Основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области»

В 2005 году была завершена разработка Схемы территориального планирования Ростовской области, которую выполнял  ФГУП «РосНИПИУрбанистики», г. Санкт-Петербург с 2002г. по 2005г. Проект прошел все согласования с отраслевыми министерствами, заинтересованными службами надзора и контроля, 4  специализированные экспертизы, а также  получено положительное заключение Главгосэкспертизы России. Кроме этого проект был согласован с муниципальными образованиями Ростовской области и  министерством регионального развития Российской Федерации (всего в согласовании участвовали  28 отраслевых министерств РФ). 

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004г. №190-ФЗ) Схема территориального развития Ростовской подлежит опубликованию. 

1.Цели и задачи территориального планирования Ростовской области   

В соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации разработка документа территориального планирования направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и объединений.

При этом важнейшей идеологической установкой документов территориального планирования, как практически и во всем мире, является установка на «устойчивое развитие», или иными словами на изменения, которые не помешают, а напротив будут способствовать не только решению текущих проблем, но и позитивному развитию территорий в долгосрочной перспективе.

Схема территориального планирования Ростовской области

Такая концептуальная установка* порождена наличием множества исторических примеров реализации градостроительных проектов и программ, продиктованных, прежде всего, текущими, часто ведомственными или корпоративными интересами, приводившими к тяжелым и трудно исправимым последствиям для обширных территорий.

На современном этапе развития РФ, ярко обнажившем издержки градостроительной политики предыдущих десятилетий, необходимо избежать последствий, связанных с установкой исключительно на решение текущих задач, как и на решения, принятые без учета реакции на них населения.

Стратегический общественный документ, каким является территориальная схема, охватывая практически все стороны условий жизнедеятельности, должен не столько пассивно предугадывать будущее, сколько содействовать его формированию в позитивном, достаточно оптимистическом и в то же время реально достижимом направлении.

2. Мероприятия  по территориальному планированию Ростовской области

Основополагающими для развития территории Ростовской области являются проектные решения Схемы по выделению территориальных зон, имеющих различное функциональное назначение. Градостроительное зонирование влияет на многие важнейшие характеристики, определяющие качество окружающей среды: объемы транспортных корреспонденций, уровни воздействия вредных выбросов на здоровье населения, комфортность мест проживания, инвестиционную привлекательность территории, стоимость недвижимости и др.

Изменения в использовании территорий требуют значительных капиталовложений и времени, что вызывает необходимость их обоснования с учетом всех вероятностных последствий и затрат.

Не менее существенны решения схемы, связанные с развитием транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, обеспечивающих надежность функционирования и возможность позитивного преобразования системы расселения на территории области. Мероприятия, связанные с развитием инфраструктур, должны обладать достаточной надежностью, обоснованностью и определенностью, предполагать минимум отклонений на последующих стадиях разработки градостроительной документации.

Особо пристальное внимание в градостроительной стратегии проекта уделено проблемам безопасности и экологии.

1. Расселение

Исходя из стратегии экономического развития области, современного состояния ее хозяйственного комплекса, сложившейся системы расселения и общемировых тенденций в градостроительстве настоящим проектом выдвигается концепция эволюционного преобразования градостроительных систем области на основе принципов устойчивого развития территории.

Переход к рыночным отношениям создает существенные предпосылки изменения самого процесса градообразования, поскольку в отличие от прошлого размещение производств не диктуется сверху, а становится прерогативой поселения, территории.

На первом месте в градостроительной стратегии развития Ростовской области стоит тема укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, связывающего тангенционально направленными скоростными дорогами основные центры групповых систем расселения области – г.г.Волгодонск, Шахты, Новошахтинск и Таганрог. Всего проектом предлагается реализовать около 300км новых скоростных дорог, а с учетом федеральной трассы Москва-Баку (дублера существующей автодороги) – около 700км и около 5000км – новых территориальных автодорог.

Спецификой и особенностью современного переломного периода в российском градостроительстве является смена типа урбанизации, трансформация ее источников, движущих сил с полным преобразованием характера социальной и ресурсной базы градостроительства. На смену экстенсивному периоду урбанизации, характерному для фазы индустриальной, социалистической, государственно-обеспеченной, приходит интенсивный, который характеризуется, прежде всего, переходом в фазу постиндустриальной, побуждаемой лишь экономическими интересами частных субъектов экономики и соответствующим свободным выбором ими мест инвестиционно-строительной деятельности, местоположений своего нахождения и регистрации. Важной чертой этого периода является возрастающая мобильность трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Интенсивный период урбанизации территории области вызывает развитие процессов субурбанизации, т.е. активного развития периферии городских агломераций и пригородных зон крупнейших городов, где предполагается на основе коттеджного строительства расселить значительную часть населения области. Территории, находящиеся в зоне влияния крупных городов в перспективе приобретают особую значимость в градостроительных процессах. Поэтому настоящим проектом выдвигается идея выделения этих территорий, предоставление им особого статуса «пригородных зон», установления в законодательном порядке режима особого регулирования инвестиционными процессами на этих территориях.

Границы этих зон не могут быть виртуальными, а, как правило, должны совпадать с административными границами соответствующих МО.

Настоящим проектом определено 35МО, которым необходимо придать статус «пригородных зон» г.г.Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, Волгодонска, Шахт, Навошахтинска, Каменск-Шахтинского и Белой Калитвы.

Особыми объектами градостроительного планирования являются три городские агломерации, формирующиеся на территории области (Ростовская,  Восточно-Донбасская и Волгодонская система расселения), две из которых Ростовская и Восточно-Донбасская в перспективе сольются в единую Ростовскую конурбацию.

Граница этой конурбации будет практически совпадать с внешними границами всех пригородных зон городов области за исключением пригородной зоны Волгодонска, а общая численность ее населения составит около 3,5млн.чел., т.е. около 75% перспективной численности населения области.

Прогнозная численность населения области рассчитанная в проекте, несмотря на неблагоприятную в целом по России демографическую ситуацию достаточно оптимистична.

Проектная численность населения была рассчитана методом демографического прогноза естественного и механического движения населения в двух вариантах: позитивный и негативный.

Проектом для расчетов принят позитивный вариант проектной численности населения, отвечающий высокому жизненному потенциалу области, при котором кризисные явления последнего десятилетия удастся достаточно быстро нейтрализовать.

Прогнозная численность населения на расчетный срок определилась в 4540тыс.чел. против современной – 4399тыс.чел.(по итогам Всероссийской переписи населения на 01.01.03г.).

Проектные решения схемы основаны на прогнозе экономического и социального развития Ростовской области на период до 2025года, произведенном на первой стадии разработки схемы в 2004г. в «Основных направлениях развития Ростовской области», прошедших согласование с заинтересованными организациями области.

Для определения перспектив развития экономики области в работе проанализирован ее природно-ресурсный, экономический и социальный потенциалы, а также проведена комплексная оценка территории.

Выводы комплексной оценки территории, несмотря на наличие большого количества проблем, и факторов ограничивающих развитие, позволяют рассчитывать на достаточно устойчивую динамику социально-экономического развития области.

2. Промышленный комплекс 

Общая характеристика современного уровня развития промышленности

По уровню развития и разнообразию отраслей промышленности область относится к ведущим в Российской Федерации. Развитию области способствуют чрезвычайно выгодное территориальное положение на Юге России, между европейской частью СНГ и Кавказом и наличие богатых природных ресурсов.

Промышленность - основная отрасль народного хозяйства Ростовской области. На промышленных предприятиях работает около 20% всех занятых в народном хозяйстве, она дает до 36% прибыли области. Предприятия промышленности обеспечивают 27% прибыли.

На территории области расположено порядка 5,7 тыс. промышленных предприятий, из них – 0,5тыс. средние и крупные, которые производят до 84% продукции всей промышленности и на которых занято до 80% всех занятых в промышленности.

Отрасли: машиностроение, топливно-энергетический комплекс и пищевая промышленность обеспечивают 74% объемов продукции, 70% численности ППП.

Индексы физического объема в промышленность в 2002, 2003г.г.

 По данным уточненной отчетности ( в процентах) :

Таблица№1

№ п/п

Показатели

2002

2003

1

Промышленность, всего

102.1

104,4

.

В том числе:

.

.

2

электроэнергетика

111,5

101,2

3

топливная                                    

93,3

105,2

4

черная металлургия                     

87

127,8

5

цветная металлургия                    

100,7

117,2

6

химическая и нефтехимическая 

83,7

130,0

7

машиностроение и металлообработка

95,5

103,1

8

лесная, деревообрабатывающая

119

123,8

9

строительных материалов          

116,7

126,3

10

легкая                                            

112,3

108,9

11

пищевая                                        

116,3

98,2

Источник: Стат. сборник Ростовская область 2003 Официальное издание

Из общего числа предприятий в частной собственности находится до 94% и они дают более 50% объема продукции промышленности.

К числу наиболее острых проблем, характерных для промышленных организаций области, относятся: высокая степень физического износа основных фондов в промышленности (53%), медленный процесс реформирования предприятий, неэффективное управление, неплатежи, реструктуризация предприятий угольной отрасли.

К основным отраслями промышленности, имеющими федеральное значение, относятся: электроэнергетика, машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая и топливная промышленность. Важное значение для России имели машиностроительные и химические предприятия ВПК области.

Кроме того, в области развиты легкая промышленность и стройиндустрия.

На основе интеграции в мировую экономику, активного использования сравнительных преимуществ в межрегиональных связях, а также при ориентации на достаточно емкий внутренний рынок получит развитие промышленный комплекс области. Его доля в промышленном производстве России по прогнозу к расчетному сроку увеличится в 1,25раза (до 2%, против современной - 1,6%).

3. Сельскохозяйственный комплекс

Сельскохозяйственный комплекс, имеющий огромный природно-ресурсный потенциал, благодаря изменениям, происходящим в последние годы в законодательной базе и в организации местного самоуправления, также укрепит свои позиции и получит дальнейшее развитие.

Ресурсный потенциал региона, а также решение задач, стоящих перед сельским хозяйством позволит к расчетному сроку обеспечить потребности населения продуктами местного производства и вывозить их излишки за пределы области, что даст возможность решить проблему обеспечения продовольственной безопасности области.

Требует большого внимания сохранение и повышение почвенного плодородия, а также биологическое земледелие для получения качественной экологически чистой продукции, так как в регионе есть все возможности для этого. А получение маркировочного знака качества, ГОСТа, организация рекламы позволит повысить спрос на эту продукцию. Продукция может стать конкурентоспособной.

Максимально возможная переработка полученной сельхозпродукции даст возможность обеспечить круглогодичную занятость трудоспособного сельского населения, стимулирует развитие малого предпринимательства.

Во всех категориях хозяйств валовая продукция сельского хозяйства в пересчете в зерновые единицы может увеличиться к расчетному сроку в 1,8-2,1раза.

4. Транспортная инфраструктура

Транспортный комплекс области представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (морским и речным), воздушным и трубопроводным.

В связи с изменившейся геополитической ситуацией в стране, территория приграничной Ростовской области стала рассматриваться как путь для пропуска транзита из России в страны Западной Европы и Персидского залива.

Потеря морских портов на Украине привела к необходимости развития водного транспорта, что усиливает роль территории Ростовской области для транзита и перевалки грузопотоков, связанных с международным обменом.

Развитие транспортного комплекса рассматривается как одна из приоритетных задач государства.

Характерной чертой конфигурации транспортной сети области является концентрация автодорог основной сети и магистральных железных дорог в западной, наиболее урбанизированной части области.

Транспортная инфраструктура области составляет части ведущих международных транспортных коридоров (МТК) №9, коридора проходящего по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Ростов-на-Дону–Новороссийск и МТК №2-«Транссиб», коридора, проходящего по маршруту Саратов–Волгоград–Каменск-Шахтинский–Ростов-на-Дону–Новороссийск.

Плотность автомобильных дорог общего пользования, рассчитанная на территорию без водных пространств, составляет 122,9км на 1000кв. км, из них федеральных – 7км. на 1000кв.км.

Для оценки степени инфраструктурной освоенности области использован расчетный показатель, в комплексе характеризующий плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, который определяется на основе расчета коэффициента Энгеля, учитывающего поправочный коэффициент, величина которого непосредственно зависит от плотности населения в районе. Таким образом, этот показатель в целом отражает уровень обустроенности территории района основными транспортными коммуникациями.

На основе проведенного анализа в проекте даны предложения по укреплению областной автодорожной сети и строительству новых автодорог.

Всего проектом предлагается реализовать около 300км новых скоростных дорог, а с учетом федеральной трассы Москва-Баку (дублера существующей автодороги) – около 700км. и около 5000км – новых территориальных автодорог.

Проектом предлагается резервировать площадку для возможности строительства нового аэропорта.

В развитии водного транспорта проектом предлагается строительство нового грузового порта.

5. Строительный комплекс

Основу областного строительного комплекса составляет жилищное строительство.

Существующий жилищный фонд в целом по Ростовской области характеризуется преобладанием частного жилищного фонда, со средней степенью комфортности проживания при средней жилобеспеченности 19кв.м. на человека и невысоким уровнем ветхого и аварийного жилого фонда.

Темпы нового жилищного строительства увеличиваются. Более 70% строительства осуществляется в городах областного подчинения.

Возросла степень зависимости жилищного строительства от объемов жилья, построенного населением за счет собственных средств и кредитов: его доля в общем вводе жилья выросла до 63,8%, при этом, объем государственных средств, привлеченных в общее строительство жилых домов, снижается и характеризуется финансированием только целевых программ.

Постепенная стабилизация и улучшение социально-экономической ситуации в регионе и области, возрастание объемов жилищного строительства, создают предпосылки для значительного увеличения жилищного фонда на расчетный срок.

Основные задачи жилищной политики на перспективу следующие:

  • реализация федеральных целевых программ («Жилье-ликвидаторам», Президентская программа «Государственные жилищные сертификаты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и др.). Реализация областной Программы по развитию долгосрочного жилищного финансирования;
  • окончательное формирование и внедрение нового финансово-кредитного механизма, с учетом обеспечения доступности жилья для всех категорий населения;
  • строительство социального и арендного жилья за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Реконструкция государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
  • выведение ветхих и аварийных помещений из жилищного фонда; снос ветхого фонда;

Объемы жилищного строительства ориентировочно могут составить:

Расчетные периоды

Всего

млн. кв.м

Городская местность

Сельская местность

2003-2010г.г.

21

16

5

расчетный срок

58,5

49

9,5

Жилобеспеченность на расчетный срок в соответствии с прогнозируемой численностью населения может составить 27 по сельской местности и 30кв.м/чел – по городской.

Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.

Развитие социальной инфраструктуры.

В схеме на основе перспективной системы расселения разработана система культурно-бытового обслуживания.

6. Развитие туристско-рекреационного комплекса

В соответствии с новой схемой рекреационного районирования России Ростовская область входит в состав рекреационной зоны европейский Юг России со специализацией лечебно-оздоровительной рекреации и познавательного туризма. Несмотря на признанные российские курортные здравницы Краснодарского и Ставропольского края, Ростовская область занимает свою нишу в индустрии туризма за счёт уникального культурно-исторического наследия, природных ресурсов, в том числе бальнеологических.

Факторы, стимулирующие развитие рекреации:

  • тёплый климат;
  • богатый культурно-исторический потенциал;
  • наличие источников минеральных вод и бальнеологических ресурсов;
  • близость Азовского моря, Цимлянского водохранилища и наличие таких крупных водных артерий, как Дон, Северский Донец, Сал (многие, из которых пригодны для развития рыболовства);
  • наличие хорошо развитой инфраструктуры (железные дороги, автодороги).

Факторы, лимитирующие развитие рекреации федерального значения:

  • близость всесоюзной здравницы страны Краснодарского края, обладающего уникальными для страны рекреационными ресурсами;
  • отсутствие больших участков лесных массивов;
  • значительная хозяйственная освоенность территории, наличие ценных земель – черноземов;
  • недостаточно развитая инфраструктура рекреации;
  • сложная экологическая обстановка, в некоторых районах пригодных для рекреации.                                               

Рекреация

Наличие крупных агломераций на территории Ростовской области определяет высокую потребность в учреждениях рекреации и зонах отдыха. Существующие базы отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря и другие учреждения рекреации обслуживают в основном население Ростовской области и ориентированы, в основном на летний отдых.

За период 1999-2003гг. произошло в целом снижение числа учреждений отдыха по области. Сократилось число пансионатов и домов отдыха.

Размещение учреждений рекреации по территории области неравномерно. Основная их часть сосредоточена в пригородной зоне Ростова-на-Дону, на северном и южном побережье Таганрогского залива, на побережьях верхнего и нижнего Дона, Цимлянского водохранилища.

Наибольшей популярностью у населения пользуются: пансионат «Евро-Азия-Дон», санатории «Надежда», «Вешенский», «Цимлянский», «Здравица», дом отдыха «Красный Десант».

Детский отдых Ростовской области представлен 101 детским оздоровительным учреждением, все они расположены в низинах рек или на берегу водоемов. Основные скопления детских баз отдыха находятся по всему периметру Азовского побережья, на Цимлянском водохранилище, в долинах рек Дон, Калитва, Северский Донецк.

Одно из перспективных направлений туризма и рекреации в Ростовской области – это рыболовство.

Всего по Ростовской области насчитывается 15 баз охотников и рыболовов, все они расположены вблизи рек и лесных массивов: Пролетарское водохранилище, оз.Маныч-Гудило, а также в северных районах – Тарасовском и Миллеровском. Все они не достаточно оснащены и требуют к себе особого внимания, так как для успешной конкуренции они должны предлагать эксклюзивный отдых.

Помимо учреждений отдыха в области популярен отдых на садоводческих участках,  на которых отдыхает более 64% городского населения.

Рекреационный комплекс Ростовской области в настоящее время представлен только учреждениями отдыха и коллективными садоводствами, однако для нормального отдыха населения  необходима организация полноценных рекреационных зон. Рекреационная зона – это не только территории оздоровительных учреждений, но и прилегающие леса, побережья рек, озер, сами водоемы, то есть места визуального (эстетического) отдыха, где рекреант может «слиться с природой». Эти территории необходимо беречь для будущих поколений, так как они составляют рекреационный потенциал не только Ростовской области, но и всей страны.

Размера площади рекреационных зон для длительного отдыха достаточно, так как большая часть потенциальных рекреантов (> 60%) отдыхает за пределами Ростовской области. Для кратковременного отдыха выделено 9 зон, общей площадью 63,6тыс.га: Гундоровская , Белокалитвинская, Тузловская, Родионово-Несветаевская, Кудрюченская,

 Ростовская и Прибрежная Миусско-Неклиновская , Багаевская, Романовская. Эти зоны нуждаются в благоустройстве для увеличения емкости территории, так как в короткие солнечные выходные дни количество отдыхающих будет увеличиваться, а соответственно возрастет и нагрузка на территорию.

Ростовская и Прибрежная Миусско-Неклиновская зоны не пригодны для дальнейшего расширения без предварительного благоустройства, так как на данный момент они перенасыщены.

Особое значение для развития рекреации представляют многофункциональные зоны: Вешенская, Гундоровская, Белокалитвинская, Багаевская, Старочеркасская, Маргаритовская, Азовская. Эти зоны обладают наивысшим потенциалом развития, так как на их территории размещены разные специализированные учреждения, они расположены вблизи крупных населенных пунктов, и большинство из них имеют в наличие свои бальнеологические ресурсы, что позволяет предлагать эксклюзивные виды услуг, например: SPA – терапию.

Санаторно-курортное, в том числе и лечение SPA–терапия является практически единственным видом рекреации области с круглогодичным рекреационным обслуживанием.

На основании комплексной оценки территории были выявлены территории наиболее благоприятные для  развития отдыха и санаторного лечения.

Наиболее благоприятные условия для их организации имеют:

  • Территория в пригородной зоне г.Ростова-на-Дону, на территории Аксайского района, прилегающая с востока и являющаяся продолжением курортной зоны города. Развитая санаторно-курортная сеть, минеральные источники, Пилёнкинские лечебные грязи, песчаные пляжи – все это создают все предпосылки для дальнейшего развития пригородной санаторно-курортной зоны.
  • Территория вокруг побережья Цимлянского водохранилища с центром тяготения к г.Цимлянску. Мягкий морской климат, песчаные пляжи, минеральные воды, наличие санаторно-курортных учреждений отдыха  создают условия для формирования курортной зоны областного значения.
  • Территория в окрестностях станицы Вешенской, где лечебные минеральные воды Обуховского типа (с минерализацией 3г/л из каменноугольного водоносного комплекса, используются для питьевого и наружного лечения), лечебные грязи, чистая природа имеют все условия для создания курортной зоны областного значения. Эта территория отвечает всем условиям реабилитации человека после «экологической агрессии» города.

Перспективы для освоения месторождений минеральных вод и лечебных грязей имеют территории, которые были выделены в результате оценки территории по наличию бальнеологических ресурсов*.

Туризм

Ростовская область входит в Приазовско-Черноморскую туристическую зону и обладает значительным туристическим потенциалом, но, несмотря на это Ростовская область занимает незначительное место на туристском рынке России. В то же время по данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мире в мировом экспорте товаров и услуг (7,9%), обогнав автомобильную промышленность (7,8%).

В настоящее время общий поток туристов в область составляет порядка 260тыс.чел. в год. По данным областных организаций, оценка туристских прибытий составляет: по внутреннему туризму – 236 тыс.чел., по въездному – 19,3тыс.чел., в том числе иностранных туристов по данным статистики в 2002году насчитывалось всего 54туриста.

На территории области проектом выделяются три основных экскурсионно-познавательных района:

  • Центральный – Азовское побережье и устье Дона, сюда входят такие города, как: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Аксайский, Мясниковский и Усть-Донецкий районы. Здесь расположены казачьи поселения, основные музейные комплексы Ростовской области, яхт-клубы.
  • Восточный - район, расположенный в районе Цимлянского водохранилища. Здесь расположены яхт-клубы, дегустационные центры.
  • Шолоховские места – прилегающий район к ст.Вешенской.

Эти три района интересны для федерального и международного туризма, так как на этой территории расположены основные центры развития казачества, исторические поселения, культурные памятники. Именно эти три района являются ядрами историко-культурного каркаса Ростовской области.  

Территориальное развитие области должно идти по пути реализации всех потенциальных рекреационных возможностей территории, как уже освоенных и имеющих свой брэнд не только в области, но и в России (Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище), так и, имеющих высокую рекреационную ценность, но мало освоенных в настоящее время.

Проектом выделены территории 26-ти зон отдыха, которые должны резервироваться для дальнейшего их использования в рекреационных целях.

Проектом предлагается организация в Верхнедонском и Шолоховском районах единственного для области Национального (природно-исторический) парка «Донского», регионального природного парка «Раздорский» на основе Раздорского этнографического музея-заповедника и  природный парк «Дельта Дона».

7. Инженерная инфраструктура

В проекте определены мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры (систем энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации, инженерной подготовки территории).

Водоснабжение.

Существующее положение

Общий объем воды питьевого качества формируется от 2 источников:

  • поверхностных;
  • подземных.

Поверхностные источники водоснабжения представлены 23 водозаборами на реках Дон, Северский Донец, Цимлянском, Соколовском водохранилищах, реке Миус, канале Новочеркасской ГРЭС. Суммарная производительность водозаборов, по различной по времени отчетности, составляет 1318,8 (1395,37)тыс.куб.м/сутки.

Указанные водозаборы эксплуатируются совместно предприятиями-водопользователями и ЖКХ городов и поселков.

Ввиду сказанного, следует отметить особенности поверхностных вод области:

  • Качество поверхностных вод зависит от внеобластных загрязнений, контролировать которые затруднительно (90%).
  • Количество поверхностных вод распределяется по области неравномерно как по территории, так и по времени года. Из многочисленных рек и речек области для целей водоснабжения по признаку гарантированное водоснабжение могут использоваться только р.Дон и Северский Донец с водохранилищами и каналами на базе их стоков.
  • Основное питание рек области – дождевой и снеговой сток, который регулярно вносит в реки фильтраты почв, загрязненных бытовыми и промышленными отходами, удобрениями сельхозугодий. В реки сбрасывается бытовой и производственный сток, очистка которого характеризуется как недостаточная (32 пункта по области).

В целом по области только 4-5% от общего объема сбросов получают нормативную очистку.

Проектные предложения.

Все проектные предложения выполнены на основе уточненных экономических данных по численности населения на указанные периоды и решениями по планировочной организации территории.

В основу расчетов по водопотреблению и водоотведению положены предложения по применению экономной дифференцированной нормы для городов, поселков городского типа, сельских населенных мест, заложенной в Региональной программе «Обеспечение населения Ростовской области питьевой водой»

Система централизованного перераспределения запасов подземных вод Ростовской области.

Для организации нормального гарантированного водоснабжения на базе внутренних ресурсов — поверхностных и подземных вод предлагается организовать отдельные системы водоснабжения:

Техническое, поливочное водоснабжение из поверхностных источников, на базе существующих водозаборно-водоочистных сооружений. (При выполнении всех мероприятий, намеченных на 2010 г. без дорогостоящей глубокой очистки).

  • Хозяйственно-питьевое водоснабжение — из подземных источников.
  • Запасов подземных вод, при рациональном и контролируемом хозяйствовании, достаточно для удовлетворения всех хозяйственно-питьевых нужд населения, пищевой и других отраслей производства, где требуется вода высокого питьевого качества, Однако, чтобы это произошло потребуется реорганизация водопользования с прекращением использования подземных источников по принципу территориальной принадлежности и на цели непитьевого характера (производственно-технологические, поливочные и т. п.).

В этих целях проектными предложениями на 2010 и 2025 годы намечается организация:

  • Объединенной системы хозяйственно-питьевого противопожарного и коммунально-производственного водопровода, где обязательно использование только очищенных вод.
  • Проектом предлагается организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение на базе запасов подземных вод Ростовской области, сосредоточенных на севере и, частично, на юге.

Для покрытия дефицита, выявленного расчетом как на 2010, так и на 2025 год, намечается организация перераспределения запасов подземных вод, уже прошедших утверждение и подготовленных для промышленного освоения.

Проектом предлагается организация двух районных водоводов, транспортирующих чистую подземную воду из северных районов области («Северный водовод») и южных районов области («Южный водовод») в районы и города, испытывающие уже в настоящее время недостаточное водоснабжение как по количеству, так и по качеству. На 2010 и 2025 годы источники поверхностной воды р. Дон, Аксай, Миус, Северский Донец, Кундрючья) могут обеспечивать надежно техническое водоснабжение и поливочные расходы.

Производственная система водоснабжения.

Основные водопотребители воды технического качества расположены в крупных городах области.

Развитие системы производственного водоснабжения на 2010г. и 2025г. должно быть только на поверхностных водах или при достаточно веском обосновании и согласовании с Министерством природных ресурсов, сокращены до минимума.

Основное направление развития водопользования предприятий:

  • Сокращение потерь воды;
  • Внедрение оборотных циклов;
  • Использование очищенных дренажных вод (см. соответствующую систему);
  • Полное исключение использования подземных вод на производственные цели и отделение систем технического водоснабжения;
  • Использование подземных вод в пищевой, фармацевтической и др. отраслях на основе утвержденных запасов и при обосновании.

Система использования шахтных вод.

Дренажные воды, извлекаемые при карьерном и шахтном водоотливе характеризуются высокой минерализацией, но могут быть использованы в этих целях после специальной водоподготовки.  По данным показателям качества шахтных вод необходима 2-3-х ступенчатая система обессоливания на ионитовых фильтрах или электродиализ.

Систему поливочного водопровода индивидуальных и общественных усадеб и дачных кооперативов проектируется организовать отдельно от хозяйственно-питьевого водопровода, активно переходящего на подземные источники водоснабжения, запасы которых ограничены и подлежат строжайшей охране и экономии как стратегический ресурс.

В этих целях следует использовать поверхностные воды с организацией локальных систем, включающих сооружения для накопления, очистки и централизованной подачи воды по тупиковой системе водопровода мелкого заложения.

 

На перспективу предпочтение отдается варианту использования по централизованной групповой схеме долями возможного отбора утвержденных и подготовленных к эксплуатации подземных вод, общего количества которых достаточно для нормального водоснабжения районов с дефицитом питьевых вод.

Дополнят систему питьевого водоснабжения отдельные системы с использованием всех возможные водных ресурсов — поверхностных вод рек, прудов, озер, водохранилищ, шахтных дренажных вод, очищенного поверхностного стока.

Осуществление этих мероприятий соответствует ранжированному перечню основных экологических проблем Ростовской области (экологическая программа):

Канализация и водоотведение

Существующее положение.

Всего по области существует 50 централизованных систем канализации, в т.ч. находятся на балансе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) — 35, из них в 30-ти имеются собственные очистные сооружения (ОСК) общей пропускной способностью 1815тыс.м3/сутки (в т. ч. 1099тыс.м3/сутки относятся к ЖКХ).

По данным программы «Обеспечение населения Ростовской области питьевой водой», подраздел «Технологические и строительные решения», расходы сточных вод по Ростовской области по состоянию на 2000г. составляют 1148тыс.м3/сутки. Из них по городам и поселкам городского типа 1097,5тыс.м3/сутки. На 2005г. прогнозируется — 1174,2 тыс.м3/сутки, в т. ч. по городам и поселкам городского типа — 1098,5тыс.м3/сутки. С учетом расходов сельскохозяйственных селитебных зон, по данным той же «Программы» — объем сточных вод, требующих очистки, в целом по области составляет 2100тыс.м3/сутки.

Организация водоотведения с городских территорий.

С целью уменьшения существующего загрязнения водных объектов и подземных вод, необходимо выполнить работы по реконструкции, строительству систем канализации городов, поселков городского типа в следующем объеме:

  • Организация системы хозяйственно-бытовой канализации, включающей мероприятия по реконструкции отводящих, сборных коллекторов, насосных станций, очистных сооружений, выпусков.
  • Организация системы сбора, отведения и очистки поверхностных вод, включая дождевые, талые, поливомоечные, дренажные, промливневые стоки, с организацией надежных систем водоотведения, обеспечивающих защиту поверхностных и подземных вод, строительство современных очистных сооружений, с эффектом очистки поверхностных вод, позволяющим использование их на технические цели и поливочные нужды представлена на схеме и в разделе «Инженерная подготовка территории».
  • Организация водоотведения с сельских территорий.

 

Из 50 существующих централизованных систем канализации 17 находится в сельской местности. Установленная пропускная способность очистных сооружений, по состоянию на 01.01.1999г. — 14,9тыс.м3/сутки, фактически же очищалось только 5,1 тыс.м3/сутки. Расчетная потребность в очистке сточных вод в сельской местности составляет (на 2000г.) 32,5тыс.м3/сутки.

В основном, сельские населенные пункты не имеют канализации. Особую тревогу вызывают отходы животноводческих ферм, которые вывозятся и разбрасываются в неустановленных местах, активно загрязняя поверхностные воды, почву и подземные воды. Население нечистоты собирает в выгребные ямы, откуда незначительная часть вывозится в специально отведенные места, а большая часть разбрасывается бессистемно, загрязняя окружающую среду.

С целью улучшения санитарной обстановки, уменьшения загрязнения водных объектов в сельской местности, необходимо выполнить следующие мероприятия по реконструкции и новому строительству систем канализации:

  • Организация централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации, включающей реконструкцию и строительство закрытых сборных и отводящих коллекторов, насосных станций и очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков.
  • Организация комбинированных систем канализации, включая закрытые сборные и отводящие коллекторы, открытые водонепроницаемые лотки, насосные станции и простые в эксплуатации очистные сооружения, основанные на организации водноаэрируемых комплексов, в целом используемых как сборнорегулирующее и очистное устройство.

 

Энергоснабжение

Существующее положение

Источники электроснабжения

Электроснабжение потребителей Ростовской области осуществляется, в основном от системы “Ростовэнерго”. Помимо источников электроснабжения, входящих в систему “Ростовэнерго” на территории Ростовской области расположены следующие крупные электростанции входящие в РАО ЭС, которые участвуют в покрытии электрических нагрузок потребителей области:

1. Новочеркасская ГРЭС. Электростанция построена в шестидесятых, начале семидесятых годах.

2. Несветай ГРЭС. Сроки строительства станции 1948 – 1956 гг. Основным топливом для вышеназванных ГРЭС является донецкий уголь.

3. Волгодонская АЭС. Первый блок АЭС введен в эксплуатацию в 2001 г., второй блок находится в стадии строительства.

Проектные решения

При разработке развития энергетики Ростовской области использованы следующие проработки специализированных организаций:

1. Схема развития Ростовской энергосистемы на 2001-2005гг. с перспективой до 2010г. “Южэнергосетьпроект” 2001г.

2. Корректировка схемы газоснабжения Ростовской области “Гипрониигаз” Саратов 2003г.

3. Энергетическая стратегия Ростовской области на период до 2010г. и основные положения энергетической стратегии на перспективу до 2020г. Северо-Кавказский научный центр 2002г.

Перспективы развития электроэнергетики как отрасли промышленности, разработанные на основании энергетической стратегии области и приведены в данном проекте в разделе «Промышленность». Электрическая нагрузка потребителей области, согласно экономической гипотезе, принята 4360 МВт (2020г.). Уровень электропотребления будет корректироваться в зависимости от инвестиционных проектов поступающих в область.

Следует отметить, что приоритетным направлением необходимо считать использование собственных энергетических ресурсов области.

Энергетические ресурсы области:

1. Развитие угольной промышленности и использование местного угля для новой тепловой электростанции на 640 МВт

2. Строительство новых ТЭС на отходах углеобогащения.

3. Строительство новых ТЭС на месторождениях газа.

4. Использование нетрадиционных источников энергии:

  • солнечной энергии, как строительство солнечных электростанций, так и сооружение фотоэлементов на крышах отдельных зданий. В настоящее время солнечная энергия является самым перспективным энергоносителем в мире;
  • использование энергии ветра.

Потенциал Ростовской области для развития нетрадиционных источников энергии достаточно велик.

5. Техническое перевооружение электростанций Ростовэнерго.

6. Строительство малых ТЭС и переоборудование ряда котельных в миниТЭЦ (парогазовые и газотурбинные установки).

Газоснабжение

В настоящее время природный газ потребляется в 38 районах области и не используется в Заветинском, Кашарском, Милютинском, Ремонтненском, Советском районах. Всего по области природный газ используется более чем в 460 нас. пунктах.

Подается природный газ на АГРС по отводам от магистральных газопроводов

Общая протяженность магистральных газопроводов – отводов 1800 км.

Распределение сжиженного газа по области осуществляется от:

  • трех газонаполнительных станций (ГНС);
  • газонаполнительных пунктов – 26шт. (ГНП).

На 01.01.2003г. общий уровень газификации Ростовской области составляет-83%, в т.ч. природным газом-58%.

Протяженность межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов составляет 12,6 тысяч километров, в том числе в сельской местности-6,0 тысяч километров. Газифицировано природным газом 800 промышленных предприятий, 1100 отопительных котельных, более 6000 коммунально-бытовых объектов. Ежегодно в области потребляется более 6 млрд. кубометров природного газа. Разведанные запасы природного газа в области составляют 36,02млрд.м3, а предварительно оцененные – 22.37млрд.м3.

Выводы:

1. Для достижения полной газификации области природным газом необходимо не только дальнейшее строительство магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, но и использование газа собственных газовых и газоконденсатных месторождений.

2. Угольно сырьевая база области располагает также новыми участками, на которых возможно и экономически целесообразно, в случае востребованности угля, заложить шахты малой и средней мощности.

На период до 2020года предусматривается 100% газоснабжение потребителей природным газом.

Согласно «Корректировке схемы газоснабжения Ростовской области» (Гипрониигаз) охват населения газоснабжением природным газом к 2010году должен составить 89,9%. Схемой предусматривается проложить 609,2км. газопроводов отводов и построить 34 газораспределительных станций. Годовой расход природного газа на расчетный срок составит около 10000млн.м?.

8. Экология и безопасность

Особо пристальное внимание в проекте уделено вопросам экологии и безопасности.

Формирование природно-экологического каркаса для Ростовской области основывается на сложнейших проблемах экосистемного уровня. Важнейшей проблемой является сохранение и восстановление степного ландшафта с определением оптимального соотношения естественных и освоенных территорий.

Экологическое равновесие может быть достигнуто только на обширных территориях, поскольку урбанизированные пространства не в состоянии обеспечить воспроизводство основных природных ресурсов. Существующие и проектные заповедники, национальные природные парки, лесные массивы, водоохранные зоны приобретают двойную функцию не только сохранения ландшафтов, редких видов флоры и фауны, но и функцию противовеса негативному воздействию индустриализации. Нетронутые или слабонарушенные ландшафты должны уравновесить урбанизированные территории.

В Ростовской области ярко выражен диспаритет земель естественных и сельскохозяйственных угодий. Для степной зоны, по исследованиям различных специалистов, оптимальным является соотношение для с/х освоенных территорий – 60% пашня и 40% кормовые угодья.

Материалы крупномасштабных почвенных обследований последних лет показывают, что в пашне находятся значительные площади пахотно-непригодных земель, которые необходимо трансформировать в менее ценные угодья. Только после инвентаризации земель и трансформации пахотно-непригодных почв из пашни соотношение сельскохозяйственных угодий станет оптимальным.

В рамках данной разработки Схемы было проведено социологическое исследование: проанкетированы главы администраций 49муниципальных образований области по вопросам приоритетов социально-экономического развития Ростовской области. Результаты этого исследования были использованы при принятии проектных решений.

Для более оперативной привязки предложений схемы к финансируемым из разных источников программам, срокам реализации предлагаемых мероприятий и последующим более детальным стадиям градостроительного проектирования, после утверждения схемы на уровне областной администрации, в соответствии с градостроительным кодексом РФ будет разработан план реализации Схемы.

*) Концепция устойчивого развития человеческих поселений в рамках UNHABITAT развивается с 1978г.

Информация министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства, 10.09.07


Схема территориального планирования утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 21.12.07 № 510

__________________________________

<<<< Территориальное планирование

<<<< Раздел "Строительство"

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:27:46|
Изменено:
09.09.2016 12:38:30|
Количество просмотров:
5098

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации