«Об обеспечении условий доступности качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Ростовской области»

23 мая 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

 

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства! Участники заседания!

Тема нашего сегодняшнего разговора – образование особых детей. Актуальность обсуждения темы доступности образования продиктована тем, что в Ростовской области 16 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специально созданных условиях для получения образования, и численность их растет.

Существует 2 категории таких детей:

1 - дети с установленной инвалидностью;

2 - дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии.

Не каждый ребенок-инвалид является ребенком с ОВЗ, также не все дети с ОВЗ имеют инвалидность.

К сожалению, мировые и общероссийские тенденции нашли отражение и у нас.

По статистике, доля инвалидов в мире составляет 23% от всего населения.

Как и во всем мире, на территории РФ количество инвалидов моложе 18 лет стремительно растет. По данным Росстата детей-инвалидов в нашей стране более 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. Многие родители не желают официально оформлять инвалидность ребенку, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.

По данным портала Безбарьерный.рф за 3 года численность детей-инвалидов от 0 до 18 лет в России увеличилась на 40 тысяч.

Каждый ребенок с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья требует к себе особого отношения.

Для каждого особого ребенка жизненно необходимо создание специальных условий обучения.

Выделяют 8 категорий детей с ОВЗ.

Самые многочисленные группы составляют дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития. Далее идут группы детей с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха.

Отвечая на запрос общества и требования законодательства мы создаем условия доступности для получения образования этими детьми.

Изучение каждого особого ребенка позволяет нам определить, как им можно помочь.

Ориентируясь на потребности данной категории детей, в Ростовской области работает 30 общеобразовательных учреждений.

Сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом получают образование с 1 класса до выпускного, сдают экзамены, получают профессию в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Дети с особенностями участвуют в областных, всероссийских, международных проектах.

Слабовидящие школьники из Ростовской специальной школы-интерната №38 в апреле 2018 года в рамках Московского международного салона образования стали победителями конкурса школьной прессы.

Неслышащие дети побеждают в соревнованиях по футболу, фестивалях жестовой песни.

Дети-инвалиды с детским церебральным параличом Волгодонской школы-интерната «Восхождение» успешно выступают в соревнованиях по адаптивному плаванию.

Это лишь малая часть достижений.

Дети с нарушениями интеллекта наряду с 9-ти летним обучением имеют возможность получить рабочую профессию в классах профессионального обучения.

Сегодня в 10 специальных учреждениях дети с умственной отсталостью обучаются по специальностям «швея», «столяр», «маляр», «штукатур», «овощевод» и др.

Ежегодно воспитанники соревнуются в своих знаниях и умениях по различным профессиям на областном конкурсе «Лучший по профессии», победители достойно представляют Ростовскую область на уровне России.

20-й юбилейный конкурс «Лучший по профессии» состоялся 11 мая и определил победителей в 4-х номинациях.

Подведомственная сеть эффективна. Однако качественный анализ контингента детей с ОВЗ и инвалидностью требует развития этой сети.

В последние годы появляются новые категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году психолого-медико-педагогическая комиссии впервые выявили 198 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В 2017 году в системе образования обучается более 500 детей с РАС.

Что такое аутизм? Это общее расстройство развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Ребенок с аутизмом избегает общения с детьми и взрослыми, не может выразить свои мысли и желания, отличается своеобразными, зачастую странными, интересами.

Благодаря своевременной помощи ребенку с аутизмом можно добиться многого: адаптировать его к жизни в обществе, научить справляться с собственными страхами, контролировать эмоции и многое другое. Особенно важно оказать помощь родителям ребенка с аутизмом и привлечь их в команду специалистов, работающих с ребенком.

В 2016 году Минобрнауки России создан центр по сопровождению детей с аутизмом.

Мы также активно включились в эту работу и в 2017 году открыли центр по комплексному сопровождению детей с аутизмом. Эту задачу мы решаем объединением усилий науки, образования и медицины

Кроме того, отмечен рост количества детей с задержками психического развития и тяжелыми нарушениями речи.

А это категории детей с ОВЗ, для которых своевременно оказанная помощь позволит избавиться от проблемы и продолжить обучение вместе со здоровыми сверстниками. В нашей сети обучение таких детей проводилось в 3-х учреждениях.

С 1 сентября 2017 года открыли специальные классы в Семичанской, Цимлянской и Шолоховской школах-интернатах, а с 1 сентября 2018 года – открываем в Новочеркасской школе-интернате.

Взаимодействие с минздравом области также позволило выявить потребность в увеличении мест для тубинфицированных детей. С этой целью в 2017 году Красносулинская санаторная школа-интернат перепрофилирована и приняла на обучение тубинфицированных детей.

Детей с активной формой туберкулеза школа-интернат №74 обучает в санатории «Сосновая дача». Данная категория детей требует к себе особого внимания, создания оздоровительной образовательной среды, медико-санитарной помощи, усиленного питания.

Наука не стоит на месте. Многие проблемы в развитии и здоровье детей решаются новыми методами. Один из таких примеров – кохлеарная имплантация ребенку с нарушением слуха. Медицина успешно справляется с установкой кохлеарных имплантов. Но сам по себе имплант не восстанавливает автоматически слух.

В 2017 году при поддержке Губернатора Ростовской области мы открыли центр по сопровождению таких детей.

Следует отметить, что федеральный ресурсный центр еще не создан. Сегодня на сопровождении в центре находится 27 детей в возрасте от 1,5 до 12 лет.

Более 100 детей с кохлеарными имплантами обучаются и получают помощь в государственных общеобразовательных учреждениях.

Этот опыт позволил нам в марте 2018 года провести в Ростове-на-Дону 1-ю Всероссийскую научно-практическую конференцию «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации» с участием федерального института коррекционной педагогики и минздрава Ростовской области.

Наряду с детьми-инвалидами, обучающимися в школах, есть дети, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу.

Центр дистанционного образования детей-инвалидов с 2009 года обучает всех детей области, для которых дистанционное образование возможно.

В целом по России охват дистанционной формой обучения детей-инвалидов сократился до 40%. Благодаря поддержке Губернатора Ростовской области дистанционное образование занимает лидирующие позиции.

В апреле 2018 года опыт Ростовской области по предоставлению качественного доступного образования детям-инвалидам отмечен на заседании Совета по делам инвалидов в Совете Федерации.

Площадка Центра дистанционного образования стала одной из самых посещаемых на Московском международном салоне образования в апреле 2018 года. Вашему вниманию представлены ресурсы, результаты и направления развития сети областных учреждений по созданию специальных условий для детей с инвалидностью и ОВЗ.

Следующий этап – открытие ресурсного центра по сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» уже сформировала банк данных о 400-х таких детях на территории области и готова сопровождать детей, родителей и педагогов.

Совместно с Агентством стратегических инициатив мы работаем над открытием ресурсного кабинета для слепо-глухих детей, банк данных о которых сейчас формируется.

Кроме того, совместно с минтрудом области уже обучаем 240 сложных детей в детских домах-интернатах для умственно отсталых. Следующий этап - включение воспитанников детских домов-интернатов в совместное обучение с детьми наших школ.

Дети с ОВЗ и инвалидностью живут в каждом городе и поселке, ходят в детские сады и школы. На муниципальном уровне очень многое сделано. Сегодня в школах области обучаются более 6 тысяч детей с ОВЗ и 3,5 тысяч детей с инвалидностью обучаются инклюзивно. В Федеральном законе инклюзивное образование определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Для детей-инвалидов дошкольного возраста создана доступная среда в 115 детских садах. При этом 101 детский сад обустроен усилиями муниципалитетов, 14 детских садов – с привлечением средств федерального бюджета. В текущем году эта работа продолжается, в ней принимают участие еще 9 детских садов.

Для детей-инвалидов школьного возраста созданы условия доступности в 221 муниципальной школе. Эти школы обучают более 1000 детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Доступная среда – это не всегда архитектура, пандус и т.д. Скорее это наличие педагогов, программ, готовность детей и родителей к совместному обучению инвалидов и здоровых сверстников.

Очень важно, чтобы родители знали, какая именно школа доступная? Какие условия доступности в ней созданы? Каковы преимущества обучения ребенка с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья в данной школе?

Бывает так, что родители не принимают проблему своего ребенка, не всегда адекватно оценивают его состояние здоровья, способности, и принимают ошибочное решение о месте и форме обучения. Инклюзия не всегда лучший вариант. Бывает, что все-таки ребенку показано обучение в специальном учреждении.

С каждым ребенком вопрос решается индивидуально.

Вопросам информирования родителей о созданных условиях доступности необходимо уделять особое внимание.

Кроме того, необходимо на муниципальном уровне разработать образовательные, социальные проекты для участия всех детей, в том числе, обучающихся на дому, а также детей с ОВЗ и инвалидностью.

Изучение опыта инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ показывает, что есть примеры успешных инклюзивных практик в г.г.Батайске, Волгодонске, Новочеркасске, в Аксайском, Каменском, Зерноградском, Константиновском, Семикаракорском районах и др.

С 2016 года мы участвуем во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа».

В апреле 2018 года прошел областной этап конкурса.

По итогам конкурса победители представлены:

«Лучшая инклюзивная школа» - Обливская средняя общеобразовательная школа №1;

«Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» - детский сад № 37 г. Новочеркасска;

«Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию» - Шахтинская специальная школа-интернат № 16;

«Лучший инклюзивный детский сад» - «Детский сад № 138» города Ростова-на-Дону.

Эти учреждения представят Ростовскую область на Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в г. Москве в июне 2018 году.

Доступность образования – понятие не столько материальное, сколько общественное, социальное.

Создание условий доступности – это общая задача.

В Ростовской области на разных уровнях поддерживается идея доступности образования для всех.

По инициативе РО «Единой России» реализуется проект «Особенное детство».

С 2016 года минобразование Ростовской области совместно с ЮФУ организуют Спартакиаду «Образование и спорт: инклюзивное пространство».

В 2018 году на базе онкогематологического отделения Областной детской больницы организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении, в рамках проекта «Учим-Знаем – Ростовская область». Современные технологии позволяют нам полноценно обучать детей даже вне школы.

В Детском университете ДГТУ открыто новое направление по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учебно-развивающий проект «Особое детство».

Все эти инициативы находят живой отклик.

Важно совместными усилиями формировать традиции инклюзивного общества, дружественного и доступного каждому ребенку в каждой образовательной организации, в каждом городе, поселке, муниципальном образовании.

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 23.05.2018


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 50 Кб, 23.05.2018 14:45:35)

Размещен:Размещено:
23.05.2018 14:38:17|
Изменено:
23.05.2018 16:36:06|
Количество просмотров:
542

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации