Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года

Утверждена постановлением Правительства
Ростовской области от 05.02.2013 № 48
в редакции постановления от 15.05.2014 № 349, от 12.08.2015 № 515, от 05.12.2016 № 816

I. Общие положения

Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.

Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (в 4 городах из 6, в которых ведется мониторинг). Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

30 апреля 2012 г. Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года (далее – Региональная стратегия) разработана в соответствии с вышеназванным документом и организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067, и является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды. 

II. Стратегическая цель, основные
задачи и принципы Региональной стратегии

1. Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года стратегической целью в области экологии региона является сохранение природных комплексов, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Ростовской области и России в целом.

2. Для реализации данной стратегической цели необходимо:

2.1. Обеспечить защищенность окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.

2.2. Осуществить оценку состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2.3. Обеспечить защиту территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, а также оздоровление экологической обстановки на водных объектах.

2.4. Обеспечить сырьевые потребности хозяйственного комплекса и создать условия для повышения эффективности использования недр Ростовской области.

2.5. Сохранить биологическое разнообразие.

2.6. Повысить экологическую культуру населения.

2.7. Ликвидировать объекты накопленного экологического ущерба.

2.8. Обеспечить предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот.

3. Реализация Региональной стратегии осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • ответственность органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Ростовской области;
  • презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;
  • обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;
  • запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
  • ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
  • полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

4. Региональная стратегия разработана на период до 2020 года и призвана обеспечить консолидацию усилий и действий органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан для решения наиболее актуальных проблем экологии в Ростовской области.

5. Ключевые экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды, водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности Ростовской области включают в себя:

экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса; проблемы утилизации отходов производства и потребления; высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах; загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразию берегов водных объектов; недостаточное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса сырьевыми ресурсами; сохранение биологического разнообразия; деградацию почвенного покрова, выжигание сухой растительности и недостаточность озеленения крупных городов; отсутствие системы экологического образования; размещение производительных сил с учетом экологической составляющей и внедрение наилучших доступных технологий; адаптацию к изменяющимся климатическим условиям.

6. Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: утилизация отходов производства  и потребления и ликвидация накопленного экологического ущерба; снижение загрязнения атмосферного воздуха и мониторинг состояния окружающей среды; развитие водохозяйственного комплекса; обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса; сохранение биологического разнообразия; охрана, защита и воспроизводство лесов; информирование населения о состоянии окружающей среды и повышение экологической культуры; противодействие деградации почвенного покрова и выжиганию сухой растительности, озеленение крупных городов; размещение производительных сил с учетом экологической составляющей; использование результатов исследований прогнозируемого изменения климатических условий Ростовской области; реализация полномочий Ростовской области в сфере государственного экологического надзора. 

III. Текущее состояние и стратегические

направления экологического развития Ростовской области

1. Утилизация отходов производства и потребления.

Ликвидация накопленного экологического ущерба

1.1. Краткий анализ ситуации

Одной из наиболее важных экологических проблем в Ростовской области, и прежде всего в городах и районных центрах, является проблема обращения с отходами производства и потребления, их сбора, размещения, утилизации, переработки и обезвреживания.

На территории Ростовской области ежегодно образуется около 10 млн т отходов производства и потребления, из которых используется и обезвреживается лишь 2,4 млн т.

Ситуация в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) характеризуется тенденцией увеличения объемов отходов, размещаемых на свалках, продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также практическим отсутствием действий по цивилизованному извлечению и использованию ВМР.

По данным регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Ростовской области по состоянию на 1 августа 2012 г. расположен 761 объект размещения отходов. Кроме того, на территории Ростовской области образуются свалочные очаги и навалы мусора.

Основные проблемы в области обращения с ТКО и ВМР:

несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО и ВМР;

отсутствие эффективной системы управления ТКО и ВМР;

несовершенство систем учета и контроля образования ТКО и ВМР, их движения;

неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;

отсутствие современных полигонов для размещения ТКО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

недостаток и использование физически и морально устаревшей спецтехники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;

отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;

необходимость рекультивации существующих объектов размещения ТКО;

отсутствие организованной системы сбора ВМР;

отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТКО и переработке ВМР в товарную продукцию;

неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Другой важной экологической проблемой является наличие на территории Ростовской области объектов накопленного экологического ущерба.

Так, с 1975 года на территории Ростовской области имеются объекты, на которых хранятся пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, оставшиеся бесхозяйными после распада колхозов.

В целях предотвращения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в 2011 – 2012 годах в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.08.2010 № 143, осуществлялись мероприятия по утилизации (захоронению) пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. Аналогичные мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды
и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595.

Всего с территории 27 муниципальных образований Ростовской области на специализированные объекты размещения опасных отходов, расположенные в других регионах, вывезено 2,5 млн т пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

Более 500 т бесхозяйных пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов еще остаются в складских помещениях в Миллеровском и Тарасовском районах, в захоронениях, расположенных на территории Милютинского и Багаевского районов.

Кроме того, объектами накопленного экологического ущерба являются:

полигон промышленных отходов ликвидированного ОАО «Волгодонской химический завод»;

полигон складирования отходов литейного производства предприятий г. Азова;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г. Таганроге;

закрытый полигон промышленных отходов в районе ул. Грибоедова в г. Новочеркасске;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г. Новочеркасске.

Решение вопроса о ликвидации указанных объектов накопленного экологического ущерба возможно после разработки проектно-сметной документации на рекультивацию указанных объектов и определения источников финансирования для выполнения работ.

Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса в основном связаны с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности
и загрязнением поверхностных и подземных вод высокоминерализованными шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются следующие шахты: «Глубокая», им. Красина, им. Кирова, «Комиссаровская», «Восточная», «Тацинская», № 15 шахтоуправления «Несветаевское», шахты шахтоуправления «Краснодонецкое». Предположительный срок полного затопления указанных шахт – 2017 год. К этому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

1.2. Основные задачи:

создание на территории Ростовской области единой правовой базы в области обращения с ТКО и ВМР, в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;

развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению ТКО, в том числе строительство новых и рекультивация не отвечающих современным санитарным и экологическим требованиям объектов размещения ТКО, реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Ростовской области межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее – МЭОК);

развитие системы просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;

 ликвидация (снижение негативного воздействия) объектов накопленного экологического ущерба;

решение проблем экологии при реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли.

1.3. Первоочередные меры:

реализация мероприятий подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595;

строительство в рамках МЭОК новых объектов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства – полигонов, мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций;

реализация в 2013 году мероприятий по утилизации (захоронению) на специализированных полигонах за пределами территории Ростовской области пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов;

выполнение в 2015 году мероприятий по мониторингу состояния пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов и, в случае необходимости, их утилизация (обезвреживание);

выполнение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающих мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса.

1.4. Ожидаемые результаты:

прекращение роста к 2015 году и сокращение к 2020 году количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;

сокращение количества ТКО, направляемых на захоронение;

увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

уменьшение негативного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье населения;

сокращение объемов пестицидов и мест их хранения на территории Ростовской области с приведением этих мест в безопасное для окружающей среды состояние;

снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

2. Снижение загрязнения атмосферного

воздуха и мониторинг состояния окружающей среды

2.1. Краткий анализ ситуации

Общий объем выбросов в атмосферный воздух по Ростовской области в 2011 году составил 572,7 тыс. тонн. Основным источником выбросов в атмосферный воздух является автотранспорт, объем выбросов от которого ежегодно увеличивается. В 2010 году данный показатель составлял 399,2 тыс. тонн, в 2011 году – 418,7 тыс. тонн (73,1 процента от общего объема выбросов). Объем выбросов от стационарных источников в 2011 году составил 154 тыс. тонн.

Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха осуществляется на 13 стационарных постах в городах Ростове-на-Дону, Азове, Волгодонске, Таганроге, Шахты, Цимлянске. Периодически ведутся наблюдения методом маршрутного обследования и в других крупных городах Ростовской области (в 2012 году – в Новочеркасске и Миллерово). Практически во всех городах Ростовской области характерно превышение над средним по стране уровнем загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода и окислами азота. По результатам мониторинга 2011 года для городов Азов, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Новочеркасск характерен высокий или очень высокий уровень загрязнения.

На территории Ростовской области осуществляется государственный мониторинг окружающей среды, который включает в себя следующие подсистемы:

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

государственный мониторинг атмосферного воздуха;

государственный мониторинг радиационной обстановки;

государственный мониторинг земель;

государственный мониторинг объектов животного мира;

государственный лесопатологический мониторинг;

государственный мониторинг состояния недр;

государственный мониторинг водных объектов;

государственный мониторинг водных биологических ресурсов;

государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря;

государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Однако указанные подсистемы мониторинга в настоящее время разобщены, их общий анализ не проводится, поскольку полученные результаты не сопоставимы из-за различия в методических подходах. Наблюдается дефицит пунктов мониторинга и как следствие – выводы о состоянии окружающей среды делаются опосредованно.

До 31 декабря 2013 г. мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды реализовывались в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы».

Начиная с 2007 года осуществляется мониторинг состояния регионального пункта подземного опытно-промышленного захоронения пришедших в негодность пестицидных препаратов, организованного в 1975 году по решению Совмина РСФСР в районе г. Батайска. В захоронении размещено свыше 1 500 тонн ядохимикатов и тары из-под них, поступивших от объединений «Сельхозтехника» Краснодарского, Ставропольского краев, Республики Калмыкия, Ростовской области. Результаты мониторинга не подтверждают отрицательного влияния на экологию, однако данный объект остается потенциально опасным и при определенных условиях может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

С 1 января 2014 г. мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды реализуются в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование».

2.2. Основные задачи:

минимизация негативного воздействия стационарных и передвижных источников на состояние атмосферного воздуха;

повышение уровня благоустройства, уборки и озеленения населенных пунктов;

создание единой системы государственного экологического мониторинга, позволяющей объединять данные мониторинга всех компонентов окружающей среды;

расширение системы наблюдения за состоянием окружающей среды;

ведение мониторинга объектов, представляющих опасность для окружающей среды.

2.3. Меры по снижению загрязнения атмосферного воздуха:

внедрение современных технологий производства, использование высокоэффективных систем пылегазоочистки; 

переоснащение, реконструкция и модернизация генерирующих источников и котельных;

перевод на природный газ котельных, использующих в качестве топлива уголь или мазут;

оптимизация транспортного движения в населенных пунктах;

перевод автотранспорта на использование моторного топлива с улучшенными характеристиками или использование альтернативных видов топлива;

поэтапный вывод из эксплуатации устаревших моделей транспортных средств и замена их на современные, отвечающие требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5;

сокращение практики уплотнения городской застройки;

озеленение и санитарная очистка территорий.

2.4. Меры по развитию системы мониторинга состояния окружающей среды:

увеличение количества исследуемых показателей и объектов наблюдения;

увеличение количества наблюдательных постов;

разработка механизмов объединения данных мониторинга всех компонентов окружающей среды, осуществляемого различными ведомствами;

осуществление мониторинга состояния захоронения пестицидов в г. Батайске.

2.5. Ожидаемые результаты:

снижение показателя индекса загрязнения атмосферного воздуха;

увеличение объема информации о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа и принятия управленческих решений в органы власти Ростовской области.

3. Развитие водохозяйственного комплекса

3.1. Краткий анализ ситуации

Водные ресурсы являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они являются основой жизни и деятельности населения Ростовской области, обеспечивают его экономическое, социальное, экологическое благополучие, существование животного и растительного мира.

Водные ресурсы Ростовской области составляют 27,7 куб. км годового стока, из которых только 2,7 куб. км (10 процентов) формируются в ее пределах, а остальные 25,0 куб. км  (90 процентов) поступают извне. В границах Ростовской области протекает 165 малых рек общей протяженностью более 9,5 тыс. км. С учетом ручьев и балок число водотоков достигает 4,5 тыс. Кроме того, на территории Ростовской области расположено более 250 озер, 3 крупных водохранилища и более 1000 мелких, а также Таганрогский залив Азовского моря.

Возрастающее хозяйственное использование водных объектов и их водосборных площадей, изъятие значительной части речного стока и отведение в водные объекты загрязненных сточных вод приводят к истощению водных ресурсов Ростовской области. На сегодняшний день водный режим практически всех рек искусственно изменен: многие водотоки превращены в каскады прудов. Естественный сток нарушен плотинами и другими гидротехническими сооружениями. В периоды паводков и половодий построенные без проектов грунтовые плотины нередко разрушаются и в русло реки смываются тысячи тонн грунта. Большое количество плотин не позволяет паводковым водам образовываться в объемах, необходимых для формирования и очистки русел рек, в результате реки мелеют, уменьшается их пропускная и дренирующая способность. Многочисленные мелководные пруды являются испарителями драгоценной влаги, вследствие чего меняется гидрохимический режим, резко повышается минерализация.

 В частности, на территории Ростовской области расположено 1384 напорных гидротехнических сооружения, из них 681 сооружение не имеет собственника, 292 гидротехнических сооружения, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения работ по ремонту и  реконструкции в целях обеспечения их эксплуатации, позволяющей минимизировать негативное воздействие на водный объект.

В результате нерасчетливой хозяйственной деятельности  режим рек  изменился настолько сильно, что реки становятся маловодными, деградируют и отмирают.

В связи с маловодностью ухудшились условия  среды обитания биоресурсов. Нехватка кислорода приводит, особенно в маловодные годы, к массовому замору рыбы. Заиление русел, в том числе устьевых участков, затрудняет проход рыбы на нерест.

Из-за уменьшения проточности, дренирующей способности рек усиливается негативное воздействие вод, выражающееся в подтоплении и затоплении территории жилой застройки, сельхозугодий, хозяйственных объектов и т.д.

Основным способом прекращения деградации речных систем является расчистка русел рек. За период с 2001 по 2008 год были расчищены участки более 20 рек общей протяженностью около 140,0 км. Расчищались наиболее заиленные участки рек:  Кагальник в Азовском районе; Глубокая в черте г. Миллерово; Грушевка в хут. Яново-Грушевский Октябрьского района; Большая в пос. Индустриальный Кашарского района; Мечетка в Зерноградском районе; Темерник в г. Ростове-на-Дону; Малая Куберле в пос. Зимовники; Кундрючья на территории Белокалитвинского и Красносулинского районов; Старый Дон в Константиновском районе; Грушевка в сл. Красюковская Октябрьского района; русло реки Дон (старица) в районе ст. Старочеркасской; протока Межонка в Аксайском районе.

Однако даже после реализации указанных мероприятий в расчистке нуждается не менее 380 км рек Ростовской области, и это только те их участки, к которым прилегают подверженные подтоплению территории.

Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилениями антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Процессам разрушения подвержены берега Таганрогского залива Азовского моря, Цимлянского водохранилища, реки Дон, водохранилища Манычского каскада. Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водные объекты, формирует устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах Ростовской области и ведет к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению водных объектов.

Данные, полученные в результате гидрохимических наблюдений, свидетельствуют о том, что практически во всех водных объектах на территории Ростовской области качество вод не соответствует требованиям установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, по таким показателям, как «биологическое потребление кислорода», «железо общее», «медь» и «нефтепродукты». Класс качества воды, в основном, загрязненная. Вода в водных объектах, располагающихся в зонах влияния шахт Восточного Донбасса, по своему качеству оценивается как грязная и очень грязная.

Одним из основных источников  загрязнения водных объектов Ростовской области является сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Так общий объем сброшенных сточных вод в 2011 году составил 1258,46 млн. куб. м, из них без очистки – 50,62 млн. куб. м и недостаточно очищенных – 184,62 млн. куб. м.

Существующие очистные сооружения сточных вод на территории Ростовской области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, устарели и физически изношены. В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, Пролетарск, Донецк, Миллерово, Константиновск, Цимлянск, Аксай, Сальск; в поселках Гигант Сальского района, Чистоозерный Каменского района, селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях Ростовской области.

Во исполнение пункта 22 Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2009 № 428, постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 № 779 утверждена областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», предполагающая реализацию мероприятий, направленных на решение первоочередных проблем водохозяйственного комплекса Ростовской области, связанных с расчисткой рек, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений и укреплением берегов, а также ведением мониторинга водных объектов. Аналогичные мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595.

Вопросы сокращения объемов загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, планируется решать в рамках областной долгосрочной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012 – 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.02.2012 № 106, а также государственной программы Ростовской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 603, и мероприятий, осуществляемых водопользователями.

3.2. Основные задачи:

сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

обеспечение охраны, восстановления и экологической реабилитации водных объектов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

развитие государственной системы мониторинга водных объектов;

предотвращение затопления и подтопления территорий Ростовской области;

обеспечение безопасности населения и объектов экономики, попадающих в зоны берегоразрушения.

3.3. Первоочередные мероприятия:

до 31 декабря 2013 г. реализация мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 № 779;

с 1 января 2014 г. реализация мероприятий подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595;

реализация мероприятий подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами населения Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 603;

реконструкция, ремонт, строительство очистных сооружений водопользователями.

3.4. Ожидаемые результаты:

значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты за счет строительства и модернизации очистных сооружений;

повышение класса качества воды в водных объектах Ростовской области путем проведения мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;

повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет расширения мониторинга водных объектов;

повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, посредством строительства берегозащитных сооружений;

снижение ущербов от аварий гидротехнических сооружений за счет приведения сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное техническое состояние.

4. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса

4.1. Краткий анализ ситуации

Минерально-сырьевые ресурсы играют значительную роль в социально-экономическом развитии области. Несмотря на то, что Ростовская область не относится к основным горнорудным регионам страны, она обладает достаточно широким набором полезных ископаемых, являющихся сырьем для топливно-энергетического комплекса, металлургической, химической промышленности и стройиндустрии.

Наиболее широко представлены на территории области общераспространенные полезные ископаемые. Ростовская область располагает богатым выбором месторождений строительных материалов: камней строительных для производства щебня, песков строительных, глин и суглинков для производства кирпича. Особый интерес представляют техногенные месторождения, являющиеся новым источником строительного, теплоизоляционного, керамического, огнеупорного, адсорбционного, красяще-пигментарного, энергетического и агрохимического сырья.

Начавшийся экономический подъем и  реализация Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года влекут за собой значительный рост спроса на минерально-сырьевые ресурсы внутри Ростовской области. Для дальнейшего поступательного развития Ростовской области необходимо укрепление минерально-сырьевой базы, а именно: достижение воспроизводства запасов на уровнях, компенсирующих их добычу, темпы которой возрастают; выявление месторождений в районах, в которых планируется создание крупных промышленных объектов, дорожного и жилищного строительства; выявление новых, нетрадиционных для Ростовской области видов сырья, востребованных на рынке.

Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – р. Дон и ее притоков.

Для ряда муниципальных образований единственным источником питьевого водоснабжения населения являются подземные воды. Одной из основных причин, сдерживающих их использование в районах, испытывающих дефицит поверхностных водных ресурсов, является отсутствие разведанных запасов воды питьевого качества.

Нерациональное, а нередко и незаконное использование минеральных ресурсов и подземных вод приводит не только к их истощению, но и существенно ухудшает экологическую ситуацию в местах их добычи.

Обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

4.2. Основные задачи:

  • воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах;
  • создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения Ростовской области за счет подземных вод;
  • обеспечение функционирования системы управления фондом недр Ростовской области.

4.3. Первоочередные меры:

  • до 31 декабря 2013 г. реализация мероприятий подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области на 2011 – 2015 годы» Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143.
  • реализация мероприятий подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595, включающей в себя следующие мероприятия:
  • проведение поисково-оценочных работ на подземные воды для    хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Ростовской области;
  • разведка водозаборных участков на территории Ростовской области;
  • переоценка запасов месторождений пресных подземных вод Ростовской области;
  • ведение автоматизированной системы лицензирования недропользования, электронной версии территориального кадастра и баланса полезных ископаемых Ростовской области.

4.4. Ожидаемые результаты:

  • расширение минерально-сырьевой базы области для обеспечения внутреннего спроса и создание условий для развития  промышленного производства  высококачественных конкурентоспособных стройматериалов;
  • увеличение количества месторождений пресных подземных вод с утвержденными запасами, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и объектов экономики области;
  • создание надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, актуализация информации о состоянии минерально-сырьевой базы области, содержащей сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение.

5. Сохранение биологического разнообразия

5.1. Краткий анализ ситуации

Ростовская область относится к степной зоне и отличается уникальным биологическим разнообразием. Учеными выявлено более 1700 видов высших растений, 155 – моховидных, 192 – лихенизированных грибов (лишайников), свыше 1200 макро- и микромицетов и более 14,6 тыс. животных (без морских).
Не исключено, что видовое многообразие фауны Ростовской области значительно шире.

Видовое богатство растительного и животного мира обусловлено значительным разнообразием ландшафтов степной зоны. В Ростовской области обитают представители не только типичных степей, но и древесной растительности, лугов, различные представители водной, околоводной флоры и фауны, каменистых степей, песчаных массивов, меловых отложений и других местообитаний.

На территории Ростовской области постоянно или временно обитает 72 вида охотничьих ресурсов. Из них 33 вида млекопитающих, 39 видов птиц.

В настоящее время в Ростовской области зарегистрировано 69 охотпользователей, 225 закрепленных охотничьих угодий и 30 участков государственного резервного фонда.

Согласно данным послепромысловых учетов 2012 года численность охотничьих ресурсов  по сравнению с 2011 годом изменилась следующим образом:

увеличилась численность некоторых видов животных:

лося – на 6 процентов,

оленя благородного – на  3 процента,

косули – на 10 процентов, лани – на 7 процентов,

кабана – на 43 процента;

численность оленя пятнистого, зайца-русака, сурка-байбака, серой  куропатки и барсука остается стабильной.

Основными проблемами в вопросах охраны объектов животного мира являются негативное воздействие на среду их обитания (распашка земель,  вырубка защитных лесных насаждений (лесополос), зарастание водных объектов и засорение водоемов), использование пестицидов и ядохимикатов, браконьерство.

В водоемах Ростовской области обитает около 100 видов рыб. Среди них различают пресноводных рыб, проходных рыб, обитающих преимущественно в море и заходящих на нерест в Дон и его притоки, а также полупроходных –живущих в преддельтовых, прибрежных областях моря или солоноватых озерах, нерестящихся в низовьях рек.

Высокий уровень загрязнения водных объектов, перераспределение стока рек по сезонам года в ущерб рыбному хозяйству и отсутствие весенних рыбохозяйственных спусков воды из Цимлянского водохранилища, резкое увеличение интенсивности судоходства, а вместе с ним и производства дноуглубительных работ на Нижнем Дону, строительство низконапорных плотин, препятствующих проходу рыб на нерестилища, браконьерский лов негативно сказались на запасах водных биологических ресурсов. Так, в 2011 году весенний нерестовый ход осетровых рыб в реке Дон отсутствовал.

В результате созданных в р. Дон  препятствий для естественного строка воды (дамбы, шлюзы, плотины и другие гидротехнические сооружения) многие виды рыб, обитающие в водоемах Азово-Донского региона, находятся на грани исчезновения.

Такие виды, как белуга, стерлядь, вырезуб, шемая занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Практически единственным способом пополнения водных биологических ресурсов в Азово-Донском районе является искусственное воспроизводство рыбных запасов.

Для сохранения и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, грибов и лишайников в 2004 году была издана Красная книга Ростовской области, в которую было занесено 252 вида животных и 327 видов растений, грибов и лишайников. В целях сохранения и восстановления их численности ежегодно осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Ростовской области. На территории всех административных районов области ведется ежегодный мониторинг видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, который позволяет определить места их произрастания (обитания), наблюдать за состоянием популяций, тенденциями изменения ареалов и численности и планировать меры по их охране.

В 2008 году с целью сохранения видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, на территории Ботанического сада федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» был создан питомник. Его цель – накопление и сохранение генофонда охраняемых в Ростовской области видов флоры, изучение биологических особенностей этих видов, а также их размножение для последующей посадки в естественную среду обитания, реконструкции угасающих природных популяций. На сегодняшний день питомник занимает общую площадь около 1 га, в нем сохраняется 46 видов растений.

В связи с восстановлением популяций некоторых видов в дикой природе в настоящее время из Красной книги исключено 23 вида животных, 35 видов растений, грибов и лишайников.

На территории Ростовской области расположены 80 особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ):

государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,46 тыс. га;

государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» –  45,0 тыс. га;

природный парк «Донской» областного значения (статус уточняется) – 40,96 тыс. га;

70 памятников природы областного значения – 20,47 тыс. га;

7 особо охраняемых природных территорий местного значения – 106,65 тыс. га.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Ростовской области, – 222,54 тыс. га.

Идет процесс создания государственных природных заказников областного значения: «Горненский», «Ростовский», «Островной», «Дельта Дона» общей площадью 41,8 тыс. га.

Помимо особо охраняемых природных территорий на территории Ростовской области находятся следующие территории с особым режимом охраны:

водно-болотные угодья;

14 ключевых орнитологических территорий.

Водно-болотные угодья (далее ВБУ) «Веселовское водохранилище» и «Озеро Маныч Гудило» относятся к территориям международного значения и находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции.

ВБУ имеют международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц. Они представляют собой специально выделенные участки акватории и территории, на которых устанавливается специальный режим охраны и использования в пределах утвержденных границ.

ВБУ расположены в Багаевском, Веселовском, Зерноградском, Мартыновском, Орловском, Пролетарском, Сальском и Семикаракорском районах области. Площадь ВБУ «Веселовское водохранилище» – 2544 кв. км, «Озеро Маныч Гудило» – 1343 кв. км.

Площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Ростовской области, составляет 2,2 процента от общей площади территории области. Для сравнения, в целом по России данный показатель зафиксирован на отметке 11,5 процента от общей площади суши, в Южном федеральном округе – 10,6 процента. По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов.

Обеспечение функционирования ООПТ затрудняется наличием пробелов и противоречий в законодательстве. Законодательством допускается создание региональных ООПТ без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Однако требования Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на невозможность такого создания. Не урегулированы вопросы:

финансирования мероприятий по функционированию ООПТ, созданных субъектом Российской Федерации на землях, находящихся в федеральной, муниципальной и частной   собственности;

изменения категории и границ ООПТ, ликвидации ООПТ в связи с утратой ценности ее природных объектов.

5.2. Основные задачи:

охрана объектов животного мира и водных биологических ресурсов;

сохранение и воспроизводство редких и исчезающих видов растительного и животного мира;

расширение сети особо охраняемых природных территорий.

5.3. Меры, направленные на обеспечение сохранения биологического разнообразия:

совершенствование нормативных правовых актов в области организации и осуществления охраны и воспроизводства объектов животного мира;

реализация биотехнических мероприятий;

реализация мероприятий по воспроизводству объектов животного мира и водных биологических ресурсов;

обеспечение оптимального залития пойменных нерестилищ нижнего течения р. Дон посредством осуществления рыбохозяйственных спусков воды в весенний период при эксплуатации Цимлянского водохранилища;

подготовка законодательных инициатив по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части взимания в федеральный бюджет с судоходных транспортных компаний сборов за ухудшение условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов и целевого направления указанных средств на финансирование работ по воспроизводству водных биоресурсов и восстановлению среды их обитания;

совершенствование нормативных правовых актов в области функционирования ООПТ;

осуществление мониторинга за состоянием популяций «краснокнижных» видов флоры и фауны Ростовской области;

накопление и сохранение генофонда охраняемых в Ростовской области видов флоры, изучение биологических особенностей этих видов в питомнике видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области;

пересадка видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, из питомника в их естественную среду обитания;

переиздание Красной книги Ростовской области;

обеспечение функционирования существующих ООПТ;

создание новых ООПТ.

5.4. Ожидаемые результаты:

увеличение численности ценных в хозяйственном, культурном и научном отношениях видов животных на территории особо охраняемых природных территорий областного значения;

увеличение количества животных, выращенных в вольерах и выпущенных в естественную среду обитания;

увеличение запасов водных биологических ресурсов;

доведение соотношения площади особо охраняемых природных территорий на территории Ростовской области к общей площади территории Ростовской области до 4,0 процентов;

увеличение количества занесенных в Красную книгу Ростовской области  видов растений и животных на территориях со специальным режимом использования;

увеличение количества видов сохраняемых в питомнике растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области.

6. Охрана, защита и воспроизводство лесов

6.1. Краткий анализ ситуации.

Леса Ростовской области имеют большое природоохранное, водорегулирующее и средосберегающее значение. По целевому назначению все леса Ростовской области относятся к защитным лесам.

Площадь лесов на территории Ростовской области составляет 374,3 тыс. га.

Леса располагаются на землях:

лесного фонда, их площадь составляет 360,577 тыс. га или 96,3 процента от общей площади лесов области;

населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 13,7 тыс. га или 3,7 процента от всех лесов.

Ростовская область относится к малолесным регионам Российской Федерации. Лесистость ее территории составляет 2,5 процента, что значительно ниже средней по Южному федеральному округу (10,5 процента), по Российской Федерации (около 50 процентов). Поэтому мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов должны проводиться непрерывно.

Средний класс пожарной опасности в лесах, расположенных на территории Ростовской области, равен 2,7. Значительная часть лесов области (58 процентов) относится к 1 и 2 классам пожарной опасности. Продолжительность пожароопасного периода в среднем составляет 180 дней.

Повышенная пожарная опасность в лесах обусловлена не только наличием хвойных лесов, подверженных быстрому возгоранию, но и разветвленной сетью автомобильных и железных дорог, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, многочисленных баз и лагерей отдыха, расположенных на территории лесного фонда Ростовской области.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров:

незаконное выжигание травы, соломы, стерни при проведении сельскохозяйственных  полевых работ;

несоблюдение физическими и юридическими лицами правил пожарной безопасности в лесах. 

Санитарное состояние лесов области зависит от комплекса природных и антропогенных факторов. Из природных явлений большое влияние оказывают засухи, морозы, ураганы и ливни.

Также большое влияние на санитарное состояние лесов в последние годы оказывают возрастающее усиление рекреационной нагрузки, лесные пожары, массовое размножение вредных лесных насекомых и болезней леса.

В лесном фонде Ростовской области периодически происходят массовые вспышки увеличения численности насекомых-вредителей хвойных и лиственных насаждений (непарный шелкопряд, дубовая зеленая листовертка, рыжий сосновый пилильщик и др.). По данным лесопатологического мониторинга, с 2011 года началось увеличение численности и возникновение новых очагов распространения  обыкновенного соснового  пилильщика и сосновой совки.

Из болезней леса значительный ущерб лесному хозяйству наносит корневая губка, площадь очагов которой составляет 5845,2 га (33,8 процента от площади лесов, пораженных болезнями).

На территории Ростовской области, согласно материалам лесоинвентаризации, учтено немногим более 240 тыс. га защитных лесных насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (лесополос). Они защищают сельхозугодья от ветровой эрозии, пыльных бурь и других неблагоприятных явлений природы.

Проблемным вопросом в охране лесополос является неурегулированность на федеральном уровне вопросов распоряжения лесополосами, возмещения вреда окружающей среде в результате их уничтожения. Большинство лесополос Ростовской области произрастают на земельных участках, государственная собственность на которые остается неразграниченной. Как следствие, лесополосы фактически остаются бесхозяйными, на их территории  не проводятся комплексы уходных работ, наблюдается их постепенная деградация и незаконное уничтожение.

6.2. Основные задачи:

охрана, защита и воспроизводство лесов Ростовской области;

сохранение и воспроизводство защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения (лесополос) в целях повышения плодородия земель.

6.3. Первоочередные меры:

совершенствование нормативных правовых актов в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и защитных лесных насаждений;

охрана лесов от пожаров;

защита лесов от вредителей и болезней;

воспроизводство лесов;

противодействие выжиганию сухой растительности;

реализация мероприятий по агролесомелиорации;

определение собственников на земельные участки, занятые лесополосами.

6.4. Ожидаемые результаты:

существенное улучшение состояния лесов;

увеличение лесопокрытых площадей лесного фонда;

увеличение площади ежегодно создаваемых агролесомелиоративных защитных лесных насаждений.

7. Противодействие деградации почвенного покрова

и выжиганию сухой растительности, озеленение крупных городов

7.1. Краткий анализ ситуации.

Территория Ростовской области составляет 10 096,7 тыс. га. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, по состоянию на 1 января 2009 г. структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения – 87,31 процента; земли поселений – 4,33 процента; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений – 0,92 процента; земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,11 процента; земли лесного фонда – 3,39 процента; земли водного фонда – 2,15 процента; земли запаса – 1,77 процента.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы Ростовской области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами,  тяжелыми металлами.

Актуальной проблемой для Ростовской области остается выжигание сухой растительности (ландшафтные пожары). Ежегодно на территории Ростовской области регистрируется около 5 – 7 тыс. случаев возгорания сухой растительности. Площадь выжигания составляет около 15 – 20 тыс. га ежегодно.

Не менее актуальной является проблема недостаточного озеленения населенных пунктов. Среди городов Ростовской области наиболее озелененными являются Каменск-Шахтинский (доля фактической обеспеченности зелеными насаждениями от нормативной составляет 204,7 процента), Донецк (178,3 процента), Зверево (121,3 процента). Наиболее крупные города области по данному показателю существенно отстают (Новочеркасск – 40,4 процента, Таганрог – 31,7 процента, Ростов-на-Дону – 26,6 процента).

Главными проблемами при решении вопросов озеленения являются наличие старого фонда древесной растительности и ограниченность территории в больших городах для создания новых насаждений

Большая часть насаждений в Ростовской области была создана в послевоенные годы и требует реконструкции. Для ее выполнения необходимо провести оценку состояния всех зеленых насаждений в населенных пунктах (инвентаризацию). В ряде крупных городов Ростовской области (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск и др.), в которых наблюдается низкий уровень  озеленения,  недостаточно территорий для создания новых зеленых насаждений. Самостоятельно решить данную проблему муниципалитеты не в состоянии. Необходимо при участии органов исполнительной власти Ростовской области проработать механизмы создания зеленых зон (защитных лесов) на территориях муниципальных районов, прилегающих к крупным городам.

7.2. Основные задачи:

восстановление деградированных почв, минимизация негативного воздействия на почвы Ростовской области;

предотвращение выжигания сухой растительности;

создание, сохранение и оценка состояния зеленых насаждений в населенных пунктах.

7.3. Первоочередные меры:

реализация почвозащитных мероприятий, использование «щадящих» технологий в растениеводстве, снижение нагрузок на пастбища в животноводстве и др.);

проведение мероприятий по агролесомелиорации;

реализация порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности, установленного на территории Ростовской области;

совершенствование нормативных правовых актов в области охраны зеленых насаждений;

реализация мероприятий по созданию и сохранению зеленых насаждений;

создание зеленых зон вокруг крупных городов.

7.4. Ожидаемые результаты:

снижение площади земель, подверженных деградации, восстановление деградированных земель;

снижение количества случаев и площадей возгорания сухой растительности;

увеличение площади озелененных территорий в населенных пунктах области и на прилегающих к крупным городам территориях.

8. Информирование населения о состоянии

окружающей среды и повышение экологической культуры

8.1. Краткий анализ ситуации.

Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Анализ современного состояния окружающей среды, уровня защиты граждан от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показывает, что одной из важнейших причин сложившейся неблагоприятной ситуации является отсутствие эффективной системы воспитания и образования в этой области. Низкий уровень экологической культуры жителей области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды.

Необходимо дальнейшее развитие системы экологического образования, воспитания и просвещения, охватывающей все ступени образования и профессиональную подготовку специалистов-экологов и управленческих кадров.

Для решения указанных проблем также необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Особую актуальность приобретают вопросы информационной  открытости, развития современных механизмов доступа общественности к экологическим информационным ресурсам,  оказания поддержки средствам массовой информации, освещающим экологические вопросы, в том числе размещение в них социальной рекламы по бережному отношению к природе, энерго- и ресурсосбережению.

8.2. Основные задачи:

формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

обеспечение информационной открытости органов власти;

обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

8.3. Первоочередные меры:

развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения;

информирование населения о состоянии окружающей среды;

пропаганда бережного отношения к природе Донского края;

проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей среды,  с привлечением общественности;

развитие детско-юношеского экологического движения на Дону;

повышение уровня экологических знаний лиц, принимающих управленческие решения.

8.4. Ожидаемые результаты:

увеличение доли населения и общественных объединений, вовлеченных в практическую и эколого-просветительскую природоохранную  деятельность;

увеличение  уровня доступности информации о состоянии окружающей среды;

повышение уровня экологического сознания населения.

9. Размещение производительных сил

с учетом экологической составляющей

9.1. Краткий анализ ситуации.

К основным экологическим факторам, которые должны учитываться при размещении производительных сил на территории Ростовской области, относятся:

наличие на территории области, в том числе непосредственно в районах планируемого размещения производственных объектов, достаточного объема природных ресурсов (полезные ископаемые, водные ресурсы) для обеспечения производства;

размещение производственных объектов в пределах транспортной доступности санкционированных объектов размещения отходов производства и потребления или создание объектов размещения отходов как части производства;

возможность водоснабжения и водоотведения с помощью существующих инженерных коммуникаций или строительство сооружений, обеспечивающих водоподачу и очистку сточных вод в соответствии с экологическими стандартами;

оценка уровня воздействия производственных объектов на находящиеся вблизи территории с особым режимом использования (ООПТ и водоохранные зоны);

оценка существующего уровня загрязнения окружающей среды на территории планируемого размещения производственных объектов для определения и предотвращения возможного ухудшения экологической обстановки; 

предупреждение активизации негативных (опасных) природных процессов (оползни, эрозии, берегоразрушение, деградация рек и т.д.);

внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий производства во всех секторах экономики области.

В настоящее время при размещении производственных объектов указанные факторы учитываются не в полной мере.

9.2. Основные задачи:

совершенствование нормативных правовых актов в области оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

учет экологических факторов при размещении производственных объектов (технопарков) на территории Ростовской области.

9.3. Первоочередная мера – это установление порядка, обеспечивающего учет экологических факторов и оценку влияния на окружающую среду при планировании и размещении производственных объектов (технопарков) на территории Ростовской области.

9.4. Ожидаемые результаты:

увеличение количества производственных объектов (технопарков), размещенных на территории области с учетом экологических требований;

снижение негативного влияния производственных объектов на окружающую среду.

10. Использование результатов исследований

прогнозируемого изменения климатических условий Ростовской области

10.1. Краткий анализ ситуации.

С целью разработки превентивных мер для эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления и адаптации различных секторов экономики, населения и окружающей среды в условиях изменения климата, в рамках реализации Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-РП, в 2011 – 2012 годах осуществлена Комплексная оценка тенденций изменения климатических условий на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 года) периоды для предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды и экономики Ростовской области.

В указанной работе проанализированы климатические характеристики за весь период инструментальных наблюдений за период 1961 – 2010 годов  и даны прогнозы влияния изменяющегося климата на окружающую среду и экономику Ростовской области.

В первой половине XXI века средняя температура приземного воздуха в Ростовской области будет продолжать повышаться, возрастет продолжительность и интенсивность волн тепла (жары), уменьшится продолжительность и интенсивность волн холода, число морозных суток сократится.

Зимой в Ростовской области ожидается рост осадков, а летом их уменьшение, вследствие чего следует ожидать развития засушливых условий. Увеличится количество продолжительных периодов без осадков и повторяемость засухи. При этом усиливается вероятность экстремальных осадков летом, что создаст опасность наводнений в регионе.

Недостаточные увлажнение и водообеспеченность усилятся. В бассейне реки Дон стоки будут уменьшаться вследствие уменьшения годовых осадков и увеличения испарения в теплый сезон.

В Ростовской области ожидается преимущественное сокращение снежного покрова. В результате на водосборе реки Дон следует ожидать увеличения зимнего стока и уменьшения весеннего и летнего стока.

Период весеннего снеготаяния весной смещается на более ранние сроки, увеличивается риск наводнений.

Ожидается небольшое уменьшение общей облачности и увеличение потока солнечной радиации в летний период.

Таким образом, климат Ростовской области станет более засушливым,  менее благоприятным в результате глобального потепления во все сезоны, особенно летом, из-за сокращения сумм летних осадков, за счет усиления волн тепла, учащения эпизодов экстремальной жары и увеличения вероятности более продолжительной засухи.

10.2. Основная задача – адаптация хозяйственного комплекса и социальной сферы Ростовской области в условиях изменяющегося климата.

10.3. Первоочередная мера – разработка отраслевых стратегических и программных документов Ростовской области с учетом прогнозируемых изменений климатических характеристик.

10.4. Ожидаемый результат – минимизация последствий прогнозируемых негативных изменений климата в долгосрочной перспективе для экономики и социальной сферы Ростовской области.

11. Реализация полномочий Ростовской области

в сфере государственного экологического надзора

11.1. Краткий анализ ситуации.

На территории Ростовской области зарегистрировано более 250 тысяч предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах жизнеобеспечения общества. Согласно принципам охраны окружающей среды любая планируемая хозяйственная и иная деятельность является опасной для окружающей среды (презумпция экологической опасности).

Для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека действующим законодательством установлены ограничения и правила, направленные на минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В постсоветские годы экономика страны претерпела значительные изменения, наблюдается тенденция разукрупнения предприятий, увеличивается количество предприятий и организаций, относящихся к сфере оказания услуг. Однако нормами действующего законодательства не учитываются ни вид деятельности, ни объемы производства, ни финансовые затраты на обеспечение всех требований. Государственная система регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды предъявляет одинаково высокие требования к объектам повышенной экологической опасности и к объектам с незначительным воздействием, что приводит к непропорциональным экономическим издержкам предприятий и неэффективной работе государственных органов. Затраты многих малых и средних предприятий на разработку и согласование предельно допустимых выбросов, сбросов и лимитов нередко кратно превышают суммы вносимых платежей за негативное воздействие.

На большинстве предприятий отсутствуют специалисты в области охраны окружающей среды, а уровень экологических знаний, в том числе в части  требований, предъявляемых законодательством к охране окружающей среды, у руководителей крайне низок, в результате чего происходит значительное количество нарушений природоохранного законодательства.

Кроме того, недостаточная обеспеченность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства оставляет возможность для опротестования факта нарушения природоохранного законодательства и ухода нарушителя от ответственности.

11.2. Государственный экологический надзор призван обеспечить предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности на территории  Ростовской области.  

Основной задачей государственного экологического надзора является повышение его эффективности за счет:

увеличения количества предприятий и организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, охваченных контрольными мероприятиями;

повышения обеспеченности государственных инспекторов в области охраны окружающей техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства;

установления дифференцированных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на экологически опасных объектах и на объектах, оказывающих умеренное или незначительное воздействие;

обеспечения предупреждения нарушений.

11.3. Первоочередные меры:

подготовка предложений по внесению изменений в федеральные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, предусматривающие дифференциацию требований к объектам хозяйственной деятельности в зависимости от вида и объема экономической деятельности и оказываемого влияния на окружающую среду;

обеспечение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды современными техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства, в том числе оборудованием для проведения измерений и экспертиз;

применение мер административной и других видов ответственности, предусмотренных законодательством, к лицам, не обеспечившим соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды;

проведение информационно-разъяснительной работы о нормах и требованиях природоохранного законодательства.

11.4. Ожидаемые результаты:

снижение количества нарушений в области охраны окружающей среды;

улучшение показателей качества окружающей среды;

обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области.

IV. Система управления реализацией Региональной стратегии

Механизм реализации Региональной стратегии предусматривает соблюдение федеральных и региональных приоритетов в области экологии и природопользования.

Основным инструментом реализации Региональной стратегии являются долгосрочные целевые программы и государственные программы Ростовской области. Целевые показатели и ожидаемые результаты указанных программ должны соответствовать положениям Региональной стратегии. Реализация программных мероприятий обеспечит достижение стратегической цели в области экологии региона, поставленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Цели, задачи и мероприятия Региональной стратегии, долгосрочных целевых программ и государственных программ Ростовской области должны быть согласованы со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и среднесрочными программами социально-экономического развития на период 2013 – 2016 годов и 2017 – 2020 годов. Таким образом достигается концентрация ресурсов на наиболее важных направлениях социально-экономического развития Ростовской области, а также обеспечивается эффективность расходования бюджетных средств.

После принятия Региональной стратегии должен быть разработан организационный план ее реализации, включающий приведение в соответствие нормативных, правовых актов Ростовской области, связанных с реализацией Региональной стратегии.

Финансирование реализации мероприятий, предусмотренных областными долгосрочными целевыми программами и государственными программами Ростовской области в рамках Региональной стратегии, осуществляется за счет средств областного бюджета Ростовской области и местных бюджетов, с привлечением средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

V. Ожидаемые результаты реализации Региональной стратегии

Ожидаемые результаты и ключевые мероприятия по решению экологических проблем Ростовской области на период до 2020 года приведены в таблице.

 

Таблица

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

и ключевые мероприятия по решению
экологических проблем Ростовской области на период до 2020 года


п/п

Ожидаемый
результат

Наименование
мероприятия

Период
реализации (годы)

1

2

3

4

1.

Оздоровление водных объектов. Планируется расчистить не менее 150 км русел рек

оздоровление водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод в бассейнах рек Чир, Тузлов, Калитва, Глубокая, Кагальник (Азовский), Березовая, Темерник, Безымянный, Кизитеринка, Большая Куберле, Кадамовка, Рябинина, Мокрый Батай, Черная, Меловая, Быстрая

2013 – 2020

2.

Обеспечение безопасности потенциально опасных и аварийных гидротехнических сооружений. Планируется отремонтировать и реконструировать 46 гидротехнических сооружений

капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, требующих первоочередного принятия мер

2013 – 2020

определение собственников всех бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области

2013 – 2014

3.

Создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения Ростовской области.

Количество месторождений подземных вод, запасы которых переутверждены или подготовлены для включения в государственный баланс запасов подземных вод Ростовской области, за счет средств областного бюджета

поиски, оценка, разведка и переоценка запасов подземных вод на территории Ростовской области

2015 – 2020

4.

Развитие системы экологического мониторинга

осуществление мониторинга и контроля качества окружающей среды

2013 – 2020

проведение мониторинга водных объектов в бассейнах рек Калитва, Тузлов, Кундрючья, Кумшак, Большой Калитвинец, Сал, Северский Донец, Темерник, Чир, Кагальник (Азовский), Средний Егорлык, Крепкая

2013 – 2020

5.

Увеличение площади особо охраняемых природных территорий на территории Ростовской области к общей площади территории Ростовской области до 4,0 процентов.

Сохранение видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области

обеспечение функционирования существующих особо охраняемых природных территорий и расширение сети особо охраняемых природных территорий путем создания на территории Верхнедонского и Шолоховского районов природного парка «Среднедонской»

2013 – 2020

осуществление ведения Красной книги Ростовской области, в том числе ее переиздание в 2014 году

2013 – 2020

6.

Снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Ликвидация накопленного экологического ущерба

реализация мероприятий по берегоукреплению (Азовское море, Таганрогский залив и другие водные объекты)

2013 – 2020

 

выполнение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающего мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса

2013 – 2018

реализация мероприятий подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материаль-ными ресурсами на территории Ростовской области» государствен-ной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2015 № 595

2014 – 2020

строительство межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов

2013 – 2020

реализация мероприятий по утилизации (захоронению) на специализированных полигонах за пределами территории Ростовской области пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов

2013

выполнение мероприятий по мониторингу состояния пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов и, в случае необходимости, их утилизация (обезвреживание)

2015

строительство очистных сооружений канализации, ливневой канализации в городах и населенных пунктах Ростовской области

2013 – 2020

внедрение на предприятиях Ростовской области наиболее прогрессивных и доступных технологий в области охраны окружающей среды

2013 – 2020

7.

Меры адаптации хозяйственного комплекса Ростовской области в условиях изменяющегося  климата

разработка мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий изменения климата, для основных отраслей экономики: сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и других отраслей с использованием результатов Комплексной оценки тенденций изменения климатических условий на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 года) периоды

2013 – 2020

8.

Повышение уровня экологической культуры

реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, в том числе повышение квалификации лиц, уполномоченных принимать управленческие решения, организация детско-юношеского экологического движения

2013 – 2020

 

Смотри также:

План действий по реализации Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года

2013 год - Год охраны окружающей среды в Российской Федерации

Размещен:Размещено:
18.09.2010 12:08:30|
Изменено:
21.12.2016 10:07:56|
Количество просмотров:
4759

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации