек, то за 2011 год – уже на 22,0 тыс. человек.

Это обусловлено тем, что из детородного возраста выбывает многочисленная когорта женщин, рожденных в шестидесятых годах, и вступает малочисленное поколение девяностых годов.

Неблагоприятное влияние на демографическое развитие Ростовской области также оказывает численное преимущество женщин над мужчинами (по состоянию на 1 января 2012 г. – почти в 1,2 раза). Одной из причин данной ситуации является высокая смертность мужчин, в том числе в трудоспособном возрасте.

За 2011 год в трудоспособном возрасте умерло 11 380 мужчин, что составляет 79,3 процента от общего числа умерших мужчин данной возрастной категории. За I полугодие 2012 г. – 5 032 мужчины (79,2 процента).

Анализ возрастно-полового состава населения Ростовской области показывает, что с 2005 года снижается общее количество жителей в трудоспособном возрасте. К 2012 году сокращение составило 30,6 тыс. человек.

При этом, по имеющимся данным Ростовстата, за 2011 год численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 13,8 тыс. человек и составила 1 045,4 тыс. человек (или 24,5 процента от общей численности населения). По состоянию на 1 января 2012 г. число лиц данной возрастной категории на 396,1 тыс. человек превышает количество детей и подростков.

Наряду с этим, в результате проведения активной демографической политики и принимаемых мер по улучшению ситуации, наблюдаются положительные тенденции.

К началу 2013 г. численность населения, постоянно проживающего на территории Ростовской области, составляет 4 254,6 тыс. человек (по оценке Росстата). За 2012 год число жителей уменьшилось всего на 0,1 процента или на 6,0 тыс. человек, тогда как за 2011 год – на 14,6 тыс. человек.

Данная ситуация обусловлена ростом рождаемости на 7,3 процента – впервые за последние годы. Причем, число родившихся увеличилось в большинстве территорий области: почти во всех городских округах (за исключением городов Донецк и Новошахтинск) и 34 муниципальных районах.

За 2012 год в Ростовской области родилось 49 935 человек, что на 3 416 детей больше, чем в предыдущем году.

Число умерших снизилось в 37 муниципальных образованиях, за счет чего их количество в целом по области сократилось на 2,0 процента по сравнению с 2011 годом и составило 59 598 человек.

На протяжении многих лет в Ростовской области, как и в целом по России, основными причинами смерти населения остаются болезни системы кровообращения (за 2012 год – 62,4 процента от общего числа умерших), новообразования (14,3 процента), а также несчастные случаи, отравления и травмы (6,6 процента). Однако за 2012 год отмечается снижение данных показателей (на 2,5 процента, 3,9 процента и 4,1 процента, соответственно).

В результате роста рождаемости и сокращения смертности населения естественная убыль уменьшилась на 32,5 процента (2012 год – 9,7 тыс. человек, 2011 год – 14,3 тыс. человек). Увеличилось количество городов и районов с естественным приростом населения: на начало 2012 г. их было 7, на начало 2013 года – уже 11 (города – Батайск, Волгодонск, районы – Аксайский, Багаевский, Веселовский, Волгодонской, Заветинский, Зимовниковский, Мартыновский, Мясниковский и Ремонтненский).

Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. За 2012 год миграционный прирост составил 3 633 человека.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ростовской области за 2012 год составил 71,0 года, что больше, чем в целом по России на 1,3 года (69,7 года).

Вместе с тем в демографической сфере Ростовской области существуют следующие проблемы.

Численность населения продолжает убывать за счет сохранения естественной убыли, которая сформировалась под влиянием демографического кризиса. В начале девяностых годов в Ростовской области резко сократилась рождаемость и нарушились процессы воспроизводства населения. Как следствие – из года в год увеличивается численность граждан старше трудоспособного возраста и их доля в общей численности населения. В результате процессы старения населения происходят нарастающими темпами.

Коэффициенты основных демографических показателей на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню.

Так, по итогам 2012 года в Ростовской области:

уровень рождаемости существенно ниже (по области – 11,7 промилле, по России – 13,3);

уровень смертности выше (по области – 14,0 промилле, по России – 13,3);

коэффициент естественной убыли населения выше (по области – 2,3 промилле, по России – 0,02).

Наблюдается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения. Из года в год увеличивается число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке.

Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей в семьях. Растут число и доля однодетных и бездетных семей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка, их 68,3 процента от общего количества семей с детьми. Условия жизни значительной части семей не позволяют, по их мнению, иметь больше одного, тем более, двух детей. Более того, все большее количество семей вообще отказывается от рождения ребенка.

Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке.

Гендерная асимметрия в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1 000 мужчин в области к началу 2012 года приходилось 1158 женщин, в том числе в городской местности – 1185, а в сельской – 1103.

В структуре общей численности населения Ростовской области женщины составляют 53,7 процента, а мужчины – 46,3 процента.

Это оказывает значительное неблагоприятное влияние на процесс формирования брачных пар и, как итог, – на процесс воспроизводства населения.

Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности населения. Несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация Ростовской области требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению. Перечень первоочередных мер на 2013 – 2015 годы приведен в приложении.

2. Цель, задачи и основные направления реализации Комплекса мер

Основной стратегической целью Комплекса мер является стабилизация численности населения Ростовской области и формирование объективных предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на народосбережение и рост численности населения в перспективе.

Среди приоритетных задач следует выделить:

повышение рождаемости и укрепление института семьи;

снижение смертности и рост продолжительности жизни.

Цель и задачи Комплекса мер определяют межведомственный подход при их решении. Интегрирование демографической политики со всем блоком социальных и экономических программ призвано обеспечить в конечном счете развитие Ростовской области, создание наиболее благоприятных условий жизни семей и населения в целом.

Достижение цели демографической политики предполагает необходимость развития экономики области в целом, повышения уровня жизни населения (повышение реальных доходов населения, сокращение масштабов бедности и социально-экономического неравенства, создание условий для формирования среднего класса, улучшение здоровья населения, увеличение трудоспособного периода жизни), развития рынка жилья и рынка труда, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), улучшения состояния окружающей среды, обеспечения духовно-нравственного воспитания населения, укрепления семейных ценностей.

Сложившаяся ситуация требует концентрации усилий всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории Ростовской области.

Для решения задачи увеличения рождаемости требуется обеспечить:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, расширение рынка образовательных услуг для детей и увеличение размеров строительства доступного жилья для семей с детьми;

улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организацию бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;

создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, воспитывающих детей, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рождении ребенка или создании семьи, оказание им социально-психологической поддержки;

сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья населения за счет внедрения новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний, расширения медико-генетического консультирования супружеских пар, совершенствования системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям, создания системы психологической поддержки беременных женщин;

удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций;

создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь, для молодых семей с детьми;

реализацию мер по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;

реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, по стимулированию и поддержке семейного, молодежного предпринимательства и различных форм самозанятости;

создание системы семейных социально-психологических консультаций молодым семьям и лицам, вступающим в брак, а также отцам для повышения их воспитательной роли в отношении своих детей.

Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется обеспечить:

развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, повышении статуса мужчины в роли отца, стимулировании участия и повышении ответственности отцов в воспитании детей, оставшихся после развода проживать с матерью;

профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение качества консультирования и других услуг в области планирования семьи, развитие и создание программ по формированию осознанного материнства посредством образовательно-оздоровительных технологий;

популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на двух-, трехдетную семью;

формирование семейно ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации;

оказание психолого-профилактической, консультативной и психотерапевтической помощи семьям мигрантов, детям и подросткам из семей мигрантов (в том числе по освоению русского языка);

внедрение новых форм социального обслуживания семей с детьми на базе действующих учреждений социального обслуживания семьи и детей;

развитие института приемных семей, обеспечивающих достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формирующих у них семейный образ жизни;

развитие доступных форм семейного устройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, усиление работы специалистов по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей;

развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;

использование средств массовой информации, социальной рекламы по пропаганде семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье, престижа семьи с несколькими детьми.

Для решения задачи снижения смертности населения требуется обеспечить сокращение числа летальных исходов:

от болезней системы кровообращения – за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий;

от травм в дорожно-транспортных происшествиях – за счет улучшения работы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения,

а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;

от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – за счет улучшения охраны труда, внедрения механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда;

от самоубийств – за счет повышения эффективности профилактической работы с группами риска;

от онкологических заболеваний – за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;

от других наиболее распространенных причин смерти – за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов;

за счет предотвращения преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев, катастроф, сокращения смертности от аварий на транспорте всех видов.

Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;

расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);

проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;

создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, системы школьного питания, медико-санитарных условий;

своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;

организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;

создание материальной базы для развития молодежного туризма.

Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется обеспечить:

улучшение экологических условий, в том числе за счет организации удаления, обезвреживания и размещения отходов, благоустройства и озеленения населенных пунктов, увеличения мощности очистных сооружений и повышения качества их работы, оснащения производства современным оборудованием и системами очистки производственных отходов;

создание условий для эффективной реализации национальных проектов на территории региона;

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;

разработку и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, адаптированных к определенным группам населения с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни;

разработку и реализацию программ укрепления здоровья средствами физической культуры с использованием научно-практических исследований, повышение качества и эффективности учебно-тренировочной работы в спортивных школах и образовательных учреждениях всех типов;

строительство и реконструкцию спортивных и оздоровительных учреждений массового посещения (бассейны, стадионы), повышение их доступности за счет регулирования цен для групп населения с низкими доходами, предоставления льготных и бесплатных услуг, в первую очередь, молодежи, детям и подросткам;

создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;

безбарьерную среду обитания для лиц с ограниченными возможностями (условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни – объектах социального и производственного назначения, средствах транспорта, связи и информатизации), а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм;

доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений;

содействие здоровому питанию путем контроля за радиоактивным, химическим и биологическим загрязнением пищи, борьбу с фальсифицированными продуктами питания, развитие торговли здоровыми продуктами питания и экономическую доступность к качественным продуктам питания для социально уязвимых групп населения;

совершенствование работы по предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем, и других заболеваний, представляющих социальную опасность;

развитие системы мероприятий по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями;

развитие института врачей общей практики, организацию работы выездных поликлинических бригад, особенно в сельской местности;

осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической, социальной помощи населению, в том числе с целью снятия стрессов;

реальную возможность выбора гражданам врача высокой квалификации;

совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста, разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров;

повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения.

Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется обеспечить:

совершенствование порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых Ростовской области по возрастным и профессионально-квалификационным критериям;

нормализацию миграционного притока и привлечение мигрантов, при одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от нелегальной миграции, путем пресечения незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства;

совершенствование системы учета сведений о потребностях рынка труда в иностранной рабочей силе, создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации;

разработку мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности Ростовской области;

формирование рациональной структуры расселения мигрантов на территории области, создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения;

введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов;

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ростовскую область, а также стимулирование возвращения эмигрантов, ранее выехавших за границу (в первую очередь, квалифицированной рабочей силы из стран СНГ), в том числе выпускников российских вузов, исходя из потребностей экономики Ростовской области в трудовых ресурсах;

стимулирование миграции в область лиц в репродуктивном возрасте, привлечение молодежи, проживающей за рубежом (прежде всего, из стран СНГ), для обучения и прохождения стажировок в области с предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

создание системы информирования о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями на территории Ростовской области, прежде всего, жителей регионов, исторически, культурно, экономически связанных с Ростовской областью;

создание условий для интеграции иммигрантов в общество, развитие системы социальной работы с различными категориями мигрантов для повышения их адаптации, разрешения конфликтных ситуаций.

3. Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер

Реализация Комплекса мер будет осуществляться в соответствии Планом мероприятий по реализации Концепций демографической политики Российской Федерации и Ростовской области на период до 2025 года, направленным на преодоление проблем демографической сферы, а также с планами и комплексами мер, реализуемыми в Ростовской области в целях выполнения правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Ростовской области.

В период 2013 – 2015 годов будут реализованы меры, направленные на: снижение смертности населения, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии; сокращение уровня аварийности на дорогах и травматизма при дорожно-транспортных происшествиях; повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; расширение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Будет продолжена работа по развитию системы мер стимулирования рождаемости, которая будет способствовать переходу от доминирующей модели однодетной семьи к традициям многодетности.

В результате реализации мероприятий к 2016 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения и стабилизировать численность населения.

В таблице № 1 представлены индикаторы эффективности выполнения Комплекса мер в 2013 – 2015 годах.

Таблица № 1

ИНДИКАТОРЫ
эффективности выполнения Комплекса мер 


п/п

Наименование

Единица
измерения

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

1.

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

4 251,4

4 245,8

4 240,0

2.

Коэффициент естественного прироста

человек на
1000 населения

– 2,1

– 1,9

– 1,9

3.

Общий коэффициент рождаемости

человек на
1000 населения

11,8

11,9

11,9

4.

Смертность населения:

       
 

общая смертность

человек на
1000 населения

14,1

14,0

13,8

 

младенческая

человек на
1000 новорожденных

8,8

8,1

8,0

 

материнская

число умерших женщин на
100 тыс. детей, родившихся живыми

15,7

15,5

15,3

 

смертность от онкологических заболеваний

случаев на
100 тыс. населения

198,2

197,2

197,0

 

смертность от болезней кровообращения

случаев на
100 тыс. населения

777,0

762,1

753,4

5.

Ожидаемая продолжитель-ность жизни при рождении

число лет

71,6

71,8

72,3

6.

Удельный вес детей, рожденных вторыми и последующими

в процентах
от общего числа родившихся детей

50

53

55

7.

Суммарный коэффициент рождаемости

сумма возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных для возрастных групп женщин в интервале от 15 до 49 лет

1,440

1,465

1,493

 

4. Механизмы реализации Комплекса мер

Координатором реализации Комплекса мер является министерство труда и социального развития Ростовской области.

На областном уровне механизм реализации Комплекса мер предполагает:

объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений в целях организации работы по улучшению демографической ситуации на уровне области и территорий;

разработку государственных программ Ростовской области, мероприятия которых содействуют улучшению основных демографических показателей;

заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения через сохранение и создание рабочих мест, улучшение условий и охраны труда;

организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики и здорового образа жизни через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и так далее);

проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения Ростовской области.

Органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реализацию Комплекса мер с учетом проблем и особенностей демографического развития территорий, таких как рождаемость, смертность, в том числе младенческая, возрастно-половая структура, миграционная подвижность населения, через планы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, районные (городские) целевые программы, соглашения с профсоюзами и работодателями, активизацию работы по формированию здорового образа жизни учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д.

В организациях реализация Комплекса мер предполагает использование механизма социального партнерства через заключение соглашений и коллективных договоров, предусматривающих:

улучшение условий и охраны труда работников;

создание благоприятных режимов труда для работающих женщин, имеющих малолетних детей;

материальную поддержку семей работников.

Важнейшим элементом механизма реализации Комплекса мер является воспитание потребности населения в сохранении своего здоровья и заботы о здоровье будущих поколений путем пропаганды здорового образа жизни и ориентации молодежи на двух-, трехдетную семью.

Для информационного обеспечения хода реализации Комплекса мер планируется продолжить мониторинговые исследования изменения основных демографических показателей, общей численности населения и отдельных демографических групп, уровня жизни и так далее.

Механизм реализации Комплекса мер предусматривает соблюдение федеральных, региональных и отраслевых приоритетов.

Финансирование проводимых мер будет осуществляться за счет средств бюджетов различных уровней посредством государственных программ Ростовской области, координаторами которых являются органы исполнительной власти Ростовской области.

В настоящее время общий объем финансовых затрат из бюджетов всех уровней на реализацию областных целевых программ, содействующих улучшению демографической ситуации, предусмотрен в сумме 83 890,4 млн. рублей (таблица № 2).

Таблица № 2

Общий объем
финансовых затрат из бюджетов всех уровней
на реализацию областных целевых программ 


п/п

Наименование программы

Координатор
программы

Объем финансовых средств на 2013 год
(тыс. рублей)

1

2

3

4

1.

«Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010 – 2014 годы»

министерство здравоохранения Ростовской области

21 069 468,1

2.

«Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы»

министерство общего и профессиональ-ного образования Ростовской области

28 544 377,6

3.

«Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 – 2014 годы»

управление государственной службы занятости населения Ростовской области

1 344 011,5

4.

Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области

6 204 473,2

5.

«Молодежь Ростовской области
(2013 – 2015 годы)»

комитет по молодежной политике Ростовской области

94 233,0

6.

«Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 – 2014 годы»

министерство труда и социального развития Ростовской области

21 885 389,1

7.

«Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011 – 2014 годы»

министерство труда и социального развития Ростовской области

148 865,9

8.

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 –
2014 годы»

Правительство Ростовской области

3 950,0

9.

«Доступная среда на 2011 – 2014 годы»

министерство труда и социального развития Ростовской области

55 209,3

10.

«Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 –
2014 годы»

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области

2 914 511,5

11.

«Культура Дона (2010 – 2014 годы)»

министерство культуры Ростовской области

1 625 860,9

 

Итого

 

83 890 350,1

Бюджетные ассигнования на реализацию указанных программ ежегодно составляют более 75 процентов от бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию всех программ Ростовской области.

Заместитель начальника общего отдела Правительства Ростовской области                                       О.В. Исаенко

 

Приложение к Комплексу первоочередных мер на 2013 – 2015 годы
по решению задач демографической политики и народосбережения
в Ростовской области

ПЕРЕЧЕНЬ
первоочередных мер на 2013 – 2015 годы 


п.п.

Наименование мероприятия

Срок исполнения
(годы)

Ответственные
исполнители

1

2

3

4

I. Мероприятия по сокращению уровня смертности населения,
прежде всего, граждан трудоспособного возраста

1.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

2013 – 2015

минздрав РО

2.

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

2013 – 2015

минздрав РО

3.

Реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области, в части развития дорожной инфраструктуры (строительство автодорог, тротуаров, линий искусственного освещения автомобильных дорог и установка ограждений на опасных участках дорог). Обеспечение контроля за приведением пешеходных переходов в соответствие с требованиями ГОСТа

2013 – 2015

минтранс РО

4.

Обеспечение контроля за соблюдением правил дорожного движения его участниками, в том числе в части недопущения управления транспортными средствами в состоянии опьянения
Обеспечение контроля за приведением пешеходных переходов в соответствие с требованиями ГОСТа

2013 – 2015

ГУ МВД России по РО

5.

Проведение информационно-пропагандистской кампании по профилактике безопасности дорожного движения, в том числе нанесение наружной рекламы пропагандистского характера на общественный транспорт

2013 – 2015

ГУ МВД России по РО

6.

Проведение мероприятий среди обучающихся общеобразовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2013 – 2015

минобразование Ростовской области,
ГУ МВД России по РО

7.

Реализация мероприятий по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи жителям Ростовской области

2013 – 2015

минздрав РО

8.

Реализация мероприятий по совершенствованию профилактики, организации противотуберкулезной помощи населению, включая обеспечение противотуберкулезными лекарственными препаратами (в рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье»)

2013 – 2015

минздрав РО

9.

Завершение мероприятий по обеспечению медицинским оборудованием лечебных учреждений в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011–2013 годы»

2013

минздрав РО

10.

Реализация мероприятий, направленных на профилактику, выявление, лечение и совершенствование мер противодействия распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С среди населения Ростовской области

2013 – 2015

минздрав РО,
Управление
Роспотребнадзора по РО

11.

Проведение в образовательных учреждениях Всероссийской акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

12.

Реализация плана мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений. Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов по вопросу профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

13.

Реализация Мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области на 2011 – 2015 годы, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 08.08.2011 № 503

2013 – 2015

минтруд области,
Управление Роспотреб-надзора по РО,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»

14.

Оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

2013 – 2015

минтруд области

15.

Организация содействия аккредитованным организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, в проведении на территории Ростовской области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, и проверки знания ими требований охраны труда

2013 – 2015

минтруд области

16.

Реализация мероприятий по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению

2013 – 2015

минздрав РО

17.

Реализация мероприятий по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений области медицинскими кадрами

2013 – 2015

минздрав РО

18.

Проведение мониторингов:
острых отравлений химической этиологии, в том числе алкоголесодержащей продукцией, лекарственными веществами и др.;
социальных болезней с впервые установленным диагнозом (синдром зависимости от алкоголя и наркотических средств)

2013 – 2015

Управление Роспотреб-надзора по РО,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»,
минздрав РО

19.

Реализация комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

2013 – 2015

минздрав РО, минобразование Ростовской области,
комитет по молодежной политике, минкультуры области

II. Мероприятия по сокращению уровня материнской и младенческой смертности,
креплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков

20.

Оснащение оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных учреждений родовспоможения, детских поликлиник, приобретение медикаментов в рамках финансового обеспечения расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовый период, а также диспансерному наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет

2013 – 2015

минздрав РО

21.

Реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела

2013 – 2015

минздрав РО

22.

Обеспечение мероприятий по проведению неонатального скрининга на наследственные и врожденные заболевания и организация аудиологического скрининга детей первого года жизни

2013 – 2015

минздрав РО

23.

Внедрение комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, включая оснащение оборудованием медико-генетических консультаций, перинатальных центров, других учреждений родовспоможения и детства, подготовку специалистов

2013 – 2015

минздрав РО

24.

Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование неонатальной хирургии

2013 – 2015

минздрав РО

25.

Реализация мероприятий по проведению углубленной диспансеризации четырнадцатилетних подростков с целью охраны репродуктивного здоровья с последующим выполнением программ лечения и реабилитации

2013 – 2015

минздрав РО

26.

Реализация мероприятий на базе центров здоровья для детей по формированию среди детей и подростков здорового образа жизни

2013 – 2015

минздрав РО

27.

Реализация мероприятий по профилактике и снижению числа абортов

2013 – 2015

минздрав РО

28.

Реализация мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий

2013 – 2015

минздрав РО

29.

Организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней детей и подростков в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок

2013 – 2015

минздрав РО,
Управление Роспотребнадзора по РО

30.

Проведение мониторингов:
врожденных пороков развития новорожденных;
состояний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов;
состояния окружающей среды (атмосферный воздух, питьевая вода, шумовая нагрузка) и условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях

2013 – 2015

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»,
Управление Роспотреб-надзора по РО,
минздрав РО

31.

Проведение углубленного анализа заболеваемости и инвалидности детей в разрезе муниципальных образований области

2013 – 2015

минздрав РО

32.

Проведение мониторинга условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях

2013 – 2015

Управление Роспотребнадзора по РО

33.

Реализация пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

34.

Организация проведения межведомственных акций, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, профилактику социального неблагополучия, употребления психоактивных веществ

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

35.

Проведение комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение подростковой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

2013 – 2015

ГУ МВД России по РО,
Управление на транспорте МВД России
по СКФО

Ш. Мероприятия по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня
социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни

36.

Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения Ростовской области на базе центров здоровья, центров профилактики, кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка,
организации наркологической помощи населению, проведению социальной коммуникационной кампании, включая информирование населения о вреде, причиняемом алкоголем и курением здоровью, семейному благополучию и духовной целостности человека, и мерах антиалкогольной и антиникотиновой политики

2013 – 2015

минздрав РО

37.

Реализация мер по выполнению Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 –2015 годы, в том числе проведение мероприятий по проверке организаций, участвующих в обороте табака и табачной продукции

2013 – 2015

Управление Роспотребнадзора по РО,
ГУ МВД России по РО

38.

Проведение работы по гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни

2013 – 2015

Управление Роспотреб-надзора по РО,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»

39.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, в сфере здравоохранения и социального развития

2013 – 2015

минздрав РО,комитет по молодежной политике, минобразование Ростовской области,
Управление Роспотребнадзора по РО

40.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе проведение мероприятий по проверке организаций, осуществляющих оборот алкогольной продукции

2013 – 2015

департамент потребительского рынка Ростовской области,
ГУ МВД России по РО,
Управление Роспотребнадзора по РО

41.

Разработка и реализация комплекса мер по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Ростовской области

2013 – 2015

департамент потребительского рынка Ростовской области

42.

Проведение оперативно-профилактических мероприятий по пресечению правонарушений в сфере обращения лекарственных средств и продукции медицинского назначения

2013 – 2015

ГУ МВД России по РО

43.

Проведение ежегодной социальной акции «Мы – против алкоголя!»

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

44.

Ведение областного банка данных о несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков; оценка эффективности комплексного сопровождения обучающихся данной категории

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

45.

Реализация в образовательных учреждениях Концепции формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области, в том числе проведение информационно-пропагандистских мероприятий для обучающихся образовательных учреждений с участием известных спортсменов, предпринимателей, деятелей культуры, тематических выставок, конкурсов рисунков, школьных газет, детских презентаций, творческих работ юных журналистов, агитбригад «Не бывать в школе табаку, алкоголю и наркотикам», «Мы выбираем здоровый образ жизни»

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

46.

Реализация дополнительных образовательных программ профилактической направленности

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

47.

Анкетирование и тестирование обучающихся на предмет употребления наркотических средств

2013 – 2015

минобразования РО

48.

Реализация мероприятий, направленных на профилактику, выявление и лечение социально значимых заболеваний (инфекции, передаваемые половым путем, сахарный диабет, психические расстройства, онкология,
туберкулез, вакцинопрофилактика, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекции)

2013 – 2015

минздрав РО

49.

Реализация мероприятий по совершенствованию обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи сельскому населению, включая модернизацию лечебно-профилактических учреждений путем материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений, модернизацию службы скорой помощи и неотложной медицинской помощи, реорганизацию приемных отделений стационаров, подготовку кадров в соответствии с новыми профессиональными и
образовательными стандартами для врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи, а также реализация мероприятий по обеспечению доступности наиболее востребованных лекарственных средств в поселениях, где отсутствуют аптечные организации

2013 – 2015

минздрав РО

50.

Организация отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

2013 – 2015

минтруд области

51.

Организация проведения мероприятий, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, в том числе:
проведение Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»;
проведение Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»

2013 – 2015

минобразования Ростовской области

52.

Участие воспитанников детских домов и школ-интернатов во всероссийских спартакиадах

2013 – 2015

минобразование Ростовской области,
минспорта
Ростовской области

53.

Проведение спартакиады молодежи – жителей Ростовской области

2013 – 2015

минспорта
Ростовской области

54.

Координация работы, проводимой в муниципальных образованиях области по увеличению охвата населения Ростовской области занятиями физкультурой и спортом

2013 – 2015

минспорта
Ростовской области

55.

Развитие сети спортивных сооружений в Ростовской области

2013 – 2015

минспорта
Ростовской области

56.

Проведение областного фестиваля-конкурса детско-юношеского творчества «Южный ветер»

2013 – 2015

минкультуры области

IV. Мероприятия, направленные на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов

57.

Проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах

2013 – 2015

минтруд области

58.

Организация выплаты ежемесячного денежного вознаграждения и доплат к нему лицам, изъявившим желание организовать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов

2013 – 2015

минтруд области

59.

Приобретение автомобильного транспорта для мобильных бригад (отделений социального обслуживания на дому) муниципальных учреждений социального обслуживания для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям

2013 – 2014

минтруд области

60.

Осуществление разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов (программы профессиональной реабилитации)

2013 – 2015

ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области»

61.

Разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых актов, методических подходов к формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения

2013 – 2014

минтруд области

62.

Паспортизация и классификация с последующим составлением описи действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг

2013 – 2014

минтруд области

63.

Выполнение мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе формирование безбарьерной среды для детей инвалидов

2013 – 2015

минтруд Ростовской области,
минспорта РО,
минкультуры области,
минобразование Ростовской области
минздрав РО

64.

Создание в муниципальных образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение и воспитание инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

V. Мероприятия по повышению уровня рождаемости и созданию
условий к рождению в семьях третьих и последующих детей

65.

Выдача сертификатов, подтверждающих право на получение регионального материнского капитала в соответствии с Областным законом от 18.11.2011 № 727-ЗС «О региональном материнском капитале»

2013 – 2015

минтруд области

66.

Назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты (6535 рублей) при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет в соответствии с Областным законом от 22.06.2012 № 882–ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области»

2013 – 2015

минтруд области

67.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 176-ЗС «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» ежемесячного пособия на ребенка малоимущим семьям (размер ежемесячного пособия на ребенка ежегодно индексируется исходя из определенного Областным законом об областном бюджете уровня инфляции)

2013 – 2015

минтруд области

68.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» ежемесячных денежных выплат на детей первого-второго года жизни из малоимущих семей для приобретения специальных молочных продуктов детского питания (размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного Областным законом об областном бюджете уровня инфляции)

2013 – 2015

минтруд области

69.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» ежемесячных денежных выплат на полноценное питание при наличии заключения врача беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей (размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного Областным законом об областном бюджете уровня инфляции)

2013 – 2015

минтруд области

70.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» мер социальной поддержки многодетным семьям, в том числе:
ежемесячных денежных выплат на детей из многодетных семей (размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного Областным законом об областном бюджете уровня инфляции);
компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги

2013 – 2015

минтруд области

71.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» с 1 января 2013 г. единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей

2013 – 2015

минтруд области

72.

Предоставление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

2013 – 2015

минтруд области

73.

Предоставление в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области»:
адресной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим семьям;
адресной социальной выплаты гражданам, проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение

2013 – 2015

минтруд области

74.

Реализация Областного закона от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» в части обеспечения автотранспортными средствами (микроавтобусами) многодетных семей, достойно воспитывающих 10 и более несовершеннолетних детей

2013 – 2015

минтруд области

75.

Проведение мониторинга мер, принимаемых органами местного самоуправления области, по предоставлению многодетным семьям земельных участков под строительство жилого дома или дачи на безвозмездной основе

2013 – 2015

министерство строительства Ростовской области,
органы местного самоуправления

76.

Реализация мер государственной поддержки граждан, в том числе молодых и многодетных семей, по улучшению жилищных условий

2013 – 2015

министерство строительства Ростовской области,
комитет по молодежной политике,
ГБУ РО «Агентство жилищных программ»

77.

Предоставление мер государственной поддержки молодым семьям и молодым специалистам в сельской местности на обеспечение жильем

2013 – 2015

минсельхозпрод области

78.

Оказание содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, в том числе:
женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, а также женщинам, вышедшим из отпуска по уходу за ребенком;
безработным гражданам из числа молодых семей

2013 – 2015

УГСЗН РО

79.

Организация профессионального обучения безработных граждан, в том числе:
женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком;
безработных граждан из числа молодых семей

2013 – 2015

УГСЗН РО

80.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

2013 – 2015

УГСЗН РО

81.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, в том числе проведение социально-адаптационных курсов для женщин со сниженными трудовыми мотивациями

2013 – 2015

УГСЗН РО

82.

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу

2013 – 2015

УГСЗН РО

83.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

2013 – 2015

УГСЗН РО

84.

Координация деятельности органов местного самоуправления по реализации комплекса мер по расширению сети муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, путем строительства, проведения капитального ремонта, возврата в муниципальную сеть ранее перепрофилированных ДОУ, открытия семейных дошкольных групп, создания для детей, которые не посещают детские сады, дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей школ, учреждений дополнительного образования детей, развития негосударственного сектора. Повышение доступности и качества дошкольного образования

2013 – 2015

минобразование Ростовской области, министерство строительства Ростовской области, органы местного самоуправления

85.

Поэтапное оснащение базовых общеобразовательных учреждений современным оборудованием и инвентарем с целью формирования эффективной региональной сети ресурсных центров

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

86.

Модернизация содержания образования путем поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

87.

Проведение капитального ремонта зданий ряда муниципальных образовательных учреждений области

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

88.

Повышение заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
реализация Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013 – 2018 годы;
подготовка и согласование проекта постановления Правительства Ростовской области о повышении заработной платы работников учреждений бюджетной сферы








2013 – 2015


2013

минтруд области

89.

Поддержание стабильной ценовой ситуации на социально значимые продовольственные товары первой необходимости

2013 – 2015

департамент потребительского рынка Ростовской области

90.

Взаимодействие с предприятиями крупноформатной и сетевой торговли в части определения размера величины торговой наценки на хлеб

2013 – 2015

департамент потребительского рынка Ростовской области

91.

Проведение Региональной службой по тарифам Ростовской области экспертизы материалов, предоставляемых теплоснабжающими, энергоснабжающими организациями; организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; организациями коммунального комплекса с целью недопущения необоснованного роста тарифов

2013 – 2015

Региональная служба по тарифам Ростовской области

92.

Координация работы по реализации Областного трехстороннего Соглашения в части доведения ежегодного минимального размера оплаты труда на предприятиях и в организациях негосударственного сектора экономики области до величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года

2013 – 2015

минтруд области

93.

Проведение работы с органами местного самоуправления по обеспечению роста количества заключенных соглашений всех уровней и коллективных договоров в Ростовской области

2013 – 2015

минтруд области

VI. Мероприятия по укреплению института семьи, возрождению
и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений

94.

Проведение мероприятий, в том числе информационно-просветительского характера, направленных на пропаганду семейных ценностей, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих не менее 2 детей

2013 – 2015

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области, комитет по молодежной политике

95.

Обеспечение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, компьютерным оборудованием и подключение к сети «Интернет» на период обучения

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

96.

Реализация программ по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке детей-инвалидов и их семей

2013 – 2015

минобразование Ростовской области, минтруд области

97.

Реализация мер по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними

2013 – 2015

минобразование Ростовской области, минтруд области

98.

Реализация Комплексной программы мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2013 – 2014

минобразования Ростовской области

99.

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение. Проведение ежегодного мониторинга реализации мероприятий

2013 – 2015

минобразование Ростовской области,
министерство строительства Ростовской области

100.

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе:
апробация примерной программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
создание в Ростовской области служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и организационно-методическая поддержка их деятельности

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

101.

Координация работы органов опеки и попечительства по подбору организаций для осуществления полномочий по подготовке замещающих родителей. Организация выездных родительских клубов в рамках сопровождения замещающих семей

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

102.

Расширение семейного устройства:
увеличение количества приемных семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в них;
увеличение размера ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством в приемных семьях

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

103.

Проведение в образовательных учреждениях родительских собраний «Ответственный родитель – здоровый ребенок!», создание родительских общественных организаций, советов профилактической направленности («Союз трезвых родителей», «Совет отцов» и так далее)

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

104.

Ежегодное проведение межведомственной научно-практической конференции «Предупреждение семейного насилия и жестокого обращения с детьми»

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

105.

Развитие института уполномоченных по правам ребенка в образовательных учреждениях

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

106.

Информирование молодежи и молодых семей об условиях участия в социальных программах и мероприятиях, реализуемых на территории Ростовской области, выпуск информационно-просветительских материалов

2013 – 2015

комитет по молодежной политике

107.

Проведение областных праздников, конкурсов, форумов, слетов и других мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей

2013 – 2015

комитет по молодежной политике

108.

Проведение торжественного приема для многодетных матерей, приуроченного к празднованию Дня матери. Награждение Почетным дипломом Губернатора Ростовской области «За заслуги в воспитании детей» с выплатой единовременного денежного поощрения

2013 – 2015

минтруд области

VII. Мероприятия, направленные на повышение миграционной привлекательности

109.

В рамках популяризации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проведение выступлений и публикаций в средствах массовой информации и на официальном сайте УФМС России по Ростовской области по информированию о Государственной программе соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Ростовской области

2013 – 2015

УФМС России по РО

110.

Реализация законодательства Российской Федерации в сфере внешней трудовой миграции, в том числе в целях привлечения высококвалифицированных иностранных работников

2013 – 2015

УФМС России по РО

111.

Мониторинг миграции высококвалифицированных специалистов и трудовых мигрантов в Ростовской области

2013 – 2015

УФМС России по РО

112.

Организация проведения мероприятий, способствующих созданию условий для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, включая обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения, культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости

2013 – 2015

УФМС России по РО

113.

Проведение плановых и внеплановых выездных проверок, а также совместных выездных проверок в местах компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, на строительных площадках и других хозяйственных объектах Ростовской области с целью выявления незаконных мигрантов, нелегальной иностранной рабочей силы и работодателей, нарушающих трудовое и миграционное законодательство

2013 – 2015

УФМС России по РО,
ГУ МВД России по РО

114.

Принятие мер административного воздействия к юридическим и физическим лицам, нарушающим миграционное законодательство

2013 – 2015

УФМС России по РО
ГУ МВД России по РО

115.

Организация и проведение совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекций, представляющих опасность для населения Ростовской области в случае возникновения таковых у иностранных граждан

2013 – 2015

Управление Роспотреб-надзора по РО,
минздрав РО,
ГУ МВД России по РО,
УФМС России по РО

116.

Аннулирование либо отказ в выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства при выявлении инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих

2013 – 2015

УФМС России по РО

117.

Выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы

2013 – 2015

УГСЗН РО

118.

Формирование и сопровождение областного банка вакансий, обеспечение информационного обмена с субъектами Российской Федерации о возможностях трудоустройства на территории Ростовской области

2013 – 2015

УГСЗН РО

119.

Разработка региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию на территорию Ростовской области соотечественников, проживающих за рубежом»

2013 – 2014

УГСЗН РО

120.

Реализация в образовательных учреждениях Ростовской области программ профилактики противоправного поведения и проявления экстремизма подростков, направленных на воспитание культуры межнационального общения, формирование толерантных взаимоотношений

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

121.

Организация и проведение разъяснительной работы с руководителями национальных и межнациональных общественных объединений (автономий), религиозных конфессий в рамках деятельности общественно-консультативного совета, созданного при УФМС России по Ростовской области в целях предотвращения межнациональных и межрелигиозных конфликтов и предпосылок к ним

2013 – 2015

УФМС России по РО

VIII. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение проведения демографической политики

122.

Ежемесячное информационное обеспечение статистическими данными по социально-экономическому положению Ростовской области, включая показатели естественного движения населения, для проведения анализа демографической ситуации

2013 – 2015

Ростовстат

123.

Реализация мер информационной поддержки государственной политики занятости через информирование граждан о возможностях трудоустройства и обучения при содействии службы занятости

2013 – 2015

УГСЗН РО

124.

Ежемесячное проведение мониторингов основных демографических показателей Ростовской области:
в сравнении с показателями в среднем по Российской Федерации и Южному федеральному округу;
в разрезе муниципальных образований

2013 – 2015

минтруд области

125.

Методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года в городских округах и муниципальных районах области

2013 – 2015

минтруд области

126.

Проведение заседаний областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам и рабочей группы по вопросам демографической политики с обсуждением проблемных вопросов и выработке рекомендаций по их решению. Взаимодействие с муниципальными образованиями области

2013 – 2015

минтруд области

127.

Проведение заседаний областной межведомственной комиссии по охране труда с заслушиванием работодателей, допустивших случаи производственного травматизма со смертельным исходом. Взаимодействие с муниципальными образованиями области

2013 – 2015

минтруд области

128.

Организационное сопровождение заседаний областной межведомственной комиссии по организации взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства по вопросам: доведения МРОТ в организациях внебюджетной сферы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, установленной за 4 квартал предшествующего года

2013 – 2015

минтруд области

129.

Информационная поддержка проведения государственной политики по формированию у населения области навыков здорового образа жизни, снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией

2013 – 2015

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области

130.

Информирование населения Ростовской области о мерах социальной поддержки, о соблюдении условий охраны труда на производстве, о принимаемых мерах по повышению доходов населения, росте заработной платы

2013 – 2015

минтруд области

131.

Проведение разъяснительной работы в учреждениях бюджетной сферы о реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013 – 2018 годы и об этапах проведения мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников

2013 – 2015

минтруд области

132.

Проведение мониторинга выполнения мероприятий по повышению оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы

2013 – 2015

минтруд области

133.

Проведение мониторинга применяемого минимального размера оплаты труда и уровня среднемесячной заработной платы в организациях Ростовской области с целью увеличения числа предприятий, установивших МРОТ на уровне величины прожиточного минимума за 4 квартал предшествующего года

2013 – 2015

минтруд области

134.

Проведение мониторинга розничных цен на основные продукты питания

2013 – 2015

департамент потребительского рынка Ростовской области

135.

Проведение мониторинга реализации мер по улучшению демографической ситуации и основных параметров демографического развития с подготовкой ежегодного доклада «О состоянии и тенденциях демографического развития, положении семьи и молодежи в Ростовской области»

2013 – 2015

минтруд области

136.

Проведение мониторинга реализации мер социальной поддержки материнства и детства, в том числе количества получателей выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет

2013 – 2015

минтруд области

137.

Разработка Плана мероприятий по реализации в 2016 – 2025 годах Концепций демографической политики Российской Федерации и Ростовской области на период до 2025 года

2015

минтруд области

138.

Участие во всероссийских научно-практических конференциях по вопросам демографического развития

2013 – 2015

минтруд области

139.

Организация проведения ежегодной межведомственной областной научно-практической конференции «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников»

2013 – 2015

минобразование Ростовской области

 

Примечание.

Используемые сокращения:

минздрав РО – министерство здравоохранения Ростовской области;

минтруд области – министерство труда и социального развития Ростовской области;

минобразование Ростовской области – министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

минсельхозпрод области – министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;

минспорта Ростовской области – министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;

минкультуры области – министерство культуры Ростовской области;

министерство строительства Ростовской области – министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;

УГСЗН РО – управление государственной службы занятости населения Ростовской области;

комитет по молодежной политике – комитет по молодежной политике Ростовской области;

Ростовстат – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области;

Управление Роспотребнадзора по РО – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО» – федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»;

ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» – федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области»;

УФМС России по РО – Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области;

ГУ МВД России по РО – Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области;

ГБУ РО «Агентство жилищных программ» – государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Агентство жилищных программ».

 

Размещен:Размещено:
04.01.2015 17:50:46|
Изменено:
20.09.2015 16:58:37|
Количество просмотров:
3787

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации