Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года

Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 № 659

1. Введение

Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее – Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона.

Концепция разработана в соответствии с организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 и направленной на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Ростовской области.

Реализация Концепции позволит достичь положительной динамики ключевых показателей результативности деятельности отрасли «Образование».

Концепция разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р, иных прогнозно-стратегических и нормативных документов отрасли «Образование».

При разработке Концепции учитывались результаты реализации в Ростовской области приоритетного национального проекта «Образование», Комплекса мер по модернизации общего образования, а также задачи, поставленные Министерством образования и науки Российской Федерации по реализации современной модели образования.

Концепция основывается на принципах образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61.

Концепция основывается на следующих принципах:

образование – важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам, проживающим в Ростовской области, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

образование – стратегический ресурс устойчивого развития Ростовской области, обеспечивающий сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования;

основой, обеспечивающей развитие системы образования, являются всеобщность и вариативность образования, создающие условия для самореализации каждой личности, ее положительную мотивацию к получению образования, подготовленность к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.

Главнейшим условием для развития экономики страны и формирования ее инновационной составляющей является модернизация системы образования, являющейся основой социального развития общества.

Социально-экономическое развитие современного общества основывается на постоянном обновлении технологий, ускоренном освоении инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.

Важной жизненной ценностью является получение качественного образования – как основы для формирования конкурентоспособной на рынке труда личности.

Принципы развития системы образования области:

открытость образования к внешним запросам;

применение проектных методов;

конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Предлагаемая Концепция закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области на долгосрочную перспективу.

В настоящей Концепции предлагаются определённые структурные и организационные преобразования, предполагающие внутреннюю трансформацию региональной системы образования, конечной целью которых будут являться приведение ее в соответствие с российскими и общемировыми тенденциями, придание ей гибкости и адаптивности, способности адекватно реагировать на современные и перспективные требования общества. Предлагаемая концепция определяет образование в качестве регионального приоритета и закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области до 2020 года.

Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Ростовской области на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии – модернизации образования.

2. Анализ состояния и основные проблемы
развития системы образования Ростовской области

Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и иными программами.

Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ростовской области, в первую очередь, касающейся модернизации структуры и содержания общего, профессионального образования, совершенствования его качества, социальной поддержки детства, эффективности управления образовательной системой.

Вместе с тем, системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:

недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;

несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;

неудовлетворительный уровень доступности образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями;

дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

низкая оплата труда работников образования;

диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.

 2.1. Дошкольное образование

В настоящее время в Ростовской области функционируют 1 418 учреждений образования, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Сеть таких учреждений разнообразна и не ограничивается только традиционными детскими садами.

1 284 (90,6 процента от общего количества учреждений дошкольного образования) составляют государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения; 16 (1,1 процент) – учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 105 (7,4 процента) – общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста; 13 негосударственных дошкольных образовательных учреждений (0,9 процента).

На 1 апреля 2012 г. программы дошкольного образования в различных учреждениях дошкольного образования осваивают свыше 148 тысяч детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 55,3 процента от общего числа детей данного возраста в целом по Ростовской области.

При этом численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, за последние годы существенно выросла и составила на начало 2012 года 48,7 тысяч детей (в 2010 году – 39,4 тысяч детей, в 2011 году – 40,5 тысяч детей).

Структура «очереди» в дошкольные учреждения неоднородна:

9 979 (20,5 процента) очередников – это дети в возрасте до 1 года, которым место в детском саду реально потребуется через 1,5 – 2 года;

24 442 (50,2 процента) очередников – дети в возрасте от 1 года до 3 лет, большинству из них место в детском саду нужно предоставить в сроки от полутора до трех лет;

14 307 человек в очереди (29,3 процента) – дети старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Необходимо до 2015 года решить первоочередную задачу – создать не менее 14 307 дополнительных мест для детей от 3 до 7 лет, в период до 2020 года – ликвидировать очередь в дошкольные учреждения полностью.

 2.2. Общее образование

Система общего образования Ростовской области включает 1 228 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе: 1108 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад, 37 вечерних сменных школ, 17 общеобразовательных и кадетских школ-интернатов, 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (26 коррекционных школ-интернатов и 4 специальных коррекционных школы), 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы, 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов, 13 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Кадровый ресурс системы общего образования области представлен более чем 30 тысячами педагогических работников.

На протяжении последних лет в области проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, которые обусловлены в том числе и сокращением численности обучающихся общеобразовательных учреждений. За последние 5 лет численность обучающихся в сельских школах снизилась более чем на 15 тысяч человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети число муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 108 единиц, в том числе сельских школ – на 70.

В области функционирует 344 малокомплектные школы, что составляет 46,4 процента от общего числа сельских школ, в которых обучается 19 процентов сельских школьников.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми независимо от места проживания в области осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к опорным школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

Для обеспечения безопасных и комфортных условий для обучения за 2005 – 2011 годы более чем в 700 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен выборочный и комплексный капитальный ремонт, в том числе по устранению аварийной и предаварийной ситуации.

В целях создания условий для получения качественного образования детьми независимо от места проживания осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети Интернет, модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием, поставка школьных автобусов.

96 процентов школ используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам, 54 процента общеобразовательных учреждений используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления.

В области осуществляется создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. 90 процентов общеобразовательных учреждений области имеют веб-сайты.

С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В области созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах (до 3 человек).

В 97,6 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 32,5 процента школ имеют управляющие советы.

Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.

Вместе с тем, системе общего образования Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие процесс ее модернизации. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на совершенствование школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандарта, комплексное переоснащение учебного и учебно-наглядного оборудования общеобразовательных учреждений, оборудования спортивных залов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли, создание полноценных условий для получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми со специальными потребностями.

 2.3. Дополнительное образование детей

В настоящее время в Ростовской области функционирует 354 учреждения дополнительного образования детей, в том числе в системе образования – 212, в которых занимаются 291,9 тысяч детей. Охват детей услугами дополнительного образования по области составляет более 66 процентов.

В рамках модернизации образования учреждения дополнительного образования детей успешно интегрировались в образовательное пространство школы. В настоящее время на базе общеобразовательных учреждений функционирует 11,7 тысяч кружков и спортивных секций с общим охватом 210,4 тысяч обучающихся.

В течение учебного года учреждениями дополнительного образования детей проводится более 200 массовых мероприятий областного уровня, в которых принимает участие более 35 тыс. человек, и готовятся команды для участия во всероссийских и международных мероприятиях. Количество таких мероприятий и число их участников год от года растет.

На базе областных учреждений дополнительного образования детей: функционируют 5 очно-заочных школ, в которых организовано профильное обучение более 1 000 учащихся 8 – 11 классов образовательных учреждений области по общеобразовательным предметам, осуществляется индивидуальная подготовка победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников к заключительному этапу с ведущими учеными и преподавателями ведущих вузов области, функционируют профильные смены для одаренных детей, где отдыхают и обучаются победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети «группы риска», организованы комплексные экологические экспедиции.

Планомерная работа региональной системы дополнительного образования детей дает хорошие результаты. Число представителей талантливой молодежи Дона, получивших премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за шесть лет его реализации составило 742 человека.

Ростовская область шесть лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество».

Для обеспечения равного доступа одаренных детей из всех муниципальных образований Ростовской области к получению качественного профильного образования на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей» функционирует региональный организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей, в котором обучаются 100 одаренных детей 7 – 10 классов общеобразовательных учреждений области из отдаленных территорий по 10 общеобразовательным предметам.  С сентября 2012 г. планируется расширение деятельности центра дистанционного образования одаренных детей путем увеличения количества дистанционно обучающихся детей до 1 000 человек за счет увеличения числа преподаваемых общеобразовательных предметов.

Вместе с тем существует ряд проблем, тормозящих развитие дополнительного образования детей в Ростовской области:

недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений дополнительного образования детей, особенно спортивной и технической направленности;

низкая заработная плата работников учреждений дополнительного образования детей;

низкое качество услуг дополнительного образования в отдаленных сельских поселениях, в том числе из-за отсутствия квалифицированных кадров.

 2.4. Профессиональное образование

Система профессионального образования представлена: 74 учреждениями начального профессионального образования, в том числе 68 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области, 6 – подведомственными департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; 61 учреждением среднего профессионального образования, в том числе 46 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование области), 7 подведомственными министерству здравоохранения Ростовской области, 5 подведомственными министерству культуры Ростовской области, 1 подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области, 2 учреждениями среднего профессионального образования федерального подчинения. При этом 24 учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области только в 2012 году.

Кроме того, на территории области функционируют 25 учреждений высшего профессионального образования, не считая филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2007 года, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 16.05.2006 № 182 «О порядке формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Ростовской области», государственное регулирование подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования осуществляется исходя из прогнозной потребности и на основании ежегодного регионального заказа. Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 № 299 «О региональном заказе на подготовку квалификационных рабочих кадров в государственных бюджетных и автономных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012 – 2013 учебный год» утвержден региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012 – 2013 год в объеме 9 325 человек по 55 профессиям, на основании которого осуществляется комплектование образовательных учреждений. При этом увеличен прием по востребованным профессиям: повар, кондитер, продавец, автомеханик, закройщик, тракторист, мастер отделочных и строительных работ, наладчик станков и оборудования в механообработке, токарь-универсал и другие.
В региональный заказ включены новые профессии: мастер жилищно-коммунального хозяйства, машинист крана металлургического производства, мастер сухого строительства, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, художник декоративной росписи по металлу, изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.

С целью построения в Ростовской области системы взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и работодателей, обеспечения подготовки рабочих и специалистов с учетом потребности отраслей экономики и предприятий-заказчиков кадров, привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов работодателей для повышения качества подготовки выпускников при активном участии минобразования области и Союза работодателей Ростовской области принят Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Закон определил цели, основные направления взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и работодателей, в том числе в части трудоустройства выпускников, обеспечил правовые основы совместной деятельности, дал толчок развитию социального партнерства в сфере подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации закона учреждениями начального и среднего профессионального образования в 2011 году заключено более 1,8 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями – заказчиками кадров (в 2010 году – около 1,2 тыс.). В соответствии с этими договорами предприятия участвуют в разработке и согласовании новых образовательных программ, развитии материально-технической базы, оценке качества подготовки выпускников. Об организации производственного обучения и производственной практики на базе предприятий в 2011 году было заключено более 8,4 тыс. договоров (в 2010 году – 4,5 тыс.).

Для повышения эффективности совместных действий минобразования области, управления государственной службы занятости населения Ростовской области, учреждений профессионального образования, Союза работодателей Ростовской области и предприятий в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда, по инициативе минобразования области Областным законом от 18.11.2011 № 730-ЗС внесены изменения в Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Эти изменения направлены на:

расширение целей и направлений взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в части поднятия престижа рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда;

обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и молодых специалистов из числа выпускников учреждений профессионального образования;

создание Регионального координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Реализация вновь введенных положений закона позволит повысить эффективность подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных инновационной экономикой, обеспечить рост трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях.

С 1 сентября 2011 г. 100 процентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области, в разработке новых образовательных программ принимали участие работодатели.

Поэтапная модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений, средств социальных партнеров: работодателей, попечительских советов, общественных профессиональных объединений и др.

Развиваются 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется материально-техническая база, расширяется спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений рабочих профессий.

Существующий дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда определяет необходимость оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов, реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24 учреждений среднего профессионального образования продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования.

В целях модернизации и повышения качества профессионального образования минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров проводится работа, направленная на развитие государственно-частного партнерства:

в рамках формирования регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования создаются Центры оценки и сертификации квалификаций;

в учреждениях высшего профессионального образования формируются корпоративные кафедры, создаются учебно-тренировочные центры совместного пользования.

Вместе с тем существует ряд проблем, решение которых позволит обеспечить инновационную экономику области востребованными рабочими кадрами и специалистами.

Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. По результатам исследований, в том числе мнения работодателей, разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.

 2.5. Кадровое и научное обеспечение
развития регионального образования

 Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда – важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.

Действующая региональная система педагогического образования представлена сетью учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающей педагогам свободу выбора образовательных программ профессионального продвижения.

В системе педагогического образования Ростовской области действуют 2 педагогических вуза, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, и 8 педагогических колледжей, находящихся в ведении области, и 1 учреждение дополнительного профессионального образования – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО).

Повышению квалификации педагогических работников в значительной степени способствует их аттестация. С 2011 года аттестация педагогических работников в Ростовской области осуществляется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Обновление данной процедуры, учитывающее требования новых федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ, позволяет в большей степени стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствует личностному профессиональному росту и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий.

Благодаря мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях, некоторые тревожные тенденции в кадровом обеспечении образовательного комплекса удалось переломить. Существенное повышение уровня заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике, ряд мер социальной поддержки молодых педагогов, увеличение материального и морального стимулирования лучших педагогов области привели к повышению значимости роли педагога в обществе. Так, впервые за последние годы отмечается рост доли молодых специалистов со стажем до 5 лет среди учителей общеобразовательных учреждений. Эта доля составила в 2011 году 9 процентов (в 2010 году – 7,9 процента).

В то же время в обеспечении квалифицированными кадрами системы образования имеется ряд проблем:

старение учительского корпуса (доля учителей пенсионного возраста составила в 2007 году 15,7 процента, в 2011 году – 16,9 процента, средний возраст педагогов – 43 года);

невысокий уровень оплаты труда и социальной поддержки молодых специалистов, как следствие – низкая закрепляемость выпускников педагогических вузов;

недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров, прежде всего в экономической, юридической, психологической и коммуникативной областях;

отсутствие эффективных механизмов персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального педагогического образования.

 2.6. Социальная защита, охрана жизни и здоровья детей

В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей. Все учреждения находятся в собственности Ростовской области.

Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. Развивается сеть экспериментальных площадок, инновационных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Ростовской области с 2010 года функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. На сегодняшний день 75 процентов детей-инвалидов от общего числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний, охвачены дистанционным образованием.

В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 66 общеобразовательных школах лицензирована деятельность по программам специального (коррекционного) образования.

Минобразованием области реализуется Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы». В 2011 году условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, созданы в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях.

В 2012 году мероприятия по обеспечению «архитектурной доступности» образовательных учреждений продолжаются еще в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях. До 2016 года доля общеобразовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, должна составить 20 процентов от общего числа, до 2020 года – 60 процентов.

Развивается институт школьных уполномоченных по правам ребенка.

2.7. Экономика отрасли «Образование»

Финансовое обеспечение отрасли «Образование» в Ростовской области осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Средства областного бюджета направляются в форме субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет средств фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям области направляются субсидии на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений, закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения, оплату услуг доступа к сети Интернет для муниципальных общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2012 г. изменился порядок финансирования образовательных учреждений Ростовской области.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели, не связанные с возмещением затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения функций казенных образовательных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.

В основу расчета объемов субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности положен принцип нормативно-подушевого финансирования.

Действующая в области система оплаты труда работников образования позволяет образовательным учреждениям самостоятельно распределять фонд оплаты труда и дифференцировать размер заработной платы педагогов в зависимости от качества и результатов их работы.

В 2011 году в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской областью выполнены обязательства по доведению размера среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 г. в регионе. В I квартале 2011 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составлял 12 112,0 рубля, размер средней заработной платы по экономике региона – 14 917,6 рубля. На 1 января 2012 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составил 16 223,1 рубля.

3. Цели и задачи развития системы образования в Ростовской области

Стратегической целью развития сферы образования в Ростовской области является формирование всесторонне гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.

Решение обозначенных проблем и достижение поставленной стратегической цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;

внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, в том числе развитие системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение использования дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями, а также организация образовательной деятельности с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;

дальнейшее развитие гибкости и вариативности форм предоставления услуг дошкольного образования, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее развитие системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, повышение удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования;

реконструкция старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставления под них соответствующих помещений;

обновление содержания и технологий обучения, в том числе развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории), внедрение в образовательный процесс модулей по обучению навыкам ведения бизнеса с использованием опыта и методики Международной организации труда (МОТ);

обеспечение адекватности системы образования требованиям рынка труда, расширение номенклатуры дополнительных профессиональных образовательных программ;

обеспечение системного характера подготовки инженерно-технических и рабочих кадров, востребованных региональным рынком труда;

создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

восстановление престижа системы учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе с привлечением бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров; внедрение механизмов соучредительства предприятий-заказчиков кадров;

стимулирование привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования;

повышение престижа педагогического труда и развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования, в том числе за счет планомерного повышения оплаты труда работников системы образования, предоставления различных льгот, помощи в приобретении жилья;

проведение повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом введения новейших образовательных стандартов;

обновление содержания и технологий обучения, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода в образовании;

формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда.

 4. Приоритетные направления развития системы
образования Ростовской области на период до 2020 года

Для достижения стратегической цели необходимо развитие следующих приоритетных направлений:

повышение доступности качественного образования;

укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

подготовка нового поколения педагогических кадров;

сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения;

интеграция детей с ограниченными возможностями в общество;

выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и формирование современной системы непрерывного образования.

 4.1. Повышение доступности качественного образования

 Для повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества необходимо решить следующие задачи:

обеспечение доступности дошкольного образования;

внедрение новых образовательных стандартов общего и профессионального образования;

внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, развитие дистанционных технологий обучения;

внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;

создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;

развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, проведение педагогического аудита;

развитие региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, включая механизм независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях образования;

развитие сети образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

 4.2. Укрепление, развитие
материально-технической, учебной базы
учреждений образования в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов

В целях обеспечения условий реализации образовательного процесса в образовательных учреждениях области в соответствии с современными требованиями необходимо развитие материально-технической, лабораторной базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий.

 4.3 Подготовка нового поколения педагогических кадров

Важнейшим звеном модернизации образования является обеспечение образовательного комплекса области высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала.

Задачи, стоящие в рамках реализации направления:

обновление содержания педагогического образования, позволяющее повысить качество подготовки педагогических кадров с учетом интеграции и профилизации обучения;

создание условий для поднятия социального статуса учителя, непрерывного общего и профессионального самообразования;

обеспечение условий для овладения современными образовательными технологиями, гарантирующими достижение ожидаемого результата;

подготовка педагогов по интегрированным специальностям с учетом особенностей преподавания в малокомплектной школе;

создание и развитие системы привлечения, закрепления и непрерывного профессионального образования педагогов, обеспечивающей удовлетворение потребностей системы образования в кадрах высокой квалификации;

внедрение инновационной модели персонификации региональной системы дополнительного профессионального образования, основными компонентами которой будут являться:

содержательное пространство диверсифицированных модульных образовательных программ непрерывного профессионального образования, в котором сам обучающийся является организатором собственной системы образования;

новые подходы к реализации системы государственно-общественного управления качеством и эффективностью повышения квалификации через инновационные механизмы формирования заказа на образовательные услуги, его многоканального стимулирующего финансирования и экспертизы качества;

опора на инновационные образовательные практики, отвечающие задачам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

включение педагога в среду опережающего профессионально-педагогического развития на базах инновационных практик стажировочных площадок, интерактивной информационно-коммуникационной среды, сетевого сообщества инноваторов «Нашей новой школы» и др.;

организация единого информационного образовательного пространства непрерывного профессионального образования по всем направлениям модернизации образования.

Для реализации поставленных задач необходимо:

создание условий для непрерывного профессионального роста работников образования;

осуществление переподготовки руководителей организаций образования и учителей с учетом нового содержания образования, изменения технологии обучения и методики преподавания;

формирование регионального целевого заказа для подготовки педагогических кадров, организация работы учреждений среднего профессионального образования по его выполнению;

формирование системы моральных и материальных стимулов с целью сохранения в школах лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

внедрение новых механизмов государственно-общественного управления развитием на всех уровнях непрерывного профессионального педагогического образования – в процессе формирования заказа на образовательные услуги, организации оптимальных условий его размещения в конкурентной среде и реализации, в проведении экспертизы качества образовательных программ и результатов их освоения;

разработка и внедрение инновационных механизмов аттестации педагогических и управленческих кадров образования, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта компетенциям современного педагога;

формирование комплекса стажировочных площадок инновационной практики модернизации по приоритетным направлениям развития образования;

разработка нормативного и инструктивно-методического механизма организации деятельности, координации и управления качеством работы стажировочного комплекса;

формирование современной материально-технической, информационно-коммуникационной базы стажировочных площадок;

разработка диверсифицированных образовательных программ стажировочных практик повышения квалификации, построенных по модульной технологии.

 4.4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков – основа формирования здоровой нации для эффективного развития экономики страны. В этой связи перед образовательным комплексом стоят следующие задачи:

внедрение опыта здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс всех образовательных учреждений области;

совершенствование процесса организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков через расширение и развитие сети оздоровительных учреждений (летних лагерей, центров здоровья и др.);

расширение возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

развитие системы дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе, а также системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

сохранение и укрепление здоровья, психологическая поддержка обучающихся через Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области, занимающийся координацией здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области;

отработка моделей предпрофильного и профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов.

 4.5.Повышение эффективности управления в системе образования

Эффективность управления в системе образования зависит от решения следующих задач:

внедрение эффективной системы управления качеством образования;

подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;

внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого регионального образовательного пространства;

внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

обеспечение всеми образовательными учреждениями свободного доступа граждан к информации, а также возможности повышения своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования.

 4.6. Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования

В настоящее время одним из ключевых условий обеспечения эффективности образовательной политики является комплексная модернизация финансово-экономических механизмов сферы образования.

Инновационное развитие образования области должно быть направлено на внедрение тех эффективных финансовых и экономических механизмов, которые будут обеспечивать качество образовательных процессов, эффективность расходования бюджетных средств и повышать инвестиционную привлекательность образования. Для этого необходимо:

развитие новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования (нормативно-подушевое финансирование всех типов и видов учреждений, новая система оплаты труда работников системы образования);

внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций;

реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования;

совершенствование правового статуса государственных и муниципальных учреждений образования.

 4.7. Развитие альтернативных форм жизнеустройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основополагающее право каждого ребенка – жить и воспитываться в семье. В Ростовской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, а при необходимости – меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан:

завершение основных мероприятий по деинституализации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров по подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи;

увеличение количества детей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации, расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей.

 4.8. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество

Развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность формирования инфраструктуры, обеспечивающей полноценную социализацию в образовательное пространство и общество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предопределена тем, что Российской Федерацией ратифицированы Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью эффективного развития инклюзивных (интегрированных) процессов необходимо:

создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

создание необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях профессионального образования;

расширение сети учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (на ранней стадии развития ребенка).

 4.9. Выявление, поддержка и сопровождение
одаренных детей и талантливой молодежи

Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Резко возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих решать новые задачи, относящиеся к будущему. Для реализации направления по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей и талантливой молодёжи необходимо:

развитие системы поиска и поддержки талантливых детей области;

внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций области;

расширение возможностей участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах для одаренных детей и талантливой молодежи.

 4.10. Удовлетворение потребности
регионального рынка труда в квалифицированных кадрах
и формирование системы непрерывного профессионального образования

Необходимым условием для формирования инновационной экономики Ростовской области является модернизация системы профессионального образования – основы динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором благополучия его граждан.

Система профессионального образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.

Возможность получения качественного профессионального образования остается одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях профессионального образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития региона и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Подготовка кадров в учреждениях профессионального образования предусматривает обязательное участие работодателей во всех этапах образовательного процесса.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики регионов. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Формирование системы непрерывного профессионального образования, создание регионального сегмента системы сертификации квалификаций, разработка и реализация модульных программ позволят максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В этих целях необходимо:

внедрять модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

создавать и развивать региональные отраслевые ресурсные центры подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;

организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере профессионального образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

обеспечить развитие социального партнерства в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда;

внедрять модели непрерывного профессионального образования, обеспечивающие каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

развивать государственно-общественное управление образовательными учреждениями в целях повышения открытости и инвестиционной привлекательности профессионального образования.

Целью развития системы профессионального образования Ростовской области является кадровое обеспечение инновационного развития региона, удовлетворение потребности личности в качественных образовательных услугах, решение задач социально-экономического развития области за счет формирования общественно-государственного формата управления региональной системой профессионального образования.

Проблема кадрового обеспечения экономики региона требует формирования системы профессионального образования, отвечающей потребностям регионального рынка труда, что предполагает управленческое воздействие на два аспекта баланса кадрового спроса и предложения:

количественное соответствие объемов подготовки в региональной системе профессионального образования перспективам развития экономики (в профессионально-отраслевом разрезе);

качественное соответствие образовательных результатов актуальным и прогнозируемым требованиям рабочих мест предприятий (организаций) области (профессионально-квалифицированный разрез).

Реализация поставленной перед системой профессионального образования области цели предполагает ее развитие в следующих приоритетных направлениях.

Первое направление – формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда в целях адаптации сети учреждений профессионального образования к инновационному развитию экономики области, достижения динамического баланса между кадровыми потребностями регионального рынка труда и объемами подготовки в региональной системе профессионального образования, повышения эффективности использования материально-технических, методических и кадровых ресурсов системы профессионального образования области. Для этого необходимо обеспечить:

изменение структуры подчинения учреждений профессионального образования;

изменение организационно-правовых форм учреждений профессионального образования;

интеграцию учреждений профессионального образования как по горизонтали, так и по вертикали;

оптимизацию объемов и профилей подготовки кадров с учетом требований регионального рынка труда;

внедрение и развитие механизмов сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различного уровня и подчиненности;

расширение номенклатуры образовательных программ;

разработку и реализацию модульных образовательных программ.

Второе направление – повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, в целях поэтапного преодоления дисбаланса в подготовке кадров в системе профессионального образования, достижения сбалансированности между профессиональными интересами обучающихся и возможностями регионального рынка труда. Для этого необходимо обеспечить:

популяризацию рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда, их пропаганду с использованием средств массовой информации;

модернизацию форм и методов профориентационной работы;

повышение престижа рабочих профессий, включая использование возможности социальной рекламы;

предоставление мер дополнительной социальной поддержки молодым специалистам из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравшим работу по профильной специальности.

Третье направление – модернизация государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в целях обеспечения гибкости и мобильности системы профессионального образования, оперативности ее реагирования на изменения требований регионального рынка труда. Для этого необходимо обеспечить:

реализацию механизмов общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования;

формирование региональной независимой системы оценки и сертификации квалификаций;

внедрение механизмов мониторинга качества подготовки выпускников по программам профессионального образования, ориентированным на инновационные запросы работодателей, органов исполнительной власти и обучающихся (выпускников, абитуриентов).

Четвертое направление – внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и доступности программ профессионального образования. Для этого необходимо обеспечить:

реструктуризацию сети учреждений профессионального образования;

внедрение механизмов финансирования модульных образовательных программ;

совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечившей финансирование учреждений профессионального образования по нормативам.

Пятое направление – развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования в целях организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных реализовать инновационное развитие системы профессионального образования области. Для этого необходимо обеспечить:

формирование базовых центров переподготовки педагогических кадров;

повышение эффективности действующих центров повышения квалификации;

разработку, апробацию и внедрение инновационной модели персонифицированной системы повышения квалификации педагогических кадров;

формирование и управление реализацией заказа на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;

организацию повышения квалификации на основе инновационных образовательных программ и модульных технологий обучения.

Реализация приоритетных направлений развития системы профессионального образования области позволит достичь цели, стоящей перед системой профессионального образования, и обеспечить региональный рынок труда востребованными кадрами.

5. Система управления реализацией Концепции

Механизм реализации Концепции предусматривает соблюдение федеральных, региональных и отраслевых приоритетов.

Основным инструментом реализации Концепции являются долгосрочные программы развития образования в Ростовской области на период 2010 – 2015 годов и 2016 – 2020 годов. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты долгосрочных программ развития образования в Ростовской области увязаны с Концепцией. Реализация программных мероприятий направлена на обеспечение достижения стратегических целей и задач развития образования в Ростовской области.

Цели, задачи и мероприятия долгосрочных программ развития образования минобразования области и муниципальных образований Ростовской области должны быть согласованы с Концепцией. За счет этого достигается концентрация ресурсов на наиболее важных направлениях развития образования в Ростовской области, а также обеспечивается эффективность расходования бюджетных средств.

В условиях устойчивого прогнозируемого развития Концепция корректируется не реже одного раза в пять лет.

Для оценки результатов выполнения Концепции необходимо организовать мониторинг реализации Концепции на основе перечня индикаторов, предусмотренного данной Концепцией.

 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции,
показатели социально-экономической эффективности

Реализация Концепции позволит к 2020 году достичь следующих результатов:

повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Ростовской области, обусловленное повышением качества человеческого капитала и эффективностью использования трудовых ресурсов;

укрепление материально-технической базы учреждений образования, с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий. Ликвидация ветхих и аварийных объектов образования;

повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования;

снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования;

развитие новых финансово-экономических механизмов, в рамках которых увеличивается число автономных учреждений образования; нормативно-подушевой принцип финансирования образовательных учреждений; увеличение доли внебюджетных средств образовательных учреждений области;

повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования (обновление оборудования столовых и спортзалов, автопарка, компьютерной техники и др.);

создание региональной комплексной системы социально-педагогической поддержки детства, включая раннее развитие детей (от 0 до 3 лет). Внедрение вариативных форм дошкольного образования, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации;

переход общеобразовательных учреждений на принципы профильного обучения, в том числе с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников;

обеспечение эффективного доступа образовательных учреждений Ростовской области к федеральным и региональным образовательным информационным ресурсам; реализация российской концепции «Цифровая школа»;

формирование и развитие региональной модели оценки качества предоставляемых образовательных услуг;

создание системы «инклюзивного» обучения, обеспечивающей соответствующий уровень общего и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями;

создание условий для определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи;

обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, образовательных учреждений и общественных организаций Ростовской области;

обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса;

формирование нового поколения преподавательского корпуса Ростовской области в необходимом количестве и соответствующей квалификации. Внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующей качество работы;

повышение удельного веса образования Ростовской области на российском рынке образовательных услуг, увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг системой образования области;

формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, соответствующей потребностям рынка труда региона, способствующей профессиональному, карьерному и личностному росту граждан;

повышение удельного веса выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, обученных и трудоустроенных в соответствии с заявками предприятий;

внедрение частно-государственного партнерства в образовании;

содействие международной аккредитации программ профессионального образования, реализуемых вузами и ссузами Ростовской области.

В результате реализации Концепции система профессионального образования Ростовской области должна обеспечить:

внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров в регионе на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования и процедур формирования контрольных цифр приема;

расширение инструментария управления территориальной сетью учреждений профессионального образования в целях повышения эффективности реализации востребованных образовательных программ;

внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием объединений работодателей;

формирование регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций;

достижение динамического баланса между кадровыми потребностями регионального рынка труда и объемами подготовки в региональной системе профессионального образования (по уровням профессионального образования и в разрезе профессий/специальностей);

соответствие качества профессионального образования требованиям реального сектора экономики;

формирование адаптивной, экономически эффективной системы профессионального образования;

производство интеллектуального продукта, который предполагает научные исследования и разработки.

 Основные показатели эффективности реализации Концепции

Показатели

Текущее значение (2011 г.)

Целевое значение (2020 г.)

1

2

3

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся) (процентов)

16,6

100,0

Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (в общей численности обучающихся по новым стандартам) (процентов), в том числе:

 

 

интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.)

85,0

100,0

учебным оборудованием для практических работ

66,6

100,0

Доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (в общей численности педагогических и управленческих кадров) (процентов)

13,8

100,0

Доля обучающихся 5 – 11 классов, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников
(в общей численности обучающихся 5 – 11 классов в общеобразовательных учреждениях) (процентов)

58,1

70,0

Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий творчеством (в общей численности обучающихся) (процентов)

10,6

30,0

Доля негосударственных образовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу в соответствии с законодательством (от общего числа) (процентов)

0

100,0

Доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования) (процентов), в том числе:

 

 

предоставлены от 0 до 20 процентов условий

0,3

0

предоставлены от 21 до 40 процентов условий

4,3

0

предоставлены от 41 до 60 процентов условий

21,3

0

предоставлены от 61 до 80 процентов условий

49,6

20,0

предоставлены от 81 до 100 процентов условий

24,5

80,0

Доля обучающихся (от общей численности обучающихся), которым обеспечена возможность пользоваться оборудованием для проведения технических, исследовательских и иных творческих работ и проектов (специализированные лаборатории, планетарии, театральные площадки, площадки для проведения наблюдений, конструирования и др.) (процентов)

26,7

100,0

Доля общеобразовательных учреждений, которые представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений) (процентов)

94,2

100,0

Доля общеобразовательных учреждений (от общего числа общеобразовательных учреждений), перешедших на электронный документооборот (электронные системы управления) (процентов)

36,2

90,0

Доля общеобразовательных учреждений, предоставляющих некоторые образовательные услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.) (процентов)

18,5

80,0

Удельный вес учащихся, охваченных дополнительным образованием (от общего числа детей в возрасте 7 – 18 лет) (процентов)

66

80

Охват детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования (процентов)

89,6

96,0

Удовлетворенность потребности в услугах дошкольного образования (процентов)

78,5

90,0

Доля общеобразовательных учреждений области, реализующих программы и технологии здоровьесбережения (процентов)

92,0

100,0

Доля обучающихся  и воспитанников образовательных учреждений, охваченных мероприятиями профилактической направленности (процентов)

90,0

100,0

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, которым обеспечены условия для получения общего образования в адекватной форме, от общего числа детей, которым рекомендовано образование в адекватной форме (процентов)

98,0

99,0

Число детей-инвалидов, для которых  введена система дистанционного обучения

409,0

559,0

Охват школьников сбалансированным горячим питанием (процентов)

78,0

85,0

Доля трудоустроившихся выпускников (процентов),
в том числе:

ГОУ НПО

ГОУ СПО

 

 

98,0

93,0

 

 

99,0

99,0

Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год (процентов), в том числе:

ГОУ НПО 

ГОУ СПО

 

 

72,0

64,0

 

 

80,0

80,0

Выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов (процентов), в том числе:

98,0

100,0

Доля выпускников ГОУ НПО и ГОУ СПО, подготовка которых соответствует требованиям ФГОС нового поколения и тарифно-квалификационных характеристик (процентов)

96,0

99,0

Доля студентов ГОУ НПО и ГОУ СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (процентов)

65,0

100,0

Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, в финансировании которых участвуют предприятия (процентов)

7,0

20,0

Доля программ профессионального образования, разработанных или доработанных и внедренных совместно с работодателями (процентов)

80,0

100,0

Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, в которых осуществлена профилизация (процентов)

80,0

100,0

Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, учебно-материальная база которых соответствует современным требованиям к подготовке рабочих и специалистов (процентов)

80,0

100,0

Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, пользующихся при обучении новыми технологиями, в том числе информационными (процентов)

90,0

100,0

Доля мест в ГОУ НПО и ГОУ СПО, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве (процентов)

32,0

80,0

Доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, к общему числу обучающихся по программам профессионального образования (процентов)

4,0

60,0

Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет (процентов)

9,0

12,0

Доля педагогических работников, ежегодно проходящих  переподготовку и повышение квалификации (процентов)

20,0

25,0

Доля зданий образовательных учреждений, выведенных из аварийного состояния (процентов)

47,0

100,0

Доля образовательных учреждений, оснащенных приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов (процентов)

98,0

100,0

Доля образовательных учреждений, оснащенных выводом радиосигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на центральные пульты «01» пожарных частей (процентов)

61,0

100,0

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (процентов)

82,0

87,0

Доля зданий общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (от общего числа общеобразовательных учреждений) (процентов)

15,5

60


Смотри также:

Раздел "Образование"

 

Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:08:30|
Изменено:
14.01.2016 15:03:54|
Количество просмотров:
4652

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации