Стратегия развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы

Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 30.07.2015 485
в редакции постановления от 15.03.2017 № 165

 

1. Введение

Настоящая Стратегия развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 2020 годы (далее Стратегия) направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года в части развития сферы информационных технологий.

Стратегия определяет цели, задачи и основные направления развития отрасли информационных технологий в Ростовской области, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. Стратегия определяет возможности активизации ресурсов и компетенций в отрасли информационных технологий, механизмы развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций, совершенствование подготовки кадров в сфере информационных технологий и насыщение рынка труда специалистами, формирование в Ростовской области инфраструктуры кластера в сфере информационных технологий.

В Стратегии под отраслью информационных технологий понимается совокупность региональных компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:

предоставление услуг в сфере информационных технологий: разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;

разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;

удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее сеть Интернет);

разработка тиражного программного обеспечения.

Стратегия разработана с учетом:

Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной приказом Президента Российской Федерации от 07.02.2008 Пр-212;

Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 2227-р;

Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 2036-р;

государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 313;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р;

плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 2602-р;

Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 2067;

государственной программы Ростовской области «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594;

Концепции кластерного развития Ростовской области на 20152020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164.

Реализация Стратегии будет содействовать повышению качества жизни населения Ростовской области, уровня развития и эффективности предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, устойчивому и стабильному социальному развитию и высокому уровню конкурентоспособности Ростовской области в долгосрочной перспективе.

 

2. Понятия и сокращения

 

В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

кластер сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;

ИТ-кластер кластер, включающий предприятия и учреждения сектора информационных технологий (далее ИТ), взаимодополняющие друг друга в достижении целей регионального экономического развития и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, которые за счет взаимодействия создают продукты и услуги с более высокой прибавочной стоимостью для местного, межрегионального и глобального рынков;

ИТ-парк технопарк в области информационных технологий. Представляет собой бизнес-центр, в котором размещаются ИТ-компании, бизнес-инкубатор, коворкинг, конференц-зал, учебный центр и другие структуры, обслуживающие резидентов ИТ-парка и создающие комфортные условия для работы и развития. Цель работы ИТ-парка: ускорить развитие ИТ-компаний и увеличить долю ИТ-отрасли в экономике региона;

коворкинг модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности;

стартап (стартап-компания) компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.

 

3. Анализ текущего состояния и проблем развития ИТ-сферы

 

Развитие информационного общества, современных технологий, систем электронного правительства является условием и одновременно предпосылкой для формирования экономики нового технологического уклада, который основан на производстве и использовании знаний, общественно-политической, социально-экономической и технологической интеграции Ростовской области в единое информационное пространство.

Современные информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) представляют собой принципиально новые возможности для повышения качества жизни населения, обеспечивают условия для реализации конституционных прав граждан в получении современного образования всех уровней и ступеней при равных возможностях. Использование технологий современного информационного общества является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

 

3.1. Современное состояние ИТ-отрасли в Ростовской области

 

Институтом развития информационного общества (г. Москва) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно формируется рейтинг готовности регионов России к информационному обществу на основании данных Федеральной службы государственной статистики и отраслевых министерств. В опубликованном за 2012 год рейтинге Ростовская область находится на 42 месте среди 83 субъектов Российской Федерации.

Данный рейтинг имеет две основные составляющие расчета:

показатели, характеризующие факторы развития информационного общества (три группы факторов: ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал и экономическая среда для использования ИКТ);

показатели использования ИКТ для развития в шести областях: государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства.

По интегральному показателю, характеризующему факторы развития информационного общества, Ростовская область занимает 27 место среди 83 субъектов Российской Федерации и лидирующее место в Южном федеральном округе (далее ЮФО).

Однако по интегральному показателю использования ИКТ для развития субъекта Российской Федерации Ростовская область характеризуется 53 местом в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации и лишь 4 местом в ЮФО, что свидетельствует о низком уровне использования ИКТ в шести областях развития региона: государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, культуре, здравоохранении и домохозяйствах (включая показатели использования ИКТ населением).

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области характеризуется показателями ниже средних по Российской Федерации.

Так, в 2013 году из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область занимала:

62 место по индексу телефонной плотности фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения) со значением 22,9 единицы, среднее по Российской Федерации 28,9 единицы;

48 место по индексу проникновения подвижной сотовой связи (число абонентов на 100 человек населения) со значением 172 абонента, среднее по Российской Федерации 193 человека;

45 место по показателю «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» со значением 67 процентов, среднее по Российской Федерации 69,1 процента;

59 место по показателю «Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет» со значением 76,1 процента, среднее по Российской Федерации 79,4 процента.

Уровень использования ИКТ организациями Ростовской области, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, приведен в приложении 1 к настоящей Стратегии.

По ряду параметров, характеризующих развитие ИТ-отрасли, Ростовская область, как и другие субъекты Российской Федерации в ЮФО, демонстрирует уровень ниже среднего по Российской Федерации. Характерной чертой для Ростовской области является уровень развития информационного общества и процессов информатизации бизнес-структур и органов власти, не в полной мере отвечающий современным потребностям общества.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество персональных компьютеров в расчете на 100 работников в Ростовской области составляет 41 единицу, в то время как среднее по Российской Федерации 44, в свою очередь количество персональных компьютеров с доступом к возможностям сети Интернет 23 единицы (среднее по Российской Федерации 26). Общие затраты на информационные технологии в 2013 году в Ростовской области составили 7,6 млрд. рублей (0,6 процента от общего объема затрат на ИКТ в Российской Федерации).

Фактором, сдерживающим инновационное развитие, характерным как для экономики Российской Федерации, так и для Ростовской области, является недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного промышленного бизнеса, выражающийся во фрагментарном его участии в реализации научно-исследовательских программ и инновационных проектов.

Тем не менее, существуют факторы, оказывающие положительное влияние на модернизацию и инновационное развитие Ростовской области, такие как:

положительная инвестиционная динамика (повышение качества инвестиционных программ и проектов; реализация крупномасштабных сложных проектов; проникновение иностранного инвестиционного капитала);

высокий уровень развития малого бизнеса в Ростовской области (количество малых предприятий в Ростовской области в 2013 году 54 744).

Факторами, оказывающими положительное влияние, также служат:

необходимость инновационного развития, позиционирующаяся в общих стратегических документах, посвященных социально-экономическому развитию, таких как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 2227-р, Областной закон от 28.11.2006 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области», Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 2067;

наличие развитой системы инновационной инфраструктуры (на территории Ростовской области функционирует некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области», включая интегрированные структурные подразделения Центр кластерного развития и Региональный Центр инжиниринга; более 100 организаций, выполняющих научные исследования и разработки; технопарки, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования);

наличие инструментов поддержки и развития инновационной деятельности, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области (государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599, постановления Правительства Ростовской области, регламентирующие предоставление прямых форм финансовой поддержки).

Факторами же, оказывающими отрицательное влияние, являются:

отсутствие эффективной рыночной конкуренции;

отсутствие масштабного производства инновационной продукции;

недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного бизнеса;

сохраняющийся разрыв в цепочке «наукаобразованиебизнес»;

низкий уровень квалификации рабочей силы (управленческого и инженерного персонала);

низкий уровень информатизации, препятствующий формированию и развитию информационного общества.

Как следует из факторов, определяющих ИТ-развитие, Ростовская область обладает высоким потенциалом инновационного развития, в том числе в развитии ИТ-отрасли.

Данный факт подтверждается, в частности, высокой позицией Ростовской области в «Рейтинге инновационной активности регионов России», который составляется Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Согласно данному рейтингу, Ростовская область демонстрирует стабильно среднюю инновационную активность: в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область в 2013 году заняла 26 место (31 место в 2012 году, 36 место в 2011 году).

Кроме того, у Ростовской области очень высокий показатель количества исследований и разработок среди субъектов ЮФО Российской Федерации (Приложение 1 к настоящей Стратегии).

Однако наиболее значимой проблемой, характерной как для Ростовской области, так и для Российской Федерации в целом, является низкая результативность инновационной деятельности. В развитых странах ежегодно на каждом втором предприятии внедряются новые технологии, продукты и процессы. В Российской Федерации этот показатель пока не поднимается и до 10 процентов, а в Ростовской области данный показатель не достигает даже значения среднего по Российской Федерации. Анализ данных, представленных в приложении 1 к настоящей Стратегии, свидетельствует о низком внедрении технологических инноваций на предприятиях Ростовской области (7,3 процента в 2013 году по сравнению со средним значением по Российской Федерации 8,9 процента), несмотря на возросший за последние 2 года уровень затрат на технологические инновации. Недостаточно высокой (ниже средней по Российской Федерации) остается и доля инновационных товаров, работ и услуг в объемах отгрузки, хотя по сравнению с 2011 годом данный показатель возрос в 1,8 раза.

Для повышения показателя доходности ИТ-инноваций необходимо сформировать среду для ускоренного и эффективного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий в виде ИТ-кластера, который будет способствовать возникновению и развитию новых инновационных ИТ-компаний, выпускающих продукты мирового уровня как для Российской Федерации, так и для международного рынка. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики Ростовской области.

Для достижения основных целей развития информационных технологий в Ростовской области необходимо создавать технопарки, центры обработки данных, стимулировать внедрение решений в сфере ИКТ для секторов экономики, развивать электронный документооборот, широкополосный доступ в сеть Интернет.

 

3.2. Роль органов государственной власти региона в развитии ИТ-отрасли

 

Стратегией развития отрасли информационных технологий Российской Федерации обозначено, что государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития ИТ-отрасли Российской Федерации во многом определит ее облик вплоть до 2025 года.

Правительство Ростовской области, следуя основным положениям данной Стратегии, уделяет особое внимание созданию условий для ускорения развития ИТ-отрасли Ростовской области.

В 2012 году создан Координационный совет по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области (далее – Координационный совет). Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 126 «О Координационном совете по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области» утверждены положение о Координационном совете и его состав. Возглавляет Координационный совет заместитель Губернатора Ростовской области, ответственный за развитие ИКТ.

Основными функциями Координационного совета являются:

подготовка предложений по определению основных направлений внедрения ИКТ и приоритетов финансирования проектов в данной сфере в Ростовской области;

координация работ по обеспечению перевода в электронную форму процесса предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Ростовской области, в части создания технологических условий для межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

обеспечение координации межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области на основе использования ИКТ;

подготовка предложений Губернатору Ростовской области по вопросам развития ИКТ и оказания государственных услуг в электронной форме.

Постановлением Правительства Ростовской области от 06.12.2012 1054 создана комиссия по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области (далее Комиссия), являющаяся коллегиальным органом.

Задачами Комиссии определены:

подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг, в части, касающейся исключения норм, препятствующих предоставлению таких услуг по принципу «одного окна»;

обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Ростовской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными учреждениями отделениями государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, многофункциональными центрами (МФЦ) и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ростовской области, а также организации межведомственного взаимодействия;

рассмотрение проектов правовых актов и иных документов, связанных с организацией межведомственного взаимодействия;

подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия;

одобрение технологических карт межведомственного взаимодействия.

Кроме того, Правительство Ростовской области уделяет особое внимание развитию взаимодействия государственных структур, ИТ-предприятий региона и экспертного сообщества.

По инициативе министерства информационных технологий и связи Ростовской области в 2012 году создан Совет конструкторов ИТ-систем Ростовской области (далее Совет конструкторов), в состав которого входят представители органов исполнительной власти, профильных учебных заведений и бизнес-сообщества. Совет конструкторов является коллегиальным совещательным органом, рассматривающим вопросы, связанные с определением приоритетных направлений развития информационно-телекоммуникационных технологий в Ростовской области.

С целью установления диалога между властью и обществом, а также учета мнения общественных объединений и иных некоммерческих организаций, представителей профессионального сообщества при решении наиболее важных вопросов в сфере ИКТ в 2013 году был создан общественный совет при министерстве информационных технологий и связи Ростовской области.

Также в 2013 году постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 594 утверждена государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в которой отмечено, что, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области, их внедрение не всегда приводит к пропорциональному повышению качества функционирования государственного аппарата. Между органами государственной власти и органами местного самоуправления Ростовской области сохраняется значительный разрыв в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер.

Ведомственная разобщенность информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации, что в свою очередь ведет к дополнительным финансовым затратам. Для устранения данной проблемы следует проводить своевременную синхронизацию информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области.

При создании информационных систем не используется системный структурный проектный подход. Постановлением Правительства Ростовской области от 10.04.2014 231 «Об утверждении требований к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области» определены требования к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области. Согласно данному постановлению целями учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее ИТКИ) являются:

обеспечение единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем и компонентов ИТКИ, приобретаемых за счет средств бюджета Ростовской области;

повышение эффективности использования ИКТ органами исполнительной власти Ростовской области.

Вместе с тем, отсутствие на уровне Правительства Ростовской области нормативного акта, определяющего уполномоченный орган и порядок координации мероприятий по использованию ИКТ, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем и ИТКИ, осуществляемых органами исполнительной власти Ростовской области (далее ОИВ РО), не позволяет в полной мере создать эффективную систему проектного управления мероприятиями по информатизации в органах исполнительной власти.

Таким образом, уровень развития информационной инфраструктуры Ростовской области, использования ИКТ в производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности региона, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления безопасности жизнедеятельности населения. Однако анализ статистических данных показывает, что Ростовская область обладает хорошим потенциалом инновационного развития, в том числе развития ИТ-отрасли.

 

3.3. Основные цели и задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области

 

В Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года важная роль отводится развитию информационно-телекоммуникационной среды, современных технологий, способствующих повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого и стабильного социально-экономического развития Ростовской области.

Согласно Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 2769-р, основными целями региональной информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

На основании целей, указанных в вышеуказанных документах, определены цели развития ИТ-отрасли в Ростовской области:

повышение благосостояния и качества жизни населения области на основе развития современных ИКТ;

повышение эффективности и конкурентоспособности различных сфер экономики Ростовской области в результате использования современных информационных технологий;

использование результатов космической деятельности в работе органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

увеличение вклада отрасли информационных технологий области в валовый региональный продукт;

рост эффективности государственного управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в области.

Показатели совершенствования системы государственного управления, которые необходимо достичь к 2018 году, определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»:

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг не менее 90 процентов;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, не менее 70 процентов.

Развитие информационного общества в Ростовской области базируется на следующих принципах:

создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры;

опережающее развитие информационной инфраструктуры относительно развития отраслей экономики;

обеспечение доступа граждан к информации, использованию ИКТ;

повышение уровня безопасности при использовании ИКТ;

содействие развитию глобального информационного общества.

Задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области определены с учетом Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года:

развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ, включая использование единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями;

повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение информационной безопасности информационных систем, ИТКИ области и муниципальных образований;

развитие инфраструктуры технологических ИТ-кластеров Ростовской области;

развитие механизмов поддержки малого предпринимательства в ИТ-сфере;

повышение уровня обеспеченности кадрами отрасли ИТ области, в том числе уровня подготовки ИТ-специалистов;

популяризация ИТ-профессии в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях области;

повышение грамотности населения в области ИТ;

повышение качества образования и здравоохранения на основе использования современных ИКТ;

применение современных средств ИКТ для сохранения и развития культурного наследия региона.

 

4. Основные направления развития ИТ-отрасли Ростовской области


4.1. Развитие технологического кластера Ростовской области

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является формирование инновационных высокотехнологичных кластеров.

Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России на текущий момент осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В данном направлении в Ростовской области сформирована организационная инфраструктура развития информационных технологий, которая включает в себя коллегиальные органы при Правительстве Ростовской области и общественные организации, расположенные на территории Ростовской области.

Принимая во внимание высокие показатели по количеству исследований и разработок, а также потенциал инновационного развития Ростовской области, можно говорить о том, что в Ростовской области присутствуют необходимые условия для создания конкурентоспособных программных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Создание ИТ-кластера и ИТ-парка Ростовской области будет способствовать формированию необходимой для этого среды, а также преодолению барьеров развития инновационного предпринимательства в Ростовской области.

При создании ИТ-кластера Ростовской области следует учитывать отечественный и зарубежный опыт: создание ИТ-кластеров в Кремниевой долине (США), Уральского, Казанского ИТ-кластеров, Астраханского, Санкт-Петербургского ИТ-парков.

Необходимым условием успешной работы при создании кластера является партнерство бизнеса, государственных структур, учреждений науки и высшего профессионального образования Ростовской области, а также венчурных и инвестиционных фондов, банков и представителей экспертного ИТ-сообщества.

Основной целью создания ИТ-кластера Ростовской области является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Ростовской области путем получения прибыли за счет инновационных ИТ-разработок.
В связи с чем для формирования ИТ-кластера необходимо:

формировать инфраструктуру ИТ-кластера;

содействовать развитию инновационной деятельности;

обеспечивать ИТ-отрасль Ростовской области специалистами;

разрабатывать механизмы, направленные на объединение участников ИТ-кластера;

организовывать ИТ-сообщества.

В целях создания на территории Ростовской области ИТ-кластера реализованы следующие мероприятия: инновационные компании из сегмента малого и среднего предпринимательства осуществляют взаимодействие с учебными заведениями для создания типового подхода к формированию квалифицированных кадров, а также для привлечения их в процесс создания инновационных продуктов с последующей передачей молодых ИТ-компаний в бизнес-инкубатор в сфере ИТ.

Объединение в ИТ-кластер образовательных и научных учреждений, производственных предприятий и инновационных компаний, работающих в ИТ-отрасли, позволит сосредоточить на одной площадке значительный потенциал инновационного роста, включая высококвалифицированные кадры. Основные преимущества от совместной деятельности предприятий отрасли, которые станут участниками ИТ-кластера, будут выражаться в улучшении качественных и количественных показателей хозяйственно-экономической деятельности Ростовской области и, как следствие, в повышении уровня жизни населения. Кроме того, повышение эффективности взаимодействия между участниками ИТ-кластера будет способствовать активному развитию малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых технологий. В результате в Ростовской области должны появиться инновационные компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения мирового уровня, выпускающие свои продукты для российского и международного рынков.

Кластерная политика Ростовской области должна быть нацелена на решение следующих задач:

формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение административных барьеров и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;

формирование механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономического характера, способствующих:

поддержке развития малого и среднего предпринимательства;

инновационному и технологическому развитию;

развитию образовательной деятельности;

привлечению инвестиций;

развитию экспорта;

развитию транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитию отраслей экономики;

формированию системы обеспечения методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерных проектов и инициатив.

Реализация указанных задач будет способствовать достижению следующих целей:

повышению конкурентоспособности предприятий и организаций Ростовской области, входящих в состав ИТ-кластера, на российском и международном рынках;

снижению административных барьеров для субъектов отрасли информационных технологий;

развитию научно-технической и производственной кооперации между субъектами ИТ-отрасли Ростовской области, а также эффективных механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

реализации мер, направленных на повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, развитие сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

привлечению ведущих мировых и российских ИT-компаний к участию в региональном ИT-кластере, обмену опытом и налаживанию долгосрочного сотрудничества;

формированию положительного имиджа ИT-кластера и субъектов ИT-отрасли Ростовской области.

Таким образом, ИТ-кластер Ростовской области должен соответствовать требованиям, предъявляемым к инновационным территориальным кластерам, которые характеризуются наличием:

научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера в одной или нескольких отраслях;

механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Ключевыми задачами развития объединения в составе ИТ-кластера ведущих технологических учебных заведений и инновационных компаний, участников рынка информационных технологий Ростовской области, являются:

формирование высокотехнологичных стартапов выпускников;

развитие молодежного инновационного предпринимательства;

выход на мировой уровень конкурентоспособности в сфере образования и науки;

увеличение доли прорывных исследований и разработок мирового уровня;

развитие кооперации с производственной сферой.

ИТ-кластер нуждается в мерах, направленных на взаимодействие с отраслями экономики, что предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к развертыванию высокотехнологичных производств на базе имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры ИТ-кластера.

Программа поддержки развития инновационных кластеров в Российской Федерации предусматривает комплексный подход к решению имеющихся задач.

В настоящее время государственная поддержка развития кластеров и территорий их базирования осуществляется в рамках нескольких инициатив федерального уровня, включая:

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 188;

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 1605;

Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 1119;

мероприятия федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 426;

подпрограмму «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», включающую мероприятия министерства образования и науки Российской Федерации по стимулированию создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и подпрограмму «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 328.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» установлены минимальные требования, которым должен соответствовать индустриальный парк (технопарк), для его включения в перечень проектов, отобранных для возмещения затрат.

Помимо участия в программах поддержки развития кластеров при создании регионального ИТ-кластера, принятых на федеральном уровне, следует активно привлекать к финансированию федеральные институты развития в инновационной сфере, прежде всего ОАО «РОСНАНО», Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической̆ сфере, ОАО «Российская венчурная компания» («РВК»), Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ).

Для повышения привлекательности ИТ-кластера Ростовской области необходимо размещение в нем высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также комплексная государственная поддержка на федеральном и областном уровнях.

Формирование условий развития ИТ-кластера Ростовской области как зоны инновационного роста Ростовской области необходимо выделить в отдельную задачу, требующую разработки стратегии не менее чем на 10 лет учетом положений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»), предусматривающей, в том числе, выстраивание мер государственной поддержки и государственно-частного партнерства в инновационной, образовательной и производственной деятельности.

Для повышения количества компаний, ориентированных на освоение международного рынка, необходимо создать стартап-инкубаторы, призванные реализовывать и развивать интеллектуальные разработки программистов в новых высокотехнологичных компаниях. Выпускники инкубаторов смогут получить инвестиции и тиражировать программные продукты, конкурентоспособные не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Создание ИТ-кластера положительно повлияет на экономику Ростовской области, так как привлечение внешних денежных потоков будет способствовать увеличению числа рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и исключит их массовую эмиграцию из Ростовской области. В долгосрочной перспективе функционирование ИТ-кластера должно обеспечить приток в Ростовскую область новых кадров из других ближайших регионов Российской Федерации.

Прогнозируется, что ИТ-кластер Ростовской области, состоящий из ИТ-парка, независимых ИТ-компаний региона и общественных организаций, можно будет сформировать к 2018 году.

Технологической площадкой регионального ИТ-кластера должен стать центр обработки данных (далее ЦОД), который предоставит свои ресурсы и мощности для участников ИТ-кластера и ИТ-парка.

Региональный ЦОД, помимо технологической площадки для ИТ-кластера и ИТ-парка, может стать основой для создания единого информационного пространства в Ростовской области для информационных ресурсов Правительства Ростовской области, в том числе и для централизованного хранилища данных ситуационно-аналитического центра Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области. Существующие информационные системы, базирующиеся в локальных серверных, следует перевести в резервный режим для работы в аварийном случае.

При создании регионального ЦОДа необходимо предусмотреть возможность внедрения технологии виртуализации и «облачных» технологий для повышения эффективности и гибкости использования сетевого оборудования и аппаратного обеспечения, а также для эффективного управления и оптимизации ресурсов. Применение виртуализации позволит снизить капитальные и эксплуатационные расходы и значительно повысить скорость оперативной реакции сервисов ЦОДа.

В работе над проектом ЦОДа необходимо учитывать требования к его надежности, безопасности, использования современных технологий, а также предусмотреть варианты поэтапного модульного строительства ЦОДа и развертывания всей необходимой инфраструктуры. Принцип модульности строительства ЦОДа позволит сократить первоначальные расходы и свести к минимуму простаивающие площади и оборудование. Использование принципов модульности и масштабирования позволит строить ЦОД поэтапно и поэтапно вводить в эксплуатацию мощности для решения задач, стоящих перед ЦОДом.

Перевод потребления информационных ресурсов в «облачную» схему позволит снизить кадровый дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов в муниципальных образованиях и в органах исполнительной власти Ростовской области.

В целях развития мер государственной поддержки молодых предпринимателей в сфере информационных технологий, бизнес-инкубаторов, стартапов, постановлением Правительства Ростовской области от 20.07.2016 507 «О порядке предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, понесенных при реализации программ бизнес-акселерации в сфере информационных технологий» определен порядок предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, понесенных при реализации программ бизнес-акселерации в сфере информационных технологий.

 

4.1.1. Создание ИТ-парка в Ростовской области

 

Ключевым звеном разрабатываемого ИТ-кластера станет ИТ-парк Ростовской области.

Непосредственное развитие концепции ИТ-парка проводится при координации уполномоченного Правительством Ростовской области органа исполнительной власти Ростовской области. Кроме того, при указанном уполномоченном органе необходимо создание экспертного органа, включающего в себя, в том числе, экспертов из бизнеса и ИТ-сообществ, профильных учебных заведений Ростовской области с правом формирования концепции ИТ-парка, проекта его технического наполнения информационно-коммуникационными технологиями, формулирования требований к его инфраструктуре, привлечения компаний к участию в качестве резидентов, условий для развития компаний и их ИТ-специалистов, привлечения инвестиций в ИТ-отрасль региона.

Цели создания ИТ-парка:

стимулирование развития информационных технологий в Ростовской области, в том числе роста экспорта продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью;

реализация программ бизнес-инкубирования компаний, содержащих инновационные идеи;

создание инфраструктуры, в которой малые инновационные компании и крупные транснациональные предприятия смогут найти сферы взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной ИТ-продукции;

создание партнерской сети с развитыми технологическими связями с университетами, научно-исследовательскими институтами, коммерческими организациями, осуществляющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение взаимодействия высокотехнологичных ИТ-компаний и учебных заведений для улучшения образовательных программ по запросам отрасли, развитие кадрового рынка ИТ-отрасли, сокращение дефицита квалифицированных и инновационно-ориентированных ИТ-специалистов;

улучшение показателей построения информационного общества и уровня жизни населения Ростовской области за счет внедрения ИКТ.

Предполагается, что в полном виде ИТ-парк Ростовской области будет представлять собой комплекс зданий и объектов, включающий ЦОД, офисные помещения для размещения ИТ-компаний, производителей и интеграторов как резидентов ИТ-парка, так и инвесторов, конференц-залы для проведения форумов и конференций, центр подготовки кадров, центр представления и реализации стартап-проектов, коворкинг-центр, выставочный центр, молодежный развивающий ИТ-центр.

Вместе с построением физического центра ИТ-парка в Ростовской области возможна организация взаимосвязанных ИТ-центров в других городах и развитых административных центрах области и обеспечение коммуникаций между ними. Эти центры будут решать задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области, в том числе выполнять сопровождение систем электронного правительства на муниципальном уровне. Такие ИТ-центры могут быть созданы в Новочеркасске, Таганроге, Шахтах, Волгодонске, Азове, Морозовске, Зернограде и других городах области.

На основе анализа деятельности первого стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области рекомендуется масштабировать концепцию, методологию развития ИТ-проектов в компании на другие крупные ИТ-центры Ростовской области: г. Таганрог, г. Новочеркасск, г. Волгодонск, г. Шахты.

Создание стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области будет способствовать структурному изменению экономики Ростовской области путем увеличения доли инновационной продукции с повышенной добавленной стоимостью. Это позволит создать рабочие места с более высокой оплатой труда и более высокой мотивацией, направленной на создание и использование в бизнесе новых знаний и технологий, что приведет к повышению уровня жизни населения.

Результатом деятельности ИТ-парка будет ускорение развития ИТ-отрасли в Ростовской области, создание новых компаний, привлечение инвестиций в Ростовскую область, увеличение доли ИКТ в валовом региональном продукте.

 

4.1.2. Повышение конкурентоспособности
ИТ-продукции в Ростовской области

 

Одной из актуальных мировых тенденций в области ИКТ является формирование глобального электронного пространства, а также появление виртуальных фирм, модернизация трудовых отношений (возможность удаленной работы). Повышение мобильности рабочей силы вызывает рост мирового рынка программного обеспечения и услуг (около 15 процентов в год).

Региональные структуры управления при поддержке развития ИТ-сферы должны следовать основным направлениям мер государственного регулирования и стимулирования ИТ-отрасли.

Таких направлений можно выделить три:

спрос пользователей и потребителей ИТ;

предложение поставщиков и производителей ИТ;

ликвидация разрыва между спросом и предложением.

В сфере спроса государственная поддержка может быть направлена на развитие информационной среды, изучение и развитие рынка, государственный маркетинг, консультативную помощь по внедрению ИТ-технологий, предоставление налоговых льгот, развитие системы государственных заказов на разработку программного обеспечения и оказание ИТ-услуг, укрепление и использование профессиональных ассоциаций.

В сфере предложения меры государственной поддержки могут быть направлены на стимулирование исследований и технологических разработок в области ИКТ (системы кредитования, налоговые льготы, развитие научно-исследовательских организаций), разработку программ развития экспорта, поддержку малых и средних предприятий, реализацию мероприятий по повышению качества программных продуктов и услуг, организацию и развитие ИТ-парков, укрепление и координацию деятельности профессиональных и торговых ассоциаций.

Развитие ИТ-компаний Ростовской области зависит от выбора стратегии разработки программного обеспечения.

Существуют четыре основных типа стратегий:

1-й тип стратегия разработки программного обеспечения, при которой сотрудники ИТ-компаний рассматриваются как временной ресурс (человеко-часы), а вся интеллектуальная собственность принадлежит заказчикам. Компании, работающие в рамках такой модели, характеризуются следующими признаками:

продают услуги, а не продукт, то есть работают на проектной основе;

рост дохода осуществляется за счет увеличения количества сотрудников, повышения стоимости человеко-часа для заказчика и уменьшения стоимости человеко-часа исполнителя;

в большинстве проектов отсутствует инновационная составляющая.

В России данная модель представлена в г. Санкт-Петербург и г. Таганрог.

2-й тип стратегия, которая требует интеллектуального вклада программистов, прибыль основывается на тиражировании разработанного программного продукта. Характеристики данной модели:

продажа собственного продукта (или продуктов);

рост дохода за счет увеличения объема продаж продукта может осуществляться без увеличения количества сотрудников и каких-либо дополнительных расходов;

продукт создается в единственном числе в виде программного кода, продаваться может бесконечное количество раз, себестоимость всегда равна затратам на создание первого экземпляра;

все крупные компании имеют свои исследовательские подразделения;

все успешные продукты, созданные по такой модели, являются инновационными.

Возникновение компаний, работающих по модели 2-го типа, чаще всего связано с ситуацией, когда сотрудники компании, работающей по 1-й модели, создают новое направление внутри компании, а затем выделяют его в отдельный бизнес, используя технологические наработки и опыт, полученные при разработке.

В зависимости от практического опыта разработчиков программный продукт, разработанный в рамках модели 2-го типа, может получиться не хуже и быть даже более востребованным на рынке, чем продукт инновационной деятельности и научных исследований.

Таким образом обе модели успешно себя показывают с финансовой точки зрения и должны использоваться в равной мере.

3-й тип (наиболее распространенный для российских регионов) стратегия разработки программного обеспечения в рамках государственных заказов. Модель с минимальной добавленной стоимостью.

4-й тип стратегия разработки собственного программного обеспечения и его вывод на российский рынок. Содержит все преимущества 2-й модели, но есть ограничение роста компаний, обусловленное объемом рынка российской аудитории. Редкие успешные проекты выходят на международные рынки.

Для значительного положительного изменения ИТ-сферы Ростовской области, наряду с разработкой программного обеспечения в рамках государственных заказов, необходимо стимулировать ИТ-компании к разработке собственных программных продуктов и выводу их на локальные и глобальные рынки.

В связи с этим целесообразно использовать модель 2-го типа с максимальной добавленной стоимостью.

Для выбора данной модели разработки программного обеспечения в Ростовской области созданы следующие условия:

высокий предпринимательский потенциал;

положительные примеры региональных продуктовых компаний, успешно работающих на российском рынке;

положительные примеры компаний из Ростовской области (например, в г. Таганрог), работающих на зарубежный аутсорсинг. Такие компании могут быстро использовать изученные технологии для создания собственных продуктов;

высокая прибыльность, так как права на интеллектуальную собственность остаются в Ростовской области;

строительство в Ростовской области международного аэропорта, позволяющего привлечь передовые отечественные ИТ-технологии и ИТ-продукты.

 

4.2. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли Ростовской области

 

Дефицит кадров и недостаточный уровень их подготовки являются для Ростовской области существенным фактором, сдерживающим развитие ИТ-отрасли. В целях кадрового обеспечения развития ИТ-отрасли необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих получить на рынке труда необходимое количество специалистов в области информационных технологий и повысить качество их подготовки.

 

4.2.1. Довузовское ИТ-образование

 

Общее и профильное образование в сфере информационных технологий является обязательной частью школьной программы.

Для развития кадрового потенциала в школах необходимо:

создание и комплексное развитие ИТ-классов для воспитания будущих высококвалифицированных кадров;

формирование системы повышения квалификации педагогов в ИТ-сфере;

создание условий для реализации практической проектной деятельности в ИТ-сфере.

Дополнительным направлением развития ИТ-образования в школах Ростовской области является подготовка подрастающего поколения к созданию своих собственных ИТ-проектов школьных стартапов.

В сфере общего образования необходимо:

привлечение к работе со школьниками ученых, специалистов научно-исследовательских подразделений университетов;

совершенствование физико-математического образования и подготовки в ИТ-сфере;

поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям;

расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях;

увеличение количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологий;

увеличение количества учреждений дополнительного образования детей с ИТ-содержанием, кружков по компьютерной грамотности для детей от 8 лет и программированию и робототехнике от 11 лет;

проведение олимпиад по информатике и организация проектных конкурсов по направлениям «Робототехника» и «Информатика», подготовка проектов для конкурса «Россия Ответственность Стратегия Технологии» и Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений среди школьников Intel-ISEF;

создание материальной и методической базы для эффективного изучения учащимися робототехники как дополнения к школьному курсу информатики;

создание методического комплекса по углубленному изучению информатики и программирования на основе дистанционных курсов в режиме реального времени;

организация летнего лагеря для учащихся, занимающихся робототехникой и информатикой.

Важными мероприятиями, направленными на развитие довузовского ИТ-образования, являются: конкурсы по прикладному программированию для школьников, школьные стартапы, фестивали робототехники на площадке регионального ИТ-парка, а также лекции о последних тенденциях ИТ-отрасли для учеников и педагогов школ.

Наиболее востребованные на сегодняшний день центры довузовского ИТ-образования в Ростовской области находятся в городах Ростове-на-Дону и Таганроге.

На базе ИТ-парка необходимо разработать и внедрить 4-ю ступень по направлению «Юный программист», где ученики могли бы работать в реальных проектах под руководством опытных практиков представителей бизнеса. Таким образом, практически применяя знания в условиях реального рынка, ученики еще до поступления в высшие учебные заведения будут иметь представление, какие задачи им придется решать в будущем при выборе профессии программиста.

Используя имеющиеся ресурсы, необходимо более активно развивать в Ростовской области систему довузовского ИТ-образования.

 

4.2.2. ИТ-образование в высших учебных заведениях

 

В настоящее время существует несколько стадий формирования ИТ-образования в высших учебных заведениях: создание инфраструктуры, наполнение образовательными программами, развитие научной деятельности.

В большинстве вузов Ростовской области завершено формирование необходимой ИТ-инфраструктуры: сформированы компьютерные классы, обеспечен доступ к высокоскоростной сети Интернет. Ведется образовательная деятельность по ИТ-специальностям, но уровень образовательных программ зачастую не соответствует реальным потребностям работодателей. Должно пройти от трех до пяти лет, прежде чем в вузах от образовательной деятельности можно будет перейти к научной. Ускорить процесс можно, повышая качество и актуальность образовательных программ и увеличивая количество слушателей курсов.

Основными направлениями работы структур управления по развитию образования в области информационных технологий должны стать:

профессиональное развитие и повышение квалификации преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;

расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;

развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;

развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в ИТ-сфере;

введение в образовательные программы технических специальностей дисциплин, позволяющих сформировать навыки ИТ-сферы;

усиление подготовки высококвалифицированных кадров первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в ИТ-области;

привлечение бизнеса в вузы для отбора абитуриентов, для консультаций по составлению учебных программ и для прохождения стажировок.

В настоящее время ИТ-компании Ростовской области сталкиваются с нехваткой специалистов и руководителей проектов, способных управлять исследованиями и разработками для создания новых продуктов и технологий. Образовательные учреждения, реализующие программы среднего и высшего профессионального образования, готовят неактуальных для рынка труда специалистов.

Актуальные проблемы ИТ-образования:

знания, которые студенты получают в образовательных учреждениях, не соответствуют реальным потребностям работодателей. Студенты, проходя краткосрочное практическое обучение в компании, получают больше знаний и опыта, чем за 4 года обучения;

в образовательных учреждениях Ростовской области наблюдается нехватка квалифицированных преподавателей в ИТ-сфере, что объясняется следующими причинами:

загруженность преподавателей не позволяет им поддерживать высокий профессиональный уровень;

отсутствует тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями;

отсутствуют курсы повышения квалификации преподавателей в ИТ-сфере;

отсутствует возможность привлечения ИТ-специалистов к преподаванию в образовательных учреждениях в связи с низкой оплатой труда преподавателей;

отсутствует достаточная информированность ИТ-специалистов о проблемах учебных заведений нехватке квалифицированных