Инвестиционное послание Губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева - 2017

30 ноября 2017 г.

Музыкальный театр, V международная конференция «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации»

Уважаемые коллеги, приглашенные!

Площадку V международной конференции «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации» для проведения ежегодного инвестиционного послания Губернатора мы выбрали не случайно.

Кто такой экспортер?

Это производитель продукции, способной конкурировать и побеждать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

А что дает эти конкурентные преимущества?

Наряду с высоким качеством это низкая цена, а значит - низкие издержки производства.

Отсюда вопрос: как мы, региональная власть, можем повлиять на снижение издержек бизнеса?

Нужно признать, что по-настоящему действенных инструментов на уровне региона не так много. Это:

  • налоговые ставки и преференции по региональным налогам;
  • финансовая поддержка, в том числе субсидирование приоритетных направлений;
  • тарифы на энергоносители (кроме генерации);
  • инженерная инфраструктура;
  • государственные услуги, включая лицензионно-разрешительную и контрольно-надзорную деятельность.

Работая в этих направлениях, нам удалось достичь определенных положительных макроэкономических результатов, о которых я хотел бы сказать.

Валовой региональный продукт за 7 лет вырос в сопоставимых ценах практически на треть. Промышленное производство увеличилось почти в 3 раза. В последние годы область лидирует в России по урожаю ранних зерновых (13 млн тонн).

Внешнеторговый оборот области в 2016 году составил 7,7 млрд долларов. Экспорт – 5,5 млрд, импорт – 2,2 млрд. Положительное сальдо внешнеторгового баланса – 3,3 млрд долларов!

По итогам 2016 года, по данным Российского экспортного центра, Ростовская область вошла в десятку по объему экспорта, при этом среди этих 10 регионов-лидеров область заняла 1-е место по темпам роста экспорта (115,1%).

Ростовская область в 2017 году, согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, вошла в топ-20 регионов с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

Укрепили мы позиции и в рейтинге инновационных российских регионов, также войдя в топ-20.

В 2017 году успешно завершен ряд масштабных инвестиционных проектов, на Дону введены в эксплуатацию новые современные предприятия. Например, предприятие по перевалке сельхозпродукции франко-голландской компании "Луис Дрейфус". Объем инвестиций - 2 млрд рублей. 

Американская компания "Марс" запустила производство кормов для домашних животных. Один из крупнейших мировых производителей продуктов питания инвестировал в донское производство свыше 4 млрд рублей – это самая масштабная инвестиция "Марса" в создание новых производств за последние 10 лет!  Компания "Кока-кола", которая уже успешно представлена в нашем регионе и имеет многолетний опыт работы здесь, планирует реализацию ряда социальных проектов.

Я сегодня рад приветствовать господина Стефаноса Вафеидиса, генерального директора компании Кока-кола ЭйчБиСи Евразия в России, который присутствует сегодня на нашем мероприятии.

Год назад мы рассматривали Ростовскую область как экосистему для бизнеса. Тогда в своем выступлении я обозначил ряд факторов, причиняющих вред этой системе. Большинство из присутствовавших на инвестпослании-2016 представителей бизнеса поддержали меня путем онлайн-голосования, отметив в числе основных проблем:

  • отсутствие дешевого заемного капитала для малого и среднего предпринимательства,
  • снижение спроса на продукцию,
  • высокие тарифы,
  • административные барьеры.
Что удалось сделать за прошедший год?

Первое. Мы создали Региональный фонд развития промышленности. Нас в этом поддержала Федерация. Теперь донские промышленные предприятия могут получать займы под 5 % годовых!

В 2017 году разработана новая кредитная политика Регионального агентства поддержки предпринимательства, позволившая исключить задолженности по выданным займам и установить низкую ставку займа – 7% годовых для предпринимателей-производственников.
Мы докапитализировали агентство (сегодня его капитал почти 1 млрд рублей). По объему портфеля микрозаймов для бизнеса оно признано крупнейшей некоммерческой микрофинансовой организацией в стране.

Мы почти на треть снизили ставки вознаграждения за поручительство областного Гарантийного фонда - опять же для производственников.

Еще один эффективный инструмент поддержки МСП хочу презентовать прямо сейчас. Мы приступили к созданию регионального фонда лизинга. Теперь малые и микропредприятия, не имея залоговой базы, могут обратиться в фонд и на льготных условиях – от 5% годовых - приобрести оборудование для бизнеса.

Средства для начала его функционирования выделены из бюджета. Дан старт для работы нового регионального объекта инфраструктуры.

 

Второе. Стимулирование спроса на продукцию донских товаропроизводителей

С этой целью был разработан и внедрен региональный портал закупок малого объема.

Чтоб понять всю ценность данной работы, озвучу несколько цифр:

  • объем «малых» закупок в области – 9 млрд рублей. И раньше эти закупки были вне торгов. Про экономию речь в принципе не шла. Теперь, за 4 месяца работы портала, экономия составила почти 7%;
  • но что гораздо важнее - у донских производственных предприятий появилась онлайн-площадка для продвижения своей конкурентной продукции на рынок госзакупок. Сегодня на портале уже зарегистрировано свыше 1500 поставщиков.

Пилотный режим работы портала прошел успешно. Поэтому поручаю нормативно закрепить работу регионального портала закупок малого объема, а также обеспечить вовлечение большего числа производителей в работу на нем - в первую очередь это касается донских товаропроизводителей.

 

Третье. Снижение административной нагрузки на бизнес

2017 год стал годом изменений подходов к организации контрольно-надзорной деятельности. Эта сфера и на федеральном, и на региональном уровнях выделена в отдельное приоритетное направление.

Реализуя в Ростовской области эту реформу, мы уже имеем положительный результат:

  • общее количество проверок, проведенных органами регионального контроля в отношении бизнеса, снижено на 20%;
  • в отношении внеплановых проверок динамика также положительная – снижение на 17% за год. А на муниципальном уровне отмечено снижение уровня внеплановых проверок практически в 2 раза.

Эту работу мы продолжим.

 

Четвертое. Повышение доступности инфраструктуры

Мы не первый год предоставляем инвесторам так называемые «инженерные субсидии», направляемые на компенсацию половины их затрат, а на территории ТОСЭР Гуково - 80% затрат на техприсоединение к сетям.

В этом году мы не только сохранили, но и увеличили втрое объемы господдержки. Также значительно упрощен механизм предоставления субсидий, и, что самое важное, введен порядок субсидирования, гарантирующий сохранение условий предоставления господдержки инвесторам.

В то же время хозяйственный способ подключения объектов к инженерным сетям, о котором я говорил год назад, так и не заработал. В этом оказались не заинтересованы сетевые компании, а инвесторы свою заинтересованность отдельно не проявили.

Поэтому я оцениваю эту работу как недостаточную. Моя оценка – цели мы не достигли.

Причины в том, что слабо выполняются «дорожные карты», связанные с подключением к инженерной инфраструктуре. Бизнес интересуют всего два вопроса, на которые нужно отвечать: как построить и как подключиться. Поэтому мы должны обеспечить простоту, скорость и прозрачность действий в этих направлениях.

Разрешительные процедуры на строительство и территориальное планирование также по-прежнему не устраивают бизнес.

В зале присутствуют все главы муниципальных образований области. У меня вопрос: что вам мешает упростить эти процедуры? Эта задача поставлена, эта задача поставлена Президентом нашей страны, это задача, которая точно определена на уровне области.

Не хотим или не можем создавать условия для роста налогооблагаемой базы - будем ходить с протянутой рукой. Эта схема нас устроить не может ни при каких условиях.

Поручаю всем органам власти принять исчерпывающие меры по выполнению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. По этому поводу уже до конца текущего года мы отдельно проверим каждое муниципальное образование по принятым мерам.

Исключение возможно лишь:

  • для моделей по утверждению межрегиональных и межмуниципальных границ, что связано со значительными бюджетными ресурсами и желанием (нежеланием) соседних регионов;
  • а также для целевых показателей по использованию предпринимателями налоговых каникул и перехода на патент, что является решением самих предпринимателей.

 

Пятое. Создание МФЦ для бизнеса

Это значимый проект, стартовавший в этом году. Теперь предпринимателю из дальнего района не нужно ехать в областную столицу для оформления какого-либо документа или получения госуслуги.

Сегодня МФЦ для бизнеса созданы в 23 муниципальных образованиях, работают 57 окон, а в Ростове-на-Дону и Шахтах к этой работе привлечены финансово-кредитные организации.

Я поддержал совместную идею областного минэка, налоговой, управления инноваций и вузов по организации в последних центров создания предпринимателей. Прямо в своем вузе студент сможет зарегистрироваться в качестве предпринимателя, открыть счет в банке, получить кредит и необходимые консультации.


Шестое. Регулирование и снижение тарифов

На что мы можем повлиять при формировании тарифов?

На расходы по транспортировке и на сбытовые надбавки.

Уверен, вы понимаете, что задача по оптимизации тарифов многоплановая, и для её решения требуется время.

Первым конкретным шагом в этом направлении стала разработка региональной службой по тарифам совместно с минэкономразвития Методики анализа включаемых в необходимую валовую выручку расходов ресурсных организаций. По оценкам экспертов, её внедрение, безусловно, должно приблизить нас к решению задачи по оптимизации тарифов.

 
Теперь о задачах на 2018 год.

В современном мире главная экономическая цель – повышение конкурентоспособности относительно других регионов и стран в борьбе за инвестиции, локализацию новых проектов.

Пути достижения этой цели – развитие экономики, вложение в человеческий капитал, повышение эффективности государственного управления.

Какие в этой связи шаги нам предстоит сделать.

 

Первое. Снижение энергозатрат за счет оптимизации тарифов

С 2018 года стартует очередной долгосрочный период регулирования тарифов крупных территориальных сетевых организаций с последующей их индексацией в течение 5 лет. Рассмотрение и утверждение новых тарифов должно произойти уже в декабре текущего года.

Считаю необходимым, во-первых, объединить усилия региональных органов власти: службы по тарифам, минпромэнерго, минэкономразвития, минстроя, региональных контрольных органов (в том числе технического контроля), правового управления, а также экспертов в области тарифного ценообразования - для осуществления аудита затрат ресурсоснабжающих и сбытовых организаций, представленных в РСТ для включения в тарифы.

В числе наиболее рисксодержащих направлений, подлежащих безусловному анализу:

  • размеры заработной платы,
  • достоверность и обоснованность капитальных расходов,
  • затраты по аренде помещений и оборудования,
  • обоснованность заемных ресурсов и их стоимость.

В рамках этой же работы экспертам необходимо дать объективную оценку величине физических потерь электроэнергии, перекладываемых в дальнейшем посредством тарифов не только на бизнес, но и на бюджетные организации.

Эту работу по крупным ресурсоснабжающим организациям необходимо завершить до 1 июля 2018 года, начав ее уже в декабре текущего.


Второе. Оптимизация господдержки бизнеса

Тут мы придерживаемся федеральной политики постепенного ухода от невозвратных форм субсидирования, делая акцент на развитии финансовой инфраструктуры.

Минэкономразвития необходимо совместно с минфином подготовить предложения по повышению эффективности использования выделенных средств агентства поддержки предпринимательства и гарантийного фонда.

Программа льготных семипроцентных займов агентства работает успешно, поручаю минэкономразвития до 1 марта следующего года запустить программу льготных займов под 5% для экспортирующих предпринимателей-производственников.

Капитал регионального Лизингового фонда (он небольшой, мы только начали) сегодня составляет всего лишь 90 млн рублей. Поручаю минэкономразвития в кратчайшие сроки создать условия для организации работы вновь созданного фонда. По итогам 1 полугодия 2018 года доложить о результатах и внести предложения совместно с минфином.

Считаю, что еще раз нужно посмотреть на порядок, условия предоставления налоговых льгот в части возможности их переориентирования на приоритетные, в том числе экспортоориентированные инвестпроекты. Это поручение областным министерствам промышленности, сельского хозяйства, минэкономразвития и министерству финансов.

Анализируя налоговую нагрузку индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения, очевидно, что сфера применения данного режима налогообложения существенно пересекается со сферой применения единого налога на вмененный доход.

Министерству финансов необходимо провести оценку эффективности предоставления «налоговых каникул» по итогам  двухлетнего периода по видам деятельности и по результатам внести предложения о необходимости корректировки регионального законодательства.

В 2016 году был разработан порядок заключения регионом специального инвестиционного контракта. Но он, по сути, так и не заработал, так как не пользуется популярностью у инвесторов.

А это значит, что порядок им либо непонятен, либо он неэффективен. Минпромэнерго совместно с минэкономразвития нужно скорректировать нормативную базу и представить  соответствующие предложения до 1 апреля 2018 года.


Третье. Создание инфраструктуры для предпринимателей

Считаю, важным и дальше расширять формы нефинансовой поддержки бизнеса, создавать центры коллективного пользования.

Еще одно поручение для минэкономразвития области – создание центров бизнеса в вузах, о которых сегодня уже было сказано.

В 2018 году необходимо продолжить работу по созданию специализированных окон МФЦ для бизнеса с охватом всех муниципальных образований области.

Действенным инструментом в решении задачи поиска поставщиков может стать онлайн-платформа субконтрактации. Использование информационных технологий в поиске потенциальных партнеров могло бы повысить скорость и эффективность процесса.

Минэкономразвития области также необходимо совместно с минпромэнерго проработать вопрос создания такого инструмента до апреля 2018 года.


Четвертое. Развитие инвестиционно привлекательных территорий

Одной из задач является развитие городов с монопрофильной экономикой. Правительством области в 2017 году велась работа с федеральным Минэком и Фондом моногородов по созданию новых территорий ускоренного социально-экономического развития. Речь идет не только о Гуково, но и о Донецке и Зверево. 15 ноября текущего года заявки на создание ТОСЭР в Донецке и Зверево были одобрены Межведомственной комиссией при Минэкономразвития России.

По сути, сегодня мы – регион, где может быть создана целая агломерация территорий опережающего развития «Донское кольцо» с очень конкурентными преференциями для новых производственных проектов. Учитывая близость этих городов к автомагистрали М4 и новому аэропортовому комплексу «Платов», у нас отличная возможность для локализации новых инвестпроектов - как российских, так и зарубежных.

Еще одна задача, которую мы начали решать, это развитие территории, прилегающей к аэропортовому комплексу «Платов».

Я проведу до конца года рабочее совещание с участием всех заинтересованных сторон, по итогам которого должен появиться перечень поручений по развитию территорий аэрополиса.

Кстати, в этом году региональная проектная команда проходила обучение по программе «Управленческое мастерство», где по итогам защиты проекта «Донской экспресс» заняла 1-е место, завоевав Гран-при, и была признана «лидерами изменений». Речь идет о перспективном проекте железнодорожного сообщения не только с городом Ростовом, но и с другими городами Ростовской области.

В уходящем году положено начало развитию на Дону еще одного направления - кино– и телепроизводства.

В феврале на Сочинском форуме подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между правительством области, Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией продюсеров кино– и телевидения. Мы будем создавать кинокластер. Прорабатываются вопросы внедрения механизма стимулирования кинокомпаний, ведущих кино– и телесъемку на территории нашего региона. Наверное, вы знаете, уже сейчас идут съемки сразу нескольких кинолент. Это начало большой и серьезной работы, которая охватит примерно пять территорий Ростовской области (созданием киностудий и мест для съемок самых разных фильмов). Один из путей, позволяющих нам создать условия для нового развития территорий, туристической привлекательности и, конечно, пополнения бюджета.   


Пятое. Наращивание экспорта

В текущем году принято решение об участии Ростовской области в качестве «пилотного» региона по внедрению Стандарта экспортной деятельности в рамках реализации проекта Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт».

Поручаю минэкономразвития области совместно с областными органами власти обеспечить реализацию мероприятий по внедрению регионального экспортного стандарта.

В рамках внедрения стандарта уже создан Экспортный совет при Губернаторе Ростовской области.

В проекте новой стратегии развития Ростовской области до 2030 года должен быть специальный раздел об Экспортной стратегии нашего региона с учетом общероссийских и мировых трендов.


Шестое. Государственно-частное партнерство

Сегодня можно говорить, что у нас созданы необходимые условия для реализации проектов ГЧП.

Нам удалось повысить уровень развития ГЧП, заняв в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП пока только 33-е место. Мы заметно шагнули, успокаиваться не намерены, здесь работа для всех. Мы в ЮФО вторые (первое - у Астрахани), но 33-е в России – это не наше место.  Мы должны точно прибавить, найти решения, позволяющие очевидно привлекать новых инвесторов, создавать условия для развития ГЧП.

Сегодня более 85% проектов ГЧП реализуется в сфере ЖКХ. Необходимо расширять сферы применения.

Всем отраслевым органам власти и муниципальным образованиям области нужно активнее включиться в данную работу. До конца текущего года экономическому блоку правительства поручаю внести необходимые предложения по решению этой задачи.


Седьмое. Развитие альтернативной энергетики

Принципиально новым для области направлением станет реализация инвестиционных проектов в сфере ветроэнергетики.  

«Роснано», «Росатом», итальянская «Энель» планируют инвестировать в Ростовскую область, по скромным оценкам, начиная с 2018 года, порядка 100 млрд рублей и реализовать инвестпроекты «Локализация» и «Ветропарки». Что позволит обеспечить 25% всей ветроэнергетики в России. Что приятно, реализация этих проектов позволит задействовать наши производства для создания комплектующих (мачты, другие агрегаты).  И мы эту работу начали. Обсуждали эти вопросы с руководителями «Красного котельщика», «Росатома». Это новые рабочие места - не десятки, а сотни и даже, может быть, тысячи. Уже завтра я подпишу очередное соглашение с "Роснано" уже по конкретной реализации этого проекта и по «дорожной карте». Мы начали, мы останавливаться не собираемся. Очень важно вписать эту отрасль в хозяйство области и страны

Минпромэнерго совместно с минэкономразвития необходимо постоянно сопровождать данные инвестиционные проекты и к 1 июля 2018 года доложить о результатах их реализации.


Восьмое. Развитие риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности

Задача на 2018 год, к решению которой призываю руководителей контрольно-надзорных органов, – сократить количество региональных контрольных мероприятий.

Необходимо пересмотреть свои показатели эффективности, которые должны заключаться не в сохранении достигнутого уровня штрафов или количества привлеченных к ответственности, а наоборот, в их снижении при условии достижения стабильности и улучшения в курируемой сфере. Напомн, что это поручение Президента страны.


Следующее за «экономикой» направление – «человеческий капитал».

Люди – это основа любой экономики: и как создатели всех товаров, работ и услуг, и как их потребители (носители спроса).

Сегодня концентрация человеческого капитала в современных развитых агломерациях – общемировой тренд практически всех  разрабатываемых стратегий развития.

Но для этого регион должен быть привлекательным для создания бизнеса и работы, учебы и научных исследований, отдыха, развлечений и жизни.

Для этого нам, наряду с созданием названных мною условий для бизнеса, необходимо эффективно воплощать в жизнь утвержденные планы по развитию здравоохранения, образования, культуры, созданию качественной среды обитания.


И последнее направление – «государственное управление»

Надо понимать, что все это – сложные и дополнительные задачи для государственных и муниципальных управленцев. При том, что их временные, трудовые и финансовые ресурсы задействованы в полном объеме.

На федеральном уровне принято решение о полномасштабном внедрении проектного управления в системе государственного и муниципального управления.

Мною подписаны два постановления правительства области, согласно которым Совет по проектному управлению возглавляет непосредственно Губернатор Ростовской области, а функции проектного офиса возложены на минэкономразвития. Проектный подход, доказавший свою эффективность в корпоративном секторе, должен стать в госаппарате обычной практикой решения сложных межведомственных задач. При этом нужно при выработке предложений, в том числе исходить из создания весомых долгосрочных материальных стимулов для государственных управленцев и руководителей учреждений по самостоятельной оптимизации структуры организаций и неэффективных текущих расходов на содержание.

Отдельная большая тема – документооборот в органах власти.

Нам не нужно искать внешних врагов. Избыточными и неэффективными бюрократическими процедурами мы сами можем сжечь весь временной ресурс и довести себя до полного изнеможения. Но самое плохое - что это демотивирует креативных профессионалов, которые в любой организации считаются самым ценным ресурсом.

В рамках разработки этих предложений необходимо предусмотреть кардинальное упрощение и стандартизацию всего документооборота и контроля. Безусловно, без снижения его качества!

В завершение хотел бы отметить: инвестиции и экспорт – это не самоцель. Это общепризнанные факторы экономического роста.

Но при этом сейчас наступило время, когда требуются нестандартные решения для принципиального улучшения экономической, социальной и управленческой среды.

Есть результаты, их достигли все жители Ростовской области вместе.  Но сделать нам с вами, руководителям, управленцам, малому и среднем бизнесу, крупным предприятиям, необходимо в разы больше. Надо использовать каждый шанс для динамичного развития Ростовской области.

Желаю всем жителям Ростовской области, всем участникам экономического процесса, в том числе участникам экспортного форума, плодотворной работы и реализации всех намеченных планов. У нас всех одна единственная цель: Россия была, есть и будет страной, которая имеет высокий  экономический потенциал, серьезные резервы и перспективы.


Спасибо за совместную работу. Успехов вам!


Смотри также:

Инвестиционное послание Губернатора Ростовской области - 2017

Скачать:
Скачать в формате .docx (.docx 58 Кб, 06.12.2017 15:32:17)

Размещен:Размещено:
30.11.2017 12:07:15|
Изменено:
06.12.2017 15:29:41|
Количество просмотров:
2041

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации