Инвестиционное послание губернатора Ростовской области - 2015

25 декабря 2015 г.

г. Ростов-на-Дону, Заседание Правительства Ростовской области

Дорогие друзья!

Практика моего ежегодного инвестиционного послания введена в 2013 году в рамках внедрения регионального инвестиционного Стандарта, ставшего обязательным для всех регионов по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина.

Пожалуй, впервые в этом временном отрезке мы сталкиваемся с такой напряженной повесткой в сфере привлечения инвестиций. И, безусловно, должны учитывать это в своих планах и задачах на 2016 год.

Инвестиции определены мной как ключевой приоритет экономической политики региона. При этом обозначены пять основных направлений, среди которых:

  • целенаправленный поиск инвесторов и инвестиций от имени и в интересах региона;
  • финансовая и нефинансовая поддержка инвесторов;
  • развитие инфраструктуры;
  • совершенствование инвестиционного законодательства;
  • и снижение административных барьеров.

Все предыдущие годы донское правительство работало по этим направлениям, и сегодня мы можем говорить, что выбранный курс себя оправдывает.

Подтверждение тому – ежегодный прирост инвестиций в Ростовской области темпами, значительно превышающими среднероссийские. Так:

  • по итогам 2014 года объем инвестиций в донскую экономику превысил 265 млрд рублей – это около 27% ВРП и абсолютный для нашего региона рекорд, который мы увеличиваем третий год подряд.
  • Есть все основания надеяться, что по итогам 2015-го мы продолжим этот тренд и выйдем на целевой показатель инвестиций в 270 млрд рублей.

В 2016 году нам будет очень сложно продолжать расти от столь высокой базы. Однако убежден, что сформированный задел инвестиционных проектов сам по себе является генератором деловой активности в регионе, магнитом, притягивающим в Ростовскую область новых инвесторов.

В первую очередь, я имею ввиду перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов». Реализация этих наиболее значимых для региона проектов находится под моим личным контролем. При этом «сотня» – название в количественном плане условное – одни проекты воплощаются в реальность и выбывают из неё, им на смену приходят другие:

  • за период существования «cотни» (с 2011 года) успешно реализованы 29 крупных проектов;
  • в той или иной стадии реализации находятся еще 64 инвестпроекта с общим объемом инвестиций – свыше 517 млрд рублей и 35-ю тысячами новых рабочих мест.

Естественно, в «сотню» входят и проекты, связанные с проведением в Ростове-на-Дону игр чемпионата мира по футболу-2018.

В их числе – строительство самого крупного на юге России международного аэропорта. Масштабная стройка уже развернута. Мы движемся в графике, обеспечивающем начало работы аэропорта до начала чемпионата мира 2018 года.

Важно понимать, что для нашего региона новый аэропорт – это важнейший элемент инвестиционной инфраструктуры, который станет драйвером развития не только Ростовской, но и Восточно-Донбасской агломерации, повысив тем самым инвестиционную привлекательность значительной части нашей области.

Бизнес уже сегодня мыслит в парадигме развития сопутствующих новому аэропорту проектов. А значит, и правительство области, руководство Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Аксайского и Октябрьского районов, шахтерских территорий должны в 2016 году уделить этому аспекту особое внимание.

С этой целью в правительстве области должна начать работу проектная группа. И до 1 марта под моим председательством пройдет совещание, где мы определимся с идеологией, стратегией, а главное тактикой нашей работы по достижению максимального мультипликативного эффекта от строительства нового аэропорта.

Мы обязаны продолжить заботиться о постоянном пополнении областного проектного портфеля. И здесь значимая роль по-прежнему отводится «Агентству инвестиционного развития Ростовской области». Наше агентство было создано одним из первых в России и сегодня, являясь важной составной частью регионального инвестстандарта, имеет весомый багаж успешных инвестиционных историй.

В настоящее время в активной работе АИР – 57 проектов с высокими шансами реализации в регионе. Более половины этих проектов – индустриальные.

Считаю, что агентству и дальше следует фокусироваться на промышленных инвесторах, создании новых индустрий, поскольку именно они дают абсолютную прибавку валовому региональному продукту и бюджету Ростовской области. Именно проекты такого рода – ближайший резерв пополнения «Губернаторской сотни».

В проектном портфеле агентства, несмотря на ухудшение внешнеполитической конъюнктуры, сохраняется достаточно большая доля проектов с иностранными инвестициями. К примеру, в  2015 году стартовали проекты компаний «Марс» и «Луис Дрейфус», которые входят в число ведущих мировых производителей продуктов питания.

С учетом этих проектов в донском регионе теперь локализованы производственные активы уже половины компаний из первой «десятки» мировых лидеров пищевой индустрии.

Эту тенденцию надо развивать, чтобы усиливать компетенцию и отраслевую специализацию Ростовской области в сфере производства продуктов питания, наращивать наши лидерские позиции на российском рынке и занимать всё более значимую заметную роль на глобальном.

С этой же целью следует всячески растить из компаний с донскими корнями национальных и глобальных отраслевых чемпионов, в числе которых сегодня «Юг Руси», «Атлантис-Пак», «Астон», «Евродон», «Тавр», «Ростсельмаш» и ряд других.

Напомню что, Президентом страны поставлена задача к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием.

Считаю, что для ее выполнения в условиях ограниченных ресурсов необходимо сосредоточится на поддержке тех хозяйств и предприятий, которые демонстрируют высокую эффективность.

Вообще в ситуации напряженного бюджета, падения некоторых сегментов рынка на 30% и больше, наличия угроз и вызовов, с которыми сталкивается российская экономика, общий контекст эффективности, трезвой оценки возможностей является уместным и, я бы даже сказал, неизбежным.

Убежден, что увлеченность выстраиванием системы привлечения инвестиций должна смениться в 2016 году конкретной заботой о каждом инвестиционном проекте, имеющем шансы на реализацию.

Давайте считать, что система – выстроена! Надо поумерить бюрократический зуд, когда под каждую задачу непременно рождаются инициативы по написанию новых нормативных документов, созданию разнообразных коллегиально-совещательных органов, где размывается личная ответственность конкретного руководителя за достижение результата.

В условиях, когда объективные ресурсные возможности бюджета сокращаются, не только бессмысленно, но и крайне вредно изобретать всё новые формы поддержки инвесторов и бизнеса в целом, потому что многие из них остаются, к сожалению, только на бумаге.

Целесообразно сосредоточить ресурсы на наиболее эффективных направлениях, добиться максимальной результативности от прежних уже апробированных успешных начинаний. А высвободившиеся от малопродуктивных инициатив время и деньги, тратить на отладку уже запущенных механизмов.

Приведу пример.

Бесспорное преимущество Ростовской области в конкурентной борьбе за инвестиции – это субсидирование инженерно-транспортной инфраструктуры для инвестпроектов в рамках областного закона «Об основах государственно-частного партнерства».

Предложенная этим законом модель частичного субсидирования инфраструктурных расходов инвесторов – в определенных аспектах превосходит даже такой модный в России инструмент для снятия инфраструктурных ограничений как индустриальные парки. Можно даже сказать, что наша модель, в некотором смысле, следующий уровень после индустриальных парков.

Эта модель:

  • позволяет инфраструктурно поддерживать инвесторов в любом уголке региона, а значит, содействовать развитию всех муниципальных образований без исключения;
  • дает возможность до минимума снизить риски невостребованности просубсидированной инфраструктуры, ведь субсидируются не управляющие компании парков, а непосредственно промышленные инвесторы;
  • позволяет использовать возможности по загрузке свободных инфраструктурных мощностей, что благоприятно сказывается как на операционных тарифах в целом, так и на ценах присоединения конкретного инвестиционного проекта к сетям;
  • позволяет гибко реагировать на запросы промышленных инвесторов, часть из которых сторонится соседства с другими промпредприятиями, внедряет новые экостандарты.

Однако реализации этого, безусловно, прогрессивного закона явно мешают громоздкие подзаконные акты.

Профильное для данного закона постановление №1073 многократно правилось, количество внесенных изменений сопоставимо по объему с первоначальным документом. Зачем нам такая работа?

Есть впечатление, что данной нормативной базой мы в большей мере стараемся поддержать не инвесторов, а юристов, без которых трудно разобраться во всех нюансах документов. Сами правоприменители путаются в деталях и нормах, количество специалистов, досконально разбирающихся в проблеме, стремится к недопустимо низкой величине. И чем больше мы вносим изменений, тем меньше становится специалистов, которые в комплексе могут понимать этот документ.

Но самое главное – у потенциальных инвесторов пропадает уверенность в том, что их инфраструктурные затраты будут действительно просубсидированы, поскольку в составе документов на соискание субсидии:

  • уже появилось чиновничье «заключение о целесообразности реализации проекта»;
  • по части коммуникаций действуют ограничения по времени, когда необходимо успеть предъявить понесенные затраты;
  • сами критерии конкурсного отбора не позволяют достоверно спрогнозировать его исход для конкретных компаний;
  • и так далее и тому подобное.

В такой «лотерейной» конструкции, исчезает главное, для чего принимался закон – стимул для старта новых инвестиционных проектов на территории региона. Ведь ответственные аналитики, примеряя проект к Ростовской области, не могут не учесть высокую вероятность неблагоприятного сценария.

Между тем, нам крайне важно, чтобы потенциальные инвесторы, принимая решение о локализации своего проекта на Дону, исходили из гарантированной возможности субсидировать затраты на инфраструктуру, тем самым повышая конкурентоспособность нашего инвестпредложения относительно других регионов и стран.

И в первую очередь, это должно касаться индустриальных проектов, реализуемых с нуля, так называемых «гринфилдов» – как в промышленности, так и в АПК. Поскольку именно они создают гарантированную добавленную стоимость к ВРП, а значит, в конечном итоге, обеспечивают окупаемость бюджетных субсидий.

Поэтому поручаю Правительству области для индустриальных проектов гринфилд проработать механизм гарантированного 50%-субсидирования расходов на оплату договоров техприсоединения к электрическим и газовым сетям. Речь идёт об этих двух видах коммуникаций в силу их востребованности и наработанной нормативной базы.

Есть точка зрения, что сложные конкурсные механизмы согласования и отбора потенциальных претендентов на субсидии нам якобы нужны для того, чтобы всегда иметь возможность отказать и тем самым застраховать бюджет от нехватки средств.

Я противник такой точки зрения и никогда ее не приму:

  • во-первых, можно, значит нужно предусмотреть такой механизм, чтобы заявки подавались в текущем году, а субсидировались бюджетом следующего. Тогда мы сможем точно рассчитать необходимые потребности и заложить их в бюджет следующего года.
  • во-вторых, у нас предусмотрена верхняя планка 50-процентной субсидии: по электричеству от 50-100 млн рублей в зависимости от масштаба проекта, по газу – 30-70 млн рублей.
  • в-третьих, если заявителей всё-таки окажется слишком много, то это на самом деле не проблема, а плюс для бюджета! Ведь речь идет о строительстве в чистом поле новых заводов и фабрик, агропромышленных производств, а значит, дополнительной прибавке к региональному бюджету. Под такие цели полезно перераспределить средства в пользу инфраструктурных субсидий, поскольку подобные расходы, повторюсь, – возвратные и окупаемые. А не просто проедаемые!

Поручаю департаменту инвестиций и предпринимательства до конца февраля 2016 года разработать необходимую нормативную базу и в марте следующего года внести ее на рассмотрение правительства региона.

В целом же, мы уже сейчас можем констатировать высокую эффективность господдержки, которая оказывается инвесторам из регионального бюджета. На один рубль поддержки мы получаем 8 рублей в виде налогов и около 40 рублей привлеченных инвестиций.

В то же время очевидно, что нам необходимо вести постоянную работу по тонким настройкам этой системы. И мы это делаем.

Так, например:

1. Мы исключили ограничение права инвестора на передачу льготируемого имущества в аренду в период действия инвестиционного договора.

2. С учетом изменений в Земельном кодексе в 2015 году разработан механизм предоставления в аренду без проведения торгов участков, находящихся в госсобственности региона, и земельных участков, госсобственность на которые не разграничена. Данный механизм распространяется помимо прочего и на масштабные инвестиционные проекты.

3. В текущем году уже предоставлен земельный участок для реализации инвестпроекта по строительству аэропортового комплекса «Южный». Будем продолжать применение нового механизма в отношении других масштабных инвестпроектов и в 2016 году.

4. Также недавно была установлена в размере 50 млн рублей максимальная сумма субсидии по процентной ставке для инвесткредитов. Таким образом, расширено количество потенциальных получателей поддержки.

Однако сегодня, по-прежнему, зарегистрированные в Ростовской области юридические лица и филиалы, реализуя инвестпроекты, находятся в разных условиях. В инвестпослании-2014 я усомнился в целесообразности такой дифференциации при решении вопроса о предоставлении мер поддержки. Тогда были приведены достаточно весомые аргументы.

Безусловно, удручает, что на осознание необоснованности такого различия у вас, коллеги, я говорю о членах правительства, ушел целый год. Подобное недопустимо! Это не работа на результат, так работают в «лаборатории резины», но там есть в этом смысл.

Но не может не радовать, что здравый смысл все-таки восторжествовал, и на декабрьском заседании Законодательного собрания приняты разработанные правительством области поправки в отношении предоставления субсидии инвесторам на возмещение части затрат при подключении к инженерным сетям. Тем самым снижены административные барьеры на пути в наш регион инвестиций крупных компаний.

Этот перечень малых и не очень малых дел можно продолжать. Но ещё больше нам предстоит сделать!

Несмотря на то, что многие регионы изучают и копируют нашу нормативную базу, считают передовым наше инвестиционное законодательство, необходимо признать, что в нём еще немало недостатков:

  • нормативная база Ростовской области «засорена» отсылочными нормами, которые подчас плохо стыкуются друг с другом.
  • требуются и концептуальные изменения.

Например, для получения многих форм поддержки предприниматели конкурируют по такому показателю как количество создаваемых рабочих мест. Но ведь на большинстве действующих производств в рамках инвестпроектов внедряются современные технологии, ведущие, как правило, к сокращению рабочих мест. Надо пересмотреть архаичные критерии, развести проблематику занятости и повышения производительности труда. Очевидно, что новые рабочие места надо создавать за счет строительства новых заводов, рождения новых индустрий. Это единственно верный путь в этой ситуации.

Такими же архаичными, в большинстве случаев, являются требования заполнять инвесторам формы по соотношению собственных и заёмных средств, рассчитывать и прогнозировать массу другой динамичной информации, которая в действительности почти наверняка окажется совершенно иной. Зачем эти многочисленные проекты и планы, если предприниматель рискует своими деньгами, развивается исключительно на частные инвестиции, а бюджет не участвует зачастую в софинансировании проекта?

Нам надо почистить нашу нормативную базу от такого мусора, максимально освободить всех участников процесса – и бизнес, и чиновников - от непродуктивной работы.

Предлагаю Законодательному собранию области возглавить эту работу, включив в нее Уполномоченного по защите прав предпринимателей и представителей деловых объединений региона.

А так как все вышеперечисленные недостатки, по мнению бизнеса, присущи и некоторым документам федерального уровня, то считаю целесообразным подключить к данной работе наш актив самый широкий, в том числе  и актив регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Все мы должны четко осознать, что оценивать работу законодательных органов, бюрократического аппарата по количеству принятых нормативных документов – контрпродуктивно! Надо умерить нормотворческий пыл, а сделать упор на качество. Принимать такие документы, которые потом бы не пришлось в ежемесячном режиме править.

Одновременно предлагаю критерием эффективности работы в отношении областной нормативной базы рассматривать количество отмененных, демонтированных норм и документов, которые просто не работают, утратили свой содержательный смысл или вовсе его не имели.

Убежден, что ошибки лучше признавать и исправлять, чем старательно их не замечать!

Крайне непростые стартовые условия 2016 года заставляют нас более четко определиться с приоритетами, пожертвовать их количеством в пользу результативности. Полагаю, мы не сможем результативно поддержать большое количество отраслей, и поэтому должны более тщательно подходить к их селекции. При этом анализ должен быть многофакторным, с обязательным учетом федеральных трендов и нашей региональной специфики.

Например, сейчас активно поддерживается на федеральном уровне и в  регионе импортозамещающее производство, например, строительство новых теплиц, в том числе субсидируя капитальные затраты по их возведению. Федеральные меры поддержки – беспрецедентные.

Ростовская область – в числе регионов, где такие теплицы строить выгодно и целесообразно. Это наш, что называется, профиль.

Однако окно возможностей, по моим расчетам, может закрыться в течение двух-трёх лет: всего в России требуется примерно 2000 га новых теплиц – не так много, особенно учитывая, что рынком сегодня наиболее востребованы крупноформатные проекты, от 50 га и более.

Мы непременно должны воспользоваться этой возможностью, и именно сейчас, потому что потом будет поздно: рынок насытится, субсидии – прекратятся. Сегодня или никогда!

Задача воспользоваться такой возможностью ставится не только перед областным минсельхозпродом и Агентством инвестиционного развития. В конкурентную борьбу за тепличные проекты должен самым активным образом включиться областной минпромэнерго, поскольку современные тепличные комплексы требуют очень мощной энергетической инфраструктуры. И эта задача должна быть решена несомненно.

Возможно, в числе таких приоритетов должно быть также производство молока и мяса, поскольку такие проекты несут мощный мультипликативный эффект.

Президент России в своем послании говорил о том, что конкурентное производство в нашей стране до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Ростовская область в этом смысле - уникальный российский регион, поскольку у нас хорошо развит как раз несырьевой сектор, а значит, Ростовская область изначально имеет мощные стартовые позиции по реализации программ импортозамещения.

В 2014 году я утвердил План мероприятий по поддержке предприятий области, производящих импортозамещающую продукцию. Мы добились некоторых результатов, но очевидно, что они могли быть и больше. Поэтому, полагаю, что данный документ необходимо актуализировать с учетом сегодняшней обстановки и добавить конкретные мероприятия, которые дадут ощутимый результат. Предложения министерства экономического развития области по этому вопросу жду уже в I квартале 2016 года.

Ещё раз подчеркну! С учетом ограниченности ресурсов мы должны более четко обозначить свои приоритеты на 2016 год, особенно те, которые будем поддерживать финансово. И это касается не только отраслей, но и территорий.

Вот, например одним из главных территориальных приоритетов инвестиционного развития на 2016 год для Ростовской области должен стать моногород Гуково.

Федеральное Правительство поддержало нашу инициативу по наделению его статусом территории опережающего социально-экономического развития, соответствующие решения должны быть приняты в ближайшем обозримом будущем. И, естественно, мы должны воспользоваться этим уникальным шансом, чтобы модернизировать экономику этой территории, снизить её зависимость от углепрома. Убежден, у нас есть все возможности сделать моногород Гуково лучшим на юге России местом для размещения новых заводов и предприятий.

В этой связи мы в первую очередь должны сосредоточиться на инфраструктуре, для развития которой кое-что сделали в последнее время, но ещё больше сделать нам предстоит.

Поручаю минпромэнерго области добиться в 2016 году реализации согласованного с «Газпромом» проекта по строительству (реконструкции) ГРС «Гуково», мощностью 150 тыс. м3/час. И совместно с РСТ обеспечить привлекательные ценовые условия для присоединения новых производств моногорода Гуково к электрическим сетям, используя для этого, в том числе, возможности сотрудничества с Фондом развития моногородов. Аналогичную работу должны провести администрация Гуково, областные минЖКХ и минтранс в отношении иных видов инфраструктуры. Координацию поручаю заместителям губернатора по курирующим направлениям.

Еще пару слов о снятии инфраструктурных ограничений по газу. В целевую Программу реконструкции газораспределительных станций «Газпрома» на 2014-2017 годы уже включены восемь ГРС на территории Ростовской области[1]. Недавно нами достигнуты договоренности о включении в программу еще нескольких объектов[2].

Задача расширения газораспределительных мощностей – это одна из принципиальнейших задач областного минпромэнерго!

И еще одно поручение в отношении Гуково. Знаю, позицию областного минфина по этому вопросу, но полностью согласиться с ней не могу. Особенно в свете последних федеральных решений по нашему моногороду. По-прежнему считаю, что в целях диверсификации экономики Гуково необходимо предусмотреть повышенную субсидию – не 50% от понесенных расходов, а больше, на присоединения к энергосетям (газовым, электрическим) для резидентов Гуковского индустриального парка. Тогда это на самом деле будет территория опережающего развития. Этой возможностью надо воспользоваться, иначе Гуково станет мертвым городом.

На это решение необходимо выйти в первом квартале 2016 года.

Ещё раз обращаю внимание всех представителей областных органов власти, муниципалитетов: хватит жить в режиме «от совещания к совещанию». Проблемы надо решать, достигать конкретных результатов. Мы не сможем привлечь новых промышленных инвесторов, если в территории не будет полного комплекта абсолютно всех видов коммуникаций и с ценой присоединения ниже, чем даже в лучших индустриальных парках Ростовской области.

Давайте сделаем так, чтобы развитие бизнеса в донских индустриальных парках, а их у нас семь, стало самым конкурентоспособным предложением на южно-российском рынке.

Теперь, об одной из самых насущных сегодня проблем бизнеса – сложностях с получением кредитов и высоких процентных ставках по ним.

Сразу должен констатировать, что более-менее существенно и системно мы можем влиять на ситуацию лишь с кредитованием малого бизнеса, что само по себе уже неплохо:

  • для решения проблемы, связанной с доступностью кредитов, в 2015 году докапитализирован НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» в сумме 312,3 млн рублей. В итоге это позволило увеличить общий лимит поручительств фонда с 3,8 до 4,9 млрд рублей и существенно нарастить объемы льготного кредитования малого бизнеса. По объему капитала Гарантийный фонд Ростовской области входит в пятерку региональных гарантийных организаций в России
  • также в качестве альтернативы банковскому кредитованию выступает микрофинансовая организация «Региональное агентство поддержки предпринимательства», которое предоставляет бизнесу финансирование в сумме до 1 млн рублей под процентную ставку до 10% годовых. Среди микрофинансовых организаций первого уровня, созданных за счет бюджетных средств, наше агентство в России самое крупное.
    С 1 августа текущего года увеличен срок, на который выдаются микрозаймы агентством, – с 1 года до 3 лет.
    Кроме того, в начале следующего года планируется увеличить объем микрозайма для предпринимателей с 1 млн до 3 млн рублей.

В то же время, что касается крупных компаний, то мы в текущем году смогли просубсидировать процентные ставки только по нескольким инвестпроектам.

Причина понятна.

Основной ресурс по проектному финансированию крупных компаний и проектов сегодня объективно концентрируется на федеральном уровне, и мы здесь можем только содействовать, выступать в роли лоббистов ведущих донских предприятий в вопросах доступа к этому источнику.

В частности, создан федеральный Фонд развития промышленности, программами которого уже пользуется ряд компаний по всей стране, среди которых есть и компании из Ростовской области – «Ростсельмаш», «БТК Текстиль» и «НЭВЗ».

Сейчас на рассмотрении в фонде заявки 24-х донских предприятий. Но, уверен, их может быть и больше. Призываю и другие наши предприятия максимально быстро рассмотреть возможность участия в программах фонда.

В свою очередь министерству промышленности и энергетики области поручаю организовать взаимодействие донских предприятий с Фондом развития промышленности. Очевидно, что нам необходимо увеличить количество проектов от Ростовской области, участвующих в подобных программах.

Что касается фискальной нагрузки на бизнес, в прошлом году я публично заявил, что региональные налоги для бизнеса повышены не будут. Слово мы своё в 2015 году сдержали.

В полном объёме также были сохранены все налоговые льготы для инвесторов:

  • если объем налоговых льгот инвесторам за 2014 год составил 1,2 млрд рублей, то в 2015-м он будет на уровне 1,5 млрд.
  • при этом получатели налоговых льгот в 2015 году реализуют инвестиционные проекты стоимостью более 90 млрд рублей.

В 2016 году мы также не планируем увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и продолжим предоставление разумных и, как я бы сказал, выверенных налоговых льгот.

Более того:

  • в текущем году введены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах.
  • В ноябре дополнительно введена нулевая налоговая ставка по 28 видам деятельности для индивидуальных предпринимателей, ведущих бизнес в сфере бытовых услуг населению.
  • Кроме того, мы расширили сам перечень видов деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы налогообложения. К существующим 42 видам деятельности добавились ещё 16. Среди них: переработка и консервирование фруктов и овощей, рыбоводство, выполнение работ по разработке компьютерных программ и баз данных и т.д.
  • Тогда же мы снизили с 6% до 5% ставку для налогоплательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения и реализующих в регионе инвестпроекты. 

Всё это та поддержка малого бизнеса, которая напрямую направлена на снижение налогового бремени.

В целом же убеждён, что давно пора еще раз тщательно проанализировать те формы поддержки, которые мы оказываем малому бизнесу. Далеко не все они эффективны по мнению, прежде всего, самих предпринимателей.

Есть более эффективные альтернативы. Их нужно искать, их нужно реализовывать.

Например, в Ростове в этом году мы открыли уникальную площадку – муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов». Центр, как мне кажется, является следующим за бизнес-инкубаторами эволюционным звеном:

  • в «Новый Ростов» предприниматели могут приходить работать без всякого конкурсного отбора, без лишней бюрократии, что в десятки раз увеличило трафик тех, кто воспользовался его услугами, относительно показателей бизнес-инкубаторов.
  • нам удалось создать среду для успешных, креативных людей, обмена идеями, лучшими бизнес-практиками.

Агентство стратегических инициатив ещё на этапе создания Центра включило его в перечень лучших муниципальных практик России, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

В этой связи, полагаю, пришло время оценить эффективность донских бизнес-инкубаторов в их традиционном понимании. А таких у нас пять. Жду от департамента инвестиций и предпринимательства конкретных предложений по этому поводу до конца первого квартала 2016 года.

В целом же, надеемся, что наши наработки будут востребованы и созданной в 2015 году Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Президент России в своем послании Федеральному Собранию обратился, в том числе, к регионам об оказании содействия данной структуре в реализации возложенных на нее задач.

В свою очередь, поручаю минэкономики и департаменту инвестиций и предпринимательства организовать взаимодействие с корпорацией. О возможных формах такого сотрудничества прошу доложить мне в первом квартале 2016 года. В следующем году предприниматели региона должны уже ощутить практические результаты такого сотрудничества.

Ещё один аспект, который, безусловно, влияет на инвестиционный климат и инвестиционную активность любого бизнеса: малого, среднего, крупного – по-прежнему наличие чрезмерного количества проверок, засилье контролёров.

Это одна из проблем, которая, к сожалению, по-прежнему требует нашего особого внимания, в том числе персонально и губернатора. О необходимости такой работы я говорил в своём послании год назад и в очередной раз отчетливо об этом сказал Президент России.

Важно, что мы не только её фиксируем, но и предпринимаем конкретные шаги по снижению административного давления на бизнес. И здесь ключевой для нас является позиция прокуратуры региона. Так:

  • при формировании ежегодного плана проверок предпринимателей на 2015 год прокуратура области исключила каждую пятую проверку;
  • а по итогам рассмотрения заявлений органов контроля о согласовании внеплановых проверок отклонены более половины предложений (52%).

Предлагаю прокуратуре Ростовской области провести аналогичную работу и с графиком проверок на 2016 год.

Правовому управлению Правительства области поручаю тщательно анализировать законность запросов правоохранительных органов, требующих от органов власти информацию об организациях, получивших поддержку из бюджета. Практика показывает, что информация запрашивается с целью дальнейших проверок предпринимателей. Во многих случаях запросы не обоснованы и не мотивированы.

Такие запросы удовлетворяться не будут. Соответствующие рекомендации даны всем муниципалитетам региона. Поручаю главам муниципальных образований усилить контроль на местах по недопущению подобных случаев.

Также прошу общественные объединения бизнеса совместно с органами власти, в том числе правоохранительными, при личном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей области продолжить работу по выявлению чрезмерных контрольных мероприятий. При выявлении – незамедлительно реагировать, принимать меры.

Департаменту инвестиций и предпринимательства области поручаю обеспечить рассмотрение результатов проводимой работы на межведомственной комиссии по снижению административных барьеров и по итогам направлять информацию в мой адрес.

В целом в очередной раз требую от контролёров всех уровней учитывать, в какой экономической ситуации сегодня находится бизнес, и демонстрировать не рост числа проверок, а их сокращение, что, несомненно, могло бы позитивно отразиться на показателях экономического роста.

Впрочем, минимизировать административное давление, количество проверок можно и нужно также с другой стороны – упрощая и совершенствуя законодательство, сужая диапазон возможностей для контролёров по предъявлению необоснованных претензий.

Приведу еще один пример.

В настоящий момент в Ростовской области налоговые льготы предоставляются инвесторам на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет.

Период окупаемости проекта зависит от прибыли предприятия, объем и сроки получения которой предопределяются множеством переменчивых факторов. Как следствие, на практике использование декларируемой налоговой льготы порождает в Ростовской области для инвесторов неопределенность и риски, связанные с невозможностью точно спрогнозировать срок окупаемости проекта, естественным желанием получить льготу на максимально допустимый срок и т.д.

Подобная неопределенность:

  • с одной стороны, не позволяет инвесторам на момент принятия решения о локализации проекта в Ростовской области иметь достоверную убежденность в сроках действия налоговых льгот (приходится исходить из минимальных сроков, что снижает конкурентоспособность нашего инвестиционного предложения относительно иных регионов и стран);
  • с другой стороны, даёт поводы для контролирующих органов субъективно трактовать реальные сроки действия налоговых льгот, что одинаково вредно как для регионального инвестиционного климата вообще, так и для каждого конкретного проекта в частности.

В этой связи предлагаю устранить вышеуказанную неопределенность, установив в Ростовской области единый и гарантируемый для инвесторов срок предоставления налоговых льгот. А вот какой это будет срок – 3 года, 5 лет, или какой-то иной, давайте решим с бизнес-сообществом совместно. Но уже в первом квартале 2016 года.

Также считаю, что органы исполнительной власти Ростовской области, донские муниципалитеты при выявлении контролёрами в местной нормативной базе норм, имеющих двойное толкование, должны:

  • давать официальные разъяснения исключительно в пользу инвесторов;
  • и одновременно вести работу по устранению самой возможности двойного толкования.

Тотальное следование подобной линии поведения благоприятно отразится на инвестиционном климате и одновременно станет антикоррупционной мерой, ведь приведет к единообразию подхода, независимо от конкретного инвестора.

В прошлом году в рамках инвестиционного послания я говорил о тех инициативах, которые мы совместно с нашими предприятиями проводим по корректировке федерального законодательства.

В частности, речь шла о необходимости изменения требований к промстокам с учетом исходного качества воды. Введенные на федеральном уровне универсальные требования привели к тому, что сегодня промстоки в Ростовской области должны быть чище исходной питьевой воды. Как следствие, компании либо должны строить дорогостоящие очистные сооружения, либо платить штрафы.

И все, по сути, из-за того, что в реках Ростовской области, которые поставляют исходное сырье для местных водоканалов, – высокое содержание солей. Эта проблема касается абсолютно всех, каждого бизнесмена, который пользуется водой.

Бизнес, и не только в Ростовской области, говорит, что надо вернуться к прежней практике установления местных стандартов, которые бы учитывали качество исходного сырья и текущее состояние локальных водоканалов.

Мы не можем не реагировать на просьбы бизнеса помочь в этом деле.

Корректировка федерального законодательства – процесс длительный, и в 2015 году завершить его, к сожалению, не удалось. Однако проблема продолжает быть актуальной для инвесторов.

Поэтому поручаю областным министерствам жилищно-коммунального хозяйства и природных ресурсов продолжить эффективное взаимодействие с федеральными органами власти по устранению сложившейся коллизии. Проинформировать о ходе решения вопроса – до конца I квартала 2016 года и о формировании новых инициатив по корректировке федерального законодательства.

Если этим не заниматься, то у инвесторов может сложиться впечатление о равнодушии региональной власти к их проблемам. Этого допустить нельзя.

Обращаюсь ко всем областным органам власти:

  • оперативно реагируйте на запросы бизнеса, тем более, на аргументированные просьбы и предложения. Сегодня мы находимся в условиях жесточайшей межрегиональной и международной конкуренции за инвесторов. Не ждите, пока другие регионы и страны окажутся более отзывчивыми и внимательными к вопросам предпринимателей;
  • сегодня всем вам, уважаемые руководители, полезно спуститься с глобального на микроуровень и заняться конкретными проектами с выходом на конкретные результаты. Парадные мероприятия должны всё чаще уступать место кабинетной рутине, которая не так ярко освещается в прессе, но приводит к результатам. Работа по конкретным проектам должна стать безусловным приоритетом в рабочих графиках всех руководителей в Ростовской области.

И, пожалуй, заключительное на сегодня.

Все оказываемые финансовые и нефинансовые формы поддержки бизнеса не смогут создать благоприятную бизнес-среду без соответствующего кадрового обеспечения.

Нам нужно обеспечить наших инвесторов, прежде всего индустриальных, квалифицированными рабочими кадрами, повысить престиж рабочих профессий. Именно поэтому в 2015 году Ростовская область вступила в движение «Ворлдскиллс Россия». И уже в 2016 году мы должны провести свой региональный чемпионат рабочих профессий по стандартам «Ворлдскиллс», а также принять участие в национальных чемпионатах.

Ростовская область первой из регионов Южного федерального округа в полном объёме внедрила региональный инвестиционный стандарт. И здесь, безусловно, сыграло свою роль наше активное сотрудничество с «Агентством стратегических инициатив», которое мы начали в 2012 году.

Поручаю органам власти привлечь предприятия области к проведению регионального чемпионата по стандартам «Ворлдскиллс». Координирует данную работу областное министерство образования.

Мы вместе реализовали «пилотный» проект по сокращению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства. В результате, сократили бюрократическую составляющую процесса втрое.

В 2014 году в «пилотном» режиме приняли участие в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанном АСИ совместно с ведущими предпринимательскими объединениями страны.

В рамках Национального рейтинга-2015 Ростовская область заняла уже 8-е место среди 76 субъектов РФ, участвующих в рейтинге, и вошла в группу регионов с комфортными условиями для бизнеса.

В 2016 году нам предстоит удержать высокую планку результатов рейтинга 2015 года, поэтому министерству экономического развития совместно с отраслевыми органами власти и муниципальными образованиями поручаю принять исчерпывающие меры по данному направлению.

Каждый из сидящих здесь, прежде всего представителей органов власти, должны внимательно проанализировать проблемы и задачи, озвученные мною сегодня. И предложить результативные шаги по их решению.

До 1 марта следующего года организационный план с предельно конкретными мероприятиями, сроками их реализации и ответственными должен поступить мне на подпись.

А Национальный рейтинг по итогам 2016 года, к слову, станет одним из ключевых индикаторов успешности той работы, которую мы все вместе должны провести в будущем году для реализации нынешнего инвестиционного послания, и в конечном итоге – для сохранения тех темпов экономического развития, которые набрала Ростовская область за последние годы.



[1] ГРС Гуково, Новошахтинск, Шахты-2, Шахты-1, Пролетарск, Тарасовка, Егорлыкская, Пролетарская диктатура.

[2] ГРС «Старочеркасск», «Сальск», «Целина» и ГРС «Солнечный» в Аксайском районе.

 

Смотри также:

Василий Голубев: «В 2015 году в экономику Ростовской области привлечено 270 млрд рублей инвестиций»

Для привлечения инвесторов в моногород Гуково необходимо более активное развитие инфраструктуры

Инвестпослание Василия Голубева: «Мы продолжим поддержку малого бизнеса»

На Дону будет установлен единый и гарантируемый срок налоговых льгот для инвесторов

Василий Голубев: «Строящаяся воздушная гавань – магнит, притягивающий на Дон новых инвесторов»

Василий Голубев: «Нужно обеспечить инвестпроекты квалифицированными рабочими кадрами»

Присоединение новых производств к электричеству и газу будет субсидироваться на 50%

Видеозапись Инвестиционного послания

Размещен:Размещено:
25.12.2015 11:15:13|
Изменено:
10.03.2016 13:01:16|
Количество просмотров:
3994

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации