Сельское хозяйство и АПК

Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

(по итогам 2014 года)

Утвержден постановлением
Правительства Ростовской
области от 08.05.2015 329

 

Раздел 1. Конкретные результаты, достигнутые за отчетный период

 

Государственной поддержкой в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее программа) воспользовались 9 815 сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.

Благодаря бюджетным средствам улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сальдированный финансовый результат составил 6,1 млрд. рублей прибыли, что в 5,2 раза превышает уровень 2013 года. Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составила 18,7 процента, что на 6,9 процентного пункта выше рентабельности без государственной поддержки.

Полученная прибыль позволила направить дополнительные средства на повышение заработной платы работникам. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве по крупным и средним организациям составила 19 177,8 рубля, что на 14,3 процента выше уровня 2013 года.

Также выросли платежи в консолидированный бюджет Ростовской области. За 2014 год от организаций агропромышленного комплекса в консолидированный бюджет Ростовской области поступило 5,7 млрд. рублей налоговых отчислений или 108,5 процента к уровню 2013 года. От сельхозорганизаций в бюджеты всех уровней поступило 2,8 млрд. рублей или 131,8 процента к уровню 2013 года, в том числе налог на доходы физических лиц увеличился на 10 процентов, транспортный налог на 7 процентов, местные налоги и сборы на 6 процентов.

За счет стимулирования инвестиционного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов запущены в эксплуатацию:

тепличный комбинат «Ростовский» в Неклиновском районе мощностью 10,6 тыс. тонн овощной продукции в год;

ООО «Донстар» крупнейший в Европе комплекс по выращиванию и переработке мяса утки. Проектная мощность предприятия 26,3 тыс. тонн продукции в год;

консервная линия по переработке рыбного сырья и выпуску рыбных консервов на базе предприятия ООО «Рыболовецкое хозяйство «Социалистический путь» Азовского района мощностью 15 млн. банок в год.

Посредством субсидий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 2017 годы и на период до 2020 года» улучшили жилищные условия 498 сельских семей, ими приобретено и построено 46,8 тыс. квадратных метров жилья.

В сельской местности введено в эксплуатацию 94,2 километра водопроводов и 8,2 километра распределительных газовых сетей.

Полученные результаты реализации программы подтверждают достижение поставленных целей, которые состоят в обеспечении:

устойчивости развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

 

Раздел 2. Результаты реализации основных мероприятий
подпрограмм
и мероприятий ведомственных целевых программ государственной программы

 

Достижению указанных результатов в 2014 году способствовала реализация ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками программы основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ.

Основное мероприятие 1.1 «Поддержка производства про­дукции растениеводства»: проведена работа по приведению структуры посевных площадей в соответствие с рекомендациями зональных систем земледелия Ростовской области на 20132020 годы. Валовые сборы практически всех наблюдаемых в программе культур выше значений 2013 года, за исключением риса-сырца. Снижение производства риса-сырца связано с неблагоприятными погодными условиями в весенний период.

Основное мероприятие 1.2 «Обеспечение снижения рис­ков в растениеводстве (стра­хова­ние)»: оказана государственная поддержка
189 сельхозтоваропроизводителям. Площади сельскохозяйственных культур застрахованы на уровне, выше запланированного значения. Увеличилась сумма прибыли сельскохозяйственных организаций по сравнению с уровнем 2013 года.

Основное мероприятие 1.3 «Обеспечение доступности кре­дитных ресурсов на разви­тие производства и пе­реработки растениеводче­ской продукции»: оказана государственная поддержка 785 сельхозтоваропроизводителям. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее минсельхозпрод области) сопровождалась реализация 7 инвестиционных проектов в отрасли растениеводства на сумму 19,4 млрд. рублей.

Основное мероприятие 1.4 «Поддержка развития перера­ботки продукции растениевод­ства»: выдано субсидий на приобретение технологического оборудования, внедрение стандартов качества 23 организациям, осуществляющим деятельность в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. По сравнению с 2013 годом увеличено производство масла нерафинированного, хлебобулочных изделий, крупы.

Мероприятия ведомственной целевой программы (далее ВЦП) 1.1 «Развитие овощеводства закры­того грунта». В рамках ВЦП возмещались затраты сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение технологического оборудования и энергоресурсов. Производство овощей закрытого грунта в хозяйствах всех категорий составило 19,3 тыс. тонн. По отношению к 2013 году производство увеличилось на 41 процент.

ВЦП 1.2 «Развитие рисоводства»: оказывалась господдержка по возмещению части затрат на оплату услуг по подаче воды электрифицированными насосными станциями на рисовые оросительные системы. В результате сохранены площади посевов риса по сравнению с 2013 годом.

Основное мероприятие 2.1 «Выполнение гидромелиоратив­ных меро­приятий»: предоставлялись средства на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, текущий ремонт и планировку оросительных систем, расчистку коллекторно-дренажной сети, оплату услуг по подаче воды для орошения сельскохозяйственных культур. Введено в эксплуатацию 5,4 тыс. гектара мелиорируемых земель. Выросло производство продукции на мелиорируемых землях на 26 процентов.

Основное мероприятие 2.2 «Выполнение фитомелиоративных мероприятий» и 2.3 «Выполнение агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий»: за счет внебюджетных источников и бюджетных средств выполнялись работы по посадке лесных полезащитных насаждений и трав. Выполнены работы на площади 25,2 тыс. гектара.

Основное мероприятие 3.1 «Поддержка производства живот­новодческой продук­ции»: предоставлялись бюджетные средства на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, содержание и приобретение племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на 1 килограмм реализованного молока, утилизацию биологических отходов. По сравнению с 2013 годом производство мяса увеличилось на 7,5 процента, молока и яиц не изменилось.

Основное мероприятие 3.2 «Обеспечение снижения рис­ков в животноводстве (стра­хова­ние)»: предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства. В связи с тем, что многие животноводческие предприятия закредитованы, план по страхованию животных недовыполнен. В результате повышения финансовой устойчивости показатель вырос по отношению к уровню 2013 года.

Основное мероприятие 3.3 «Обеспечение доступности кре­дитных ресурсов на разви­тие производства и переработки животноводче­ской продукции»: оказывалась государственная поддержка в виде возмещения части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам. На сопровождении минсельхозпрода области находилось 7 инвестиционных проектов в отрасли животноводства на сумму 38,8 млрд. рублей, в том числе в стадии строительства находилось 4 проекта, в стадии проектирования, создания инфраструктуры, привлечения финансирования 3 проекта.

Основное мероприятие 3.4 «Развитие переработки и реа­лиза­ции продукции животно­водства»: предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования, спецавтотранспорта, проведение мероприятий по продвижению продукции и внедрению стандартов качества. Предоставлена господдержка 16 организациям, осуществляющим переработку животноводческой продукции. Выросло производство мяса всех видов, сыра и творога.

Основное мероприятие 3.5 «Проведение противоэпизо­отиче­ских меро­приятий»: проводились диагностические исследования, вакцинации и лечебно-профилактические мероприятия. В 2014 году в Ростовской области сохранялась благополучная эпизоотическая ситуация по ящуру, туберкулезу, классической чуме свиней, гриппу птиц.

Основное мероприятие 3.6 «Оздоровление крупного рога­того скота от лейкоза»: проводились диагностические исследования на лейкоз крупного рогатого скота и сопутствующие им ветеринарно-санитарные мероприятия. По сравнению с 2013 годом снизилась доля сельскохозяйственных животных, инфицированных лейкозом на 4,8 процентного пункта.

ВЦП 3.1 «Развитие молочного скотовод­ства»: предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на приобретение телок и нетелей для комплектования товарных стад молочного направления, приобретения оборудования для молочного скотоводства. Не удалось достичь увеличения производства молока в сельскохозяйственных организациях по отношению к 2013 году.

ВЦП 3.2 «Развитие птицеводства» не реализовывалась в результате того, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не проводился конкурсный отбор экономически значимых программ субъектов Российской Федерации по развитию птицеводства. В связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году средства были перераспределены на другие цели.

ВЦП 3.3 «Предотвращение заноса и рас­пространения африкан­ской чумы свиней»: предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на производство свинины, приобретение альтернативных свиноводству видов животных и птицы. Государственная поддержка на производство свинины позволила компенсировать затраты на производство 11,5 тыс. тонн свинины. На территории Ростовской области не были выявлены пункты, неблагополучные по африканской чуме свиней. За 2014 год поголовье свиней в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах сократилось на 22,7 тыс. голов или на 9 процентов.

ВЦП 3.4 «Развитие мясного ското­вод­ства»: предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на приобретение телок и нетелей на комплектование товарных стад мясного направления. Сельхозтоваропроизводителями области приобретено 2007 голов телок и нетелей для комплектования товарных стад мясного направления.

Основное мероприятие 4.1 «Поддержка развития потреби­тельской коопера­ции и сельско­хозяйственных потребитель­ских кооперати­вов»: предоставлялась государственная поддержка личным подсобным хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам на уплату процентов по займам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат и лизинговых платежей по приобретенным основным средствам. 27 организаций посредством государственной поддержки улучшили материально-техническую базу. По сравнению с 2013 годом вырос объем предоставляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и организациями потребительской кооперации услуг населению по закупке овощей на 99,8 процента, молока и молокопродуктов 12,3 процента, мяса и мясопродуктов 7,5 процента.

Основное мероприятие 4.2 «Поддержка создания и разви­тия крестьянских (фер­мерских) хозяйств»: предоставлялись гранты на развитие семейных животноводческих ферм, поддержку начинающих фермеров и их бытовое обустройство, субсидии на возмещение части затрат на оформление в собственность земельных участков, оплачивались затраты по организации форума «Донской фермер». Мероприятия позволили стимулировать организацию 12 семейных животноводческих ферм и 46 начинающих фермеров. Фермерскими хозяйствами с помощью государственной поддержки закуплено 73 единицы сельскохозяйственной техники и 16 единиц животноводческого оборудования.

ВЦП 4.1 «Создание условий устойчи­вого социально-экономиче­ского развития сельских тер­риторий за счет развития животновод­ства в малых формах хозяйство­вания»: предоставлялись гранты сельскохозяйственным потребительским кооперативам на создание системы заготовки, переработки, хранения и сбыта животноводческой продукции. Бюджетные средства позволят трем организациям создать новые направления производственной деятельности:

сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Молочный дом» (Октябрьский район) создание цеха по переработке молока мощностью до 1,1 тыс. тонн в год;

сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Песчанокопскагроснаб» (Песчанокопский район) создание цеха по убою крупного рогатого скота мощностью до 10,0 тыс. тонн в год;

сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «ЗерноБК» (Белокалитвинский район) создание имущественного комплекса по заготовке, убою, первичной обработке, хранению и сбыту продукции птицеводства мощностью до 1,0 тыс. тонн в год.

ВЦП 4.2 «Развитие оптовых распредели­тельных и логи­стических цен­тров»: предоставлялись субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на приобретение основных средств для создания системы оптовых распределительных и логистических центров растениеводческой продукции, на организацию сервисного обслуживания производства, заготовки, переработки, хранения и сбыта растениеводческой продукции.

С помощью государственной поддержки увеличены мощности по переработке зерновых и зернобобовых культур кооперативом «Донской маяк» (г. Зерноград) до 3,0 тыс. тонн в год (запущена работа мельницы), заготовке и переработке овощей кооперативом «АгроПартнер» Веселовского района до 3,0 тыс. тонн в год, заготовке, хранению и доработке овощей кооперативом «Семикаракорский» до 5,0 тыс. тонн в год; создан новый сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Родионовский» по переработке зерновых культур в Родионово-Несветайском районе мощностью до 6,0 тыс. тонн в год.

Основное мероприятие 5.1 «Обеспечение инновацион­ного развития АПК»: предоставлялась государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, подготовку и дополнительное образование кадров. Финансировались мероприятия по проведению научно-исследовательских работ, созданию системы государственного информационного обеспечения, разработке системы ведения агропромышленного производства Ростовской области, созданию и сопровождению банка данных в сфере обеспечения плодородия почв, поддержке развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В рамках данного мероприятия бюджетные средства направлялись на погашение обязательств, возникших в 2013 году, за исключением мероприятия по созданию системы государственного информационного обеспечения.

В рамках мероприятия по созданию системы государственного информационного обеспечения для обеспечения ее бесперебойной работы приобретены и введены в эксплуатацию 15 вычислительных комплексов с предустановленным программным обеспечением. Однако, в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году, государственный контракт не исполнен.

Основное мероприятие 5.2. Предоставлялась государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области. С помощью государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено тракторов 11 единиц, комбайнов зерноуборочных 124 единицы, кормоуборочной техники 24 единицы. Сократилось количество техники, используемой за сроком амортизации по сравнению с 2013 годом, по тракторам на 1 процентный пункт, комбайнам зерноуборочным на 2 процентных пункта.

Основное мероприятие 6.1 «Обеспечение жильем граж­дан, проживающих в сель­ской мест­ности»: жителям сельских районов Ростовской области предоставлялись субсидии на улучшение жилищных условий. Бюджетные средства позволили улучшить жилищные условия 498 сельским семьям.

Основное мероприятие 6.2 «Поддержка инфраструк­тур­ного обустройства сельских террито­рий»: муниципальным образованиям Ростовской области предоставлялись субсидии на выполнение мероприятий по строительству и проектированию объектов водоснабжения и газификации, комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку, грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
В результате завершены предусмотренные муниципальными контрактами строительно-монтажные работы на 13 объектах водоснабжения, 3 объектах газификации и на 4 объектах комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. Разработана проектно-сметная документация на строительство 3 объектов водоснабжения и 5 объектов газификации. Реализовано 4 проекта по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Не реализован один проект комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в связи с невыполнением подрядной организацией условий муниципального контракта.

Основное мероприятие 7.1 «Развитие аквакультуры»: предоставлялись субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыбоводство, на возмещение части затрат на приобретение электроэнергии для подачи воды для выращивания рыбы. В семи рыбохозяйственных предприятиях обеспечена бесперебойная работа насосных станций для подачи свежей воды в рыбоводные пруды, а также эффективное внедрение новых объектов аквакультуры (сомовые, форелевые, осетровые).

Основное мероприятие 7.2 «Развитие промышленного рыбо­ловства»: предоставлялись субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыболовство, на возмещение части затрат на добычу карася, тюльки, шпрота, хамсы и бычков, приобретение запасных частей, текущий ремонт и модернизацию судов. В результате мероприятий обеспечено снижение себестоимости продукции промысла низкорентабельных видов водных биоресурсов на 3 процента по сравнению с 2013 годом, частично восстановлен поврежденный рыбопромысловый флот ООО «Рыболовецкое хозяйство «Социалистический путь».

Основное мероприятие 7.3 «Развитие рыбопереработки»: предоставлялись субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыбоводство, рыболовство и рыбопереработку, на возмещение части затрат на приобретение и установку холодильного и рыбоперерабатывающего оборудования. С помощью государственной поддержки обеспечено приобретение и установка оборудования для введенной в эксплуатацию рыбоконсервной линии ООО «Рыболовецкое хозяйство «Социалистический путь», а также обновление производственно-технической базы трех предприятий рыбопереработки.

ВЦП 7.1 «Развитие сельскохозяйствен­ного рыбоводства»: предоставлялись субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыбоводство, на возмещение части затрат на производство рыбопосадочного материала для зарыбления, приобретение основных средств, кормов, выращивание и реализацию осетровых, сомовых, лососевых рыб и карпа. Обеспечено увеличение запасов водных биоресурсов в естественных водоемах по сравнению с 2013 годом на 4,6 млн. штук молоди рыб.

В рамках подпрограммы 8 «Обеспечение реализации госу­дарственной программы Ростов­ской области «Разви­тие сельского хозяйства и регулиро­вание рынков сель­ско­хозяйственной продук­ции, сы­рья и продовольст­вия» осуществлялось финансирование текущей деятельности минисельхозпрода области, управления ветеринарии Ростовской области, управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области «Ростовоблгостехнадзор», организации деятельности специалистов в сельских районах, осуществляющих выполнение исполнительно-распорядительных функций по переданным полномочиям по поддержке сельскохозяйственного производства. Также в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование текущей деятельности, оказание государственных услуг, выполнение работ государственными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению ветеринарии Ростовской области.

В 2014 году из 34 основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ реализовано не в полном объеме 3 мероприятия.

Информация о нереализованных или реализованных не в полном объеме основных мероприятиях подпрограмм и мероприятий ведомственных целевых программ приведена в приложении 1 к настоящему отчету.

Причиной нереализации основных мероприятий 1.1, 4.2, 7.2 является отсутствие обращений от потенциальных получателей государственной поддержки.

Нереализация основного мероприятия 1.1 «Поддержка производства продукции растениеводства» может повлечь несоблюдение сельскохозяйственными товаропроизводителями агротехнологий, что приведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и валовых сборов.

Нереализация основного мероприятия 4.2 «Поддержка создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств» приведет к сокращению их числа и рабочих мест в сельской местности.

Нереализация основного мероприятия 7.2 «Развитие промышленного рыболовства» замедлит темпы восстановления поврежденного рыбопромыслового флота, что способствует снижению продукции промышленного рыболовства.

 

Раздел 3. Анализ факторов, повлиявших
на ход реализации государственной программы

 

На ход реализации государственной программы повлияли факторы разнонаправленного действия.

С одной стороны, соблюдение научно-обоснованных систем земледелия, благоприятные погодные условия весенне-летнего периода, применение прогрессивных агротехнологий позволили получить урожайность, близкую к потенциально возможной по зерновым и зернобобовым культурам (29,6 ц/га). Так, например, в 2013 году в результате засухи была получена урожайность на уровне 21 ц/га. Увеличение урожайности позволило увеличить выручку от реализации продукции и, соответственно, прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наличие собственных финансовых средств позволили выполнить основные направления аграрной политики Ростовской области при уменьшенном размере государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

С другой стороны, на реализацию программы негативно повлияло ослабление рубля и повышение курса иностранных валют. Ряд компаний были вынуждены внести корректировки в бизнес-планы проектов в части увеличения общих объемов инвестиций случае, когда проектами предусмотрено оснащение оборудованием импортного производства). Это приводит к необходимости увеличения объема бюджетных средств на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам.

Введенные со стороны западных стран санкции в отношении российских банков повлияли на увеличение сроков рассмотрения банками кредитных заявок, повышение процентных ставок. Кредитные организации выдвигали и продолжают выдвигать более жесткие требования к обеспечению заемщиками кредитных обязательств и величине собственного участия компаний-инициаторов проекта.

Таким образом, под угрозой срыва сроков реализации находятся такие знаковые для Ростовской области проекты как, строительство зернового терминала ООО «Группа «Техноком», тепличного комплекса ООО «ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ».

Собственниками VALMONT INDUSTRIES, INC, США (проект завода по производству мелиоративной техники) и BAUER GmbH, Австрия (строительство завода оросительного оборудования) принято решение о приостановке реализации данных проектов на неопределенный срок.

 

Раздел 4. Сведения об использовании бюджетных ассигнований
и внебюджетных средств на реализацию государственной программы

 

В 2014 году на реализацию программы предусмотрено 8 896 304,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 3 001 806,6 тыс. рублей, безвозмездных поступлений в областной бюджет из федерального бюджета 5 348 543,1 тыс. рублей, местных бюджетов 19 700,3 тыс. рублей, внебюджетных источников 526 254,0 тыс. рублей (сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию программы приведены в приложении 2 к настоящему отчету).

Фактические расходы на мероприятия программы составили 7 668 626,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 2 683 585,9 тыс. рублей, за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета 4 439 086,4 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов 19 700,3 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников 526 254,0 тыс. рублей.

Отклонение между плановыми и фактическими расходами составило 1 227 677,4 тыс. рублей. Основными причинами сложившегося отклонения явились излишне выделенные средства федерального бюджета по инвестиционным кредитам, рассчитанные Минсельхозом России без учета фактического освоения заемных средств и подтверждения их целевого использования, замедление темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году, отсутствие обращений от потенциальных получателей или несоблюдение заявителями условий порядка предоставления средств.

На реализацию подпрограммы 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» предусмотрено 3 614 854,3 тыс. рублей, освоено 2 923 321,6 тыс. рублей или 80,9 процента от лимита. Не освоено 691 532,7 тыс. рублей, в том числе:

318 307,5 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 1.1 «Поддержка производства продукции растениеводства» по причине отсутствия обращений от потенциальных получателей;

64 392,6 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 1.2 «Обеспечение снижения рисков в растениеводстве (страхование)» в связи с отсутствием претендентов, соответствующих условиям предоставления господдержки;

303 832,6 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 1.3 «Обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие производства и переработки растениеводческой продукции» в связи с выделением средств федерального бюджета по инвестиционным кредитам сверх фактической потребности;

5 000,0 тыс. рублей в рамках мероприятия ВЦП 1.2 «Развитие рисоводства» в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году.

На реализацию подпрограммы 2 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено 706 471,0 тыс. рублей, освоено 699 332,5 тыс. рублей или 98,9 процента от лимита. Не освоено 7 138,5 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 2.1 «Выполнение гидромелиоративных мероприятий» в результате отсутствия претендентов, соответствующих условиям, установ­ленным порядками предоставления средств, а также замедления темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году.

На реализацию подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» предусмотрено 2 499 218,0 тыс. рублей, освоено 2 119 623,6 тыс. рублей или 84,8 процента от лимита. Не освоено 379 594,4 тыс. рублей, в том числе:

1 080,3 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 3.1 «Поддержка производства животноводческой продукции» в связи с отсутствием претендентов, соответствующих условиям порядка предоставления бюджетных средств;

18 200,0 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 3.2 «Обеспечение снижения рисков в животноводстве (страхование)» в результате отсутствия претендентов, соответствующих условиям предоставления бюджетных средств, по причине закредитованности животноводческих предприятий;

328 746,3 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 3.3 «Обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие производства и переработки животноводческой продукции» в связи с выделением средств федерального бюджета по инвестиционным кредитам сверх фактической потребности;

0,1 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 3.5 «Проведение противоэпизоотических мероприятий» в результате округления бюджетных ассигнований;

28,1 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 3.6 «Оздоровление крупного рогатого скота от лейкоза» в связи с экономией по результатам проведенных торгов;

12 343,7 тыс. рублей в рамках мероприятия ВЦП 3.1 «Развитие молочного скотоводства» в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году;

3 649,2 тыс. рублей в рамках мероприятия ВЦП 3.3 «Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней» в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году, а также несоблюдением получателями субсидий требований, установленных порядками расходования бюджетных средств;

15 546,7 тыс. рублей в рамках мероприятия ВЦП 3.4 «Развитие мясного скотоводства» в связи с отсутствием претендентов, соответствующих требованиям порядков предоставления бюджетных средств.

На реализацию подпрограммы 4 «Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе» предусмотрено 325 506,3 тыс. рублей, освоено 323 262,7 тыс. рублей или 99,3 процента от лимита. Не освоено 2 243,6 тыс. рублей, в том числе:

2 182,9 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 4.1 «Поддержка развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов» в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году;

60,7 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 4.2 «Поддержка создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств» по причине отсутствия заявок от сельхозтоваропроизводителей.

На реализацию подпрограммы 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусмотрено 267 364,5 тыс. рублей, освоено 148 500,0 тыс. рублей или 55,5 процента от лимита. Не освоено 118 864,5 тыс. рублей, в том числе:

864,5 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 5.1 «Обеспечение инновационного развития АПК» и 118 000,0 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 5.2 «Поддержка приобретения сельскохозяйственной техники» в связи с замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году.

На реализацию подпрограммы 6 «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 20142017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено 904 530,1 тыс. рублей, освоено 900 000,0 тыс. рублей или 99,5 процента от лимита. Не освоено 4 530,1 тыс. рублей, в том числе:

832,6 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 6.1 «Обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности» в связи с недостаточностью средств для предоставления очередному участнику подпрограммы;

3 697,5 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 6.2 «Поддержка инфраструктурного обустройства сельских территорий» в связи с экономией бюджетных средств в результате уточнения расчета затрат в рабочей документации и в ходе проведения строительно-монтажных работ, экономией по разработке проектно-сметной документации в результате позднего получения положительного заключения государственной экспертизы, а также экономией в результате невыполнения подрядной организацией условий муниципального контракта.

На реализацию подпрограммы 7 «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрено 43 013,1 тыс. рублей, освоено 33 320,1 тыс. рублей или 77,5 процента от лимита. Не освоено 9 693,0 тыс. рублей, в том числе:

3 192,7 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 7.1 «Развитие аквакультуры» в связи замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году;

413,9 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 7.2 «Развитие промышленного рыболовства» в результате отсутствия обращений организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство;

186,4 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 7.3 «Развитие рыбопереработки» в связи замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году;

5 900,0 тыс. рублей в рамках мероприятия ВЦП 7.1 «Развитие сельскохозяйственного рыбоводства» в связи замедлением темпов поступления доходов в областной бюджет по отношению к запланированному объему поступления доходов в 2014 году.

На реализацию подпрограммы 8 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрено 535 346,7 тыс. рублей, освоено 521 266,1 тыс. рублей или 97,4 процента от лимита. Не освоено 14 080,6 тыс. рублей, в том числе:

12 774,2 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 8.2 «Содержание аппаратов управ­ле­ния ответственного ис­полнителя и участников государ­ственной программы» в связи со сложившейся экономией по результатам проведенных торгов, а также в результате отсутствия выплат сотрудникам при выходе на пенсию и отсутствия заявок на санаторно-курортное обслуживание;

1 306,4 тыс. рублей в рамках основного мероприятия 8.3 «Субвенция на организацию ис­пол­нительно-распорядитель­ных функций, связанных с реализацией переданных государст­вен­ных полномочий Рос­товской области по под­держке сель­скохозяйственного производ­ства и осуществле­нию мероприя­тий в области обеспе­чения плодо­родия зе­мель сель­скохозяйствен­ного назначения» в результате наличия вакантных мест в администрациях муниципальных районов Ростовской области, а также экономии средств по выплатам за время нетрудоспособности.

 

Раздел 5. Сведения о достижении значений показателей (индикаторов)
государственной программы, подпрограмм государственной программы за 2014 год

 

В программе предусмотрено 75 целевых показателей. В 2014 году перевыполнено 44 показателя, выполнено на уровне плановых значений 17 показателей, не выполнено 14 показателей (сведения о достижении значений показателей приведены в приложении 3 к настоящему отчету).

Перевыполнение показателей «Индекс производства про­дукции сельского хозяй­ства в хозяйствах всех ка­тегорий сопоставимых ценах)» (показатель 1) и «Индекс производства про­дукции растениеводства в хозяйствах всех катего­рий сопоставимых це­нах)» (показатель 2) на 9,2 процентного пункта и 13,9 процентного пункта соответственно обусловлено получением фактической урожайности выше планируемой.

Показатель 3 «Индекс производства про­дукции животноводства в хозяйствах всех категорий сопоставимых ценах)» сложился на уровне 102,5 процента, что на 0,2 процентного пункта превышает плановое значение, что связано с ростом производства мяса свинины и стабилизацией финансового состояния группы компаний «Русская свинина».

На формирование показателя 4 «Индекс производства пи­щевых продуктов, вклю­чая напитки, и табака сопос­тавимых ценах)» оказало влияние производство табака (снижено на 5,4 процента) и алкогольной продукции (производство пива снижено на 38,8 процента, вин игристых и шампанского на 25,5 процента), производство которых не регулируется посредством мероприятий программы. В результате выполнение планового значения составило 99,9 процента. Индекс производства пищевых продуктов без производства алкогольных напитков, пива и табачных изделий составил 102,7 процента.

Не достигнуто плановое значение показателя 5 «Индекс физического объ­ема инвестиций в основ­ной ка­питал сельского хо­зяйства» (учитываются данные по крупным и средним предприятиям) вследствие введения санкций против российских банков основных кредиторов сельскохозяйственной отрасли, что вызвало удорожание кредитных средств и ужесточение условий их предоставления.

Перевыполнение показателя 6 «Рентабельность сельскохо­зяйственных организаций получателей государственной поддержки учетом суб­сидий)» на 5,8 процентного пункта обусловлено получением фактической урожайности выше планируемой, что отразилось на увеличении финансового результата сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Рост валовых сборов и прибыли сельскохозяйственных организаций позволил направить дополнительные средства на повышение уровня оплаты труда, что отразилось на росте в 12,8 процента показателя 7 «Среднемесячная номиналь­ная заработная плата в сельском хозяй­стве (по сельскохозяйст­венным ор­ганизациям, не относя­щимся к субъектам малого предприниматель­ства)».

Недостижение на 1,5 процентного пункта целевого показателя 8 «Удельный вес прибыль­ных крупных и средних сель­скохозяйственных ор­гани­заций в их общем числе» связано с высокой закредитованностью сельскохозяйственных организаций, обусловленной низкой урожайностью в результате действия климатических условий на протяжении нескольких лет, несмотря на рост прибыли в 2014 году.

В рамках подпрограммы 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» из 15 целевых показателей:

10 показателей перевыполнены, что связано с получением фактической урожайности некоторых сельскохозяйственных культур выше запланированной (показатель 1.1 «Производство зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий»), увеличением посевных площадей выше планируемой величины (показатель 1.5 «Производство риса-сырца в хозяйствах всех категорий»), формированием планового значения по потенциальным получателям государственной поддержки фактического значения по всем категориям хозяйств (показатели 1.6 «Площадь закладки многолетних насаждений», 1.7 «Площадь закладки виноградников»), увеличением спроса со стороны потребителей, в том числе других субъектов Российской Федерации (показатели 1.9 «Производство хлеба и хле­бобулочных изделий», 1.11 «Производство масла под­солнечного нерафиниро­ванного и его фракций», 1.12 «Производство плодоовощ­ных консервов»), выходом на полную производственную мощность предприятий ООО «Агрофирма «Целина» (Целинский район) и ООО «Авис» (Азовский район) ранее запланированных сроков (показатель 1.14 «Производство крупы»). С ростом производства хлеба и хлебобулочный изделий увеличилась потребность в муке, соответственно перевыполнен показатель 1.13 «Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них» на 19,3 тыс. тонн. Показатель 1.15 «Застрахованные площади посевов (посадок) сельскохозяйственных культур» перевыполнен в результате включения в фактическое значение площадей застрахованных за счет остатка субсидий 2013 года.

Один показатель выполнен 1.8 «Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов культур, на которые выделены субсидии»;

4 показателя не выполнены: 1.2 «Производство сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий» в виду получения фактической урожайности ниже запланированной в результате неблагоприятных погодных условий в летний период, 1.3 «Производство картофеля в хозяйствах всех категорий» в связи с уменьшением площади посевов в личных подсобных хозяйствах,
1.4 «Производство овощей закрытого грунта в хозяйствах всех категорий» по причине обрушения кровли тепличного комплекса «Ростовский», 1.10 «Производство хлебобулочных изделий диетических и обогащен­ных микронутриентами в результате неучета Ростовстатом значительного объема продукции ЗАО «Молодец» (основной производитель хлебобулочных изделий диетических в Ростовской области), которая не сертифицирована как диетическая.

В рамках подпрограммы 2 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» 6 показателей выполнены в запланированном объеме (2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6), 1 показатель 2.8 «Площадь, на которой проведены агролесомелиоративные мероприятия» перевыполнен на 5,2 гектара в результате уточнения площади в актах ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель.

В рамках подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» из 11 показателей не выполнено 2 3.2 «Производство молока в хозяйствах всех категорий» в результате уменьшения объема валового надоя молока в сельхозорганизациях на 2 тыс. тонн в связи с остановкой молочно-товарной фермы ЗАО «Им. Дзержинского» (Азовский район) для проведения глубокой модернизации производства с заменой маточного поголовья коров и 3.11 «Застрахованное поголовье сельскохозяйственных животных» в результате неосвоения средств по субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, по причине отсутствия претендентов, соответствующих условиям предоставления средств (закредитованность животноводческих организаций).

Один показатель 3.7 «Противоклещевые обработки поголовья крупного рогатого скота» выполнен в полном объеме.

8 показателей, характеризующих развитие животноводства, перевыполнены.

Произведено скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий живом весе) (показатель 3.1) на 13,2 тыс. тонн выше запланированного, что обусловлено ростом производства мяса индейки, утки, свинины.

Показатель 3.3 «Маточное поголовье овец и коз в сельскохо­зяйст­венных организациях, кресть­янских (фермер­ских) хозяйствах, включая индивидуальных пред­принимате­лей» сложился на уровне 335,5 тыс. голов при плановом значении 332,2 тыс. голов, что связано с ростом спроса на баранину со стороны потребителей соседних субъектов Российской Федерации.

Удельный вес племенного скота в общем поголовье (показатель 3.4) составил 14,5 процента, что на 0,2 процентного пункта выше запланированного, это обусловлено получением в 2014 году ООО «Октябрьский» (Аксайский район) статуса племенной организации по разведению крупного рогатого скота калмыцкой породы.

В результате увеличения проектной мощности после проведения реконструкции ООО «Эко Дон Мясо» (Орловский район) перевыполнен показатель 3.8 «Прирост мощностей по убою скота и его первич­ной переработке» на 2 тыс. тонн.

Показатель 3.6 «Доля инфициро­ванных животных лейкозом» планировался исходя из сложившейся за ряд лет динамики инфицированности животных. Благодаря более активной деятельности по контролю за исследованиями маточного поголовья животных, своевременным удалением из стада инфицированных животных фактическое значение показателя превысило плановое на 4,3 процентного пункта.

При планировании показателя 3.5 «Поголовье крупного рога­того скота специализиро­ванных мясных пород и помесного скота, получен­ного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных ор­ганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей» использовался заданный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ежегодный коэффициент роста по ведомственным целевым программам развития животноводства (8 процентов). По условиям формирования экономически значимых программ субъектами Российской Федерации плановые значения формируются единожды и не подлежат корректировке Ростовской области ведомственная целевая программа по развитию мясного скотоводства формировалась в 2013 году).

В результате ограничения ввоза некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран Европейского союза, США, Австралии, Канады и Норвегии увеличено производство масла сливочного до 2,6 тыс. тонн (показатель 3.9) (на 0,4 тыс. тонн превышает плановый показатель) и сыров и сырных продуктов до 9,2 тыс. тонн (показатель 3.10) (на 2,2 тыс. тонн превышает плановый показатель).

В рамках подпрограммы 4 «Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе» перевыполнены все показатели.

Перевыполнение плановых значений по показателям 4.1 «Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью госу­дарственной поддержки» и 4.2 «Количество построенных или реконструированных семейных животноводче­ских ферм» сложилось в результате предоставления грантов в размере ниже максимально установленного порядком предоставления средств.

Перевыполнение показателя 4.3 «Площадь земельных уча­стков, оформленных в собственность крестьян­скими (фермерскими) хо­зяйствами» связано с превышением фактического объема заявок над плановым.

По условиям формирования экономически значимых программ субъектами Российской Федерации плановые значения показателей 4.4 «Объем закупок мяса и мя­сопродуктов организа­циями потребительской кооперации и сельскохо­зяйственными потреби­тельскими кооперативами», 4.5 «Объем закупок молока и молокопродуктов органи­зациями потребительской кооперации и сельскохо­зяйственными потреби­тельскими кооперативами», 4.6 «Объем закупок овощей организациями потребительской кооперации и сельскохозяйственными потребительскими коопе­ративами» формируются единожды и не подлежат корректировке Ростовской области ведомственная целевая программа по развитию оптово-логистических центров формировалась в 2013 году). При планировании данных показателей использовался заданный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ежегодный коэффициент роста по ведомственным целевым программам развития животноводства (3 процента).

В рамках подпрограммы 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» из 7 показателей:

3 показателя выполнены в полном объеме (5.2, 5.4, 5.5);

2 показателя перевыполнены: приобретено тракторов составе показателя 5.1) на 140 единиц больше планового значения, что обусловлено приобретением тракторов «Беларус», имеющих более низкую стоимость; в связи с изменившимися экономическими условиями возросло количество обращающихся за консультационной помощью, что обусловило перевыполнение показателя 5.6 «Оказание консультацион­ной помощи сельскохо­зяйственным товаропро­изводителям (количество оказанных услуг)» на 47 тыс. единиц;

2 показателя не выполнены в результате приобретения техники (зерноуборочных комбайнов и кормоуборочной техники, составные показателя 5.1) по цене, выше планируемой.

Из 7 целевых показателей подпрограммы 6 «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 2017 годы и на период до 2020 года» выполнены на уровне планового значения 3 показателя: 6.4 «Обеспеченность сельского населения питьевой водой», 6.5 «Уровень газификации до­мов (квартир) в сельской местности», 6.8 «Количество реализован­ных проектов местных инициатив граждан, про­живающих в сельской ме­стности, получивших грантовую поддержку» (по показателям 6.4, 6.5 ожидается выполнение на уровне запланированных значений).

3 показателя перевыполнены. В результате приобретения жилья по площади, выше расчетной площади на человека, которая учитывается при планировании показателей по вводу (приобретению) жи­лья для граждан, проживающих в сельской мест­ности, в том числе для молодых семей и молодых специа­листов (показатель 6.1 и его составляющая). В связи с вводом объектов прошлых лет на 21,3 километра превышено значение показателя 6.2 «Ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности» и на 0,8 километра значение показателя 6.3 «Ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности».

Не достигнут показатель 6.7 «Количество населенных пунктов,