Отчет о результатах антикоррупционного мониторинга по состоянию на 1 января 2012 г.

Приложение № 2 к протоколу
заседания комиссии
по противодействию коррупции
в Ростовской области от 29.02.2012 №1

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 № 305 «О Порядке осуществления комиссией по противодействию коррупции в Ростовской области антикоррупционного мониторинга», а также во исполнение решения комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области от 20.12.2010 (Протокол № 5) службой по обеспечению деятельности комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области Правительства Ростовской области проведен анализ результатов антикоррупционного мониторинга по состоянию на 1 января 2012 г.

1. Реализация антикоррупционной политики

1.1. Правовые акты, направленные на реализацию антикоррупционной политики

По состоянию на 1 января 2012 в Ростовской области приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции:

1. Областной закон Ростовской области от 26.07.2005 № 344-ЗС «О государственной гражданской службе» (в редакции Областного закона от 10.06.2010 № 434-ЗС).

2. Областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» (в редакции областных законов от 29.09.2009 № 294-ЗС и от 16.04.2010 № 387-ЗС).

3. Указ Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 14.09.2011 № 79 «О Регламенте Правительства Ростовской области».

4. Распоряжение Администрации Ростовской области от 29.12.2009 № 456 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и Администрации Ростовской области» (в редакции от 03.09.2010 № 143).

5. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 15.11.2011 № 60 «Об утверждении положения о службе по обеспечению деятельности комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области Правительства Ростовской области».

6. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 7.12.2011 № 92 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

7. Постановление Администрации Ростовской области от 25.04.2007 № 164 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Администрации Ростовской области и урегулированию конфликта интересов» (в редакции от 17.03.2011 № 124).

8. Постановление Администрации Ростовской области от 31.08.2009 № 422 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ростовской области, и государственными гражданскими служащими Ростовской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в редакции от 17.03.2011 № 122).

9. Постановление Администрации Ростовской области от 22 апреля 2010 года № 241 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы» (в редакции от 13.10.2011 № 41).

10. Постановление Администрации Ростовской области от 6.05.2010 № 294 «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения требований к служебному поведению».

11. Постановление Администрации Ростовской области от 22.11.2010 № 305 «О порядке осуществления комиссией по противодействию коррупции в Ростовской области антикоррупционного мониторинга».

12. Постановление Администрации Ростовской области от 14.12.2010 № 375 «О перечне должностей государственной гражданской службы Ростовской области, предусмотренном статьей 12 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

13. Постановление Администрации Ростовской области от 15.12.2010 № 382 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области и урегулированию конфликта интересов».

14. Постановление Правительства Ростовской области от 27.10.2011 № 88 «О комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области».

1.2. Планы (программы) противодействия коррупции и ход их реализации

В соответствии с Областным законом от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области», постановлением Администрации Ростовской области от 22.04.2010 № 241 была утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы (далее – Программа). Программа разработана с учетом предложений государственных органов Ростовской области и членов комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области. Ее обсуждение проходило на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области (протокол заседания комиссии от 01.04.2010 № 2).

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 23.05.2011 № 295 «Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития области и составления проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» действие Программы продлено до 2014 года (постановление Правительства Ростовской области от 13.10.2011 № 41).

На финансирование Программы, с учетом ее действия до 2014 года включительно, предусмотрено – 11760 тыс. рублей.

ОТЧЕТ
о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе
«Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы
по результатам за 2011 год

I. Финансирование, освоение и результативность проводимых программных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы

На реализацию Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы в 2011 году предусматривалось финансирование из средств областного бюджета Ростовской области в размере 1 940,0 тыс. рублей.

Освоено 1 736,8 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета Ростовской области – 1 736,8 тыс. рублей, или 89%.

Экономия по итогам проведенных торгов составила 203,2 тыс. рублей, или 11%. Мероприятия программы исполнены в полном объеме.

II. Перечень завершенных в течение 2011 года мероприятий Программы

За счет средств областного бюджета выполнены следующие мероприятия:

1. Проведен мониторинг общественного мнения и обобщение социологических исследований о состоянии коррупции в Ростовской области.

2. Проведен конкурс журналистских материалов по противодействию коррупции.

3. Разработан, издан и безвозмездно распространяется в государственной органах Ростовской области и органах местного самоуправления муниципальных образованиях Ростовской области «Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации и Ростовской области по противодействию коррупции».

4. Проведен областной конкурс социальной рекламы (плакат, анимационный ролик) «Чистые руки».

5. Издана и размещена социальная рекламная продукция, направленная на создание в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе в электронных средствах массовой информации.

6. Проведен ряд научно-практических конференций и заседаний «круглых столов» по вопросам противодействия коррупции.

7. Организовано обучение государственных гражданских служащих Ростовской области и муниципальных служащих на семинарах или курсах по теме «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления».

III. Эффективность реализации Программы в 2011 году

В результате реализации мероприятий Программы прошли обучение в 2011 году на семинарах или курсах по теме «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления» 276 государственных гражданских служащих Ростовской области и муниципальных служащих или 102,2 % от запланированного.

В 2011 году подготовлено 1035 специалистов, реализующих мероприятия антикоррупционного просвещения и воспитания в образовательных учреждениях (элективные, факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности).

Сохранен 100-процентный показатель доли обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности:

- в учреждениях начального профессионального образования (от общего количества обучающихся);

- в учреждениях среднего профессионального образования (от общего количества студентов);

- в общеобразовательных школах (от общего количества обучающихся третьей ступени).

Программы антикоррупционного просвещения и воспитания введены в 100процентах общеобразовательных учреждений области на третьей ступени обучения, в основном в форме модульного обучения в рамках предметов правовой направленности.

В общеобразовательных учреждениях Ростовской области в рамках внеурочной деятельности реализованы мероприятия антикоррупционного воспитания (классные часы, беседы, семинары и т.д.).

В соответствии с Перечнем мероприятий Программы ежегодно проводится мониторинг общественного мнения и обобщение социологических исследований о состоянии коррупции в Ростовской области. На организацию и проведение соцопросов в 2010-2011 годах затрачено 895 тыс. рублей из областного бюджета. Проведение мониторингов общественного мнения позволяет оценить реальную эффективность реализации Программы (предполагается, что доля опрошенных граждан, которые лично сталкивались с проблемой коррупции, к 2015 году сократится на 3,5%).

При проведении мониторинга общественного мнения (социологического исследования) в 2010-2011 годах по теме «О состоянии коррупции в Ростовской области» опрашивалось население Ростовской области старше 18 лет в городах: Ростове-на-Дону, Азове, Батайске, Волгодонске, Донецке, Каменск-Шахтинском, Новочеркасске, Новошахтинске, Таганроге, Шахтах; в Азовском, Багаевском, Зимовниковском, Каменском, Неклиновском, Сальском, Тарасовском, Тацинском, Усть-Донецком, Цимлянском, Шолоховском районах Ростовской области.

Целями исследования были:

- оценка рейтинга проблемы коррупции в сравнении с другими социально-бытовыми проблемами (актуальность проблемы коррупции);

- оценка уровня распространенности коррупционных отношений;

- выявление основных сфер коррупционных отношений;

- выявление основных обстоятельств коррупционных выплат;

- выявление основных причин коррупции;

- выявление основных направлений борьбы с коррупционными отношениями.

Опрос населения области, учитывая высокую латентность коррупции, является самым эффективным показателем, позволяющим оценить уровень коррупции в регионе, в том числе в муниципальных образованиях, а также эффективность принимаемых органами власти мер по противодействию коррупции.

По итогам социологических исследований лидирующими сферами коррупционных отношений в Ростовской области, по мнению опрошенных, являются здравоохранение, органы внутренних дел, в том числе ГИБДД, учреждения образования. Анализ исследования показал, что основными причинами сложившийся коррупционной системы являются:

- низкий нравственный уровень работников, оказывающих те или иные услуги населению;

- недостаточность наказаний за взяточничество;

- низкий уровень правовой культуры и законопослушности должностных лиц;

- несовершенство законодательной базы;

- возможность неоднозначного толкования законов;

- низкий уровень доходов работников, оказывающих те или иные услуги населению.

Проведенный мониторинг общественного мнения свидетельствует, что доля опрошенных граждан, которые лично сталкивались за 2011 год с проявлениями коррупции в Ростовской области, снизилась по сравнению с показателем 2010 года с 36,2 % до 33,5 % или на 2,7 %.

Доля граждан, удовлетво­ренных информационной открытостью деятельности государственных органов Рос­товской области и органов местного само­управления муниципальных образований Ростовской области, по сравнению с показателем 2010 года возросла с 37,4 % до 40,2 % или на 2,8 %.

Основные ожидаемые и достигнутые в 2011 году целевые показатели Программы приведены в таблице.

Целевые показатели Программы за 2011 год

№ п/п

Наименование показателей результативности

Единица измерения

Показатели эффективности, предусмотренные Программой

ожидаемые показатели

фактически достигнутые показатели

1

2

3

4

5

1.

Доля граждан, опрошенных в ходе монито­ринга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с про­явлениями коррупции в Ростовской области

процентов

33,5

33,5
(на 2,7 % меньше базового показателя)

2.

Количество государственных гражданских служащих Ростовской области и муниципальных служащих, прошедших обучение на семинарах или курсах по теме «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления»

человек

270

276

3.

Количество специалистов, реализующих мероприятия антикоррупционного просвещения и воспитания в образовательных учреждениях (элективные, факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности)

человек

1035

1 035

4.

Доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности:

процентов

   

4.1

учреждения начального профессионального образования
(от общего количества обучающихся)

 

100

100

4.2

учреждения среднего профессионального образования
(от общего количества студентов)

 

100

100

4.3

общеобразовательные школы (от общего количества обучающихся III ступени)

 

100

100

5.

Доля граждан, опрошенных в ходе монито­ринга общественного мнения, удовлетво­ренных информационной открытостью дея­тельности государственных органов Рос­товской области и органов местного само­управления муниципальных образований Ростовской области

процентов

39,9

40,2
(на 2,8 % больше базового показателя)

 

Ход реализации Программы был рассмотрен на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области 19 декабря 2011 года. С учетом продления срока ее действия до 2014 года комиссия рекомендовала руководителям государственных органов Ростовской области внести соответствующие дополнения в перспективные планы противодействия коррупции в государственных органах Ростовской области. Также было принято решение активно вовлекать молодежную аудиторию в сферу реализации программных мероприятий просветительского и информационно-пропагандистского характера.

Во исполнение пункта 5 Национального плана противодействия коррупции 18 сентября 2008 года Главой Администрации (Губернатором) области был утвержден план противодействия коррупции в органах государственной власти, рассчитанный на 2008 – 2010 годы. На его основе аналогичные организационные документы были разработаны и приняты во всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Ростовской области. Мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции в органах государственной власти на 2008 – 2010 годы, выполнены.

В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» 31 мая 2010 был утвержден план дополнительных мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ростовской области на 2010 год.

На заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области от 20.12.2010 (Протокол № 5), в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 был утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Ростовской области на 2011 – 2013 годы.

Контроль за исполнением плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Ростовской области на 2011-2013 годы осуществляется в форме ежеквартальных отчетов органов исполнительной власти области на основании направляемых запросов службой по обеспечению деятельности комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области Правительства Ростовской области. По состоянию на 1 января 2012 года все предусмотренные на 2011 год мероприятия плана выполнены.

2. Противодействие коррупции при прохождении государственной
гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы

2.1. Противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», постановлением Администрации Ростовской области от 15.12.2010 № 382 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области и урегулированию конфликта интересов. На основании вышеуказанного положения в государственных органах области разработаны соответствующие порядки деятельности данных комиссий и уточнен их персональный состав.

В 2011 году проведено 23 заседания комиссий в 13 государственных органах, а также 2 заседания в Правительстве Ростовской области, на которых рассматривались вопросы:

- представление гражданскими служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (7);

- дача согласия на замещение должности в коммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора (5);

- невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (1);

- обеспечение соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и (или) урегулированию конфликта интересов либо осуществление мер по предупреждению коррупции (6);

- организационные и другие вопросы (4).

По результатам рассмотрения вопроса соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлено 20 нарушений со стороны государственных гражданских служащих. Руководителями государственных органов Ростовской области с учетом решений, принятых комиссиями, применены меры дисциплинарной ответственности к 18 гражданским служащим.

Увольнение гражданских служащих за несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, а также требований к служебному поведению не осуществлялось.

Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области на основании решения комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области в апреле – мае 2011 года были осуществлены проверки результатов работы кадровых служб органов исполнительной власти по обеспечению своевременности представления гражданскими служащими сведений о доходах за 2010 год и правильности заполнения представленных справок.

Проверка показала, что сведения о своих доходах, с учетом наличия 52 вакантных должностей, включенных в Перечень, представили 1579 государственных гражданских служащих. В их число вошли гражданские служащие, замещающие должности по срочному служебному контракту, а также находящиеся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком. Кроме того, гражданскими служащими, представлено 1522 справки о доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В 2011 году нарушения антикоррупционного законодательства со стороны гражданских служащих, связанные с неполнотой и неточностью представления сведений об имущественном положении выявлены в министерствах сельского хозяйства и продовольствия (3), транспорта (10), общего и профессионального образования (2), здравоохранения (3), физической культуры и спорта области (1), департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области (1).

В 2011 году управлением по кадровой работе Правительства Ростовской области было проведено 33 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы; 171 проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых ежегодно лицами, замещающими государственные должности и должности государственной гражданской службы. В результате проведенных проверок были установлены факты представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах у 5 работников.

Как отмечалось выше, руководителями государственных органов с учетом предложений комиссий применены различные меры дисциплинарного воздействия к 18 гражданским служащим, от замечания до предупреждения о неполном должностном соответствии.

Во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» во всех муниципальных образованиях Ростовской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Ростовской области.

В 2011 году в органах местного самоуправления проведено 32 заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Ростовской области. В результате проверочных мероприятий комиссиями было выявлено 130 случаев нарушений, из них по соблюдению требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 110, по соблюдению требований к служебному поведению - 12, по соблюдению требований об урегулировании конфликта интересов - 4, по даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 4.

По результатам заседаний комиссий к дисциплинарной ответственности привлечен 31 муниципальный служащий, один служащий уволен.

В план работы комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области в 2012 году включен вопрос «О результатах проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными (муниципальными) служащими за 2011 год».

 

Контрольные позиции
за 2011 год

Органы власти
Ростовской области

Органы местного самоуправления

Проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными или муниципальными служащими

Количество служащих, в отношении которых проведены проверки представленных сведений о доходах

899

1686

Количество служащих, в отношении которых установлены факты представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах

20

110

Из них:

уволено

0

0

Проверки соблюдения служащими установленных ограничений и запретов,
а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов

Количество служащих, в отношении которых проведены проверки соблюдения ими ограничений и запретов

345

817

Количество служащих, в отношении которых установлены факты несоблюдения ими ограничений и запретов

1

12

Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам проверок

1

3

Из них:

уволено

0

1

Количество служащих, в отношении которых проведены проверки соблюдения ими требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов

64

181

Количество служащих, в отношении которых установлены факты несоблюдения ими требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов

12

4

Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам проверок

18

28

 

С целью формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных гражданских служащих аппаратом комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области организуются и проводятся собрания-конференции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Ростовской области по вопросу «Нормы и этика антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих». В 2011 году такие конференции проведены в 5 государственных органах и в 13 муниципальных образованиях Ростовской области. Проведение конференций сопровождается показом документального фильма антикоррупционной направленности «Стоп-коррупция». В соответствии с решением комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области от 19.12.2011 (Протокол № 4) по вопросу «О промежуточных результатах реализации областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы» данная работа будет продолжена в остальных государственных органах и муниципальных образованиях Ростовской области в 2012 году.

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных
правовых актов и их проектов

3.1. Результаты антикоррупционной экспертизы

Согласно статье 9 Областного закона от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов государственных органов Ростовской области, их должностных лиц (проектов нормативных правовых актов) проводится государственными органами Ростовской области, их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов Ростовской области, по методике, определенной Правительством Российской Федерации.

На основании Соглашения между Главным управлением Минюста Российской Федерации по Ростовской области и Администрацией Ростовской области о взаимодействии в сфере юстиции от 26.08.2009 Главное управление Минюста Российской Федерации по Ростовской области изучает нормативные правовые акты Ростовской области и их проекты на предмет наличия коррупциогенных факторов. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, которое подлежит обязательному рассмотрению исполнителем.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Ростовской области, и их проектов проводится в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания и Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденным постановлением Законодательного Собрания от 11.11.2009 № 778. В 2011 году правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Ростовской области проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 332 проектов областных законов, проектов постановлений Законодательного Собрания, внесенных субъектами права законодательной инициативы на рассмотрение Законодательного Собрания. По результатам антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы в пяти проектах областных законов, которые были возвращены разработчикам. После устранения коррупциогенных факторов четыре законопроекта были приняты Законодательным Собранием Ростовской области, один возвращенный проект повторно в Законодательное Собрание Ростовской области не вносился.

В соответствии с распоряжением Губернатора Ростовской области от 18.11.2011 № 64 «Об утверждении Положения о юридическом комитете Правительства Ростовской области» на юридический комитет Правительства Ростовской области возложено проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области. Порядок ее проведения определяется распоряжением Администрации Ростовской области от 29.12.2009 № 456 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и Администрации Ростовской области». Также порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области установлен Регламентом Правительства Ростовской области, утвержденным указом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 14.09.2011 № 79.

В 2011 году юридическим комитетом Правительства Ростовской области была проведена антикоррупционная экспертиза 439 проектов и 244 действующих нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области. По результатам экспертизы выявлен 41 коррупциогенный фактор в проектах НПА. Все выявленные коррупциогенные факторы устранены.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации. Для ее организации проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах органов власти в сети Интернет. На сайте Правительства Ростовской области в разделе «Антикоррупционная экспертиза проектов документов» в 2011 году размещено 706 проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области. По итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы поступило 30 заключений, том числе 28 заключений Торгово-промышленной палаты Ростовской области и 2 заключения Академии безопасности и специальных программ г. Москва, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов. Все выявленные коррупциогенные факторы (74) устранены на стадии доработки проектов постановлений.

В других государственных органах области в 2011 году проведена антикоррупционная экспертиза 1046 проектов нормативных правовых актов этих органов, при этом выявлен 81 коррупциогенный фактор. Все выявленные факторы устранены при доработке проектов. По результатам экспертизы 201 действующего акта выявлено 11 коррупциогенных факторов. В целях их исключения в нормативные правовые акты вносились изменения.

В органах местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении правовой экспертизы. В проведении экспертизы как проектов, так и действующих нормативных правовых актов принимают участие органы прокуратуры. В случае обнаружения коррупциогенных факторов проекты возвращаются исполнителям для доработки.

На заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области от 2 марта 2011 года (Протокол № 1) при рассмотрении вопроса «О результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в 2010 году» главам администраций городских округов и муниципальных районов Ростовской области рекомендовано проводить антикоррупционную экспертизу всех принимаемых муниципальных нормативных правовых актов, а также повысить требование к качеству проводимых антикоррупционных экспертиз муниципальных нормативных правовых актов.

В 2011 году проведена антикоррупционная экспертиза 8618 проектов муниципальных нормативных правовых актов, выявлено 435 коррупциогенных факторов, а также 5065 действующих нормативных правовых актов, выявлено 33 коррупциогенных факторов. Случаи неустранения выявленных коррупциогенных факторов не зафиксированы.

Вопросы организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов освещены в первом полугодии 2011 года на курсах повышения квалификации «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления» со специалистами государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих антикоррупционную экспертизу.

Контрольные позиции
за 2011 год

Органы власти
Ростовской области

Органы местного
самоуправления

Количество проектов НПА, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза

1046

8618

Количество НПА, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза

201

5065

Количество коррупциогенных факторов, выявленных в проектах НПА

81

435

Из них:

исключено коррупциогенных факторов

81

435

Количество коррупциогенных факторов, выявленных в НПА

11

33

Из них:

исключено коррупциогенных факторов

11

33

 

4. Реализация мер по противодействию коррупции
в рамках административной реформы

4.1. Результаты выполнения мероприятий в рамках осуществления административной реформы государственными органами Ростовской области и органами местного самоуправления

В 2011 году Правительством Ростовской области проведена следующая работа по организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг:

1. Организованы заседания комиссии по проведению административной реформы в Ростовской области (15 февраля 011, 15 апреля 2011 и 28 июня 2011).

2. Заключено 23 соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Администрации Ростовской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений – отделений государственных внебюджетных фондов. В рамках соглашений утверждено 34 порядка информационного взаимодействия по каждому документу (сведениям). Особенностью соглашений и порядков является то, что ими могут воспользоваться в равной степени Правительство Ростовской области, областные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области.

3. В течение 2011 года осуществлялась методическая поддержка и координация работы органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления по наполнению реестра и портала государственных и муниципальных услуг Ростовской области (далее – реестр, портал) информацией об услугах. По состоянию на 1 января 2012г. в реестре и на портале опубликовано 360 государственных и 2170 муниципальных услуг.

4. Приняты постановления Администрации Ростовской области от 01.06.2011 № 324 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ростовской области административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг», от 09.06.2011 № 368 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 10.08.2010 № 102», регулирующие порядок ведения информационных систем реестра и портала государственных и муниципальных услуг Ростовской области, от 18.07.2011 № 457 «О дополнительном перечне государственных услуг, оказываемых в Ростовской области», от 21.07.2011 № 468 «Об организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг», от 08.08.2011 № 498 «Об утверждении Перечня необходимых и обязательных услуг Ростовской области и о порядке определения размера платы за их оказания», от 18.11.2011 № 150 «Об утверждении Реестра государственных услуг Ростовской области».

5. Постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 31 утвержден План мероприятий Ростовской области по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг на 2011-2012 годы.

6. Постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 25 создана комиссия по организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ростовской области. Комиссией утвержден перечень услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ростовской области, в которых требуется организация межведомственного взаимодействия (137 услуг). В результате проведенных заседаний комиссии утверждена 171 технологическая карта межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ). Из них:

- 137 ТКМВ по услугам, предоставляемым органами исполнительной власти Ростовской области;

- 28 ТКМВ по типовым услугам, предоставляемым органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области;

- 6 ТКМВ по уникальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области.

7. Разработаны и размещены на официальном сайте Правительства Ростовской области:

- типовой план мероприятий муниципального образования по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг;

- форма для подготовки перечня муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия;

- форма представления информации об утвержденных административных регламентах предоставления муниципальных услуг (исполнения муниципальных функций);

- рекомендации по заполнению таблицы межведомственных и межуровневых взаимодействий по муниципальным услугам.

8. Размещены на официальном сайте Правительства Ростовской области:

- таблица межведомственных и межуровневых взаимодействий по муниципальным услугам;

- шаблон технологической карты межведомственного взаимодействия;

- методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия;

- рекомендации по заполнению технологических карт межведомственного взаимодействия;

- список ответственных лиц федеральных органов исполнительной власти за переход на межведомственное взаимодействие.

9. Осуществляется координация деятельности муниципальных образований по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг. В каждом из муниципальных образований Ростовской области:

- определён заместитель главы администрации, ответственный за организацию межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг;

- сформирован координационный орган (рабочая группа) по организации межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг;

- назначено должностное лицо, ответственное за организацию внесения сведений в систему мониторинга выполнения мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ростовской области;

- ведется работа по актуализации реестра муниципальных услуг;

- сформирован перечень муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия;

- ведется работа по утверждению (приведению в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ) административных регламентов по всем услугам, входящим в реестр муниципальных услуг;

- ведется разработка технологических карт межведомственного взаимодействия.

10. Сформирован и утвержден план внесения изменений в нормативные правовые акты Ростовской области, необходимые для предоставления государственных услуг в режиме межведомственного и межуровневого взаимодействия. Внесения изменений требуют 92 нормативных правовых акта Ростовской области. Организована деятельность по внесению изменений в правовые акты Ростовской области, вошедшие в План внесения изменений.

11. Проведены семинары–совещания с работниками органов исполнительной власти Ростовской области по вопросам перехода на межведомственное взаимодействие. Данные вопросы также обсуждались на заседаниях комиссии по проведению административной реформы в Ростовской области.

12. Проведены обучающие видеосеминары с участием представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по вопросам методического и правового обеспечения перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг (22.04.2011, 25.05.2011, 10.11.2011, 07.12.2011).

13. В телефонном режиме осуществляется консультирование сотрудников органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления по вопросам организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

14. Вся информация о ходе и результатах проектирования межведомственного взаимодействия своевременно вносится в Информационную систему мониторинга выполнения мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие.В рамках создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг:

1. Созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в 31 муниципальном образовании области (в г. Азове, г. Батайске, г. Волгодонске, г. Гуково, г. Донецке, г. Ростове-на-Дону, г. Новочеркасске, г. Каменске-Шахтинском, г. Таганроге, г. Шахты, Азовском, Аксайском, Белокалитвинском, Веселовском, Волгодонском, Дубовском, Красносулинском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском, Миллеровском, Морозовском, Неклиновском, Октябрьском, Орловском, Песчанокопском, Пролетарском, Ремонтненском, Сальском, Семикаракорском, Советском и Цимлянском районах).

2. Принят Областной закон от 29.12.2010 № 549-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области по организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», разграничивающий полномочия органов государственной власти Ростовской области в части вопросов, касающихся предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Принят Областной закон от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепляющий организационные и правовые основы для оказания государственной поддержки создания и организации деятельности в Ростовской области единой сети МФЦ.

4. Постановлением Администрации области от 09.08.2011 № 504 утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ростовской области, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011-2013 годы», в рамках которой в 2011 году 20 муниципальным образованиям области выделены денежные средства на приобретение материально-технического, системного программного обеспечения и выполнение комплекса мероприятий по защите персональных данных в МФЦ. Программой также предусматривается создание в 2012 году МФЦ в оставшихся 24 муниципальных образованиях.

5. Разработаны методические рекомендации, включающие типовые должностные регламенты работников МФЦ, типовые положения об отделах МФЦ, регламент работы МФЦ, типовое положение о МФЦ, типовой регламент работы телефонных центров МФЦ. Методические рекомендации направлены в администрации всех муниципальных образований области.

6. Администрациями 21 муниципального образования, в которых в 2011 году созданы МФЦ, совместно с Правительством Ростовской области проведена работа по стандартизации порядка предоставления и сформирован типовой перечень муниципальных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рекомендуемых к предоставлению на базе МФЦ.

7. В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 02.12.2009 № 640, проведены курсы повышения квалификации 200 работников МФЦ. Форма проведения обучения ­– очно-дистанционная, объем учебной нагрузки – 72 учебных часа.

В рамках курсов повышения квалификации:

1) проведен анализ профессиональной квалификации слушателей;

2) проведены обучающие занятия со слушателями по функциональным возможностям интегрированной информационной системы единой сети МФЦ Ростовской области (далее – ИИС ЕС МФЦ РО);

3) проведены занятия по работе с ИИС ЕС МФЦ РО;

4) проведены мотивационные семинары со слушателями;

5) проведены тренинги по технике и культуре речи со слушателями;

6) проведены психологические семинары со слушателями (коммуникабельность, стрессоустойчивость, конфликтология);

7) проведены семинары по формированию имиджа работника МФЦ.

Кроме того, в рамках программы в 21 МФЦ внедрена интегрированная информационная система единой сети МФЦ Ростовской области, которая обеспечивает автоматизацию всех сфер деятельности многофункционального центра, в том числе: запись в электронную очередь, прием и консультирование граждан, осуществление межведомственного взаимодействия, обеспечение работы телефонного центра, web-портала и т.д.

1. На основе заключенных соглашений о взаимодействии между Правительством Ростовской области и 23 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти организовано межведомственное взаимодействие, в рамках которого МФЦ имеет возможность самостоятельно (без участия заявителя) запросить значительную часть документов и информации, необходимой для предоставления услуг, на безвозмездной основе.

2. Запущен информационно-аналитический портал единой сети МФЦ Ростовской области (www.mfc61.ru), позволяющий получать полную и актуальную информацию о процессе предоставления услуг на базе МФЦ, осуществлять мониторинг в режиме реального времени, а также принимать управленческие решения.

В рамках работы министерства экономического развития Ростовской области по организации межведомственного взаимодействия:

1. В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 21.07.2011 № 465 «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области» заключено соглашение о системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области с министерством информационных технологий и связи Ростовской области.

2. В министерство информационных технологий и связи Ростовской области подана заявка на подключение к системе исполнения регламентов.

3. В рамках выполнения мероприятий по осуществлению административной реформы государственными органами Ростовской области и органами местного самоуправления министерства экономического развития Ростовской области разработаны административные регламенты по исполнению государственных функций. Данные регламенты размещены на сайте минэкономразвития и направлены в министерство информационных технологий и связи Ростовской области с целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

4. Согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия по услугам, предоставляемым министерством экономического развития Ростовской области.

5. По состоянию на 08 февраля 2012г. на согласовании находится проект постановления Правительства Ростовской области «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области». Эти изменения дадут возможность оказывать государственные услуги (предоставление субсидий организациям-экспортерам области) с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. В соответствии с п.4 Решения Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 28 «Об итогах реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2011 году и основных направлениях оптимизации государственных и муниципальных услуг на 2012 год» вносятся изменения в следующие постановления Правительства Ростовской области:

­ от 20.10.2011 № 68 «О порядке предоставления субсидий организациям – экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов»;

­ от 20.10.2011 № 69 «О порядке предоставления субсидий организациям – экспортерам готовой продукции на возмещение части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях за рубежом, в части оплаты аренды выставочных площадей, регистрационных взносов и услуг по оформлению выставочных стендов»;

- от 09.12.2011 № 204 «О предоставлении субсидий организациям-экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях».

5. Взаимодействие с гражданами и организациями, общественными объединениями и средствами массовой информации.

5.1. Результаты взаимодействия государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления с гражданами и организациями по рассмотрению их обращений

В соответствии с федеральным и областным законодательством, регулирующим вопросы работы с обращениями граждан, в государственных органах Ростовской области действует единая система работы с обращениями граждан, обеспечивающая ответственность государственных служащих за своевременное и объективное рассмотрение обращений по фактам ставших известными гражданам случаев по признакам коррупционных или иных правонарушений.

По данному вопросу поддерживается тесное взаимодействие с правоохранительными органами.

Все обращения граждан, содержащие факты с признаками коррупционных или иных правонарушений, поступающие в Правительство Ростовской области, независимо от наличия данных о заявителе, направляются для рассмотрения Губернатору Ростовской области или его заместителям, в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, а также в прокуратуру Ростовской области для мер прокурорского надзора. Руководителями Правительства Ростовской области осуществляется личный контроль хода проверки изложенной в заявлении информации, для рассмотрения и проверки при необходимости создаются комплексные комиссии. Проверка фактов осуществляется с выездом на место, при участии заявителей (при наличии данных о них). По результатам рассмотрения заявлений разрабатываются и проводятся комплексные меры по предупреждению, выявлению и пресечению в дальнейшем правонарушений, связанных с подтвержденными фактами коррупции или иных правонарушений, устранению их последствий и наказанию виновных, вплоть до возбуждения уголовных дел. Аналогичные меры предпринимаются во всех органах государственной власти и местного самоуправления области.

Личный прием граждан, в том числе по вопросам противодействия коррупции, в областных органах исполнительной власти организован в соответствии с федеральным и областным законодательством, административными регламентами исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан органов.

В 2011 году в Правительство Ростовской области поступило 31984 обращения, что на 37 % больше предыдущего года (23321). Жители области обращались по проблемам жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения и другим, в том числе и по вопросам, имеющим признаки злоупотребления и коррупции.

Из вышестоящих федеральных органов государственной власти для рассмотрения по компетенции получено 11251 (35%), что соответствует количеству предыдущего года.

Исполнение наиболее социально значимых обращений контролировалось Губернатором Ростовской области и его заместителями. Всего на контроль в Правительстве Ростовской области было взято 15261 (48%) обращение.

В Прокуратуру Ростовской области и в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области было направлено соответственно 316 и 1232 обращения граждан, сообщающих о противоправных действиях, в том числе имеющих признаки коррупции. Их доля составила – 5 %. В предыдущем году – 6%.

Так, в 2011 году в отдел по работе с обращениями граждан поступило 51 обращение граждан, содержащее признаки коррупционных правонарушений. Из них часть обращений (37), а именно социально значимых, коллективных, индивидуальных, резонансных рассматривалось непосредственно в Правительстве Ростовской области, в т.ч. в аппарате областной антикоррупционной комиссии.

За отчетный период в аппарат комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области поступило 108 обращений граждан, содержащих возможные признаки коррупционных правонарушений, в т.ч. 29 обращений, поступило на официальный сайт Правительства Ростовской области, 9 – на телефон «горячей линии». Из них направлено по компетенции в правоохранительные органы Ростовской области 67 обращений, факты не подтвердились либо отсутствовали доказательства в 35. По результатам рассмотрения указанных обращений 2 государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

В органах местного самоуправления зарегистрировано 13 обращений. По результатам их рассмотрения 6 служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, двое уволено, в отношении одного муниципального служащего возбуждено уголовное дело.

 

Контрольные позиции
за 2011 год

Органы власти
Ростовской области

Органы местного самоуправления

Количество поступивших сообщений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими в отчетном периоде

108

13

Количество рассмотренных сообщений о коррупционных правонарушениях служащих

108

13

Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения

2

6

Из них:

уволено

0

2

Количество возбужденных уголовных дел

0

1

       

 

5.2. Результаты взаимодействия государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления с общественными объединениями

Постоянный диалог власти и общественности в течение 2011 года осуществлялся на нескольких площадках, это:

- Консультативный совет общественных объединений при Губернаторе Ростовской области;

- Консультативный совет по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области;

- «Круглый стол» Законодательного Собрания Ростовской области.

Заседания указанных органов проводились ежеквартально, на них обсуждались наиболее важные и актуальные вопросы общественно-политической, социально-экономической жизни региона.

Аналогичные совещательные органы действуют и в ряде муниципальных образований Ростовской области – в городах: Ростове-на-Дону, Волгодонске, Таганроге, Новочеркасске, Шахтах. Это местные консультативные советы или Общественные палаты как, например, в Волгодонске.

В 2011 году в соответствии с поручением Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева был разработан и принят Областной закон «Об Общественной палате Ростовской области». Палата сформирована в полном составе и приступила к работе. В Общественной палате представлены все социальные слои населения области: производственники и ученые, работники образования и здравоохранения, журналисты, представители профсоюзов, церкви, казачества, ветеранских и молодежных организаций.

Для дальнейшего совершенствования сотрудничества органов власти и общественности был принят Областной закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области».

Ростовская область одна из первых в России, где был принят такой закон. Для его реализации министерством внутренней и информационной политики Ростовской области были разработаны соответствующие нормативные акты, которые определили порядок предоставления субсидий, их объемы, утвердили состав конкурсной комиссии и положение о ней. Кроме того, по вопросам участия в конкурсе для руководителей некоммерческих организаций было проведено 5 кустовых совещаний: в городах Азове, Шахтах, Таганроге, два в Ростове-на-Дону. Одним из лауреатов данного конкурса стала Ростовская региональная общественная организация «Гражданское согласие», которая успешно реализовала в Зерноградском районе проект «Противодействие коррупции на муниципальном уровне». В настоящее время данная организация реализует аналогичные проекты в городах Таганроге и Шахтах.

В рамках реализации информационной, методической и консультативной помощи социально-ориентированным некоммерческим организациям запущен интернет-сайт «Гражданский форум Ростовской области». Информационный ресурс стал площадкой для некоммерческих организаций по обмену опытом, получению квалифицированной помощи, предоставил возможность каждой организации размещать информационные справки о себе и своей деятельности, новостные материалы, анонсы мероприятий.

В целях профилактики коррупционных правонарушений, формирования в обществе нетерпимости к коррупции, в том числе системы морально-нравственного воспитания муниципальных служащих и населения области решением комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области образована информационная рабочая группа комиссии для проведения научно-практических конференций.

С начала 2011 года проведены научно-практические конференции в 13 муниципальных образованиях Ростовской области, в них приняли участие более 3000 служащих и жителей области. Проведение конференций сопровождается показом документального фильма антикоррупционной направленности «Стоп-коррупция», в них принимают участие главы территорий и руководители правоохранительных органов муниципальных образований.

30 июня 2011 года проведена научно-практическая конференция с адвокатами Ростовской области с целью предупреждения коррупционных проявлений. Приняли участие представители Общественной Палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, руководители правоохранительных органов Ростовской области, члены комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области, представители научного сообщества, адвокаты области – более 500 человек.

15 декабря 2011 года на базе Южно-Российского института – филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование антикоррупционного сознания в молодежной среде: роль государства и научного сообщества». В работе конференции приняли участие представители муниципальных образований Ростовской области, общественных объединений, научного сообщества - более 400 человек.

5.3. Результаты взаимодействия государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления со средствами массовой информации и изучения общественного мнения об эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий

В целях формирования общественного мнения, направленного на негативное отношение к фактам коррупции, пропаганду честного, законопослушного образа жизни, широкого привлечения СМИ к антикоррупционной пропаганде, повышения правовой культуры населения, предупреждения коррупционных правонарушений и преступлений под эгидой областной комиссии по противодействию коррупции ежегодно провидится областной конкурс журналистских работ на лучшее освещение темы противодействия коррупции «СМИ против коррупции». В 2011 году на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области 19 декабря председателем комиссии – Губернатором области В.Ю. Голубевым вручены награды 6 лауреатам конкурса в различных номинациях.

Результаты проведенного в мае 2011 года социологического опроса по теме «О состоянии коррупции в Ростовской области» (краткая версия) к настоящему отчету прилагаются.

6. Антикоррупционное образование и просвещение

6.1. Результаты антикоррупционного образования

Областной долгосрочной целевой программой «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 – 2014 годы предусмотрены финансовые средства на проведение учебных мероприятий с государственными и муниципальными служащими Ростовской области по теме «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления».

В 2011 году в рамках исполнения государственного контракта на оказание образовательных услуг между Правительством Ростовской области и ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» проведены курсы повышения квалификации по программе «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления», участие в которых приняли 276 человек, в том числе государственные гражданские служащие областных органов исполнительной власти (103 чел.), аппарата Правительства области (16 чел.) и муниципальные служащие (173 чел.).

 

Контрольные позиции
за 2011 год

Органы власти
Ростовской области

Органы местного самоуправления

Количество служащих, прошедших обучение

103

173

в том числе:

руководители

36

53

помощники (советники)

0

3

специалисты

62

105

обеспечивающие специалисты

5

12

 

Подготовка специалистов, реализующих программы профилактики коррупционных нарушений в образовательных учреждениях, осуществляется в рамках курсов, проводимых государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО).

В 2011 году преподавателями ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО продолжено проведение занятий со слушателями курсов повышения квалификации в рамках образовательного модуля «Антикоррупционная безопасность образовательного учреждения», содержащего вопросы профилактики коррупционных нарушений в образовательных учреждениях.

Институт включил антикоррупционную тематику в вариативную часть учебного плана курсов повышения квалификации педагогов. Данная тематика также включена в обязательном порядке в вариативную часть на курсах руководителей образовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений, классных руководителей, частично на курсах учителей-предметников.

В октябре-декабре 2011 года прошли курсовую подготовку 250 руководителей и заместителей руководителей, 50 экспертов по аттестации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, освоив модуль «Профилактика коррупционных нарушений в образовательных учреждениях» в объеме 6 часов.

В рамках антикоррупционной деятельности различных учреждений и организаций Ростовской области образовательные учреждения выступают как средство формирования установок сознания и поведения подрастающего поколения. В школах реализуется правовое обучение и воспитание, проводятся внеурочные занятия по гражданскому образованию, поднимаются вопросы, касающиеся явления коррупции, противодействия коррупции.

Развивается методическая, дидактическая база образовательных учреждений, разработаны методические пособия по проблеме противодействия коррупции через образование и воспитание.

6.2. Результаты антикоррупционного просвещения

Программы антикоррупционного просвещения и воспитания введены в 100% общеобразовательных учреждений Ростовской области на третьей ступени обучения, в основном в форме модульного обучения в рамках предметов правовой направленности.

Кроме того, в общеобразовательных учреждениях области проводятся тематические уроки по антикоррупционному просвещению учащихся 5-9 классов с применением интернет-технологий.

В практику работы многих образовательных учреждений Ростовской области продолжают внедряться различные формы работы по антикоррупционному просвещению школьников 4-11 классов.

Для учащихся 4-6 классов: деловые игры («Что такое хорошо, что такое плохо», «Права и обязанности человека»), классные часы («Быть честным», «По законам справедливости»), беседы, конкурсы рисунков.

Для учащихся 7-9 классов: конкурсы антикоррупционной социальной рекламы, беседы-дискуссии, практикумы.

Для учащихся 10-11 классов: презентации, круглые столы, встречи с представителями органов внутренних дел, диспуты, конкурсы сочинений и т.д.

С начала 2011-2012 учебного года во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательно-просвети­тельские программы по вопросам предупреждения коррупции для обучающихся и студентов. В соответствии с годовыми планами воспитательной работы проводятся мероприятия, посвященные формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры.

В ГОУ НПО и ГОУ СПО определен перечень мероприятий, формирующих систему правового просвещения обучающихся по вопросам противодействия коррупции (анкетирование, классные часы, диспуты, лектории, круглые столы и др.). Преподавателями ГОУ НПО, ГОУ СПО разработаны методические разработки к классным часам, «круглым столам» по темам: «Реально ли обуздать коррупцию?», «Россия без коррупции», «Аргументы "за" и "против" коррупции», «Коррупция как форма девиации», «Коррупция как моральная проблема в этическом кодексе» и др.

В электронных и печатных СМИ области было организовано размещение 890 материалов по антикоррупционному просвещению. Из них: в печатных СМИ – 204, на телеканалах – 95, на Интернет-сайтах – 331, на Интернет-лентах информационных агентств – 260

6.3. Результаты доступа к информации и интерактивным сервисам, размещаемым на сайтах государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления

В Ростовской области внедрен портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области (pgu.donland.ru). В 2011 году продолжена работа по наполнению портала государственных и муниципальных услуг. В частности, проведено 3 видеосеминара, 3 выездных совещания на территории муниципальных образований области, разработаны и размещены на сайте Правительства Ростовской области методические рекомендации по вопросам организации формирования реестров муниципальных услуг и наполнения регионального реестра и портала государственных и муниципальных услуг. Реестры муниципальных услуг приняты во всех муниципальных образованиях области. В региональном реестре и на портале опубликовано 383 государственные и 2203 муниципальные услуги. Разработан и еженедельно публикуется на сайте Правительства Ростовской области рейтинг наполнения регионального портала информацией о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления области и подведомственными им организациями.

Организована работа по заключению соглашений о взаимодействии и взаимном информационном обмене Правительства области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений – отделений государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В рамках соглашений разрабатываются порядки информационного взаимодействия (в т.ч. в электронном виде) по каждому документу.

Приняты постановления Администрации Ростовской области от 01.06.2011 № 324 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ростовской области административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» и от 09.06.2011 № 368 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 10.08.2010 № 102», направленные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, наполнение и ведение реестра услуг.

Разработаны и рекомендованы органам местного самоуправления типовая форма межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг и типовой план муниципального образования по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг в 2011 году.

Указанные меры позволяют снизить количество документов, которые заявитель при получении услуг предоставляет лично, упростить процедуру формирования пакета необходимых документов, сократить сроки получения услуг, исключить необходимость личного посещения сотрудников государственных органов, принимающих решение о предоставлении услуги. Это способствует повышению качества оказания государственных услуг, снижению уровня коррупции на территории Ростовской области.

7. Меры по противодействию коррупции
в сфере государственных и муниципальных закупок

7.1. Противодействие коррупции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Министерством экономического развития Ростовской области в начале 2011 года реализована интеграция информационного ресурса Ростовской области «Рефери» с общероссийским официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов с целью информационного взаимодействия между указанными системами, а также операторами площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. Данный процесс позволил пользователям региона продолжать работу по размещению заказов в привычных технических условиях, что способствует расширению практики применения и повышению качества процедур электронных торгов, в том числе открытых аукционов в электронной форме, а также позволяет избежать нарушений сроков размещения информации по техническим причинам.

На региональном уровне интеграция закреплена постановлением Администрации Ростовской области от 15.04.2011 № 196 «Об организации работы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ростовской области и нужд бюджетных учреждений Ростовской области». Также указанным документом определен порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта при проведении торгов и порядок согласования обоснованности начальной (максимальной) цены контракта при проведении торгов на поставку товаров на сумму свыше 5 млн. рублей главными распорядителями средств областного бюджета. В соответствии с указанным порядком в министерство экономического развития Ростовской области по состоянию на 1 января 2012г. поступило 192 обращения, из них большая часть 151 обращений от министерства здравоохранения на сумму 1,76 млрд. рублей. На втором и третьем месте по количеству обращений ГУ МВД России по Ростовской области (15 обращений) на сумму 300 млн. рублей и департамент лесного хозяйства на сумму (13 обращений) на сумму 135 млн. рублей.

В результате работы по согласованию начальных (максимальных) цен контрактов, снижение цен по отношению к первоначально заявленным, составило порядка 140 млн. рублей.

В ряде случаев, при анализе рынка цен, фактически сложившаяся рыночная цена на закупаемый товар была до 30 процентов ниже, чем заявленная заказчиком. Данные цифры говорят о том, что заказчики не уделяют должного внимания вопросу формирования начальной (максимальной) цены контракта. Поверхностный подход к этому процессу, как показала практика, может привести к серьезным проблемам и нежелательным последствиям для заказчиков.

Кроме того, необходимо отметить, что за 2011 год министерством экономического развития Ростовской области работа по проведению внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления проводилась в трех направлениях:

- по информации, представленной контрольными органами муниципальных образований;

- осуществлялось рассмотрение постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, направленных прокуратурой области;

- проведение министерством экономического развития Ростовской области собственного мониторинга на предмет выявления нарушений законодательства о размещении заказов.

1. Так, по информации, представленной органами местного самоуправления, проведено 45 внеплановых проверок, из них по результатам 29 проверок возбуждено 467 дел об административных правонарушениях, из них по 135 вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 1 892 297,89 рубля.

По итогам 2011 года из 55 муниципальных образований участие в проведении внеплановых проверок приняли всего лишь 8 муниципалитетов: г.Ростов-на-Дону, г. Волгодонск, г. Новочеркасск, г.Новошахтинск, г.Каменск-Шахтинский, Обливский, Матвеево-Курганский и Волгодонской районы. Так, только по представленному административному материалу от контрольного органа г.Ростова-на-Дону проведено 30 внеплановых проверок, вынесено 290 постановлений, в т.ч. 86 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1 262 530,54 рублей.

Основными нарушениями по итогам данных проверок явились:

- рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством должна быть отклонена;

- непредставление или несвоевременное представление сведений о заключении контракта, его изменении либо расторжении в реестр контрактов;

- нарушение должностными лицами сроков заключения муниципального контракта.

2. Прокуратурой Ростовской области, Аксайского и Зимовниковского районов в адрес министерства экономического развития Ростовской области направлены на рассмотрение 50 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено 36 постановлений о наложении штрафа на сумму 432352,5 рублей. Основная часть нарушений приходится на ст. 19.7.4 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений о заключении контракта, его изменении либо расторжении в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов), ст. 19.7.2 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений в уполномоченный на осуществление контроля орган исполнительной власти) и ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ (нарушение сроков заключения контракта).

3. Министерством экономического развития области проведен мониторинг муниципальных заказчиков на предмет нарушений законодательства о размещении заказов. Так, из 12 внеплановых проверок в 10 из них выявлены нарушения по ст. 19.7.4 КоАП РФ. В общей сложности должностные лица заказчиков привлечены к административной ответственности на сумму 20 тыс. рублей.

В целях совершенствования законодательства в сфере закупок в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации направлены предложения по внесению изменений и дополнений в Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 № 601, сформированные на основании практики использования указанной номенклатуры заказчиками области при размещении заказов и направленные на совершенствование процесса формирования технического задания и определения способа размещения заказа. Частично данные предложения учтены в Приказе Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273.

19 декабря 2011 года на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области в порядке контроля был рассмотрен вопрос «О мерах по противодействию коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок» (Протокол № 4). По результатам комиссией были разработаны и приняты дополнительные меры, направленные на совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков с органами прокуратуры, территориальными органами федеральных контрольно-надзорных служб. Особое внимание было уделено мерам по выявлению и пресечению т.н. картельных сговоров, минимизации коррупционных проявлений при привлечении субподрядных организаций для выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

8. Меры по противодействию коррупции в области использования
государственного и муниципального имущества и в сфере землепользования

8.1. Противодействие коррупции при использовании государственного и муниципального имущества

В целях свободного доступа граждан и организаций Ростовской области к информации по проведению аукционов (конкурсов) на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Ростовской области, такая информация организаторами торгов (органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями Ростовской области) размещается на официальном сайте торгов Российской Федерации в сети Интернет.

Аналогичная информация размещается министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области на сайте Правительства Ростовской области в разделе «Экономика - Торги - Объявления».

В министерстве при использовании государственного и муниципального имущества проведены следующие мероприятия по совершенствованию системы учета государственного и муниципального имущества и оценке эффективности его использования в отчетном периоде.

В целях оценки эффективности работы областных государственных унитарных предприятий принято постановление Администрации Ростовской области от 09.06.2011 № 358 «О создании комиссии Администрации Ростовской области по оценке эффективности работы областных государственных унитарных предприятий».

Во исполнение распоряжения министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 14.05.2010 № 276 «Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Ростовской области» комиссиями министерства проводятся проверки использования по назначению и сохранности областного имущества, созданными соответствующими распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, в соответствии с Планом мероприятий, проводимых в министерстве по контролю за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества области на 2011 год.

В 2011 году проведены проверки использования по назначению и сохранности областного имущества 3 государственных учреждений Ростовской области, 1 государственного унитарного предприятия Ростовской области и 3 объектов казны Ростовской области.

По результатам проверок выработаны рекомендации:

областным отраслевым органам, государственным учреждениям Ростовской области:

- внести изменения в уставы государственных учреждений Ростовской области в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и законодательством, вступившим в силу с 01.01.2011;

- принять меры для ремонта объектов недвижимости;

государственным учреждениям Ростовской области государственному унитарному предприятию Ростовской области:

принять меры для государственной регистрации прав на принадлежащее им на праве оперативного управления, хозяйственного ведения недвижимое имущество;

государственному унитарному предприятию Ростовской области:

- принять меры к оформлению в установленном порядке передачи жилого дома из областной в муниципальную собственность.

В 2011 году также проведены проверки использования по назначению и сохранности областного имущества 8 объектов казны Ростовской области.

По результатам проверок имущества казны Ростовской области выработаны рекомендации:

- принять меры по оформлению в установленном порядке технической документации на объекты недвижимости, а также правоустанавливающих документов на земельные участки;

- до принятия соответствующего решения о распоряжении объектами недвижимости обеспечить их сохранность;

- рассмотреть вопрос об исключении объекта казны из реестра государственного имущества Ростовской области в связи с принадлежностью другому правообладателю;

- рассмотреть вопрос о передаче объектов казны в муниципальную собственность.

За отчетный период продолжена работа по переходу на новый порядок учета государственного имущества Ростовской области, заключавшаяся в переводе ранее учтенной информации в электронные карты с расширенным перечнем характеристик объектов.

По состоянию на 1 января 2012г. из 635 организаций, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации правом владения, пользования, распоряжения государственным имуществом Ростовской области, представили сведения об имеющемся областном имуществе 633 организации, или 99% от общего количества.

В 2011 году внесены в реестр государственного имущества Ростовской области сведения о 169 организациях и имеющемся у них областном имуществе. Всего из 633 организаций, представивших соответствующие документы, по состоянию на 01.01.2012 внесены сведения о 530 организациях и имеющемся у них областном имуществе.

В 2011 году в реестр государственного имущества Ростовской области внесено 5315 объектов учета. Всего по состоянию на 01.01.2012 в реестр государственного имущества Ростовской области внесено 13950 объектов, в том числе недвижимого имущества - 5634 объекта, движимого - 8316 объектов.

За 2011 год министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области подготовлено:

502 распоряжения по вопросам учета государственного имущества Ростовской области в реестре государственного имущества Ростовской области;

2520 выписок из реестра государственного имущества Ростовской области;

774 ответа на запросы о наличии информации об объектах учета в реестре государственного имущества Ростовской области.

В июне 2011 года принято постановление Администрации Ростовской области от 20.06.2011 № 388 «Об организации проведения инвентаризации государственного имущества Ростовской области», в соответствии с которым государственным унитарным предприятиям Ростовской области, государственным учреждениям Ростовской области, в том числе органам исполнительной власти Ростовской области, необходимо организовать в установленном порядке проведение годовой инвентаризации государственного имущества Ростовской области, принадлежащего ГУП РО, ГУ РО на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, в том числе основных средств.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 20.06.2011 № 388 аналогичную работу рекомендовано организовать органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Ростовской области.

8.2. Противодействие коррупции в сфере землепользования

С целью реализации мер по противодействию коррупции в сфере землепользования, вскрытия нецелевого использования земельных участков, находящихся в собственности Ростовской области, за отчетный период министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области проведены проверки эффективного и целевого использования 82 земельных участков. В результате проверок выявлены следующие типичные нарушения:

не оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки в соответствии с действующим законодательством – 23 участка (г. Ростов-на-Дону, г. Волгодонск, г. Новочеркасск, г. Таганрог, Пролетарский район, Сальский район);

имеются объекты недвижимости с неоформленными правоустанавливающими документами и объекты посторонних пользователей - 8 участков (г. Ростов-на-Дону, г. Шахты, Азовский район);

не установлены границы земельных участков на местности - 6 участков (г. Таганрог, Пролетарский район, г. Новошахтинск);

4 участка не используются (Морозовский район, г. Новочеркасск, г. Гуково).

Составлены акты обследования земельных участков, в которых даны соответствующие рекомендации по устранению нарушений. Проведены мероприятия по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки. Организована работа по устранению выявленных нарушений по проверкам за 2011 год.

Кроме того, Планом работы комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области на 2012 год предусмотрено рассмотрение в IV квартале т.г. вопроса «О принимаемых мерах по предупреждению коррупционных проявлений в сфере имущественных и земельных отношений в Ростовской области».

Размещен:Размещено:
16.03.2012 10:04:52|
Изменено:
16.03.2012 11:00:16|
Количество просмотров:
1910

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации