Образование

Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 1 полугодии 2016 года

(итоги реализации в 1 полугодии 2016 года Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования)

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (утв. постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138) на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению:

> государственного контроля (надзора) в сфере образования;

> лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности);

> государственной аккредитации образовательной деятельности;

> подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.

> подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

- федеральный государственный контроль качества образования

В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 1 полугодии 2016 года фактически была проведена 131 плановая проверка. Из них – 80 документарных и 51 – выездная.

В структуре проведенных плановых проверок наибольший удельный вес составляют документарные проверки (61,1%), по сравнению с 1 полугодием 2015 года их количество уменьшилось на 3,6%. Выездные проверки составляют 38,9% от общего числа проведенных плановых проверок, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество увеличилось на 2%.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 1 полугодии 2016 года составило 100%.

Проверки проводились в отношении общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций области в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области.

Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проводимых мероприятий по контролю специалисты отдела:

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводили рассмотрение указанных материалов и документов;

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

√ проводили беседы с работниками организаций, обучающимися, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке;

√ организовали проведение контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме выборочных контрольных работ, тестирования;

√ проводили проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов государственной итоговой аттестации, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

По результатам проведенных в отчетном периоде проверок установлено, что содержание и качество подготовки обучающихся в проверенных образовательных организациях соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

В рамках выездных проверок проводилась выборочная оценка качества освоения обучающимися образовательных программ в форме контрольных работ и тестирования в 4-10 классах по 11 учебным предметам.

В 1 полугодии 2016 года процедура оценки качества освоения образовательных программ проведена в отношении 6818 обучающихся, выполнено 14126 тестовых заданий.

Анализ результатов проведенной оценки качества образования, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников свидетельствует:

√ в 1 полугодии 2016 года справлялись с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 77% до 100% протестированных. В начальной школе контрольные работы проводились только в 4-х классах по 3 предметам: математике, русскому языку и окружающему миру. На ступенях основного общего и среднего общего образования проведено тестирование по 10 предметам: математике, русскому языку, литературе, биологии, физике, химии, обществознанию, истории, географии, информатике. Наиболее успешно справляются с предложенными заданиями обучающиеся 4 классов. Наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными тестовыми заданиями (менее 86%) выявлено в 5 общеобразовательных организациях:

> МБОУ СОШ №1 (Октябрьский район) - по учебному предмету «География» (7 кл.);

> МБОУ Вишневская СОШ №2 (Кагальницкий район) по учебным предметам «Русский язык» (5 кл.), «Обществознание» (10 кл.);

> МБОУ Веселовская СОШ №17 (Мясниковский район) - по учебному предмету «Русский язык» (6 кл.);

> МБОУ СШ №6 (г. Гуково) - по учебному предмету «Биология» (5 кл.);

> МБОУ Греково-Тимофеевская СОШ (Матвеево-Курганский район) - по учебным предметам «Физика», «Русский язык» (10 кл.);

√ До 15% протестированных (в отдельных образовательных организациях Кагальницкого, Мясниковского районов и города Гуково) не подтверждают свои годовые отметки. Такие результаты тестирования, выявленные Ростобрнадзором, свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации образовательных организаций за преподаванием ряда предметов, а также об отсутствии систематического внутришкольного мониторинга знаний обучающихся.

При проведении проверок по контролю качества образования Ростобрнадзором осуществляется мониторинг обеспеченности образовательных организаций области учебниками по всем учебным предметам учебного плана. В ходе мониторинга изучается:

> документация по информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса;

> результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.

В 1 полугодии 2016 года контроль обеспеченности учебниками проведен в 131 общеобразовательной организации Ростовской области. Все проверенные образовательные организации имели полную обеспеченность учебниками.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 1 полугодии 2016 года позволило обеспечить формирование образовательными организациями соответствующих условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, а именно:

> повысилась объективность оценивания обучающихся;

> своевременно создаются условия для реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности;

> уровень обеспеченности обучающихся учебниками и учебными пособиями составил 100%.

- федеральный государственный надзор в сфере образования

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 1 полугодии 2016 года фактически было проведено 208 плановых проверок, что на 12,4% больше, чем в 1 полугодии 2015 года (185 проверок). Внеплановые проверки в отчетном периоде не проводились.

Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 1 полугодии 2015-2016 гг. представлена на рис. 2

Рис. 2. Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 1 полугодии 2015-2016 гг.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 1 полугодии 2016 года составило 100%.

Наибольшее количество проверок в 1 полугодии 2016 года было проведено в форме документарных – 193 проверки (92,8% от общего числа проверок). В форме выездных было проведено 15 проверок, что составляет 7,2% от общего количества проверок.

В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отчетном периоде было проведено 206 проверок, в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования были проведены 2 проверки.

Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проведенных в 1 полугодии 2016 года проверок было выявлено 154 нарушения, что на 18% меньше аналогичного периода прошлого года.

Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные организации, и результаты проверок направлялись учредителям для принятия мер.

По результатам проведенных проверок:

√ выдано 100 предписаний об устранении выявленных нарушений;

√ возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности;

√ сумма уплаченных штрафов в бюджеты различных уровней составила 240 тыс. руб.

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования Ростобрнадзором в 1 полугодии 2016 года проводилась работа по следующим актуальным направлениям:

√ контроль по недопущению возложения обязанностей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях на родителей (законных представителей) обучающихся (во исполнение частей 1, 3 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

√ контроль за исполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, и требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785);

√ контроль за соответствием договоров об оказании образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг, установленным требованиям законодательства об образовании (во исполнение статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706).

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966), Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244).

Полномочие по лицензированию образовательной деятельности включает в себя:

> предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе:

- рассмотрение вопроса о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия);

- рассмотрение вопроса о переоформлении лицензии;

- рассмотрение вопроса о предоставлении временной лицензии;

- рассмотрение вопроса о выдаче дубликата, копии лицензии;

- принятие решения о прекращении действия лицензии;

- ведение реестра лицензий;

- предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копии распорядительного акта либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

> осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

- предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности

В 1 полугодии 2016 года в Ростобрнадзор поступило 476 заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, а также о прекращении осуществления образовательной деятельности, что на 76,4% меньше, чем в 1 полугодии 2015 года. Динамика количества поданных заявлений от соискателей лицензий и лицензиатов в 1 полугодии 2014-2016 гг. представлена на рис. 4.

Рис. 4. Динамика количества поданных заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов в 1 полугодии 2014-2016 гг.

Значительное уменьшение количества поданных в отчетном периоде заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года связано с тем, что в предыдущем году проводилось массовое переоформление лицензий муниципальных образовательных организаций в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством в сфере образования.

Все поступившие в Ростобрнадзор заявления были рассмотрены в установленные законодательством сроки.

В электронной форме в отчетном периоде в Ростобрнадзор поступило 2 заявления о переоформлении лицензий.

Наибольший удельный вес (56,7%) в общем количестве рассмотренных в 1 полугодии 2016 года заявлений о переоформлении лицензии составили заявления о переоформлении в связи с изменением наименования лицензиата, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

В отчетном периоде по итогам рассмотрения заявлений соискателей лицензии и лицензиатов (в том числе поступивших в 2015 году):

√ выдано 63 лицензии (что на 53,7% больше, чем в 1 полугодии 2015 года);

√ переоформлена 357 лицензия (что на 79,4% меньше показателя в 1 полугодии 2015 года);

√ выдан 1 дубликат действующей лицензии;

√ принято решение об отказе в переоформлении 8 лицензий;

√ прекращено действие 47 лицензий.

Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 1 полугодии 2016 года в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены на рис.5.

Рис. 5. Сведения о предоставленных, переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 1 полугодии 2016 года в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В 1 полугодии 2016 года 36,5% соискателей лицензии являлись дошкольными образовательными организациями. Наблюдаемая тенденция связана с введением в эксплуатацию на территории области новых детских садов (в том числе частных), а также увеличением числа дошкольных групп, расположенных в модульных детских садах и переоборудованных помещениях малокомплектных школ. Ввиду высокой социальной значимости данным организациям оказывалась информационно-методическая помощь, административные процедуры в отношении них в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности проводились в максимально сжатые сроки.

Среди лицензиатов, переоформивших лицензию в 1 полугодии 2016 года, наибольшую долю занимают профессиональные образовательные организации.

Анализ результатов лицензирования в 1 полугодии 2016 года позволяет говорить о следующих достижениях:

√ В рамках реализации мер по организации эффективного межведомственного взаимодействия с органами власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в отчетном периоде Ростобрнадзором осуществлялось эффективное взаимодействие:

– с Федеральной налоговой службой – посредством системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) с использованием системы исполнения регламентов (СИР);

– с Федеральным казначейством – посредством системы электронного документооборота СЭД (ГИС ГМП);

– с МЧС России – посредством электронной почты и факсимильной связи;

– с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) – посредством СМЭВ с использованием СИР;

– с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – посредством СМЭВ с использованием СИР.

Подключение Ростобрнадзора к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия посредством системы исполнения регламентов позволяет не только организовать эффективное межведомственное взаимодействие, но и создает условия для приема заявлений о предоставлении государственной услуги в электронной форме через Единый и региональный порталы государственных услуг.

В целом же использование технологий межведомственного электронного взаимодействия позволяет значительно сократить сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

√ Средний срок оказания услуги в рабочих днях в 1 полугодии 2016 года составил:

– в случае рассмотрения заявления о предоставлении лицензии - 13 рабочих дней (при нормативном сроке 45 рабочих дней);

– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень образовательных программ) - 18 рабочих дней (при нормативном сроке 30 рабочих дней);

– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (при реорганизации юридического лица, прекращении деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, изменении наименования юридического лица или места его нахождения, в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 9 ст. 108 указанного закона, а также при изменении места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) - 8 рабочих дней (при нормативном сроке 10 рабочих дней).

√ По итогам консультаций заинтересованных лиц по вопросам лицензирования образовательной деятельности, проведенных в рамках работы информационной группы № 5 Правительства Ростовской области, при участии в работе Общественных приемных Губернатора Ростовской области в различных муниципалитетах области, а также в дни консультаций, предусмотренных графиком работы отдела:

– документы, представляемые в Ростобрнадзор новыми детскими садами, вводимыми в эксплуатацию в соответствии с Губернаторской программой «100 детских садов», соответствуют требованиям, что приводит к существенному сокращению сроков предоставления данным организациям лицензий на осуществление образовательной деятельности;

– повышается внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях.

Благодаря принимаемым мерам по проведению информационно-разъяснительной и профилактической работы число заявлений и документов, возвращаемых в связи с истечением установленного срока устранения выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов, снизилось в 1 полугодии 2016 года по сравнению с 1 полугодием 2015 года на 22 единицы.

- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

В 1 полугодии 2016 года в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности было проведено 70 плановых проверки. Из них 43 – выездные и 27 – документарные проверки (рис.6).

Рис. 6. Структура проведенных плановых проверок в рамках контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в 1 полугодии 2016 года

В сравнении с 1 полугодием 2016 года количество проведенных проверок соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных ежегодным планом проведения плановых проверок на 1 полугодие 2015 года, снизилось на 16,7%.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 1 полугодии 2016 года составило 100%.

Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.7.

Рис. 7. Структура проведенных проверок в 1 полугодии 2016 года в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Наибольшую долю в числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области, проверенных в отчетном периоде по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в отчетном периоде, занимают иные юридические лица, среди которых местные отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, организации ДОСААФ России в Ростовской области.

В ходе проверок было выявлено 49 нарушений лицензионных требований, что на 3,9% меньше, чем в 1 полугодии 2015 года. При этом среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки, увеличилось с 0,6 нарушений в 1 полугодии 2015 года до 0,7 нарушений в отчетном периоде.

Увеличение среднего количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций, обусловлено тем, что в план проверок включены новые образовательные организации, в отношении которых ранее не проводились контрольно-надзорные мероприятия в рамках лицензирования образовательной деятельности.

По результатам проведенных проверок:

√ выдано 10 предписаний об устранении всего спектра выявленных нарушений;

√ в ряде проверок выявлены признаки административных правонарушений, по факту которых возбуждено 30 дел об административных правонарушениях;

√ по решению судов в отчетном периоде было наложено 31 административное наказание (в том числе по материалам 2015 года), из них:

25 – в виде административного штрафа (18 – на должностное лицо, 7 - на юридическое лицо);

6 – в виде административного приостановления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

√ общая сумма наложенных штрафов в 1 полугодии 2016 года составила 860 тыс. рублей; сумма фактически уплаченных штрафов − 810 тыс. рублей;

√ на основании постановлений судов, которыми был применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности приостановлено действие лицензии 6 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОУ Донецкий УСТК РО ДОСААФ России по РО (г. Донецк), МБОУ Самарский МУК (Азовский район), МБДОУ ДС №24 (г. Батайск), ЧОУ ДПО УЦ «Гелиос» (г. Белая Калитва), АНО ПДПО «Автоград-ЮГ» (г. Шахты), ФАУ «Шахтинский ЦППК» (г. Шахты)).

Кроме этого, в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по формированию информационно-аналитических материалов о судебной практике по делам об административных правонарушениях в сфере образования, которая, в свою очередь, обобщалась и доводилась до сведения заинтересованных лиц.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Государственная аккредитация образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039).

В 1 полугодии 2016 года в Ростобрнадзор поступило 11 заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и 98 заявлений о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации.

По итогам рассмотрения в отчетном периоде заявлений (в том числе поступивших в 2015 году):

√ принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе по ранее неаккредитованным образовательным программам) в отношении 178 образовательных организаций;

√ переоформлено 75 свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, или места ее нахождения, с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ, приведением в соответствие с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме этого, на этапе рассмотрения заявлений заявителями отозвано 10 заявлений о государственной аккредитации.

Сведения о количестве принятых решений о государственной аккредитации в 1 полугодии 2016 года в разрезе организационно-правовых форм собственности образовательных организаций представлены на рис.8.

Рис. 8. Сведения о количестве принятых решений о государственной аккредитации в 1 полугодии 2016 года в разрезе организационно-правовых форм собственности образовательных организаций

Наибольшую долю в числе организаций, в отношении которых Ростобрнадзором были приняты решения о государственной аккредитации (переоформлении свидетельств о государственной аккредитации), в 1 полугодии 2016 года занимают муниципальные образовательные организации.

В 1 полугодии 2016 года Ростобрнадзором проведены аккредитационные экспертизы в 183 образовательных организациях, в том числе в 109 общеобразовательных организациях, что составляет 59,6% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз и в 74 профессиональных образовательных организациях (40,4% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз).

В профессиональных образовательных организациях Ростовской области и их филиалах аккредитационная экспертиза проведена в отношении 93 основных образовательных программ среднего профессионального образования. По результатам аккредитационных экспертиз установлено соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся по 93 заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в рамках 18 укрупненных групп.

Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 1 полугодии 2016 года в разрезе укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, представлена на рис.9.

Рис. 9 Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 1 полугодии 2016 года, в разрезе укрупненных групп профессий и специальностей

Исходя из сведений, полученных по результатам аккредитационных экспертиз, наиболее востребованными в Ростовской области основными образовательными программами среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена являются программы, реализуемые в рамках укрупненной группы «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии» (14,0%), «35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (14,0%), «08.00.00 Техника и технологии строительства» (11,8%), «15.00.00 Машиностроение» (11,8%).

Анализ результатов государственной аккредитации в 1 полугодии 2016 года позволяет говорить о следующих достижениях:

√ средний срок принятия решения о государственной аккредитации сократился и составил 52 дня (что на 50% ниже нормативно установленного срока);

√ по итогам проводимой работы с руководителями образовательных организаций по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности повышается качество работы, проводимой организациями по подготовке к государственной аккредитации;

√ повысилось внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса для реализации основных образовательных программ.

В период проведения аккредитационных экспертиз установлено, что в целом все организации осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством, имеют действующие уставы и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Кроме того, анализ результатов государственной аккредитации в 1 полугодии 2016 года показал, что государственная итоговая аттестация проводилась по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, реализуемым образовательными организациями.

Ежегодно Ростобрнадзором вносятся предложения по повышению квалификации экспертов, привлекаемых для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, их участию в семинарах, научно-практических конференциях в целях повышения профессионального мастерства. 100% экспертов прошли курсы повышения квалификации.

Вместе с тем, следует отметить ряд проблем выявленных при предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности в 1 полугодии 2016 года (в том числе выявленные экспертными группами в ходе проведения аккредитационных экспертиз):

√ выявление фактов несоответствия локальных актов образовательной организации новому законодательству, регламентирующему образовательную деятельность;

√ отсутствие притока молодых специалистов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сельской местности.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611).

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 1 полугодии 2016 года:

√ поступило 153 заявления и документа на подтверждение;

√ принято к рассмотрению по существу 153 заявления и документа на подтверждение;

√ приняты решения о подтверждении 116 документов об образовании и (или) о квалификации;

√ по состоянию на конец отчетного периода не истек срок принятия решения по 37 поступившим заявлениям о подтверждении документов об образовании и (или) о квалификации.

Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 1 полугодии 2016 года, представлена на рис. 10.

Рис. 10. Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в1 полугодии 2016 года

В отчетном периоде сохраняется тенденция доминирования документов высшего профессионального образования среди общего количества документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении.

Для получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 1 полугодии 2016 года представлено 46 документов, выданных иностранным гражданам.

Наибольшее количество иностранных граждан представили к подтверждению документы, выданные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – 32 (или 69,6% от общего количества иностранных граждан, получивших государственную услугу).

По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, наибольшее количество документов, представленных в 1 полугодии 2016 года для подтверждения, предполагаются к использованию в следующих странах: Индия, Италия, Испания, Азербайджан, США.

По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 1 полугодии 2016 года средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации составляет 12,8 дней. При этом средний срок ответа организаций на запросы Ростобрнадзора, направляемые с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 9,2 дней (или 71,9% от среднего срока предоставления государственной услуги в целом) (рис. 11).

Рис. 11. Удельный вес среднего срока ответа организаций на запросы Ростобрнадзора в среднем сроке предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации

Средний срок предварительного рассмотрения заявлений и документов, поступивших в 1 полугодии 2016 года, составил 2 дня (что на 80% ниже нормативно установленного срока).

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2015 №330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» и новой редакции Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 №611) срок оказания государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации сокращен в 9 раз (с ранее предусмотренных 45 дней до 5 рабочих дней).

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Ростобрнадзором в 1 полугодии 2016 года проведена следующая работа:

√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации среди иностранных студентов, потенциальных получателей государственной услуги;

√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области.

Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611), а также отсутствие информации в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется Ростобрнадзором на основании статьи 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152).

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 1 полугодии 2016 года:

√ поступило 11 заявлений и документов на подтверждение;

√ принято к рассмотрению по существу 11 заявлений и документов на подтверждение;

√ принято решение о подтверждении 10 документов об ученых степенях.

Наибольшее количество представленных к подтверждению документов об ученых степенях являлись дипломами кандидата наук.

По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, документы, представленные в 1 полугодии 2016 года для подтверждения, предполагается к использованию в США, Великобритании, Франции, Канаде.

По результатам ежеквартального мониторинга качества предоставления государственной услуги в 1 полугодии 2016 года средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях составила 20 дней. При этом срок ответа организации на запрос Ростобрнадзора, направляемый с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 16,5 дней (или 82,5% от срока предоставления государственной услуги в целом).

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2015 №330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» и новой редакции Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2014 № 152) срок оказания государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации сокращен в 9 раз (с ранее предусмотренных 45 дней до 5 рабочих дней).

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях Ростобрнадзором в 1 полугодии 2016 года проведена следующая работа:

√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях среди потенциальных получателей государственной услуги;

√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области.

Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152), что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.

Комплекс мер, проведенных Ростобрнадзором в 1 полугодии 2016 года в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, а также в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях

В 1 полугодии 2016 года Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:

√ по итогам проведенных проверок направлены информационные письма учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с предложениями по принятию мер по устранению нарушений в деятельностьи проверенных организаций и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных им организациях;

√ проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;

√ обеспечивалось систематическое размещение на сайте Ростобрнадзора, на информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов Ростобрнадзора, инструктивных материалов по вопросам осуществления контрольно-надзорных функций в сфере образования, информации о результатах проверок, типичных нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок;

√ функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора;

√ в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий Ростобрнадзором проводится анкетирование представителей родительской общественности по проблемам качества предоставления образовательными организациями области образовательных услуг. Так, в 1 полугодии 2016 года при проведении проверок Ростобрнадзором было проведено анкетирование в 118 общеобразовательных организациях, что составляет 90% от общего количества проверенных организаций.

В перечень традиционных вопросов (обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, степень удовлетворённости родителей школой и качеством образования) в текущем году включены вопросы обеспечения безопасности детей во время образовательного процесса, о необходимых шагах по повышению качества образования в образовательной организации, о степени информативности и полезности официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Изучено мнение 4179 родителей. Анализ проведенных анкет показал, что:

> 3,6% опрошенных родителей неудовлетворенны квалификацией педагогических работников образовательной организации;

> 31,2% родителей основным шагом для повышения качества образования называют воспитание у обучающихся отношения к образованию как к важнейшей жизненной ценности;

> 85% родителей отмечают, что школа в достаточной степени обеспечивает безопасность своих обучающихся во время образовательного процесса;

> 90,4% проанкетированных родителей считают официальный сайт образовательной организации в сети «Интернет», в которой обучаются их дети, достаточно полезным и информативным.

Кроме того, в работу Ростобрнадзора введена практика исследования при проверках документов, способных свидетельствовать о принуждении родителей учащихся к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.).

Так, по результатам проведенных проверок:

> выявлены факты нарушения прав и свобод обучающихся и воспитанников в части привлечения без согласия обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой в 16 образовательных организациях;

> выявлены факты незаконного взимания денежных средств (поборов) в 16 образовательных организациях из 11 муниципальных районов;

> направлено 11 писем о выявленных нарушениях в адрес глав муниципальных образований (Шолоховский, Дубовский, Боковский, Волгодонской, Зимовниковский, Заветинский, Красносулинский районы, города Гуково, Миллерово, Новочеркасск).

√ Ведется постоянная работа по противодействию поборам с родителей учащихся в образовательных организациях области:

> Осуществляется работа «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Сотрудниками Ростобрнадзора в телефонном режиме осуществляется сбор информации и консультирование граждан по вопросам законности взимания денежных средств, информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений. Так, в 1 полугодии 2016 года поступило 11 звонков, содержащих информацию о поборах в различных образовательных организациях.

> На предмет взимания денежных средств с родителей учащихся Ростобрнадзором проводятся проверки образовательных организаций.

В целях повышения эффективности осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в 1 полугодии 2016 года проведены следующие мероприятия:

√ Функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора.

√ Для повышения качества представляемых документов, а также с целью разъяснения порядка получения государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, разработаны и опубликованы на официальном сайте Ростобрнадзора «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» и «Методические рекомендации по предоставлению государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности». Степень востребованности данных информационно-справочных пособий остается на высоком уровне. В настоящее время проводятся работы по подготовке новой редакции «Методических рекомендаций по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности».

√ В целях создания оптимальных условий получения лицензий учреждениями социального обслуживания населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям) Ростовской области в 1 полугодии 2016 года проведены информационно-методические совещания с руководителями и представителями данных организаций, в результате которых обеспечено высокое качество представляемых документов и обеспечены оперативные сроки оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

√ В целях упрощения получения заявителями в электронном виде государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности на официальном сайте Ростобрнадзора функционирует электронный сервис предоставления документов по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (http://wsel.rostobrnadzor.ru), посредством которого заявители имеют возможность, используя личный кабинет, направить в Ростобрнадзор заявление и прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Взаимодействие с заявителями в электронном виде осуществляется в соответствии с порядком работы с электронным сервисом, утвержденным приказом Ростобрнадзора от 23.01.2013 № 218. Для удобства заявителей разработана пошаговая инструкция по работе с электронным сервисом, которая размещена на официальном сайте Ростобрнадзора, а также направлена в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

√ Функционирует веб-сервис автоматизированного уведомления заявителей о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, посредством которого на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений о необходимости устранения нарушений в представленных документах, о принятии документов к рассмотрению по существу, а также о завершении процедур лицензирования и государственной аккредитации.

√ На официальном сайте Ростобрнадзора в открытом доступе размещен веб-сервис отображения информации о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом не только повышается уровень информированности граждан и организаций, обратившихся в Ростобрнадзор за получением государственных услуг, но и обеспечивается общественный контроль над своевременностью реализации административных процедур.

√ Осуществляется информирование заявителей о возможности отслеживания хода предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях посредством электронного сервиса (http://trs.obrnadzor.gov.ru:4194/search.aspx?RegionCode=61), что позволяет обеспечить надлежащий уровень общественного контроля над своевременностью реализации административных процедур.

√ Ростобрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг уровня удовлетворенности потребителей полнотой и качеством предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (в соответствии с приказом Ростобрнадзора от 26.09.2012 № 3503):

в ходе мониторинга в 1 полугодии 2016 года проведен опрос 39 граждан, по результатам которого:

· средняя оценка удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг, в том числе по каждому из критериев («Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственной услуги», «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственной услуги», «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственной услуги») составила 5,0 (или 100,0%);

· средняя оценка значимости для потребителей каждого из критериев оценки рассчитывалась по трехбалльной шкале и составила:

> для критерия «Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);

> для критерия «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);

> для критерия «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%).

 

Смотри также:

Ростобрнадзор

Раздел "Образование"

 

Скачать:
Скачать в формате .doc (.doc 1412 Кб, 01.09.2016 10:22:34)

Размещен:Размещено:
31.08.2016 17:51:16|
Изменено:
16.03.2017 12:35:37|
Количество просмотров:
771

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации