Тезисы доклада заместителя губернатора – управляющего делами В.В. Артемова

«О результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в 2010 году»

Заседание комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области

02.03.2011

Разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции становится одной из наиболее значимых и актуальных проблем развития современного российского общества и государства.

Одним из направлений по противодействию коррупции является создание законодательства, препятствующего совершению действий коррупционного характера. Приоритетным должно быть создание таких правовых норм, которые не оставляли бы возможности для коррупционных злоупотреблений во всех сферах общественной жизни.

Администрация Ростовской области, являясь исполнительным органом власти и принимая свои правовые акты, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов на территории Ростовской области.

Принимаемые правовые акты должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к социально полезным результатам, а именно упрочению правового порядка, созданию условий для реализации прав граждан и иных субъектов права. Вместе с тем такие результаты достигаются только в случаях, когда правовой акт подготовлен на качественно высоком уровне и соответствует всем условиям для его эффективной реализации. Следовательно, если нормативный акт содержит пробелы или элементы, позволяющие его неадекватное применение, данная ситуация принимается как должное,

а соответствующие стороны правоотношений, поступают иногда в соответствии с их личными восприятиям и субъективными интересами. В качестве одной из основных мер по профилактике коррупции названа антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, правовые и организационные основы осуществления которой установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.

В целях организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Главой Администрации (Губернатором) области и Администрацией области, и их проектов, приняты - распоряжение Администрации области от 29.12.2009 №456 и регламент Администрации области, где более детально регламентирована процедура осуществления такой экспертизы. Ее проведение возложено на юридический комитет Администрации области.

Экспертиза на стадии разработки и принятия проекта нормативного правового акта всегда является наиболее эффективной с точки зрения устранения условий, создающих «почву» для коррупции, а также наименее затратной. Признавая приоритетность проведения такой экспертизы и придавая особое внимание качеству принимаемых правовых актов, Администрацией области в 2009 году было заключено соответствующее Соглашение с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области.

В рамках указанного Соглашения проекты правовых актов, на стадии их разработки, направляются на предварительную антикоррупционную экспертизу в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, в целях выявления в них коррупциогенных факторов. Одновременно, придавая особую значимость учету общественного мнения как одному из элементов подлинно демократического общества и обеспечивая информационную открытость деятельности органа исполнительной власти, проекты нормативных актов размещаются на официальном сайте Администрации области в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы гражданами и институтами гражданского общества.

Результаты рассмотрения проектов как Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, так и результаты независимой антикоррупционной экспертизы оформляются соответствующим заключением с указанием на наличие либо отсутствие выявленных при их рассмотрении коррупциогенных факторов.

Данные заключения представляются вместе с проектом нормативного акта в юридический комитет Администрации области, и несмотря на то, что заключения, согласно положениям действующего законодательства, носят рекомендательный характер, всесторонне рассматриваются, аргументы, приводимые в них оцениваются юридическим комитетом, и в дальнейшем учитываются при проведении антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.

В тоже время, хочется сказать о недостаточной активности в проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов институтами гражданского общества, в том числе различными адвокатскими образованиями, которые непосредственно призваны обеспечивать на профессиональной основе защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Исключение составляет только Торгово-промышленная палата Ростовской области, участие которой в проведении экспертизы актов безусловно положительно сказывается на качестве принимаемых правовых актов.

Переходя к оценке конкретных результатов, следует отметить, что в 2010 году из поступивших на правовую экспертизу в юридический комитет 2446 проектов правовых актов антикоррупционной экспертизе подлежало 379 актов, из них лишь в 17 юридическим комитетом были выявлены коррупциогенные факторы.

Это безусловно показывает практическую значимость проводимой Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области – предварительной антикоррупционной экспертизы, а Торгово-промышленной палатой Ростовской области – независимой экспертизы проектов правовых актов.

Коррупциогенные факторы, выявленные всеми участниками процесса проведения антикоррупционной экспертизы устранялись разработчиками проектов правовых актов на стадии их доработки.

Анализ показал, что типичными выявленными коррупциогенными факторами являются:

отсутствие административных процедур (то есть, порядка совершения правоприменителем определенных действий);

установление для граждан и организаций возможности необоснованного исключения из общего правила;

отсутствие либо неопределенность сроков, условий и оснований принятия или отказа в принятии соответствующих решений;

наличие дублирующих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Особенно прискорбно, когда указанные недостатки имеют место в социально важных актах, регулирующих, например, предоставление материальной помощи, субсидий и оказание иных мер государственных поддержки.

Некачественная подготовка документов влечет за собой так же увеличение сроков их принятия, что, с учетом социальной важности регулируемых в них отношений, является недопустимым.

Проведение в Администрации области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых до внедрения «института антикоррупционной экспертизы актов» и обязательности ее проведения, осуществляется при мониторинге их применения при внесении изменений в правовые акты. При этом, такие изменения в правовые акты инициируются, в том числе и по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, в которых указываются выявляемые прокуратурой коррупциогенные факторы.

Направляемые прокуратурой Ростовской области требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов подлежали обязательному рассмотрению Администрацией области. Так, в 2010 году Администрацией области было рассмотрено и удовлетворено 11 требований прокурора об изменении нормативного правового акта.

Все вышесказанное подтверждает необходимость и важность проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов всеми участниками этого процесса, так как это положительно отражается на качестве и «чистоте» принимаемых правовых актов.

Анализ практики подготовки правовых актов Главы Администрации (Губернатора) области и Администрации области позволяет говорить о необходимости повышения профессионального уровня сотрудников правовых служб областных органов исполнительной власти, выступающих основными разработчиками правовых актов, посредством проведения для указанных лиц на базе высших учебных заведений семинаров (курсов) по вопросам порядка и методики проведения антикоррупционной экспертизы с привлечением к участию в их проведении сотрудников органов прокуратуры Ростовской области и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области.

Смотри также:

Антикоррупционная экспертиза проектов документов

Размещен:Размещено:
10.03.2011 12:17:55|
Изменено:
09.08.2011 11:02:25|
Количество просмотров:
979

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации