«Об итогах и перспективах развития региональной системы оценки качества образования»

18 октября 2017 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

Одна из приоритетных задач современной системы образования в России – обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального и материального положения вещей.

Качество образования – это характеристика системы образования, которая определяет состояние и результативность образовательного процесса, а также степень соответствия потребностям детей и родителей, но и даже ожиданиям общества.

Единая система оценки качества образования включает несколько важных подсистем –международные, национальные, региональные исследования и мониторинги: всероссийские проверочные работы, итоговое сочинение, итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов.

При подготовке к исследованиям качества образования и итоговой аттестации в 2017 году проведена широкая информационная кампания по вопросам проведения экзаменов, порядка поступления в вузы и ответственности за нарушение законодательства среди обучающихся и их родителей (законных представителей) с использованием радио, телевидения и интернет-ресурсов.

Проведена активная работа по обучению лиц, привлекаемых к участию в мониторингах и экзаменационной компании, в рамках которой:

- зональные совещания для руководителей пунктов, членов государственной экзаменационной комиссии, организаторов;

- обучающие семинары для работников школ, экспертов областных предметных комиссий с привлечением «Федерального института педагогических измерений».

Особое внимание лицам с ограниченными возможностями здоровья, в 2017 году 916 9-классников и 273 11-классника сдавали экзамены.

Для этой категории участников созданы все условия в пунктах проведения, а для детей имеющих медицинские показания для обучения на дому, пункты были организованы по месту проживая и в лечебных учреждениях.

В 2017 году для организации общественного наблюдения за ходом проведения экзаменов привлечены 412 членов Российского союза молодежи, а также 555 студентов ведущих ВУЗов области.

По итогам кампании принято решение об организации Корпуса общественных наблюдателей для работы в 2018 году, заключены долгосрочные соглашения с ВУЗами.

Начнем с Всероссийских проверочных работ – это контрольные работы по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников в соответствии со стандартами..

ВПР проводятся в единое время по единым комплектам заданий, а также по единым для всей страны критериям оценивания. Это дает возможность получить объективную информацию о качестве образования для учеников и их родителей, учителей и управленцев. Причем данные работы проводятся в промежуточных классах, что позволяет выявить проблемные зоны каждого ученика и скорректировать западающие моменты до выпускных классов. Необходимо помнить и делать правильные акценты, что результаты ВПР не учитываются при оценке текущей успеваемости.

За истекший период в ВПР участвовали обучающиеся 4-х, 5-х,11-х классов и студенты СПО. Все работы ученики писали в своих школах. Общее количество ребят, написавших контрольные, составило почти 78 тысяч.

На слайде представлены диаграммы сравнения общероссийских и областных средних показателей результатов ВПР 4 классов. Результаты четвероклассников по Ростовской области в целом соответствуют общероссийским показателям. Три четверти учащихся 4-х классов школ области выполнили работы на отметки 4 и 5 по математике и окружающему миру.

Результаты ВПР в 5 классах также в целом сопоставимы с общероссийскими показателями.

Особое внимание уделяется анализу уровня объективности результатов ВПР. Определяются школы с сомнительными результатами. В таких учреждениях проводятся дополнительные исследования.

Только объективные результаты ВПР можно использовать:

- руководителям для принятия взвешенных управленческих решений;

- учителям как основу для методической работы;

- родителям и школьникам для определения дальнейшей образовательной траектории ребенка.

Формируется объективная целостная картина, штрихами которой является результат каждого ребенка. Оцениваются способности ребенка, динамика развития, позволяющая откорректировать учебный процесс и оказать адресную поддержку.

Таким образом, мы классифицируем все муниципалитеты области и при получении результата, совместно с областной методической службой определяем причины возникновения как «Зон риска», так и природу лучших результатов, проводим содержательный анализ полученных результатов для подготовки методических рекомендаций школам с низкими результатами ВПР.

Вы видите на графиках результаты всех муниципалитетов, некоторые из них существенно отличаются от средних по России и области.

Доля «пятерок»- от 11% до 36%.

Доля «двоек»- от 1% до 18%.

И не всегда эта картина соответствует реальности.

Мы анализируем каждую школу, каждый класс и работаем по 2-м направлениям:

  1. Объективность и честность при проведении контрольных работ и их оцениванию.
  2. Методическая поддержка школ с низкими результатами.

Важный этап в жизни школьников – итоговая аттестация по окончании 9 классов.

В текущем году для получения аттестата необходимо было успешно сдать экзамены по четырем учебным предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и двум по выбору.

344 пункта, почти 36 тысяч 9-классников.

Не смотря на увеличение количества выпускников 9-х классов в сравнении с 2016 годом, количество пунктов сократилось на 26.

Во всех аудиториях, включая штаб, ведется видеонаблюдение в режиме «off-line».

Следует отметить, что по основным обязательным предметам в сравнении с прошлым годом увеличился процент выпускников, чьи работы оценены на 4 и 5 баллов.

Анализ результатов показал снижение количества участников, не преодолевших минимальный порог по предметам по выбору, что свидетельствует о высокой эффективности разъяснительной работы, более осознанном подходе к выбору предметов и подготовке к экзаменам обучающихся 9-х классов школ. На слайде представлены самые популярные предметы среди выпускников.

Государственная итоговая аттестация в 9-х классах – важный элемент системы оценки качества образования, при этом, здесь еще нет того уровня объективности, который обеспечен на экзаменах в 11-х классах.

Наша задача повысить объективность проведения данной процедуры и выстроить эффективную систему использования результатов этой оценки для повышения качества школьного образования, в том числе и сокращения впоследствии доли выпускников 11-х классов, не получивших аттестат.

Одним из ключевых элементов системы оценки качества образования остается единый государственный экзамен.

Ростовская область с 2001 года в числе пяти экспериментальных регионов участвовала в проведении ЕГЭ. С 2009 года экзамен вошел в штатный режим и стал обязательным элементом аттестации выпускников школ и необходимым условием для поступления в ВУЗы. Сегодня ЕГЭ продолжает совершенствоваться в направлениях обеспечения прозрачности проведения и достоверности результатов.

А также обеспечивает равные возможности для получения высшего образования на всей территории России.

Особенности проведения экзаменов в 2017 году сократили риски вмешательства извне и обеспечили прозрачность процедуры. В аудиториях велось видеонаблюдение в режиме «on-line».

Экзамен проводился с использованием новых технологий печати контрольно-измерительных материалов в аудитории и сканирования в штабе пункта.

В 2017 году отмечено сокращение количества нарушений, допущенных всеми участниками при проведении экзаменов, по сравнению с прошлым годом. За использование справочных материалов и средств связи были удалены 18 человек, 16 из которых пересдали экзамены в резервные сроки.

Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов были открыты 136 пунктов проведения экзаменов. Количество пунктов в 2017 году увеличилось в связи с открытием пунктов на дому и в лечебных учреждениях.

В 2017 году сдавали ЕГЭ более 16 тыс. выпускников.

Общее количество участников в 2017 году сократилось, что связано, во-первых, с демографическими показателями, во-вторых, с более осознанным подходом к выбору продолжения образования после девятого класса и получения специальности в организациях СПО.

В 2017 году 78 100-балльных результатов, в том числе трое участников единого государственного экзамена получили по две высших оценки и 1 участник получил 3 100-бальных результата. Средний балл по основным предметам (русскому языку, математике) сопоставим с 2016 годом, по предметам по выбору отмечен рост. Следует отметить стабильный результат по количеству работ, оцененных экспертами от 80 до 100 баллов – более 30% в 2016 и в 2017 годах.

Учитывая все выше изложенное и не смотря на сложности, возникавшие в отдельных муниципальных образованиях, связанных с оценкой качества школьного образования, организация проведения итоговой аттестации в области получила высокую оценку в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Сегодня единый государственный экзамен называется единым еще и потому, что одновременно является как выпускным в школе, так и вступительным в вузе.

Проведенный анализ показал, что удельный вес молодежи Ростовской области, поступившей в высшие учебные заведения, изменился за последние три года незначительно, и как видно на слайде в предыдущие годы колеблется в пределах 70%.

Показатели поступления в вузы выпускников из городских и сельских школ достаточно высоки. Две трети городских школьников и больше половины сельских учеников поступают в университеты.

Это наглядно демонстрирует, что ЕГЭ предоставил возможность всем школьникам получить равный доступ к высшему образованию.

Подавляющее большинство выпускников поступают в вузы Ростовской области (свыше 80%).

И только 5 часть выбирает вузы других регионов.

По результатам исследований Высшей школы экономики в соседних регионах (Краснодарский края, Ставропольский) доля выпускников, выбравших вузы других регионов, значительно выше 25%. Достаточно устойчив удельный вес выпускников, поступающих в вузы городов федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург) – от 7,0% до 8,7%.

Таким образом, оставшиеся 8,5% выпускников, выбирающих вузы других регионов, во многом, делают выбор, исходя из территориальной близости высшего учебного заведения к месту их проживания (например, выпускники восточных районов области, выбирают вузы Волгоградской области или Калмыкии.)

Следовательно, можно говорить о конкурентоспособности наших выпускников, с одной стороны, и востребованности вузов Ростовской области, с другой стороны. Т.е., выбирая в качестве места получения образования региональный вуз, выпускники наиболее ориентированы на реализацию своего профессионального пути на Дону.

Работа по совершенствованию системы оценки качества образования и подготовки экзаменационной компании - 2018 продолжается.

Самыми заинтересованными в получении объективных результатов должны стать родители, ученики и учителя. Для этого очень важно правильно выстроить информационно-разъяснительную работу, повысить качество преподавания учебных предметов и подготовки педагогов.

Результаты всех оценочных процедур необходимо, прежде всего, использовать для внутренней работы и реализации и точечных и системных проектов по повышению качества образования.

Мероприятия по повышению объективности оценки качества образования дадут нам возможность наглядно представить объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.

Построение качественной системы оценки окажет существенное влияние на развитие образовательных организаций, поскольку это не только оценка достижений учащихся, но и оценка образовательного процесса;

Это позволит нам перейти от модели контроля качества образования к модели обеспечения качества образования донских школьников.

Смотри также:

Повестка дня и материалы заседания Правительства Ростовской области 18.10.2017


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.docx 24 Кб, 18.10.2017 11:52:33)

Размещен:Размещено:
18.10.2017 11:52:12|
Изменено:
18.10.2017 15:04:53|
Количество просмотров:
170

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации