Система оценки регулирующего воздействия в Ростовской области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и региональными нормативными правовыми актами с 2012 года в процесс нормотворческой деятельности Ростовской области введена процедура оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).

Цель ОРВ – выявить положения, вводящие избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Ростовской области.

Децентрализованная модель процедуры ОРВ, реализуемая в Ростовской области, позволяет решить основную задачу ОРВ - обеспечить качественную подготовку нормативных правовых актов.

Система ОРВ в Ростовской области.

Участниками ОРВ являются:

  • разработчики проектов нормативных правовых актов (государственные органы Ростовской области);
  • уполномоченный орган, ответственный за проведение ОРВ;
  • участники публичных консультаций (представители общественных объединений и бизнес-сообщества).

Уполномоченным органом по организационному сопровождению мероприятий ОРВ определен департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее – департамент). Департамент реализует функции по осуществлению контроля качества проведения ОРВ, соблюдения установленных процедур, полноты и корректности подготовки заключений по результатам проведения процедуры ОРВ. Кроме этого, уполномоченный орган обеспечивает нормативно-правовое и информационное обеспечение процедур ОРВ, включая оказание консультационного и методического содействия государственным органам - разработчикам проектов нормативных правовых актов, а также органам местного самоуправления по вопросам внедрения института ОРВ.

Нормативно-правовая база Ростовской области в сфере ОРВ:

-Областной закон Ростовской области от 01.08.2011 № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области» (статья 7);

-Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (статья 24.1);

- постановление Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 229 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ростовской области и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области» (далее – постановление).

Объект и предмет ОРВ в Ростовской области.

Объектом процедуры ОРВ являются (подлежат процедуре ОРВ):

  • проекты концепций государственного регулирования в сферах предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • проекты нормативных правовых актов Ростовской области в сферах государственного регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Основные сферы правового регулирования, на которые распространяется ОРВ:

  • инвестиционная деятельность;
  • реализация государственных программ;
  • предоставление бизнесу государственной поддержки;
  • осуществление государственного контроля;
  • установление и применение обязательных требований.

Предмет ОРВ включает:

  • описание проблемы, на решение которой направлен конкретный способ регулирования;
  • определение способа регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
  • описание основных групп субъектов общественных отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
  • выявление позитивных и негативных эффектов в связи с новым способом регулирования;
  • оценка соответствующих расходов областного бюджета, связанных с созданием необходимых правовых, организационных условий для реализации нового государственного регулирования;
  • оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо с изменением содержания таких обязанностей;
  • оценка рисков решения проблемы предложенным способом регулирования.
  • описание индикативных показателей и иных способов оценки достижения заявленных целей регулирования.

 

Процедуры ОРВ проводятся с учетом основных этапов и степеней регулирующего воздействии при проведении публичных консультаций - высокая, средняя и низкая в зависимости от сложности, значимости и содержания регулирования.

ОРВ на стадии разработки проекта концепции государственного регулирования проводится в случае выявления проблем в сферах государственного регулирования. Раздел 2 порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением (далее - Порядок), регламентирует процедуру ОРВ на стадии разработки проекта нормативного правового акта в рамках предварительных публичных консультаций.

Раздел 3 Порядка определяет процедуру ОРВ проектов нормативных правовых актов уже посредством публичных консультаций, которые проводятся с учетом степени регулирующего воздействия. Установленный алгоритм действий включает:

  • принятие решения о разработке проекта нормативного правового акта (после проведения предварительных публичных консультаций);
  • подготовка сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (сводный отчет содержит сведения о степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта; описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, цели регулирования,  оценку положительных и негативных эффектов и т.д.);
  • размещение на официальном сайте разработчика и на сайте Правительства Ростовской области www.donland.ru проекта нормативного правового акта и сводного отчета в целях проведения публичных консультаций;
  • извещение о начале публичных консультаций заинтересованных лиц, общественных объединений и департамента;
  • срок проведения публичных консультаций устанавливается с учетом степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, но не может составлять менее:
  • 45 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов высокой степени регулирующего воздействия;
  • 30 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов средней степени регулирующего воздействия;
  • 15 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия.
  • рассмотрение всех предложений, поступивших в ходе публичных консультаций (не позднее 15 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций);
  • доработка проекта нормативного правового акта с учетом поступивших предложений;
  • подготовка заключения по итогам ОРВ, направление его в Уполномоченный орган.

 

Кроме процедуры ОРВ предусмотрена экспертиза действующих нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная процедура направлена на выявление положений в действующем законодательстве, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Оценка качества исполнения процедур ОРВ и подготовки заключений об ОРВ проводится департаментом. Уведомления, сводные отчеты и заключения готовятся в соответствии с требованиями постановления.

 

Стандарты качества процедур при подготовке заключений об ОРВ.

В соответствии с утвержденным Порядком процедура подготовки заключений по результатам оценки регулирующего воздействия носит обязательный характер. Заключение должно отвечать следующим требованиям (стандартам):

1. Содержать выводы о соблюдении разработчиком установленного  Порядка.

2. Отражать наличие/отсутствие положений, приводящих к возникновению избыточных обязанностей, запретов и расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также расходов областного бюджета или способствующих их введению.

3. Отражать наличие/отсутствие достаточного обоснования проблемы и необходимости ее решения предложенным способом регулирования.

4. Содержать перечень альтернативных решений (бездействие, саморегулирование, совместное регулирование и др.), оценку воздействия альтернативных решений (в том числе в отношении увеличения издержек бизнеса.

Кроме этого, установлены сроки подготовки заключений:

- 15 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов высокой или средней степени регулирующего воздействия;

- 10 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия.

Заключение размещается на официальном сайте разработчика и на портале Правительства Ростовской области www.donland.ru, направляется в департамент не позднее 3 дней с даты его подписания руководителем разработчика.

В случае если департаментом установлено, что заключение подготовлено  без соблюдения требований, разработчик снова проводит процедуры установленного Порядка (начиная с первой из невыполненных процедур), дорабатывает проект нормативного правового акта, после чего повторно направляет проект нормативного правого акта в департамент для проверки.

С целью информационно-методического обеспечения на официальном сайте Правительства Ростовской области www.donland.ru в создан раздел, посвященный процедуре ОРВ. Подобные разделы созданы на официальных сайтах других органов исполнительной власти Ростовской области.

В целях оказания консультационной и методической помощи на региональном уровне организуются конференции с органами исполнительной власти области.

Смотри также:

Порядок проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области

Размещен:Размещено:
02.04.2015 17:38:38|
Изменено:
07.04.2016 13:26:57|
Количество просмотров:
1771

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации