Выступление губернатора В.Ю.Голубева на общем собрании членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области»

22 января 2014 г.

Ростовский музыкальный театр

Дорогие друзья!

Я немного изменю свое выступление – с учетом выступлений и предложений, прозвучавших тут.

С чего хотел начать. Первое. Выступавшему здесь главе Семикаракорского поселения Александру Николаевичу (Черненко) хочу сказать большое спасибо за работу, которую вы провели. Одним словом, вы просто молодцы. Давайте поблагодарим за такую инициативу – как инициативу, достигающую результата. Потому что приезжаешь в такой город и, честно говоря, уезжать-то не хочется. И дышится легче, потому что чисто, и люди приятные, люди это своими руками делают. То, что сделано своими руками, портить не хочется совсем. Поэтому – такие улицы (может, что-то еще, но, на мой взгляд, идеология понятна) должны быть в большинстве наших городов. Я думаю, люди нас поймут. А если еще те люди сами будут это готовить, да еще и поучаствуют в этом, то это еще больше придаст значимости и результативности такой работе. Потому что, хотим или не хотим, далеко не на все нужны деньги, хотя мы, как всегда, разводим руками и говорим: денег не хватает. Но максимальное приучение людей к совместной работе иногда дает удивительные результаты – и вот один из них. И не только здесь – во многих других территориях такие примеры есть. Еще раз спасибо за такую хорошую инициативу.

Теперь еще об одном предложении – о том, каким образом можно изменить, например, через год, проведение ежегодных заседаний Совета. Я считаю, обязательно нужно проводить пленарное заседание, а перед этим обязательно провести заседание по нашим палатам. Я бы предложил сделать 6 площадок: палаты сельских районов, палаты городских территорий, округов, поселенческие на две делятся. Дальше – советы депутатов сельских поселений. Советы депутатов районных и городских можно объединить. Я думаю, здесь уже выступили представители этих палат с лучшими практиками и высказывали какие-то идеи, предложения по блокам – по совершенствованию работы в наших муниципалитетах.

Это может лечь не только в основу решения, которое мы здесь принимаем, но и в основу деятельности некоторых органов исполнительной власти, и на областном уровне в том числе. Мы придадим тогда нашему общению более конкретный характер. И тогда это даст возможность нам даже в небольших таких кругах говорить откровенно и о проблемах, и о том, что можно решать. Ну, конечно, можем смотреть наверх и ждать: когда сверху упадет, тогда и сделаем. Не будет такого никогда, оттуда никогда не дадут столько, сколько мы хотим. Потому что такое течение жизни – человек никогда не успокоится, потому что хочет, чтобы его комфорт и самочувствие улучшались. Давайте из этого исходить, выходя на итоговое заседание ежегодное, и, поверьте мне, мы увидим очень интересные вещи. А те материалы, что вы получили, на мой взгляд, нужно делать дважды в год… И доносить до каждого руководителя – сельского поселения, председателя совета депутатов, – чтоб мы потом могли посмотреть лучшие практики, которые реально существуют в сегодняшней жизни.

Я бы акцентировал ваше внимание на ряд тем, которые проходят снизу доверху – от Президента страны до руководителя сельского поселения, до исполнителей той или иной задачи. Сегодня они являются для нас актуальными – и в 2014 году, и в определенной перспективе.

Поэтому и в текущем году, и в перспективе, нам необходимо на ряд вопросов обращать такое же принципиальное внимание. И я бы начал разговор с того, что есть майские указы Президента, которые всю нашу с вами деятельность должны пронизывать. И мы должны всегда понимать, что это некий мониторинг дееспособности власти, которая должна в итоге для улучшения качества жизни населения достичь определенных результатов. Об этом было подробно, основательно, я бы сказал, требовательно сказано Президентом на заседании Госсовета перед Новым годом.

 По каждому из указов у нас есть и мониторинг показателей, и ведется «дорожная карта». Она работает, мы сегодня ведем практически ежемесячный мониторинг с докладом, в случае необходимости, каждую неделю.

 Первый блок – экономические показатели, речь идет о привлечении инвестиций. В основной капитал в 2015 году инвестиции, по прогнозам, составят 296,5 млрд рублей в Ростовскую область. Доля в валовом региональном продукте должна достичь 25,9%. Поясню, почему 2015 год. Это – целевой показатель, 2015 год определен как некий этап, который должен обеспечить реализацию этой задачи.

У нас с вами такие возможности есть. Мы фактически находимся в режиме исполнения этого показателя по итогам 2014 года. Сегодня в целом у нас в областном реестре – 422 проекта на 703 млрд рублей, при реализации которых мы получим 58 тысяч рабочих мест. Это только та часть, которая есть в этом мониторинге и в этом реестре.

Есть много проектов, которые находятся в стадии практической подготовки и требуют «приделывания ног». Я просил бы вас обратить на это внимание. Если есть возможность выходить за уровень этого показателя, нам нельзя на этом останавливаться. Потому что новое развитие влечет возможность более активного привлечения дополнительных инвестиций в наш регион. Поэтому я прошу вас взять это на вооружение.

 Агрессивность должна быть в этом, в нормальном смысле, агрессивная работа по привлечению инвестора, системность, которая должна присутствовать, и вы никогда не должны забывать, что это то, что потом принесет вам дивиденды. То, за что население потом поставит вам оценку. И, конечно, должна быть последовательность.

Если вы договорились с инвесторами, если вас услышали, а вы их поняли, вы должны работать до конца, до того момента, когда проект как минимум станет реальностью. Должна быть принципиальная работа каждого из нас.

Вопрос производительности труда. Очень очевидно и отчетливо поставленный в соответствующем указе Президента. К 2018 году задача – индекс производительности труда нарастить на 1,5 раза по сравнению с 2011-м годом. Таким образом, мы должны обеспечивать рост производительности труда на 6-7% ежегодно.

Вы можете мне сказать: а мы какое отношение к этому имеем? И можно ответить неправильно: никакого. Нет, друзья, вы, как работники органов власти, на территории которых находятся предприятия, не можете не видеть, как тот или иной руководитель работает в этом направлении. Значит, мы должна найти возможность и стимулировать его на решение таких задач.

Несомненно, для решения есть набор рецептов, которые определены и которые мы должны иметь в виду при реализации этой задачи.  Это улучшение предпринимательского климата, это механизмы гарантийной поддержки кредитов для малого и среднего бизнеса, это способствование развитию конкуренции через повышение прозрачности и качества закупок, это формирование иных институтов поддержки.

  И я прошу Совет муниципальных образований посмотреть лучшие практики, которые сегодня могут быть предложены муниципалитетам для работы и в этом направлении.

Отдельная тема – инфраструктура индустриальных парков. Мы планируем активизировать привлечение средств федерации на развитие инфраструктуры. Помните, что Президент В.В.Путин сказал, что если субъект вложит в развитие инфраструктуры, то возможен и актуален вопрос возврата этих денег из федерального бюджета субъекту. Мы на это пойдем. Сегодня готовятся соответствующие заявки наших отраслевых министерств на участие области в 2015 году в реализации этой задачи. Одновременно в текущем году мы продолжим работу по организации инфраструктуры парков за счёт инвестпрограмм сетевых организаций и средств бюджета Ростовской области.

Софинансирование местных расходов – тема, которая всегда беспокоит глав местного самоуправления, и я это поддерживаю очевидно. Не случайно некоторое время назад по моей инициативе, по разработке минфина мы пошли на то, чтобы снизить планку софинансирования. Но часто возникает вопрос: а что в итоге произошло? И мы обязательно об этом поговорим.

У кого-то появился лишний миллион рублей, у кого-то два, а у кого-то десять. Приходит конец года, я задаю вопрос министру финансов:  почему район просит у меня на то, чтобы бюджетная обеспеченность была исполнена, эту разницу вернуть? И во многих случаях приходится констатировать простой факт: никто не учел, что у территории появились дополнительные финансовые средства. Как будто их и не было, расходуют по определенной программе. Друзья, такого не может быть. Как будто не понимают: при всем том, что у вас есть, и плюс бюджету области, и некая прибавка. Мы все еще работаем в условиях режима жесткой экономии, и это вы почувствовали в конце 2013 года. Поэтому я прошу вас в обязательном порядке иметь это в виду. По моему поручению минфин работает над этим вопросом, мы с финансовыми руководителями, специалистами обязательно проведем такой разговор. Отдельно мы поговорим об этом и на подведении итогов 2013 года.

Если говорить по области, то базовый уровень софинансирования: областной – 80%, муниципальный – 20%, с корректировкой на уровень бюджетной обеспеченности территорий.

 Как вы знаете, некоторые коррективы мы уже сделали. Среди районов наименьший уровень софинансирования в Кашарском районе (3,2%), наибольший – в Аксайском. Среди городских округов наименьший уровень – в Новошахтинске, наибольший – в Ростове-на-Дону. Я проценты не называю, главы территорий знают; если интересно, я это сделаю. Но вопрос как раз в том, что мы, начиная с 2014 года, будем отслеживать, только потому, что уровень софинансирования мы изменили и хотели бы получать от этого определенный результат.

 Думаю, все понимают, что возможности бюджета области небезграничны, как и муниципалитетов, поэтому прошу вас, прежде всего, реально планировать доходы, повышать эффективность источников пополнения казны. И особое внимание в 2014 году уделить  бюджетной дисциплине, оптимизации или сокращению непервоочередных расходов, чтобы решить задачи и обещания, которые вы сделали своим жителям.

Второй блок – это социальные показатели.

Повышение уровня зарплаты по различным направлениям, в том числе в образовательной системе, в медицинских учреждениях. Мы сегодня находимся в том режиме, который позволяет нам сказать: мы задачу Президента по этому указу выполним в полном объеме. И на 2014, 2015, 2016 годы мы эти деньги запланировали и будем строго за этим смотреть.

Повышение профессионального уровня педагогов и укрепление материальной базы учебных заведений. В прошедшем учебном году почти четверть работников  повысили свою квалификацию. Около 1,5 млрд рублей направлено из федерального бюджета на модернизацию общего образования  и укрепление его материальной базы.

 Мы сегодня имеем одну принципиальную задачу, которая поставила перед нами Федерация, и за этим отчетливо смотри минфин. Это обеспечение целевого и эффективного использования этих ресурсов.

Прошу не забывать тех, кто этим занимается, и помнить, что педагоги должны проходить переподготовку 1 раз в три года, как этого требует сегодня законодательство.

Отдельная тема, о которой мы говорим достаточно много, надеюсь, и результат, в конце концов, будет. Доступность мест в детских садах и формирование электронной очереди. В 2013 году дополнительно введено 9 тысяч 400 мест по всем направлениям решения этой задачи.

Казалось бы, неплохой результат, но сегодня он пока недостаточен для полной ликвидации очередей в детских садах.

 Прошу глав муниципальных образований вопрос держать под личным контролем, я говорил об этом неоднократно. Задача эта будет решена, чего бы это мне ни стоило.

Поэтому, начиная с января этого года, существует 3 варианта муниципалитетов. Зеленые (обозначенные зеленым) - это решающие задачу, желтые – это те, кто решает на «троечку», красные – те, кто решает на «троечку» и находятся в зоне риска. И если ситуацию не будут менять, извините, выполняйте то, что обещали людям. Это ваша личная обязанность, это вы обещали людям, за это нужно отвечать. Тот, кто не шевелится, задумайтесь: другого варианта не будет. Почему? Да потому, что у нас сегодня остается еще очередь в 13 с половиной тысяч.

А если внимательно посмотреть на будущую задачу, то она не упрощается. Как только мы определим детей от 3 до 7 лет, потом идут малыши, совсем маленькие. А после этого нам надо задуматься (и я обязательно об этом скажу): что же произойдет со школами нашими? То есть с местами в наших школах. Когда мы создавали систему «Электронный детский сад», много было скептиков, говорили, что не нужно. Теперь я убежден абсолютно, что нужно. И здорово, что сделали раньше, чем во многих других регионах России. Мы реально понимаем нашу очередь. Реально понимаем – значит, знаем, что надо сделать. Создание очереди помогло нам увидеть, что, для того чтобы закрыть эту проблему, нам нужно построить еще дополнительно 18 детских садов.

Если в этом году не начать, не заложить основу, то в ноябре 2015-го задача не будет решена.

Задача стоит следующая: построить детские сады к августу 2015 года. Чтобы они начали действовать, нужна определенная работа: лицензирование, приемка оснащение и т.д. и т.п. Если этого сделано не будет, значит, уже вы тоже не решаете эту задачу. За это все должна быть персональная ответственность.

Ситуация с местами школьными. Сегодня в некоторых районах этот вопрос становится очень актуальным. Переполнены школы Азова, Аксая, Батайска,  Новочеркасска, Ростова. В среднем по области заполняемость школ - 84,6%, в т.ч. на селе – 62%,  в городах – 105%. Дальше проблема будет только нарастать. Поэтому главам территорий надо провести анализ  вместимости общеобразовательных учреждений – с учётом ситуации в разрезе населенных пунктов. Результаты необходимо направить в минобразование Ростовской области до 1 марта текущего года для того, чтобы выработать необходимые меры.

Я уже говорил на видеоконференции: те, кто имеют уже проекты, будут первыми при строительстве новых школ. Я знаю, кто имеет такие проекты. Мы будем первыми смотреть такие территории на финансирование строительства школ.

Разобрались с заполняемостью, да? Если смотреть на Батайск, например, то сегодня у вас переполнены школы на 46%. Вы и должны быть первыми.

По качеству профессионального образования. Много сегодня говорят об этом, в том числе это приходит из наших муниципалитетов. Мы планируем создать многофункциональные центры прикладных квалификаций. И такой пилотный центр реализуется на базе Каменского техникума строительства и автосервиса, а к 2018 году по области будет 5 таких центров. В стадии развития – 18 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации.

Главной проблемой остаётся максимальная настройка, переориентация нашего бизнеса и  профобразования на потребности экономики области. Это очень принципиальная задача. Сегодня у нас и предприятия есть, но подпорки в виде квалифицированных специалистов, к сожалению, не хватает.

Третий блок вопросов связан с реализацией «жилищного» указа Президента № 600.

Если говорить о господдержке в приобретении жилья, в 2013 году при господдержке жильё приобрели 53 многодетные семьи. Земельные участки предоставлены почти для 3 тысяч «больших» семей – многодетных. А в очередь стали более 13,5 тыс. многодетных семей. Как видите, это  решение задачи несоизмеримы с потребностями.

Я понимаю, что нужно было время для того, чтобы разогнаться. Это время фактически прошло. Если кто-то не понимает, как он будет это обеспечивать, вы не молчите, не держите эту тему внутри себя. Вы должны обязательно об этом заявить, чтобы мы думали, что же делать. Но построить нужно не «мертвые поселки», не те, которые будут через пень-колоду, через 3 участка домик, а посёлки, которые будут жить нормальной жизнью. А если представить себе поселок, где живут многодетные семьи, то надо же понимать, что нужны и спортивные площадки, и детские учреждения и т.д. и т.п. Это не задача – «поставить картонные домики» и увидеть, что там не живут. Задача стоит по-другому: создать нового типа поселки. Я убежден абсолютно, каждый из нас должен мечтать, чтобы таких поселков становилось все больше и больше в разных частях Ростовской области.

Поэтому работа по организации инфраструктуры становится приоритетной. Тем более, если посмотреть на возможности таких семей, то они зачастую не имеют средств постройки, если им не помогать, и некоторые из них никогда не смогут подвести коммуникации, если мы им не поможем.

Поэтому прошу глав взять этот вопрос на особый контроль. Для этого есть соответствующее постановление правительства Ростовской области  - постановление № 360. Минстрою поручено обеспечить регулярный мониторинг за ситуацией и вести регулярный доклад.

Переселение из аварийного жилья. По соглашению с Фондом содействия реформированию ЖКХ до 1 сентября 2017 года мы обязаны ликвидировать аварийный фонд, признанный таковым до 2012 года. Это свыше 150 тысяч кв. метров. В 2013 году мы смогли переселить людей с площади более 40 тысяч кв. метров, отселено более 1 тысячи семей. Но еще 150 тысяч кв. метров до 2017 года надо сделать. Поэтому прошу вас последовательно продолжить выполнение «дорожной карты», которая определена постановлением правительства №286. Главы районов, городов, поселений, несут за это персональную ответственность и отвечают лично.

Лицензирование управляющих компаний и создание реестров лицензированных УК. Идея усиления контроля в сфере ЖКХ, а также введения лицензий на управление многоквартирными домами поддержана руководством страны, вы это знаете. Прошу глав территорий в рамках своих полномочий до принятия соответствующего федерального закона организовать эффективный контроль по этому направлению. Особое внимание – новым полномочиям муниципального жилищного контроля, который предусматривает ограничение роста платы граждан за услуги ЖКХ.

Следующий вопрос – совершенствование государственного управления. Это указ Президента № 601. Я поддерживаю обращение относительно ситуации по МФЦ. Мы достигли определенного уровня и стали одними из лидеров в России. Если мы на этом остановимся, завтра будем одними из аутсайдеров.

Что это означает? Нужно проводить постоянный мониторинг ситуации, которая складывается по МФЦ. Здорово, что почти каждый 4-й житель области получил в 2013 году услуги через МФЦ. Теперь принципиальная задача: каково качество этих услуг? Как себя чувствуют те, кто работает и оказывает эти услуги? Справляются ли они с этой задачей? И здесь у нас еще много-много нужно сделать. Какие здесь нас ориентиры?

В 2013 году мы завершили создание сети МФЦ, обеспечив 90,7% населения услугами. Это, кажется, хорошая цифра, об этом говорил Президент России, мы в числе трех лучших регионов России, Москва в том числе. Но у нас есть территории, где вопрос требуют контроля и решения в течение еще длительного времени. Конечно, прежде всего, я говорю о нашей столице – городе Ростове-на-Дону. Из 8 районов города инфраструктура МФЦ есть только в пяти. Этого в городе многонаселенном явно недостаточно. Поэтому нужно расширять число пунктов доступа, удобных для людей. Очень прошу Вас, Михаил Анатольевич, тоже взять вопрос под личный контроль.

Через год перечень и количество услуг должно быть удвоено, обратите внимание. Значит, те люди, которые выполняют эти услуги, должны работать в 2 раза быстрее. Давайте посмотрим, что мы получили с созданием МФЦ. Какую задачу мы ставили? Ведь если в конце вы забудете закрыть (ведь некоторое время назад мы оказывали эти же услуги различными органами власти), мы добавили, с одной стороны людей, сохранив людей, которые оказывали когда-то услуги. И что получилось? Появился компьютер, а мы работаем со счетами.

Давайте посмотрим: а за что мы платим заработную плату людям? Нет ли здесь темы, связанной с производительностью труда и с достойной зарплатой? Эти темы здесь мы найдем. Этим и правительство «болеет». Приходит ко мне чиновник и говорит: у нас новый уполномоченный, нам нужны новые люди.

Я очень часто задаю вопрос: а вы точно уверены, что ваши люди в полном объеме загружены, за это получают заработную плату? И тогда, конечно, правильно приходить за этим вопросом. Но ответ я не всегда получаю.

Евгений Петрович Луганцев задумался, а у него внедрена система:  одинаковые специалисты получают разную зарплату. В каком плане? За  разную нагрузку, за качество выполнения работ, за умение общаться с людьми, которые приходят на прием. Почему это не вводить? Но мы же хотим быть органом власти, который «за» людей, а не «против» людей.

Давайте теперь вернемся к теме.

Если Совет поработает над темой и предложит очень выверенные предложения по реформированию МФЦ, я к этому обязательно прислушаюсь и найду решение. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Мы должны двигаться вперед, мы должны понимать, что человек через определенный отрезок времени будет именно таким образом получать услуги.

Поэтому сегодня на первый план выходят вопросы качества услуг. Прошу над этим задуматься и внимательно посмотреть на решение этой задачи.

 К 2018 году удовлетворённость качеством услуг населения страны, и в том числе Ростовской области, должна достигать 90%.  Посмотрите, какая серьезная и непростая задача.

Обращаю внимание, что в рамках 601-го указа с этого года у населения появится возможность оценивать вашу работу и мою тоже  в сети Интернет. И такая возможность у людей появляется в соответствии с этим указом.

Ссылки на проведение опросов будут размещены в ближайшее время на официальных сайтах муниципальных образований и на портале правительства Ростовской области. Так что вы всегда сможете видеть, какую оценку ставит вам население. Кроме глав территорий, оценку можно будет дать руководителям организаций транспорта, дорожного хозяйства и ЖКХ.

Это, по сути, система публичного мониторинга «настроений населения», удовлетворенности жителей деятельностью руководителей на местах. Эта тема для нас архиважна, прошу ею заниматься еще основательнее. 

Развитие МФЦ должно позитивно отразиться на развитии предпринимательской среды. Поэтому и активное участие бизнеса в различных экономических и социальных проектах, и отзывы бизнеса о том,  какое взаимодействие налажено сегодня с представителями местной власти, является лакмусовой бумажкой состояния дел. Поэтому в этом смысле работа Совета муниципальных образований по данным направлениям важна и своевременна, ее необходимо продолжать, а президиуму Совета – разработать и предложить механизм оценки ситуации в муниципальных образованиях области. Я готов именно ваше мнение здесь услышать и на его основании подписать соответствующие документы на уровне области. Было бы целесообразно сделать это до 15 февраля текущего года.

Некоторые вопросы, которые будут вам небезынтересны, связаны с исполнительской дисциплиной. Она остается, по-прежнему, на мой взгляд, слабой, особенно при принятии документов, которые закрепляют механизм реализации принятых ранее законов.

Проблема актуальная для муниципального уровня, для регионального уровня. И сегодня отсутствие конкретных механизмов реализации законодательных актов не позволяет эффективно решать ряд задач, тормозит принятие важных управленческих решений. Поэтому я при подготовке к сегодняшнему разговору поручил отраслевым министрам совместно с главами провести аудит муниципальной нормативно-правовой базы. И все необходимые на муниципальном уровне документы, если в этом есть смысл,  надо принять в кратчайшие сроки (я его определил как 1-е полугодие текущего года).  

Приоритеты местного самоуправления, которые были определены  посланием Президента Федеральному Собранию. К ним относится, в первую очередь, повышение гражданской активности на местах, в т.ч. с помощью ТОСов, различных форм самоорганизации граждан, открытости власти и наличием обратной связи с населением. Прошу руководителей органов местного самоуправления мобилизовать все необходимые для этого ресурсы, потому что вопрос требует решения. Мининформполитики области совместно с Советом муниципальных образований подготовит необходимые документы,  окажет методическую помощь. Также поручаю министерству проработать совместно с президиумом Совета механизм создания общественных советов в муниципальных образованиях области. По срокам я поставил задачу – и создать их до 1 июля текущего года.

Но сразу хочу обратить ваше внимание. Если вы хотите создать дельный совет, тогда не берите туда тех, кого называете «своими», возьмите туда профессионалов. Если вы хотите, чтобы вам кланялись, угождали, берите «своих». Они будут рассказывать, какие вы хорошие, и что все, что вы делаете, правильно.

Я убежден абсолютно, что брать в общественный совет надо тех, кто умеем делать, и делать их «своими», тогда они будут вам настоящими помощниками. И такие примеры есть.

Такие же требования я бы предъявил  и к министерствам, которые сегодня создали общественные советы. Я не могу сегодня гарантировать и  утверждать, что это по такой схеме отработано, но я посмотрю, как эти советы будут работать на практике. И начиная уже с этого года, представителей общественных советов приглашаю на отчеты министров, которые они делают передо мной. И посмотрю на их реакцию: как они оценивают работу министра, перспективы развития отрасли и каким образом готовы поучаствовать в будущем для решения тех или иных задач.

Поэтому нам необходим реально работающий общественный контроль.

Сегодня на портале «Российская общественная инициатива» любой человек вправе разместить своё предложение и рассчитывать на его реализацию в случае поддержки большинством. За этим просто надо внимательно следить. Похожие инструменты в ближайшее время будут внедряться и на муниципальном уровне. Министерству информационных технологий и связи области необходимо проработать вопрос об этом вместе с органами местного самоуправления. Настроиться на открытый диалог со своими избирателями должны и местные депутаты.

Не скрою, не очень приятно было слышать, что от депутатов местного уровня в адрес советов муниципальных образований не поступило за год ни одного предложения. Друзья, а чего тогда мы ждем – когда дядя придет? Да нет, дядя не придет. Нет тех, кто учит, скорее, научит население. Другого учителя у нас там нет. Поэтому, уважаемые председатели советов, обратитесь к депутатам. Это же активные люди. Они активно показывают свою необходимость жителям, они нам подскажут, что же нам нужно менять в рамках компетенций органов местного самоуправления. В том числе по реформам, которые возможны. И в любом случае будут спрашивать у вас, прежде всего, ваши ощущения от изменений. А если эти полномочия будут даны региону, то все равно мы придем к тому, что будем советоваться с представителями местного самоуправления. Но жизнь-то  меняется. Одно дело было работать 5, 10 лет назад, а другое – сейчас. Многое поменялось.

Поэтому еще раз повторяю: открытый диалог – это то, с чем нам с вами  сейчас предстоит работать постоянно. Особенно очень важно взаимодействие с обществом при планировании бюджета, программ развития, принятии правовых актов, которые имеют социальную значимость. Поэтому информационно-разъяснительная работа всех уровней власти должна вестись постоянно, системно, простым и доступным языком. 

Тема межнационального согласия и общественной безопасности. Эти  темы для нас сверхважны. Как вы знаете, более полутора сотен этносов и национальностей живут на территории Ростовской области. В отдельных районах численность некоренного населения доходит до четверти жителей, а в ряде поселений достигает 40%.Это требует максимального внимания.

Федеральный закон 284-й установил ответственность глав муниципальных образований за состояние межнациональных отношений.

Но скажу вам одну вещь. Вы активно хлопали и поддерживали одного из ораторов сегодня. Каждый должен делать свое дело. Но не взаимодействовать нельзя. Если на территории глава района не смог установить конструктивный диалог с руководителями правоохранительных органов, если глава поселения не знает, не взаимодействует с представителями этих структур в территориях, то он тоже делает что-то неправильно. Должна быть конструктивная, постоянна работа, и вы будете понимать, что и где происходит.

Потому что о любой бытовой ссоре, если в этой ссоре принимали участие люди разных национальностей, мгновенно мне сообщают.

 Сегодня, например, по Пролетарскому району. Глава здесь? Здесь. Произошло у вас? Я понимаю, что ссора бытовая, что зять – даргинец, а они другие. Но в итоге – человека не стало, и найдутся те, кто вам скажет, что у вас плохие межнациональные отношения. Тогда вы должны точно совершенно понимать: вы должны иметь формы сигналов… Поэтому, уважаемые главы, будьте внимательны в этом вопросе. Это то, что сегодня входит в систему мониторинга, и за это будет предъявлена точечная ответственность по каждому руководителю органа власти. И это может быть то, из-за чего вы лишитесь своего кресла. И я не хотел бы, чтобы мы по этому поводу лишались тех или иных руководителей. Но работать нужно конструктивно, сообща, вместе со всеми теми, кто этим занимается.

Если в целом на эту тему, я бы так сказал: конфликты в межнациональной среде – это проблема, которая реально воспринимается людьми, и проблема, которая влияет на комфортность проживания на той или иной территории. И это не нужно забывать.

И в этой связи я как высшее должностное лицо, от всех вас как от руководителей, требую: обеспечить полный необходимый комплекс мер по предупреждению и профилактике подобных конфликтов, вести постоянный мониторинг ситуации, наладить более тесное, результативное и постоянное взаимодействие с диаспорами и правоохранительными органами.

Проводить в случае необходимости, и на регулярной основе, совместные заседания муниципальных консультативных советов по межэтническим отношениям. И с чем я совершенно согласен – они должны быть очень конкретными. «Улучшить, углубить» – не стоит, это никогда не приводит  к результату. А если есть точечная проблема, она должна быть четко понятна и должна быть нацелена на соответствующие структуры. Общая задача наша, или цель – это обеспечение общественной  безопасности населения. Поэтому в этом нужно и результативное взаимодействие с правоохранительными структурами, и активно, на постоянной основе привлекать к охране общественного порядка народные дружины, наши казачьи формирования, работать с общественностью в самых маленьких населённых пунктах. Везде есть общественность, везде есть активные люди.

Не оставляйте без внимания требования установки систем видеонаблюдения, кнопок экстренного вызова, там, где это не сделано. Понятно, что кто-то скажет по поводу: денег нет. Но давайте над этим будет просто  работать. Под лежачий камень вода не течет.

В городах области в текущем году нужно принять дополнительные меры по развитию систем «Безопасный город». Один вопрос, который не может не беспокоить  никого из здесь сидящих, это детская преступность. По итогам 2013 года у нас возросла детская преступность. Если возросла преступность детская – давайте посмотрим в будущее.

Эти дети станут взрослыми. Если мы сейчас, в хорошем смысле, их не остановим и не остановим эти процессы, то где мы будем жить завтра, в какой области и в каком обществе? Для этого нам необходимо посмотреть, что делают наши комиссии по делам несовершеннолетних в каждом муниципальном образовании персонально. Такое поручение соответствующему руководителю я дам. По каждому муниципалитету, где это выросло, мы отдельно будем устранять нарушения.

Необходимо принять соответствующие меры вместе с полицией по запрету продажи алкоголя детям и по нахождению их на улице после 22 часов. Для этого у нас есть с вами соответствующее законодательство, оно принято. Нужно в постоянном контакте с общественными и другими организациями работать для нахождения возможных эффективных мер по исправлению сложившейся ситуации. Этот вопрос в этом году правительство Ростовской области берёт под особый контроль, и вместе с вами мы будем  работать в этом году и в будущей перспективе.

Прошу ряд муниципальных образований распространить опыт существующих наиболее эффективных моделей межнационального общения, работы по обеспечению общественной безопасности и эффективной деятельности по снижению детской преступности. Считаю необходимым по этим вопросам провести выездной семинар на базе одного или двух муниципальных районов в текущем году, где мы отдельно посмотрим на эти темы и обсудим, каким образом мы можем их решить в будущем.

По кадровому потенциалу органов местного самоуправления, конечно, есть вопросы, есть и принципиальная проблема нехватки кадров на сегодняшний день. Но я бы хотел, чтобы мы с вами основательно работали над резервом. Прошу вас, как руководителей, задуматься над тем, что самым лучшим результатом работы каждого из нас, является то, что после него будут работать лучше. И это тогда руководитель на своём месте, если он, в конце концов, сможет оставить после себя людей, способных двигаться вперёд. А если что будет после меня, уже неважно, то это неправильно. Давайте посмотрим на эту проблему и займёмся ей.

В этом году также будет День местного самоуправления, 22 апреля, поэтому я прошу совет муниципальных образований области выступить в качестве основного организатора мероприятий вместе с соответствующими структурами областного правительства и подумать над их проведением, чтобы вопросы местного самоуправления, эффективной работы органов власти были показаны и дали возможность другим увидеть интересный опыт.

Люди будут давать оценку всем нам, я это точно знаю, поэтому информирую вас, что мы в последнем квартале на территории области в тестовом режиме на базе министерства информационных технологий и связи внедрили информационную систему «Народный контроль». При помощи «Народного контроля» граждане получат возможность заявлять в любой момент о негативных жизненных ситуациях в самых разных направлениях и сферах нашей с вами жизни. Для того чтобы подать заявление, достаточно зарегистрироваться на портале «Народный контроль», выбрать категорию, указать место на карте (а у нас есть  карта, я вчера с ней ознакомился, каждого квадратного метра Ростовской области). И если там открыт люк, то мы сможем это увидеть. Она даёт возможность видеть это в режиме on-line и в случае принятия мер той или иной структурой человек автоматически будет получать информацию о том, что его обращение было исполнено. На основании этих оценок будет производиться мониторинг и формироваться рейтинг муниципальных образований и органов власти. Эта система будет полностью внедрена в Ростовской области в текущем году. Система должна быть гибкой и максимально исключать бюрократическую переписку. Автоматически будет отправляться поручение соответствующему руководителю на электронную почту по устранению возникшей проблемы. И прошу иметь в виду, что руководители над этим должны работать уже сейчас. Я не буду уже никого предупреждать, когда система начнёт работать. Она уже начала работать и будет дальше расширяться. Соответственно, мониторинг будет уже проводиться. На первом этапе на регулярной основе  информация будет докладываться лично губернатору.

С 1 января текущего года в правительстве области внедрен электронный документооборот. Следующим этапом будет внедрён документооборот между правительством области и главами районов и городов. Для того чтобы снизить поток бумаг, прошу всех задуматься над тем, что мы к этому придём в ближайшее время. Уже сейчас видно, что в реализации этой программы есть заметные плюсы.

По закону о контрактной системе я дал соответствующее поручение (вопрос сегодня уже звучал) подготовить перечень дополнительных мер, которые мы должны принять, чтобы снизить возникающие риски. И я готов вынести этот вопрос на координационном совещании, в котором участвуют все руководители правоохранительных органов области, чтобы обсудить с ними вопрос реализации этого документа и минимизировать или совсем исключить необоснованные претензии к руководителям муниципального уровня. Но закон есть закон, и мы должны его выполнять, как он того требует, и тогда у нас таких случаев будет значительно меньше.

По реформированию местного самоуправления я сказал вам, что буду советоваться с президиумом, с советом Думы. Думаю, что в этом есть определённый смысл, всё-таки оттуда виднее. И очень важно, чтобы каждая реформа приносила пользу людям. Поэтому давайте мы будем исходить из этого в принятии тех или иных решений.

Теперь конкретно о местном самоуправлении. Вот я взял, перед тем как ехать сюда, поступившие на почту губернатора сообщения, которые касаются местного самоуправления.

Вот первое: «Уважаемый Василий Юрьевич! Спасибо Вам за вашу программу по перевозке детей в школу. Для нас это актуальная проблема, т.к. школа находится в 5 км от места нашего проживания. У меня двое детей, 8 и 10 лет. Новый автобус, который Вы подарили (на самом деле я ничего не дарил, мы просто реализовывали программу), уже более двух месяцев не используется»….

Не скрою, я не понимаю – как это, два месяца не возят детей в школу? Там же есть глава, есть глава района!

 «…Никакого конструктивного предложения от администрации школы по решению этой проблемы не поступало. Детям приходится в наше неспокойное холодное время добираться до школы непонятно как. Вдобавок ко всему 15.01.2014 был уволен весь штат поваров»…

Где местное самоуправление?

«…В общем, довожу до вашего сведения, что администрация школы №4 села Самарское Азовского района не справляется с управлением школой и должна быть заменена на более самостоятельную и компетентную».

Поддерживаю. Ничего другого не могу сказать. Если нет возможности, то что вы сидите в своих кабинетах? Сообщите главе района, если тот не знает, в министерство образования. Если там не приняли, то дойдите до губернатора. Достучитесь в любом случае. Но это же надо видеть сразу.

И ещё одно сообщение: «В станице Егорлыкской ввели плату за школьное авто».

Кто ввёл? Это примеры того, как нельзя работать органам местного самоуправления и государственной власти. Наверное, можно привести ещё иного примеров.

Друзья, мы с вами шли на эту работу добровольно, и мы на службе у людей. Другая служба и другая работа этого не предполагает.

Уважаемые главы городов и районов, вы не забывайте, что в 2014 году у нас 14-15 выборов, а в 2015 – полсотни. Я что, не должен учитывать такое состояние дел в территориях? Нет, ошибаетесь! Я не могу этого не учитывать. Я не могу не учитывать неиспользованные федеральные деньги, если они были, а также неумение распорядиться областными средствами. Да, их немного, меньше, чем хотелось бы.

Да, вы можете мне сказать, что в конце года некоторые подрядчики не получили средства. Я не скрывал, что с ноября мной введен определённые режим расходования денежных средств, но я одновременно взял на себя обязательства, что в течение первого квартала я рассчитаюсь с этими подрядчиками. Для этого оформлен соответствующий кредит. Это временная ситуация, которая позволила Ростовской области впервые войти в число низкодотационных регионов страны. Это решение принято министерством финансов России. Это позволяет нам принимать больше самостоятельных решений в финансировании ряда объектов. Но это не означает, что будет нарушаться финансовая дисциплина. Это позволит нам прийти к хорошему результату, но только при условии, что все будут работать на этот результат. И другого нам с вами не дано.

Я хотел бы, чтобы вы понимали, что даже если у вас нет денег для решения какой-то из проблем таких, то позвоните этому человеку и скажите: «Я увидел вашу проблему. Спасибо за информацию. Мы обязательно сделаем. Мы над этим поработаем». А если вы проигнорируете человека, то он это вам припомнит, ведь дело касается их детей, для которых они и живут, собственно говоря, на этом свете.  Дети вырастут, у них появятся внуки. Не забывайте об этом.

Ещё несколько вопросов, которые ко мне поступили. Прокуратура отменила ряд правил по благоустройству сельских поселений в части уборки придворовых территорий. Я дам поручение разобраться в этом вопросе. Но скажу точно: прокуратура могла отменить только то, что не соответствует закону. Если это не соответствует ФЗ, то это одна ситуация. Если областного нет или он нуждается в доработке, то пожалуйста, мы создадим его или внесём изменения в него, если необходимо.

«Василий Юрьевич, будет ли действовать в 2014 году программа по приобретению коммунальной техники в условиях софинансирования правительством Ростовской области?» Пока всё находится в планах. Наверное, однозначно на этот вопрос сейчас не отвечу. Так как мне очень важно разобраться, как и где работает техника, которую мы уже приобрели в последние годы. Есть немало примеров, когда приобретённая техника передана в коммерческую структуру. И если такие факты существуют, то вы бы реализовывали такую программу? А может, всё-таки коммерческая структура должна сама заработать деньги и купить новую технику? Поэтому я дал поручение минфину и министерству ЖКХ разобраться в течение первого квартала в этом вопросе, чтобы ответить нам на вопрос, как мы будем двигаться. Но если говорить откровенно, то я эту программу собираюсь продолжить.

«Прошу Вас рассмотреть вопрос порядка входа в здание правительства по служебным удостоверениям глав поселений и выдачу пропусков на въезд служебных машин на территорию стоянки правительства области». Во-первых, вход в здание правительства Ростовской области будет происходить только по регламенту, который сейчас есть. В случае необходимости каждый из вас может прийти туда. А над выдачей пропусков на въезд служебного транспорта в случае приезда соответствующего руководителя я подумаю, как мы можем скорректировать. Возможно, там не позволяет вместимость. Знаете, я тоже не всегда попадаю в некоторые учреждения, если туда не были поданы соответствующие заявки или есть определённые режимы. Хотя мы тоже задаём такие вопросы в администрацию президента, нам стараются идти навстречу, когда это необходимо.

Друзья, извините, что затянул выступление. Мне очень хотелось донести до вас некоторые вещи. Считаю, что мы с вами одна команда, как говорят, единый организм и механизм. И это единственное условие, когда у нас может получиться дальнейшее движение и развитие. Только вместе с вами мы можем двигаться вперёд и решать проблемы, которые беспокоят жителей нашей области. Спасибо вам за совместную работу!

Скачать в формате .doc

Программы для просмотра скачанного файла

Смотри также:

Повестка дня и информация о заседании Совета муниципальных образований Ростовской области 

Размещен:Размещено:
24.01.2014 19:38:00|
Изменено:
27.01.2014 17:12:09|
Количество просмотров:
923

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации