«О результатах оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Ростовской области о налогах и сборах»

18 июля 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой

 

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

В преддверии формирования бюджетных проектировок в соответствии с утвержденным графиком на очередной трехлетний цикл необходимо решить триединую задачу – наращивание доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов, взвешенное проведение налоговой политики. Доходы бюджета области – это наши реальные возможности, именно в этой связи проектом основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2019-2021 годы предусмотрено создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых льгот и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

Внедрение в бюджетный процесс системы учета налоговых льгот, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести донастройку налоговых льгот для достижения целей социально-экономической политики.

О проводимой работе по оценке эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных в Ростовской области мы ежегодно отчитываемся перед Губернатором области, Правительством, депутатами, общественностью.

Вопрос о проведенной работе по оценке эффективности налоговых льгот по итогам 2017 года рассмотрен 13 июля на заседании с членами общественного совета при министерстве финансов Ростовской области, Координационного совета по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей и рабочей группы по подготовке изменений в законодательство Ростовской области о налогах и сборах.

Второй год подряд мы это делаем уже в рамках обязательств, принятых регионом в соответствии с Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области. Оценка проводится с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации и в установленный срок (до 1 августа 2018 года).

И основана на информации о предварительных итогах работы хозяйствующих субъектов Ростовской области за 2017 год по данным Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, отраслевых министерств и ведомств.

Общий объем региональных налоговых льгот за 2017 год составил 2,7 млрд рублей. Это 2,3 процента налоговых доходов областного бюджета.

Объем льгот значительный и требует подтверждения целесообразности и результативности их предоставления.

Методика оценки эффективности налоговых льгот в настоящее время разработана Минфином России пока в проекте, неоднократно корректировалась в том числе с учетом предложений минфина Ростовской области при рассмотрении в Совете Федерации, на Всероссийском совещании финансовых органов в июне месяце. Но сегодня мы работаем в рамках своего действующего нормативно-правового документа.

В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 826, для оценки налоговых льгот используются критерии экономической и социальной эффективности.

Экономическая эффективность от предоставления льготы предусматривает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих льготу.

Социальная эффективность признается положительной, если применение налоговой льготы способствует созданию новых рабочих мест, увеличению заработной платы работников, формированию благоприятных условий труда.

Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

В рамках предоставленных Налоговым кодексом полномочий областным законодательством предусмотрены налоговые льготы (пониженные ставки по налогам) по следующим налогам – на имущество организаций, на прибыль организаций, по транспортному налогу, упрощенной и патентной системам налогообложения.

В соответствии с налоговым законодательством льготы не могут носить индивидуальный характер, и предоставляются исключительно категориям налогоплательщиков.

На территории области в 2017 году льготы налогоплательщикам предоставлены по следующим основным направлениям:

поддержка инвестиционной деятельности;

поддержка малого предпринимательства;

стимулирование отдельных видов экономической деятельности;

поддержка некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, а также граждан, нуждающихся в социальной защите государства.

Наибольший объем льгот предоставлен инвесторам1,6 млрд рублей (59 процентов);

субъектам малого предпринимательства – 1,0 млрд рублей
(36 процентов);

иным категориям – 0,1 млрд рублей (5 процентов).

Роль инвестиций в экономике - не просто создать производство и рабочие места, а создать именно прибыльное производство, которое будет увеличивать валовой региональный продукт, собственные доходы, обеспечит рабочие места и стабильный заработок работникам.

В целях стимулирования инвестиционной активности региональным налоговым законодательством для инвесторов установлены льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, а также по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в виде пониженной налоговой ставки с 6 до 5%.

Всего в 2017 году воспользовались налоговыми льготами 45 крупных инвесторов в рамках реализации 72 инвестиционных проектов. Заключено 7 новых инвестиционных договоров.

За последние пять лет инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в экономику области в объеме 85 млрд рублей.

В общей сложности, инвесторами, получившими государственную поддержку, включая организации с завершенными инвестиционными договорами, в 2017 году уплачено в консолидированный бюджет области порядка 14,6 млрд рублей (10 рублей на 1 рубль льготы). Этот показатель удается сохранить в области неизменным на протяжении последних лет.

За рассматриваемый период инвесторами созданы и сохранены более 15 тыс. рабочих мест. Средняя заработная плата работников составила 35,9 тыс. рублей при среднеобластном показателе – 28,5 тыс. рублей.

Наибольшая эффективность от льготного налогообложения наблюдается по предприятиям, реализующим проекты в сфере промышленного производства.

На протяжении последних лет успешно работают в рамках инвестиционных проектов также предприятия малого и среднего бизнеса.

Льготы по налогу на прибыль и имущество, введенные с 2016 года для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным льготам. Их объем составил 14,3 млн рублей.

В сфере малого и среднего предпринимательства Ростовской области занято более полумиллиона жителей области, которые формируют четверть валового регионального продукта, из которых порядка 97 % составляют индивидуальные предприниматели и микропредприятия.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (10 тысяч организаций и предпринимателей (12 % от общего количества пользователей упрощенной системой налогообложения (82 тысячи), в виде пониженной налоговой ставки с 15 до 10 процентов (объем льготы в 2017 году - 1,0 млрд рублей). Поддержка малого бизнеса в виде этой налоговой льготы способствовала увеличению поступлений по налогу в 1,5 раза (в 2016 – 2,0 млрд рублей, в 2017–3,0 млрд рублей).

Сумма льготы от предоставления «налоговых каникул» (по упрощенной и патентной системам налогообложения), введенная с 1 июля 2015 года для впервые зарегистрированных предпринимателей, составила 46,5 млн рублей, в том числе по патентной системе налогообложения 2,0 млн рублей.

Воспользовались льготой 329 человек, создано 763 новых рабочих места. В бюджет области этими категориями налогоплательщиков перечислено в общей сложности 3,0 млн рублей налоговых платежей.

В 2017 году в ЮФО выдано патентов с налоговой ставкой «0» - 291, в том числе в Ростовской области - 168 или 60%. Льгота способствует переходу населения, проявляющего предпринимательскую активность, из неформального сектора занятости в сферу легального бизнеса.

В отношении льгот организациям, осуществляющим водоотведение и водоснабжение населения и организаций, для которых установлена пониженная ставка по налогу на имущество в размере 0,8 процента.

Объем льготы в 2017 году - 52,4 млн рублей.

Льгота вводилась в 2011 году с целью сдерживания роста тарифов и высвобождения средств на развитие.

Вместе с тем, существенно увеличилась государственная поддержка из областного бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Это – возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за коммунальные услуги (2016 год – 630 млн рублей; 2017 год – 650 млн рублей) с одновременным наращиванием расходов на развитие отрасли в виде субсидий из областного бюджета на строительство, реконструкцию и капремонт (2016 год более 2,5 млрд рублей; 2017 год – 3,7 млрд рублей).

Сумма льгот несоизмерима с суммами прямой поддержки отрасли из бюджета.

В связи с чем необходимо наиболее полное погружение в вопросы налоговой поддержки таких предприятий в целях устранения или уменьшения встречных финансовых потоков.

Количество пользователей льготы имеет тенденцию к снижению за счет перехода организаций на упрощенную систему налогообложения, не требующую уплаты налога на имущество, либо в результате несоответствия условиям получения льготы (выручка от основной деятельности не менее 70% общей суммы выручки).

В 2017 году на территории области деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляли 136 организаций, из которых только 11 или 8% от общего количества предприятий воспользовались предоставленным правом применения пониженной налоговой ставки.

В тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения налог на имущество включен с учетом пониженной налоговой ставки.

Удельный вес всех налогов и сборов в тарифе составляет менее 1 процента наряду с остальными затратами, что означает минимальное влияние полученных льгот на тарифную политику организаций.

Работу по оценке эффективности льготы в отношении организаций, оказывающих услуги по водоотведению и водоснабжению, необходимо продолжить анализировать для подготовки согласованных предложений.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер социальной поддержки. Такие льготы не оцениваются с точки зрения их эффективности, поскольку направлены на улучшение условий жизнедеятельности и оказание поддержки отдельным категориям населения.

Объем льгот за 2017 год составил 55,6 млн рублей, в основном, это транспортный налог с физических лиц.

Получатели льгот:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  • граждане, подпадающие под действие статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;
  • граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии с Областным законом «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • инвалиды, имеющие на праве собственности мотоциклы, мотороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно.

Льготой также воспользовались 5 общественных организаций инвалидов и 3 организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В этих организациях трудоустроено 285 инвалидов.

Информация о результатах оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) будет направлена в Министерство финансов России до 15 августа текущего года и учтена при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Сумма неэффективных льгот будет уменьшать объем дотации регионам.

Работа по анализу объемов льгот и оценке их эффективности будет продолжена на постоянной основе.

Результаты этой работы как инструмента налоговой политики области ни в коем случае не должны привести к ухудшению финансового состояния наших налогоплательщиков, а наоборот – снизить издержки, позволить обновить основные средства, придать новый импульс для дальнейшего развития.

Доклад окончен.

Благодарю за внимание!

Смотри также:

Материалы и видеозапись заседания Правительства Ростовской области 18.07.2018


Размещен:Размещено:
18.07.2018 15:19:23|
Изменено:
18.07.2018 16:51:50|
Количество просмотров:
346

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации