Концепция реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области

Утверждена постановлением
Правительства Ростовской области
от 06.12.2012 № 1060

1. Формирование и развитие государственной
политики Российской Федерации в отношении российского
казачества и ее реализация на территории Ростовской области

В конце 80-х начале 90-х г. ХХ века начался процесс возрождения казачества России. Одними из первых подняли знамя возрождения донские казаки в Ростовской области. В ноябре 1990 г. разрозненные группы донских казаков объединились на войсковом круге – (в 1990 году в г. Ростове-на-Дону состоялся первый круг (съезд) донских казаков) в Союз казаков Области Войска Донского.

Практически сразу казачье движение заявило о себе как о факторе, претендующем на определенное место в политической жизни региона и страны. Всплеск политической активности казачества был ответной реакцией на имевшие в советский период место репрессии в отношении казачества. Дополнительным толчком к политизации казачьего движения стал Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».
Тезисы о восстановлении казачьего административно-территориального или национально-государственного образования стали основой идеологии казачьего движения. Данный закон определил казачество как исторически сложившуюся культурно-этническую общность.

К середине 90-х г. движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах, сложилось как организованная структура и переросло рамки общественного движения. В рамках демократизации страны и развития процессов возрождения казачества Администрация Ростовской области активно поддержала инициативу казаков. На областном уровне были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы донского казачества на территории Ростовской области.

Указы Президента Российской Федерации о государственной и иной службе казачества дал новый позитивный толчок казачьему возрождению. Казачья служба провозглашалась в качестве основы возрождения казачества, так как исторически, именно в период государственной службы, казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Возрождение государственной службы казачества должно было стать основанием для различных форм государственной поддержки казачества.

В ряде указов Президента Российской Федерации (1995 – 1996 гг.) были определены основные виды государственной и иной службы для казачества, а также порядок создания и деятельности казачьих обществ, берущих на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

С этого времени большая часть политически активного казачества определила в качестве основного приоритета своего развития сотрудничество с государством на основе исторических традиций.

Выполняя указы Президента Российской Федерации, в 1996 г. в г. Новочеркасске на Большом Круге донские казаки создали войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» (далее – ВКО «Всевеликое Войско Донское»).

Устав ВКО «Всевеликое войско Донское» был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17.06.97 № 612, а с 1 июля 1997 г. ВКО «Всевеликое войско Донское» внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Многие общественные объединения казаков Дона выразили желание реформироваться в казачьи общества в целях несения государственной и иной службы.

Начался новый период казачьего возрождения, новый этап взаимоотношений российской власти и казачества.

В процессе возрождения казачества вырабатывались основы государственной политики в отношении российского казачества. Главным стержнем этой политики стала служба казаков Российскому государству.

После принятия в 2005 г. Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» государственная служба казаков России как приоритетное направление процесса казачьего возрождения и политики государства в отношении казачества закрепляется законодательно. Концепция государственной политики в отношении российского казачества, подписанная Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г., развивала положения Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1.

В последние годы государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества претерпела существенное изменение.
При Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, в Южном федеральном округе – Комиссия Южного федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в Ростовской области сформирована постоянно действующая рабочая группа Совета.

Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции.

Практический опыт донского и российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Особенности региона

Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Именно здесь зародилось и развивалось на протяжении веков казачество.

Донское казачество является частью российского казачества, и в то же время обладает специфическими чертами, присущими только ему.

Земли донских казаков простирались далеко за пределы нынешней Ростовской области. Но к началу ХХ века сформировалось административно-территориальное образование, которое называлось Область Войска Донского, а с 1918 года – Всевеликое Войско Донское. В его состав входила часть земель современных Волгоградской области, Украины, Краснодарского края, Республики Калмыкия. В результате репрессий в отношении казачества территория Области Войска Донского была разделена, а изъятые части включены в состав соседних субъектов Российской Федерации и Украины.

В настоящее время почти 2/3 территории бывшего Всевеликого Войска Донского входят в состав Ростовской области. Здесь же находится столица донских казаков – г. Новочеркасск.

Численность казачьего населения в области до сих пор не определена.
С одной стороны, перепись казачьего населения не проводилось с 30-х годов XX в. С другой стороны, даже в случае проведения такой переписи ее итоги будут лишь приблизительны, так как в настоящее время нет определения, кто может называть себя казаком (казачкой).

С позиции Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.

Но это определение введено только для целей данного закона. Значение термина «казачество» более широко и включает целый комплекс факторов – казачью культуру, историческую память, духовность, этническое самоопределение, моральные установки, этническую территориальность, особые нормы самоорганизации и самоуправления т.п.

По итогам различных опросов и оценок численность казачьего населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей численности населения области.

В середине 90-х годов ХХ в. службой «Мониторинг» был проведен опрос. В ходе исследований использовались 4 метода оценки:

метод демографической экстраполяции (оценка данных переписи населения в 20 – 30 годах, материалы репрессий);

метод самоидентификации (материалы массового опроса по схеме: «Относите ли вы себя к казачеству?»);

метод внешней идентификации (материалы опроса по схеме: «Есть ли у вас знакомые казаки?»)

метод экспертных оценок – экспертные оценки специалистов, работающих с казачеством.

В ходе исследований была получена цифра, которая и может быть принята в качестве рабочей гипотезы – 28 процентов населения Ростовской области может быть отнесено к казачьему населению. То есть в численном выражении это более 1 млн. человек.

По социальному составу среди граждан, относящих себя к казачеству, не прослеживается преобладающей принадлежности к какой-либо социальной группе.

В городах процентное отношение граждан, относящих себя к казачеству выше, чем в сельской местности. Для этого есть свои причины:

большая политическая активность городских жителей;

опасаясь репрессий и в период раскулачивания казачье население, оставляя землю, мигрировало в города, где имелась возможность скрыть свое казачье происхождение.

Социальный состав казачества в советский период претерпел коренные изменения, акцент интересов казачьего движения сместился в города. В то же время сегодня практически вся территория Ростовской области является территорией проживания донского казачества.

Войсковым казачьим обществом, члены которого в установленном законодательством порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы на территории Ростовской области, является ВКО «Всевеликое войско Донское»

На 1 января 2012 г. численность казачьих обществ ВКО «Всевеликое войско Донское» Ростовской области составила более 80 тыс. человек.

Структурно ВКО «Всевеликое войско Донское» на территории Ростовской области состоит из 9 казачьих округов:

п/п

Казачий округ

Общая численность
членов казачьих обществ
(человек)

Приняли обязательства
по несению государственной или иной службы
(человек)

1

2

3

4

1.

Верхне-Донской казачий округ

9753

1058

2.

Восточный казачий округ

7452

607

3.

Донецкий казачий округ

19316

2220

4.

Новочеркасский казачий округ

3369

336

5.

Первый Донской казачий округ

10391

1524

6.

Ростовский казачий округ

6352

1339

7.

Сальский казачий округ

7772

524

8.

Таганрогский казачий округ

6438

561

9.

Черкасский казачий округ

10454

1899

 

 Итого

81 297

10 068

В составе ВКО «Всевеликое войско Донское» в Ростовской области 537 казачьих обществ, из них:

хуторских обществ – 367;

станичных обществ – 117;

юртовых обществ – 42;

городских обществ – 11.


п/п

Казачий
округ

Хуторские
общества

Станичные
общества

Юртовые
общества

Городские
общества

Всего казачьих
обществ

1

2

3

4

5

6

7

1.

Верхне-Донской казачий округ

133

14

7

154

2.

Восточный казачий округ

26

7

4

2

39

3.

Донецкий казачий округ

50

1

5

3

59

4.

Новочеркасский казачий округ

19

6

25

5.

Первый Донской казачий округ

73

27

9

2

111

6.

Ростовский казачий округ

13

1

1

15

7.

Таганрогский казачий округ

19

24

3

1

47

8.

Черкасский казачий округ

4

18

8

2

32

9.

Сальский казачий округ

43

7

5

55

 

 Итого

367

117

42

11

537

Основными видами деятельности ВКО «Всевеликое войско Донское» являются охрана общественного порядка, природоохранная деятельность, участие в защите Государственной границы Российской Федерации, противопожарная деятельность, развитие традиционных казачьих видов единоборств, допризывная подготовка молодежи, развитие казачьего образования, профессиональная подготовка молодежи, сохранение и развитие казачьей культуры, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

За время, прошедшее с момента принятия Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, произошли позитивные изменения в сфере деятельности казачьих обществ.

Укрепилась структура казачьих обществ, их взаимодействие с органами власти на всех уровнях. Работают штатные и добровольные казачьи дружины, расширяется сеть казачьих учебных заведений, успешно идет работа по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, развивается казачья культура.

Вместе с тем сохраняется и однозначная этническая самоидентификация казачества.

Таким образом, задачей настоящей Концепции является сбалансированное определение основных целей и задач, достижение которых позволяет решать двуединую задачу – создание условий для несения донским казачеством государственной и иной службы и удовлетворение этно-социальных потребностей членов казачьих обществ, проживающих на территории Ростовской области. Все это вместе взятое составляет основу реабилитации донского казачества.

Фундамент правового поля для решения этих задач и основу государственной политики в отношении казачества составляют:

Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»;

Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 02.07.2008 № Пр-1355;

Областной закон от 29.09.1999 № 47-ЗС «О казачьих дружинах в Ростовской области».

3. Принципы, цели и задачи реализации
государственной политики в отношении
казачества на территории Ростовской области

В целях реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, определяющей приоритеты деятельности в отношении казачества, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основными задачами органов власти Ростовской области, в указанной сфере являются:

сохранение и развитие этничности донских казаков, продолжение воссоздания традиционного культурного пространства в местах проживания казачества на территории Ростовской области;

развитие системы казачьих обществ, в направлении активизации их социальной роли, через становление и развитие государственной и иной службы казачества. Создание условий для реализации стратегических целей государства по привлечению казачества к несению государственной и иной службы на территории Ростовской области;

развитие казачьих обществ как механизма, направленного на решение этнических проблем казачества, общих задач консолидации социально активного населения региона и общегражданских проблем;

возрождение и развитие духовно-культурных основ донского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи;

создание условий для повышения уровня и эффективности деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений по обучению и воспитанию молодежи области;

расширение сети казачьих кадетских образовательных учреждений на территории Ростовской области;

создание обновленной многоуровневой системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, подготовки казачьей молодежи и в целом молодежи Ростовской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

продолжение практики создания и реализации Программ поддержки казачьих обществ с учетом стратегических задач и перспектив развития казачества до 2020 года.

Принципами реализации государственной политики в отношении казачества в Ростовской области являются:

учет исторических традиций донского казачества при решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований, в которых имеются казачьи общества и места компактного проживания казаков;

соблюдение законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

учет политических, социальных, экономических и культурных аспектов деятельности казачества на современном этапе;

сочетание краткосрочных и долгосрочных перспектив развития казачества в Ростовской области;

совершенствование законодательной базы Ростовской области в отношении деятельности казачьих обществ;

сохранение и развитие этнической культуры казаков, содействие в сохранении единого культурного пространства и развитии культурных связей донского казачества;

поддержка инициатив казачьих обществ Ростовской области в сфере развития государственной и иной службы казачества;

участие казачьих обществ в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

учет социокультурной специфики казачества при решении вопросов в сфере муниципального самоуправления, экономики, культуры, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами;

подконтрольность казачьих обществ органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам государственной и иной службы российского казачества в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ростовской области, а также муниципальными правовыми актами.

Задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере привлечения казачества к государственной и иной службе являются:

создание и совершенствование финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов привлечения российского казачества к несению государственной и иной службы;

привлечение казачьих обществ к участию в областных проектах культурного и социально-экономического направления;

совершенствование на территории Ростовской области условий участия казачьих обществ в военно-патриотическом воспитании молодежи, в работе с допризывной молодежью с целью ее подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, содействие возрождению принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций донского и российского казачества;

разработка механизмов и форм участия казачьих обществ в развитии экономики и инфраструктуры сельских территорий Ростовской области, участие казаков в развитии агропромышленного комплекса в местах компактного проживания казачества;

разработка стратегии развития казачьих кадетских корпусов на территории Ростовской области, а также образовательных учреждений, использующих в образовательных программах казачий региональный этнокультурный компонент;

содействие развитию в казачьих обществах области физической культуры и массового спорта, способствующих ориентации казачьей молодежи на здоровый образ жизни;

развитие и поддержка на территории области внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям донского казачества.

Задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в этнической составляющей казачества являются:

содействие сохранению и развитию самобытной казачьей культуры, образа жизни, традиций и духовных ценностей донских казаков. Разработка форм воспроизводства этнической культуры донского казачества;

сохранение и развитие практики использования исторических, культурных и духовных традиций донского казачества в воспитательной и образовательной системах;

обеспечение участия казаков в возрождении принципов общегражданского патриотизма на основе традиций донского казачества;

выработка форм и путей привлечения казачьего населения к решению важнейших социальных, экономических и культурных проблем;

разработка методологических подходов в сфере выявления и сохранения этнической идентичности казачьего населения области;

создание на территории Ростовской области казачьих духовно-просветительских культурных центров;

укрепление международных связей с казачеством за рубежом в рамках государственной политики Российской Федерации в отношении, соотечественников за рубежом, содействие возвращению на историческую Родину реликвий российского казачества.

Сопутствующими задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношении донского казачества являются:

интеграция положений настоящей Концепции в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года;

оптимизация программ военно-патриотического воспитания молодежи;

включение задач культурного развития казачества в общий комплекс задач по созданию привлекательного имиджа региона;

создание системы информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;

создание условий и стимулов для участия казачьих обществ в социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в оказании помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений области в организации внеурочной, досуговой деятельности детей, их летнего оздоровительного отдыха на основе заключенных договоров (соглашений);

развитие и поддержка опыта донского казачества в организации общественно полезных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, снижение уровня наркомании, табакокурения, алкоголизма и преступности в обществе, создание благоприятных условий для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, улучшение положения казачьих семей с детьми, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, решение вопросов профилактики социального сиротства;

проведение научных исследований по вопросам истории становления и развития донского и российского казачества; создание условий для участия казачества в обустройстве и развитии инфраструктуры сельских территорий Ростовской области;

учет и развитие исторических и иных традиций донского и российского казачества при решении вопросов местного значения в местах его компактного проживания, оказание содействия в развитии территориального общественного самоуправления и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления;

оказание содействия в реализации прав граждан, относящих себя к российскому казачеству, на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения исходя из интересов населения Ростовской области, с учетом исторических и местных традиций.

4. Приоритетные направления в реализации государственной
политики в отношении казачества на территории Ростовской области

Приоритетными направлениями в реализации государственной политики в отношении донского казачества на территории Ростовской области являются:

привлечение членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы;

обеспечение условий и формирование стимулов для участия донского казачества в реализации государственных и муниципальных программ в области государственной и иной службы, образования и воспитания подрастающего поколения, устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества и развития местного самоуправления;

совершенствование правовых, организационных и экономических основ государственной и иной службы российского казачества;

развитие на территории Ростовской области сети казачьих кадетских корпусов, образовательных учреждений, использующих в образовательном процессе казачий компонент.

В целях обеспечения условий для участия донского казачества в реализации государственных и муниципальных программ необходимо создание условий для сохранения и развития культуры казачества в Ростовской области.

Сегодня чрезвычайно остро стоит задача сохранения этнокультурной казачьей специфики территории Ростовской области.

Правовой базой для развития процесса сохранения и развития этнической культуры казачества на территории Ростовской области являются: Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества» и постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1992 № 3321-1 «О реабилитации казачества», содержащие положения о признании казачества культурно-этнической общностью, подвергшейся политическим репрессиям и имеющей право на реабилитацию, поддержку возрождения и развития культурной системы казачества.

Вместе с тем к началу XXI в. многие культурные формы казачества оказались радикальным образом трансформированными, ряд культурных традиций утратил свою актуальность. Для сохранения и воспроизводства культуры казачества требуется взвешенный подход, базирующийся на научной методологии.

Реализация политики в отношении казачества на территории Ростовской области должна опираться на научно-обоснованные данные, получаемые в результате проведения социологических, этносоциологических, этнографических, лингвистических, фольклорных исследований, мониторинга современного состояния казачьего населения области, а также на единые методологические подходы к организации взаимодействия органов власти с казачьими обществами.

Для реализации поставленных задач необходимо проведение научных исследований в области истории и культуры казачества.

Исследования должны быть направлены на выявление и фиксацию основных элементов традиционной культуры казаков (поселений, жилищ, традиционной одежды и питания, хозяйственной деятельности, обрядовых форм, фольклора, народной педагогики и пр.); реконструкцию процесса эволюции и трансформации элементов традиционной культуры казаков.

Результаты исследований будут использоваться в работе казачьих культурных центров, фольклорных ансамблей, музеев, для разработки сопровождения при постановке на учет и сохранения выявленных элементов традиционной культуры донских казаков; при издании собранных в экспедициях материалов, научных монографий и учебных пособий по истории и традиционной культуре донского казачества; при выработке рекомендаций по возрождению отдельных традиций, обрядовых и фольклорных форм.

Осуществление постоянного мониторинга
современного состояния казачества Ростовской области

В настоящее время областные органы исполнительной власти располагают недостаточно точными данными о социально-экономическом положении казачьего населения Ростовской области, отсутствуют точные данные о его численности. Такая ситуация нуждается в корректировке посредством организации комплексных исследований современного состояния казачества.

Задачами исследований должны стать:

состояние этнического самосознания казаков, отношение к исторически сложившимся культурным и социально-экономическим условиям существования казаков и возможность реконструкции этих условий в настоящее время;

экономическая деятельность казачьих сообществ, эффективность хозяйственной деятельности;

выявление актуальных этнических, социально-экономических и социокультурных проблем.

Создание условий для развития
государственной и иной службы казачества

Развитие государственной и иной службы казачества является основным направлением реализации государственной политики в отношении казачества.

Система казачьих обществ, объединенных в ВКО «Всевеликое войско Донское», выполняющих обязательства по несению государственной и иной службы, является перспективным социальным проектом, позволяющим объединять интересы государства и казачества, аккумулировать в рамках казачьих обществ общественную инициативу, развивать и выполнять важные для государства и общества задачи.

В последние годы направление развития государственной и иной службы казачества развивается очень активно.

О его актуальности свидетельствует принятие Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, а также целого ряда других нормативных правовых актов.

Наиболее востребованным в Ростовской области положением данного закона является положение о правоохранительной службе. Данное направление службы осуществляется в области с 2000 года и является наиболее проработанным и апробированным. Это позволяет казакам участвовать также в природоохранной и противопожарной работе, рыбоохране, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с распространением наркотиков.

Задачей областных органов исполнительной власти на территории Ростовской области в этой части является создание условий для наиболее эффективного несения казаками данных видов службы.

Следует также развивать направление взаимодействия казачьих обществ с военным комиссариатом Ростовской области, призывными комиссиями на местах для оказания содействия при осуществлении призыва казачьей молодежи на срочную службу.

Особым направление является развитие взаимодействия казачьих обществ с органами местного самоуправления, формирование казачьими обществами гражданских инициатив, а со стороны органов местного управления – инициатив по привлечению казачьих обществ к выполнению работ в рамках местного самоуправления, участия в реализации программ муниципальной социальной политики и осуществлении муниципальных функций.

В рамках данного направления следует рекомендовать органам местного самоуправления Ростовской области развивать деятельность казачьих организаций, предусматривать для них различные льготы и меры поддержки, изыскивать возможности для финансовой помощи и создания системы льгот казачьим обществам, разрабатывать формы поощрения членов казачьих обществ, освещать мероприятия в средствах массовой информации.

На базе учреждений высшего образования Ростовской области целесообразно создание образовательного центра для подготовки и переподготовки руководителей казачьих обществ и квалифицированных кадров для работы в казачьих обществах.

Создание в Ростовской области
экономической базы развития казачьих обществ

Сегодня экономическую базу казачьих обществ Ростовской области составляют:

производственно-коммерческие структуры, учредителями которых являются казаки, как физические лица. Они объединены в Войсковое торгово-промышленное общество;

фермерские хозяйства членов ВКО «Всевеликое войско Донское» и объединения собственников земли. Общая площадь земельных угодий – до 150 тыс. га;

казачьи общества, имеющие землю в аренде и в пользовании. Общая площадь земельных угодий до 20 тыс. га.

Однако деятельность казаков в аграрном секторе не получила соответствующего развития, ввиду отсутствия государственной поддержки. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством невозможно создать целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам. В Ростовской области такой фонд существовал и развивался, но был упразднен в 2008 году в связи с тем, что его наличие вошло в противоречие с действующим федеральным земельным законодательством.

Для развития экономической базы войсковых казачьих обществ необходимо:

решить вопрос о льготном кредитовании казачьих обществ, занимающихся производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственной продукции;

принять меры к расширению базы казачьих земель и внести предложения о введении в действующее законодательство понятия «казачьего целевого земельного фонда», для предоставления земель казачьим обществам без права продажи, передачи в пользование другому физическому или юридическому лицу;

разработать областную долгосрочную целевую программу поддержки и развития экономической составляющей казачьих обществ, включить казачью составляющую в федеральные и областные долгосрочные целевые программы по развитию агропромышленного, лесного, биоресурсного комплекса, а также экологических и природоохранных программ;

развитие казачьими обществами сельского и экологического туризма.

Укрепление и дальнейшее развитие

в области системы казачьего кадетского образования

Стратегическая цель в сфере казачьего образования – создание условий для повышения эффективности деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений по обучению и воспитанию кадет, расширение сети казачьих кадетских корпусов на территории области.

В Ростовской области успешно ведется работа по развитию системы казачьего кадетского образования. Центральным звеном в системе казачьего образования являются казачьи кадетские образовательные учреждения. Сегодня в области успешно действуют 6 казачьих кадетских корпусов (из них – 2 федеральных, 4 – областных) и 6 казачьих кадетских профессиональных училищ и лицеев. Три казачьих кадетских корпуса (Аксайский, Шахтинский, Белокалитвинский) входят в число лучших кадетских корпусов России.

Задачи, направленные на реализацию стратегической цели в сфере казачьего образования:

повышение качества образования в кадетских образовательных учреждениях;

совместно с вузами, расположенными на территории области, создание необходимых условий для подготовки и переподготовки кадров для казачьих кадетских образовательных учреждений;

повышение уровня материально-технической базы казачьих кадетских учебных заведений области, осуществление мер по строительству, капитальному ремонту зданий и сооружений казачьих образовательных учреждений, оснащению кадетских корпусов современным оборудованием и техникой;

создание системы социально-экономического партнерства в подготовке рабочих специалистов в казачьих кадетских профессиональных училищах и специалистов по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации;

развитие сети казачьих кадетских образовательных учреждений области до 2020 года (увеличение в два раза количества казачьих кадетских корпусов на территории Ростовской области);

разработка предложений о включении в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» раздела о кадетском корпусе, как виде образовательного учреждения;

создание системы казачьего образования на основе непрерывности и преемственности: казачий детский сад – казачья школа – казачий кадетский корпус – казачье профессиональное образовательное учреждение – вуз;

создание в казачьих кадетских корпусах спортивных классов по подготовке спортсменов всероссийского и международного уровней по олимпийским видам спорта (современное пятиборье, дуатлон, стрельба, конный спорт, плавание, единоборства, футбол и др.);

совершенствование материально-технической базы казачьих кадетских профессиональных училищ с целью соответствия учреждений новым федеральным государственным стандартам, подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности области, открытие новых востребованных специальностей, традиционных казачьих ремесел: кузнечное дело, гончарное дело, лозоплетение, специалистов в области коневодства, в области защиты лесостепной зоны и экологии.

Военно-патриотическое воспитание
и допризывная подготовка казачьей молодежи

Сохранение культурных и духовных традиций казачества в деле патриотического воспитания молодежи рассматривается как залог успеха в данной сфере деятельности.

Современная практика создания казачеством молодежных военно-спортивных обществ, летних военно-спортивных лагерей, развитие казачьими обществами конного спорта в молодежной среде, а также деятельность по решению вопросов профилактики социального сиротства, помощи неблагополучным семьям свидетельствует о сохранении традиционной системы социализации и подготовки юношей-казаков к военной службе.

Необходимым условием эффективной интеграции образовательно-воспитательной практики в системе казачьих кадетских учебных заведений должно быть использование инновационных методологических и информационных подходов в сфере образования и воспитания молодежи.

5. Механизмы и формы реализации
государственной политики в отношении казачества

5.1. Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на территории Ростовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется:

федеральными органами государственной власти;

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

органами местного самоуправления муниципальных образований.

Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, реализующих государственную политику Российской Федерации в отношении российского казачества, определяется законодательством Российской Федерации,

Реализация государственной политики Российской Федерации на территории Ростовской области в отношении донского казачества предполагает:

совершенствование нормативной правовой базы в области становления и развития государственной и иной службы донского казачества;

координацию действий органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления, направленных на оказание содействия казачьим обществам в организации и обеспечении исполнения членами казачьих обществ принятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы;

разработку программ и мероприятий по поддержке донского казачества, становлению и развитию государственной и иной службы российского казачества на территории Ростовской области;

информационную открытость деятельности областных органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении донского казачества;

мониторинг и анализ эффективности выполнения обязательств по несению государственной и иной службы членами казачьих обществ, расположенных на территории области.

Реализация Концепции реализации государственной политики в отношении донского казачества осуществляется поэтапно.

На первом этапе областные органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют меры, предусматривающие:

определение, формирование и совершенствование механизмов финансирования государственной и иной службы российского казачества, в том числе через разработку и реализацию целевых областных и муниципальных программ;

формирование методических, правовых и информационных условий привлечения членов казачьих обществ к оказанию содействия областным органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении поставленных перед ними задач и функций;

подготовку методических рекомендаций по разработке и внедрению региональных и муниципальных целевых программ поддержки становления и развития государственной службы донского казачества;

создание системы межведомственного информационного обмена и координации действий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении донского казачества на территории Ростовской области.

Основным результатом данного этапа является формирование правовых, финансовых, информационных, методических и организационных основ становления государственной и иной службы казачества в Ростовской области.

На втором этапе областные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ростовской области обеспечивают:

распространение разработанных на предыдущем этапе программных решений, направленных на развитие государственной и иной службы донского казачества, создание условий для его участия в областных целевых программах и мероприятиях;

широкое внедрение эффективных методик и практик взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и казачества Ростовской области в реализации Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ и других нормативных правовых актов, регулирующих государственную политику Российской Федерации в отношении российского казачества;

совершенствование порядка учета и ведения Государственного реестра казачьих обществ на территории Ростовской области;

создание условий и стимулов для дальнейшего развития казачьих духовно-просветительских и культурных центров, казачьих молодежных военно-спортивных обществ и патриотических клубов;

содействие повышению эффективности деятельности казачьих обществ на территории области, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

совершенствование областной и муниципальной нормативной правовой базы с учетом анализа эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Основными результатами данного этапа являются:

формирование единой инфраструктуры государственной и иной службы донского казачества на территории Ростовской области;

создание эффективной системы информационного обмена и координации деятельности областных органов государственной власти, органов местного самоуправления и казачьих обществ в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

создание условий и стимулов развития духовно-культурных основ казачества, семейных традиций, осуществления патриотического воспитания казачьей молодежи на территории области.

5.2. Основным механизмом реализации настоящей Концепции в сфере культуры является содействие сохранению и развитию самобытной культуры донского казачества, образа жизни, традиций и духовных ценностей казаков, активное включение казачьей символики и исторических атрибутов в различные сферы деятельности, пропаганда казачьей культуры и пр.

Формы реализации настоящей Концепции:

создание и поддержка центров казачьей культуры, фольклорных коллективов, музеев казачьей истории и культуры;

организация фестивалей традиционной казачьей культуры;

помощь в организации традиционных праздников;

поддержка мультимедийных фондов-архивов материалов, собранных в научных экспедициях;

развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества;

учет и охрана форм и элементов традиционной культуры донских казаков.

5.3. Привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязательств по несению государственной и иной службы. Создание условий для выполнения казачьими обществами на основе соглашений с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ростовской области следующих функций:

содействие организации и ведению воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, подготовка их к военной службе; вневойсковая подготовка членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных и стихийных бедствий гражданской обороны, природоохранной деятельности;

охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации; охрана субъектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения и сопровождение грузов.

Для реализации данных направлений необходимо:

разработать механизмы взаимодействия областных органов власти с казачьими обществами по вопросам военно-патриотической работы;

ведение мониторинга деятельности казачьих обществ в области военно-патриотического воспитания молодежи;

ведение мониторинга состояния хозяйственной деятельности казачьих обществ;

выявление ресурсного потенциала, организационных форм хозяйственной деятельности и перспективных направлений экономической деятельности;

проведение анализа потребностей казачьих обществ в земельных ресурсах, оказание поддержки при разработке стратегии получения земли казачьими обществами.

5.4. Развитие практики использования исторических, культурных и духовных традиций казачества в воспитательной и образовательной системах

Развитие сети казачьих кадетских корпусов и образовательных учреждений, использующих в образовательно-воспитательном процессе казачий региональный этнокультурный компонент является частью общего процесса изменения концепции образования в России. Региональный компонент в образовательных программах образовательных учреждений призван реализовать потребности этнонационального образования и способствовать сохранению и развитию казачьей самобытной культуры и традиций.

Формирование образовательного пространства с участием регионального казачьего этнокультурного компонента и активным взаимодействием образовательных учреждений с казачьими обществами, следует основывать на двух принципах.

Первый – сохранение (формирование) этнической идентичности и развитие национальной школы с соответствующими задачами по сохранению и реализации ценностей, традиций, образа жизни казачьего народа.

Второй – культивирование в воспитательных программах принципов патриотизма и служения Отечеству, и в этом смысле такие образовательные учреждения должны являться образцовыми учреждениями, решающими общегосударственные задачи по воспитанию граждан и патриотов России.

5.5. Мероприятия по обеспечению участия казачьих обществ Ростовской области в возрождении принципов общегражданского патриотизма, служения Отечеству на основе традиций российского казачества

Основными мероприятиями развития данного направления являются:

разработка механизма результативности организации казачьими обществами военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к срочной службе;

разработка методических рекомендаций и формирование комплекса организационно-методического обеспечения по организации казачьими обществами военно-патриотического воспитания призывников, подготовки их к службе;

формирование комплекса мер по разработке и внедрению систем обучения, подготовки и переподготовки актива казачьих обществ, занимающегося вопросами военно-патриотического воспитания молодежи;

развитие в казачьих обществах физической культуры и массового спорта, ориентирующих молодежь на здоровый образ жизни;

поддержка и развитие казачьих общественно полезных инициатив, направленных на развитие духовно-культурных основ казачества, семейных традиций, улучшение положения казачьих многодетных семей, решение вопросов профилактики социального сиротства.

6. Общественные объединения
казачества на территории Ростовской области

Наряду с казачьими обществами, включенными в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, на территории Ростовской области осуществляют соответствующую деятельность общественные объединения донского казачества, являющиеся добровольными, самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Одной из их задач является объединение усилий общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах реестрового донского и российского казачества. Общественные объединения российского казачества, не включенные в Государственный реестр казачьих обществ, могут содействовать реализации Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ и других нормативных правовых актов.

Положения настоящей Концепции, направленные на сохранение этничности и дальнейшее развитие самобытной казачьей культуры, распространяются и в отношении общественных объединений казачества в Ростовской области.

Областные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений донского казачества, оказывают поддержку (в том числе экономическую) их деятельности в рамках законодательства Российской Федерации. Государственная поддержка также может выражаться в виде субсидирования отдельных общественно-полезные программы общественных объединений донского казачества, заключения договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг.

Отношения областных органов государственной власти и органов местного самоуправления с донским казачеством за рубежом определяются в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Они представляют собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, казачьими обществами и общественными объединениями Ростовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Реализация настоящей Концепции призвана обеспечить дальнейшее развитие и становление государственной и иной службы казаков Дона, сохранение их самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений донского казачества в интересах укрепления национальной безопасности и единства России.

 

Смотри также:

Раздел "Казачество"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:08:30|
Изменено:
21.01.2016 16:44:48|
Количество просмотров:
1390

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации