Положение о территориальном планировании проекта «Схема территориального планирования Восточного Внутриобластного района Ростовской области (Волгодонской системы расселения)»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Скачать исходное изображение (.rar 38 Мб)

1)  Схема территориального планирования Восточного Внутриобластного района выполнена на основании постановления Администрации Ростовской области от 19.03.2007 №97 «Об утверждении Перечня мероприятий в области архитектуры и градостроительства по социально–экономическому развитию территории Ростовской области на 2007 год», Градостроительным кодексом РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 г.) и «Нормативами градостроительного проектирования городских округов и поселений Ростовской области» (утвержденным 16.07.2007 приказом N 2 министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области).

2)  К Восточному внутриобластному району Ростовской области отнесены территории следующих муниципальных образований:

Городской округ «Город Волгодонск» - площадь 181 кв. км

Муниципальные районы - площадь 15667 кв. км, в том числе:

  • Волгодонской - 1376 кв. км;
  • Константиновский - 2188 кв. км;
  • Мартыновский - 1917 кв. км;
  • Морозовский - 2555 кв. км;
  • Семикаракорский - 1402 кв. км;
  • Цимлянский - 2552 кв. км;
  • Дубовский (5 поселений) 1612 кв. км, в том числе:
    - Малолученское поселение - 405 кв. км;
    - Жуковское поселение - 315 кв. км;
    - Барабанщиковское поселение - 316 кв. км;
    - Вербовологовское поселение - 388 кв. км;
    - Дубовское поселение - 188 кв. км;
  • Зимовниковский (5 поселений) -2065 кв. км, в том числе:
    - Верхнесеребряковское поселение - 400 кв. км;
    - Кутейниковское поселение -385 кв. км;
    - Ленинское поселение - 532 кв. км;
    - Зимовниковское поселение - 445 кв. км;
    - Северное поселение - 303 кв.км.

Общая площадь проектирования составляет 15 848 кв.км.

 


ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Задачи по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры

2. Задачи по учету интересов Российской Федерации и Ростовской области при осуществлении градостроительной деятельности

3. Задачи по развитию и размещению объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения

4. Задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды

5. Задачи по предотвращению чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера

6.  Задачи по нормативному правовому обеспечению реализации схемы территориального планирования

 


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

1.1.1. ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В основу разработки схемы территориального планирования Восточного внутриобластного района положен прогноз численности населения в целом и по социально-демографическим группам, поскольку от изменения демографической ситуации к 2025 году во многом зависят направления дальнейшего социально-экономического развития  данной территории и входящих в ее состав городов и муниципальных районов.

На начало 2007 года общая численность населения ВВР составила 450,3 тыс. человек (11% от числа жителей Ростовской области), из них 254,9 и 195,3 тыс. человек проживало соответственно в городах и сельской местности. Доля г.Волгодонска в общей численности населения ВВР составляет 43,4%, городов Константиновск, Морозовск, Семикаракорск и Цимлянск – 18,8%, а 37,8% приходится на сельские поселения.

В целом демографическую ситуацию в ВВР можно охарактеризовать как положительную, поскольку даже при нулевом сальдо миграции по первому варианту численность населения может уменьшиться всего на 11 тыс. человек, а районов ВВР без г.Волгодонска – на 5 тыс. человек. По второму варианту число жителей ВВР может увеличиться почти на 23 тыс. человек, причем практически полностью за счет районов ВВР, а численность населения г.Волгодонска останется на уровне 2007 года.  

В период до 2025 года прогнозируются существенные изменения по социально-демографическим группам населения.

В целом по ВВР численность населения прогнозируется примерно на уровне 2007 года, а основную роль в стабилизации численности населения должны сыграть меры по сокращению смертности лиц трудоспособного возраста, при сохранении политики стимулирования роста рождаемости.

1.1.2. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

На начало 2007 года численность населения ВВР в трудоспособном возрасте составляла 283,9 тыс. человек, или 63% от общей численности населения. В расчетный период число лиц в трудоспособном  возрасте уменьшится примерно 39 тыс. человек и в 2025 году составит уже 244,7 тыс. человек, или 52% от общей численности населения.

Численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится главным образом в г.Волгодонске – на 27,3 тыс. человек, в других городах ВВР – на 4,6 тыс. человек, а в сельских поселениях - на 7,3 тыс. человек. В пересчете на экономически активное население (примерно 70% от численности населения трудоспособного возраста) это составит по г.Волгодонску примерно 19 тыс. человек, в других городах ВВР - около 3 тыс. и в районах – 5 тыс. человек.

Однако в действительности, если не считать г.Волгодонска, ситуация в ВВР с трудовыми ресурсами, особенно на фоне общероссийской, вполне благоприятна для дальнейшего развития региона. Причем в ВВР не только нет оснований ожидать дефицита трудовых ресурсов, но может еще больше обостриться проблема занятости населения, которая, на наш взгляд, уже сейчас существует в регионе из-за нехватки рабочих мест.

О необходимости создания рабочих мест свидетельствует и уровень безработицы в ВВР, где в последние годы число только официально зарегистрированных безработных составляло 4-5 тыс. человек. Кроме того, нельзя не учитывать и высвобождение рабочей силы по мере роста производительности труда, - основы создания конкурентоспособной экономики в России.

В целом по ВВР потребность в дополнительных рабочих местах, из расчета на 2025 год, составляет по балансу всего 8 тыс. единиц. Однако получается это исключительно за счет того, что в г.Волгодонске к 2025 году избыток рабочих мест составит 14,5 тыс. единиц, а в районах надо будет создать почти 23 тыс. дополнительных рабочих мест.

1.1.3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Восточный внутриобластной район (ВВР) располагает высоким потенциалом для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития. Наряду с  благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, здесь имеются свободные трудовые ресурсы – примерно 30 тыс. человек. По мере наращивания мощностей на Ростовской АЭС регион будет иметь высокую энергообеспеченность, что также является важным ресурсом дальнейшего развития экономики. 

Главной задачей на перспективу является как увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, так и обеспечение занятости трудоспособного населения. Ведущую роль в этом должны сыграть промышленность и сельское хозяйство, в развитии которых необходимо обеспечить оптимальную пропорцию, чтобы не нанести урон сельхозпроизводству.

Положение в сельском хозяйстве ВВР, как и в целом в Ростовской области, по сравнению с концом 1980-х годов существенно ухудшилось. Численность работников сельхозпредприятий уменьшилась на 45,7 тыс. человек, а всего занятых в сельском хозяйстве – примерно на 35 тыс. человек. Сокращение числа занятых в сельском хозяйстве сопровождалось уменьшением посевных площадей во всех районах, кроме Волгодонского, и составило в целом по ВВР почти 200 тыс. гектаров (на 20%). Однако совершенно очевидно, что потери в рабочей силе и посевных площадях не могут компенсироваться такой маловразумительной формой хозяйственной деятельности как личные подсобные хозяйства, доля которых в производстве скота и птицы, молока увеличилась сейчас главным образом за счет резкого снижения объемов производства этой продукции сельхозпредприятиями.

В области выделено шесть основных природно-сельскохозяйственных зон, в трех из которых представлены районы ВВР.

Морозовский, Константиновский и Цимлянский районы входят в северо-восточную скотоводческо-зерновую зону с развитым свиноводством и птицеводством.

Волгодонской, Мартыновский и Семикаракорский районы входят в центральную скотоводческо-овощеводческую зону с развитым виноградарством и рисосеянием, которая делится на две подзоны. Первые два района входят в скотоводческо-рисоводческую подзону вместе с Пролетарским районом, а Семикаракорский, вместе с Багаевским и Веселовским районами, – в овощеводческо-скотоводческую подзону с развитым  плодоводством.

Зимовниковский и Дубовский районы входят в восточную овцеводческо-зерновую зону с развитым мясным скотоводством, к которой также относятся Орловский, Ремонтненский и Заветинский районы.

Хорошие перспективы в ВВР  имеет дальнейшее развитие рыбного хозяйства.

Наконец, необходимо кардинально изменить качество жизни на селе, поскольку без этого в сельском хозяйстве скоро просто некому будет работать. Именно поэтому при разработке схемы территориального планирования предлагается формировать локальные центры третьего уровня, призванные значительно улучшить систему обслуживания сельских жителей, чтобы закрепить кадры на селе.

Обеспечение занятости населения и подъем всей экономики ВВР связаны с развитием действующих и созданием новых производств в обрабатывающей промышленности, в первую очередь пищевой. Подавляющее большинство предприятий обрабатывающей промышленности, кроме пищевой, находятся в г.Волгодонске. Совсем иная картина наблюдается в районах ВВР, где расположены преимущественно предприятия пищевой промышленности. В большинстве районов на эту отрасль приходится основной объем производства в обрабатывающей промышленности: Мартыновский – 99,5%, Зимовниковский – 95,3%, Морозовский - 86%, Семикаракорский – 73,9%, Константиновский – 61,6%.

В целом следует отметить высокий удельный вес ВВР в Ростовской области по производству животного (29,2%) и растительного масла (27,1%), сыра (27,9%) и рыбной продукции (22,1), вина и виноматериалов. Однако производство таких основных видов пищевых продуктов как мясо (удельный вес в Ростовской области 8%) и колбасные изделия (1,8%), цельномолочная продукция (6,1%), мука (2,5) и крупа (8,1) значительно ниже, чем это позволяет сырьевая база сельского хозяйства ВВР. Существующие в регионе мощности по производству этой продукции из-за недостатка сырья загружены не полностью. Это во многом связано с достаточно большой разницей между объемами производства и объемами реализации хозяйствами населения скота и птицы, молока. Представляется, что в перспективе по мере роста объемов производства сельхозпродукции ВВР должен не только полностью обеспечивать собственную потребность в мясной и молочной продукции, но стать одним из главных ее поставщиков в Ростовскую агломерацию. Причем агропромышленные комплексы Семикаракорского и Константиновского районов на это были ориентированы и раньше. Для этого потребуется строительство в регионе еще одного молокозавода, предпочтительно в Мартыновском районе. Что касается мяса, то увеличение объемов его производства вполне может осуществляться за счет развития действующих мясокомбинатов.

Создавать новые рабочие места в промышленности следует в районах за счет расширения действующих и размещения новых предприятий. Это позволит не только решать проблемы занятости населения, но и повысить доходную базу местных бюджетов. Приоритет в размещении промышленности должны получить административные центры районов, составляющие основу каркаса Волгодонской системы расселения.

Для размещения новых крупных промышленных объектов предлагаются г.Морозовск и п.Зимовники, имеющие выгодное транспортное и экономико-географическое положение. Развитие этих населенных пунктов позволит значительно укрепить весь каркас Волгодонской системы расселения.

Необходимо также активизировать развитие промышленности в г.Константиновске, который в настоящее время не имеет градообразующих предприятий. В первую очередь здесь должны размещаться предприятия пищевой промышленности.

В целом следует отметить, что на территории ВВР не существует ограничений для любых частных инвестиций. Однако преимущественное развитие должны получить предприятия агропромышленного комплекса и обслуживающие его производства.

1.1.4. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

Предметом схемы территориального планирования является планировочная организация территории Восточного внутриобластного района Ростовской области с рациональным размещением на ней всех отраслей хозяйства, транспортных функций, обеспечивающих внутренние и внешние ее связи, а также создание благоприятных условий для населения.

Структура сложившейся планировочной организации  восточного внутриобластного района Ростовской области неравномерна. Ее неравномерность обусловлена расположением основных элементов планировочного каркаса, как природно-ландшафтных, так и связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Планировочная структура отражает формирование системы расселения и развивавшиеся хозяйственные связи. Планировочными осями на данной территории выступают, как транспортная сеть, так и системы расселения.

Транспортный каркас подчеркивает сложившуюся систему расселения и включает в себя железнодорожный, внутренний водный, автомобильный виды транспорта. Транспортная структура Восточного внутриобластного района  Ростовской области представляет собой взаимосвязанную систему существующих международных и межрегиональных транспортных коридоров с региональной и местной транспортной системой.

Планировочными центрами на территории ВВР являются крупнейшие поселения и их ближайшее окружение:

1. Города Волгодонск, Цимлянск,  станицы Романовская, Красноярская, сельские населенные пункты окружающие их образуют Волгодонский планировочный центр.

2. Семикаракорск, Константиновск и Усть-Донецкий  образуют центрально-донской планировочный центр.

3. Морозовск с окружающими его поселениями, наиболее крупными из которых являются Грузинов, Вознесенский и Константино-Быстрянский, образуют самостоятельный, но сравнительно небольшой центр в северо-восточной части области.

4. Большая Мартыновка, Зимовники и Дубовское со своим ближайшим окружением с пространствено-географической точки зрения образуют локальные и менее значительные центры. Тем не менее, они являются важными центрами  планировочной системы  и играют значительную роль опорных пунктов системы расселения Ростовской области. 

Кроме линейных и точечных элементов планировочной структуры на территории ВВР можно выделить ряд плоскостных элементов – функциональных   зон.

При определении состава функциональных зон, подлежащих выделению на территории ВВР, было учтено разнообразие видов ее хозяйственной специализации, а так же допустимые с экологической точки зрения возможности преобразования природной среды.  Проектом предлагается следующий состав зон:

1.  зоны преимущественной урбанизации;

1.1. промышленного развития;

1.2. развития селитьбы;

2. зоны преимущественного с/х использования;

2.1. зоны многофункционального сельскохозяйственного производства;

2.2. зоны размещения перерабатывающих с/х продукцию предприятий;

3. зоны преимущественного рекреационного использования;

4. зоны охраняемого природного ландшафта.

Основными выводами общей комплексной оценки территории Восточного внутриобластного района говориться, что:

1. Природные и ресурсные потенциалы этой территории создают хорошие потенциал для развития сельского хозяйства, не только растениеводства, но и прежде всего животноводства и рыбоводства. В тоже время, наиболее существенным ограничением развития производственного потенциала области, орошения, рыбного хозяйства и рекреации является существенный дефицит водных ресурсов. Почти половина территории области по оценке относится к территориям, не обеспеченным гарантированными поверхностными водными ресурсами. Подземными водными ресурсами область располагает весьма в ограниченных размерах: в на-стоящее время только 5% потребляемых водных ресурсов добываются из подземных источников.

2. Демографические и трудовые ресурсов позволяют обеспечить развитие не только сельского хозяйства, но и развивать на территории производственные структуры, как по переработке сельскохозяйственной продукции, так и по обслуживанию механизированного парка сельского хозяйства.

3. Транспортные потоки МТК «Транссиб» создают благоприятную ситуацию для создания производств направленных на переработку сырья, составляющего основу грузопотоков этого транспортного направления.  

4. Неравномерная система расселения с созданием неравнозначных по своим ресурсам и взаиморасположению административных центров поселений сформировала рваную сеть социального обеспечения сельского населения несколько избыточную в центральном районе и совершенно недостаточную в северной и юго-восточной частях.

В дополнение к общей комплексной оценке была проведена оценка непосредственно планировочной структуры и особенностей ее функционирования. Основными выводами ее являются следующие положения:

1. Слабо выражены  для данной части территории Ростовской области меридиональные и субмеридиональные элементы планировочного каркаса.

2. Слабые хозяйственные связи между узлами планировочной системы.

3. Перемещение грузов по транспортным коридорам в основном имеет транзитный характер. И как следствие, слабое использование возможностей организации производств, направленных на дополнительную переработку сырья, идущего по данной территории транзитом, и создание продукции с высокой добавленной стоимостью.

4. Не эффективное использование возможностей функциональных зон, в частности зоны преимущественного с/х использования и преимущественного рекреационного использования.

5. Четко выраженная ориентация сельского хозяйства на продукцию  растениеводства и создание продукции с низкой добавочной стоимостью, создает большой дефицит рабочих мест. Что в свою очередь усиливает отрицательные миграционные потоки наиболее активной части населения в трудоспособном возрасте и ослабляет систему расселения.

Оценивая современное состояние планировочной структуры и принимая предложенную концепцию развития, проектом предлагается:

1. Развивать сложившийся планировочный каркас территории, внося небольшие изменения в функциональное зонирование, корректируя транспортную инфраструктуру и выстраивая  эффективную и прочную систему центров.

2. Укреплять восходящие меридиональные и субмеридиональные связи трансформированием и укреплением транспортной сети.  Это направления: Элиста - Зимовники – Волгодонск – Морозовск (далее перспектива соединения с трассой М-4 «Дон») и  Элиста – Зимовники – Большая Мартыновка – Константиновск – Шахты (далее соединение трассой М-4 «Дон»).

3. Укреплять региональную транспортную инфраструктуру ремонтируя и прокладывая новые дороги и развивая все виды транспорта (см. схему и материалы раздела «Транспортная инфраструктура»)

4. В рамках работы с системой планировочных центров проектом предлагается развивать и укреплять сложившуюся систему, состоящую из достаточно большого количества средних и крупных населенных пунктов. Это заключение основано на том, что вблизи населенных пунктов наиболее интенсивно и с высокой эффективностью используются земельные ресурсы. Поэтому есть основания утверждать, что развитие сети поселений ведет к росту производительности сельского хозяйства и более полному освоению окружающего ландшафта. Небольшие и крупные поселения на современном этапе развития инженерных сетей, сооружений и связи могут предоставлять более высококачественную среду для жизни, чем переуплотненные городские поселения. Малые, разряженные поселения, при соблюдении известных мер связанных с обращением отходов производства и жизнедеятельности, и создают меньшую нагрузку на природно-экологический каркас окружающей территории.

5. Следует заметить что система, состоящая из довольно большого количества малых поселений, будет эффективно функционировать только при высоком развитии более крупных центров регионального уровня, которыми на данный момент являются крупный Волгодонский планировочный центр, менее крупный центрально-донской (в составе Семикаракорска и Константиновска), малые Морозовский, Мартыновский, Дубовский и Зимовниковские центры. Их следует в соответствии с концепцией экономического развития насыщать опытно-производственными, производственными и образовательными предприятиями и учреждениями.     

6. Сложившуюся систему расселения предлагается укреплять на основе формирования 3-х уровневой групповой системы населенных мест, предусматривающей взаимосвязанное развитие близлежащих населенных пунктов разного уровня на основе единой транспортной инфраструктуры и сети обслуживания населения социальными услугами. В ее основе лежит, положение о замыкании в пространстве группы системы населенных мест недельного цикла жизнедеятельности населения. (Подробнее формирование системы расселения и формирование ее обеспечение социально-культурным обслуживанием приводиться в Главе расселение.


1.2.  ЗАДАЧИ ПО УЧЕТУ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Формирование и развитие общественно-деловых зон для обеспечения возможности развития и размещения представительских и коммерческо-деловых объектов федерального и областного уровня, в зонах прилегающих к опорным центрам второго уровня Волгодонской системы расселения.

2. Формирование зон режимных объектов для обеспечения возможности функционирования соответствующих военных и иных режимных объектов.

3. Формирование и развитие зон транспортной инфраструктуры для обеспечения возможности развития и размещения объектов внешнего транспорта (речного, железнодорожного, воздушного, автомобильного) федерального и областного значения, а именно выполнения комплекса мероприятий по развитию и межрегиональных транспортных коридоров.

 


1.3.  МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Социальная инфраструктура

Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры в ВВР, где 44% приходится на сельское население, проживающее в 309 сельских населенных пунктах, должно быть направлено на обеспечения всех жителей региона, независимо от места проживания, необходимым набором объектов и услуг социально-культурной сферы. В конечном итоге от этого зависит будущее большинства  сельских населенных пунктов, жители которых сейчас играют столь важную роль в экономике ВВР, основой которой является сельское хозяйство. Причем сразу отметим, что поскольку численность сельского населения ВВР к 2025 году увеличится очень незначительно, то большинство социальных проблем необходимо будет решать в период до 2015 года.

При оценке перспективной потребности населения ВВР в объектах и услугах социально-культурной сферы использовались социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства России от 3 июня 1996 года  № 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 года), “Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры”, одобренная распоряжением Правительства России от 19 октября 1999 года № 1683-р. Отметим, что в настоящее время содержащиеся в этих документах нормы и нормативы не являются обязательными, а используются как социальные ориентиры, в том числе для укрупненных расчетов. В работе также использовались «Нормативы градостроительного проектирования городских округов и поселений Ростовской области», которые обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области, независимо их организационно-правовой формы. Прежде всего здесь следует выделить типологию административно-территориальных образований по видам обслуживания, включающим эпизодическое, периодическое и повседневное, в соответствии с которым должны приниматься решения по размещению тех или иных объектов.

Исходя из данной типологии, на территории ВВР находится 8 центров эпизодического обслуживания - центры административных районов, 4 центра периодического обслуживания – крупные сельские поселения, а также 189 центров повседневного обслуживания – центры сельских поселений и сельские населенные пункты с числом жителей свыше 200 человек. Отметим, что данная типология не дает четкого ответа о месте в ней 52 больших сельских населенных пунктов ВВР.

Дошкольное образование

В сфере образования одной из важнейших задач является восстановление сети дошкольных учреждений, количество которых сокращалось в 1990-годы пропорционально уменьшению числа детей дошкольного возраста. В 1991-2001 годах почти половина дошкольных учреждений прекратила работу. Особенно «активно»   дошкольные учреждения зарывались в г.Волгодонске, а также Константиновском и Морозовском районах.

В 2007-2024 годах численность детей дошкольного возраста может увеличиться в целом по ВВР с 27 до 36 тыс. человек, главным образом в районах – с 13 до 20 тыс. человек.

Если в 1991 году было 30 тыс. воспитанников дошкольных учреждений, то к 2025 году их ожидается не более 17 тыс. человек. Сейчас в ВВР при общем количестве 14,3 тыс. мест в дошкольных учреждениях, число воспитанников составляет 13,8 тыс. человек.

В период до 2025 года в ВВР предстоит создать дополнительно примерно 3,7 тыс. мест в дошкольных учреждениях, причем практически полностью в районах ВВР.

Общее (школьное) образование

В отличие от дошкольного, в общем образовании ситуация складывается совсем иная. Уменьшение численности детей школьного возраста, которое уже привело к сокращению числа учащихся и закрытию целого ряда общеобразовательных школ, будет продолжаться в районах ВВР до 2015 года, а в г.Волгодонске – до 2010 года. В целом по ВВР прекратили работу 29 школ,  больше всего - в Морозовском, Цимлянском и Дубовском районах. Впоследствии это может привести к их дефициту, как сейчас происходит с детскими дошкольными учреждениями.

В период 2016-2024 годов потребность в дополнительных ученических местах составит 8,2 тыс. единиц. При этом в Мартыновском и Морозовском районах их количество даже к 2025 году не превысит численность учащихся в 2006/2007 учебном году. Вообще надо отметить, что в 2025 году количество ученических мест будет в лучшем случае равно численности учащихся в 2003/2004 учебном году и на 5 тыс. меньше, чем в 2002/2003 учебном году. Все это свидетельствует о том, что особых проблем в регионе с общеобразовательными школами не должно быть и имеются хорошие возможности для улучшения обеспеченности населения общеобразовательными учреждениями. Однако это будет возможно только в том случае, если закрытие общеобразовательных школ не повторит случившееся в 1990-е годы с детскими дошкольными учреждениями.

Профессиональное образование

Высшие учебные заведения и половина учреждений среднего профессионального образования сосредоточены в г.Волгодонске. Численность студентов высших учебных учреждений сохраняется последние 5 лет на уровне 10 тыс. человек. В основном это подготовка будущих работников по различным техническим специальностям, экономистов и педагогов. Подготовка специалистов осуществляется в основном по тем специальностям, которые в целом соответствуют потребностям хозяйственного комплекса региона. В филиале Донского аграрного университета готовят специалистов для сельского хозяйства.

В настоящее время число студентов высших учебных заведений, в расчете на всех жителей ВВР, на 2,5 тыс. человек больше нормативной потребности. Поэтому основной задачей на перспективу является организация подготовки специалистов преимущественно тех специальностей, которые необходимы для нормального функционирования хозяйственного комплекса ВВР.

Дальнейшее развитие среднего профессионального образования в ВВР должно быть ориентировано на увеличение подготовки специалистов для агропромышленного комплекса и отраслей инфраструктуры. При этом нет необходимости создавать новые учреждения среднего профобразования, за исключением г.Морозовска.

Внешкольные учреждения

Важное место в системе образовании занимают детские образовательные учреждения. Согласно нормативам градостроительного проектирования в Ростовской области наличие и размещение таких учреждений в населенных пунктах зависит как от числа школьников, так и числа жителей населенных пунктов (по типам обслуживания). В этой ситуации конкретные предложения могут быть выработаны только при разработке генеральных планов городских и сельских поселений.

Здравоохранение

Вопросы развития здравоохранения, обеспечения населения  первичной и стационарной медицинской помощью в регионах с высокой долей сельского населения рассматривались с учетом системы расселения, в которую встраиваются соответствующие медицинские учреждения.

Обеспеченность населения ВВР врачами и средним медицинским персоналом дает возможность оценить общий уровень развития сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Если исходить из норматива 41 врач на 10 тыс. населения, то данному критерию соответствует только г.Волгодонск, а в большинстве районов обеспеченность населения врачами меньше примерно в 3 раза  Причем, большой разрыв районов ВВР не только относительно нормативной величины, но и обеспеченности других районов Ростовской области. Только Цимлянский и Морозовский районы входят в первую двадцатку 43 районов области.

Такое положение не может не сказываться на  качестве медицинских услуг, предоставляемых населению ВВР. Речь не идет о том, что в перспективе надо выйти на указанный норматив, но совершенно очевидна необходимость роста числа врачей в регионе. То же самое относится и к среднему медицинскому персоналу.

 В целом же положение с врачами и средним медицинским персоналом характеризует  низкий уровень обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями. На наш взгляд, такая дискриминация сельского населения в дальнейшем недопустима - число медицинских работников должно увеличиваться одновременно с наращиванием мощностей больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Платная медицина еще нескоро придет в сельские районы.

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Амбулаторно-поликлинические учреждения являются основным звеном первичной медицинской помощи населению и должны удовлетворять потребности населения как по мощности, так и местоположению. Первоочередной задачей  в развитии амбулаторно-поликлинической сети является создание фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) практически в каждом сельском населенном  пункте с числом жителей от 0,2 до 3 тыс. человек, а в населенных пунктах с числом жителей более 3,0 тыс. человек  – врачебных амбулаторий.  В то же время необходимо добиваться того, чтобы мощность амбулаторно-поликлинических учреждений обеспечивала реальные потребности населения.

В настоящее время в ВВР 182 сельских населенных пункта с числом жителей от 0,2 до 3 тыс. человек, которые сохранятся и в  рассматриваемой перспективе.

Создать дополнительные мощности амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо в период до 2015 года, главным образом за счет строительства новых амбулаторий.

 

Объекты культурного наследия

1. Совершенствование и развитие системы охраны объектов культурного наследия.

2. Формирование Единого государственного реестра объектов культурного наследия на территории Восточного внутриобластного района и ведение информационной базы данных объектов охраны и ограничений возможных преобразований

3. Обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия и исторической среды.

4. Проведение реставрационного ремонта объектов культурного наследия на территории Восточного внутриобластного района.

5.  Проведение работ по инвентаризации объектов культурного наследия

6.  Обеспечение возможности посещения объектов культурного наследия

Туризм и рекреация

1. Совершенствование существующих и развитие новых видов туризма.

2. Обустройство территории вдоль туристических маршрутов, основные направления которых проходят вдоль реки Дон и в районе Цимлянского водохранилища.

а)  изготовить и установить указатели к достопримечательностям и музеям, на въездах и улицах в городах и районах;

б)  построить стоянки для туристских экскурсионных автобусов вне дорожно-уличной сети в городах и станицах;

в)  обустроить «зеленые стоянки» и построить остановки для отдыха транзитных туристов и экскурсантов.

3.   Формирование сети комфортабельных гостиниц в узловых центрах туристических маршрутов (г. Константиновск, г. Семикаракорск, г. Цимлянск, ст.Романовская).

Отдых и санаторно-курортное обслуживание

Развитие, модернизация и реструктуризация существующей сети объектов отдыха и санаторно-курортного обслуживания и строительство новых объектов с учетом роста количества лиц, прибывающих на отдых и лечение из других регионов России.

Проектом предусмотрено развитие объектов отдыха и санаторно-курортного обслуживания на территории вдоль рек Дон, Северский Донец, водохранилищ Цимлянского и Манычского.

 

Транспортный комплекс

В целях развития международных и межрегиональных транспортных коридоров проектом предусматривается:

1.  Максимально использовать потенциал МТК «Транссиб», включающего на территории района автомобильную дорогу регионального значения «Котельниково – Дубовское - Зимовники – Сальск – Песчанокопское (от границы Волгоградской области)»  и железнодорожное сообщение Новороссийск-Сальск-Волгоград; дорогу федерального значения М-21 «Волгоград — Каменск-Шахтинский — гр. с Украиной»; областные автодороги «Морозовск – Цимлянск – Волгодонск» и «Кашары – Первомайское – Милютинская – Морозовск». В связи с этим необходимо реконструировать железнодорожную часть ответвления МТК «Транссиб» (Новороссийск-Сальск-Волгоград-Транссиб) посредством строительства вторых путей и электрификации дороги. Для повышения конкурентоспособности коридора целесообразно его усиления за счет развития параллельного автодорожного направления.

2.  Увеличивать переработку грузов транзитных экспортно-импортных грузоперевозок путем создания производственно- логистических комплексов, включающих офисно - складской комплекс, контейнерные площадки, специализированные склады, производственные площадки по переработке, упаковке и расфасовке, железнодорожную сортировочную станцию и объекты инженерной инфраструктуры. Комплекс может стать одним из опорных пунктов международного транспортного коридора Юго-Восточная Азия - Китай - Казахстан - Россия – Европа.

Модернизация и комплексное развитие опорной транспортной сети Волгодонского района и  обеспечение на ее основе межрайонной и межобластной интеграции.

Инженерная инфраструктура

Водоснабжение

Проектом предусматривается строительство централизованных систем водоснабжения, источником которых могут служить как подземные воды, так и поверхностные воды р.Дон и Цимлянского водохранилища.

Главным вопросом для всех населённых пунктов, является необходимость приведение в надлежащее техническое состояние существующих систем водоснабжения ,а также строительство магистральных водоводов и разводящих сетей по населённым пунктам.

Водоотведение (канализация)

Проектом предусматривается строительство централизованных систем канализации, в состав которых входят самотечные коллекторы, насосные станции перекачки и напорные коллекторы, а так же очистные сооружения полной биологической очистки с доочисткой на фильтрах и сбросом очищенных стоков либо в открытые водоёмы, либо на поля фильтрации. Проектом намечается строительство объединённых очистных сооружений на два и более населённых пункта, там , где это целесообразно.

Водоотведение (канализация)

Проектом предлагается постепенная ликвидация существующих свалок с рекультивацией освобождённых территорий и организацией межноселенческих полигонов, на которых для  обезвреживания трупов животных предлагается строительство биотермической ямы “Беккари ”.

Для вывоза ТБО необходима организация автоспецтранспортных парков  со строительством утеплённых гаражей и ремонтных мастерских.

На перспективу предлагается рассмотреть вопрос о строительстве предприятий по переработке и утилизации ТБО в Волгодонском, Константиновском, Семикаракорском и Цимлянском районах.

 

Электроснабжение

 

Потребителями электроэнергии в Ростовской области являются:

-  промышленные предприятия,

-   жилищно-коммунальный сектор

-   сельскохозяйственное производство

-   прочие потребители

Потребность в электрической энергии определена по срокам проектирования I очередь (2015г.) и расчетный срок (2025г.) в соответствии с гипотезой промышленного развития, намечаемым ростом всех остальных отраслей народного хозяйства, а также изменением численности населения и благоустройства жилого фонда, нормы удельного коммунально-бытового электропотребления приняты на основании «Изменения и дополнения к Инструкции по проектированию электрических сетей РД № 34.20.185-94.  Нормы составят для крупных городов 0,6 кВт/чел., прочих городов 0,5кВт/чел., сельских населенных пунктов 0,4 кВт/чел. Электрическая нагрузка, промыш-ленности, сельскохозяйственного производства и прочих потребителей приняты на основании экспертных оценок и принята в размере 35-40% от потребления коммунального сектора.

Годовое электропотребление в целом по области составит:

- на I очередь ~ 18900млн. кВт·ч

- на расчетный срок 21667млн. кВт·ч

В том числе по Восточному внутриобластному району:

- на I очередь ~ 9800млн. кВт·ч

- на расчетный срок 11100 млн. кВт·ч

При этом следует отметить, что приоритетным направлением следует считать использование собственных энергетических ресурсов области:

1. Развитие угольной промышленности и использование местного угля для новой тепловой электростанции на 640 МВт.

2. Строительство новых ТЭС на отходах углеобогащения (- 120МВт)

3. Строительство новых ТЭС на месторождениях газа. Суммарная мощность ТЭС при использовании газа собственных месторождений составит 245 МВт.

4. Использование нетрадиционных источников энергии – солнечной энергии, как строительство солнечных электростанций, так и сооружение фотоэлементов на крышах отдельных зданий. В настоящее время солнечная энергия является самым перспективным энергоносителем в мире – использование энергии ветра.

Потенциал Ростовской области для развития нетрадиционных источников энергии достаточно велик.

5. Техническое перевооружение электростанций и сетей  Филиала ОАО «МРСК Юга»-»Ростовэнерго»  

6. Строительство малых ТЭС и переоборудование ряда котельных в миниТЭЦ.

Покрытие дефицита мощности энергосистемы может осуществляться как за счет строительства нетрадиционных источников энергии, потенциал которых при данном балансе может составить: малые ГЭС – 100 МВт, ветроэлектростанции – 1800 МВт, солнечные электростанции – 1000 МВт, так и за счет перетоков мощности от электростанций бывшего РАО ЕЭС.

После ввода 2-го и 3-го блоков АЭС область становится энергоизбыточной.

В области предусматривается следующее электросетевое строительство 500-220Кв.

1.  п/ст 500кВ. Ростов и ВЛ 500 кВ. Шахты – Ростов.

2. Заход ВЛ 330 кВ. Нч ГРЭС – Южная на п/ст. Ростов.

3. ВЛ 500 кВ Фролово – Ростов.

4. ВЛ 500 кВ Ростов – Брюховецкая – Крымская.

5. ВЛ 500 кВ ОРУ – АЭС Невинномысск.

6. ВЛ 220 кВ АЭС – ГПП–2.

7. ВД ТЭЦ2 – Мартыновка – Сальск.

8. ВЛ 220 кВ Г-20 – Донецк.

9. ВЛ 220 кВ Донецк – Миллерово.

10. ВЛ 220 кВ Ростов – Т-10.

Потребуется также реконструкция, модернизация и техническое перевооружение до 40% подстанций и сетей 110 кВ и ниже, в том числе в Восточном внутриобластном районе.

В настоящее время баланс нагрузок таков, что загрузка трансформаторных подстанций 110 кВ ОАО «Филиала ОАО «МРСК Юга»-»Ростовэнерго»»  соответствует нормативному соотношению нагрузки к установленной мощности трансформаторов. 

Выполненный предварительный анализ (при неполной исходной информации) перспективной загрузки трансформаторных подстанций показывает, что практически по всем районам рассматриваемой зоны области можно ожидать дефицита трансформаторной мощности по отношению к перспективным расчетным нагрузкам. Это означает, что потребуется реконструкция и расширение практически всех подстанций по мере роста электрических нагрузок потребителей. В первую очередь это относится к районам Волгодонскому, Константиновскому, Цимлянскому и Зимовниковскому. По районам Семикаракорскому данные о загрузке и характеристикам подстанций отсутствуют. По Морозовскому району трансформаторная мощность подстанций существенно превышает достигнутый уровень нагрузок с учетом заявок на присоединение новых потребителей.

 

Тепло- и газоснабжение

 

Теплоснабжение большинства поселений рассматриваемых районов осуществляется от автономных теплогенераторов и мелких котельных на природном газе, что означает тесную связь систем развития теплоснабжения с  программой газификации области. В настоящее время охват системами газоснабжения несколько превышает 50%, но в соответствии с планом газификации в обозримой перспективе охват теплоснабжения за счет природного газа превысит 70%.

Ростовская область включена в программу газификации регионов Российской Федерации. Чтобы эти работы приносили наибольший эффект, в апреле 2006 года губернатор Владимир Чуб и председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер подписали план-график синхронизации работ по выполнению программы газификации, в соответствии с которым администрация области параллельно обеспечивает строительство внутрипоселковых сетей и готовность потребителей к приему газа. Такая слаженность действий позволяет проводить газификацию максимально эффективно и исключать случаи, когда построенный межпоселковый газопровод в течение нескольких лет остается незадействованным из-за того, что в близлежащих хуторах не готовы разводящие сети.

На период до 2025 года предусматривается 100% газоснабжение потребителей природным газом.

Согласно «Корректировке схемы газоснабжения Ростовской области» (Гипрониигаз) охват населения газоснабжением природным газом к 2010году должен составить 89,9%. Схемой предусматривается проложить 609,2км. газопроводов отводов и построить 34 газораспределительных станций. Годовой расход природного газа на расчетный срок составит около 10 000млн.м?.

Увеличение газоснабжения сжиженным газом в области не предусматривается. Также не намечается сооружение дополнительных сооружений сжиженного газа.

Доля природного газа в топливном балансе всей области на расчетный срок после реализации программы газификации составит ориентировочно 70%.

 

На период до 2025 года предусматривается 100% газоснабжение потребителей природным газом.

После завершения программы газификации районов состояние теплоснабжения существенно улучшится и по рассматриваемой зоне области доля газификации существенно превысит 70%.

После перевода на газ мелкие и средние котельные существенно улучшат свои показатели работы и надежность теплоснабжения возрастет, улучшится при этом и экологическая обстановка в населенных пунктах.

Индивидуальные потребители получат возможность осуществлять теплоснабжение от индивидуальных газовых котлов и нагревателей

 

Связь и информатизация

 

Обеспечение потребителей района услугами связи и коммуникации намечается от центрального концентратора, размещенного в районном центре. От него будет проложен оптико-волоконный кабель к поселкам района.

Кроме услуг связи оптико-волоконная сеть будет обеспечивать также услуги Интернет, кабельного телевидения и работу систем мониторинга и оповещения в рамках всего ВВР.

Реализация программы прокладки оптико-волоконной сети в районе позволит полностью решить все задачи по обеспечению населения района услугами связи, Интернет-вещания, кабельного телевидения, а также решение вопросов мониторинга и управления всеми объектами инженерной инфраструктуры.

Мелиорация сельскохозяйственных земель

1.  Увеличение эффективности использования водных ресурсов оросительных систем за счёт организации периодического орошения и применения новых конструктивных элементов оросительной сети.

2.   Усовершенствование процесса организации эксплуатации оросительных систем при периодическом орошении и разработка конструктивных решений оросительных систем, позволяющих увеличивать орошаемые площади за счёт подачи неиспользуемых лимитов воды с участков регулярного орошения.

3.   Принятие мер, направленных на оздоровление водных объектов, сокращение изъятия стока для использования за счет ликвидации потерь воды, внедрения совершенных технологий и комплекса мер по рациональному использованию и охране водных ресурсов

4.    Разработка областной программы восстановления и развития мелиоративной инфраструктуры.

5.    Для предотвращения негативных факторов и улучшения плодородия почв ВВР Ростовской области предусмотреть осуществление комплекса мероприятий, включающих защиту почв от эрозии, агрохимические и мелиоративные работы, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление и улучшение нарушенных земель.

 

Жилищный фонд

Жилищное строительство, формирование первичного и вторичного рынков жилья сейчас все больше определяют направления миграционных потоков населения, поэтому необходимо дифференцированно подходить к жилищному строительству на каждой конкретной территории.

На начало 2007 года общая площадь жилищного фонда в ВВР составила 8,9 млн. кв. метров, или 10,3% от жилищного фонда Ростовской области. Более трети (35%) жилищного фонда ВВР приходилось на долю г.Волгодонска. Уровень обеспеченности населения жилищным фондом в среднем на 1 человека от 17,4 (Мартыновский район) до 22 кв.м (Цимлянский район) и по этому показателю районы ВВР заметно уступают другим районам Ростовской области.

Основу жилищного фонда ВВР составляет индивидуальный жилищный фонд, включающий одноквартирные жилые дома (индивидуально-определенные здания) и приватизированное жилье.  Причем на одноквартирные жилые дома в большинстве районов ВВР приходится как минимум 70% всего индивидуального жилищного фонда и их доля в общей площади жилищного фонда постоянно увеличивается.

Объемы ввода дополнительной жилищной площади в ВВР и его административно-территориальных образованиях определялись исходя из нормативов градостроительного проектирования городов и районов Ростовской области – это 23 и 30 кв.м жилищной площади в среднем на человека соответственно на 2015 и 2025 годы.

Оценка потребности в селитебной территории проводилась на основе принятых в Ростовской области  градостроительных нормативов. Для расчета были приняты следующие пропорции между строительством  индивидуального и многоквартирного жилья: г.Волгодонск – соответственно 30% и 70%, другие города ВВР – 20% и 80%, районы – 90% и 10%.

Результаты расчета отражают максимальную потребность в дополнительной селитебной территории, поскольку условно принято, что весь дополнительный ввод жилья будет осуществляться на новой территории.

Максимальная потребность в дополнительной селитебной территории в целом по ВВР составляет немногим более 6 тыс. га. Однако в действительности, если исходить из изложенных выше трех направлений жилищного строительства в ВВР, для обеспечения дополнительного ввода жилья потребуется примерно 2,3 тыс. га дополнительной селитебной территории, из них  почти 1,45 тыс.га приходится на строительство индивидуальных (в том числе 0,8 тыс.га в сельских населенных пунктах) и 0,84 тыс.га – многоквартирных домов.

 


1.4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО САНИТАРНОЙ ОЧИСТКЕ ТЕРРИТОРИИ

Проектом предлагается постепенная ликвидация существующих свалок с рекультивацией освобождённых территорий и организацией межноселенческих полигонов, на которых для  обезвреживания трупов животных предлагается строительство биотермической ямы “Беккари ”.

Для вывоза ТБО необходима организация автоспецтранспортных парков  со строительством утеплённых гаражей и ремонтных мастерских.

На перспективу предлагается рассмотреть вопрос о строительстве предприятий по переработке и утилизации ТБО в Волгодонском, Константиновском, Семикаракорском и Цимлянском районах.

 


1.5.  МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.6.  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

В процессе разрабтки мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для Восточного внутриобластного района Ростовской области сформирован перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Путем проведения анализа возможных последствий ЧС природного и техногенного характера определены границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные источники ЧС:

  • часть территории района находится в зоне возможного затопления до отметки 27,6-29,2м БСВ при прорыве напорного фронта Цимлянского гидроузла;
  • на территории района отмечается интенсивный техногенный подъем уровня грун­товых вод,
  • распространены оползневые явления и просадочные грунты;
  • наличие на территории района потенциально опасных объектов.

На основе анализа степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разработаны предложения по проведению мероприятий направленных на снижение возможных последствий ЧС природного и техногенного характера.

Информация министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства, 17.09.2009

__________________________________

__________________________________

<<<< Территориальное планирование

<<<< Раздел "Строительство"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:36:00|
Изменено:
25.06.2013 14:45:29|
Количество просмотров:
2698

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации