Доклад губернатора В.Ю.Голубева на заседании Законодательного Собрания Ростовской области

21 июля 2011 года

Уважаемые депутаты!

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Ростовской области  представляю отчёт о результатах деятельности Администрации Ростовской области за 2010 год, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Ростовской области.

В сложный период кризиса  для Ростовской области было важно стабилизировать социально-экономическую ситуацию. В 2010 году планировалось увеличить промышленное производство на 12,8 %, фактически оно  выросло на 15,9 %. Тем самым, удалось восстановить докризисные объемы промышленного производства. По валовому региональному продукту прогнозировалось снижение – 99,9 %, фактически получен прирост на 6,4 % к уровню 2009 года. Объем фактически введенного жилья – 1,8 млн. квадратных метров. Это на  368 тысяч квадратных метров превысило плановые показатели.  По ряду других показателей социально-экономического развития поставлена задача по выходу на докризисный уровень  в 2011 году.

Сегодня ситуация в экономике области складывается лучше, чем в среднем по России. Валовой региональный продукт в области за 1 квартал текущего года увеличился на  9,4 %, в России – на  4,1 %. В 2011 году по нашим оценкам опережающие темпы роста сохранятся.

Для минимизации последствий кризиса основными задачами в 2010 году для нас стали: сокращение безработицы, облегчение доступа предприятий и предпринимателей к кредитным ресурсам,  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, рост доходов населения.

Более всего кризис отразился на инвестиционной активности. Снижение объема инвестиций составило в прошлом году около 16%. Для улучшения ситуации мною было принято решение о создании в области отдельной структуры – департамента инвестиций и предпринимательства.  Благодаря поддержке депутатов внесены изменения в Областной закон об инвестициях, предусматривающие для предприятий,  инвестирующих 300 и более млн. рублей, освобождение на период окупаемости проекта (не более чем на 5 лет) от налога на имущество организаций. Также предусмотрена возможность установления понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки и право одновременно пользоваться как налоговыми льготами, так и субсидиями.

На софинансирование реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в областном бюджете на 2011 год  было предусмотрено 500 млн. рублей.

В рамках работы Совета по инвестициям сформирован проект Перечня «100 Губернаторских инвестиционных проектов» состоящий из 52 проектов со сроком реализации с 2011 по 2021 год с общим объемом инвестиций 287,9 млрд. рублей и созданием более 30 тысяч рабочих мест. 

Для сокращения сроков локализации проектов сформирована база, состоящая из 72 инвестиционных площадок. 

Разработана долгосрочная целевая программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы. Мероприятия Программы определяют 8 основных направлений работы по привлечению инвестиций, в том числе обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой территорий под развитие, формирование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, стимулирование спроса на создаваемую продукцию, формирование позитивного  инвестиционного имиджа.

Уважаемые депутаты, в результате кризиса изменились условия и динамика развития отраслей экономики Дона, приняты знаковые решения на федеральном уровне, появились новые задачи, связанные с ускорением модернизации нашего региона. Поэтому была поставлена задача по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и  ряда областных программ на среднесрочную перспективу.  В конце текущего года внесем проект Стратегии на рассмотрение Законодательного Собрания.

Для нас крайне важно определить приоритеты, эффективно задействовать  механизмы, способствующие устойчивому, инновационному росту экономики, повышению конкурентоспособности области.

В 2010 году на поддержку промышленных предприятий из бюджетов всех уровней было привлечено  более 1,9 млрд. руб., в том числе для реализации проекта переноса серийного производства самолета-амфибии Бе-200 – 1,4 млрд. руб.,  субсидий на закупку сельскохозяйственной техники местного производства –
218 млн. руб., предоставление налоговых льгот в объеме 195 млн. руб., экспортерам –190 млн. руб., субсидии на инновации - 15 млн. руб., субсидии предприятиям легкой промышленности – 11 млн. руб. Работа в данном направлении будет продолжена  и в будущем.

В целях снижения напряженности в угледобывающих территориях в прошлом году проведена ревизия проектов ликвидации шахт, остатки средств направлены на финансирование объектов социальной инфраструктуры. Муниципальными образованиями шахтерских территорий за 2010 год переселено из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ 713 семей (остаток к переселению – 3534 семи). Работа продолжается и в текущем году.

По инициативе Администрации области на федеральном уровне принято решение о продлении финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности до 2015 года, в том числе  на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских территорий.

В 2010 году принята «Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года» и  аналогичные муниципальные программы во всех территориях области. Приняты программы энергосбережения в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. На реализацию мер по энергосбережению из внебюджетных источников направлено 915 млн.руб. (176 % от плана). Энергоемкость валового регионального продукта  в 2010 году снижена на 6,8 % по сравнению с  2009 годом. Таким образом, сделан первый шаг к  достижению цели, поставленной Президентом России, по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40%  до 2020 года.

В течение этого и следующего года в области необходимо завершить оснащение всех объектов бюджетной сферы и жилищного фонда приборами учета энергоресурсов; заменить лампы накаливания на энергосберегающие; разработать меры по стимулированию организаций области в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Решению ряда новых задач будет способствовать и создание Еврорегиона «Донбасс» –  пока единственного в Южном федеральном округе. Использование этой, уже апробированной в европейских странах модели, предполагает   расширение торгово-экономических контактов, решение задач по повышению благосостояния жителей приграничных районов через увеличение занятости, что наиболее актуально, например,  для шахтерских территорий. Кроме того, создание Еврорегиона открывает возможность привлекать финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию программ по линии Европейского Союза.

Фактически нам предстоит заложить новую инфраструктурную базу региона на предстоящее десятилетие. Качественный прорыв, основанный на росте эффективности,  глубокой переработке сырья должен быть обеспечен в обрабатывающих производствах и топливно-энергетическом комплексе.

При этом важным является наличие прозрачной схемы доступа к инженерным сетям и предсказуемость для инвестора величины инвестиционных расходов по присоединению к объектам инженерной инфраструктуры. Одной из основных задач является содействие развитию инженерной инфраструктуры через механизмы тарифного регулирования.

Переход сетевых организаций области на регулирование путем установления долгосрочных тарифов позволит планировать свою деятельность, привлекать заемные средства и обеспечивать их возврат на основании долгосрочных параметров регулирования. Тем самым мы сможем обеспечить приток инвестиций в отрасль электроэнергетики без скачкообразного роста тарифов для потребителей.

В 2010 году генерирующими компаниями, расположенными на территории области, выработано электроэнергии на 27 % больше, чем в 2009 году.

По-прежнему актуальна задача по развитию электросетевого хозяйства области. Сетевыми компаниями на эти цели в текущем году предусмотрено направить  почти 5 млрд. руб. В настоящее время ведется работа по подготовке к осенне-зимнему сезону 2011-2012 годов,  учтены проблемные вопросы, с которыми пришлось столкнуться в прошедший отопительный период. Намеченные мероприятия должны быть выполнены до 1 октября текущего года.

Остается актуальным также вопрос газификации. За отчетный год уровень газификации вырос на 2 % и достиг 80 % благодаря реализуемой программе газификации области с объемом финансирования 1,6 млрд. руб. из всех источников. Инвестиции «Газпрома» на ее реализацию  составили 160 млн. руб., средства областного бюджета - 22,5 млн. руб.  Выполнено строительство 15 межпоселковых газопроводов,  65 распределительных газопроводов протяженностью520 километров, разработана проектно-сметная документация на 46 объектов газификации.

На реализацию Областной долгосрочной целевой программы модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в  прошлом году  израсходовано
5,4 млрд. рублей. Выполнены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту443 километров сетей водоснабжения и канализации, заменено 19 водонапорных башен, пробурено 57 буровых скважин на воду, построено и реконструировано 6 котельных. Также в истекшем году приобретено 144 единицы коммунальной техники. Проведена рекультивация 1 полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Начата разработка проектно-сметной документации на строительство 2-х полигонов ТБО.

Более 5,4 млрд. рублей в 2010 году освоено  дорожным комплексом. Завершено строительство мостового перехода через реку Дон в створе
ул. Сиверса в  Ростове-на-Дону. Проведена  реконструкция участка автомобильной дороги на участке Ростов–Семикаракорск–Волгодонск  в Багаевском районе, с вводом в эксплуатацию 22 километров дороги. Обеспечено содержание всей сети дорог  общего пользования регионального и межмуниципального значения. Мы отремонтировали 173 километра дорог и 687 погонных метров мостов.

В целях развития транспортной инфраструктуры начата реализация  и подготовка значимых  инвестиционных проектов:

- «Строительство мультимодального транспортно - логистического узла «Ростовский универсальный порт» в г. Ростове-на-Дону». В настоящее время введен в эксплуатацию первый грузовой район мощностью 3 млн. тонн грузов в год.

- «Строительство метро в г. Ростове-на-Дону». На данный момент ведется подбор земельных участков для размещения инженерного центра и баз метростроения.

 - «Строительство аэропортового комплекса «Южный».  Вносятся изменения в генеральный план развития Аксайского района для резервирования земель под строительство аэропортового комплекса, в настоящее время создается дирекция строящегося аэропортового комплекса.

Реализация этих  и ряда других проектов существенно повысит конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность нашего региона.

Аграрная политика Администрации области  была направлена на увеличение темпов сельскохозяйственного производства, повышение эффективности государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

В 2010 году на поддержку АПК области направлено более 5 млрд. рублей, в том числе 3,7 млрд. руб. – средств федерального и  1,3 млрд. руб.- областного бюджетов (в 2009 году- 4,5 млрд.руб., в том числе 3,8 млрд.руб. из федерального, 692 млн.руб. - из областного).

Основная часть этих средств - 2,8 млрд. руб. -  направлена на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на инвестиционные цели. На развитие растениеводства, сохранение и восстановление плодородия почв мы израсходовали 1,1 млрд. руб.,   животноводства - 189,7 млн. руб., малого и среднего предпринимательства на селе - 225 млн. руб., социальное развитие села - 743,3 млн. руб.

В первую очередь средства областного бюджета на поддержку АПК  направлялись на выполнение обязательств по софинансированию мероприятий. Кроме того, на дополнительные виды государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей направлено 404 млн. руб.,  в том числе на  приобретение сельхозтехники, произведенной в Ростовской области (213 млн.руб.),   племенного молодняка птицы (50,3 млн.руб.), развитие овцеводства  (14,3 млн.руб.).

Из резервного фонда на поддержку селян, пострадавших от засухи, направлено около 46 млн. руб. Выплачена компенсация за отчуждение свинопоголовья при выполнении мероприятий по предотвращению распространения на территории области африканской чумы свиней 183,6 млн. рублей.

Всего на мероприятия, не софинансируемые федерацией, из областного бюджета направлено 633 млн. рублей.

Несмотря на сложные погодные условия  (почвенную засуху), область получила 6,8 млн. тонн зерна. Выше уровня 2009 года собрано масличных культур, риса, овощей, сахарной свеклы. Полностью обеспечено внутреннее потребление зерна и более 3,5 млн. тонн нового урожая продано на экспорт и реализовано за пределы области.

В  рамках федеральной программы и подпрограммы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на 2010 – 2013 годы»  в 2010 году на реализацию мероприятий направлено 758 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета -  184 млн. рублей.

За счет бюджетных средств субсидировались затраты по агрохимическому обследованию полей, приобретению минеральных удобрений, подаче воды, расчистке коллекторно-дренажной сети, на текущий ремонт оросительных систем.

Компенсация стоимости приобретаемой техники и субсидирование расходов на уплату процентов по кредитам заметно  стимулировали процессы технического перевооружения машинно-тракторного парка сельскохозяйственной техники.

Сельхозтоваропроизводители Ростовской области приобрели более полутора тысяч единиц техники, из них свыше 35 % – произведены донскими предприятиями. Государственная поддержка позволила повысить энергообеспеченность сельхозорганизаций на 8,8%, расширить возможности применения современных энергосберегающих технологий. Это позволило повысить эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на сложную эпизоотическую ситуацию в животноводстве, удалось сохранить производство сельскохозяйственной продукции на уровне 2009 года за счет завершения ранее начатых и строительства новых объектов, а также использования новых видов поддержки из областного бюджета,

В отчетном году осуществлялась реализация 20 инвестиционных проектов, из них 10 проектов по развитию животноводства и 10 – по переработке сельхозпродукции. Введено в эксплуатацию 8 объектов с объемом инвестиций 14,5 млрд. рублей, создано  более 2,4 тысячи  новых рабочих мест.

Объем средств господдержки позволил повысить финансовую устойчивость предприятий АПК. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составил 13,8%.

Вместе с тем, индекс производства продукции сельского хозяйства составил по итогам года 98,6 %. Министерству сельского хозяйства и продовольствия области поставлена сегодня задача, в 2011 году достичь темпов сельскохозяйственного производства на уровне 106,9%.

В 2010 году за счет всех источников финансирования в Ростовской области сдано в эксплуатацию 1,8 млн.кв.м. жилья, или 100,2 % к  2009 году. Годовая программа по вводу жилья также выполнена.

В области восстанавливается рынок ипотечного кредитования. В 2010 году выдано около 6 тысяч ипотечных кредитов на сумму более 5,8 млрд. руб., что  почти в 2 раза превышает  объемы выданных кредитов за  2009 год.

В 2010 году различные виды государственной поддержки в приобретении жилья на сумму 522 млн. рублей получил 801 житель области. Объем привлеченных внебюджетных средств составил более 1 млрд.  рублей. С долевым участием  велось строительство 400 жилых домов.  Введено в эксплуатацию 5 проблемных жилых домов  (522 семьи), из них 4- в Ростове и 1- в Азове. 

На реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей  из всех уровней бюджетов направлено 217 млн. рублей, в том числе из областного - 121,7 млн. руб. Средства федерального и областного бюджетов перечислены в муниципальные образования области для предоставления социальных выплат 379 молодым семьям.

Для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в федеральном бюджете было предусмотрено 58,7 млн. рублей для 119 граждан.  Средства федерального бюджета распределены в полном объеме.

В  2010 году были утверждены три областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках которых подлежат отселению 860 семей, проживающих в 126 аварийных многоквартирных жилых домах. Объем финансирования данных программ составил – 1,1 млрд. рублей, в том числе 866 млн. рублей  -  средства  фонда реформирования ЖКХ.

В связи с поздним поступлением средств Фонда, а также в соответствии с требованиями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг …», который строго регламентирует конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений, завершить программные мероприятия в полном объеме до конца 2010 года нам не удалось. 

С учетом этого правлением Фонда принято решение о продлении всех трех программ до конца текущего года. По состоянию на 1 июля текущего года освоено  806 млн. рублей, в том числе 649 млн. рублей - средства Фонда.

Напомню, что одним из условий получения средств финансовой поддержки Фонда ЖКХ на реализацию региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов является выполнение требований федерального законодательства.

В 2010 году условия реформирования были выполнены 21 муниципальным образованием. Это позволило направить на финансирование мероприятий по капитальному ремонту  домов 3,6 млрд. рублей. За счет этих средств был выполнен капитальный ремонт 889 домов.

Дополнительно из областного бюджета было выделено 366 млн. рублей на выполнение работ по ремонту подъездов и усилению несущих конструкций зданий и выборочный капитальный ремонт 60-ти многоквартирных домов.

В прошлом году  в консолидированный бюджет области поступило 85 млрд. руб. собственных налоговых и неналоговых доходов. то на 13 млрд. руб. больше, чем в 2009 году.         

Для реализации стратегии формирования налогового потенциала Ростовской области действовал план мероприятий по повышению эффективности мобилизации налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет области на 2008-2010 годы.

Администрация области  продолжала в 2010 году реализацию  Комплекса мер по выведению организаций области на безубыточный уровень на базе проводимого мониторинга деятельности системообразующих организаций области на 2010 год и  совместно с федеральной  налоговой службой по Ростовской области работу по легализации налоговой базы.

Меры, проводимые по данному направлению, обеспечили дополнительные доходы в бюджет области налога на прибыль в размере 2,8 млрд. рублей или  пятую часть от  объема налога 2009 года.

В результате проведенных мероприятий по инвентаризации земель, выявления невостребованных земельных долей вовлечено в налогооблагаемую  базу 86 тыс. земельных участков, что позволило дополнительно получить в 2010 году около 100 млн. рублей земельного налога.

Проведена переоценка объектов недвижимого имущества, которые принадлежат физическим лицам. В результате налогооблагаемая база выросла в среднем на 40 %  к уровню 2009 года. Это позволило получить в местные бюджеты дополнительно налога на имущество физических лиц более 100 млн. рублей.

144 муниципальных образования оптимизировали налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на 2010 год.

Проведенная инвентаризация объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам и ранее не имевших инвентаризационной стоимости, способствовала вовлечению в доходную часть местных бюджетов порядка 3 тыс. объектов налогообложения.

Общий объем  капитальных вложений инвесторов, являющихся получателями налоговых льгот в 2010 году, составил порядка 44 млрд. рублей. Это обеспечило 20-ти % рост поступлений налога на имущество организаций.

В целях оптимизации были отменены льготы в отношении организаций, осуществляющих услуги в сфере коммунального хозяйства,  «шахтерских территорий». Дополнительные поступления в бюджет области от отмены льгот составили порядка 340 млн. рублей.

В истекшем году принято постановление Администрации области,  определяющее порядок оценки обоснованности и эффективности региональных налоговых льгот.

Для снижения недоимки в бюджет  были приняты  постановления Администрации Ростовской области, регламентирующие порядок проведения реструктуризации налоговой задолженности и задолженности по арендной плате за землю.  На 1 января 2011 года 149 предприятий реструктурировали  свои  долги перед бюджетом на сумму более 700 млн. рублей. Кроме того, на сумму 28,3 млн.руб. реструктурирована налоговая задолженность организациями оборонно-промышленного комплекса. 

По итогам 2010 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета области. Доходы консолидированного бюджета  в 2010 году по сравнению с 2009-м выросли на 9,6 % и  составили – 123,2 млрд. рублей,  расходы  –  на  6,9 % и достигли 125,4 млрд. рублей.

Обеспечен опережающий рост собственных доходов к уровню 2009 года на 12,9 млрд. рублей или на 17,9 %. Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 29,2 тыс. рублей, что на 2,6 тыс. рублей выше показателя 2009 года.

По вопросу о причинах снижения доходной части бюджета области в части безвозмездных поступлений, хотел бы сказать следующее.

Объем целевых средств, поступивших в бюджет области из федерального бюджета, обеспечивался на уровне, необходимом для исполнения переданных Федерацией полномочий.

Наибольший объём дотаций  был получен областью в 2009 году – 14,8 млрд. рублей. По итогам прошлого года он составил 13,0 млрд. рублей, из которых дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 12,3 млрд. рублей.

На 2011 – 2013 годы в федеральном бюджете для области  предусмотрено дальнейшее снижение дотаций, соответственно по годам: 11,1; 6,6  и 3,6 млрд. рублей.

На снижение объёмов получаемых областью дотаций решающее влияние оказывает наращивание собственной доходной базы.  По итогам прошлого года в области обеспечены более высокие, чем в среднем по России темпы роста собственных доходов. Так, в Ростовской области они составили 117,9 процента, в России - 116,7  процента.

В целях стимулирования субъектов Федерации к развитию налогового потенциала Бюджетным кодексом России установлены различные условия осуществления бюджетного процесса регионами в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов.

Регионы, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних лет превышала  20 процентов объема собственных доходов, не имеют права превышать установленные Правительством России нормативы формирования расходов на содержание органов государственной власти, а также исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией  и федеральными законами к их полномочиям.

С 2006 по 2009 годы доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов бюджета области выросла с 23 до 29 %, поэтому на нашу область распространялись указанные ограничения.

Но уже в 2010 году она составила 19,8 %. В 2011 году она составляет 18,7 %. В связи с тем, что в  текущем году ожидается дополнительное поступление межбюджетных трансфертов, эта доля может возрасти до 20 %. Таким образом, уже с 2012 года для области могут быть сняты установленные  Бюджетным кодексом ограничения по формированию аппаратных и иных расходов.

Бюджетная политика в сфере расходов консолидированного бюджета области  в 2010 году была направлена на решение социальных и экономических задач области. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 64 % всех расходов консолидированного бюджета.

Областной и местные бюджеты исполнены  на основе программно-целевого метода. На реализацию областных и муниципальных программ в 2010 году было направлено 98 млрд. рублей или 78 % расходов консолидированного бюджета.

По итогам 2010 года государственный долг Ростовской области составил 6,9 млрд. рублей или 13% от нормативной величины, установленной Бюджетным кодексом России.

Исходя из Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах», в 2010 году в области принята и начала свою реализацию Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная  постановлением Администрации области  в конце 2010 года. Аналогичные нормативные правовые акты приняты администрациями  всех муниципальных районов и городских округов.

На постоянном контроле в Администрации области находится вопрос законности расходования средств областного бюджета. Внедрена система предварительного финансового контроля всех инвестиционных расходов свыше 5 млн. рублей, а также всех операций со средствами резервного фонда. Это позволяет не допустить возможные нарушения до выделения средств из областного бюджета. Утверждена Программа дальнейшего развития областной системы государственного финансового контроля.

С целью сокращения неэффективных расходов областными органами в 2010 году был реализован соответствующий комплекс мероприятий, разработанный с учетом причин, повлиявших на образование таких расходов.

Для этого на 2011 год министерствами и ведомствами также разработаны  и реализуются соответствующие планы мероприятий.

Для ограничения размера расходов на содержание органов государственной власти в соответствии с 990 постановлением Правительства России установлен норматив в размере 2,2 % от собственных доходов консолидированного бюджета области. В результате принятых мер в 2010 году фактическое исполнение установленного норматива составило 1,9 %.

В целях ограничения размера расходов на содержание органов местного самоуправления аналогичные нормативы утверждены для муниципальных образований.

Кроме того, на 2011 год установлен норматив штатной численности муниципальных служащих, исходя из численности населения муниципальных образований. Это позволит обеспечить реализацию мер, направленных на оптимизацию кадрового состава органов местного самоуправления и экономию средств местных бюджетов.

Отдельно о мерах по повышению бюджетной обеспеченности муниципальных образований и  оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям.

В 2010 году расходы по предоставлению финансовой помощи местным бюджетам на выполнение полномочий органов местного самоуправления составили 46,4 млрд. рублей или половину всех расходов областного бюджета. Прирост к уровню 2009 года –  10,5 %.

На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов предоставлено дотаций в объеме 2,1 млрд. рублей. Дополнительно также муниципалитетам переданы нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10 % доходов консолидированного бюджета области. В 2010 году их объем составил  3,3 млрд. рублей, на 2011 год объем этих средств оценивается в сумме 3,4 млрд. рублей.

Полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности  поселений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса передано на уровень муниципальных районов  и подкреплено соответствующей субвенцией. В прошлом году объем таких расходов составил 659 млн. рублей. 

В  2011 году, учитывая снижение  потенциала поселений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в связи с изменением  сроков и порядка их уплаты,  в областном бюджете запланировано 1,3 млрд. рублей с  приростом к 2010 году на 615 млн. рублей.

В целях повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами за муниципальными бюджетами  закреплены единые нормативы отчислений от  пяти налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета (налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,  единого сельскохозяйственного налога, налога на имущество организаций,  транспортного налога,  налога на прибыль).

Объем дополнительных поступлений от этих налогов в местные бюджеты в 2010 году составил – 5,1 млрд. рублей, на 2011 год  прогнозируется 5,9 млрд. рублей.

Кроме того, для ликвидации  дисбалансов местных бюджетов в 2010 году из областного бюджета перечислено дотаций на сбалансированность местных бюджетов 533 млн. рублей. Этот механизм дополнительной финансовой поддержки сохранен и  в текущем году.

Таким образом, общий объем нецелевой финансовой поддержки местных бюджетов в 2010 году составил 11,7 млрд. рублей или  33 % имеющихся в распоряжении местных бюджетов нецелевых доходных источников. В текущем  году их размер вырастет до 13,3  млрд. рублей.

Помимо нецелевой финансовой поддержки местные бюджеты в прошлом году получили  финансовую помощь в виде субвенций из областного Фонда компенсаций на осуществление переданных государственных полномочий, субсидий из Фонда софинансирования расходов, иных межбюджетных трансфертов на общую сумму 43 млрд. рублей.

В результате этих мер общий объем доходов местных бюджетов увеличился в 2,2 раза и составил в 2010 году 78,2 млрд. рублей, в 2011 году планируется
80,9 млрд. рублей.

С учетом объема финансовой помощи муниципальным образованиям и передачи им дополнительных нормативов отчислений от отдельных налогов планируется, что в 2011 году более 63 % консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты.

Прошлый год преподал нам серьезный урок в отношении вопросов пожарной безопасности. Как вы знаете, на федеральном уровне уже принят ряд системных решений, вводятся более жёсткие требования по пожарной безопасности, чётко разграничиваются сферы ответственности ведомств и уровня власти.

На обеспечение пожарной безопасности  в области в 2010 году было выделено более   420 млн. рублей, в том числе на содержание пожарной охраны около 81 млн. рублей. Кроме этого,  из резервного фонда Администрации области выделены финансовые средства на проведение противопожарных мероприятий в объёме более 143 млн. рублей.

Для противопожарного прикрытия сельских населённых пунктов принято решение о создании противопожарной службы Ростовской области в составе органа управления и 35 подразделений пожарной охраны, из них 16 будут созданы уже в 2011 году. Финансовые затраты на создание и содержание противопожарной службы области ориентировочно составят 410 млн. рублей.

Для тушения лесных пожаров на территории области создана объединенная группировка, включающая 606 единиц техники и  более 2,9 тысяч человек. В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в области на 2011-2015 годы» на мероприятия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров запланировано ежегодное выделение около 100 млн. рублей

В муниципальных образованиях области утверждены планы мероприятий по предупреждению природных пожаров в 2011 году. Разработаны паспорта населённых пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров.

Конечная цель этой работы – создание необходимых условий по недопущению природных пожаров.

Уважаемые депутаты, Вами был задан вопрос о финансировании из областного бюджета расходов на обеспечение охраны общественного порядка.     В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «О милиции» вопрос финансового обеспечения деятельности милиции общественной безопасности относится к предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъекта и осуществляется за счет  федерального и областных бюджетов. Объем средств областного бюджета в 2010 году на указанные цели составил 2,8 млрд. рублей, плановые назначения 2011 года составляют 3,2 млрд. рублей.

Кроме финансирования расходов на содержание милиции общественной безопасности в 2010-2011 годах реализуются мероприятия семи долгосрочных целевых программ, затрагивающих вопросы обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на общую сумму более 2 млрд. рублей.

Согласно Федеральному закону «О полиции» с 2012 года финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и будет осуществляться из федерального бюджета.    

В 2010 году на территории Ростовской области финансировались мероприятия 13 федеральных целевых программ, на реализацию которых в федеральном бюджете было предусмотрено около 9 млрд. рублей. Фактически в истекшем году в область поступило 8,9 млрд. рублей или 99 % от предусмотренного. За счет этих  средств финансировались проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы области.

На реализацию мероприятий государственной политики занятости населения в 2010 году затрачено свыше 2 млрд. рублей. Особое место занимала работа по осуществлению мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере занятости населения. Освоены бюджетные средства в объеме 326,5 млн. рублей, в том числе 14,8 млн. рублей – из средств областного бюджета.

Всего в Программе приняли участие 9,8 тыс. человек, в том числе оказано содействие в организации самозанятости и создании новых рабочих мест в малом бизнесе более 4,0 тыс. безработных граждан.

Обеспечена своевременная выплата пособий по безработице  112 тысячам безработных граждан на общую сумму 1,1 млрд. рублей.

В результате реализации мероприятий  по содействию занятости населения уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,7 до 1,3 процента при целевом показателе 1,5%. Сегодня уровень регистрируемой безработицы составляет 1,1 % и является одним из самых низких показателей в Российской Федерации  (2%).

По моногородам обеспечено достижение уровня регистрируемой безработицы ниже целевого показателя  2,9 %, а именно: 1,9 % – в городе Гуково и 2,5% - в Зверево.

В результате реализации всего комплекса мер в сфере занятости населения уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года планируется сохранить на уровне не выше 1,1% от численности экономически активного населения области.

Одна из задач органов власти - содействие работодателям в создании здоровых и безопасных условий труда. В 2010 году завершилась реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы. В настоящее время ведется работа по согласованию проекта областного закона «Об охране труда в Ростовской области», а также мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы.

В 2010 году реализованы все социальные обязательства перед 1,4 млн. жителей области. Бюджетные расходы на меры социальной поддержки льготных и малообеспеченных граждан, выплаты семьям с детьми, оказание адресной помощи, развитие социального обслуживания выросли на 18% и составили 18,5 млрд. рублей. Средства используются адресно и направляются на поддержку низкообеспеченных категорий населения.

Практически весь объем средств расходуется в рамках целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2013 годы".

Основной мерой социальной поддержки в условиях роста тарифов и гарантией  доступности для 151 тысячи семей услуг ЖКХ являются жилищные субсидии. Жители нашей области имеют право на бюджетное субсидирование затрат, которые превышают 15% их собственных доходов, тогда как федеральный стандарт составляет 22 %. В 2010 году на предоставление жилищных субсидий было израсходовано свыше 2,0 млрд. рублей.

Более 882 тыс. человек из числа льготных категорий ежемесячно получали денежные компенсации по оплате за коммунальные услуги. С 2011 года эти выплаты носят упреждающий характер.

Начиная с 2010 года жителям муниципальных образований, где тарифы на водоснабжение и водоотведение выросли, предоставляется адресная выплата. Затраты областного бюджета составили 35 млн. рублей.

В целях защиты социально-уязвимых групп населения в истекшем году выдано  47 тыс. адресных пособий (1811 рублей в месяц).

Наша область включена в федеральный эксперимент по внедрению социальных контрактов. Его реализация позволит увеличить объем адресной поддержки, а также стимулировать социальную активность самих малоимущих граждан. С 1 июля 2011 года эксперимент будет реализован во всех городских округах и муниципальных районах.

В год 65-летия Победы 3700 ветеранов Великой Отечественной войны обеспечены жильем, 7020 инвалидов и участников ВОВ получили компенсацию за строительные материалы, 1511 человек - компенсацию на газификацию жилья.

В 2010 году на социальную поддержку семей с детьми из областного бюджета направлено 1,9 млрд. рублей. Детские пособия, денежные выплаты на детей 1-2 года жизни, детей из многодетных семей ежемесячно получали свыше 250 тысяч семей. Кроме того, 60 тысячам проживающих в многодетных семьях предоставлялась 50% компенсация на оплату коммунальных услуг.

В 2010 году 50 многодетных матерей награждены Почетным диплом «За заслуги в воспитании детей» и получили денежное поощрение - 50 тыс. рублей.

С 2010 года полномочия по организации отдыха и оздоровления детей возложены на минтруд и органы местного самоуправления. Оздоровлено 390 тыс. детей  в возрасте от 6 до 18 лет, что на 27% выше показателя 2009 года. Сумма затрат областного, федерального и местных бюджетов, работодателей и родителей превысила 1 млрд. рублей.

Более 600 тыс. жителей области - пожилые и инвалиды, семьи с детьми, лица, утратившие социальные связи, являются получателями услуг 149-ти учреждений социального обслуживания.

Начиная с 2010 года, финансирование всех учреждений зависит от объема и качества предоставленных услуг, реальных результатов работы и осуществляется на основании государственных (муниципальных) заданий. В 2010 году открыты  Белокалитвинский дом-интернат для престарелых и инвалидов на 50 мест и Самарский дом инвалидов на 25 мест. Начато строительство Семикаракорского дома-интерната на 59 мест и 1-ой очереди (на 110 мест) психоневрологического интерната в г. Зверево.

В прошедшем году ликвидирована очередность в дома-интернаты общего типа, введена новая форма обслуживания - создание приемных семей для пожилых и инвалидов. С целью снижения очередности в психоневрологические интернаты разработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания до 2020 года.

В 2010 году приобретено более 6 тысяч средств реабилитации, жизненно необходимых для инвалидов с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Для повышения социальной мобильности инвалидов реализуются Областная и муниципальные целевые программы «Доступная среда на 2011 - 2013 годы». 

В соответствии с 101 распоряжением Правительства России предусмотрена выдача 53 государственных жилищных сертификатов на сумму более 72 млн. рублей. В связи со сложившейся экономией средства фактически распределены для  55 граждан на сумму 70    млн. рублей.

В истекшем году реализован комплекс мероприятий, направленный на реструктуризацию системы здравоохранения, упорядочение медицинского обслуживания.

Общий объем финансирования здравоохранения области увеличился с  20,1 млрд. рублей в 2008 году до 23,4 млрд. рублей в 2010 году.

На реализацию мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2013 годы»  в истекшем году направлено 14,3 млрд. рублей из средств федерального и областного бюджетов.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» получено более 1,7 млрд. рублей из  федерального бюджета и 873,5 млн. рублей из областного бюджета. Часть средств федерального бюджета поступило в область в виде оборудования, тест-систем,  медикаментов, вакцин.

В ходе дополнительной диспансеризации обследовано свыше 85 тысяч  работающих граждан, в том числе во вредных условиях труда, а также  
8 тысяч 800  детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей в трудной жизненной ситуации. Были продолжены мероприятия по дополнительной вакцинации населения, по выявлению, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Осуществлены дополнительные выплаты медицинскому персоналу участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи (на общую сумму 584,5 млн. рублей).

Осуществлялись меры по повышению качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи, оказываемой в федеральных и областных учреждениях здравоохранения, совершенствованию медицинской помощи онкологическим больным, лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, пациентам с сосудистыми заболеваниями (пролечено 8113 чел). В области была продолжена работа по укреплению материально-технического состояния медучреждений.

В рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни в области работают 20 центров здоровья, из них 6 детских центров, которые были открыты в 2010 году (обслужено 42601 человек, из них 1151 детей).

В результате реализации всех мер отмечается улучшение отдельных демографических показателей. Уровень рождаемости за 2010 год вырос на 1,9% и составил 11 человек на 1000 населения. Младенческая смертность снизилась на 23,7 % и составила 7,7 человек на 1000 родившихся живыми.  Уровень общей смертности населения снижен на 1,3 % до 14,9 человек  на 1000 населения.

В 2010 году  реализованы меры по модернизации материально-технической базы учреждений и совершенствованию деятельности образовательных учреждений. За счет средств областного бюджета проведен капитальный ремонт 68 учреждений, в том числе 29 аварийных, разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт 9-ти учреждений,  заменена мебель и оборудование, и другие мероприятия.

Всего областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования на 2010-2013 годы» на 4 года запланировано выделение 2,8 млрд. рублей на проведение капитального ремонта областных и муниципальных образовательных учреждений.

В  2010 году в целях развития социального партнерства образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования заключили более 1 тысячи долгосрочных договоров с предприятиями-заказчиками кадров. На основании этих договоров предприятия участвуют в модернизации материально-технической  базы, оценке качества подготовки выпускников.

Совместно с органами местного самоуправления в 2010 году продолжалась работа по увеличению дошкольных мест, в том числе на базе свободных площадей общеобразовательных учреждений.

В прошлом году дополнительно введено порядка 4 тысяч дошкольных мест в результате  капитального ремонта и реконструкции, передачи ведомственных детсадов в ведение муниципалитетов, перепрофилирования, открытия дошкольных групп на базе свободных площадей.

Однако, несмотря на эти меры, очередь в дошкольные образовательные учреждения  составляет 35 тысяч детей, в том числе в возрасте  от 3 до 7 лет –
11 тысяч 400 человек. (Требуется принятие дополнительных мер, может быть специальной областной программы).

Растет престижность образования, полученного в казачьих кадетских корпусах.  Качественная общеобразовательная подготовка,  порядок и дисциплина, хорошие условия быта создали этим учебным заведениям авторитет и в других регионах Российской Федерации. Конкурс при поступлении в казачьи кадетские корпуса составляет в среднем до 10 человек на одно место.

Сегодня в 6 казачьих кадетских корпусах обучаются более полутора тысяч  человек, среди которых 105 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 699 детей из неполных семей, 239 – из малообеспеченных семей, 44 ребенка из неблагополучных семей.

Продолжается эксперимент по внедрению кадетского образования в систему начального профессионального образования. В казачьих кадетских профессиональных училищах обучается 1640 человек. Только в прошлом году казачьи кадетские профессиональные училища выпустили 553 специалиста самых востребованных специальностей.

Мною принято решение о расширении сети казачьих кадетских корпусов. В  течение 2012-2016 годов  кадетские корпуса будут образованы в Азове, Миллерово,  Новочеркасске,  Боковском и Орловском районах.

В целях поддержки системы художественного образования в 2010 году из областного бюджета выделено более 38 млн. рублей. Средства израсходованы на строительство пристройки учебного корпуса к Ростовскому колледжу искусств,    капитальный ремонт здания общежития Таганрогского музыкального колледжа,  газоснабжение и газооборудование отопительной котельной Детской музыкальной школы станицы Мальчевская Миллеровского района, капитальный ремонт здания  Зимовниковской детской школы искусств.

Продолжают развиваться хореографические, художественные отделения в муниципальных детских школах искусств. В 2010 году эстетическим образованием было охвачено  более 44 тысяч детей или 13,5% от числа учащихся средних общеобразовательных школ.

На проведение капитальных ремонтов государственных музеев и областных библиотек в 2010 году выделено 28,4 млн. рублей. Отремонтированы «Волгодонский эколого-исторический музей», здание бывшей библиотеки А.С. Пушкина для создания филиала областного музея краеведения, Донская государственная публичная библиотека и другие.

В 2010 году проведено более 20 тысяч физкультурных и спортивных мероприятий среди различных категорий населения области, в том числе: Спартакиада шахтерских городов Дона, сельских тружеников, воспитанников детских домов и школ–интернатов, среди детско-подростковых и физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и другие спортивные мероприятия. Доля населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом,  выросла до 23 %.

Создан областной организационный комитет по подготовке и проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года. Начата работа по формированию проекта спортивно-рекреационного кластера,  включая стадион.

В 2010 году на территории области было построено или отремонтировано 157 объектов спортивного назначения.

Несомненно, важнейшим направлением в нашей работе является наше молодое поколение.

В настоящее время доля молодежи, вовлеченной в деятельность общественных организаций в области, составляет 27 %. В прошлом году на поддержку 15 региональных молодежных общественных объединений направлено 2 млн. рублей. В 2011 году на эти цели выделено в 2,5 раза больше средств - 5 млн. рублей. Кроме того, 10,5 млн. рублей выделено на поддержку студенческих строительных отрядов и развитие КВН-движения.

Наш регион входит в тройку лидеров по числу волонтеров среди  субъектов Российской Федерации. По информации, опубликованной на официальном портале, на конец 2010 года в области зарегистрировано более 25 тыс. волонтеров.

Важное направление в работе с молодежью - профилактика этнического и религиозного экстремизма. В прошлом году профилактическими мероприятиями по данному направлению  охвачено порядка 11 тыс. человек  из числа студентов и молодежи области.  Координаторами по работе с молодежью было проведено около 6 тысяч  мероприятий, к участию привлечено более 300 тысяч человек.

В рамках реализации инициатив Президента страны в Ростовской области, первой среди субъектов Российской Федерации, принят областной закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». С 1 января 2011 года он вступил в законную силу. В областном  бюджете на текущий год на их поддержку  предусмотрено 10 миллионов рублей.

В прошедшем году в общественно-политических кругах области развернулась дискуссия о необходимости формирования региональной общественной палаты. Мною были даны поручения по изучению опыта других регионов, проведению консультаций и подготовке проекта областного закона «Об общественной палате Ростовской области».

Такая работа была выполнена. Сегодня на заседании Законодательного Собрания проект закона будет рассмотрен во втором чтении. Формирование областной Общественной палаты должно способствовать развитию социального партнерства,  позволит выработать комплекс мер по поддержке институтов гражданского общества.

Пользуясь случаем,  хочу поблагодарить депутатов Законодательного Собрания за активную позицию, плодотворную законотворческую деятельность. Только в 2010 году вами было принято 197 областных законов по самым разным направлениям развития Донского края.

И в заключение, Администрация области свою основную задачу  видит в сохранении тенденций  позитивного развития, построении сильной инновационной экономики, развитой социальной сферы, приносящей  реальные улучшения в жизни наших жителей.

Нами приняты напряженные показатели социально-экономического развития на 2011 год, сейчас в области идет работа по формированию прогноза и бюджета на 2012-2014 годы. Уверен, что благодаря совместной работе законодательной, исполнительной власти, бизнеса,  органов местного самоуправления и, конечно, жителей области  мы обеспечим устойчивое социально-экономическое развитие нашего региона.

Спасибо!

Скачать в формате .doc (144 Кб)

 

Смотри также:

Губернатор отчитался перед донскими парламентариями

Стенограмма ответов губернатора В.Ю. Голубева на вопросы депутатов Законодательного Собрания области 21 июля 2011 года

Итоги и отчеты о деятельности Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти в 2010 году

Размещен:Размещено:
21.07.2011 12:46:27|
Изменено:
28.03.2013 19:28:45|
Количество просмотров:
815

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации