Защита населения (ГО и ЧС)

Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы»

(январь-декабрь 2013 года)

Утвержден постановлением Правительства
Ростовской области от 15.05.2014 № 364

 Раздел I. Основные результаты

На реализацию Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы» (далее – Программа) в 2013 году предусматривалось финансирование из средств областного бюджета в размере 100 259,9 тыс. рублей, по уточненному плану бюджетных ассигнований на 2013 год – 99 486,9  тыс. рублей.

Освоено 51 166,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 51 166,8 тыс. рублей.

Общий процент освоения средств Программы составил 51,4 процента.

Кредиторская задолженность в связи с введением режима экономии средств составила 48 320,1 тыс. рублей, что составляет 48,6 процента от запланированной суммы.

 1.1. Основные результаты, достигнутые
в отчетном периоде, в разрезе мероприятий

 1. Информационно-пропагандистское
противодействие экстремизму и терроризму

1.1. Мониторинг состояния межэтнических отношений в полиэтничных муниципальных образованиях Ростовской области.

Мониторинг состояния межэтнических отношений в полиэтничных муниципальных образованиях Ростовской области в 2013 году велся на плановой основе. Информация поступала из различных источников, в том числе из правоохранительных и надзорных органов.

Для мониторинга ситуации в сфере межэтнических отношений в структуре министерства внутренней и информационной политики Ростовской области создан сектор по работе с восточными территориями Ростовской области.

Систематически проводился мониторинг печатных и электронных средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе социальных сетей, в ходе которого устанавливались территории (места) с напряженной социально-политической ситуацией. Это позволило своевременно выявлять и информировать правоохранительные органы о публикациях, направленных на разжигание межэтнической или межрелигиозной вражды.

Также были разработаны и направлены для использования в практической деятельности городских округов и муниципальных районов Ростовской области «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межэтнических отношений, определению примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий».

1.2. Мониторинг мероприятий, проводимых в вузах и ссузах со студентами по вопросу соблюдения правовых норм и этических правил совместного проживания в общежитиях лиц различной национальности.

На постоянной основе проводились встречи руководителей образовательных учреждений со студентами с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

В студенческих общежитиях организованы проверки паспортного режима проживающих и дежурство представителей ректората. Проводились собрания со студентами, старостами общежитий по вопросам толерантности и интернационального воспитания.

На базе Донского государственного технического университета создана Ростовская ассоциация советов студенческих общежитий вузов, находящихся на территории Ростовской области.

В полномочия ассоциации входят вопросы профилактики конфликтов на межнациональной почве среди студентов и предупреждения экстремистских проявлений.

Мониторинг мероприятий, проводимых в вузах и ссузах со студентами по вопросу соблюдения правовых норм и этических правил совместного проживания в общежитиях лиц различной национальности, направлен на развитие у обучающихся толерантности к представителям различных народностей и конфессий.

Подобные мероприятия проводились во всех учреждениях профессионального образования, имеющих общежития.

К ним относится проведение:

заседаний органов студенческого самоуправления (например, ежемесячное проведение заседаний студенческого совета общежития в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, в повестку дня которых включены вопросы этических правил совместного проживания в общежитии лиц различной национальности);

тематических вечеров (например, «В семье единой» – в профессиональном  лицее № 103 Белокалитвинского района);

лекций (например, «Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма» – в профессиональном училище № 96 Боковского района);

тренингов (например, «Жить в мире с собой и другими» – в Зерноградском педагогическом колледже).

Все представленные мероприятия имели цель снижение в среде обучающихся возможных проявлений экстремизма и нетерпимого отношения друг к другу и к представителям других народностей и конфессий.

1.3. Мониторинг целевых бюджетных мест, выделенных для абитуриентов из республик Северного Кавказа, для приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Ростовской области.

На плановой основе проводился мониторинг целевых бюджетных мест, выделенных для абитуриентов из республик Северного Кавказа, для приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. По результатам проведенного мониторинга, в вузах, находящихся на территории Ростовской области, на целевых бюджетных местах, выделенных для абитуриентов из республик Северного Кавказа, обучаются 142 студента. Это позволило выявлять студентов, не посещающих занятия в вузах и нарушающих условия целевого контракта, для принятия мер по их отчислению из учебного заведения.

1.4. Мониторинг деятельности системы постоянно действующих «телефонов доверия» вузов и ссузов Ростовской области.

В учреждениях профессионального образования Ростовской области, действовали телефоны доверия. Номера телефонов доверия размещены на видном месте (чаще всего, в холле учебного заведения или на доске объявлений). Кураторы групп также обращали внимание обучающихся на месторасположение информации о телефоне доверия.

Подобные телефоны доверия действовали во всех вузах, расположенных на территории Ростовской области. Все поступившие в 2013 году звонки связаны с вопросами информационно-справочного характера.

1.5. Организация проведения социологических исследований по вопросам межэтнических отношений в полиэтничных муниципальных образованиях Ростовской области.

В сентябре 2013 г. проведено социологическое исследование на тему «Общественное мнение о состоянии межэтнических отношений в Ростовской области». Одним из разделов исследования был «Оценка состояния межэтнических отношений в населенных пунктах Ростовской области».

Более двух третей респондентов (76 процентов) охарактеризовали состояние межэтнических отношений в Ростовской области как благоприятное, 9 процентов из них – абсолютно благоприятное, 67 процентов – относительно благоприятное. По итогам аналогичного исследования 2012 года доля оценок благоприятного состояния в целом составила 73 процента.

1.6. Привлечение духовенства (различных конфессий) к вопросам гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов Российской Федерации.

К вопросам гармонизации межэтнических отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов Российской Федерации регулярно привлекались представители духовенства (различных конфессий).

Руководители традиционных вероисповеданий активно принимали участие в социально значимых мероприятиях, способствующих профилактике экстремизма в полиэтничной и многоконфессиональной среде Донского региона.

1.7. Проведение совещаний с руководителями управления в сфере образования по вопросам межнационального взаимодействия и профилактике экстремизма.

Осуществлялся контроль за недопущением обучающихся образовательных организаций Ростовской области к материалам экстремистского содержания. Так, в адрес глав муниципальных образований Ростовской области и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей областных государственных образовательных учреждений регулярно направлялись письма «О контроле вопроса использования в образовательных учреждениях системы контентной фильтрации» с перечнем нормативных правовых документов, регламентирующих организацию контент-фильтрации в образовательных учреждениях.

В рамках проводимых совещаний с органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, осуществляющими управление в сфере образования, в том числе при выезде информационных групп, обсуждались вопросы межнационального взаимодействия и профилактики экстремизма, а также обеспечения контент-фильтрации в образовательных учреждениях.

По результатам совещаний организована работа по повышению квалификации руководящих работников общеобразовательных учреждений Ростовской области. Ежегодно порядка 800 руководящих работников проходили курсы повышения квалификации, в рамках учебных курсов которых предусмотрено изучение модулей по организации работы по противодействию экстремизму.

1.8. Проведение международной научно-практической молодежной конференции «Кавказ – наш общий дом».

Совместно с комитетом по молодежной политике Ростовской области министерством общего и профессионального образования Ростовской области 1 октября 2013 г. проведена международная научно-практическая конференция «Кавказ – наш общий дом».

На конференции  ученые, политики, эксперты и лидеры молодежных объединений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов обсудили вопросы экстремизма в молодежной среде и формирование научной элиты. Целью конференции являлась выработка объединяющей идеологии для нашей страны.

1.9. Организация и проведение межрайонного фестиваля этнических культур народов Дона.

В сентябре 2013 г. в Ремонтненском районе Ростовской области проведен Межрайонный фестиваль этнических культур народов Дона «Мы вместе!». В рамках фестиваля состоялся «круглый стол» по вопросам межэтнической стабильности и профилактики экстремистских проявлений с участием 6 глав юго-восточных территорий области и представителей Республики Калмыкия.

Ситуация в сфере межэтнических и религиозных отношений в Ростовской области в 2013 году была стабильной и контролируемой Правительством Ростовской области. Проводимая работа позволила снизить межэтническую напряженность и экстремистские настроения, способствовала профилактике возникновения конфликтных ситуаций, формированию культуры межэтнического общения.

1.10. Координация внедрения в практику работы образовательных учреждений Ростовской области дополнительных образовательных программ, направленных на формирование толерантности, правовой культуры, профилактику экстремизма среди обучающихся.

В целях формирования у учащихся толерантности по отношению к представителям других народностей и конфессий в образовательных организациях Ростовской области реализованы 882 дополнительные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, противоправного, зависимого поведения с общим охватом 93,6 процента обучающихся.

В учреждениях профессионального образования в программы учебных дисциплин «Обществознание», «История», «Основы философии» включены учебные материалы, направленные на устранение правового нигилизма, противодействие этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии и национализма.

Помимо этого в учреждениях профессионального образования реализовывались дополнительные образовательные программы. Так, в профессиональном училище № 74 г. Шахты, в профессиональном училище № 5 г. Ростова-на-Дону, Ростовском-на-Дону колледже связи и информатики, Красносулинском металлургическом колледже реализованы программы «Профилактика экстремизма и терроризма, воспитание толерантности», «Академия молодого гражданина», «Патриотизм как нравственная категория и как идея служения Родине в русской истории», «Психолого-педагогическая программа «Поколение Next» и другие. Это особенно важно в многонациональных учебных коллективах образовательных учреждений Ростовской области, в которых обучаются представители различных конфессий и национальностей.

1.11. Организация проведения «круглых столов» с участием лидеров и актива подростковых и молодежных общественных организаций (в том числе неформальных объединений).

В рамках организации проведения «круглых столов» с участием лидеров и актива подростковых и молодежных общественных организаций, в том числе неформальных объединений, учреждениями профессионального образования проводились «круглые столы» с участием лидеров и актива подростковых и молодежных общественных организаций (например, «Традиции высокой духовной нравственности народов Кавказа» в Южно-Российском институте-филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; «Формирование культуры современной молодежи в Ростовской области» в Зимовниковском педагогическом колледже). Также в учреждениях профессионального образования поощряется проведение семинаров, открытых бесед студентов друг с другом.

7 ноября 2013 г. в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) был проведен «круглый стол» на актуальную тему: «Межнациональный диалог и интеграция студентов из других регионов в общественно-политическую жизнь» с представителями студенческого самоуправления, активистами общественных движений. В работе «круглого стола» принял участие член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести, председатель клуба «Многонациональная Россия» А.В. Соколов.

С 1 по 7 сентября 2013 г. прошли тренинги, «круглые столы», лекции по недопущению экстремистских идей среди молодежи  в рамках областного молодежного форума «Ростов». Количество участников форума составило более одной тысячи молодых людей.

1.12. Координация деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по организации и проведению мероприятий по профилактике проявлений экстремизма и межнациональных конфликтов в муниципальных образовательных учреждениях Ростовской области (выставки, спортивные соревнования, классные часы и прочее).

В органах местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, осуществляющих управление в сфере образования, разработаны и утверждены планы мероприятий по профилактике экстремизма и межнациональному взаимодействию.

В соответствии с разработанными планами в образовательных учреждениях проведены следующие мероприятия:

инструктаж работников образовательных учреждений по вопросам противодействия терроризму;

практические занятия, семинары с участием представителей прокуратуры, УФСБ России по РО, паспортно-визовой службы;

разъяснительная работа по уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления;

реализация воспитательных программ по профилактике проявлений экстремизма и межнациональных конфликтов;

лекции, семинары по основам правовых знаний, формированию толерантных установок в среде учащейся молодежи;

пополнение фондов школьных библиотек материалами по профилактической работе антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

организация содержательного досуга несовершеннолетних, направленного на формирование и развитие личности, достойного поведения, на развитие здоровых нравственно-эстетических качеств и досуговых интересов;

осуществление мониторинга организации досуга несовершеннолетних в образовательных учреждениях;

организация повышения квалификации педагогических работников по проблемам профилактики экстремизма и терроризма;

освещение в муниципальных средствах массовой информации деятельности образовательных учреждений по профилактике национального экстремизма и формированию культуры межнационального общения;

классные часы, «круглые столы», дискуссии, спортивные мероприятия и др.

Во исполнение Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017» проводилась работа по созданию в образовательных организациях области школьных служб примирения (центров медиации).

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по созданию указанных служб. Деятельность школьных служб примирения нацелена на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной среде.

В Ростовской области существует много примеров успешного сосуществования и взаимодействия различных национальностей. Так,
в Мирненской средней школе № 11 Дубовского района формирование толерантного сознания у учащихся являлось одной из первостепенных задач воспитания (из 80 обучающихся более 50 – чеченской национальности). Превентивная работа позволила не только предупредить возникновение конфликтов на национальной почве, но и обеспечить комфортные условия для получения качественного образования и развития творческих способностей всех обучающихся, независимо от национальности.

Воспитательный процесс образовательных учреждений ст. Кутейниковской Зимовниковского района – Кутейниковские средняя школа № 3 и детский сад «Малыш», основанный на ценностях донской казачьей культуры, позволил также эффективно реализовать межнациональное взаимодействие. При этом национальный состав обучающихся и воспитанников достаточно многообразен.

На базе данных учреждений созданы фольклорные ансамбли «Донские лазорики» и «Вольный Дон», активное участие в деятельности которых принимают представители различных национальностей.

1.13. Координация деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам разработки дополнительных содержательных модулей профилактической направленности в рамках учебных курсов обществознания, основ безопасности жизнедеятельности, истории.

В 2013 году координировалась деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и осуществлялся мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по повышению качества и объема предоставляемых образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей, в том числе по реализации комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования эффективного противодействия терроризму и экстремизму, пропаганде их идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической или экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В этой связи руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, осуществляющих управление в сфере образования, ежегодно направлялись рекомендации по организации разработки планов мероприятий по профилактике экстремизма и межнациональному взаимодействию, а также дополнительных образовательных программ.

Органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, осуществляющими управление в сфере образования, разработаны и утверждены планы мероприятий по профилактике экстремизма и межнациональному взаимодействию. В рамках курсов: обществознание, история, основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в соответствии с разработанными дополнительными образовательными программами реализованы модули, направленные на повышение правовой культуры, профилактику противоправного поведения, проводятся факультативные занятия данной направленности.

1.14. Координация деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по введению в практику проведения родительских собраний, бесед и консультаций по вопросам толерантности и межэтнического взаимодействия.

В соответствии с муниципальными планами мероприятий по профилактике экстремизма и межнациональному взаимодействию в образовательных учреждениях Ростовской области проводились:

тематические родительские собрания;

индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, руководителями образовательных учреждений и классными руководителями, направленные на исключение случаев национальной вражды, воспитание толерантности.

Осуществлялось привлечение представителей национальных диаспор в школьные попечительские советы, родительские комитеты, для участия в работе советов профилактики, заседаниях малых педагогических советов по решению вопросов обучения и воспитания школьников.

При организации работы по предупреждению конфликтов на национальной почве особое внимание уделялось выявлению и работе с проблемными семьями. Так, в Азовском, Семикаракорском районах, городах Зверево, Каменск-Шахтинский и других муниципальных образованиях Ростовской области организована индивидуальная коррекционная работа с учащимися «группы риска». Социальными педагогами школ осуществлялся контроль посещаемости обучающимися из проблемных семей уроков, кружков и спортивных секций, проведена работа по выявлению их отношения к религиозному экстремизму и разработана серия адаптационных мероприятий с детьми разных национальностей. Кроме того, школьными психологами проводились тренинги для обучающихся и родителей, реализуются программы «Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром», «Формирование толерантности методами конструктивного решения конфликтов», «Мостик дружбы», «Все мы разные, все мы равные» (в общеобразовательных учреждениях г. Новошахтинска, Ремонтненского и других районов).

1.15. Проведение лекций и бесед в учреждениях начального и среднего специального образования, направленных на профилактику проявлений экстремизма, терроризма, преступлений против личности, общества, государства.

В целях выполнения мероприятия совместно с администрациями образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования проводились лекции и беседы с учащимися, которые призваны уменьшить проявление экстремистских настроений в их среде и увеличить уровень толерантности среди учащихся.

По данному направлению учреждения профессионального образования проводят следующие мероприятия:

лекции представителей различных национальностей, добившихся успеха в различных областях жизни: общественно-политической, профессиональной, культурной;

беседы с приглашением сотрудников правоохранительных органов с целью разъяснения студентам правовых последствий публичных высказываний экстремистского толка, в том числе и в рамках предусмотренной Уголовным кодексом РФ ответственности за высказывания подобного рода.

Помимо этого, в Новочеркасском геологоразведочном колледже организовано движение к взаимопониманию «Расы, народы, нации». В Донском строительном колледже проведены лекции и классные часы, посвященные противодействию распространения экстремистских проявлений среди студентов, например, классный час «Толерантность и мы». В Новочеркасском промышленно-гуманитарном колледже проведено заседание «круглого стола» «Патриотизм – как основа противостояния экстремизму и терроризму» с участием студентов разных национальностей.

1.16. Организация проведения «Месячника безопасности» в образовательных учреждениях Ростовской области, занятий по профилактике заведомо ложных сообщений об актах терроризма.

Совместно с представителями муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013 году проведено 1 130 «Дней большой профилактики»,
в ходе которых до сведения учащихся подростков доведена установленная действующим законодательством ответственность за заведомо ложные сообщения об актах терроризма.

1.17. Проведение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования «круглых столов» по проблемам укрепления нравственного здоровья в обществе, координации деятельности в сфере межнациональных отношений с участием представителей религиозных конфессий, национальных объединений.

Реализован комплекс мероприятий, включающий «круглые столы»: «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона» в рамках XVIII Димитриевских образовательных чтений (Ростовский государственный университет путей сообщений), «Воспитание толерантности и культуры межнационального и межконфессионального общения в условиях Южного федерального округа по недопущению проявления экстремистских проявлений среди молодежи» (Ростовский строительно-художественный техникум); регулярно проводились встречи с представителями национальных диаспор, например, в Ростовском техникуме рекламы, сервиса и туризма «СОКРАТ».

С беседами и лекциями о необходимости взаимоуважения, терпимого и уважительного отношения к другим вероисповеданиям перед студентами учреждений профессионального образования выступили представители различных конфессий. В том числе, проводились беседы по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни (профессиональные училища № 40 г.Шахты, № 74, № 75, Октябрьский аграрно-технологический техникум; Сальский индустриальный техникум). Беседы способствовали развитию у студентов чувства духовной терпимости друг к другу и к религиям, которые отличаются от их вероисповедания.

1.18. Организация размещения тематических материалов на телевидении, направленных на информирование населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.

В отчетный период в средствах массовой информации (далее – СМИ) Ростовской области вышло 54 материала на тему «Противодействие экстремизму и терроризму». Из них 12 – публикации в печатных СМИ, 20 – сообщения информационных агентств и новостных сайтов, 22 – видеосюжеты.

Регулярно освещались материалы заседаний антитеррористической комиссии Ростовской области, итоги выездов представителей исполнительной власти в муниципальные образования для информирования населения о работе, проводимой областными властями по профилактике экстремизма.

1.19. Освещение в средствах массовой информации области работы по профилактике экстремизма и терроризма, а также результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с их проявлениями.

УФСБ России по РО подготовлены и освещены через электронные и печатные СМИ 1 074 информационных материала по профилактике экстремизма и терроризма.

В текущем году выпущены 3 аналитических материала в СМИ, посвященные организации позитивного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с религиозными объединениями Ростовской области.

Для освещения позитивных примеров взаимодействия подразделений ГУ МВД России по РО, территориальных органов внутренних дел Ростовской области по вопросам профилактики правонарушений, противодействия религиозному экстремизму используются возможности СМИ:

региональные – газеты «Вечерний Ростов», «Молот», «Неделя Дона», радио «Эхо Ростова», ГТРК «Дон – ТР»;

ведомственные – газеты «Полицейские ведомости Дона», телепрограмма «Закон и Город», выходящая в эфир ТРК 3 канала «Ren-TV».

В каждом номере ведомственного издания «Полицейские ведомости Дона» публикуются материалы антитеррористической направленности.

 2. Организационно-технические мероприятия

2.1. Разработка планов мероприятий по предотвращению террористических актов в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта.

Во всех учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта разработаны планы мероприятий по предотвращению террористических актов,  организована их реализации.

Контроль выполнения мероприятий по противодействию терроризму осуществлялся в ходе проверок представителями министерств Ростовской  области и при анализе представляемых руководителями учреждений ежеквартальных отчетов.

2.2. Проведение учебных тренировок с персоналом учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта по вопросам предупреждения террористических актов и правилам поведения при их возникновении.

Учебные тренировки с персоналом учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта по вопросам предупреждения террористических актов и правилам поведения при их возникновении проводились под руководством руководителей учреждений  ежеквартально по планам, согласованным с территориальными органами ГУ МВД России по РО.

2.3. Проведение комплексных обследований учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта на предмет проверки режимно-охранных мер, оценки состояния и степени антитеррористической защищенности и оснащенности средствами защиты.

Вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов образовательной сферы являются приоритетным направлением. Организовано участие подразделений вневедомственной охраны области в мероприятиях антитеррористической направленности по предупреждению и пресечению противоправных действий, в части обеспечения охраны и антитеррористической защищенности  объектов данной категории.

При всех министерствах Ростовской области созданы постоянно действующие межведомственные комиссии по обследованию подведомственных объектов.

В целях повышения уровня технической укрепленности и антитеррористической защищенности, а также определения уязвимых мест объектов образовательной сферы, в 2013 году сотрудниками территориальных органов внутренних дел совместно с заинтересованными службами и ведомствами проведено 2 045 комиссионных обследований, по результатам которых выявлено 3 272 различных недостатка.

По результатам обследований руководителям объектов, в органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, антитеррористические комиссии и прокурорам районов Ростовской области ГУ МВД России по РО направлено 806 информационных писем о выявленных недостатках в организации охраны объектов, обобщенные сведения подготовлены в министерство общего и профессионального образования Ростовской области, а также Губернатору Ростовской области, прокурору Ростовской области.

В целом в результате проводимой систематической и целенаправленной работы территориальных органов внутренних дел, муниципальных антитеррористических комиссий, органов прокуратуры и ГУ МВД России по Ростовской области прослеживается положительная динамика в повышении уровня технической укрепленности и антитеррористической защищенности учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта. ГУ МВД России по РО принимается ряд комплексных  мер по укреплению антитеррористической защищенности учреждений, поэтапно и настойчиво решаются вопросы внедрения технических средств по охране объектов.

В рамках мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому 2012/2013 учебному году все образовательные учреждения были проверены на предмет пожарной безопасности и антитеррористической защищенности с участием представителей ГУ МЧС России по РО, ГУ МВД России по РО, УФСБ России по РО.

2.4. Содержание в постоянной готовности областных и муниципальных врачебно-сестринских бригад лечебно-профилактических учреждений Ростовской области к действиям по предназначению в зонах чрезвычайных ситуаций в случае совершения террористического акта.

В постоянной готовности в системе областного и муниципального здравоохранения содержатся 306 бригад скорой медицинской помощи, из них 3 – специализированные, 117 – врачебные, 186 – фельдшерские. Кроме этого, в системе службы медицины катастроф имеются 32 нештатные бригады специализированной медицинской помощи. В целом служба медицины катастроф находилась в постоянной готовности к действиям по предназначению в зонах чрезвычайных ситуаций в случае совершения террористического акта. В 2013 году зарегистрировано 7 859 выездов бригад «скорой медицинской помощи» только на дорожно-транспортные происшествия, при этом бригадами оказана медицинская помощь 9 006 пострадавшим.

2.5. Обеспечение взаимного обмена информацией между службами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС) Ростовской области в случае ухудшения обстановки.

В отчетный период обеспечивался взаимный обмен информацией со службами областной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Ростовской области в случае ухудшения медико-биологической обстановки, а также по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с целью обеспечения эффективного использования сил и средств ЛПУ для спасения жизни людей, оказания пораженным и пострадавшим всех видов медицинской помощи в необходимых объемах и в оптимальные сроки, а также ликвидации эпидемических очагов.

На мониторах системы оперативного оповещения населения об угрозах чрезвычайных ситуаций «ОКСИОН» осуществлялась трансляция видеороликов правоохранительной и антитеррористической направленности.

УФСБ России по РО совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Ростовской области проведены три тактико-специальных и одно командно-штабное учение по обеспечению противодиверсионной защищенности объектов возможных террористических посягательств, в рамках которых осуществлялся взаимный обмен информацией.

3. Усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы.

3.1. Обеспечение выполнения функций государственными учреждениями (в том числе в рамках выполнения государственного задания) в части реализации комплекса антитеррористических мероприятий.

В соответствии с заявками учреждений предусматривалось финансирование антитеррористической защищенности подведомственных министерствам области учреждений здравоохранения и образовательных учреждений здравоохранения, образования и спорта.

Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме.

Из 50 194,6 тыс. рублей освоено 44 628,7 тыс. рублей. Кредиторская задолженность в связи с введением режима экономии средств составила 5 565,9 тыс. рублей.

В 2013 году были выполнены следующие основные работы:

оснащение (ремонт) охранно-тревожной сигнализацией и системами видеонаблюдения;

устройство и ремонт ограждения, монтаж контрольно-пропускных пунктов, систем контроля доступа;

монтаж наружного освещения на территории;

установка дверей, окон, распашных решеток.

3.2. Осуществление софинансирования расходов на мероприятия по устройству ограждений территорий муниципальных общеобразовательных учреждений.

В рамках мероприятия осуществлялось выделение финансовых средств из областного бюджета на производство работ по оснащению муниципальных общеобразовательных учреждений ограждением по периметру.

Все запланированные работы выполнены.

Из 49 292,3 тыс. рублей освоено 6 538,1 тыс. рублей. Кредиторская задолженность в связи с введением режима экономии средств составила 42 754,2 тыс. рублей.

Руководство, должностные лица органов исполнительной власти Ростовской области и подведомственных им учреждений уделяют постоянное внимание вопросам выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений и осуществляют необходимый контроль.

Примечание.

Список используемых сокращений:

ГУ МВД России по РО – Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области;

УФСБ России по РО – Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области;

ГУ МЧС России по РО – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области;

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение;

вуз – высшее учебное заведение;

ссуз – среднее специальное учебное заведение.

 Раздел II. Меры по реализации Программы

 2.1. Информация о внесенных в течение
финансового года изменениях в Программу

 В течение 2013 года в Программу вносились следующие изменения.

В апреле 2013 г. постановлением Правительства Ростовской области от 23.04.2013 № 212 в Программу включено мероприятие «Осуществление софинансирования расходов на мероприятия по устройству ограждений территорий муниципальных общеобразовательных учреждений» с выделением денежных средств из областного бюджета по годам реализации Программы: 2013 – 55 440 тыс. рублей, 2014 – 131 670 тыс. рублей.

В ноябре 2013 г. постановлением Правительства Ростовской области от 28.11.2013 № 734 уменьшено финансирование мероприятия «Осуществление софинансирования расходов на мероприятия по устройству ограждений территорий муниципальных общеобразовательных учреждений» в 2013 году на 5 571,9 тыс. рублей, в связи с возникшей экономией денежных средств, выделенных на устройство ограждений общеобразовательных учреждений муниципальных образований.

2.2. Сведения о выполнении плана действий по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы за отчетный финансовый год

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, зачисляемых в доход областного бюджета, в 2013 году не производилось с отсутствием федеральной целевой антитеррористической программы.

 Раздел III. Оценка эффективности реализации Программы

3.1. Отчет о реализации Программы за 2013 год, содержащий данные об освоении бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий, приведен в приложении № 1 к настоящему отчету.

Финансовые средства, освоенные в рамках Программы, израсходованы в соответствии с целями программных мероприятий. Сведений о нецелевом использовании средств не поступило.

3.2. Информация об оценке эффективности реализации Программы за отчетный, 2013 финансовый год приведена в приложении № 2 к настоящему отчету

По трем показателям в 2013 году фактические показатели реализации Программы достигли планируемых, по одному – превысили  :

количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, или при их соучастии, составило в отчетный период 96 (план – 96);

количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, или при их соучастии, составило в отчетный период 46 (план – 46);

увеличение количества учреждений социальной сферы с наличием системы технической защиты объектов составило 228 (план – 228);

увеличение количества муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих ограждение территорий по периметру, составило 880 (план – 859).

Перевыполнение целевого показателя «Увеличение количества муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих ограждение территорий по периметру» достигнуто за счет экономии денежных средств областного бюджета, сложившейся по итогам размещения заказа для других нуждающихся учреждений.

Степень фактического достижения целевых индикаторов составила 100,6 процента.

3.3. Сведения о результатах оценки бюджетной эффективности реализации Программы.

Бюджетная эффективность Программы определяется как степень реализации расходных обязательств и составила в 2013 году 51,4 процента.

Произведенные расходы в ходе реализации Программы соответствуют  установленным расходным полномочиям государственных заказчиков.

В 2013 году предусматривалось финансирование из средств областного бюджета в размере 100 259,9  тыс. рублей, по уточненному плану бюджетных ассигнований на 2013 год – 99 486,9. Освоено 51 166,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 51 166,8 тыс. рублей. Общий процент освоения средств Программы составил 51,4 процента.

Кредиторская задолженность в связи с введением режима экономии средств составила 48 320,1 тыс. рублей, что составляет 48,6 процента от запланированной суммы.

Мероприятий, направленных на энергосбережение и энергоэффективность, Программой не предусматривалось.

Фактов несоответствия (превышения) объемов ассигнований областного бюджета объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным в Программе, не имеется, перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы не проводилось.

Целью Программы является совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории Ростовской области, укрепление межнационального согласия, достижение взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества.

Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы направлена на решение следующих основных задач:

усиление антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, спорта и объектов с массовым пребыванием граждан;

повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике экстремизма и терроризма;

привлечение граждан, негосударственных структур, в том числе СМИ и общественных объединений, для обеспечения максимальной эффективности профилактики экстремизма и терроризма;

проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Ростовской области, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, повышение бдительности.

Программа является по своему содержанию профилактической. Работа по достижению цели Программы и решению стоящих задач проводится в плановом режиме в установленные сроки.

Финансирование Программы является в полном объеме оптимизированным и предусматривает финансирование исключительно первоочередных мероприятий в части реализации комплекса антитеррористических мероприятий. В том числе:

изготовление проектно-сметной документации;

установка и дооборудование тревожной сигнализации;

установка и ремонт системы видеонаблюдения;

вывод средств тревожной сигнализации на пульт централизованной охраны, в том числе обустройство тревожной кнопки;

установка и ремонт системы контроля доступа, турникета, автоматического шлагбаума, автоматических ворот;

установка наружного освещения;

установка дверей, окон, распашных решеток;

устройство и ремонт ограждения территории по периметру учреждений;

приобретение строительных материалов для ремонта и устройства ограждения: устройство систем видеонаблюдения; установка кнопки экстренного вызова;

устройство освещения территории учреждений в соответствии с требованиями (оборудование входными дверями, выполненными из материалов, обеспечивающих защиту от проникновения посторонних лиц);

приобретение и устройство систем контроля доступа (домофоны, турникеты);

оборудование учреждений стационарными рамками металлодетектеров;

техническое обслуживание тревожной сигнализации (кнопки), монтаж дополнительных камер системы видеонаблюдения;

специализированная охрана территорий спортивных объектов.

Дополнительные источники финансирования не привлекались, предложений об их привлечении или иных способах достижения программных целей не поступило.

Общий экономический эффект от реализации Программы достигается за счет уменьшения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, или при их соучастии, увеличения количества учреждений социальной сферы с наличием системы технической защиты.

В целом реализация мероприятий Программы ведет к снижению социальной напряженности в обществе, совершенствованию системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, предупреждению террористических и экстремистских проявлений на территории Ростовской области, укреплению межнационального согласия, достижению взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества.

 Раздел IV. Дальнейшая реализация Программы

В связи с принятием постановления Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 600  «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Программа с 1 января 2014 г. утратила силу.

В связи с окончанием реализации Программы предложения по оптимизации бюджетных расходов не предусмотрены.

 

Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области           Т.А. Родионченко

 

 Приложение № 1
к отчету о реализации Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы»

ОТЧЕТ
о реализации областной долгосрочной целевой программы за 2013 год «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы»


п/п

Наименование
мероприятия

Объем ассигнований в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области об утверждении Программы (тыс. рублей)

Уточненный план ассигнований на 2013 год
(тыс. рублей)

Исполнено

(кассовые расходы)

(тыс. рублей)

Объемы неосвоенных средств и причины их неосвоения (по источникам финан­сирования)

всего

феде-
раль­
ный
бюд-
жет

област-
ной
бюд-
жет

мест-
ный
бюд-
жет

вне-
бюд-
жет-
ные
источ­ники

всего

феде-
раль­
ный
бюд-
жет
област-
ной
бюд-
жет
мест-
ный
бюд-
жет
вне-
бюд-
жет-
ные
источ­ники

всего

феде-
раль­
ный
бюд-
жет
област-
ной
бюд-
жет
мест-
ный
бюд-
жет
вне-
бюд-
жет-
ные
источ­ники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

Всего

по Программе

100 259,9

100 259,9

99 486,9

99 486,9

51 166,8

51 166,8

48 320,1 тыс. рублей –

кредиторская задолженность,  средства областного бюджета не освоены  в  связи отсутствием финансирования данных расходов в ноябре-декабре 2013 г.

распоряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

1. Информационно-пропагандистское противодействие экстремизму и терроризму

1.1.

Мониторинг состояния межэтнических отношений в полиэтничных муниципаль­ных образованиях Ростовской области

без финансирования

1.2.

Мониторинг мероприятий, проводимых в вузах и ссузах со студентами по вопросу соблюдения правовых норм и этических правил совместного проживания в общежитиях лиц различной национальнос-ти

без финансирования

1.3.

Мониторинг целевых бюджетных мест, выделенных для абитуриентов из республик Северного Кавказа, для приема в государствен­ные образовательные учре­ждения высшего профес­сионального образования Ростовской области

без финансирования

1.4.

Мониторинг деятельности системы постоянно действующих «телефонов доверия» вузов и ссузов Ростовской области

без финансирования

1.5.

Организация проведения социологических исследо­ваний по вопросам межэтнических отношений в полиэтничных муниципаль­ных образованиях Ростовской области

без финансирования

1.6.

Привлечение духовенства (различных конфессий) к вопросам гармонизации межнациональных отноше­ний и созданию условий для этнокультурно-го развития народов Российской Федерации

без финансирования

1.7.

Проведение совещаний с руководителями управления в сфере образования по вопросам межнационального взаимодействия и профи­лактике экстремизма

без финансирования

1.8.

Проведение международной научно-практической молодежной конференции «Кавказ – наш общий дом»

без финансирования

1.9.

Организация и проведение межрайонного фестиваля этнических культур народов Дона

без финансирования

1.10.

Координация внедрения в практику работы образова­тельных учреждений Ростовской области дополнительных об­разовательных программ, направленных на формиро­вание толерантности, правовой культуры, профилактику экстремизма среди обучающихся

без финансирования

1.11.

Организация проведения «круглых столов» с участием лидеров и актива подростковых и молодежных общественных организаций (в том числе неформальных объединений)

без финансирования

1.12.

Координация деятельности муниципальных органов, осуществляю-щих управле­ние в сфере образования, по организации и проведению мероприятий по профилак­тике проявлений экстремизма и межнациональных конфликтов в муниципаль­ных образовательных учре­ждениях Ростовской области (выставки, спортивные соревнования, классные часы и прочее)

без финансирования

1.13.

Координация деятельности муниципальных органов, осуществляющих управле­ние в сфере образования, по вопросам разработки до­полнительных содержатель­ных модулей профилакти­ческой направленности в рамках учебных курсов об­ществознания, ОБЖ, истории

без финансирования

1.14.

Координация деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по введению в практику проведения родительских собраний, бесед и консультаций по вопросам толерантности и межэтнического взаимо­действия

без финансирования

1.15.

Проведение лекций и бесед в учреждениях начального и среднего специального образования, направленных на профилактику проявлений экстремизма, терроризма, преступлений против лич­ности, общества, государства

без финансирования

1.16.

Организация проведения «Месячника безопасности» в образовательных учреж­дениях Ростовской области, занятий по профилактике заведомо ложных сообщений об актах терроризма

без финансирования

1.17.

Проведение в образователь­ных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования «круглых сто­лов» по проблемам укрепления нравственного здоровья в обществе, координации деятельности в сфере межнациональных отноше­ний с участием представи-телей религиозных конфессий, национальных объединений

без финансирования

1.18.

Организация размещения тематических материалов на телевидении, направленных на информирование населения о безопас-ном поведении в экстремальных ситуациях

без финансирования

1.19.

Освещение в средствах мас­совой информации Ростовской области работы по профилактике экстремизма и терроризма, а также результатов деятельности правоохранительных органов в борьбе с их проявлениями

без финансирования

2. Организационно-технические мероприятия

2.1.

Разработка планов меро­приятий по предотвраще­нию террористических актов в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населе­ния, культуры, спорта

без финансирования

2.2.

Проведение учебных трени­ровок с персоналом учреждений образования, здравоохране­ния, социальной за­щиты на­селения, культуры, спорта по вопросам предупрежде­ния террористиче­ских актов и правилам по­ведения при их возникновении

без финансирования

2.3.

Проведение комплексных обследований учреждений образования, здравоохране­ния, социальной защиты на­селения, культуры, спорта на предмет проверки ре­жимно-охранных мер, оценки состояния и степени антитеррористической за­щищенности и оснащенности средствами защиты

без финансирования

2.4.

Содержание в постоянной готовности областных и муниципальных врачебно-сестринских бригад лечебно-профилактических учреж­дений Ростовской области к действиям по предназначению в зонах чрезвычайных ситуаций в случае совершения террори­стического акта

без финансирования

2.5.

Обеспечение взаимного об­мена информацией между службами Единой государ­ственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС) Ростовской области в случае ухудшения обстановки

без финансирования

3. Усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы

3.1.

Обеспечение выполнения функций государственными учреждениями (в том числе в рамках выполнения государственного задания) в части реализации комплекса антитеррористи­ческих мероприятий

50 391,8

 

 

 

 

50 194,6

 

 

 

 

44 628,7

 

 

 

 

5 565,9 тыс рублей

кредиторская задолженность,  средства областного бюджета не освоены в связи отсутствием финансирования данных расходов в ноябре – декабре 2013 г.;

распоряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1.

Учреждениями здравоохра­нения и образовательными учреждениями здравоохра­нения

9 898,4

9 898,4

9 898,4

9 898,4

8 277,4

8 277,4

1 621,0 тыс. рублей –

кредиторская задолженность, средства областного бюджета не освоены в связи отсутствием финансирования данных расходов в ноябре-декабре 2013 г. распо­ряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

3.1.2.

Учреждениями социального обслуживания населения

-

-

3.1.3.

Образовательными учреж­дениями

37 221,4

37 221,4

37 221,4

37 221,4

33 517,0

33 517,0

3 704,4 тыс. рублей –

кредиторская задолженность, средства областного бюджета не освоены в связи отсутствием финансирования данных расходов в ноябре-декабре 2013 г. распо­ряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

3.1.4.

Образовательными учреж­дениями спортивной на­правленности

3 272,0

3 272,0

3 074,8

в соот­ветст-вии с Област-ным законом от 10.12.2013 № 70 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

3 074,8

2 834,3

2 834,3

240,5 тыс. рублей – кредиторская задол­женность, средства областного бюджета не освоены в связи отсутствием финанси­рования данных расходов в ноябре – декабре 2013 г.

распоряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

3.2

Осуществление софинанси­рования расходов на мероприятия по устройству ограждений территорий му­ниципальных общеобразо­вательных учреждений

49 868,1

 

49 868,1

 

 

49 292,3

в соот­ветствии с Област­ным зако-ном от 10.12.2013 № 70 «Об областном бюджете на 2013 год и на пла-новый период 2014 и 2015 годов»

 

49 292,3

 

 

6 538,1

 

6 538,1

 

 

42 754,2 тыс. рублей –

кредиторская задол­женность. Средства областного бюджета не освоены в связи отсутствием финанси­рования данных расходов в ноябре – декабре 2013 г. распо­ряжения Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 и от 29.11.2013 № 272

 

Приложение № 2
к отчету о реализации Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы»

ИНФОРМАЦИЯ
об оценке эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы» за отчетный 2013 финансовый год

№ п/п

Наименование показателя результативности

Единица измерения

 

Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренные Программой

Фактически достигнутые значения показателей

 

2-й год реализации Программы

2-й год реализации Программы

отклонение от планового показателя (+, -)

1

2

3

4

5

6

1.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреж-дениях начального профессионального образования, или при их соучастии

количество преступле-ний

снижение показателя на 5,6 процента по отноше-нию к 2010 году до 96 преступлений

96

-0,3

2.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреж-дениях среднего профессионального образо-вания, или при их соучастии

количество преступле-ний

снижение показателя на 14,5 процента по отно-шению к 2010 году до
46 преступлений

46

-0,3

3.

Увеличение количества учреждений социальной сферы с наличием системы технической защиты объектов (по годам соответственно)

количество учреждений

228

228

0

 

В том числе:

 

 

 

 

3.1.

Министерство здравоохранения Ростовской области

количество учреждений

83

83

0

3.2.

Министерство труда и социального развития Ростовской области

количество учреждений

50

50

-

3.3.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

количество учреждений

90

90

0

3.4.

Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области

количество учреждений

5

5

0

4.

Увеличение количества муниципальных общеобразовательных учреждений, имею-щих ограждение территорий по периметру

количество учреждений

859

880

+ 21

 

Скачать в формате .doc

 

Смотри также:

Информация о программе

Размещен:Размещено:
06.06.2014 11:47:43|
Изменено:
06.06.2014 11:53:50|
Количество просмотров:
577

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации