Тезисы выступления губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева на межмуниципальной встрече по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года «Стратегия-2030 – выбор будущего!»

19 февраля 2018 г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы будем говорить о Стратегии развития донского региона до 2030 года. Эта не первая и, уверен, не последняя наша встреча по этой теме.

До 1 июля мы должны прийти к финальной редакции этого основополагающего документа, а до 1 января 2019 года – утвердить его. Таковы требования федерального законодательства.

Давайте будем честными и признаем, что сегодня для подавляющего большинства Стратегия – это всего лишь нудное чтиво, но никак не руководство к действию. Нам предстоит этот стереотип сломать!

С чего начнем? С ответа на вопрос: зачем нам Стратегия?

Сегодня мы с вами наблюдаем изменения, масштабность и динамика которых, без преувеличения, завораживает, они буквально врываются в наш привычный и относительно стабильный мир. Но чтобы не просто наблюдать, а быть успешным в новом мире, как говорят, быть в тренде, нам всем тоже придется меняться. Правило простое: меняйся или проиграешь!

Поэтому и основной тезис нашей Стратегии – неизбежность и необходимость изменений.

Новая Стратегия Ростовской области – это стратегия изменений:

- изменений – как ответа на глобальные вызовы, несущие в себе угрозы и одновременно возможности: четвертая промышленная революция, усиление конкуренции на рынке, конкуренции за человеческий капитал, изменения климата, вынужденная миграция;

- изменений – как запроса, а порой и требования общества и бизнеса обеспечить доступ к качественным общественным благам.

Проект Стратегии-2030, который разработан сейчас, имеет принципиальные особенности.

Во-первых, особое внимание в Стратегии уделено возможностям и сильным сторонам, а не только угрозам и проблемам. Нам хорошо известно, что НЕ удалось, но мы также знаем и истории успехов.

Во-вторых, Стратегия разрабатывается на принципах максимальной открытости и вовлеченности науки, бизнеса и общественности. Сегодняшняя встреча еще один тому пример.

В-третьих, наша Стратегия – это проект «будущего», желаемое состояние, которое мы конструируем с учётом мнения экспертов и иных стейкхолдеров, а не только на основе представлений чиновников.

В-четвертых, Стратегия носит ценностно ориентированный характер.

Каковы эти ценности?

Ростовская область для нас – это:

- опорный регион «новой экономики» юга России;

- научно-технологический и политико-управленческий центр;

- уникальная экосистема и культурное пространство.

Главная же ценность – это человек, житель Дона и его социальное благополучие.

На основе этих ценностей мы формулируем цели.

Стратегия 2030 – это стратегия смарт-целей. Это означает, что цели конкретны, измеримы, достижимы, актуальны и привязаны ко времени.

Как я уже сказал, на первом месте для нас – человек, а значит, наши основные цели таковы:

- Средняя продолжительность жизни к 2030 году должна увеличиться практически до 77 лет, мы войдем в топ-20 регионов по данному показателю (76,93 года, что на 4,73 года больше по сравнению с 2016 годом).

- Среднедушевые доходы к 2030 году увеличатся в 3,7 раза, почти до 100 тысяч рублей (99 733,7 руб.), войдем в топ-25 регионов с наиболее высоким уровнем жизни.

- Уровень жизни каждого жителя региона напрямую связан с уровнем развития экономики. К 2030 году объем экономики, или другими словами ВРП Ростовской области увеличится в 3 раза (~3,8 трлн руб.), по уровню развития цель – войти в топ-10 крупнейших экономик России.

- Для достижения высокого качества жизни объем инвестиций в экономику, социальную, транспортную и иную инфраструктуру необходимо увеличить не менее чем в 3,6 раза (~ 1 трлн руб.), цель – войти в топ-5 крупнейших регионов инвесторов. Это обеспечит устойчивость развития и в будущем.

По своей структуре Стратегия состоит из двух частей:

- первая – система целеполагания – цели, задачи, индикаторы, и я о ней уже сказал;

- вторая – механизмы достижения целей – приоритетные направления, проектные инициативы, проекты, инструменты.

И если сегодня с целями мы практически определились, то вопрос наиболее эффективных механизмов их достижения остается открытым.

И тут нам необходимо активное включение в диалог каждого из вас. Ведь вопрос о том, как и за счет чего будет обеспечена реализация поставленных целей, – ключевой!

Как мы видим эту работу?

Основной механизм Стратегии 2030 – это система трех политик:

- социальной;

- экономической;

- пространственной.

Результат их реализации:

- новые социальные и инфраструктурные объекты,

- конкретные бизнесы (рынки),

- институциональные изменения.

Политики реализуются через:

- приоритеты – проектные инициативы и проекты;

- а также инструменты – организационные, правовые и финансовые.

Стратегия Ростовской области – это стратегия приоритетов. Что это значит?

Приоритет – это направление с портфелем конкретных проектов.

Не любое направление, а лишь такое, реализация которого:

- обеспечивает значимые для региона изменения;

- запускает межотраслевые изменения и кооперационный рост;

- дает максимальный социально-экономический эффект от финансовых вложений.

Мы ставим себе амбициозную задачу – быть лидерами.

Но лидерами везде и сразу стать невозможно. Много вы знаете олимпийских чемпионов сразу в нескольких дисциплинах?

Наши ресурсы ограничены, поэтому и выбор приоритетов носит конкурентный характер. Зафиксировав их, мы сможем:

- сосредоточить на реализации приоритетных направлений значительные объемы ресурсов;

- создать для развития данных приоритетов режим максимального благоприятствования, в том числе налогового.

Принятие приоритетов сделает прозрачным и понятным решение поддерживать, финансировать и сопровождать те или иные проекты.

А без проектов, проектных инициатив Стратегия висит в воздухе. И может претендовать исключительно на занимательное околонаучное произведение для специалистов, но совсем не на руководство к действию. Давайте попробуем разобраться, как все это работает на конкретных примерах из недалекого прошлого.

Пример номер один – человеческий капитал. Думаю, каждый согласится, что это ключевой фактор развития новой экономики. И тут для всех нас очевидно множество проблем, а по сути – вызовов:

- снижение численности населения,

- низкая рождаемость и сохраняющаяся младенческая смертность,

- снижение населения в трудоспособном возрасте,

- диспропорции на рынке труда.

Все эти вызовы мы осознали не сегодня. Но осознать мало – необходимо признать это направление безусловным приоритетом и сконцентрировать на нем ресурсы. Что и происходило:

- с 2006 года в России началась реализация приоритетных национальных проектов как программы по росту человеческого капитала страны;

- в дополнение к ним стартовало строительство современных социальных объектов, яркий пример – областной перинатальный центр;

- свой ощутимый вклад внесла и программа модернизации здравоохранения 2012-2014 годов.

Результат: за 15 лет коэффициент рождаемости вырос в 1,5 раза – с 8 до 12 человек на тысячу населения.

Это был пример в рамках социальной политики.

Второй пример о том, как работает механика приоритетов в экономической политике.

Развитие в Ростовской области мясного животноводства – один из приоритетов, дающий мультипликативный эффект для всей экономики региона. Решение этой задачи:

- в значительной степени влияет на уровень загрузки перерабатывающих производств, логистики и торговли,

- тесно связано с продовольственной безопасностью России.

Какова динамика в этом направлении?

- в 2000 году производство скота и птицы в убойном весе составляло 147,1 тыс. тонн.

- в 2016 году данный показатель – 255,1 тыс. тонн.

- рост составил более 1,7 раза.

Какие инструменты позволили достичь таких показателей?

Точно не один, а целый комплекс инструментов по поддержке предпринимательской инициативы – в виде субсидий, налоговых льгот, льготного кредитования, выделения земли и т.д.

Пожалуй, самый яркий пример в этом смысле – успех компании «Евродон», прошедшей за десять лет путь от нулевой отметки до крупнейшего производителя мяса индейки в России.

По сути, в настоящий момент в Ростовской области речь идет о развитии новой индустрии и крупнейшего в России мясоперерабатывающего кластера.

Третий пример стратегического видения точек роста и удачного подбора приоритетных проектов – комплексное развитие Левого берега Дона.

Что было?

Ростовская область всегда была футбольным регионом. Но спортивная инфраструктура устарела и износилась. Модернизации имеющихся баз было явно недостаточно.

Одновременно мы располагали неосвоенной территорией левобережной зоны, на которой шла хаотичная застройка в традициях 90-х годов, полностью отсутствовала коммунальная инфраструктура, копились транспортные проблемы.

Что нами сделано?

Решение о проведении игр ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону возникло не само собой, а в результате наших конкретных действий:

- в кратчайшие сроки подготовлена и проведена заявочная кампания;

- определен земельный участок для застройки;

- выполнены проектно-сметные работы;

- проинвестированы работы по развитию коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Результаты на выходе:

- это и современный, готовый к проведению ЧМ-2018 футбольный стадион;

- и территория левого берега Дона – благоустроенная и обеспеченная современной инженерной и транспортной инфраструктурой, она уже работает не только на стадион, но и на весь Большой Ростов;

- проведение чемпионата мира стимулировало развитие гостиничного бизнеса, что в перспективе позволит реализовать туристский потенциал региона.

До 2030 года на левом берегу Дона планируется создать спортивно-рекреационный кластер.

Таким образом, приоритет – комплексное развитие левого берега Дона реализовался:

- в проектную инициативу – спортивно-рекреационный кластер;

- и конкретные проекты – стадион, новая транспортная и коммунальная инфраструктура, модернизированные объекты гребного канала и т.д.

Еще один пример – аэропорт «Платов».

Отсутствие перспектив развития у действующего ранее аэропорта было очевидно всем.

Поэтому:

- мы выступили с инициативой строительства нового аэропорта, нам удалось отстоять ее в Минтрансе России;

- мы привлекли крупнейшего инвестора и оператора – «Аэропорты Регионов»;

- в сжатые сроки разработали всю необходимую проектную документацию и подготовили площадку для застройки.

Результат вам известен. Им по праву можно гордиться уже сегодня.

Но в будущем – вся эта территория в радиусе десятков километров становится новой точкой развития всего региона:

- мы планируем реализовать комплексный проект «Аэрополис», с гостиничными объектами, современным выставочным комплексом, объектами делового и жилищного назначения;

- прорабатываем проект «Донской экспресс», решающий вопросы транспортной доступности в пределах всех городов вокруг Большого Ростова.

В целом транспортные проекты традиционно являются приоритетными и в государственных, и в региональных, и муниципальных стратегиях.

И Ростовская область не исключение. Подтверждение тому масштабные региональные проекты:

- уже названные – «Аэрополис» и система скоростного межагломерационного железнодорожного сообщения «Донской экспресс»;

- высокоскоростная железнодорожная магистраль, проходящая через Ростовскую область и аэропорт «Платов»;

- проекты РЖД по развитию новых веток для скоростного движения коммерческих грузов;

- ростовское метро и городская электричка;

- строительство Багаевского гидроузла как основы для развития водного транспорта.

По мнению экспертов, работающих над стратегиями самого разного масштаба, в ближайшие годы бурный рост возможен только у агломераций.

Перечисленные перспективы транспортного каркаса нашего региона дают толчок не только для развития агломераций, но и для межагломерационного взаимодействия.

Наша Стратегия строится на семи крупных межмуниципальных территориальных кластерах, мы их назвали «7 полюсов роста»:

- Инновационно-технологический полюс роста – Ростовская агломерация, образующая единую территориальную социально-экономическую систему с населением около 2 млн человек, в которой сконцентрированы организационно-управленческие «столичные» функции и сформирован значительный инновационно-технологический задел в экономике. Ростов – ядро этого полюса. Именно поэтому мы проводим нашу дискуссию в Ростове, а не, потому что Ростов-на-Дону – столица области.

- Индустриальные полюсы роста – Таганрогский, Восточно-Донбасский и Волгодонской: это урбанизированные территории с индустриальным типом экономики, характеризующиеся высокой инвестиционной активностью и наличием многопрофильной диверсифицированной промышленности.

- Агроиндустриальные полюсы роста – Миллеровский, Морозовский и Сальский: средние и малые города с развитой производственной базой и сферой услуг и активной деловой средой в сфере агропромышленного комплекса.

Кто и как должен сформировать набор стратегических проектных инициатив, которые определят экономическую, социальную и пространственную политики?

Очевидно, что ключевой при формировании образа будущего Стратегии-2030 является позиция региональной власти.

Но это означает лишь то, что мы, как разработчики на уровне региона, опираемся на проектные инициативы муниципальных органов власти, реального бизнеса и населения.

Возможность быть услышанными и включить свой проект в Стратегию – это и есть цель и одновременно главный принцип работы над этим документом.

Каждый из вас получил буклет, а по сути это анкета. В ней есть конкретные примеры:

- стратегических проектных инициатив;

- входящий в них проектов;

- и инструментов, позволяющих эти проекты реализовать.

Каждый из вас может:

- предложить свое видение приоритетов,

- сформулировать актуальные на ваш взгляд проекты;

- и описать необходимые для их воплощения в жизнь инструменты.

Наша Стратегия-2030 – это стратегия общественного согласия. Если хотите, то все мы с вами команда, бегущая эстафету. От того, насколько согласованными будут наши действия, от того, как каждый на своем этапе выполнит задачу, зависит о конечный результат.

Вы хотите стать чемпионами? Я – да!

Так давайте же работать все вместе на достижения большого единого результата.

Смотри также:

Информация о встрече

Размещен:Размещено:
20.02.2018 11:01:16|
Изменено:
26.04.2018 16:48:56|
Количество просмотров:
1337

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации