О результатах оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области

 

Пояснительная записка к заседанию коллегии Администрации Ростовской области 11.07.2011

 

В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, законодательством Ростовской области предоставлены налоговые льготы и дифференцированные ставки по налогам на имущество организаций и прибыль, транспортному налогу, а также налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В Ростовской области налоговые льготы и дифференцированные ставки установлены законами о налогах и сборах:

- Областной закон от 02.11.2001 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения»;

- Областной закон от 18.09.2002 № 265-ЗС «О транспортном налоге»;

- Областной закон от 27.11.2003 № 43-ЗС «О налоге на имущество организаций».

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками областного бюджета Ростовской области, закреплены:

- постановлением Администрации Ростовской области от 13.05.2010
№ 305 «О Порядке оценки обоснованности и эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области»;

- распоряжением Администрации Ростовской области от 23.03.2011 № 84 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности мобилизации налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области на 2011 – 2013 годы»;

- постановлением Администрации Ростовской области от 30.12.2010
№ 439 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года».

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

бюджетная эффективность – оценка результатов хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на наполняемость бюджета Ростовской области;

экономическая эффективность – оценка динамики финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;

социальная эффективность – оценка степени достижения социально значимого эффекта, которая выражается в изменении качества и объема предоставляемых услуг в результате реализации налогоплательщиками системы мер, направленных на повышение уровня жизни населения.

Проведена оценка объемов, структуры, а также эффективности налоговых льгот за 2010 год. Сведения о суммах налоговых льгот предоставлены Управлением ФНС России по Ростовской области. В соответствии с областным законодательством налоговые льготы были предоставлены 16 категориям налогоплательщиков на общую сумму 2,8 млрд рублей (Приложение).

Льготы, установленные на областном уровне, по их направленности можно разделить на пять групп:

  • поддержка инвестиционной деятельности;
  • поддержка субъектов малого предпринимательства;
  • стимулирование отдельных видов деятельности;
  • поддержка некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, а также социально незащищенных категорий граждан;
  • минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых за счет средств бюджета области.

 

К первой группе относятся налоговые льготы, установленные для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ростовской области. Общая сумма льгот, направленных на поддержание инвестиционной активности в регионе, составила 303,6 млн рублей, в том числе по налогам:

налог на прибыль – 24, 8 млн рублей;

налог на имущество организаций – 278,8 млн рублей.

От предоставления налоговых льгот данной категории получены наиболее результативные бюджетный, экономический и социальные эффекты:

  • общий объем капитальных вложений по окончании реализации инвестиционных проектов составит 42 млрд рублей;
  • объем налоговых платежей в бюджет области – 1,8 млрд рублей;
  • среднемесячная заработная плата – 25 136,5 рублей, при среднеобластном показателе 15 153 рубля;
  • среднесписочная численность работников увеличена на 835 человек
    в 7 организациях.

 

Ко второй группе относятся льготы, установленные для хозяйствующих субъектов малого предпринимательства. Объем льгот в связи с применением пониженной ставки налогоплательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения, составил 369 млн рублей.

Бюджетный эффект от предоставления льготы составил 646,5 млн рублей.

Экономический эффект выразился в росте основных финансовых показателей микропредприятий:

  • увеличение количества микропредприятий на 12 процентов;
  • рост оборота предприятий на 5 процентов;
  • увеличение объема инвестиций в 1,8 раза.

Также получен положительный социальный эффект:

  • рост среднесписочной численности работников на 15 процентов;
  • увеличение фонда оплаты труда на 37 процентов;
  • увеличение среднемесячной заработной платы на 20 процентов.

 

К третьей группе относятся льготы, носящие стимулирующий характер:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной власти;
  • средства массовой информации и полиграфические предприятия (действует до 01.01.2012 года);
  • организации – в отношении объектов жилищного фонда и имущества, предназначенного для его обслуживания;
  • федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства;
  • товарищества собственников жилья;
  • государственные унитарные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог, а также их обслуживающие автотранспортные предприятия;
  • находящие в процессе ликвидации организации по добыче, обогащению и агломерации угля.

Доля таких льгот в общем объеме областных льгот невелика – всего
4 процента.

При этом, отдельные категории признаны неэффективными:

1)     Организации – в отношении объектов жилищного фонда и имущества, предназначенного для его обслуживания.

Льгота вводилась в 2003 году в целях сдерживания роста тарифов в сфере ЖКХ и в настоящее время не соответствует одному из основных направлений политики государства в части ухода от тактики дотирования и льготирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства, путем замены адресной социальной помощи населению.

Кроме того, в ходе мониторинга выявлен ряд организаций, имеющих задолженность в консолидированный бюджет области.

2)     Товарищества собственников жилья.

Льгота установлена в 2008 году в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и направлена на стимулирование деятельности товариществ. На сегодняшний день в области осуществляет деятельность около 3 тысяч товариществ собственников жилья. При этом практически все товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, в связи с чем освобождены от уплаты налога на прибыль и имущество организаций.

3)     Находящиеся в процессе ликвидации организации по добыче, обогащению и агломерации угля.

На сегодняшний день льгота является невостребованной. В течение
2010 года ни одна организация ею не воспользовалась.

В четвертую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения области, некоммерческим организациям, оказывающим социальные услуги, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Доля таких льгот весьма мала, 1 процент в общей сумме областных льгот.

Пятая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из бюджета области, имеет доминирующее положение.

Сумма таких льгот в 2010 году составила 1,9 млрд рублей или 71 процент
в сумме областных льгот.

Столь большие объемы льгот, по сути, нацелены на минимизацию расходов учреждений, деятельность которых не направлена на получение доходов, и негативно влияют на оценку качества управления региональными финансами, проводимую Министерством финансов Российской Федерации.

Соотношение недополученных доходов по областным налогам в результате действия льгот, установленных законодательными (представительными) органами власти субъекта Российской Федерации, к общему объему поступивших областных налогов в 2010 году составляет
31 процент.

Отмена льготы данной категории налогоплательщиков позволит переориентировать сдержанную налоговую политику, ранее проводимую Администрацией области, на поддержку и развитие экономики области, а также улучшить показатели, характеризующие качество бюджетного планирования.

Кроме того, преобразования в отраслях бюджетного сектора вписываются в систему формирования и исполнения бюджета, ориентированного на результат, и послужат стимулом повышения результативности учреждений, в том числе и за счет внедрения системы государственного заказа и конкурентного размещения государственного задания бюджетным учреждениям.

Кроме оценки налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, управлением проводится мониторинг налоговых льгот, установленных на федеральном и местных уровнях.

Выпадающие доходы местных бюджетов Ростовской области от применения налоговых льгот, установленных на местном уровне, в 2010 году составляют 1 млрд рублей или 27 процентов от общей суммы региональных льгот. Основная доля местных льгот приходится на земельный налог с наибольшим удельным весом в городских округах: Ростове-на-Дону –
57,4 процента, Таганроге – 15,8 процента и Батайске – 7,4 процента.

Наличие многочисленных налоговых преференций, установленных на местном уровне, не позволяют муниципальным образованиям использовать в полной мере свой налоговый потенциал.

Предложения по отмене налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области:

По итогам оценки эффективности налоговых льгот за 2010 год предлагается отменить льготы в виде полного освобождения от налога на имущество организаций следующих категорий налогоплательщиков:

  • органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, бюджетные и казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств областного и (или) местных бюджетов, территориальные государственные внебюджетные фонды;
  • находящиеся в процессе ликвидации организации по добыче, обогащению и агломерации угля в отношении имущества указанных организаций либо в отношении имущества обособленных подразделений указанных организаций, имеющих отдельный баланс и находящихся в процессе ликвидации;
  • организации - в отношении объектов жилищного фонда и имущества, предназначенного для технического обслуживания и ремонта жилищного фонда (участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения);
  • товарищества собственников жилья

Скачать в формате .doc (64 Кб)

 

Информация об объемах налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области, по категориям налогоплательщиков

за 2010 год

    млн. руб.
№ п/п Категория налогоплательщика Объем льгот
ВСЕГО 2 754,9
налог на имущество организаций 2 317,2
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 369,0
транспортный налог 35,5
налог на прибыль организаций 33,2
   
ВСЕГО по налогу на имущество организаций 2 317,2
1 в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организаций на условиях, установленных Областным законом "Об инвестициях в Ростовской области", за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование 278,8
2 находящиеся в процессе ликвидации организации по добыче, обогащению и агломерации угля в отношении имущества указанных организаций либо в отношении имущества обособленных подразделений указанных организаций, имеющих отдельный баланс и находящихся в процессе ликвидации 0,0
3 редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий (действует до 01.01.2012 года) 10,9
4 органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется за счет средств областного и (или) местных бюджетов, территориальные государственные внебюджетные фонды 1 954,7
5 религиозные организации - в отношении имущества, не используемого ими для осуществления религиозной деятельности 0,06
6 организации - в отношении объектов жилищного фонда и имущества, предназначенного для технического обслуживания и ремонта жилищного фонда (участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения) 70,2
7 бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства, финансируемые из федерального бюджета, в отношении имущества, используемого для разведения диких животных и эксплуатации охотничьих ресурсов 2,2
8 товарищества собственников жилья 0,3
9 инвесторы игорной зоны (отменена с 01.01.2012 года) 0,0
   
ВСЕГО по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 369,0
   
10 субъекты малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов 369,0
   
ВСЕГО по транспортному налогу 35,5
   
11 Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности 0,03
12 категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" 5,3
13 инвалиды, имеющие на праве собственности мотоциклы и мотороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) либо владеющие ими на основании доверенности, выданной до 30 июля 2002 года 25,2
14 общественные организации инвалидов 0,5
15 организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов
16 государственные унитарные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог общего пользования 4,5
17 государственные унитарные предприятия, осуществляющие автотранспортное обслуживание предприятий, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием территориальных автомобильных дорог общего пользования
18 государственные унитарные предприятия, осуществляющие функции снабжения предприятий, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием территориальных автомобильных дорог общего пользования (отменена с 01.01.2011)
   
ВСЕГО по налогу на прибыль организаций 33,2
   
19 инвесторы, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, заключившие инвестиционные договоры в соответствии с Областным законом "Об инвестициях в Ростовской области", в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта 24,8
20 общественные организации инвалидов 0,2
21 организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов
22 учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания 1,8
23 редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающие центры от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (действует до 01.01.2012 года) 6,4
24 полиграфические предприятия и организации от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации (действует до 01.01.2012 года)

 

Скачать в формате .xls (30 Кб)

 

Размещено: 08.07.2011

Смотри также:

Раздел "Налоговые льготы"

Размещен:Размещено:
08.07.2011 15:42:19|
Изменено:
28.03.2013 19:27:34|
Количество просмотров:
2561

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации