Правительство Ростовской области
 

Заключение об оценке регулирующего воздействия  

18 июня 2018 г. 17:36:00

 1. Проблема, на решение которой направлено регулирование.
Цель разработки проекта акта.

Вопрос пресечения фактов торговли в неустановленных для этих целей местах актуален в настоящее время. Несанкционированная торговля является негативным социальным явлением, которое несет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, а также выступает причиной неудовлетворительного санитарного состояния территорий муниципальных образований Ростовской области.

Анализ ситуации в сфере несанкционированной торговли показывает, что с наступлением благоприятных погодных условий, а также в сезон созревания плодовоовощных и бахчевых культур на территории Ростовской области отмечается рост числа выявленных административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 «Торговля в неустановленных местах» Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ЗС).

Наибольшее распространение стихийная реализация продукции получила вдоль федеральной автомагистрали М-4 «Дон», являясь, в том числе угрозой совершения дорожно-транспортных происшествий.

Основной целью разработки проекта нормативного правового акта (далее – НПА) является ужесточение административной ответственности за торговлю в неустановленных для этих целей местах.

Законопроектом предлагается изложить статью 8.2 Закона № 273-ЗС в новой редакции, предусматривающей:

- исключение санкции «предупреждение». Повышение ранее установленной административной ответственности за несанкционированную торговлю в неустановленных для этих целей местах;

- введение ответственности за несанкционированную торговлю в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

 2. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты.

Внесение изменений в статью 8.2 Закона № 273-ЗС в части ужесточения административной ответственности за торговлю в неустановленных для этих целей местах направлено на повышение эффективности работы в части пресечения фактов стихийной торговли, упорядочения придорожной торговли, повышения качества торгового обслуживания населения и обеспечения граждан качественными и безопасными товарами, а также снижения риска возникновения причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

Основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием – хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели, юридические лица) и граждане, осуществляющие торговую деятельность в неустановленных для этих целей местах.

 3. Выводы о возможных последствиях принятия проекта акта.

Принятие НПА позволит минимизировать и предупредить возникновение фактов торговли в неустановленных для этих целей местах.

 4. Альтернативные варианты регулирования

Принятие НПА осуществляется в соответствии с положениями ч. 1 ст. 3.1
и ч. 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Альтернативные варианты регулирования отсутствуют.

 5. Замечания и предложения по проекту акта.

В ходе публичных консультаций в департамент потребительского рынка Ростовской области (далее – департамент) из Торгово-промышленной палаты Ростовской области (далее - ТПП) поступило заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта НПА.

В своём заключении ТПП предлагает свою редакцию указанного НПА, поскольку предлагаемая департаментом редакция, по мнению ТПП, ввиду неопределённости правового регулирования предоставляет административным органам необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность предъявления завышенных требований, к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность в неустановленных для этих целей местах.

Указанное заключение рассмотрено департаментом.

Предложение ТПП об изменении редакции ст. 8.2 Закона № 273-ЗС в части дополнения исключений необоснованно широких пределов усмотрения
и положений, содержащих трудновыполнимые и (или) обременительные требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность в неустановленных для этих целей местах, не учтено, что обусловлено следующим.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Предлагаемое увеличение размера установленного административного штрафа за торговлю в неустановленных для этих целей местах, разработчик законопроекта, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, считает, что указанное увеличение не повлечёт за собой избыточного использования административного принуждения и сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, и наступившими последствиями.

Кроме того, редакцией ТПП предлагается диспозицию изменяемой нормы Кодекса (часть 1 статьи 8.2 Закона № 273-ЗС) дополнить оговоркой о том, что указанная норма применима к правонарушениям не подпадающим под действие ст. 6.3 Кодекса. Однако в соответствии с действующей редакцией части 1
статьи 8.2 Закона № 273-ЗС событием правонарушения является торговля в неустановленных для этих целей нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах. Наличие события правонарушения не ставится в зависимость от таких факторов, как качество продаваемых товаров, а также их соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил. В связи с чем предложение ТПП в указанной части не было учтено.

В целом замечания ТПП выходят за рамки предмета правового регулирования предлагаемого законопроекта и направлены на редактирование ныне действующей редакции Закона № 273-ЗС.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ), торговая деятельность, как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, осуществляется в стационарных или нестационарных торговых объектах.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

При этом хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют, в том числе, форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли), которая регламентирована действующим законодательством.

Так, отношения, связанные с организацией розничных рынков, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым рынок может быть организован юридическим лицом на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Требования к организации ярмарок на территории Ростовской области и продаже товаров на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Ростовской области от 07.11.2013
№ 681 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

Размещение нестационарных торговых объектов регламентировано Федеральным законом № 381-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», а также рядом нормативных правовых актов Ростовской области.

При этом, в действующей на 16.04.2018 редакции Кодекса отсутствует норма административной ответственности за осуществление торговой деятельности в неустановленных для этих целей нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах.

Действие ст. 8.2 Закона № 273-ЗС направлено на пресечение фактов осуществления такой деятельности и имеет четкую структуру правового регулирования, а также не создает возможности предъявления завышенных требований к отдельным лицам, осуществляющим торговую деятельность,
для реализации предоставленных им прав в сфере торговли.

Достижение поставленной цели возможно путем увеличения незначительного размера штрафных санкций, установленных ст. 8.2 Закона № 273-ЗС.

 6. Сведения о публичных консультациях по проекту акта.

Уведомление о разработке проекта, сроках и способах предоставления предложений размещено на официальном сайте департамента потребительского рынка Ростовской области (www.dprro.ru) в разделе «Нормативно-правовые акты»
и на официальном сайте Правительства Ростовской области (www.donland.ru). Сроки проведения публичных консультаций: 16.02.2018 – 03.04.2018.

 7. Выводы о соблюдении разработчиком Порядка проведения оценки регулирующего воздействия.

В ходе оценки регулирующего воздействия соблюдены соответствующие требования и процедуры, установленные постановлением Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 229.

На официальном сайте департамента (www.dprro.ru) в разделе «Нормативно-правовые акты» и на официальном сайте Правительства Ростовской области (www.donland.ru) 11.01.2018 размещено уведомление о разработке проекта областного закона, а также текст данного НПА.

В указанный срок с 11.01.2018 по 31.01.2018 в адрес департамента поступили замечания по проекту в части несоответствия устанавливаемых штрафных санкций положениям Кодекса, а также предложение оставить в качестве административного наказания «предупреждение».

Кроме того, поднимался вопрос о правомерности установления ответственности за торговлю в неустановленных для этих целей местах
в полосах отвода автомобильных дорог федерального значения.

Результаты рассмотрения указанных предложений и замечаний отражены
в сводном отчете, размещенном на официальном сайте департамента (www.dprro.ru) 16.02.2018 и на официальном сайте Правительства Ростовской области (www.donland.ru) 15.02.2018.

17.04.2018 подготовлено настоящее заключение об оценке регулирующего воздействия проекта областного закона «О внесении изменения в
статью 8.2 Областного закона «Об административных правонарушениях».

При оценке регулирующего воздействия необходимо отметить следующее:

- НПА имеет среднюю степень регулирующего воздействия поскольку содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные обязанности и запреты, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных расходов физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

- принятие НПА не потребует дополнительных средств из областного бюджета;

- ужесточение административной ответственности за осуществление торговой деятельности в неустановленных для этих целей местах будет способствовать повышению эффективности работы в части пресечения фактов стихийной торговли, а также охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, а также предупреждение административных правонарушений.

По итогам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта областного закона «О внесении изменения в статью 8.2 Областного закона
«Об административных правонарушениях» установлено, что обоснование проблемы достаточно и её решение целесообразно предложенным способом.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Blog/ViewPost.aspx?pageid=127539&ItemID=112457&mid=135219

© Правительство Ростовской области, 2018
www.donland.ru