«О системе работы по выявлению и поддержке одаренных детей в Ростовской области»

16 октября 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

 

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства! Участники заседания!

В современном мире возрастает доля творческих функций, когда требуются нестандартные решения, повышается роль знаний и профессионализма. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Дети нового тысячелетия обладают особыми способностями, потому что родились и живут в новом информационном обществе. Основная задача нас, взрослых, - помочь им раскрыть данные природой таланты, создать современную образовательную среду.

Стратегические задачи в сфере выявления и поддержки одаренных детей поставлены Президентом России В.В. Путиным и на их решение нацелены  концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Указ № 204, федеральный проект «Успех каждого ребенка».

С целью достижения поставленных задач мы выделяем основные направления деятельности:

1. всероссийская олимпиада школьников и другие интеллектуальные состязания;

2. дополнительное образование детей;

3. профессиональная ориентация учащихся;

4. поддержка одаренных детей.

С 2011 года в области действует центр дистанционного образования для одаренных детей. Ежегодно в нем обучаются 1100 школьников. Одна из целей Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года: повышение количества победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников в 4 раза. Реагируя на вызовы времени,  меняются и  формы работы.

В соответствии с поручением Президента мы создаем центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» по аналогии с «Сириусом». На эти цели  государственной программой Ростовской области «Развитие образования» предусмотрено 46,1 млн. рублей ежегодно.

В центре будут проводиться очные интенсивные программы (профильные смены) для одаренных учащихся по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт» продолжительностью 21 день. Участники –  школьники 8-х - 11-х классов, отобранные по прозрачным критериям с опорой на реальные достижения. Будет обеспечено круглосуточное проживание, питание, культурная и досуговая программы.

Кроме того, одаренные дети будут заниматься в группах олимпиадной подготовки в очной и дистанционной формах.

Ежегодно около 3 тысяч одаренных детей смогут пройти обучение в центре, что позволит нам выполнить поставленный показатели по увеличению количества призеров/победителей заключительного этапа олимпиады.

Центр оснащается современным интерактивным оборудованием, в том числе мультимедийными комплексами, цифровыми лабораториями, 3D-принтерами.

Мы рассчитываем на создание партнерской сети из промышленных предприятий, организаций науки, культуры и спорта. Это позволит нам оптимально использовать  ресурсы, лабораторную базу ведущих вузов  и научно-производственную базу предприятий для получения практических навыков и проектной деятельности.

Проект «Мобильный тьютор» позволит педагогам Регионального центра проводить методические семинары, мастер-классы, открытые занятия для педагогов и учащихся, выезжая в  города и районы Ростовской области.

Методическую поддержку деятельности региональных центров оказывает Образовательный центр «Сириус». По итогам конкурсного отбора педагоги Ростовской области обучаются в «Сириусе» по программе «Большие вызовы» за счет средств федерального бюджета.

Донские школьники – активные участники образовательных программ в Центре «Сириус»: 148 учащихся по результатам конкурсного отбора за период  2015-2018 годы прошли обучение по направлениям «Наука» и «Искусство». На фото Президент общается в «Сириусе» с Пегливановой Марией, ученицей ростовского лицея № 33, которая презентует свой проект «Солнечная батарея: от пробирки до готового устройства».

Важно, чтобы развитие одаренных детей обеспечивалось на всех уровнях. С этой целью в 22 муниципалитетах уже работают центры  по работе с одаренными детьми. В остальных также  необходимо приложить усилия для создания таких центров. Как форма возможны структурные подразделения особо  «продвинутых» лицеев, школ, учреждений дополнительного образования.

Региональный центр будет взаимодействовать с ними и позволит обеспечить комплексный подход к выявлению и сопровождению одаренных детей на всех этапах их развития.

В этом году мы создаем детский технопарк «Кванториум». Его задача - сформировать интерес к предметам естественнонаучного цикла у школьников и повысить престиж инженерного образования.

В нем ежегодно будут обучаться 800 школьников. При этом юные техники будут учиться на двух площадках - в ДГТУ и в Областном центре технического творчества.

Оборудование «Кванториума» обеспечивает высокий уровень проектной и соревновательной деятельности. Каждый ребёнок получит возможность создать свой уникальный научный проект. Лучшие смогут запатентовать изобретение или заключить контракт с предприятиями региона.

Нами исполнен целевой показатель: 100 % педагогических работников «Кванториума»  прошли обучение на базе инновационного центра «Сколково». В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в дальнейшим планируется создать в донском регионе сеть детских технопарков в городах с населением не мене 60 тысяч, а для ребят из сельских территорий представить возможность обучения на базах передвижных комплексов – Мобильных кванториумов.

Профессиональная ориентация - важный аспект сопровождения развития одаренных детей. В  прошедшем учебном году  40 тысяч школьников области приняли участие во всероссийских уроках профнавигации «ПроеКТОриЯ», ведущими которых стали крупнейшие работодатели, руководители научных центров, ректоры ключевых вузов страны. В текущем учебном году проведение уроков профнавигации продолжается.

Раннюю профессиональную ориентацию в игровой форме мы начинаем с  детского сада. Школьники являются активными участниками уроков занятости, экскурсий на предприятия, дней открытых дверей, мастер-классов «Час с профессионалом», единых дней профориентации, ярмарок учебных и рабочих мест.

Мы используем различные формы поиска и поддержки талантливых детей. Система дополнительного образования - механизм выявления юных талантов в области культуры и спорта. Обеспечена доступность дополнительных образовательных программ на базе 339 учреждений дополнительного образования, в том числе 189  в системе образования, 113 в системе культуры, 37 спортивных организаций в системе спорта.

Кроме того, более 20 тысяч кружков и секций работают на базе школ, которые посещают 30 %  учащихся.

Общий охват юных жителей Ростовской области в возрасте от 5 до 18 лет в системе дополнительного образования приблизился к 75 %.

Одним из основных инструментов выявления интеллектуально одаренных детей является  всероссийская олимпиада школьников.

Олимпиады проводятся по всем предметам школьной программы. В 2017 – 2018 учебном году в олимпиадах по 22 предметам приняли участие более половины учащихся 4 – 11 классов Ростовской области. В самом массовом школьном этапе на добровольной основе ежегодно принимают участие более 130 тысяч учащихся. Этим обеспечивается соблюдение принципа справедливости и доступности для любого школьника.

Затем вступает система отбора: в муниципальном этапе принимают участие более 25 тысяч учащихся. На региональный этап ежегодно приглашаются более 2 тысяч человек, из которых более 400 становятся победителями и призерами.

Мы имеем положительную динамику количества участников и победителей/призеров регионального этапа олимпиады, а также результативности участия в заключительном этапе олимпиады. Задания заключительного этапа ежегодно усложняются, на всероссийском уровне высока конкуренция.

Отмечу, что олимпиада по французскому языку для Ростовской области является визитной карточкой, т.к. ежегодно именно юные знатоки французского языка привозят с заключительного этапа в копилку Донского края наибольшее количество призовых мест. И непременно эти успехи связаны с учащимися гимназии № 45 города Ростова-на-Дону. За три последних года участие в заключительном этапе принял 31 человек, 17 из них стали победителями и призерами.

Также хорошо представлены право, география, физика, технология, литература, физическая культура, английский язык, ОБЖ, экономика, информатика и ИКТ.

Значимыми социальными партнерами в выявлении и поддержке одаренных детей в разных сферах являются ведущие вузы Ростовской области. Приведу адреса позитивного опыта.

Донская академия наук юных исследователей,  учредитель - ЮФУ и Управление образования Ростова-на-Дону, ежегодно объединяет  около 1000 учащихся, и не только из Ростовской области, представляющих свои исследовательские проекты. Согласно правилам приема победители получают дополнительные баллы при поступлении в ЮФУ.

Школа для одаренных и талантливых детей «Надежда» в Ростове-на-Дону организует профильные смены и проектные сессии в каникулярное время, единственный в области Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся Аксайского района реализует ряд проектов.         

На базе ДГТУ ведет свою деятельность комплекс для одаренных детей и молодежи, в котором только в 2017 году более 3 тысяч человек прошли обучение по 55 программам дополнительного образования.

Это примеры сотрудничества с ведущими вузами области, которые помогают учащимся определиться с дальнейшим выбором профессионального пути.

Особое внимание мы уделяем совершенствованию профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми. На базе областного Института повышения квалификации в прошедшем учебном году 76 педагогов прошли обучение по программе  «Образование и социализация талантливых и одаренных детей», 3300 педагогов освоили модуль «Особенности педагогического сопровождения и поддержки одаренных обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей».

На официальном сайте института создан региональный банк авторских программ педагогов – лауреатов конкурса дополнительных  программ для одаренных детей и талантливой молодежи. Программы 2 педагогов Ростовской области признаны лауреатами всероссийского конкурса.

Одаренным детям оказывается поддержка. С 2014 года  лучшим выпускникам школ вручаются региональные медали «За особые успехи выпускнику Дона»,  учащиеся приглашаются на Губернаторский бал «Золотое созвездие Дона». Для получения региональной медали необходимо кроме учебы на «отлично» иметь в текущем году высокие достижения в областных, всероссийских и международных предметных олимпиадах,  конкурсах и спортивных соревнованиях. В 2018 году медалей удостоены 729 учащихся.

Ежегодно 25 одаренных учащихся области получают премии Губернатора Ростовской области в размере 10 тыс. руб. за победы в текущем году в различных сферах (спорт, искусство, наука). В этом году кандидатами на премию Губернатора экспертным советом выбраны учащиеся школ городов Ростова-на-Дону, Волгодонска, Таганрога, Новочеркасска, Батайска, а также Азовского, Белокалитвинского, Веселовского, Зимовниковского, Тацинского районов.

Одаренные дети становятся «визитной» карточкой муниципалитета, и не обделены вниманием глав.

Уверена, что  только совместные усилия всех уровней власти, системы образования, педагогической и родительской общественности позволят нам выстроить такую систему работы с одаренными детьми, которая будет реально выявлять, развивать и сопровождать талантливого ребенка на всем пути его развития, что в конечном итоге будет работать на формирование молодых интеллектуальных лидеров, востребованных как в Ростовской области, так и  в России в целом для решения прорывных задач развития нашей великой Родины.

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 16.10.2018


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 52 Кб, 16.10.2018 15:18:58)

Размещен:Размещено:
16.10.2018 15:18:39|
Изменено:
16.10.2018 15:54:40|
Количество просмотров:
356

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации